Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства
образования и науки
Республики Адыгея
от 7 сентября 2020 г. N 1325
Методические рекомендации
по осуществлению общественного (родительского) контроля за организацией обязательного бесплатного горячего питания обучающихся 1 - 4 классов
1. Общие положения
1.1. Настоящие рекомендации (далее - Рекомендации) разработаны в соответствии с положениями Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 21.07.2014 N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации в области регулирования организации питания детей в общеобразовательных организациях.
1.2. Рекомендации подготовлены с целью:
1.2.1. стандартизации мероприятий общественного (родительского контроля за горячим питанием обучающихся;
1.2.2. повышения информированности лиц, осуществляющих контроль за организацией горячего питания, по гигиенической оценке рационов питания обучающихся;
1.2.3. выявления нарушений и проблем в организации питания, выработки предложений для принятия решений по улучшению организации горячего питания в образовательных организациях.
1.3. Рекомендации предназначены для использования в работе:
- органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, общественным палатам и общественным советам, функционирующим на территории муниципальных образований Республики Адыгея;
- образовательным организациям, родителям (законным представителям) обучающихся, органам самоуправления родительской общественности, коллегиальным органам управления образовательной организации (комитетам, советам, комиссиям), в состав которых входят родители и чья деятельность связана с вопросами осуществления контроля за организацией питания обучающихся.
Рекомендации могут быть использованы при осуществлении общественного (родительского) контроля за организацией питания обучающихся, получающих образование в различных типах образовательных организаций.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
II. Правовые условия осуществления общественного (родительского) контроля за организацией обязательного бесплатного горячего питания обучающихся 1 - 4 классов
Федеральным законом от 01.03.2020 N 47-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и статьей 37 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в части совершенствования правового регулирования вопросов обеспечения качества пищевых продуктов" (далее - Закон) в правовые нормативные акты, регламентирующие вопросы организации питания, внесены следующие изменения:
1) уточнены основные понятия, кроме корректировки присутствующих определений, закон дополнен понятиями "здоровое питание", "горячее питание" и т.д.
2) исключены положения о приоритете международного договора, содержащего иные правила безопасности пищи, чем в российском законодательстве;
3) определены принципы здорового питания, в том числе обеспечение максимально разнообразного здорового питания и его оптимального режима, исключение применения фальсифицированной пищевой продукции, соответствие энергетической ценности рациона ежедневным энергозатратам, соблюдение санитарно-эпидемиологических требований и др.
В соответствии с Законом обучающиеся по образовательным программам начального общего образования в государственных и муниципальных образовательных организациях обеспечиваются учредителями таких организаций не менее одного раза в день бесплатным горячим питанием, предусматривающим наличие горячего блюда, не считая горячего напитка, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством РФ.
При организации горячего питания детей образовательных организации обязаны:
- учитывать представляемые по инициативе родителей (законных представителей) сведения о состоянии здоровья ребенка, в том числе об установлении, изменении, уточнении и (или) о снятии диагноза заболевания либо об изменении иных сведений о состоянии его здоровья;
- размещать на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информацию об условиях организации питания детей, в том числе ежедневное меню;
- соблюдать нормы обеспечения питанием детей в организованных детских коллективах, а также санитарно-эпидемиологические требованиях
- организации питания детей в организованных детских коллективах, поставляемым пищевым продуктам для питания детей, их хранению.
Обеспечение выполнения требований Закона согласуется с целями государственной политики в области здорового питания и федерального проекта "Укрепление общественного здоровья" национального проекта "Демография" и национального проекта "Здравоохранение".
Оптимальное питание детей является необходимым условием обеспечения здоровья детского населения, устойчивости к воздействию неблагоприятной внешней среды, формирования пищевого поведения, сохраняющегося на всю последующую жизнь, профилактики различных хронических заболеваний.
Наряду с государственным и ведомственным контролем за предоставлением горячего питания немаловажное значение для решения поставленных задач имеет осуществление общественного (родительского) контроля в образовательных организациях.
1. Осуществление общественного контроля
Правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, определены Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" (далее - ФЗ-N 212).
В соответствии с ФЗ-N 212 субъекты общественного контроля (общественные палаты, общественные советы, группы общественного контроля и иные организационные структуры общественного контроля) вправе в установленном порядке проводить по различным вопросам организации горячего бесплатного питания общественный контроль в разных формах (общественный мониторинг, общественная проверка и т.п.)
Деятельность субъектов общественного контроля может быть также направлена на недопущение нарушений в сфере государственных и муниципальных закупок, а также закупок отдельными юридическими лицами, связанными с организацией и обеспечением горячим питанием обучающихся.
Общественный контроль за закупочными мероприятиями регулируется также положениями статьи 102 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее - ФЗ-N 44).
В соответствии с ФЗ-N 44 субъекты общественного контроля вправе
- осуществлять мониторинг закупочных мероприятий;
- обращаться к заказчикам с запросами на получение нужно информации (в частности, о проведении торгов или исполнении контрактов);
- направлять предложения по совершенствованию системы закупок;
- публиковать отчеты о проделанной ими работе для всеобщего ознакомления;
- обращаться с жалобой в ФАС или правоохранительные инстанции.
В рамках общественного мониторинга, согласно части 3 статьи 19 212-ФЗ, проводится открытый анализ источников по проводимым закупкам в сети интернет.
2. Формы и порядок осуществления родительского контроля
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - N ФЗ-273) с целью учета мнения родителей несовершеннолетних обучающихся педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих права и обязанности обучающихся и их родителей (законных представителей), создаются советы родителей.
В данном случае функции совета родителей являются консультативными.
В то же время в соответствии со статьей 3 ФЗ-N 212 граждане Российской Федерации, в том числе родители, вправе участвовать осуществлении общественного контроля как лично, так и в состав общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.
Родительские советы (комитеты) являются по сути одной из форм реализации права на объединения граждан в соответствии со статьей 30 Конституции РФ.
Статья 5 Закона N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" под общественным объединением понимает "добровольное, самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения".
Для того чтобы создать родительский комитет в форме общественного объединения, необходимо выполнение следующих условий:
- наличие не менее трех участников;
- наличие протокола общего собрания с решением о создании родительского комитета и утвержденного устава;
- государственная регистрация общественного объединения как юридического лица в налоговом органе.
В этом случае на родительский комитет (совет) будут распространяться все нормы законодательства об общественный объединениях.
В соответствии со статьей 44 N ФЗ-273 родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право знакомиться с содержанием образования, защищать права и законные интересы обучающихся, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей и обязаны обеспечить получение ими общего образования, а также принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации.
Кроме того, в соответствии со статьей 7 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" и статьей 45 ФЗ-273 родители (законные представители) обучающихся вправе осуществлять личный контроль за организацией питания в образовательной организации.
Право представителей родительской общественности на личное участие в организации и контроле школьного питания, как правиле, закрепляется в нормативных документах образовательной организации.
Согласно Методическим рекомендациям МР 2.4.0180-20 "Родительский контроль за организацией горячего питания детей в общеобразовательных организациях" (утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 18 мая 2020 г.) в образовательной организации должен быть обеспечен доступ родителей (законных представителей) в организацию общественного питания в установленном порядке.
Примерное положение о порядке доступа родителей (законных представителей) в организацию общественного питания в образовательной организации прилагается к настоящим методическим рекомендациям (приложение N 1).
В соответствии с локальными актами общеобразовательной организации родители, прошедшие соответствующее обучение и допущенные по медицинским показаниям, могут участвовать в работе бракеражной комиссии.
Состав бракеражной комиссии утверждается директором образовательной организации. Рекомендуется расширить число родителей в составе бракеражной комиссии и определить график их участия в ее работе, по возможности обеспечив ежедневное фактическое присутствие на пищеблоке не менее одного родителя - члена бракеражной комиссии.
Выдача готовой пищи осуществляется только после снятия пробы членами бракеражной комиссии. Члены бракеражной комиссии ежедневно приходят на снятие бракеражной пробы до начала раздачи готовой пищи. Ее результаты заносятся в журнал бракеража готовой кулинарной продукции установленного образца.
В бракеражном журнале дается оценка каждого блюда и отметка о разрешении на выдачу. При нарушении технологии приготовления и в случае неготовности блюдо к выдаче не допускается до устранения выявленных кулинарных недостатков.
Результаты проверок и меры, принятые по устранению недостатков, оформляются актами и рассматриваются на заседаниях бракеражной комиссии с приглашением заинтересованных лиц.
От эффективности осуществляемого образовательной организацией контроля за процессом организации питания и выполнением условий контракта на организацию питания или на поставку продуктов питания зависит соблюдение прав участников образовательных отношений а качество предоставляемой обучающимся услуги питания.
В соответствии с частью 7 статьи 28 ФЗ-273 образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством РФ порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В случае если питание организует и осуществляет образовательная организация, ответственность за качество питания несет ее руководитель.
В случае если питание организует и осуществляет сторонняя организация на основе договора, ответственность за качество питания несет эта организация, однако наличие договорных обязательств сторонних организаций не снимает ответственности с образовательной организации и ее руководителя.
Руководителю образовательной организации с целью повышения эффективности осуществления родительского контроля рекомендуется подготовить документы, способствующие единообразному подходу осуществлении контрольных действий.
В данной связи к Рекомендациям прилагаются примерные Правила бракеража пищи родителями (приложение N 2), примерная Памятка для родителей по контролю за питанием обучающихся (приложение N 3).
Руководитель образовательной организации должен обеспечить межведомственное взаимодействие и координацию работы по вопросам контроля качества питания обучающихся, в том числе назначит ответственного сотрудника за организацию питания обучающихся определением ему функциональных обязанностей.
Родители (законные представители) обучающихся могут быть включены руководителем образовательной организации в иные комиссии общественно-экспертные советы, создаваемые для осуществления контроля за организацией питания обучающихся.
По результатам поступивших мотивированных предложений замечаний руководитель образовательной организации может также по согласованию с органами Роспотребнадзора по Республике Адыгея внести изменения в локальные акты организации, в том числе меню школьного завтрака и (или) школьного обеда.
3. Требования к информированию об условиях обеспечения; обучающихся 1 - 4 классов горячим питанием
В рамках общественного (родительского) контроля общественный мониторинг проводится публично и открыто с использованием: информационно-телекоммуникационных систем, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В данной связи в образовательной организации возрастает актуальность выполнения требований к информированию об условиях обеспечения обучающихся 1 - 4 классов горячим питанием.
В соответствии с положениями N 273-ФЗ образовательная организация должна обеспечить раскрытие информации о питании детей.
Лицо, оказывающее услугу по организации питания, должно обеспечить раскрытие информации, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.
Согласно статье 29 N 273-ФЗ образовательная организация должна обеспечить открытость и доступность информации об условиях питания обучающихся с помощью формирования открытых и общедоступных информационных ресурсов, в том числе на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования "Интернет".
Размещение информации на сайте производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2013 N 582 (ред. от 29.11.2018) "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации".
Информация о питании обучающихся подлежит обновлению образовательной организацией на ее информационных ресурсах в течение десяти рабочих дней с момента появления или актуализации такой информации. Информация, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, подлежит раскрытию непосредственно в месте оказания такой услуги.
Перечень информации, подлежащей раскрытию образовательной организацией:
1) о применимом для конкретной образовательной организации федеральном, региональном и местном законодательстве в части условий и порядка предоставления питания;
2) о локальных актах, регулирующих организацию питания в образовательной организации;
3) о решениях органов управления образовательной организации в части вопросов организации питания обучающихся;
4) общая информация о лице, оказывающем услугу по организации питания в образовательной организации, а также информация об основаниях оказания таких услуг;
5) о времени питания по классам, предусмотренном в расписаний занятий образовательных организаций - перерывах достаточной продолжительности (ч. 2 ст. 37 N 273-ФЗ п. 7.2. СанПиН 2.4.5.2409-08),
6) о разработанном рационе питания (п.п. 6.1., 6.2. СанПиН 2.4.5.2409-08),
7) о разработанном и утвержденном примерном меню по основному питанию (п. 6.1. - 6.7. СанПиН 2.4.5.2409-08);
8) о фактическом меню питания на конкретный день;
9) об утвержденном ассортименте дополнительного питания (п. 6.31 СанПиН 2.4.5.2409-08),
10) о результатах родительского контроля качества питания;
11) об организованной в образовательной организации работе (лекций, семинары, деловые игры, викторины, дни здоровья) по формированию навыков и культуры здорового питания, этике приема пищи, профилактике алиментарно-зависимых заболеваний, пищевых отравлений и инфекционных заболеваний (п. 14.13 СанПиН 2.4.5.2409-08).
Перечень информации, подлежащей раскрытию лицом, оказывающий услугу по организации питания в образовательной организации:
1) об утвержденном руководителем образовательной организации меню с указанием сведений об объемах блюд и названий кулинарных изделий путем его ежедневного вывешивания в обеденном зале (п. 6.24. СанПиН 2.4.5.2409-08),
2) о меню-раскладке (с указанием закладки продуктов в блюда на 1 человека);
3) об исполнителе услуги по организации питания в образовательной организации посредством размещения вывески (ст.ст. 8, 9 Закона "О защите прав потребителей";
4) о реализуемых им услугах и товарах (ст.ст. 8, 10 Закона "О защите прав потребителей", в том числе о:
- стоимости услуг в рублях,
- фирменном наименовании продукции общественного питания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов,
- весе (объеме) порций готовых блюд продукции общественного питания,
- сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов и ее составе,
- нормативных документах, обязательным требованиям которых должны соответствовать продукция общественного питания и оказываемая услуга,
5) о режиме работы исполнителя (ст.ст. 8, 11 Закона "О защите прав потребителей").
Опубликованная на сайтах образовательных организаций информация должна отвечать требованиям достоверности, объективности и актуальности, так как на основании указанных сведений будут сделаны выводы о реальных условиях питания обучающихся в рамках общественного мониторинга и родительского контроля.
Органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, могут быть приняты единые рекомендации о порядке информировании обучающихся и их родителей (законных представителей) об условиях питания в подведомственных муниципальных образовательных организациях и о конкретном перечне подлежащей раскрытию информации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.