Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Администрации
Атяшевского муниципального района
от 18 августа 2020 г. N 358
Сценарные условия
функционирования экономики Атяшевского муниципального района в 2021 году и плановом периоде 2022 и 2023 годов
Сценарные условия функционирования экономики и основные параметры прогноза социально-экономического развития Атяшевского муниципального района на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов разработаны в соответствии со Сценарными условиями и основными параметрами социально-экономического развития Республики Мордовия на среднесрочный период, с учетом сложившейся экономической ситуации, тенденций и условий развития экономики Республики Мордовия и Атяшевского муниципального района, приоритетов и задач, содержащихся в указах Президента Российской Федерации, программных документах Правительства Российской Федерации, посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию и Главы Республики Мордовия Государственному Собранию Республики Мордовия, Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия на период до 2025 года, Государственной программы "Экономическое развитие Республики Мордовия", Стратегии социально-экономического развития Атяшевского муниципального района до 2025 года.
Основные тенденции социально-экономического развития в 2019 и 2020 годах
Социально-экономическая ситуация в Атяшевском муниципальном районе в 2019 году характеризовалась положительной динамикой развития основных отраслей экономики.
Объем валового муниципального продукта (ВМП) за 2019 год составил 14,9 млрд. руб., темп роста 109%.
Отгрузка продукции предприятий промышленности составила 9,1 млрд. рублей, что на 795 млн. руб. больше уровня 2018 года.
Сохранены и преумножены позиции по производству сельскохозяйственной продукции.
Атяшевский муниципальный район занимает 4,2% территории Республики Мордовия. Здесь проживает 2,1% населения республики. По среднесписочной численности работников доля района 1,8%, по вводу жилья 2,2%.
В общереспубликанском объеме производства сахарной свеклы доля района составляет 20,5%, зерна - 10,5%, яиц 8,2%. молока - 5,7%, мяса - 4,3%, промышленной продукции 4,8%, обороту розничной торговли 1,7%.
По итогам 2019 года рейтинг Атяшевского муниципального района среди муниципалитетов республики: по объему собственных доходов бюджета на 1 жителя первое место; по объему инвестиций третье; четвертое место по производству скота и объему отгруженной промышленной продукции; по вводу жилья шестое; по производству молока седьмое, по объему реализации пятое; по сохранности поголовья крупного рогатого скота и объема розничного товарооборота одиннадцатое.
За счет стабильной работы предприятий в отчетном году шло динамичное поступление налоговых и неналоговых доходов.
Объем поступлений собственных доходов в бюджет района составил свыше 139 млн. рублей, выполнение прогнозного показателя составило 108%.
Почти 65% поступлений приходится на НДФЛ.
Привлечено инвестиций в основной капитал за 2019 год 1 млрд. 442 млн. руб., 97% от этого объема это внебюджетные средства.
Средняя заработная плата по крупным и средним предприятиям района сложилась за 2019 год - 27602 рублей, что выше на 4,5% уровня 2018 года. Выполнены все задачи по повышению заработной платы, обозначенные Указами Президента Российской Федерации.
На 1 января 2020 года в центре занятости населения стояло на учете 105 безработных граждан. Уровень регистрируемой безработицы на конец отчетного года составила 1,0%, или меньше на 0,1% к уровню прошлого года.
Экономический потенциал
Экономический потенциал и структуру экономики района формируют промышленность и сельское хозяйство.
Промышленность
Промышленность остается гарантом бюджетной надежности и жизнеобеспечения района, доля ее в валовом муниципальном продукте составляет более 60%.
По ООО МПК "Атяшевский" реализовано промышленной продукции за 2019 год 8,7 млрд. руб. Объем продаж продукции торговой марки "Атяшево" за 2019 год вырос по отношению к 2018-му на 11%. Реализовано продукции на одного работника 9,2 млн. рублей.
За отчетный год в ООО МПК "Атяшевский" увеличилась численность работающих более чем на 100 человек, на предприятии трудятся 1042 работника, из них около 300 человек иногородних. Среднемесячная зарплата за 2019 год сложилась свыше 34 тыс. руб.
Продолжается реализация проекта по модернизации и наращиванию мясоперерабатывающих мощностей. На Атяшевской площадке введен новый цех по переработке отходов от убоя свиней и переработанного мясосырья. Производственная мощность его на начальном этапе составляет свыше 76 тонн сырья в сутки.
В связи с ростом производства будет увеличена мощность первичной переработки свиней с 230 до 350 голов в час. Усовершенствована система разделки мяса, запущены конвейерные линии под отдельные части туши. Производственная мощность разделки свинины на кости возрастет до 350 голов в час.
Объем отгруженной продукции по ОАО Завод маслодельный Атяшевский в 2019 году составил более 328 млн. руб., или на 14,2% больше уровня 2018 года.
С неплохими результатами завершил отчетный год МУ "Атяшевское жилищное хозяйство". Общий объем предоставленных услуг за 2019 год составил 25,8 млн. руб., что больше на 9,3% уровня предыдущего года.
Строительство
Единственной строительной организацией Атяшевский ремонтно-строительный участок выполнено строительно-монтажных работ за отчетный год на 21,8 млн. руб., что составило 81,6% к уровню 2018 года.
Сельское хозяйство
Сельскохозяйственными товаропроизводителями произведено валовой продукции на 4 млрд. 187 млн. рублей, индекс объема производства продукции сельского хозяйства составил 120%, что на 21% выше уровня 2018 года.
Продукции растениеводства произведено на сумму 1 млрд. 954,0 млн. рублей, темп 129,2%, продукции животноводства на 2 млрд. 233 млн. рублей, темп 113%.
В хозяйствах всех категорий собрано 142,5 тыс. тонн зерновых, зернобобовых культур и кукурузы, 300 тонн рапса, 4580 тонн сои, накопано 217,7 тыс. тонн сахарной свеклы, собрано 1606 тонн картофеля. Урожайность зерна составила 36,4 центнера с гектара, сахарной свеклы 477,3 центнера с гектара, картофеля 198 центнера. Наивысшая урожайность зерна 46,8 ц/га в ООО "МАПО "Восток". Впервые в районе это хозяйство стало лидером по урожайности зерновых и зернобобовых культур.
Высокие показатели по урожайности зерновых культур: в ЗАО "Мордовский бекон" - 42,5 центнера, в ОАО "А/ф Искра" - 40,6 ц/га.
По урожайности сахарной свеклы в ООО МАПО "Восток" 516,5 центнера с гектара это самый высокий показатель.
Земледельцами заложен прочный фундамент под урожай следующего года. Посеяны озимые культуры на площади - 15009 гектар. На полную потребность засыпаны семена яровых культур.
Значимы достижения в отрасли животноводства. Производство валовой продукции увеличилось на 13,0%, в объеме валовой продукции ее доля составила 53%.
Животноводство всегда было якорной составляющей, определяющее весь сельский уклад жизни. В общественном секторе произведено скота и птицы на убой в живом весе 13,4 тыс. тонн (115% к 2018 году), молока - 22,5 тыс. тонн (110%), яиц 115,3 млн. шт. (109%).
В объеме производства мяса 61% составляет доля ЗАО "Мордовский бекон".
В объеме производства молока наибольший вес 31,9% доля ООО "Сабанчеевское" и 14,5% АО "Агро-Атяшево". Надой молока от одной коровы в сельхозорганизациях и КФХ составил 6278 кг (плюс 442 кг. к уровню 2018 года). Лидерами в районе по надою на 1 корову вышли хозяйства:
ИП ГК(Ф)Х Кривдина Ю.А. - 10025 кг, ООО "Сосуновская нива" - 9898 кг, и АО "Агро-Атяшево" - 7258 кг., ИП Николина В.М. 7938 кг.
В общественном секторе на 1 января 2020 г. наблюдается сохранение поголовья скота. Крупного рогатого скота 9025 голов (темп 100%), в том числе 3814 коров (101%), свиней 39937 голов (102%), птицы 487,4 тыс. голов (95%, небольшое снижение в связи с нормами технологического графика).
Получено приплода телят 4090 голов (темп 100%), в том числе на 100 коров получено 81 телят. Получено приплода поросят 43258 голов (99%), на 100 свиноматок 2427 поросят.
В развитие сельского хозяйства вносят значительный вклад крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприятия. Самые крупные ИП Бершак, ИП Николина В.М. В хозяйстве ИП Бершак произведено свиней на убой более 2,5 тыс. тонн, средняя численность работающих 73 человека. В хозяйстве ИП Николина В.М. надоено более 2,6 тыс. тонн молока, численность работающих 52 человека.
Свыше 50% фермеров ведут свою деятельность в области животноводства. За восемь лет государственной поддержкой в рамках республиканских программ "Поддержка начинающих фермеров" и "Поддержка семейных животноводческих ферм" воспользовались 13 КФХ района. В 2019 году участниками стали три КФХ, реализующие свои проекты в отрасли животноводства, из них один проект в молочном скотоводстве: два хозяйства получили грант по программе "Поддержка начинающих фермеров" и одно хозяйство грант по Программе "Агростартап".
Среднемесячная заработная плата в сельскохозяйственных предприятиях района составила за отчетный год 21,6 тыс. рублей, рост к прошлогоднему уровню на 7%.
В связи с ростом экономического потенциала сельскохозяйственная отрасль района становится прибыльной. Ожидаемая рентабельность сельскохозяйственных предприятий района 17,2%.
Торговля
Торговля - важная составляющая экономики района. В сфере торговой деятельности занято свыше 160 объектов, с торговой площадью 7,9 тыс. кв. м.
Объем розничного товарооборота за 2019 год составил 1 млрд. 629 млн. рублей, что на 87 млн. больше уровня 2018 года. В расчете на 1 жителя реализовано товаров на 96,8 тыс. рублей.
С открытием в 2019 году дополнительных сетевых магазинов в райцентре ("Пятерка" и "Дисконт") наблюдается отток товарооборота сельских поселений в райцентр. За 2019 год на 6% товарооборот сельских поселений меньше уровня 2018 года, а в Атяшевском городском поселении он выше на 11,7%.
Малый бизнес
В отчетном году в районе функционировали 350 предприятий и организаций различной формы собственности, из них 51 частной формы собственности и 299 индивидуальных предпринимателя. За 2019 год наблюдается рост доли индивидуальных предпринимателей, занимающиеся грузоперевозками и деятельности такси в общем количестве зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, которая на сегодня составляет свыше 31%.
Платные услуги в течении отчетного года оказывали 71 субъектов малого бизнеса по 28 видам услуг.
Оборот предприятий общественного питания за отчетный год составил более 36 млн. руб.
Одной из форм поддержки и развития малого бизнеса является предоставление кредитов и займов на льготных условиях, с выгодными процентными ставками, которые предоставлял в отчетном году "Бизнес-центр". Было выдано 38 займов на сумму 6,8 млн. руб.
Микрокредитной компанией Фонд поддержки предпринимательства Республики Мордовия предоставлено займов субъектам малого и среднего предпринимательства района на сумму 14,7 млн. руб., автономным учреждением "Гарантийный Фонд кредитного обеспечения Республики Мордовия" предоставлено поручительство на 12,2 млн. руб.
В течение 2019 года Администрацией района совместно с Главами поселений проводилась работа по выявлению безработных граждан района. Кроме того проводилась работа по выявлению неформально занятых лиц в экономике района. Всего выявлено по сельским и городскому поселениям 132 человека, из них 98 заключили трудовые договора. Наблюдается прирост поступлений по налогу на доходы физических лиц от легализации заработной платы сокрытой от налогообложения на 6,9 процентов.
Инвестиционная деятельность
Крупным инвестиционным проектам отчетного года относятся:
Проекты Группы компаний Талина:
- строительство очистных сооружений (190 м. куб. в сутки) (общий объем планируемых инвестиций более 428,5 млн. руб., освоено в 2019 году 245,8 млн. руб.);
- реконструкция цеха по переработке отходов от убоя свиней и отходов переработанного мясосырья (общий объем планируемых инвестиций более 339,7 млн. руб., освоено в 2019 году 279,1 млн. руб.);
- реконструкция Атяшевской производственной площадки (общая сумма проекта 1764,5 млн. руб., объем инвестиций за 2019 год - свыше 500 млн. руб.;
- реконструкция коровников ООО "Сабанчеевское" (на 600 дойных коров) (объем инвестиций - свыше 17 млн. руб.);
- техническое перевооружение производства ОАО "Завод маслодельный Атяшевский" - свыше 10 млн. руб.).
Социальная инфраструктура
Демографическая ситуация в районе характеризуется продолжающимся процессом сокращения численности населения.
Зарегистрировано родившихся 128 человек, умерших 296, естественная убыль составила 168 человек, миграционная убыль населения в 2019 году составила 164 человек.
За 2019 год заключено браков 81, за аналогичный период 2018 года было 94. Общее количество разводов 36, в 2018 году было 59.
Образование
В начале нового учебного года 2019 - 2020 гг в Атяшевском муниципальном районе функционируют 11 школ, с контингентом учащихся 1372 чел., 13 детсадов (455 воспитанников), Аграрный техникум (318 студентов), Шейн-Майданская школа-интернат (46 воспитанников).
Здравоохранение
В системе здравоохранения района - районная больница, в состав которой входят: поликлиника на 250 посещений в смену, где ведется прием по 16 специальностям, стационар на 55 койко/мест круглосуточного пребывания, 15 из которых оказывают паллиативную помощь, дневной стационар на 30 коек, Козловская амбулатория на 50 посещений, 30 фельдшерско-акушерских пунктов.
В четырех населенных пунктах, не входящих в радиус обслуживания ФАП, где численность населения не превышает 50 человек организованы домовые хозяйства: д. Санеевка, с. Чукалы на Нуе Козловского сельского поселения, д. Елхи, с. Керамсурка Каменского сельского поселения. В районной больнице оказывают медицинскую помощь 29 врачей и 115 человек средний медицинский персонал. В 2019 году один медработник прибыл в район по программе "Земский фельдшер". Строительство в отчетном году нового ФАП в с. Батушево позволит обеспечить на данной территории доступность услуг первичной медико-санитарной помощи.
Культура
В 2019 функционировало 25 сельских филиалов МАУК "Центр национальной культуры и ремесел" и 24 структурных подразделения МБУК "Атяшевская центральная районная библиотека". С открытием в отчетном году кинозала и модельной библиотеки значительно позволят расширить в данном сфере круг оказываемых услуг.
Спорт
В отчетном году спортивные объекты района пополнились еще одной строительной площадкой в с. Сабанчеево.
Социальная защита населения
ГКУ "Социальная защита населения по Атяшевскому району РМ" в отчетном году предоставлено более 160 видов мер социальной поддержки.
Особое внимание уделялось многодетным и малообеспеченным семьям с детьми и семьям, находящимися в социально - опасном положении.
Востребованы были социальные услуги автономно-некоммерческой организации "Надежда". За прошедший год постоянно находились на обслуживании 352 одиноких престарелых граждан, из них 48 инвалидов.
Население района в пенсионном возрасте от общей численности населения составляет почти 40%. Пенсионеров в районе 6688 человек, средний размер пенсии 13322 рублей, рост к уровню предыдущего года на 6,3%.
В Доме интернате для престарелых и инвалидов в отчетном году проживало 41 человек. Средний возраст проживающих 75 лет.
Большой популярностью в отчетном году пользовались услуги МФЦ Атяшевского муниципального района. Система одного окна очень удобна для населения и объем их услуг с каждым годом расширяется.
Транспорт и связь
В течение отчетного года предприятие дорожной службы ООО МАПО-Транс обслуживало 241 км автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.
Межпоселенческие пассажирские перевозки в отчетном году осуществляло ООО "Авто-Сити".
Дополнительно на территории района официально оформлены и работают 2 фирмы по оказанию транспортных услуг "Такси", ежедневно по заказам клиентам выезжали более 20 автомобилей.
Услуги по межмуниципальным перевозкам оказывало ООО "Регион транс". Общество с ограниченной ответственностью Мордовавтотранс осуществляло межрегиональные перевозки.
В течение отчетного года Атяшевский линейно-технический центр филиала в Республике Мордовия ОАО "Ростелеком" предоставляло услуги телефонии, цифрового эфирного телевидения и широкополосного доступа в интернет.
Атяшевским почтамтом за 2019 год оказано более 80 видов почтовых и дополнительных услуг на общую сумму более 25 млн. рублей. В сельской местности в отчетном году работали 17 отделений связи (из-за отсутствия кадров закрыты отделения в селах Тарасово и Вечерлеи). В этой сфере трудятся свыше 90 человек населения района.
Аварийные службы
Бесперебойно в течение отчетного года работали службы: газо- и электроснабжения, пожарная.
В отчетном году в районе зарегистрировано 18 пожаров, на 5 единиц больше уровня 2018 года. Число погибших 3 человека, что на 1 человека больше предыдущего года.
Финансовые институты
Для успешного экономического развития района, а также аккумуляции временно свободных денежных средств и инвестирования их в реальный сектор экономики, функционировали в отчетном году Филиалы четырех банков (ПАО Сбербанк, АО Россельхозбанк, АККСБ КС Банк (ПАО), АКБ "Актив банк"), два кредитных кооператива (КПКФВ "Центр финансовой поддержки", Центр микрофинансовой поддержки Алатырь - Порецкое), две микрофинансовые организации (Деньгофф и Летай деньги (торговый центр Солнечный).
Четыре страховые компании (филиал ПАО Росгосстрах, ВСК, Ингосстрах СОГАЗ) предоставляли свои услуги населению и организациям района.
Охрана общественного порядка
Охрану общественного порядка и общественной безопасности граждан района обеспечивал отдел полиции N 5 по обслуживанию Атяшевского района, со штатной численностью 40 человек.
Подводя итоги, следует отметить, что достигнутые социально-экономические показатели отчетного 2019 года значительно повлияли на рост экономического потенциала района.
Социально-экономическая ситуация в Атяшевском муниципальном районе в январе - июне 2020 года характеризовалась положительной динамикой промышленного и сельскохозяйственного производства, объема строительных работ, реальной и номинальной начисленной заработной платы.
По итогам за январь - июнь 2020 года прогноз по объему поступления собственных доходов выполнен на 158,6%, в бюджет района поступило 77,6 млн. рублей (темп 140%).
Объем отгруженной продукции собственного производства в Атяшевском муниципальном районе составил 5 млрд. 360 млн. рублей (прогноз выполнен на 122,5%, темп составил - 152,3%).
Объем оборота розничной торговли во всех каналах реализации составил более 682 млн. рублей, с темпом роста в сопоставимых ценах 90,5% (прогноз выполнен на 88,3%).
Сельскохозяйственными организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами произведено молока 11534,1 тонн - темп роста - 106%. Объем закупок молока составил 12201 тонн.
Сохранность поголовья скота в сельскохозяйственных организациях и КФХ на 1 июля 2020 года к 1 январю 2020 года составила 100,4%, к аналогичному периоду прошлого года - 100,7%.
За январь - июнь 2020 г. объем производства скота и птицы в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах составил 5787,6. тонн, темп роста - 104%. Прогноз по объему закупок скота от сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств выполнен на 109,1%, закуплено 3547,7 тонн (темп роста составил 112%).
Введено в эксплуатацию жилья с учетом индивидуального жилищного строительства 2245 кв. м (прогноз выполнен на 89,1%, темп - 72,6%).
В сфере оплаты труда темп роста среднемесячной начисленной заработной платы работников крупных и средних предприятий составил 111,7% (при прогнозе 109,2%). Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата составила 28925,55 рублей.
Объем инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям района составили более 630 млн. рублей, свыше 76 процентов из них инвестиции ГК "Талина".
В рамках регионального проекта по направлению "Жилье и городская среда" на территории Атяшевского муниципального района реализуются два проекта: "Благоустройство парка по ул. Комсомольская в р.п. Атяшево Атяшевского муниципального района Республики Мордовия" на сумму 18 296 405,60 руб. Дата начала работ - 27.03.2020 г. Дата окончания работ - 01.10.2020 г. и "Благоустройство дворовой территории многоквартирных домов N 2, 3, 7 микрорайона N 2, р.п. Атяшево Атяшевского муниципального района Республики Мордовия" на сумму 2 211 225,6 руб. Дата окончания работ - 1 сентября 2020 г.
При грантовой поддержке Программы Комплексное развитие сельских территорий в текущем году на территории Атяшевского муниципального района реализуются следующие проекты: Благоустройство детской игровой площадки в с. Большие Манадыши; Благоустройство детской игровой площадки в с. Лобаски;
Благоустройство детской игровой площадки в с. Атяшево; Благоустройство детской игровой площадки в с. Батушево; Благоустройство детской игровой площадки в с. Селищи; "Благоустройство спортивной площадки в с. Сабанчеево; Восстановление памятника павшим войнам в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов в с. Тетюши Большеманадышского сельского поселения.
Основная задача на текущий год это, прежде всего, целенаправленная работа в рамках национальных проектов по увеличению налогооблагаемой базы и доходов районного бюджета, привлечение инвестиций и создание новых рабочих мест, своевременная выплата заработной платы, строительство и реконструкция объектов коммунальной инфраструктуры и социальной сферы, ремонт автодорог.
Прогноз социально-экономического развития Атяшевского муниципального района на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов
Сценарии экономического развития
Сценарные условия функционирования социально-экономического развития Атяшевского муниципального района на 2020 год и на плановый период до 2023 года разработаны на вариантной основе: вариант 1 (консервативный) и вариант 2 (базовый), различие которых обусловлено возможностями развития бизнеса, перспективами повышения его конкурентоспособности и эффективностью реализации государственной политики в сфере экономики и финансов.
Вариант 2 (базовый) предполагается в качестве основы для разработки параметров консолидированного бюджета Атяшевского муниципального района на 2020 год и на плановый период до 2023 года.
Демографические тенденции и рынок труда
Демографическая ситуация в прогнозируемый период будет характеризоваться сокращением численности населения при уменьшении естественной убыли населения, снижении коэффициента смертности населения.
Над начатыми мероприятиями по стабилизации и улучшению демографических показателей, район продолжит работу в 2021 - 2023 гг, а именно:
осуществлять ежедневные выезды - приемы участковыми терапевтами и врачами общей практики непосредственно на ФАП; проводить осмотры больных на дому специалистами, в том числе из группы диспансерных больных;
дважды в неделю осуществлять выезды бригады специалистов на ФАПы, где для осмотра населения будут привлекаться узкие специалисты, проводить функциональные обследования (ЭКГ, УЗИ);
продолжить подворные обходы работниками фельдшерско-акушерских пунктов;
обеспечивать широкий ассортимент лекарственных препаратов для розничной торговли на аптечных пунктах ФАП;
шире использовать возможности ВМП больным с заболеваниями органов сердечно - сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата и др.;
взять по особый контроль качество проведения дополнительной диспансеризации населения, профилактических осмотров;
активизировать санитарно-просветительную работу среди населения по профилактике заболеваний сердечно-сосудистой системы, онкологических заболеваний;
с целью увеличения уровня рождаемости:
усилить санитарно-профилактическую работу по профилактике абортов;
на строгом контроле и в тесном взаимодействии с Мордовским республиканским перинатальным центром проводить работу с бесплодными парами.
Параметры инфляции и уровень тарифов
Сводный индекс потребительских цен в среднем за год прогнозируется по базовому варианту на 2021 год - 103,4%, на 2022 - 2023 годы - по 104% ежегодно.
Рост тарифов на услуги естественных монополий для всех категорий потребителей будет соответствовать среднероссийским темпам роста.
Основные макроэкономические параметры развития Атяшевского муниципального района на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов
Социально-экономическая политика в Атяшевском муниципальном районе в целях обеспечения восстановления в результате негативных последствий распространения новой коронавирусной инфекции и устойчивого развития экономики в период 2021 - 2023 годов предусматривает реализацию следующих направлений:
оказание содействия поддержки инвестиционным проектам, в том числе проектам государственно-частного партнерства;
реализация мер по улучшению инвестиционного климата, созданию благоприятной предпринимательской среды, снижению административных барьеров для развития бизнеса, в том числе малого и среднего;
снижение издержек и повышение конкурентоспособности продукции местных товаропроизводителей;
обеспечение роста производительности труда, создание высокопроизводительных рабочих мест;
рост оплаты труда работников в производственной и социальной сферах;
повышение энергоэффективности экономики и социальной сферы;
повышение эффективности государственного управления, качества предоставляемых государственных услуг;
совершенствование бюджетной, налоговой политики, повышение эффективности бюджетных расходов;
повышение качества жизни и развитие человеческого капитала за счет повышения уровня развития и доступности здравоохранения, образования, культуры и т.д.;
социальная поддержка населения, поддержка занятости.
Рост ВМП по варианту 2 прогнозируется в 2021 году на уровне - 3,3%.
Инвестиционная политика будет направлена на дальнейшее улучшение инвестиционного климата в целях привлечения инвестиций в экономику за счет всех источников финансирования.
За счет роста доли участия в инвестиционном процессе банковской системы, лизинговой сферы, методов субсидирования, новых форм инвестиционных вложений основным источником капитальных вложений будут привлеченные средства. Важным источником инвестиций останутся собственные средства организаций.
В среднесрочной перспективе влияние на развитие агропромышленного комплекса будут оказывать восстановительные процессы в экономике, которые приведут к росту инвестиционной активности и рентабельности предприятий, оживлению потребительского спроса. Кроме того, совокупность мероприятий по развитию АПК в последние годы будет способствовать интенсификации производства, улучшению количественных и качественных показателей отрасли, что, в свою очередь, отразится на конкурентоспособности продукции для обеспечения населения качественными продовольственными товарами.
Развитие аграрного сектора в 2021 - 2023 годах предусматривается обеспечить за счет реализации следующих первоочередных мер:
стимулирования роста объемов производства основных видов продукции, производимой предприятиями агропромышленного комплекса;
повышения инновационной активности сельскохозяйственных товаропроизводителей и расширения масштабов развития сельского хозяйства на инновационной основе;
стимулирования привлечения в агропромышленный комплекс инвестиционных ресурсов и наращивания объемов лизинговых поставок для внедрения современных технологий, техники и оборудования, племенного скота;
увеличения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест;
повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках в связи с введением эмбарго на ввоз сельскохозяйственной продукции;
стимулирования развития животноводства на базе крестьянских (фермерских) хозяйств;
укрепления кормовой базы животноводства и улучшения работы ветеринарной службы для обеспечения выполнения задач по увеличению животноводческой продукции;
осуществления противоэпизоотических мероприятий в отношении карантинных и особо опасных животных;
модернизации и развития инфраструктурной сети заготовительных, снабженческо-сбытовых предприятий, сельской кредитной кооперации;
обеспечения жильем молодых семей и молодых специалистов на селе;
улучшения кадрового и информационного обеспечения отрасли;
совершенствования механизмов и процедуры страхования в сельском хозяйстве и повышения удельного веса застрахованных площадей посевов;
повышения финансовой устойчивости сельского хозяйства за счет мер по расширению доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам на льготных условиях;
развития мелиорации с целью воспроизводства и эффективного использования в сельском хозяйстве земельных и других природных ресурсов, повышения продуктивного потенциала земель;
увеличения перерабатывающих, транспортных, логистических мощностей и осуществления функций продажи и маркетинга перерабатываемой продукции в интересах сельхозпредприятий;
развития сельскохозяйственного и несельскохозяйственного малого бизнеса на селе с целью увеличения объемов реализации продукции, повышения занятости и доходов сельского населения.
Для закрепления положительных тенденций развития агропромышленного комплекса с учетом сложившихся условий функционирования в среднесрочной перспективе будут решаться следующие задачи:
повышение эффективности использования бюджетных средств, направляемых в агропромышленный комплекс, усиление контроля за их целевым использованием, обеспечение доступности и эффективности кредитования отрасли;
создание благоприятных экономических условий для привлечения частных инвестиций в развитие агропромышленного производства, реализации целевых федеральных и региональных программ развития АПК;
повышение уровня рентабельности в сельском хозяйстве для обеспечения его финансовой устойчивости;
формирование эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечивающего доходность сельскохозяйственных товаропроизводителей и развитие инфраструктуры рынка, достижение максимального уровня потребления продукции местных сельхозтоваропроизводителей;
повышение эффективности производства сельскохозяйственной продукции и генетического потенциала сельхозкультур и животных;
обеспечение доступа малых форм хозяйствования к субсидируемым кредитам банков и займам сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов;
сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных ресурсов.
На 2021 год предусматривается размещение зерновых культур на площади 40866 гектаров. Рациональное размещение культур в севообороте с учетом экономической целесообразности возделывания культур, возможной концентрации посевов позволит в начале прогнозируемого периода получить валовой сбор зерна в количестве 142,8 тыс. тонн, в конце периода - 147,6 тыс. тонн. Особое внимание будет уделено производству продовольственного зерна: пшеницы, пивоваренного ячменя. При возделывании зерновых культур предпочтение будет отдано высокоурожайным сортам с высоким содержанием клейковины.
Валовое производство сахарной свеклы в 2021 году составит 192,6 тыс. тонн и в последующие два года увеличится до 196 тыс. тонн, прогнозируется получить урожайность в 2021 году 451 ц/га за счет возделывания по индустриальной технологии.
Валовой сбор картофеля в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах в 2021 году планируется 1,6 тыс. тонн и к 2023 году составит 1,8 тыс. тонн.
Особое значение придается развитию животноводства. Ставится задача за счет улучшения племенной работы, укрепления кормовой базы довести производство молока в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах до 23,3 тыс. тонн в 2021 году и до 24 тыс. тонн в 2023 году.
Продолжится работа по реконструкции животноводческих ферм. Обновление стада животноводческих комплексов высокопродуктивным племенным поголовьем будет осуществляться за счет максимального использования потенциала племенных хозяйств республики и приобретения высокопродуктивного скота.
Производство скота и птицы в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах в 2021 году планируется 11,5 тыс. тонн, к 2023 году 11,6 тыс. тонн.
В личных подсобных хозяйствах прогнозируется произвести молока в 2021 году 2185 тонн, мяса в живой массе - 530 тонн и сохранить этот уровень до 2023 года соответственно.
Достижение объемов производства продукции животноводства будет определяться темпами роста кормовой базы и дальнейшим развитием материально-технического обеспечения сельского хозяйства (производство комбикормов, кормовых добавок, технологического оборудования и др.), рациональным и эффективным использованием сельскохозяйственных кормовых угодий, направлением и уровнем селекционно-племенной работы, полным охватом искусственным осеменением молочного стада, подготовкой квалифицированных кадров.
В связи с увеличением производства сельскохозяйственной продукции перед предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности ставится задача принять и переработать сырье, а также найти рынки сбыта готовой продукции, обеспечив ее соответствие международным стандартам качества и безопасности.
В 2021 - 2023 годах будут решаться следующие задачи: снижение административной нагрузки на бизнес, стимулирование выхода предпринимателей из "теневого" сектора.
Динамика развития оборота розничной торговли и его структура на 2021 - 2023 годы будут базироваться на основных тенденциях, сложившихся в 2020 году, динамике денежных доходов населения и уровне потребительских цен на товары. По базовому варианту прогноза оборот розничной торговли в среднесрочный период увеличится на 0,4% и составит 1600 млн. рублей, по целевому варианту - на 0,6% - около 1676 млн. рублей.
Основной задачей развития потребительского рынка остается расширение ассортимента товаров, развитие конкурентной среды для обеспечения условий по снижению цен, поддержка местных товаропроизводителей, повышение качества и безопасности товаров, ликвидация сокрытого товарооборота.
Важное значение в развитии потребительского рынка имеет дальнейшее развитие конкурентной среды для обеспечения условий по снижению цен, поддержка местных товаропроизводителей, повышение качества и безопасности товаров, ликвидация сокрытого товарооборота.
Важное значение в развитии потребительского рынка имеет дальнейшее развитие конкурентной среды. Планом мероприятий ("дорожной картой") по содействию развитию конкуренции в Атяшевском муниципальном районе предусматривается реализация комплекса мер по развитию конкуренции на приоритетных и социально значимых рынках товаров и услуг.
Предусмотрено дальнейшее усиление позиций организованного рынка за счет развития специализированных и узкоспециализированных продовольственных и непродовольственных магазинов, создание сети удобных магазинов шаговой доступности, расширение видов услуг для различных категорий населения, в том числе малообеспеченных.
Важную роль в улучшении ситуации на потребительском рынке и достижении целевых параметров прогноза будет играть комплекс мер по:
расширению фирменных торговых сетей, магазинов и отделов республиканских товаропроизводителей;
развитию производства плодово-ягодной и овощной продукции на территории района;
выращиванию на местных водоемах и дальнейшей реализации прудовой рыбы населению через организации розничной торговли и продовольственные рынки;
увеличению присутствия местной продукции в общем ассортименте товаров на прилавках торговых точек;
расширению ярмарочной торговли с участием местных товаропроизводителей;
дополнительному открытию социальных магазинов, отделов по обслуживанию малообеспеченных групп населения продовольственными товарами по сниженным ценам;
расширению сети магазинов в труднодоступных и малочисленных населенных пунктах;
открытию предприятий общественного питания быстрого обслуживания;
созданию современных объектов придорожного сервиса по торговому обслуживанию, общественному питанию и платным услугам, оказываемым населению;
Ключевыми целями социально-экономической политики остаются повышение доходов населения, заработной платы и мотивации к труду.
Основными факторами, поддерживающими рост денежных доходов населения, станут более высокие темпы роста реальной заработной платы и более низкий уровень инфляции.
Социальная политика в среднесрочный период будет направлена на выполнение в полном объеме социальных обязательств государства перед населением и развитие человеческого потенциала.
Стратегические цели:
в области демографического развития:
увеличение продолжительности здоровой жизни населения;
увеличение суммарного коэффициента рождаемости за счет реализации мероприятий, направленных на стимулировании рождаемости (предоставление льготных условий ипотечного кредитования для молодых семей, реализация мер поощрения семей, воспитывающих детей, развитие медицинской помощи, направленной на предупреждение врожденных патологий, и т.д.), укрепление института семьи,
увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом;
управление миграционными процессами в целях снижения дефицита трудовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики, создание условий для притока экономического активного населения в район;
в сфере здравоохранения:
снижение показателей смертности населения, в том числе трудоспособного возраста за счет максимального приближения первичного звена здравоохранения к каждому жителю района вне зависимости от места проживания; охват всех граждан района профилактическими медицинскими осмотрами;
в сфере образования:
повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества, обеспечение социального равенства в получении образования, внедрение современных инновационных программ обучения, развитие системы непрерывного образования, подготовка педагогических кадров по лучшим стандартам современного педагогического образования, ориентация системы образования на потребности рынка труда, улучшение ресурсного обеспечения образовательных учреждений; поддержка обучающихся и содействие их трудоустройству; формирование системы целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью;
в сфере жилья и городской среды:
строительство жилья эконом-класса, обеспечение доступности ипотечного жилищного кредитования для большинства населения района;
обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда;
в сфере экологии:
развитие системы обращения с твердыми коммунальными отходами;
создание и развитие инфраструктуры экологического туризма, сохранение лесов, в том числе на основе их воспроизводства на участках вырубленных и погибших лесных насаждений;
в сфере занятости населения:
поддержка занятости населения, повышение конкурентоспособности на рынке труда различных групп населения; стимулирование сохранения и создания рабочих мест; совершенствование работы по профилактике безработицы; повышение эффективности активной политики занятости на рынке труда; повышения стимулов к активному поиску безработными работы;
в сфере культуры:
сохранение историко-культурного наследия, сохранение и восстановление традиционной народной культуры, обеспечение свободы творчества и прав граждан на участие в культурной жизни, создание условий для реализации творческих способностей личности; дальнейшая организация культурного досуга населения, укрепление межрайонных и межрегиональных связей, развитие культурного обмена, продвижение районных культурных продуктов на республиканский и российский культурные рынки;
Реализация мероприятий в рамках региональных проектов Атяшевского муниципального района в 2021 - 2023 гг.
В прогнозируемый период 2021 - 2023 годы на территории Атяшевского муниципального района планируется реализация следующих мероприятий:
1. Организация пешеходных коммуникаций (устройство тротуара) в Микрорайоне N 2 р.п. Атяшево;
2. Организация пешеходных коммуникаций (устройство тротуара) по ул. Центральная р.п. Атяшево;
3. Благоустройство детской игровой площадки в р.п. Атяшево;
4. Благоустройство детской игровой площадки в р.п. Атяшево;
5. Строительство спортивной площадки в р.п. Атяшево;
6. Благоустройство дворовой территории многоквартирного дома N 10 Микрорайона N 2 в р.п. Атяшево;
7. Строительство Дома культуры быстрого возведения в с. Алово Атяшевского муниципального района Республики Мордовия;
8. Строительство детского сада в с. Тетюши;
9. Строительство спортивной площадки в р.п. Атяшево;
10. Строительство плоскостного сооружения (спортивной площадки) в с. Тетюши;
11. Строительство бассейна в р.п. Атяшево;
12. Строительство сельского Дома культуры (Филиал Атяшевский СДК МАУК "Центр национальной культуры и ремесел") в с. Атяшево;
13. Строительство автомобильной дороги по ул. Ленина с. Андреевка;
14. Строительство сельского Дома культуры (Филиал Киржеманский СДК МАУК "Центр национальной культуры и ремесел") в с. Киржеманы;
15. Рекультивация полигона твердых коммунальных отходов в п. Птицесовхоз "Сараст";
16. Реконструкция и строительство сетей водоснабжения р.п. Атяшево;
17. Капитальный ремонт здания сельского Дома культуры (Филиал Сабанчеевский СДК МАУК "Центр национальной культуры и ремесел") в с. Сабанчеево;
18. Завершение капитального ремонта здания МБОУ "ПСШ N 1" в р.п. Атяшево;
19. Капитальный ремонт здания МБОУ "Аловская СШ" в с. Алово;
20. Капитальный ремонт здания МБОУ "Большеманадышская СШ" в с. Большие Манадыши;
21. Капитальный ремонт здания сельского Дома культуры (Филиал п. Птицесовхоз "Сараст" СДК МАУК "Центр национальной культуры и ремесел") в п. Птицесовхоз "Сараст";
22. Капитальный ремонт здания сельского Дома культуры (Филиал Большеманадышский СДК МАУК "Центр национальной культуры и ремесел") в с. Большие Манадыши;
23. Капитальный ремонт здания МБОУ "Атяшевская СШ" в с. Атяшево;
Капитальный ремонт здания сельского Дома культуры (Филиал Козловский СДК МАУК "Центр национальной культуры и ремесел") в с. Козловка;
24. Восстановление памятника "Памятник погибшим воинам в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" с. Атяшево;
25. Восстановление памятника "Памятник погибшим воинам в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" с. Селищи;
26. Капитальный ремонт автомобильной дороги по ул. Молодежная в с. Козловка;
27. Капитальный ремонт автомобильной дороги по ул. 25 лет Октября в с. Алово;
28. Капитальный ремонт автомобильной дороги по ул. Ленина р.п. Атяшево;
29. Капитальный ремонт автомобильной дороги по пер. Школьный р.п. Атяшево;
30. Капитальный ремонт автомобильной дороги по ул. Центральная, пер. Транспортный р.п. Атяшево.
Реализация определенных настоящими Сценарными условиями основных направлений социально-экономического развития Атяшевского муниципального района на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, а также реализация проектов Атяшевского муниципального района в рамках региональных проектов позволит обеспечить устойчивое развитие экономики района и на этой основе повышение уровня и качества жизни населения.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Атяшевского муниципального района от 18 августа 2020 г. N 358 "Об одобрении Сценарных условий... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.