Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение к приказу
Департамента государственной
гражданской службы и кадровой
политики Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от "12" сентября 2019 года N 36-ОД-100
Стандарт деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в сфере противодействия коррупции
1. Общие положения
Стандарт деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - автономный округ) в сфере противодействия коррупции разработан в целях осуществления единой скоординированной деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа по противодействию коррупции в автономном округе в соответствие с федеральными законами от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.09.2008 N 86-оз "О мерах противодействия коррупции в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", от 20.07.2007 N 113-оз "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" и на основе Методических рекомендаций по отдельным вопросам организации антикоррупционной работы в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях в отношении лиц, замещающих муниципальные должности, и муниципальных служащих, разработанных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Меры по предупреждению коррупции в отношении лиц, обладающих публично-властными полномочиями, реализуются посредством антикоррупционных институтов, обеспечивающих:
- получение и проверку сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - сведения о доходах);
- предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
- контроль за соблюдением ограничений и запретов, исполнением обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации в области противодействия коррупции.
2. Нормативно-правовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в сфере противодействия коррупции
В органах местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, в целях реализации законодательства о противодействии коррупции на муниципальной службе, должны быть изданы следующие нормативные правовые акты:
1. Об утверждении Перечня должностей муниципальной службы в (наименование органа местного самоуправления муниципального образования), при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее - перечень должностей муниципальной службы);
2. О порядке представления сведений о доходах муниципальными служащими;
3. О порядке размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы, и членов их семей на официальных сайтах органов местного самоуправления и предоставления этих сведений общероссийским и окружным средствам массовой информации для опубликования;
4. О создании (назначении) подразделения (должностных лиц) по профилактике коррупционных и иных правонарушений;
5. О персональной ответственности за состояние антикоррупционной работы;
6. О координационном органе по противодействию коррупции;
7. О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению;
8. Об утверждении плана противодействия коррупции;
9. О порядке проведения антикоррупционной экспертизы;
10. Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения муниципальных служащих;
11. Об организации деятельности "телефона доверия", по которому граждане могут сообщить о коррупционных правонарушениях;
12. О порядке сообщения муниципальными служащими, замещающими должности муниципальной службы о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов;
13. О порядке уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений;
14. Об утверждении положения о сообщении лицами, замещающими муниципальные должности, о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации;
15. О порядке применения взыскания за несоблюдение муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;
16. О порядке проведения проверки соблюдения запрета, налагаемого на гражданина, замещавшего должность муниципальной службы, при заключении им трудового договора или гражданско-правового договора;
17. Об утверждении перечня должностей муниципальной службы, в течении двух лет после увольнения с которых гражданин имеет право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, и порядке получения такого согласия;
18. О представлении лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
19. О порядке представления лицами, замещающими должности муниципальной службы в (указать наименование органа местного самоуправления), сведений о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
В целях внедрения антикоррупционных стандартов в муниципальные учреждения должны быть изданы следующие нормативные правовые акты:
1. Об утверждении основных направлений антикоррупционной деятельности в муниципальных учреждениях, муниципальных предприятиях;
2. Типовые правила обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства в муниципальных учреждениях, муниципальных предприятиях;
3. Типовое положение о конфликте интересов работников муниципальных учреждений, муниципальных предприятиях;
4. Об утверждении Типового кодекса этики и служебного поведения работников муниципальных учреждений, муниципальных предприятий;
5. Об утверждении Типового положения информирования работниками работодателя о случаях склонения их к совершению коррупционных правонарушений и порядке рассмотрения таких сообщений в муниципальных учреждениях, муниципальных предприятиях.
3. Определение ответственных должностных лиц по профилактике коррупционных и иных правонарушений
В соответствии с требованиями Федерального закона от 25.12.2008 N 273-Ф3 "О противодействии коррупции" в каждом органе местного самоуправления необходимо создание (назначение) подразделения (должностных лиц) по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений образуется локальным правовым актом. В случае, если создание подразделения невозможно по объективным причинам, то в целях организации эффективной работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений необходимо определить ответственных должностных лиц для обеспечения взаимозаменяемости сотрудников при временном отсутствии одного из них.
На должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, рекомендуется возложить следующие полномочия:
организация исполнения нормативных правовых актов о противодействии коррупции;
подготовка Плана мероприятий по противодействию коррупции в органе местного самоуправления, обеспечение контроля их выполнения;
оказание муниципальным служащим и гражданам консультативной помощи по вопросам, связанным с применением нормативных правовых актов о противодействии коррупции;
сбор и размещение на официальном сайте органа местного самоуправления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в порядке, установленном правовым актом органа местного самоуправления;
осуществление анализа и проверки:
достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы органа местного самоуправления и лиц, замещающих указанные должности;
соблюдения муниципальными служащими, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции;
соблюдения гражданами, замещавшими должности муниципальной службы органа местного самоуправления, ограничений при заключении ими после увольнения с муниципальной службы трудового договора и (или) гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами;
ведение журналов регистрации уведомлений о получении подарков; о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений; о выполнении иной оплачиваемой работы;
о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов; учета проверок;
организационное обеспечение деятельности комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, образованной в органе местного самоуправления, подготовка материалов к заседаниям комиссии и контроль исполнения принятых ею решений;
размещение на официальном сайте органа местного самоуправления в разделе "Противодействие коррупции" информации об антикоррупционной деятельности, нормативных правовых актов в данной сфере федерального, регионального и муниципального уровней, иных материалов по противодействию коррупции, их актуализация;
организация правового просвещения муниципальных служащих по вопросам противодействия коррупции;
работа по координации и организации противодействия коррупции в учреждениях, подведомственных органам местного самоуправления муниципальных образований автономного округа;
подготовка и своевременное предоставление отчета АИС мониторинг "Сведения о ходе реализации мер по противодействию коррупции в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления" (представляется ежеквартально с нарастающим итогом);
подготовка и размещение на официальном сайте органа местного самоуправления информации о реализации муниципального Плана мероприятий по противодействию коррупции;
осуществление взаимодействия с правоохранительными органами, иными государственными органами, общественными объединениями, средствами массовой информации в целях реализации мер по профилактике коррупционных и иных правонарушений; осуществление иных функций в области противодействия коррупции в соответствии с нормативными правовыми актами.
Обязанности по осуществлению работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений должны быть четко определены в должностных инструкциях служащих.
В соответствии с Распоряжением Губернатора автономного округа от 22.02.2014 N 102-рг "О персональной ответственности за состояние антикоррупционной работы в органах государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также организациях, в отношении которых Ханты-Мансийский автономный округ - Югра выступает единственным учредителем" органам местного самоуправления муниципальных образований автономного округа необходимо утвердить перечни должностных лиц, на которых возлагается персональная ответственность за состояние антикоррупционной работы в части обеспечения:
полного и своевременного принятия мер и проведения мероприятий по противодействию коррупции;
ознакомления с нормативными правовыми актами в сфере противодействия коррупции и проведения регулярной работы по разъяснению требований антикоррупционного законодательства с муниципальными служащими (сотрудниками) возглавляемого структурного подразделения;
выполнения плана работы подразделений (специалистов) кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
4. Планирование мероприятий по противодействию коррупции
Деятельность органа местного самоуправления должна осуществляться на плановой основе. Для этого необходимо разработать и утвердить План мероприятий по противодействию коррупции (далее - План). При разработке (внесении изменений) Плана целесообразно обеспечить соответствие мероприятий Национальной стратегии и Национальному плану противодействия коррупции, утвержденным указами Президента Российской Федерации, а также плана противодействия коррупции в автономном округе.
В планах мероприятий по противодействию коррупции в органах местного самоуправления муниципальных образований автономного округа рекомендуется предусмотреть:
- включение конкретных мероприятий, направленных на устранение имеющихся недостатков в системе противодействия коррупции в муниципальном образовании, с указанием сроков исполнения мероприятия, ответственных исполнителей и формы реализации мероприятия;
- конкретные мероприятия, направленные на укрепление взаимодействия с институтами гражданского общества, активизацию деятельности общественных советов, объединений и организаций в работе по реализации государственной антикоррупционной политики, созданию общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления.
Рекомендуем при проведении анализа эффективности исполнения муниципальных планов противодействия коррупции (далее - план) учесть следующее:
- осуществление контроля исполнения плана;
- реализация плановых мероприятий и достигнутых результатах (особое внимание обратить на сферу жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования, закупок, как сфер деятельности наиболее подверженных коррупционных рискам);
- взаимодействие с правоохранительными органами, институтами гражданского общества в сфере противодействия коррупции (в каких формах выражалось);
- информационное обеспечение антикоррупционной деятельности;
- сведения о неисполненных мероприятий, затруднениях, возникших при их реализации;
- предложения по организации работы в дальнейшем.
В целях контроля за исполнением плановых мероприятий целесообразно организовать предоставление главе органа местного самоуправления отчета об исполнении мероприятий Плана.
В случае изменения законодательства по противодействию коррупции необходимо обеспечить своевременную корректировку Плана. Внесение изменений в План производится в порядке, установленном для его утверждения. Как правило, План оформляется в табличной форме, которая содержит основополагающие графы: мероприятия по противодействию коррупции; срок выполнения, ответственные исполнители.
План подлежит размещению в разделе "Противодействие коррупции" на официальном сайте органа местного самоуправления. Контроль за выполнением Плана осуществляет глава органа местного самоуправления либо уполномоченное лицо. Отчеты о выполнении мероприятий плана рассматриваются на совещаниях, заседаниях коллегий, комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
Годовой отчет о выполнении мероприятий Плана размещается в разделе "Противодействие коррупции" на официальном сайте органа местного самоуправления.
5. Система мер по обеспечению соблюдения муниципальными служащими антикоррупционных стандартов
Лица, ответственные за профилактику коррупционных правонарушений, обеспечивают соблюдение муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения обязанностей в сфере противодействия коррупции, установленных Федеральными законами от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", от 25.12.2008 N 273-Ф3 "О противодействии коррупции", а также кодексом этики и служебного поведения муниципальных служащих, утвержденным правовым актом органа местного самоуправления.
5.1. Оценка коррупционных рисков
Лицам, ответственным за профилактику коррупционных правонарушений, необходимо проводить оценку коррупционных рисков, возникающих при реализации органом местного самоуправления своих функций, а также вносить при необходимости изменения в Перечень должностей муниципальной службы.
Оценка коррупционных рисков заключается в выявлении условий и обстоятельств (действий, событий), возникающих в ходе конкретного управленческого процесса, позволяющих злоупотреблять должностными (трудовыми) обязанностями в целях получения, как для должностных лиц, так и для третьих лиц выгоды в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) вопреки законным интересам общества и государства. При определении перечня коррупционно-опасных функций рекомендуется обращать внимание на функции, предусматривающие:
осуществление постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций;
размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание, предоставление права на заключение договоров аренды земельных участков, других объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности района либо муниципального образования;
подготовку и принятие решений о возврате или зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм пеней и штрафов;
лицензирование отдельных видов деятельности, выдачу разрешений на отдельные виды работ и иные аналогичные действия;
проведение расследований причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, муниципальному имуществу;
представление в судебных органах прав и законных интересов органа местного самоуправления;
предоставление муниципальных услуг гражданам и организациям; хранение и распределение материально-технических ресурсов.
Данный перечень не является исчерпывающим и носит рекомендательный характер для определения коррупционно-опасных функций в органе местного самоуправления.
Для эффективности работы рекомендуется разработать и утвердить карты коррупционных рисков, включающие наименование коррупционных рисков и примерный комплекс мер по их устранению или минимизации.
При оценке коррупционных рисков следует руководствоваться Методическими рекомендациями Минтруда России от 25.12.2014 N 18-0/10/В-8980 по проведению оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций.
По итогам оценки коррупционных рисков формируется и утверждается Перечень должностей муниципальной службы. Основаниями для внесения изменений (дополнений) в Перечень должностей муниципальной службы могут стать изменения законодательства Российской Федерации, предусматривающие возложение новых или перераспределение реализуемых функций, результаты проведения оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций, мониторинга исполнения должностных обязанностей муниципальными служащими и т.д.
Лица, замещающие должности, включенные в указанный перечень, обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также аналогичные сведения супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
5.2. Сбор, анализ и обработка сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих, их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.
В процессе проведения декларационной кампании необходимо проводить консультации, семинары, аппаратные учебы с муниципальными служащими по проблемным вопросам заполнения справок о доходах. Анализ представленных сведений осуществляется лицами, ответственными за профилактику коррупционных нарушений.
Размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера осуществляется на официальном сайте органа местного самоуправления в порядке и сроки, установленные муниципальным правовым актом.
5.3. Обеспечение соблюдения муниципальными служащими антикоррупционных процедур
Лица, ответственные за профилактику коррупционных правонарушений, организуют работу по реализации муниципальными служащими обязанностей по уведомлению представителя нанимателя в установленных правовыми актами случаях. Уведомления подлежат обязательной регистрации в специальном журнале, который должен быть прошит и пронумерован.
В случае обращения к муниципальному служащему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений он обязан уведомить об этом представителя нанимателя, органы прокуратуры или другие государственные органы (ч. 1 ст. 9 Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"). Порядок уведомления о соответствующих фактах обращения, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются представителем нанимателя. Невыполнение муниципальным служащим указанной обязанности является правонарушением, влекущим его увольнение с муниципальной службы, либо привлечение к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Конфиденциальность полученных сведений обеспечивается представителем нанимателя или по его поручению лицом, ответственным за профилактику коррупционных правонарушений.
Муниципальный служащий, за исключением муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту, вправе с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов и если иное не предусмотрено Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" (ч. 2 ст. 11). К иной оплачиваемой работе относится работа, связанная с трудовыми отношениями (на основании трудового договора) и с гражданско-правовыми отношениями (авторский договор, договор возмездного оказания услуг и т.п.). Уведомление представителя нанимателя необходимо осуществить до заключения трудового или гражданско-правового договора. Порядок уведомления представителя нанимателя о намерении муниципального служащего выполнять иную оплачиваемую работу утверждается правовым актом муниципального органа.
Муниципальному служащему запрещается получать в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения) (п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации"). Муниципальный служащий уведомляет представителя нанимателя обо всех случаях получения им подарка в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями в сроки и в порядке, установленные муниципальным правовым актом.
Муниципальный служащий обязан уведомлять в письменной форме представителя нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта (п. 11 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").
Муниципальному служащему запрещается принимать без письменного разрешения главы муниципального образования награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениям (п. 10 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").
Гражданин, замещавший должность муниципальной службы, включенную в Перечень должностей муниципальной службы, в течение двух лет после увольнения с муниципальной службы не вправе замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу на условиях гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, установленном нормативным правовым актом (ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации"). К функциям муниципального управления организацией относятся полномочия служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.
К числу таких решений (проектов решений) можно отнести:
принятие правовых актов и разработку (утверждение) муниципальных программ, связанных с регулированием осуществляемой заинтересованной организацией деятельности;
оказание муниципальных услуг, получателем которых была заинтересованная организация;
осуществление контроля и надзора в соответствующей сфере, в том числе в отношении заинтересованной организации;
координацию и стимулирование деятельности хозяйствующих субъектов в соответствующей отрасли экономики, либо участников общественных отношений в других сферах деятельности, в том числе и заинтересованной организации;
управление подведомственными организациями, осуществляющими деятельность в той же сфере, что и заинтересованная организация.
Гражданин, замещавший должность муниципальной службы, включенную в Перечень должностей муниципальной службы, в течение двух лет после увольнения с муниципальной службы обязан сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы (ч. 1, 2 ст. 12 Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
6. Организационные и разъяснительные меры по правовому и антикоррупционному просвещению муниципальных служащих
Применение организационных и разъяснительных мер по соблюдению муниципальными служащими антикоррупционных требований входит в обязанности лиц, ответственных за профилактику коррупционных правонарушений.
Примерный перечень таких мер:
1. Поступающим на муниципальную службу лицам, а также муниципальным служащим рекомендуется разъяснять установленные ограничения, запреты, требования о предотвращении и урегулировании конфликта интересов, требования к служебному поведению, обязанности, установленные в целях противодействия коррупции, а также ознакомить под роспись с нормативными правовыми актами федерального, регионального и муниципального уровней в данной сфере. Дополнительно можно обеспечить служащего комплектом соответствующих документов (в бумажном или электронном виде), содержащим выписки из федерального законодательства о противодействии коррупции, правовых актов автономного округа и органа местного самоуправления, методические материалы, кодекс этики и служебного поведения и др.
2. Вопросы на знание антикоррупционных требований рекомендуется включить в задания на конкурс (тесты или другие оценочные процедуры) при поступлении на службу, включении в кадровый резерв, проведении аттестации.
3. Обеспечение актуальности и доступности информации по вопросам противодействия коррупции осуществляется через:
наличие у лица, ответственного за профилактику коррупционных правонарушений, поддерживаемого в актуальном состоянии комплекта документов (выписки из федерального и регионального законодательства о противодействии коррупции, правовые акты органа местного самоуправления, методические материалы для служащих, кодекс этики и служебного поведения и др.), как на бумаге, так и в электронном виде;
размещение указанных выше документов во внутренней информационно-коммуникационной сети органа (при ее наличии) с обеспечением доступа к ним служащих;
размещение информации по вопросам противодействия коррупции на сайте органа местного самоуправления: нормативно-правовой базы, памяток, рекомендаций, разъяснений, форм документов (заявлений, уведомлений, справок и т.д.), сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, информации о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, мероприятиях по антикоррупционному просвещению, контактных телефонах и данных для отправки сообщений о коррупции, ответов на часто задаваемые вопросы;
напоминания (возможно, рассылаемые индивидуально по электронной почте) о событиях, наступающих периодически, например, ежегодном представлении сведений о доходах и расходах, уведомлении представителя нанимателя о намерении осуществлять иную оплачиваемую работу и т.д.
4. В целях антикоррупционного просвещения муниципальных служащих рекомендуется организовать:
рассмотрение и разъяснение актуальных вопросов профилактики коррупции, изменений в антикоррупционном законодательстве на учебных семинарах, лекциях, практических занятиях по вопросам противодействия коррупции для муниципальных служащих, проводимых в органах местного самоуправления по мере необходимости;
ознакомление с материалами судебной практики по вопросам привлечения к ответственности за нарушение ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, требований к служебному поведению;
включение тематики противодействия коррупции в дополнительные профессиональные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
направление лиц, ответственных за профилактику коррупционных правонарушений, кадровых служб на специализированные курсы.
5. Разработать и нормативно утвердить формы следующих документов:
уведомление представителя нанимателя об обращении к муниципальному служащему в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений;
уведомление представителя нанимателя о намерении выполнять иную оплачиваемую работу;
обращение бывшего муниципального служащего о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнение в организации работы (оказание услуги) на условиях гражданско-правового договора, если отдельные функции управления организацией входили в его должностные (служебные) обязанности;
уведомление муниципального служащего о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов;
заявление служащего о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
уведомление о получении подарка, заявление о выкупе подарка.
Лицам, ответственным за профилактику коррупционных правонарушений, перечисленные формы документов целесообразно иметь в бумажном виде для обеспечения возможности заполнения муниципальными служащими при обращении, а также разместить в электронном виде в соответствующем подразделе на официальном сайте и (или) во внутренней информационно-коммуникационной сети.
Для учета указанных уведомлений, заявлений, обращений необходимо вести журналы их регистрации.
Рекомендуется разрабатывать памятки для муниципальных служащих (поступающим и увольняющимся), содержащих антикоррупционные требования. В памятки для служащих включаются разъяснения по отдельным положениям антикоррупционного законодательства, информация о порядке действий в определенной ситуации. Они должны быть наглядными, краткими и понятными.
6. Консультирование муниципальных служащих по вопросам применения антикоррупционных требований на практике должно быть обеспечено в постоянном режиме с использованием всех доступных средств: лично, по телефону, в дистанционной форме (по электронной почте или с использованием специальной электронной формы), при этом необходимо обеспечить соблюдение конфиденциальности.
7. Выявление и урегулирование конфликта интересов на муниципальной службе
В соответствии со ст. 10 Федерального закона N 273-ФЗ от 25.12.2008 "О противодействии коррупции" под конфликтом интересов на муниципальной службе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.
В основу работы по предотвращению и урегулированию конфликта интересов положены следующие принципы:
обязательность раскрытия сведений о реальном или возможном конфликте интересов;
индивидуальное рассмотрение по каждому факту, содержащему признаки конфликта интересов, в том числе скрытой аффилированности и своевременному принятию мер, направленных на урегулирование возникшего конфликта интересов;
конфиденциальность процесса раскрытия сведений о конфликте интересов и процесса его урегулирования;
соблюдение баланса интересов муниципальных служащих при урегулировании конфликта интересов;
Каждая ситуация, связанная с конфликтом интересов уникальна. Однако, можно выделить ряд ситуаций, в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным, среди них:
- выполнение отдельных функций муниципального управления, а также осуществления контрольно-надзорной деятельности в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность муниципального служащего;
- нахождение родственников и иных близких лиц в служебной зависимости от должностного лица, неправомерное назначение их на должности, выплата им вознаграждений, принятие иных необоснованных решений кадрового характера;
- заключение муниципальных контрактов на выполнение работ или оказание услуг с исполнителями, являющимися родственниками или иными близкими лицами служащего;
- предоставление со стороны служащего аффилированным лицам муниципальных услуг, грантов, субсидий из средств соответствующих бюджетов, выделение земельных участков для строительства объектов недвижимости и распределение иных ресурсов;
- владение служащим ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций);
- выполнение иной оплачиваемой работы;
- получение подарков и услуг;
- имущественные обязательства и судебные разбирательства;
- взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с муниципальной службы;
- явное нарушение установленных запретов (например, использование служебной информации, получение наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) от иностранных государств и др.).
В большинстве случаев конфликт интересов обусловлен определенными действиями (бездействием) чиновников в отношении аффилированных к ним лиц как физических, так и юридических. В основном выявленные факты связаны с возможностью оказания преференций себе либо близким родственникам. Однако, не каждая ситуация, связанная с наличием родственных, близких, иных связей, формально указывающих на аффилированность должностного лица с иными лицами, может квалифицироваться как конфликт интересов. Участие в деятельности коммерческой организации, родственные связи, дружеские отношения не являются единственным и достаточным признаком конфликта интересов.
При оценке ситуации на предмет выявления конфликта интересов рекомендуется учитывать следующие признаки:
- диспозиция конфликта интересов предполагает исключительно умышленное деяние (прямой умысел), поэтому необходимым признаком правонарушения является осознание должностным лицом возможных неблагоприятных последствий, включая наличие выгодоприобретателя;
- неправомерное оказание преимущества (например, незаконные компенсации, взятки, "откаты" и тайные выплаты, может быть что-либо имеющее ценность, расходы на поездки и фиктивные договоры, обещание предоставить или предоставлять неправомерное преимущество без конкретного решения в намерениях);
- причинение, возможное причинение реального вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства;
- наличие конфликта интересов должно связываться с реализацией конкретных полномочий, а не абстрактных служебных обязанностей и функций, а также возникновением правоотношений, характеризующихся различными интересами (когда служащий оказался в условиях непосредственного принятия решения (например, должностное лицо контролирующего органа по результатам проверки принимает заведомо незаконное решение об освобождении руководителя организации, являющегося родственником, бывшим сослуживцем, от административной ответственности);
- извлечение выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц;
- получение или возможность извлечения материальной выгоды (с учетом конкретной ситуации) в виде денег, ценностей, иного имущества должна быть закономерной, непосредственной и реальной реализацией муниципальным служащим своих полномочий.
Своевременное выявление конфликта интересов является одним из важных способов предотвращения коррупционных правонарушений. Примеры мероприятий по выявлению случаев конфликта интересов:
- обработка и анализ информации, представляемой муниципальным служащим о себе в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" при приеме на службу или назначении на новую должность;
- анализ заявлений, обращений (в том числе и анонимных) от третьих лиц, которым стали известны факты конфликта интересов или возможности его возникновения;
- проверка уведомлений муниципальных служащих о возникновении конфликта интересов либо о возможном конфликте интересов;
- анализ материалов, полученных из средств массовой информации.
Муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
7.1. Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на муниципальной службе
В соответствии с п. 11 ст. 12 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе", п. 2 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" муниципальный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного руководителя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно в соответствие с установленной формой.
Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
В случае, если владение лицом, замещающим должность муниципальной службы, ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, указанное лицо обязано передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
Представитель нанимателя (работодатель), которому стало известно о возникновении у муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения этого муниципального служащего от замещаемой должности муниципальной службы на период урегулирования конфликта интересов с сохранением за ним денежного содержания на все время отстранения от замещаемой должности муниципальной службы.
Непринятие муниципальным служащим, являющимся представителем нанимателя, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего, являющегося представителем нанимателя, с муниципальной службы.
Для обеспечения соблюдения муниципальными служащими общих принципов служебного поведения и урегулирования конфликта интересов в органе местного самоуправления в порядке, определяемом муниципальным правовым актом, образовываются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов.
Таким образом, представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении конфликта интересов, а также о возникновении у муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, в том числе направить на рассмотрение поступившие в его адрес уведомления для рассмотрения на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее - Комиссия).
По итогам рассмотрения данных уведомлений в соответствии с Указом президента Российской Федерации от 1 июля 2010 N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов", постановлением Губернатора ХМАО - Югры от 23 мая 2011 N 79 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и урегулированию конфликта интересов" Комиссия принимает одно из следующих решений:
а) признать, что при исполнении служащим должностных обязанностей конфликт интересов отсутствует;
б) признать, что при исполнении служащим должностных обязанностей личная заинтересованность приводит или может привести к конфликту интересов. В этом случае комиссия рекомендует служащему и (или) руководителю органа власти принять меры по урегулированию конфликта интересов или по недопущению его возникновения;
в) признать, что служащий не соблюдал требования об урегулировании конфликта интересов. В этом случае комиссия рекомендует руководителю органа власти применить к служащему конкретную меру ответственности.
7.2. Меры ответственности за несоблюдение требований об урегулировании конфликта интересов
Согласно п. 1 статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
За несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия, налагаются взыскания, предусмотренные ст. 27, 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе":
1) замечание;
2) выговор;
3) увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям;
4) увольнение в связи с утратой доверия.
Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе", п. 3 статьи 11 Закона N 273-ФЗ на муниципального служащего, являющегося представителем нанимателя, которому стало известно о возникновении у муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения этого муниципального служащего от замещаемой должности муниципальной службы на период урегулирования конфликта интересов с сохранением за ним денежного содержания на все время отстранения от замещаемой должности муниципальной службы.
При этом, в соответствии с п. 3.1 статьи 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе" в случае непринятия представителем нанимателя мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему муниципальный служащий, представитель нанимателя подлежит увольнению в связи с утратой доверия.
8. Организация деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов
Лицо, ответственное за профилактику коррупционных правонарушений, обеспечивает деятельность комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее - комиссия).
Комиссия должна быть создана в каждом органе местного самоуправления (Указ Президента Российской Федерации от 01.07.2010 N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов").
Правовым актом органа местного самоуправления утверждаются состав комиссии и порядок ее работы. В целях привлечения представителей общественности к антикоррупционной работе рекомендуется включать в состав комиссии представителя общественного совета, образованного при органе местного самоуправления, иных институтов гражданского общества.
На сайте органа местного самоуправления рекомендуется размещать информацию о деятельности комиссии с учетом требований федерального законодательства о государственной тайне, Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (о проведенном заседании без указания должности, фамилии, имени, отчества муниципального служащего, в отношении которого рассматривались вопросы на заседании комиссии).
При этом рекомендуется рассматривать результаты деятельности Комиссий ежеквартально на заседаниях межведомственных Советов по противодействию коррупции, образованных при Главах муниципальных образований автономного округа.
9. Проведение проверок по фактам коррупционных правонарушений
По фактам коррупционных правонарушений проверки проводятся в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 N 1065 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению", Постановлением Губернатора автономного округа от 28.05.2012 N 82 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, муниципальными служащими Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, замещающими должности, включенные в соответствующий перечень, и соблюдения муниципальными служащими Ханты-Мансийского автономного округа - Югры требований к служебному поведению"
Лицами, ответственными за профилактику коррупционных правонарушений, обеспечивается проведение проверок:
а) достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных: гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий Перечень должностей муниципальной службы, на отчетную дату; муниципальными служащими, замещающими должности муниципальной службы, включенные в перечни, за отчетный период и за два года, предшествующие отчетному периоду;
б) достоверности и полноты сведений, представленных гражданами при поступлении на муниципальную службу в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;
в) соблюдения муниципальными служащими в течение трех лет, предшествующих поступлению информации, явившейся основанием для осуществления проверки, предусмотренной названным подпунктом ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Основанием для проведения проверки является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке:
а) правоохранительными органами, иными государственными органами, муниципальными органами, кадровыми службами муниципальных органов;
б) постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями;
в) Общественной палатой Российской Федерации, Общественной палатой автономного округа, аналогичными институтами гражданского общества в муниципальных образованиях автономного округа;
г) общероссийскими, окружными и муниципальными средствами массовой информации.
Информация анонимного характера не может служить основанием для проведения проверки.
В случае выявления в ходе анализа сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера нарушений либо установления обстоятельств, позволяющих усомниться в достоверности и полноте представленных сведений, представителю нанимателя готовится информация о целесообразности проведения проверки в отношении муниципального служащего, представившего данные сведения.
Проверке подлежат сведения за отчетный и два предшествующих года. При этом "два предшествующих года" - это максимальный период, за который можно проводить проверку, а не обязательный период для проверки.
Проверка осуществляется на основании решения представителя нанимателя либо уполномоченного им должностного лица. Решение принимается отдельно в отношении каждого гражданина или муниципального служащего и оформляется в письменном виде.
По результатам проверки готовится доклад, в котором указываются: - основание осуществления проверки, номер и дата приказа о назначении проверки, номер и дата уведомления, и способ его вручения;
- описание события нарушения;
- доказательства, свидетельствующие о совершении муниципальным служащим нарушения (в случае, если факт его совершения установлен);
- обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность муниципального служащего за совершенное нарушение (в случае, если факт его совершения установлен);
- вывод о подтверждении (не подтверждении) факта нарушения.
В процессе подготовки доклада важно правильно квалифицировать нарушение, так как от этого зависит мера ответственности муниципального служащего.
При установлении в ходе проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков преступления или административного правонарушения, материалы об этом представляются в государственные органы в соответствии с их компетенцией.
В соответствии с Федеральным законом от 03.12.2012 N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", постановлением Губернатора края автономного округа от 27.11.2013 N 137 "О порядке принятия решения об осуществлении контроля за расходами лиц, замещающих должности, указанные в пункте 4 статьи 9.1 закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 сентября 2008 года N 86-оз "О мерах по противодействию коррупции в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" правом принимать решение об осуществлении контроля за расходами наделен руководитель Аппарата Губернатора - заместитель Губернатора автономного округа. Отдел по противодействию коррупции Управления по вопросам государственной службы, кадров и противодействия коррупции Аппарата Губернатора автономного округа не позднее чем через два рабочих дня со дня получения решения об осуществлении контроля за расходами лиц, замещающих должности, указанные в настоящем Порядке, уведомляет их в письменной форме о принятом решении и о необходимости представить сведения о расходах, а также о расходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки.
10. Организация деятельности координационного органа в сфере противодействия коррупции
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.07.2015 N 364 "О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции", в целях обеспечения единой государственной политики в области противодействия коррупции рекомендовано образовать комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъектах Российской Федерации. При разработке положений о таких комиссиях рекомендовано руководствоваться Типовым положением о комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации, утвержденным Указом N 364, и постановлением Губернатора автономного округа от 29.09.2015 N 107 "О комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".
В автономном округе органами, координирующими деятельность в сфере противодействия коррупции, являются межведомственные Советы по противодействию коррупции, образованные при Главах муниципальных образований (далее - Совет) и действующие в соответствии с положениями, утвержденными муниципальными нормативными правовыми актами. В составы Советов должны быть включены представители общественных организаций, объединений, средства массовой информации. Вместе с тем, зачастую заседания Советов проходят без участия указанных представителей.
Совет осуществляет работу на плановой основе и в соответствии с утвержденным регламентом. Заседания Совета ведет его председатель или по его поручению заместитель председателя.
Рассмотрению на заседаниях Совета подлежат вопросы в сферах:
а) взаимодействия органов местного самоуправления, правоохранительных органов с общественными организациями, гражданами и институтами гражданского общества по вопросам противодействия коррупции
б) формирования в обществе негативного отношения к коррупционному поведению
в) обеспечения открытости и доступа граждан к информации о деятельности органов местного самоуправления по противодействию коррупции
г) организации и проведения независимых антикоррупционных экспертиз
д) управления имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования
е) управления земельными участками, в том числе выделения, оформления аренды и прав собственности
ж) организации и проведения муниципального заказа и закупок, исполнения муниципального контракта
з) правового просвещения населения
и) деятельности кадровых служб по профилактике коррупционных правонарушений
к) внедрения в деятельность органов местного самоуправления административных регламентов предоставления государственных услуг (муниципальных функций).
11. Координация и организации противодействия коррупции в учреждениях, подведомственных органам местного самоуправления муниципальных образований автономного округа
В рамках оказания методической и правовой помощи по формированию единых подходов в сфере противодействия коррупции в отношении работников, осуществляющих свою деятельность в учреждениях, подведомственных органам местного самоуправления муниципальных образований автономного округа Депгосслужбы Югры разработаны следующие модельные акты:
Об утверждении основных направлений антикоррупционной деятельности в муниципальных учреждениях, муниципальных предприятиях;
О Типовых правилах обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства в муниципальных учреждениях, муниципальных предприятиях;
О Типовом положении о конфликте интересов работников муниципальных учреждений, муниципальных предприятиях;
Об утверждении Типового кодекса этики и служебного поведения работников муниципальных учреждений, муниципальных предприятий;
Об утверждении Типового положения информирования работниками работодателя о случаях склонения их к совершению коррупционных правонарушений и порядке рассмотрения таких сообщений в муниципальных учреждениях, муниципальных предприятиях.
При этом органам местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, в соответствии с распоряжением Губернатора автономного округа от 22.02.2014 года N 102-рг "О персональной ответственности за состояние антикоррупционной работы в органах государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также организациях, в отношении которых Ханты-Мансийский автономный округ - Югра выступает единственным учредителем", рекомендуется принять правовые акты о персональной ответственности за состояние антикоррупционной работы в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях и внести соответствующую норму в должностные регламенты муниципальных служащих, трудовые договоры, заключаемые с руководителями муниципальных учреждений.
В целях осуществления контроля за реализацией в органах местного самоуправления муниципальных образований автономного округа и муниципальных учреждениях установленных антикоррупционных механизмов рекомендуется провести мониторинг исполнения распоряжения Губернатора N 102-рг. В случае необходимости рекомендуется организовать работу по заключению дополнительных соглашений к трудовым договорам по внесению изменений, содержащих указанную норму.
Далее необходимо определить структурное подразделение или назначить должностное лицо, ответственное за противодействие коррупции. Структурные подразделение или ответственные должностные лица должны подчиняться непосредственно руководителю организации.
Следующий шаг - это внесение в положение о структурном подразделении и (или) в трудовой договор и должностную инструкцию ответственного за противодействие коррупции дополнений, в части установления функций и полномочий.
Обязанности структурного подразделения или должностного лица включают в себя:
разработку проектов локальных нормативных актов, направленных на реализацию мер по предупреждению коррупции;
проведение контрольных мероприятий по выявлению коррупционных правонарушений, совершаемых работниками организации;
проведение оценки коррупционных рисков;
прием и регистрацию уведомлений о случаях склонения работников к совершению коррупционных правонарушений;
прием и рассмотрение деклараций о конфликте интересов;
проведение обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции и индивидуального консультирования работников;
оказание содействия уполномоченным представителям контрольно-надзорных и правоохранительных органов в вопросах предупреждения и противодействия коррупции при проведении проверочных мероприятий, а также мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений, включая оперативно-розыскные мероприятия;
проведение оценки результатов антикоррупционной работы и подготовка предложений по ее совершенствованию руководителю организации.
В должностные инструкции работников организации рекомендуется включить антикоррупционные обязанности, в том числе:
обязанность не допускать личную заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов,
обязанность информировать о случаях склонения к совершению коррупционных правонарушений,
обязанность сообщать о возможности возникновения либо возникшем конфликте интересов,
обязанность в установленных законодательством Российской Федерации случаях представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
При этом в качестве первоочередных мероприятий, которые необходимо провести в организациях и учреждениях, подведомственных органам местного самоуправления муниципальных образований автономного округа следует обозначить:
1. Назначение должностного лица, ответственного за противодействие коррупции в организации. Внесение в должностную инструкцию ответственного должностного лица функции по антикоррупционной работе.
2. Организация обучения ответственного должностного лица по антикоррупционной тематике.
3. Внесение в должностные инструкции всех работников организации "антикоррупционных обязанностей".
4. Издание в организации локальных правовых актов, утверждающих:
Кодекс этики и служебного поведения работников организации (на основе распоряжения Правительства автономного округа от 14.08.2014 N 448-рп, модельного акта для муниципальных учреждений, разработанного Депгосслужбы Югры);
Положение об информировании работниками работодателя о случаях склонения их к совершению коррупционных правонарушений и порядке рассмотрения таких сообщений (на основе распоряжения Правительства автономного округа от 14.08.2014 N 449-рп, модельного акта для муниципальных учреждений, разработанного Депгосслужбы Югры);
Положение о конфликте интересов работников организации (на основе распоряжения Правительства автономного округа от 26.09.2014 N 531-рп, модельного акта для муниципальных учреждений, разработанного Депгосслужбы Югры);
Правила обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства (на основе распоряжения Правительства автономного округа от 14.11.2014 N 607-рп, модельного акта для муниципальных учреждений, разработанного Депгосслужбы Югры).
5. Ознакомить всех работников организации с указанными локальными правовыми актами.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273 "О противодействии коррупции"
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как "273-ФЗ"
Рассмотрим обязанности, налагаемые на руководителей организаций при приеме на работу бывших государственных или муниципальных служащих. Эти обязанности установлены статьей 12 Федерального закона "О противодействии коррупции".
Работодатель при заключении трудового договора с бывшим муниципальным служащим, в течение двух лет после его увольнения с муниципальной службы, обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) муниципального служащего по последнему месту его службы.
Неисполнение работодателем данной обязанности является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Нумерация разделов приводится в соответствии с официальным текстом документа
11. Рекомендации к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов органов местного самоуправления
Во исполнение подпункта "а" пункта 6 Указа Президента Российской Федерации от 08.07.2013 N 613 "Вопросы противодействия коррупции "Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разработаны Требования к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций (компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов, и требованиях к должностям, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденные приказом Минтруда России от 07.10.2013 N 530н (далее - Требования к сайтам, Приказ N 530н).
Пунктом 2.1 Приказа N 530н органам местного самоуправления рекомендовано использовать данный приказ при создании и наполнении подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов органов местного самоуправления (далее - подразделы сайтов).
В целях публичности и открытости деятельности органов местного самоуправления, а также с целью формирования единообразного подхода к ведению подразделов сайтов, рекомендована на официальном сайте органа местного самоуправления создать раздел "Противодействие коррупции".
В данном разделе должны содержатся последовательные ссылки на следующие подразделы:
"Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции";
"Антикоррупционная экспертиза";
"Методические материалы";
"Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения";
"Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера";
"Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационная комиссия)";
"Обратная связь для сообщений о фактах коррупции".
Раздел "Противодействие коррупции" может содержать иные подразделы, в которых размещаются доклады, отчеты, обзоры, статистическая информация по вопросам противодействия коррупции, часто задаваемые вопросы и т.д.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Департамента государственной гражданской службы и кадровой политики Ханты-Мансийского АО - Югры от 12 сентября 2019... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.