Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утвержден
постановлением администрации
муниципального района "Усть-Цилемский"
от 06 августа 2020 г. N 08/577
(приложение)
Порядок
формирования перечня и оценки налоговых расходов муниципального района "Усть-Цилемский"
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок определяет порядок формирования перечня налоговых расходов муниципального района "Усть-Цилемский" (далее - муниципального района) и оценки налоговых расходов муниципального района.
2. В целях реализации настоящего Порядка применяются следующие понятия и термины:
"налоговые расходы" - выпадающие доходы бюджета муниципального района, обусловленные налоговыми льготами, освобождениями и иными преференциями по налогам и сборам, предусмотренными в качестве мер муниципальной поддержки в соответствии с целями муниципальных программ муниципального района и (или) целями социально-экономической политики муниципального района, не относящимися к муниципальным программам;
"куратор налоговых расходов" - ответственный исполнитель муниципальной программы муниципального района, отраслевые (функциональные) органы администрации муниципального района, ответственные в соответствии с полномочиями, установленными нормативными правовыми актами муниципального района, за достижение соответствующих налоговым расходам целей муниципальной программы муниципального района и (или) целей социально-экономического развития, не относящихся к муниципальным программам муниципального района;
"перечень налоговых расходов" - документ, содержащий сведения о распределении налоговых расходов муниципального района, сформированный в соответствии с целями муниципальных программ муниципального района и (или) целями социально-экономической политики, не относящимися к муниципальным программам муниципального района;
"нормативные характеристики налоговых расходов" - сведения о положениях нормативных правовых актов муниципального района, которыми предусматриваются налоговые льготы, освобождения и иные преференции по налогам (далее - льготы), наименования налогов, по которым установлены льготы, категориях плательщиков, для которых предусмотрены льготы, а также иные характеристики, предусмотренные нормативными правовыми актами муниципального района;
"оценка налоговых расходов" - комплекс мероприятий по оценке объемов налоговых расходов муниципального района, обусловленных льготами, предоставленными плательщикам, а также по оценке эффективности налоговых расходов муниципального района;
"оценка объемов налоговых расходов" - определение объемов выпадающих доходов бюджета муниципального района, обусловленных льготами, предоставленными плательщикам;
"оценка эффективности налоговых расходов" - комплекс мероприятий, позволяющих сделать вывод о целесообразности и результативности предоставления плательщикам льгот исходя из целевых характеристик налогового расхода муниципального района;
"паспорт налогового расхода" - документ, содержащий сведения о нормативных, фискальных и целевых характеристиках налогового расхода муниципального района;
"плательщики" - плательщики налогов;
"фискальные характеристики налоговых расходов" - сведения об объеме льгот, предоставленных плательщикам, о численности получателей льгот и об объеме налогов, задекларированных ими для уплаты в местный бюджет муниципального района;
"целевые характеристики налогового расхода" - сведения о целях предоставления, показателях (индикаторах) достижения целей предоставления льготы, а также иные характеристики, предусмотренные правовыми актами муниципального района.
3. Отнесение налоговых расходов муниципального района к муниципальным программам муниципального района осуществляется исходя из целей и задач муниципальных программ муниципального района и (или) целей социально-экономической политики муниципального района, не относящихся к муниципальным программам муниципального района.
4. Оценка налоговых расходов муниципального района осуществляется кураторами налоговых расходов муниципального района в соответствии с настоящим Порядком с соблюдением общих требований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 N 796 "Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
5. В целях проведения оценки налоговых расходов муниципального района кураторы налоговых расходов в 2020 году до 20 сентября 2020 года, а в последующие годы до 01 мая:
1) формируют паспорта налоговых расходов муниципального района, содержащие информацию, предусмотренную приложением N 1 к настоящему Порядку, в разрезе налоговых расходов муниципального района, в отношении которых являются кураторами;
2) осуществляют оценку эффективности соответствующих курируемых налоговых расходов муниципального района в порядке, установленном настоящим Порядком;
3) направляют в Финансовое управление паспорта налоговых расходов муниципального района, сформированные в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта, и результаты оценки эффективности курируемых налоговых расходов муниципального района, содержащие информацию, предусмотренную пунктом 14 раздела III настоящего Порядка.
6. Правила формирования информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов муниципального района установлены приложением N 2 к настоящему Порядку.
7. В целях проведения оценки эффективности налоговых расходов муниципального района Финансовое управление в срок до 01 февраля направляет в ИФНС сведения о категориях плательщиков, с указанием обусловливающих соответствующие налоговые расходы нормативных правовых актов муниципального района, в том числе действовавших в отчетном году и в году, предшествующем отчетному году, и иной информации, предусмотренной приложением к Общим требованиям.
Список кураторов налоговых расходов определен согласно приложению N 3 к настоящему Порядку.
II. Порядок формирования перечня налоговых расходов муниципального района
1. Финансовое управление формирует проект перечня налоговых расходов муниципального района на очередной финансовый год и плановый период (далее - проект перечня налоговых расходов) в 2020 году в сроки, определенные Финансовым управлением, в последующие годы - до 01 апреля по форме, утвержденной в приложении N 4 к настоящему Порядку, на основании данных, представленных в Финансовое управление кураторами налоговых расходов, и в тот же срок направляет на согласование отраслевым (функциональным) органам администрации муниципального района, осуществляющим функции кураторов налоговых расходов муниципального района (далее - согласовывающие органы).
2. Согласовывающие органы в 2020 году в сроки, определенные Финансовым управлением, в последующие годы - до 30 апреля рассматривают проект перечня налоговых расходов на предмет предлагаемого распределения налоговых расходов муниципального района в соответствии с целями муниципальных программ муниципального района, структурных элементов муниципальных программ муниципального района и (или) целями социально-экономической политики муниципального района, не относящимися к муниципальным программам муниципального района, и определения кураторов налоговых расходов и направляют в Финансовое управление замечания и предложения по уточнению проекта перечня налоговых расходов.
В случае если замечания и предложения, указанные в абзаце первом настоящего пункта, предполагают изменение куратора налогового расхода, согласовывающий орган согласовывает их с предлагаемым куратором налогового расхода и прикладывает согласование к указанным замечаниям и предложениям в течение срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта.
Отсутствие представленных в Финансовое управление замечаний и предложений, указанных в абзаце втором настоящего пункта, считается согласованием согласовывающего органа проекта перечня налоговых расходов.
При наличии разногласий по проекту перечня налоговых расходов Финансовое управление обеспечивает проведение согласительных совещаний с согласовывающими органами в 2020 году в сроки, установленные Финансовым управлением, в последующие годы - в срок до 01 июля.
3. Финансовое управление с учетом замечаний и предложений, направленных согласовывающими органами в соответствии с пунктом 2 настоящего Раздела формирует Перечень налоговых расходов, организовывает его утверждение администрацией муниципального района, размещение на официальном сайте Финансового управления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2020 году в сроки, установленные Финансовым управлением, в последующие годы - не позднее 15 июля.
4. В случае внесения в текущем финансовом году изменений в перечень муниципальных программ муниципального района и (или) в случае изменения полномочий кураторов налоговых расходов, в связи с которыми возникает необходимость внесения изменений в перечень налоговых расходов, кураторы налоговых расходов не позднее 10 рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений направляют в Финансовое управление соответствующую информацию для уточнения Финансовым управлением перечня налоговых расходов.
5. Изменения в перечень налоговых расходов в случае уточнения муниципальных программ муниципального района в рамках формирования, рассмотрения и утверждения проекта решения Совета муниципального района о бюджете муниципального района на очередной финансовый год и плановый период формируются Финансовым управлением и направляются на утверждение в администрацию муниципального района "Усть-Цилемский" до 25 декабря.
III. Порядок проведения оценки налоговых расходов муниципального района
1. Настоящий Порядок определяет Методику оценки эффективности налоговых расходов бюджета муниципального района.
2. Оценка эффективности налоговых расходов муниципального района проводится кураторами налоговых расходов муниципального района в отношении льгот, действующих в соответствии с нормативными правовыми актами муниципального района и сельских поселений муниципального района по состоянию на 01 января 2020 года и в последующие годы.
3. Оценка эффективности налоговых расходов проводится ежегодно за год, предшествующий отчетному финансовому году.
4. Оценка эффективности налоговых расходов, предлагаемых к введению, проводится кураторами налоговых расходов муниципального района на стадии принятия решения о целесообразности и возможности установления (пролонгации) льготы и необходимости подготовки проекта решения Совета муниципального района или Совета сельского поселения муниципального района, устанавливающего (пролонгирующего) льготу (налоговый расход), в соответствии с критериями оценки, установленными настоящим Порядком.
5. В целях оценки эффективности налоговых расходов муниципального района Финансовое управление формирует и направляет ежегодно до 15 апреля кураторам налоговых расходов муниципального района:
оценку объемов налоговых расходов муниципального района за отчетный финансовый год;
оценку объемов налоговых расходов муниципального района на текущий финансовый год, очередной финансовый год и плановый период;
информацию о значениях фискальных характеристик налоговых расходов муниципального района за отчетный финансовый год, а также информацию о стимулирующих налоговых расходах муниципального района за 6 лет, предшествующих отчетному финансовому году, на основании информации ИФНС.
6. Оценка эффективности налоговых расходов муниципального района осуществляется кураторами налоговых расходов и включает:
а) оценку целесообразности налоговых расходов муниципального района;
б) оценку результативности налоговых расходов муниципального района.
7. Критериями целесообразности налоговых расходов муниципального района являются:
1) соответствие налоговых расходов муниципального района целям муниципальных программ муниципального района, структурным элементам муниципальных программ муниципального района и (или) целям социально-экономической политики муниципального образования, не относящимся к муниципальным программам муниципального района.
При оценке налоговых расходов муниципального района следует учитывать, что налоговый расход должен оказывать прямое или косвенное влияние на достижение целей муниципальной программы муниципального района, ее структурных элементов и (или) целей социально-экономической политики, не относящихся к муниципальным программам муниципального района. Прямое влияние предполагает, что связь между налоговыми расходами и вышеуказанными целями должна быть понятной и однозначно воспринимаемой. Косвенное (опосредованное) влияние должно сопровождаться описанием обоснования взаимосвязи между налоговым расходом и вышеуказанными целями.
При проведении оценки соответствия налоговых расходов целям муниципальных программ муниципального района и (или) иных документов муниципального района, содержащих цели социально-экономической политики муниципального района, необходимо учитывать, что проведение оценки обязательно даже в случае отсутствия в таких документах сведений о налоговых льготах, обуславливающих налоговые расходы. На данном этапе оценки эффективности налогового расхода ключевым условием является соответствие налогового расхода только целям муниципальной программы муниципального района и (или) иным целям социально-экономической политики муниципального района;
2) востребованность плательщиками предоставленных льгот, которая характеризуется соотношением численности плательщиков, воспользовавшихся правом на льготы, и общей численности плательщиков, за 5-летний период.
При определении показателя востребованности численность плательщиков, воспользовавшихся правом на налоговые льготы, может быть соотнесена с количеством плательщиков, потенциально имеющих право на получение данной льготы. Такая корректировка показателя применима в случае, когда численность плательщиков, воспользовавшихся правом на льготы, менее 1% от общей численности плательщиков соответствующего налога.
Плательщики, потенциально имеющие право на получение налоговой льготы, определяются на основании положений актов, статистических данных и иных сведений. Кроме того, количество потенциальных плательщиков может быть расчетным показателем, в связи с чем куратору налогового расхода муниципального района требуется отразить порядок расчета указанного показателя при предоставлении результатов оценки в Финансовое управление.
В случае, если налоговая льгота действует менее 5 лет, то оценка ее востребованности проводится за фактический и прогнозный периоды действия льготы, сумма которых составляет 5 лет.
В случае если значение соотношения больше 0, налоговые расходы считаются востребованными, если значение меньше или равно 0, налоговые расходы признаются невостребованными.
8. Налоговые расходы считаются целесообразными в случае одновременного соответствия подпунктам 1 и 2 пункта 7 настоящего раздела.
В случае несоответствия налоговых расходов муниципального района хотя бы одному из подпунктов пункта 7 настоящего раздела налоговые расходы признаются относительно целесообразными. В таком случае куратор налогового расхода муниципального района представляет в Финансовое управление в срок, установленный пунктом 5 раздела I настоящего Порядка, предложения о сохранении (уточнении, отмене) предоставленных плательщикам льгот.
В случае несоответствия налогового расхода ни одному из подпунктов пункта 7 настоящего раздела, такой налоговый расход считается нецелесообразным. В таком случае куратор налогового расхода муниципального района представляет в Финансовое управление в срок, установленный пунктом 5 раздела I настоящего Порядка, информацию о необходимости отмены налоговой льготы, которой обусловлены нецелесообразные налоговые расходы.
9. Оценка результативности налоговых расходов муниципального района подразумевает оценку бюджетной эффективности налоговых расходов муниципального района.
10. В целях оценки бюджетной эффективности налоговых расходов муниципального района куратором налогового расхода муниципального района осуществляется сравнительный анализ результативности предоставления льгот и результативности применения альтернативных механизмов достижения целей муниципальной программы муниципального района и (или) целей социально-экономической политики, не относящихся к муниципальным программам муниципального района, а также оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов местного бюджета муниципального района.
11. Сравнительный анализ включает сравнение объемов расходов местного бюджета муниципального района в случае применения альтернативных механизмов достижения целей муниципальной и (или) целей социально-экономической политики муниципального образования, не относящихся к муниципальным программам муниципального района, и объемов предоставленных льгот (расчет прироста показателя (индикатора) достижения целей муниципальной программы муниципального района и (или) целей социально-экономической политики муниципального образования, не относящихся к муниципальным программам муниципального района, на 1 рубль налоговых расходов муниципального района и на 1 рубль расходов местного бюджета муниципального района для достижения того же показателя (индикатора) в случае применения альтернативных механизмов).
В целях обеспечения репрезентативности полученного результата сравнительного анализа результативности предоставления льгот и результативности применения альтернативных механизмов (возможности их объективного сравнения) оценку бюджетной эффективности возможно проводить с применением одного из следующих подходов:
а) сопоставление объемов налогового расхода и расходов местного бюджета для достижения идентичного значения показателя (индикатора);
б) сопоставление значений показателя (индикатора) при условии идентичных объемов налогового расхода и расходов местного бюджета.
Подход к оценке бюджетной эффективности определяется куратором налогового расхода муниципального района.
При сравнительном анализе необходимо также учитывать объем расходов организационно-административного характера (организация работы по предоставлению субсидий, администрирование, организация проведения конкурса или аукциона и иные). При этом объем указанных расходов должен быть обоснован и не зависим от объема налогов (налоговых расходов).
В качестве альтернативных механизмов достижения целей муниципальной программы муниципального района и (или) целей социально-экономической политики муниципального района, не относящихся к муниципальным программам, могут учитываться в том числе:
а) субсидии или иные формы непосредственной финансовой поддержки плательщиков, имеющих право на льготы, за счет средств местного бюджета муниципального района.
Альтернативным механизмом может быть предоставление средств из местного бюджета как в форме субсидий непосредственно плательщикам, имеющим право на льготы, так и через "агентов".
Плательщикам, имеющим право на льготы, могут быть оказаны меры имущественной поддержки, способствующие снижению затрат организаций;
б) предоставление муниципальных гарантий по обязательствам плательщиков, имеющих право на льготы.
При сравнении инструмента налоговых расходов с инструментом предоставления муниципальных гарантий необходимо учитывать не только планируемый объем муниципальных гарантий (условные обязательства), но и ожидаемый объем бюджетных ассигнований на их исполнение (прямые обязательства). В качестве суммы для сопоставления рекомендуется использовать расчетный объем бюджетных ассигнований на исполнение муниципальных гарантий с учетом применения регрессного требования гаранта к принципалу. Сопоставительный расчет необходимо производить в одинаковых диапазонах периодов предоставления налоговых льгот и муниципальных гарантий;
в) совершенствование нормативного регулирования и (или) порядка осуществления контрольно-надзорных функций в сфере деятельности плательщиков, имеющих право на льготы.
Данный альтернативный механизм предполагает совершенствование организационных механизмов взаимодействия между представителями органов местного самоуправления с плательщиками, имеющими право на льготы. Достижение целей муниципальных программ, их структурных элементов и целей социально-экономической политики может осуществляться не только посредством финансовой поддержки плательщиков, имеющих право на льготы, но посредством создания комфортных условий для ведения предпринимательской деятельности и получения муниципальных услуг.
Выбор механизма достижения целей муниципальной программы муниципального района и (или) целей социально-экономической политики муниципального района осуществляется куратором налогового расхода.
12. Оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов муниципального района определяется отдельно по каждому налоговому расходу муниципального района в соответствии с Перечнем налоговых расходов муниципального района на очередной финансовый год и плановый период. В случае если для отдельных категорий плательщиков, имеющих право на льготы, предоставлены льготы по нескольким видам налогов, оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) налоговых расходов определяется в целом по указанной категории плательщиков.
13. Оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов муниципального района определяется за период с начала действия для плательщиков соответствующих льгот или за 5 отчетных лет, а в случае, если указанные льготы действуют более 6 лет, - на день проведения оценки эффективности налогового расхода (Е) по следующей формуле:
,
где:
i - порядковый номер года, имеющий значение от 1 до 5;
mi - количество плательщиков, воспользовавшихся льготой в i-м году;
j - порядковый номер плательщика, имеющий значение от 1 до m;
Nij - объем налогов, задекларированных для уплаты в бюджет муниципального района или в бюджет сельского поселения муниципального района (далее - местный бюджет) j-м плательщиком в i-м году.
При определении объема налогов, задекларированных для уплаты в местный бюджет плательщиками, учитываются начисления по налогам, поступающим в местный бюджет от конкретного плательщика.
В случае если на день проведения оценки совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов муниципального района для плательщиков, имеющих право на льготы, льготы действуют менее 6 лет, объемы налогов, подлежащих уплате в местный бюджет, оцениваются (прогнозируются) по данным администратора доходов;
B0j - базовый объем налогов, задекларированных для уплаты в местный бюджет j-м плательщиком в базовом году, рассчитываемый по формуле:
B0j = N 0j + L0j,
где:
N 0j - объем налогов, задекларированных для уплаты в местный бюджет j-м плательщиком в базовом году;
L0j - объем льгот, предоставленных j-му плательщику в базовом году.
Под базовым годом в настоящем Порядке понимается год, предшествующий году начала получения j-м плательщиком льготы, либо 6-й год, предшествующий отчетному году, если льготы предоставляются плательщику более 6 лет;
gi - номинальный темп прироста налоговых доходов местного бюджета в i-м году по отношению к показателям базового года;
r - расчетная стоимость среднесрочных рыночных заимствований муниципального района или сельского поселениям муниципального района, рассчитываемая по формуле:
r = iинф + p + c,
где:
iинф - целевой уровень инфляции (4 процента);
p - реальная процентная ставка, определяемая на уровне 2,5 процента;
c - кредитная премия за риск, рассчитываемая для целей настоящего Порядка в зависимости от отношения муниципального долга по состоянию на 01 января текущего финансового года к доходам (без учета безвозмездных поступлений) за отчетный период, в случае, если:
- указанное отношение составляет менее 50 процентов, кредитная премия за риск принимается равной 1 проценту;
- указанное отношение составляет от 50 до 100 процентов, кредитная премия за риск принимается равной 2 процентам;
- указанное отношение составляет более 100 процентов, кредитная премия за риск принимается равной 3 процентам;
14. По итогам оценки эффективности налогового расхода муниципального района куратор налогового расхода муниципального района формирует информацию о результатах оценки эффективности налоговых расходов муниципального района, в которой формулирует выводы о достижении целевых характеристик налогового расхода муниципального района, вкладе налогового расхода муниципального района в достижение целей муниципальной программы муниципального района и (или) целей социально-экономической политики муниципального района, не относящихся к муниципальным программам муниципального района, а также о наличии или об отсутствии более результативных (менее затратных для бюджета муниципального района) альтернативных механизмов достижения целей муниципальной программы муниципального района и (или) целей социально-экономической политики муниципального района, не относящихся к муниципальным программам муниципального района.
Результаты оценки эффективности налоговых расходов муниципального района должны содержать рекомендации по результатам указанной оценки о необходимости сохранения (уточнения, отмены) предоставленных плательщикам льгот.
15. Финансовое управление осуществляет обобщение результатов оценки эффективности налоговых расходов муниципального района, проводимой кураторами налоговых расходов муниципального района, и до 01 июня формирует итоговую оценку эффективности налоговых расходов муниципального района на основе результатов оценки эффективности налоговых расходов муниципального района, представленных кураторами налоговых расходов муниципального района.
Итоговая оценка эффективности налоговых расходов муниципального района в течение 5 рабочих дней со дня ее формирования размещается на официальном сайте Финансового управления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
16. Результаты рассмотрения оценки налоговых расходов муниципального района учитываются при формировании основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального района, а также при проведении оценки эффективности муниципальных программ муниципального района.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.