В целях улучшения состояния окружающей среды и снижения влияния на здоровье населения Алтайского края неблагоприятных экологических факторов постановляю:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Охрана окружающей среды на территории Алтайского края" на 2013-2015 годы.
2. Опубликовать настоящее постановление в газете "Алтайская правда".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края Ишутина Я.Н.
Губернатор Алтайского края |
А.Б. Карлин |
Ведомственная целевая программа
"Охрана окружающей среды на территории Алтайского края" на 2013 -2015 годы
(утв. постановлением Администрации Алтайского края от 4 сентября 2012 г. N 461)
Паспорт
ведомственной целевой программы "Охрана окружающей среды
на территории Алтайского края" на 2013-2015 годы
Наименование программ |
ведомственная целевая программа "Охрана окружающей среды на территории Алтайского края" на 2013-2015 годы (далее - "программа") |
Субъект бюджетного планирования |
управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края |
Цель программы |
улучшение состояния окружающей среды и снижение влияния на нее неблагоприятных антропогенных факторов |
Задачи программы |
снижение негативного воздействия на окружающую среду; обеспечение сохранности природных экосистем и биологического разнообразия за счет развития сети особо охраняемых природных территорий регионального значения (далее - "ООПТ") и ведения Красной книги Алтайского края; обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды, формирование экологической культуры населения Алтайского края |
Целевые индикаторы и показатели программы |
величина предотвращенного экологического ущерба, включая ущерб, причиненный биоресурсам; доля населения Алтайского края, вовлеченного в процесс экологического образования и просвещения |
Программные мероприятия |
обеспечение безопасного централизованного сбора и хранения непригодных и запрещенных к применению пестицидов; создание и ведение регионального кадастра ООПТ; финансовое обеспечение выполнения уставной деятельности КГБУ "Алтайприрода" в части проведения биотехнических мероприятий на ООПТ; проведение научных исследований, направленных на создание новых ООПТ; создание и обустройство экологических троп на территории ООПТ; комплекс мероприятий по ведению Красной книги Алтайского края; организация и проведение конкурса проектов на предоставление грантов Губернатора Алтайского края в сфере экологического воспитания, образования и просвещения |
Срок реализации программы |
2013-2015 годы |
Объемы и источники финансирования программы по годам |
общий объем финансирования программы составляет 30462 тыс. рублей, в том числе: в 2013 году - 10154 тыс. рублей; в 2014 году - 10154 тыс. рублей; в 2015 году - 10154 тыс. рублей. Программа финансируется за счет средств краевого бюджета. Объем финансирования программы подлежит ежегодному уточнению в соответствии с законом о краевом бюджете на соответствующий финансовый год |
Ожидаемые конечные результаты и показатели социально-экономической эффективности реализации программы |
предотвращение экологического ущерба в - размере 55,4 млн. рублей; увеличение доли населения Алтайского края, вовлеченного в процесс экологического образования и просвещения, до 7,5%. |
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Состояние окружающей среды в Алтайском крае характеризуется в целом как удовлетворительное, однако уровень загрязнения атмосферного воздуха, водных ресурсов, почв на отдельных территориях превышает установленные нормативы. Основными экологическими проблемами по-прежнему остаются загрязнение поверхностных водных ресурсов и воздуха в результате деятельности промышленных предприятий и транспорта, постоянное увеличение количества отходов производства и потребления. В последние годы значительно усилилось антропогенное воздействие на природу в местах массового отдыха жителей края и в туристически привлекательных районах, что приводит к деградации природных ландшафтов, потере экологической и эстетической ценности территории.
Особой охраны требуют государственные природные заказники, памятники природы, природный парк "Ая", образующие экологический каркас региона. В связи с изменением природоохранного законодательства проблема сохранения и развития сети ООПТ Алтайского края требует скорейшего решения.
Одной из основных причин обострения экологических проблем является низкая экологическая культура населения, недостаточная грамотность и отсутствие заинтересованности руководителей хозяйствующих субъектов в решении вопросов обеспечения экологической безопасности и сохранения природной среды.
Совершенствование процесса охраны окружающей среды требует системного подхода и определяет необходимость использования программно-целевого метода решения указанных проблем.
2. Цель и задачи программы
Целью программы является улучшение состояния окружающей среды и снижение влияния на нее неблагоприятных антропогенных факторов. Основные задачи программы:
снижение негативного воздействия на окружающую среду;
обеспечение сохранности природных экосистем и биологического разнообразия за счет развития сети ООПТ и ведения Красной книги Алтайского края;
обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды, формирование экологической культуры населения Алтайского края.
3. Срок реализации программы
Срок реализации программы - 2013-2015 годы.
4. Система программных мероприятий
4.1. Обеспечение безопасного централизованного сбора и хранения
непригодных и запрещенных к применению пестицидов
В течение последних 5 лет за счет средств краевого бюджета переупакованы и вывезены из бесхозяйных и разрушенных мест хранения более 4000 тонн пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов. Такое большое количество накопленных токсичных отходов объясняется спецификой сельскохозяйственного региона и издержками системы планирования прошлых лет. На складах временного хранения организовано хранение 4217,68 тонн запасов устаревших пестицидов.
В то же время продолжают выявляться бесхозяйные и пришедшие в негодность или запрещенные к применению пестициды, что требует продолжения работ по их упаковке и вывозу на склады временного хранения.
4.2. Создание и ведение регионального кадастра ООПТ
Согласно приказу Минприроды России от 19.03.2012 N 69 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий" государственный кадастр ООПТ регионального значения ведется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Государственный кадастр ООПТ Алтайского края является официальным документом, который содержит регулярно обновляемые сведения о всех ООПТ федерального, регионального и местного значения. Кадастр ведется по единым для Российской Федерации правилам с использованием унифицированных форм хранения информации и соблюдением принципов совместимости и сопоставимости с государственными кадастрами природных ресурсов.
В Алтайском крае функционируют 87 ООПТ регионального (краевого) значения (35 государственных природных заказников, 51 памятник природы и 1 природный парк), сведения о которых необходимо ежегодно обновлять.
4.3. Финансовое обеспечение выполнения уставной деятельности
КГБУ "Алтайприрода" в части проведения биотехнических мероприятий на ООПТ
Заказники края являются зоной покоя для охотничье-промысловых видов зверей и птиц, где запрещается всякая охота. Биотехнические мероприятия направлены на улучшение условий обитания животных (в том числе ценных промысловых и редких видов), в результате чего повышается ёмкость угодий. При этом численность и плотность охотничьих видов быстро достигают оптимальных величин, которые в дальнейшем необходимо поддерживать для обеспечения расселения животных на прилегающих к заказникам территориях, являющихся охотничьими угодьями.
Охрану ООПТ осуществляет специально созданное учреждение КГБУ "Алтайприрода", уставом которого предусмотрено проведение указанных биотехнических мероприятий. Планируются следующие виды работ: создание искусственных гнездовий; устройство подкормочных площадок для копытных животных; закупка зерносмесей для подкормки животных в зимний период; изготовление и установка информационных щитов и аншлагов; опашка границ заказника в пожароопасный период и другие.
4.4. Проведение научных исследований, направленных на создание новых ООПТ
В марте 2011 года в перечень показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации включены показатели охраны окружающей среды, в том числе доля площади территории субъекта Российской Федерации, занятой особо охраняемыми природными территориями, в общей площади территории субъекта. Эффективность деятельности Администрации края будет оцениваться исходя из роста значений данного показателя. Развитие сети ООПТ - одна из основных составляющих устойчивого развития региона. Их общая площадь - порядка 766 тыс. га, или 4,6% от площади края, что значительно ниже, чем в среднем по Сибирскому федеральному округу (6,7%).
Для изучения биологического разнообразия перспективных участков, природоохранной ценности территории и интенсивности антропогенного воздействия, а также подготовки научного обоснования создания ООПТ необходимо проведение научных исследований с привлечением квалифицированных специалистов.
4.5. Создание и обустройство экологических троп на территории ООПТ
Развитие на территории края экологического и познавательного туризма - новое направление в функционировании ООПТ, соответствующее приоритетам социально-экономического развития края. Экологическая тропа - это обустроенный и особо охраняемый маршрут, созданный с целью отдыха и экологического просвещения населения и организованных туристов.
Природный парк "Ая", заказники и памятники природы краевого значения все чаще являются объектами посещения туристов. Создание экологических троп не только позволит им сочетать активный отдых с расширением кругозора, но и будет иметь природоохранное значение - локализацию посетителей природной территории на определённом маршруте. Проведение экскурсий и уроков на таких маршрутах будет способствовать развитию экологического образования и воспитания школьников.
За счет средств программы предусмотрено финансирование подготовки проектов экотроп, а также работ по обустройству их маршрутов (изготовление стендов, указателей, смотровых площадок, оборудование мест отдыха и другое).
Реализация данных мероприятий значительно повысит социально-экономическое значение ООПТ и туристический потенциал региона.
4.6. Комплекс мероприятий по ведению Красной книги Алтайского края
В Красную книгу Алтайского края (2006 г.) внесено 213 видов растений и грибов и 147 видов животных, нуждающихся в первоочередной охране, в том числе 17 видов растений и 46 видов животных, включенных в Красную книгу Российской Федерации. Многие виды фауны края занесены в Красную книгу Международного союза охраны природы - это орлан-долгохвост, чёрный гриф, белоголовый сип, дербник, степная пустельга, стерх, черный журавль и другие. В соответствии с Порядком ведения Красной книги Алтайского края, утвержденным постановлением Администрации края от 21.04.2008 N 149 "О Красной книге Алтайского края", на территории края необходима реализация специальных мер по сохранению редких видов флоры и фауны в природе, а также в условиях неволи.
Мониторинг состояния объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Алтайского края, включает проведение ежегодных полевых исследований с целью оценки состояния природных популяций редких видов, выявления степени их защищенности. Необходимо организовать исследования в Третьяковском, Локтевском, Кулундинском, Благовещенском и других районах края, где произрастает большое количество исчезающих и уязвимых видов растений (виды категории 1 и 2); выявлять места гнездований редких видов птиц; разработать рекомендации по занесению видов в Красную книгу Алтайского края или исключению из нее.
Создание и пополнение банка данных об объектах животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Алтайского края, является необходимым условием разработки обоснованных управленческих решений органов государственной власти Алтайского края, соответствующих природоохранному законодательству. База данных включает блоки информации о распространении и состоянии редких видов флоры и фауны на территории края, которая необходима для предоставления данных по запросам хозяйствующих субъектов о наличии редких видов на участках, где планируется хозяйственная деятельность.
Актуальным является осуществление мер по сохранению природных популяций редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, а также их разведению в условиях питомников с последующей реинтродукцией (выпуском в природу).
4.7. Организация и проведение конкурса проектов на предоставление
грантов Губернатора Алтайского края в сфере экологического воспитания,
образования и просвещения
В соответствии с постановлением Администрации края от 15.11.2011 N 658 "Об утверждении Порядка предоставления грантов Губернатора Алтайского края в сфере экологического воспитания, образования и просвещения" управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края осуществляет организацию и проведение конкурса проектов. Приоритетными направлениями конкурса являются развитие в крае системы непрерывного экологического образования и просвещения, сохранение водных объектов, животного и растительного мира, особо охраняемых природных территорий, увеличение площади зелёных насаждений, а также изготовление и размещение социальной рекламы экологической направленности. В рамках мероприятий поддерживаются экологические проекты некоммерческих организаций и инициативных групп граждан.
Перечень программных мероприятий представлен в приложении к программе.
5. Ресурсное обеспечение программы
Общий объем финансирования программы за счет средств краевого бюджета на 2013-2015 годы составляет 30462 тыс. рублей, в том числе по годам:
в 2013 году - 10154 тыс. рублей;
в 2014 году - 10154 тыс. рублей;
в 2015 году - 10154 тыс. рублей.
Объем расходов на финансирование программы из краевого бюджета подлежит ежегодной корректировке и утверждается законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год.
6. Методика оценки эффективности программы
Оценка эффективности реализации программных мероприятий осуществляется на основе значений индикаторов, которые рассчитываются по следующим формулам:
величина предотвращенного экологического ущерба:
, где:
Уэ - оценка в денежной форме величины предотвращенного экологического ущерба от i-ro вида воздействия;
Мi - масса загрязняющего вещества, попавшего в окружающую среду;
Ni - норматив платы за негативное воздействие на окружающую среду i-ro загрязняющего вещества;
Kb - коэффициент индексации на год расчета;
Кэс - коэффициент экологической ситуации Алтайского края;
величина предотвращенного экологического ущерба, причиненного биоресурсам:
Предотвращенный экологический ущерб, причиненный биоресурсам, рассчитывается по формуле:
, где:
Упр2 - оценка в денежной форме величины предотвращенного в результате реализации мероприятий II категории (биотехнические мероприятия) экологического ущерба, причиненного i-му виду или группе видов наземных позвоночных животных, за отчетный период времени, тыс. руб./год;
Nti - численность i-ro вида или группы видов наземных позвоночных животных на конец отчетного периода, экземпляров;
Noi - численность i-ro вида или группы видов наземных позвоночных животных на конец предшествующего периода, экземпляров;
Hi - такса для исчисления размера взыскания за ущерб, нанесенный одной особи соответствующего i-ro вида или группы видов, руб./экземпляр;
Кр - региональный коэффициент биоразнообразия.
Доля населения Алтайского края, вовлеченного в процесс экологического образования и просвещения, рассчитывается по формуле:
, где:
Дэв - доля населения края, вовлеченного в процесс экологического образования и просвещения;
Чэв - численность населения края, участвующего в мероприятиях по экологическому воспитанию и образованию;
Чак - численность населения Алтайского края (на 01.01.2012 - 2406,8 тыс. чел.).
7. Оценка эффективности реализации программы
В ходе реализации программы будет выполнен комплекс мероприятий, направленных на снижение и предотвращение возможного негативного воздействия на окружающую среду.
Выполнение мероприятий программы позволит:
предотвратить экологический ущерб в размере 55,4 млн. рублей;
увеличить долю населения Алтайского края, вовлеченного в процесс экологического образования и просвещения, до 7,5%.
8. Система управления реализацией программы
Организация и контроль реализации программных мероприятий осуществляется управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края, которое выявляет несоответствие результатов плановым показателям, устанавливает причины недостижения ожидаемых результатов и определяет меры по их устранению.
Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края осуществляет размещение заказа на выполнение работ в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Финансирование программы производится за счет средств краевого бюджета в порядке, установленном для его исполнения.
Отчеты о выполнении мероприятий программы представляются управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края в Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края и комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике в сроки, установленные Порядком разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ, утвержденным постановлением Администрации края от 11.03.2007 N 94 "О разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ".
Приложение
к ведомственной целевой программе
"Охрана окружающей среды
на территории Алтайского края"
на 2013-2015 годы
Перечень мероприятий
ведомственной целевой программы "Охрана окружающей среды
на территории Алтайского края" на 2013-2015 годы
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Алтайского края от 4 сентября 2012 г. N 461 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Охрана окружающей среды на территории Алтайского края" на 2013-2015 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Алтайская правда" от 12 сентября 2012 г. N 261
Постановлением Администрации Алтайского края от 23 октября 2014 г. N 494 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2015 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Алтайского края от 28 февраля 2014 г. N 86
Постановление Администрации Алтайского края от 12 августа 2013 г. N 424