Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением
Правительства
Кировской области
от 07.09.2020 N 501-п
Региональная программа
"Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, установленного в Кировской области" на 2020 - 2030 годы
Паспорт
региональной программы "Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, установленного в Кировской области" на 2020 - 2030 годы
Срок реализации региональной программы |
2020 - 2030 годы |
Разработчик региональной программы |
министерство социального развития Кировской области |
Наименование региональной программы |
региональная программа "Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, установленного в Кировской области" на 2020 - 2030 годы |
Цель региональной программы |
снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, установленного в Кировской области |
Целевые показатели региональной программы |
снижение уровня бедности населения Кировской области в два раза по сравнению с показателем 2017 года; обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции |
Задачи региональной программы |
повышение уровня доходов граждан и превышение темпов роста доходов граждан, в том числе средней заработной платы, над темпом роста инфляции; развитие системы социальной помощи нуждающимся гражданам; развитие системы государственной социальной помощи на основе социального контракта; организация социальной адаптации малоимущих граждан |
Исполнители региональной программы |
министерство социального развития Кировской области; министерство здравоохранения Кировской области; министерство культуры Кировской области; министерство образования Кировской области; министерство сельского хозяйства и продовольствия Кировской области; министерство спорта и молодежной политики Кировской области; министерство строительства Кировской области; министерство экономического развития и поддержки предпринимательства Кировской области; министерство финансов Кировской области; управление государственной службы занятости населения Кировской области |
Параметры финансового обеспечения региональной программы |
выполнение задач и достижение результатов региональной программы будут осуществляться в рамках финансового обеспечения государственных программ Кировской области, предусматривающих соответствующие мероприятия |
1. Общие положения
Региональная программа подготовлена с целью достижения целевых показателей "Снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года" и "Обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции", характеризующих достижение национальных целей развития Российской Федерации "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей" и "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство", предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", к 2030 году.
Реализация мероприятий региональной программы позволит снизить уровень бедности в два раза в Кировской области с 15,4% в 2017 году до 7,7% к концу 2030 года.
Решение демографических проблем напрямую связано с преодолением бедности.
По оценке территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кировской области (далее - Кировстат), численность постоянного населения Кировской области ежегодно снижается. С начала 2017 года численность населения Кировской области сократилась на 20,8 тыс. человек и на начало 2020 года составила 1 262,4 тыс. человек.
За указанный период естественная убыль населения Кировской области составила 18,2 тыс. человек, миграционная убыль - 11,1 тыс. человек.
За 2019 год численность населения Кировской области сократилась на 9,7 тыс. человек, или на 0,8% (численность населения на 01.01.2019 составляла 1 272,1 тыс. человек), за 2018 год на 11,1 тыс. человек, или на 0,9% (численность населения на 01.01.2018 - 1 283,2 тыс. человек).
По прогнозу Федеральной службы государственной статистики (далее - Росстат), численность населения Кировской области в 2021 - 2035 годах продолжит сокращаться и на начало 2030 года составит 1 172,5 тыс. человек, что на 89,9 тыс. человек, или на 7,1% меньше, чем на начало 2020 года.
Кроме того, демографическую ситуацию в Кировской области осложняет значительная убыль населения трудоспособного возраста. Численность населения Кировской области, находящегося в трудоспособном возрасте, за последние 3 года сократилась на 8,5 тыс. человек (1,3%) и на начало 2020 года составила 667,4 тыс. человек.
В основном это обусловлено миграционной убылью трудоспособного населения Кировской области, а также тем фактором, что ежегодно численность жителей Кировской области, выходящих из трудоспособного возраста, превышает численность лиц, в него входящих.
Вместе с тем к 2030 году Росстатом прогнозируется рост численности населения трудоспособного возраста и на начало 2030 года данный показатель составит 680,3 тыс. человек. Рост численности населения трудоспособного возраста обусловлен поэтапным увеличением возраста выхода на пенсию.
Информация об изменении численности населения Кировской области в 2017 - 2019 годах представлена в таблице 1.
Таблица 1
N |
Период |
Численность населения на начало года, тыс. человек |
Убыль населения за год, человек |
В том числе |
|
естественная убыль, человек |
миграционная убыль, человек |
||||
1 |
2017 год |
1 291,7 |
- 8 446 |
- 4 879 |
- 3 567 |
2 |
2018 год |
1 283,2 |
- 11 129 |
- 6 424 |
- 4 705 |
3 |
2019 год |
1 272,1 |
- 9 707 |
- 6 926 |
- 2 781 |
4 |
2020 год |
1 262,4 |
- 4 257* |
- 4 128* |
- 129* |
______________________________
* По данным Кировстата за январь - июнь 2020 года.
Показателем уровня жизни населения, его благосостояния является величина прожиточного минимума (далее - ВПМ), представленная в таблице 2.
Таблица 2
Наименование показателя |
Годы |
|||
2017* |
2018* |
2019* |
2020 за II квартал |
|
ВПМ на душу населения |
9 508 |
9 774 |
10 223 |
10 666 |
темп роста к предыдущему периоду, % |
102,5 |
102,8 |
104,6 |
107,8 |
ВПМ для трудоспособного населения |
10 169 |
10 436 |
10 938 |
11 395 |
темп роста к предыдущему периоду, % |
102,3 |
102,6 |
104,8 |
107,8 |
ВПМ для пенсионеров |
7 769 |
7 976 |
8 370 |
8 678 |
темп роста к предыдущему периоду, % |
102,2 |
102,7 |
104,9 |
107,4 |
ВПМ для детей |
9 675 |
10 027 |
10 376 |
10 954 |
темп роста к предыдущему периоду, % |
103,8 |
103,6 |
103,5 |
108,4 |
______________________________
* Данные в среднем за год.
По предварительным данным Росстата показатель уровня бедности за 2019 год по Кировской области составил 14,7% (официальные статистические публикации Росстата от 29.04.2020) и сократился на 0,5 процентного пункта к предыдущему году (в 2018 году - 15,2%), а по сравнению с 2017 годом сократился на 0,7 процентного пункта (в 2017 году - 15,4%).
Изменения численности населения с денежным доходом ниже прожиточного минимума представлены в таблице 3.
Таблица 3
Наименование региона |
Наименование показателя |
Годы |
|||
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год * |
||
Российская Федерация |
% от общей численности населения |
13,2 |
12,9 |
12,6 |
12,3 |
Кировская область |
% от общей численности населения |
15,9 |
15,4 |
15,2 |
14,7 |
______________________________
* Предварительные данные Росстата от 29.04.2020.
Одним из основных механизмов снижения бедности среди населения является предоставление мер государственной социальной поддержки органами социальной защиты населения: в виде пособий, субсидий и компенсаций.
Анализ уровня и структуры бедности в Кировской области на основе базы данных Единой автоматизированной информационной системы социальной защиты населения Кировской области (далее - ЕАИС) показал, что из 358 200 семей (в том числе одиноко проживающих граждан), получавших в 2019 году меры социальной поддержки в органах социальной защиты населения Кировской области, малообеспеченными являются 75 199 семей (14,3% от общего количества семей), из них семьями с детьми являются 48 880 семей (65%) и 16 544 семьи состоят из одиноко проживающих граждан (22%).
Количество малообеспеченных семей с детьми практически в 10 раз превышает количество малообеспеченных семей без несовершеннолетних детей (4 891 семья, либо 9,5%), при этом многодетными семьями, имеющими трех и более детей, являются 10 997 семей (22,5%).
В городской местности проживает 62 415 малообеспеченных семей (83%), в сельской местности - 12 784 малообеспеченных семьи (17%).
По данным Росстата и ЕАИС, погрешность показателя уровня бедности обусловлена различными методиками учета доходов: Росстат учитывает доходы семей путем опроса респондентов домашних хозяйств, органы социальной защиты населения - в соответствии с требованиями нормативных правовых актов.
Основными причинами малообеспеченности семей являются отсутствие работы с высокой оплатой труда и иждивенческое поведение.
Снижение в два раза уровня бедности невозможно без устойчивого экономического роста, трудовой занятости населения Кировской области, обеспечения благоприятных условий осуществления деятельности самозанятыми гражданами и содействия росту финансовой грамотности населения.
2. Анализ текущей ситуации
Структура экономики Кировской области на протяжении 2017 - 2019 годов оставалась практически неизменной. Наибольший удельный вес в структуре валового регионального продукта стабильно занимает промышленность, на долю которой приходится 34%, в том числе на обрабатывающие производства - 29,5%. Следующим по весомости является вид экономической деятельности "Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов", на долю которого приходится 13,2%. На долю видов экономической деятельности "Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство" и "Транспортировка и хранение" приходится соответственно 8% и 6,6% в структуре валового регионального продукта.
В 2018 году объем валового регионального продукта Кировской области в текущих ценах составил 332,6 млрд. рублей с ростом на 1,9% в сопоставимой оценке к уровню 2017 года. По объему валового регионального продукта Кировская область занимает 53-е место среди субъектов Российской Федерации, по объему валового регионального продукта в расчете на одного жителя - 67-е место.
За 2017 - 2019 годы промышленное производство в Кировской области выросло на 6% (по Российской Федерации - на 9,8%). Наиболее значимыми для Кировской области являются такие производства, как деревообработка, химическая промышленность, пищевая промышленность, производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, металлургическое производство, производство электрического оборудования, готовых металлических изделий, производство прочих транспортных средств и оборудования.
В Кировской области стабильно развивается агропромышленный комплекс, объем производства которого за 2017 - 2019 годы вырос на 2,4% (по Российской Федерации - на 6,8%). Ведущим направлением развития агропромышленного комплекса региона является животноводство, в особенности молочное скотоводство. В 2019 году валовой надой молока в хозяйствах всех категорий составил 721,8 тыс. тонн, или 118,3% к уровню 2016 года, производство продукции животноводства за 2017 - 2019 годы выросло на 6,7% (по Российской Федерации - на 5,4%).
За 2017 - 2019 годы по полному кругу предприятий вложено 188,4 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, рост инвестиций за этот период составил 109,6% (по Российской Федерации - 111,2%). По объему инвестиций в расчете на одного жителя Кировская область занимает 74-е место в России.
Оборот розничной торговли за 2017 - 2019 годы вырос на 6,2% (по Российской Федерации - на 6,1%). По обороту розничной торговли в расчете на одного жителя Кировская область занимает 65-е место в России.
По итогам 2019 года среднемесячная заработная плата одного работника составила 30 213 рублей и увеличилась по сравнению с 2018 годом на 8,2% (по Российской Федерации - на 9,5%). Реальная заработная плата за 2017 - 2019 годы выросла на 17,7% (по Российской Федерации - на 17%). В 2019 году по темпам роста реальной заработной платы Кировская область занимает 30-е место в России.
Среднедушевые номинальные денежные доходы населения Кировской области за 2019 год сложились в размере 23 708 рублей в месяц и увеличились по сравнению с 2018 годом на 6,2% (по Российской Федерации - 35 249 рублей, на 6,2%). По размеру среднедушевого дохода Кировская область находится на 71-ом месте среди субъектов Российской Федерации.
Структура доходов населения Кировской области остается на протяжении 2017 - 2019 годов практически неизменной: большую часть составляют оплата труда и социальные выплаты (82%). На доходы от предпринимательской деятельности, доходы от собственности и прочие денежные поступления приходится всего 18%.
Информация о социально-экономическом развитии Кировской области за период 2017 - 2019 годов представлена в таблице 4.
Таблица 4
Наименование показателя |
Единица измерения |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
Валовой региональный продукт |
млн. рублей |
307 058,7 |
332 556,2 |
346 217 1 |
индекс физического объема, % к предыдущему году |
100,9 |
101,9 |
100,2 1 |
|
Валовой региональный продукт на душу населения |
рублей |
238 499 |
260 282 |
273 202 1 |
Объем инвестиций в основной капитал |
млн. рублей |
57 860,7 |
59 508,3 |
71 005,3 |
индекс физического объема, % к предыдущему году |
99,5 |
98,5 |
111,8 |
|
Объем инвестиций в основной капитал на душу населения |
рублей |
44 941,7 |
46 575,5 |
56 028,8 |
Основные фонды в экономике на конец года по полной учетной стоимости по полному кругу организаций |
млн. рублей |
849 714 |
908 090 |
748 558 2 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам деятельности промышленного производства |
млн. рублей |
245 087,8 |
281 611,7 |
285 291,5 |
индекс промышленного производства, % к предыдущему году |
101 |
103,3 |
101,6 |
|
Оборот розничной торговли |
млн. рублей |
184 352,6 |
195 499,7 |
204 496,5 |
индекс физического объема, % к предыдущему году |
101,6 |
103,7 |
100,8 |
|
Оборот розничной торговли на душу населения |
рублей |
143 191 |
153 012 |
161 370 |
Индекс производительности труда |
% |
101,1 |
103,3 |
101,2 3 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций |
рублей |
25 215 |
27 932 |
30 213 |
темп роста, % к предыдущему году |
107,7 |
110,8 |
108,2 |
|
в том числе по видам экономической деятельности: |
|
|
|
|
сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство |
рублей |
20 301 |
22 457 |
25 193 |
добыча полезных ископаемых |
рублей |
24 909 |
2 8935 |
49 450 |
обрабатывающие производства |
рублей |
27 955 |
29 235 |
31 276 |
обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
рублей |
30 431 |
33 361 |
35 433 |
водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
рублей |
21 663 |
23 701 |
25 696 |
строительство |
рублей |
26 063 |
28 281 |
29 164 |
торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов |
рублей |
19 768 |
22 423 |
24 179 |
транспортировка и хранение |
рублей |
28 153 |
31 689 |
33 787 |
деятельность гостиниц и предприятий общественного питания |
рублей |
16 270 |
17 874 |
19 220 |
деятельность в области информации и связи |
рублей |
29 975 |
33 359 |
35 116 |
деятельность финансовая и страховая |
рублей |
44 060 |
42 558 |
47 310 |
деятельность по операциям с недвижимым имуществом |
рублей |
22 360 |
23 123 |
26 743 |
деятельность профессиональная, научная и техническая |
рублей |
27 320 |
29 491 |
32 913 |
деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги |
рублей |
17 444 |
19 977 |
20 896 |
государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение |
рублей |
31 599 |
36 757 |
39 116 |
образование |
рублей |
19 403 |
22 215 |
23 816 |
деятельность в области здравоохранения и социальных услуг |
рублей |
23 064 |
27 435 |
29 985 |
деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений |
рублей |
20 958 |
25 269 |
26 653 |
предоставление прочих видов услуг |
рублей |
18 789 |
21 054 |
22 565 |
Среднедушевые номинальные денежные доходы населения |
рублей в месяц |
21 795 |
22 247 |
23 708 |
темп роста, % к предыдущему году |
102,2 |
102,1 |
106,2 |
|
Структура денежных доходов населения: |
% |
100 |
100 |
100 |
в том числе: |
|
|
|
|
оплата труда |
% |
52,4 |
55 |
54,1 |
доходы от предпринимательской деятельности |
% |
5,6 |
5,6 |
5,3 |
социальные выплаты |
% |
28,9 |
28,6 |
28,2 |
доходы от собственности |
% |
3,1 |
3 |
2,8 |
другие доходы, включая "скрытые" |
% |
10 |
7,8 |
9,6 |
Соотношение среднедушевых денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума |
% |
229,2 |
227,6 |
231,9 |
Соотношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций с прожиточным минимумом трудоспособного населения |
% |
248 |
267,7 |
272,6 |
Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов: |
|
|
|
|
Все население |
% |
100 |
100 |
100 |
в том числе со среднедушевым денежным доходом в месяц, рублей: |
|
|
|
|
до 7 000 |
% |
6,5 |
5,8 |
4,8 |
7 000,1 - 10 000,0 |
% |
10,9 |
10,3 |
9,1 |
10 000,1 - 14 000,0 |
% |
17,1 |
16,7 |
15,5 |
14 000,1 - 19 000,0 |
% |
19,1 |
19,2 |
18,7 |
19 000,1 - 27 000,0 |
% |
20,8 |
21,2 |
21,8 |
27 000,1 - 45 000,0 |
% |
18,6 |
19,4 |
21,2 |
45 000,1 - 60 000,0 |
% |
4,4 |
4,6 |
5,4 |
свыше 60 000 |
% |
2,6 |
2,8 |
3,5 |
Распределение общего объема денежных доходов населения по 20-процентным группам населения: |
|
|
|
|
Все население |
% |
100 |
100 |
100 |
в том числе по 20-процентным группам населения: |
|
|
|
|
первая (с наименьшими доходами) |
% |
7 |
7,1 |
7,1 |
вторая |
% |
11,9 |
12 |
11,9 |
третья |
% |
16,5 |
16,6 |
16,6 |
четвертая |
% |
23,1 |
23,1 |
23,1 |
пятая (с наивысшими доходами) |
% |
41,5 |
41,2 |
41,3 |
Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) |
|
0,343 |
0,339 |
0,341 |
Децильный коэффициент фондов |
раз |
9,5 |
9,3 |
9,4 |
Примечание. Оценка показателя валового регионального продукта производится в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Кировской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, сформированным в рамках участия в разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
1 В соответствии с Федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 671-р (далее - Федеральный план статистических работ), срок представления официальной статистической информации за 2019 год - февраль 2021 года.
2 В соответствии с Федеральным планом статистических работ срок представления официальной статистической информации за 2019 год - октябрь 2020 года.
3 В соответствии с Федеральным планом статистических работ срок представления официальной статистической информации за 2019 год - апрель 2021 года.
По данным последних выборочных обследований рабочей силы, проведенных Росстатом, численность населения, занятого в экономике Кировской области, по итогам II квартала 2020 года составила 586,1 тыс. человек. По сравнению с аналогичным периодом 2017 года она сократилась на 6,8%. При этом наибольшее снижение численности занятого населения отмечается в 2020 году, что связано с введением режима ограничительных мероприятий в целях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции.
С учетом снижения численности занятого населения уровень занятости в Кировской области с 2017 года сократился на 9,1 процентного пункта и по итогам II квартала 2020 года составил 55,7%.
Общая численность безработных жителей Кировской области, рассчитанная по методологии Международной организации труда, на 01.07.2020 составляла 38,2 тыс. человек, что на 6,7% больше, чем в аналогичном периоде 2017 года. Уровень общей безработицы по сравнению с аналогичным периодом 2017 года увеличился на 0,7 процентного пункта и составил 6,1%.
Региональный рынок труда в 2020 году развивается в условиях действия режима ограничительных мероприятий в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции.
Приостановка работы ряда организаций региона, обусловленная введением режима ограничительных мероприятий, оказала негативное влияние на региональный рынок труда.
В Кировской области отмечается рост зарегистрированной безработицы. По данным на 01.07.2020 в органах службы занятости населения Кировской области на учете в качестве безработных состоит 22,6 тыс. жителей региона, что в 3,3 раза больше, чем на начало 2020 года и в 2,5 раза больше, чем на начало 2017 года.
Количество вакансий, заявленных в областную службу занятости населения, на 01.07.2020 составило 15,2 тыс. единиц, что на 20,8% больше, чем к аналогичной дате 2017 года.
Принимая во внимание рост числа граждан, ищущих работу, коэффициент напряженности на рынке труда Кировской области увеличился на 1,2 процентного пункта и на 01.07.2020 составил 1,8 человека на 1 вакансию.
В 2018 - 2019 годах работа по снижению неформальной занятости населения в Кировской области реализовывалась на основании ежегодного соглашения о реализации мер, направленных на снижение неформальной занятости населения в Кировской области (далее - соглашение), заключенного между Федеральной службой по труду и занятости и Правительством Кировской области.
В соответствии с соглашением устанавливалось задание по снижению неформальной занятости в Кировской области (далее - задание).
В результате проведенных мероприятий за 2018 год легализовано 3 380 человек (или 39,5% от задания на 2018 год), за 2019 год - 3 553 человека (или 43,1% от задания на 2019 год).
Задание на 2020 год, утвержденное решением областной координационной межведомственной комиссии по вопросам своевременности и полноты выплаты заработной платы и ликвидации задолженности по заработной плате, созданной распоряжением Правительства Кировской области от 25.11.2004 N 401 "Об областной координационной межведомственной комиссии по вопросам своевременности и полноты выплаты заработной платы и ликвидации задолженности по заработной плате", составило 5 159 человек.
В рамках межведомственного взаимодействия Правительством Кировской области организована комплексная работа по контролю за ситуацией с задолженностью по выплате заработной платы, которая обеспечивает опережающее реагирование на проблемные ситуации, с этой целью проводится ежемесячный мониторинг задолженности по заработной плате перед работниками организаций Кировской области на основании данных, представляемых Кировстатом, Государственной инспекцией труда в Кировской области, прокуратурой Кировской области, органами исполнительной власти Кировской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Кировской области (далее - мониторинг).
По результатам мониторинга задолженность по заработной плате на 01.07.2020 наблюдается на 69 предприятиях Кировской области, что на 21 предприятие больше, чем на начало 2020 года. Общий объем задолженности с начала 2020 года увеличился на 48,1 млн. рублей, или на 31,8%, и на 01.07.2020 составил 199,4 млн. рублей.
Общая численность работников предприятий Кировской области, перед которыми образовалась задолженность по выплате заработной платы, на 01.07.2020 составила 5 019 человек, что превышает значение данного показателя на начало года на 1 018 человек, или на 25,4%.
Задолженность по заработной плате наблюдается на предприятиях разных отраслей деятельности (промышленного производства, сельского хозяйства, лесного хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства). Стоит отметить, что из общего числа предприятий-должников 29 - относится к сфере строительства и задолженность по заработной плате на них составляет более 90,0 млн. рублей, или 47,5% от общей суммы задолженности перед работниками предприятий Кировской области.
Проанализировав финансовое состояние предприятий, имеющих задолженность по заработной плате на 01.07.2020, можно сделать вывод, что в общем списке предприятий-должников большая доля финансово-несостоятельных предприятий (банкротов).
На начало июля 2020 года 16 предприятий-банкротов имеют задолженность по заработной плате перед 2 962 работниками. Общая сумма указанной задолженности - 133,2 млн. рублей, что составляет 66,8% от общей суммы задолженности по заработной плате на предприятиях Кировской области. Основная часть задолженности приходится на два предприятия-банкрота: закрытое акционерное общество "Трест Ямалстройгаздобыча" и открытое акционерное общество "Сосновский судостроительный завод", на которых наблюдается долг по заработной плате в размере 94,1 млн. рублей, или 70,6% от общей суммы задолженности на предприятиях-банкротах.
По результатам мониторинга на 01.07.2020 задолженность по заработной плате в организациях, подведомственных органам исполнительной власти Кировской области, отсутствует.
В 2017 году и 2018 году среднегодовая численность зарегистрированных безработных граждан в Кировской области составляла 8,8 тыс. человек и 7,9 тыс. человек соответственно. Максимальный размер пособия по безработице в эти годы составлял 4,9 тыс. рублей, денежные доходы безработных жителей региона были ниже величины прожиточного минимума. Исключение составляли только безработные граждане, относящиеся к категории детей-сирот, которые получали пособие по безработице в размере средней заработной платы по региону, однако их доля в среднегодовой численности зарегистрированных безработных составляла 1,1% в 2017 году и 1,3% в 2018 году (порядка 100 человек).
В 2019 году в связи с установлением для граждан предпенсионного возраста максимальной величины пособия по безработице в размере 12,1 тыс. рублей среднегодовая численность безработных граждан с доходами ниже величины прожиточного минимума по сравнению с 2018 годом сократилась на 1,3% и составила 7,8 тыс. человек.
В 2020 году отмечается дальнейшее снижение численности безработных граждан с доходами ниже величины прожиточного минимума, поскольку Правительством Российской Федерации в конце марта 2020 года максимальная величина пособия по безработице для всех категорий безработных граждан установлена в размере 12,1 тыс. рублей. Численность безработных жителей Кировской области с доходами ниже величины прожиточного минимума на 01.07.2020 составляет 8,9 тыс. человек, или 42,3% численности зарегистрированных безработных жителей Кировской области.
Основной мерой в сфере занятости населения, направленной на улучшение благосостояния безработных и ищущих работу граждан, является трудоустройство на постоянные и временные рабочие места.
В течение 2019 года при содействии областной службы занятости населения на постоянную и временную работу трудоустроено 25,5 тыс. человек, с начала текущего года трудоустроено 7,4 тыс. человек.
В 2019 году на временные и общественные работы трудоустроено 7,8 тыс. человек, за 6 месяцев 2020 года - 2,0 тыс. человек. Участникам данных мероприятий дополнительно к заработной плате, выплачиваемой работодателями, органы службы занятости оказывают материальную поддержку из средств областного бюджета.
В целях повышения конкурентоспособности граждан на региональном рынке труда органы службы занятости организуют профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан (далее - обучение). В течение 2019 года по востребованным на рынке труда профессиям прошли обучение 2,1 тыс. граждан (за 6 месяцев 2020 года - 0,5 тыс. безработных).
В целях развития предпринимательской инициативы безработных граждан органами службы занятости реализуется мероприятие по содействию самозанятости безработных граждан. Так, в течение 2019 года при содействии службы занятости населения собственное дело организовали 83 человека, из них 47 человек получили финансовую помощь на открытие собственного дела в размере по 96,0 тыс. рублей (за 6 месяцев 2020 года - 30 человек и 27 человек соответственно). В приоритетном порядке финансовая помощь предоставляется гражданам, проживающим в отдаленных сельских поселениях, где отсутствуют работодатели и возможность трудоустройства, инвалидам, одиноким и многодетным родителям для получения ими возможности совмещения трудовой занятости с воспитанием детей.
Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из важных направлений повышения уровня жизни населения, содействует занятости населения, что, в свою очередь, способствует снижению безработицы.
В Кировской области реализуются региональные проекты "Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности в Кировской области", "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства в Кировской области", "Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам в Кировской области", "Популяризация предпринимательства в Кировской области" в рамках национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы".
Реализация мероприятий указанных региональных проектов позволит:
создавать и обеспечивать развитие существующих элементов инфраструктуры поддержки предпринимательства, предоставляющей комплекс услуг, необходимых для эффективного ведения бизнеса, по принципу одного окна, в том числе в рамках развития центра "Мой бизнес";
повышать эффективность системы финансовой, организационной, информационной, консультационной, юридической, образовательной поддержки, адекватной потребностям предпринимательства;
укреплять социальный статус, повышать престиж и этику предпринимательства;
вовлекать представителей бизнеса в процессы формирования и реализации государственной (муниципальной) политики по развитию малого и среднего предпринимательства, повышать общественную активность субъектов малого и среднего предпринимательства;
расширять применение отраслевого подхода к поддержке и развитию предпринимательства;
повышать мотивацию органов местного самоуправления муниципальных образований Кировской области по развитию малого предпринимательства на территории соответствующего муниципального образования Кировской области.
Повышение доходов населения обеспечивается в том числе через предоставление мер социальной поддержки в сфере образования, здравоохранения и социальной защиты населения.
В Кировской области в рамках национального проекта "Образование" реализуются региональные проекты "Создание современных школ в Кировской области", "Развитие региональной системы дополнительного образования детей в Кировской области", "Поддержка семей Кировской области, имеющих детей", "Создание цифровой образовательной среды в Кировской области", "Учитель будущего Кировской области", "Повышение конкурентоспособности профессионального образования в Кировской области", "Развитие социальной активности в Кировской области" (далее - региональные проекты).
В 2019 году отбор субъектов Российской Федерации на предоставление субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятий национального проекта "Образование" в 2020 - 2022 годах осуществлялся на основании заявок субъектов Российской Федерации в зависимости от потребности в обеспечении необходимого уровня развития системы образования субъектов Российской Федерации. При этом учитывался опыт выполнения субъектами Российской Федерации программ и проектов в сфере образования.
Правительство Кировской области направило 12 заявок на предоставление субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятий национального проекта "Образование" в 2020 - 2022 годах. Все заявки прошли отбор, по итогам которого Министерством просвещения Российской Федерации с Правительством Кировской области заключены соглашения о предоставлении федеральных субсидий на 2020 - 2022 годы на сумму 2 517,3 млн. рублей.
С привлечением средств федерального бюджета с 2020 по 2024 год в рамках региональных проектов будут реализованы следующие мероприятия:
строительство школы на 1 000 мест в городе Кирове;
создание 265 центров образования цифрового и гуманитарного профилей, так называемых "Точек роста" - площадок, оснащенных современным оборудованием, дающих возможность детям из сельских школ изучать предметы "Технология", "Информатика", "Основы безопасности жизнедеятельности" на принципиально новом уровне;
оснащение 13 специальных (коррекционных) школ Кировской области оборудованием для трудовых мастерских, а также для кабинетов педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда;
ремонт 50 спортивных объектов в школах, расположенных в сельских школах и малых городах;
оснащение 289 образовательных организаций цифровым оборудованием;
создание трех мобильных технопарков "Кванториум", в каждом из которых, совмещая очную и дистанционную формы обучения, будут обучаться порядка 1 000 детей;
создание 4 237 мест в организациях дополнительного образ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.