Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением
Правительства
Кировской области
от 07.09.2020 N 501-п
Региональная программа
"Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, установленного в Кировской области" на 2020 - 2030 годы
Паспорт
региональной программы "Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, установленного в Кировской области" на 2020 - 2030 годы
Срок реализации региональной программы |
2020 - 2030 годы |
Разработчик региональной программы |
министерство социального развития Кировской области |
Наименование региональной программы |
региональная программа "Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, установленного в Кировской области" на 2020 - 2030 годы |
Цель региональной программы |
снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, установленного в Кировской области |
Целевые показатели региональной программы |
снижение уровня бедности населения Кировской области в два раза по сравнению с показателем 2017 года; обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции |
Задачи региональной программы |
повышение уровня доходов граждан и превышение темпов роста доходов граждан, в том числе средней заработной платы, над темпом роста инфляции; развитие системы социальной помощи нуждающимся гражданам; развитие системы государственной социальной помощи на основе социального контракта; организация социальной адаптации малоимущих граждан |
Исполнители региональной программы |
министерство социального развития Кировской области; министерство здравоохранения Кировской области; министерство культуры Кировской области; министерство образования Кировской области; министерство сельского хозяйства и продовольствия Кировской области; министерство спорта и молодежной политики Кировской области; министерство строительства Кировской области; министерство экономического развития и поддержки предпринимательства Кировской области; министерство финансов Кировской области; управление государственной службы занятости населения Кировской области |
Параметры финансового обеспечения региональной программы |
выполнение задач и достижение результатов региональной программы будут осуществляться в рамках финансового обеспечения государственных программ Кировской области, предусматривающих соответствующие мероприятия |
1. Общие положения
Региональная программа подготовлена с целью достижения целевых показателей "Снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года" и "Обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции", характеризующих достижение национальных целей развития Российской Федерации "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей" и "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство", предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", к 2030 году.
Реализация мероприятий региональной программы позволит снизить уровень бедности в два раза в Кировской области с 15,4% в 2017 году до 7,7% к концу 2030 года.
Решение демографических проблем напрямую связано с преодолением бедности.
По оценке территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кировской области (далее - Кировстат), численность постоянного населения Кировской области ежегодно снижается. С начала 2017 года численность населения Кировской области сократилась на 20,8 тыс. человек и на начало 2020 года составила 1 262,4 тыс. человек.
За указанный период естественная убыль населения Кировской области составила 18,2 тыс. человек, миграционная убыль - 11,1 тыс. человек.
За 2019 год численность населения Кировской области сократилась на 9,7 тыс. человек, или на 0,8% (численность населения на 01.01.2019 составляла 1 272,1 тыс. человек), за 2018 год на 11,1 тыс. человек, или на 0,9% (численность населения на 01.01.2018 - 1 283,2 тыс. человек).
По прогнозу Федеральной службы государственной статистики (далее - Росстат), численность населения Кировской области в 2021 - 2035 годах продолжит сокращаться и на начало 2030 года составит 1 172,5 тыс. человек, что на 89,9 тыс. человек, или на 7,1% меньше, чем на начало 2020 года.
Кроме того, демографическую ситуацию в Кировской области осложняет значительная убыль населения трудоспособного возраста. Численность населения Кировской области, находящегося в трудоспособном возрасте, за последние 3 года сократилась на 8,5 тыс. человек (1,3%) и на начало 2020 года составила 667,4 тыс. человек.
В основном это обусловлено миграционной убылью трудоспособного населения Кировской области, а также тем фактором, что ежегодно численность жителей Кировской области, выходящих из трудоспособного возраста, превышает численность лиц, в него входящих.
Вместе с тем к 2030 году Росстатом прогнозируется рост численности населения трудоспособного возраста и на начало 2030 года данный показатель составит 680,3 тыс. человек. Рост численности населения трудоспособного возраста обусловлен поэтапным увеличением возраста выхода на пенсию.
Информация об изменении численности населения Кировской области в 2017 - 2019 годах представлена в таблице 1.
Таблица 1
N |
Период |
Численность населения на начало года, тыс. человек |
Убыль населения за год, человек |
В том числе |
|
естественная убыль, человек |
миграционная убыль, человек |
||||
1 |
2017 год |
1 291,7 |
- 8 446 |
- 4 879 |
- 3 567 |
2 |
2018 год |
1 283,2 |
- 11 129 |
- 6 424 |
- 4 705 |
3 |
2019 год |
1 272,1 |
- 9 707 |
- 6 926 |
- 2 781 |
4 |
2020 год |
1 262,4 |
- 4 257* |
- 4 128* |
- 129* |
______________________________
* По данным Кировстата за январь - июнь 2020 года.
Показателем уровня жизни населения, его благосостояния является величина прожиточного минимума (далее - ВПМ), представленная в таблице 2.
Таблица 2
Наименование показателя |
Годы |
|||
2017* |
2018* |
2019* |
2020 за II квартал |
|
ВПМ на душу населения |
9 508 |
9 774 |
10 223 |
10 666 |
темп роста к предыдущему периоду, % |
102,5 |
102,8 |
104,6 |
107,8 |
ВПМ для трудоспособного населения |
10 169 |
10 436 |
10 938 |
11 395 |
темп роста к предыдущему периоду, % |
102,3 |
102,6 |
104,8 |
107,8 |
ВПМ для пенсионеров |
7 769 |
7 976 |
8 370 |
8 678 |
темп роста к предыдущему периоду, % |
102,2 |
102,7 |
104,9 |
107,4 |
ВПМ для детей |
9 675 |
10 027 |
10 376 |
10 954 |
темп роста к предыдущему периоду, % |
103,8 |
103,6 |
103,5 |
108,4 |
______________________________
* Данные в среднем за год.
По предварительным данным Росстата показатель уровня бедности за 2019 год по Кировской области составил 14,7% (официальные статистические публикации Росстата от 29.04.2020) и сократился на 0,5 процентного пункта к предыдущему году (в 2018 году - 15,2%), а по сравнению с 2017 годом сократился на 0,7 процентного пункта (в 2017 году - 15,4%).
Изменения численности населения с денежным доходом ниже прожиточного минимума представлены в таблице 3.
Таблица 3
Наименование региона |
Наименование показателя |
Годы |
|||
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год * |
||
Российская Федерация |
% от общей численности населения |
13,2 |
12,9 |
12,6 |
12,3 |
Кировская область |
% от общей численности населения |
15,9 |
15,4 |
15,2 |
14,7 |
______________________________
* Предварительные данные Росстата от 29.04.2020.
Одним из основных механизмов снижения бедности среди населения является предоставление мер государственной социальной поддержки органами социальной защиты населения: в виде пособий, субсидий и компенсаций.
Анализ уровня и структуры бедности в Кировской области на основе базы данных Единой автоматизированной информационной системы социальной защиты населения Кировской области (далее - ЕАИС) показал, что из 358 200 семей (в том числе одиноко проживающих граждан), получавших в 2019 году меры социальной поддержки в органах социальной защиты населения Кировской области, малообеспеченными являются 75 199 семей (14,3% от общего количества семей), из них семьями с детьми являются 48 880 семей (65%) и 16 544 семьи состоят из одиноко проживающих граждан (22%).
Количество малообеспеченных семей с детьми практически в 10 раз превышает количество малообеспеченных семей без несовершеннолетних детей (4 891 семья, либо 9,5%), при этом многодетными семьями, имеющими трех и более детей, являются 10 997 семей (22,5%).
В городской местности проживает 62 415 малообеспеченных семей (83%), в сельской местности - 12 784 малообеспеченных семьи (17%).
По данным Росстата и ЕАИС, погрешность показателя уровня бедности обусловлена различными методиками учета доходов: Росстат учитывает доходы семей путем опроса респондентов домашних хозяйств, органы социальной защиты населения - в соответствии с требованиями нормативных правовых актов.
Основными причинами малообеспеченности семей являются отсутствие работы с высокой оплатой труда и иждивенческое поведение.
Снижение в два раза уровня бедности невозможно без устойчивого экономического роста, трудовой занятости населения Кировской области, обеспечения благоприятных условий осуществления деятельности самозанятыми гражданами и содействия росту финансовой грамотности населения.
2. Анализ текущей ситуации
Структура экономики Кировской области на протяжении 2017 - 2019 годов оставалась практически неизменной. Наибольший удельный вес в структуре валового регионального продукта стабильно занимает промышленность, на долю которой приходится 34%, в том числе на обрабатывающие производства - 29,5%. Следующим по весомости является вид экономической деятельности "Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов", на долю которого приходится 13,2%. На долю видов экономической деятельности "Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство" и "Транспортировка и хранение" приходится соответственно 8% и 6,6% в структуре валового регионального продукта.
В 2018 году объем валового регионального продукта Кировской области в текущих ценах составил 332,6 млрд. рублей с ростом на 1,9% в сопоставимой оценке к уровню 2017 года. По объему валового регионального продукта Кировская область занимает 53-е место среди субъектов Российской Федерации, по объему валового регионального продукта в расчете на одного жителя - 67-е место.
За 2017 - 2019 годы промышленное производство в Кировской области выросло на 6% (по Российской Федерации - на 9,8%). Наиболее значимыми для Кировской области являются такие производства, как деревообработка, химическая промышленность, пищевая промышленность, производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, металлургическое производство, производство электрического оборудования, готовых металлических изделий, производство прочих транспортных средств и оборудования.
В Кировской области стабильно развивается агропромышленный комплекс, объем производства которого за 2017 - 2019 годы вырос на 2,4% (по Российской Федерации - на 6,8%). Ведущим направлением развития агропромышленного комплекса региона является животноводство, в особенности молочное скотоводство. В 2019 году валовой надой молока в хозяйствах всех категорий составил 721,8 тыс. тонн, или 118,3% к уровню 2016 года, производство продукции животноводства за 2017 - 2019 годы выросло на 6,7% (по Российской Федерации - на 5,4%).
За 2017 - 2019 годы по полному кругу предприятий вложено 188,4 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, рост инвестиций за этот период составил 109,6% (по Российской Федерации - 111,2%). По объему инвестиций в расчете на одного жителя Кировская область занимает 74-е место в России.
Оборот розничной торговли за 2017 - 2019 годы вырос на 6,2% (по Российской Федерации - на 6,1%). По обороту розничной торговли в расчете на одного жителя Кировская область занимает 65-е место в России.
По итогам 2019 года среднемесячная заработная плата одного работника составила 30 213 рублей и увеличилась по сравнению с 2018 годом на 8,2% (по Российской Федерации - на 9,5%). Реальная заработная плата за 2017 - 2019 годы выросла на 17,7% (по Российской Федерации - на 17%). В 2019 году по темпам роста реальной заработной платы Кировская область занимает 30-е место в России.
Среднедушевые номинальные денежные доходы населения Кировской области за 2019 год сложились в размере 23 708 рублей в месяц и увеличились по сравнению с 2018 годом на 6,2% (по Российской Федерации - 35 249 рублей, на 6,2%). По размеру среднедушевого дохода Кировская область находится на 71-ом месте среди субъектов Российской Федерации.
Структура доходов населения Кировской области остается на протяжении 2017 - 2019 годов практически неизменной: большую часть составляют оплата труда и социальные выплаты (82%). На доходы от предпринимательской деятельности, доходы от собственности и прочие денежные поступления приходится всего 18%.
Информация о социально-экономическом развитии Кировской области за период 2017 - 2019 годов представлена в таблице 4.
Таблица 4
Наименование показателя |
Единица измерения |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
Валовой региональный продукт |
млн. рублей |
307 058,7 |
332 556,2 |
346 217 1 |
индекс физического объема, % к предыдущему году |
100,9 |
101,9 |
100,2 1 |
|
Валовой региональный продукт на душу населения |
рублей |
238 499 |
260 282 |
273 202 1 |
Объем инвестиций в основной капитал |
млн. рублей |
57 860,7 |
59 508,3 |
71 005,3 |
индекс физического объема, % к предыдущему году |
99,5 |
98,5 |
111,8 |
|
Объем инвестиций в основной капитал на душу населения |
рублей |
44 941,7 |
46 575,5 |
56 028,8 |
Основные фонды в экономике на конец года по полной учетной стоимости по полному кругу организаций |
млн. рублей |
849 714 |
908 090 |
748 558 2 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам деятельности промышленного производства |
млн. рублей |
245 087,8 |
281 611,7 |
285 291,5 |
индекс промышленного производства, % к предыдущему году |
101 |
103,3 |
101,6 |
|
Оборот розничной торговли |
млн. рублей |
184 352,6 |
195 499,7 |
204 496,5 |
индекс физического объема, % к предыдущему году |
101,6 |
103,7 |
100,8 |
|
Оборот розничной торговли на душу населения |
рублей |
143 191 |
153 012 |
161 370 |
Индекс производительности труда |
% |
101,1 |
103,3 |
101,2 3 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций |
рублей |
25 215 |
27 932 |
30 213 |
темп роста, % к предыдущему году |
107,7 |
110,8 |
108,2 |
|
в том числе по видам экономической деятельности: |
|
|
|
|
сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство |
рублей |
20 301 |
22 457 |
25 193 |
добыча полезных ископаемых |
рублей |
24 909 |
2 8935 |
49 450 |
обрабатывающие производства |
рублей |
27 955 |
29 235 |
31 276 |
обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
рублей |
30 431 |
33 361 |
35 433 |
водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
рублей |
21 663 |
23 701 |
25 696 |
строительство |
рублей |
26 063 |
28 281 |
29 164 |
торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов |
рублей |
19 768 |
22 423 |
24 179 |
транспортировка и хранение |
рублей |
28 153 |
31 689 |
33 787 |
деятельность гостиниц и предприятий общественного питания |
рублей |
16 270 |
17 874 |
19 220 |
деятельность в области информации и связи |
рублей |
29 975 |
33 359 |
35 116 |
деятельность финансовая и страховая |
рублей |
44 060 |
42 558 |
47 310 |
деятельность по операциям с недвижимым имуществом |
рублей |
22 360 |
23 123 |
26 743 |
деятельность профессиональная, научная и техническая |
рублей |
27 320 |
29 491 |
32 913 |
деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги |
рублей |
17 444 |
19 977 |
20 896 |
государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение |
рублей |
31 599 |
36 757 |
39 116 |
образование |
рублей |
19 403 |
22 215 |
23 816 |
деятельность в области здравоохранения и социальных услуг |
рублей |
23 064 |
27 435 |
29 985 |
деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений |
рублей |
20 958 |
25 269 |
26 653 |
предоставление прочих видов услуг |
рублей |
18 789 |
21 054 |
22 565 |
Среднедушевые номинальные денежные доходы населения |
рублей в месяц |
21 795 |
22 247 |
23 708 |
темп роста, % к предыдущему году |
102,2 |
102,1 |
106,2 |
|
Структура денежных доходов населения: |
% |
100 |
100 |
100 |
в том числе: |
|
|
|
|
оплата труда |
% |
52,4 |
55 |
54,1 |
доходы от предпринимательской деятельности |
% |
5,6 |
5,6 |
5,3 |
социальные выплаты |
% |
28,9 |
28,6 |
28,2 |
доходы от собственности |
% |
3,1 |
3 |
2,8 |
другие доходы, включая "скрытые" |
% |
10 |
7,8 |
9,6 |
Соотношение среднедушевых денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума |
% |
229,2 |
227,6 |
231,9 |
Соотношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций с прожиточным минимумом трудоспособного населения |
% |
248 |
267,7 |
272,6 |
Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов: |
|
|
|
|
Все население |
% |
100 |
100 |
100 |
в том числе со среднедушевым денежным доходом в месяц, рублей: |
|
|
|
|
до 7 000 |
% |
6,5 |
5,8 |
4,8 |
7 000,1 - 10 000,0 |
% |
10,9 |
10,3 |
9,1 |
10 000,1 - 14 000,0 |
% |
17,1 |
16,7 |
15,5 |
14 000,1 - 19 000,0 |
% |
19,1 |
19,2 |
18,7 |
19 000,1 - 27 000,0 |
% |
20,8 |
21,2 |
21,8 |
27 000,1 - 45 000,0 |
% |
18,6 |
19,4 |
21,2 |
45 000,1 - 60 000,0 |
% |
4,4 |
4,6 |
5,4 |
свыше 60 000 |
% |
2,6 |
2,8 |
3,5 |
Распределение общего объема денежных доходов населения по 20-процентным группам населения: |
|
|
|
|
Все население |
% |
100 |
100 |
100 |
в том числе по 20-процентным группам населения: |
|
|
|
|
первая (с наименьшими доходами) |
% |
7 |
7,1 |
7,1 |
вторая |
% |
11,9 |
12 |
11,9 |
третья |
% |
16,5 |
16,6 |
16,6 |
четвертая |
% |
23,1 |
23,1 |
23,1 |
пятая (с наивысшими доходами) |
% |
41,5 |
41,2 |
41,3 |
Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) |
|
0,343 |
0,339 |
0,341 |
Децильный коэффициент фондов |
раз |
9,5 |
9,3 |
9,4 |
Примечание. Оценка показателя валового регионального продукта производится в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Кировской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, сформированным в рамках участия в разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
1 В соответствии с Федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 671-р (далее - Федеральный план статистических работ), срок представления официальной статистической информации за 2019 год - февраль 2021 года.
2 В соответствии с Федеральным планом статистических работ срок представления официальной статистической информации за 2019 год - октябрь 2020 года.
3 В соответствии с Федеральным планом статистических работ срок представления официальной статистической информации за 2019 год - апрель 2021 года.
По данным последних выборочных обследований рабочей силы, проведенных Росстатом, численность населения, занятого в экономике Кировской области, по итогам II квартала 2020 года составила 586,1 тыс. человек. По сравнению с аналогичным периодом 2017 года она сократилась на 6,8%. При этом наибольшее снижение численности занятого населения отмечается в 2020 году, что связано с введением режима ограничительных мероприятий в целях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции.
С учетом снижения численности занятого населения уровень занятости в Кировской области с 2017 года сократился на 9,1 процентного пункта и по итогам II квартала 2020 года составил 55,7%.
Общая численность безработных жителей Кировской области, рассчитанная по методологии Международной организации труда, на 01.07.2020 составляла 38,2 тыс. человек, что на 6,7% больше, чем в аналогичном периоде 2017 года. Уровень общей безработицы по сравнению с аналогичным периодом 2017 года увеличился на 0,7 процентного пункта и составил 6,1%.
Региональный рынок труда в 2020 году развивается в условиях действия режима ограничительных мероприятий в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции.
Приостановка работы ряда организаций региона, обусловленная введением режима ограничительных мероприятий, оказала негативное влияние на региональный рынок труда.
В Кировской области отмечается рост зарегистрированной безработицы. По данным на 01.07.2020 в органах службы занятости населения Кировской области на учете в качестве безработных состоит 22,6 тыс. жителей региона, что в 3,3 раза больше, чем на начало 2020 года и в 2,5 раза больше, чем на начало 2017 года.
Количество вакансий, заявленных в областную службу занятости населения, на 01.07.2020 составило 15,2 тыс. единиц, что на 20,8% больше, чем к аналогичной дате 2017 года.
Принимая во внимание рост числа граждан, ищущих работу, коэффициент напряженности на рынке труда Кировской области увеличился на 1,2 процентного пункта и на 01.07.2020 составил 1,8 человека на 1 вакансию.
В 2018 - 2019 годах работа по снижению неформальной занятости населения в Кировской области реализовывалась на основании ежегодного соглашения о реализации мер, направленных на снижение неформальной занятости населения в Кировской области (далее - соглашение), заключенного между Федеральной службой по труду и занятости и Правительством Кировской области.
В соответствии с соглашением устанавливалось задание по снижению неформальной занятости в Кировской области (далее - задание).
В результате проведенных мероприятий за 2018 год легализовано 3 380 человек (или 39,5% от задания на 2018 год), за 2019 год - 3 553 человека (или 43,1% от задания на 2019 год).
Задание на 2020 год, утвержденное решением областной координационной межведомственной комиссии по вопросам своевременности и полноты выплаты заработной платы и ликвидации задолженности по заработной плате, созданной распоряжением Правительства Кировской области от 25.11.2004 N 401 "Об областной координационной межведомственной комиссии по вопросам своевременности и полноты выплаты заработной платы и ликвидации задолженности по заработной плате", составило 5 159 человек.
В рамках межведомственного взаимодействия Правительством Кировской области организована комплексная работа по контролю за ситуацией с задолженностью по выплате заработной платы, которая обеспечивает опережающее реагирование на проблемные ситуации, с этой целью проводится ежемесячный мониторинг задолженности по заработной плате перед работниками организаций Кировской области на основании данных, представляемых Кировстатом, Государственной инспекцией труда в Кировской области, прокуратурой Кировской области, органами исполнительной власти Кировской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Кировской области (далее - мониторинг).
По результатам мониторинга задолженность по заработной плате на 01.07.2020 наблюдается на 69 предприятиях Кировской области, что на 21 предприятие больше, чем на начало 2020 года. Общий объем задолженности с начала 2020 года увеличился на 48,1 млн. рублей, или на 31,8%, и на 01.07.2020 составил 199,4 млн. рублей.
Общая численность работников предприятий Кировской области, перед которыми образовалась задолженность по выплате заработной платы, на 01.07.2020 составила 5 019 человек, что превышает значение данного показателя на начало года на 1 018 человек, или на 25,4%.
Задолженность по заработной плате наблюдается на предприятиях разных отраслей деятельности (промышленного производства, сельского хозяйства, лесного хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства). Стоит отметить, что из общего числа предприятий-должников 29 - относится к сфере строительства и задолженность по заработной плате на них составляет более 90,0 млн. рублей, или 47,5% от общей суммы задолженности перед работниками предприятий Кировской области.
Проанализировав финансовое состояние предприятий, имеющих задолженность по заработной плате на 01.07.2020, можно сделать вывод, что в общем списке предприятий-должников большая доля финансово-несостоятельных предприятий (банкротов).
На начало июля 2020 года 16 предприятий-банкротов имеют задолженность по заработной плате перед 2 962 работниками. Общая сумма указанной задолженности - 133,2 млн. рублей, что составляет 66,8% от общей суммы задолженности по заработной плате на предприятиях Кировской области. Основная часть задолженности приходится на два предприятия-банкрота: закрытое акционерное общество "Трест Ямалстройгаздобыча" и открытое акционерное общество "Сосновский судостроительный завод", на которых наблюдается долг по заработной плате в размере 94,1 млн. рублей, или 70,6% от общей суммы задолженности на предприятиях-банкротах.
По результатам мониторинга на 01.07.2020 задолженность по заработной плате в организациях, подведомственных органам исполнительной власти Кировской области, отсутствует.
В 2017 году и 2018 году среднегодовая численность зарегистрированных безработных граждан в Кировской области составляла 8,8 тыс. человек и 7,9 тыс. человек соответственно. Максимальный размер пособия по безработице в эти годы составлял 4,9 тыс. рублей, денежные доходы безработных жителей региона были ниже величины прожиточного минимума. Исключение составляли только безработные граждане, относящиеся к категории детей-сирот, которые получали пособие по безработице в размере средней заработной платы по региону, однако их доля в среднегодовой численности зарегистрированных безработных составляла 1,1% в 2017 году и 1,3% в 2018 году (порядка 100 человек).
В 2019 году в связи с установлением для граждан предпенсионного возраста максимальной величины пособия по безработице в размере 12,1 тыс. рублей среднегодовая численность безработных граждан с доходами ниже величины прожиточного минимума по сравнению с 2018 годом сократилась на 1,3% и составила 7,8 тыс. человек.
В 2020 году отмечается дальнейшее снижение численности безработных граждан с доходами ниже величины прожиточного минимума, поскольку Правительством Российской Федерации в конце марта 2020 года максимальная величина пособия по безработице для всех категорий безработных граждан установлена в размере 12,1 тыс. рублей. Численность безработных жителей Кировской области с доходами ниже величины прожиточного минимума на 01.07.2020 составляет 8,9 тыс. человек, или 42,3% численности зарегистрированных безработных жителей Кировской области.
Основной мерой в сфере занятости населения, направленной на улучшение благосостояния безработных и ищущих работу граждан, является трудоустройство на постоянные и временные рабочие места.
В течение 2019 года при содействии областной службы занятости населения на постоянную и временную работу трудоустроено 25,5 тыс. человек, с начала текущего года трудоустроено 7,4 тыс. человек.
В 2019 году на временные и общественные работы трудоустроено 7,8 тыс. человек, за 6 месяцев 2020 года - 2,0 тыс. человек. Участникам данных мероприятий дополнительно к заработной плате, выплачиваемой работодателями, органы службы занятости оказывают материальную поддержку из средств областного бюджета.
В целях повышения конкурентоспособности граждан на региональном рынке труда органы службы занятости организуют профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан (далее - обучение). В течение 2019 года по востребованным на рынке труда профессиям прошли обучение 2,1 тыс. граждан (за 6 месяцев 2020 года - 0,5 тыс. безработных).
В целях развития предпринимательской инициативы безработных граждан органами службы занятости реализуется мероприятие по содействию самозанятости безработных граждан. Так, в течение 2019 года при содействии службы занятости населения собственное дело организовали 83 человека, из них 47 человек получили финансовую помощь на открытие собственного дела в размере по 96,0 тыс. рублей (за 6 месяцев 2020 года - 30 человек и 27 человек соответственно). В приоритетном порядке финансовая помощь предоставляется гражданам, проживающим в отдаленных сельских поселениях, где отсутствуют работодатели и возможность трудоустройства, инвалидам, одиноким и многодетным родителям для получения ими возможности совмещения трудовой занятости с воспитанием детей.
Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из важных направлений повышения уровня жизни населения, содействует занятости населения, что, в свою очередь, способствует снижению безработицы.
В Кировской области реализуются региональные проекты "Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности в Кировской области", "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства в Кировской области", "Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам в Кировской области", "Популяризация предпринимательства в Кировской области" в рамках национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы".
Реализация мероприятий указанных региональных проектов позволит:
создавать и обеспечивать развитие существующих элементов инфраструктуры поддержки предпринимательства, предоставляющей комплекс услуг, необходимых для эффективного ведения бизнеса, по принципу одного окна, в том числе в рамках развития центра "Мой бизнес";
повышать эффективность системы финансовой, организационной, информационной, консультационной, юридической, образовательной поддержки, адекватной потребностям предпринимательства;
укреплять социальный статус, повышать престиж и этику предпринимательства;
вовлекать представителей бизнеса в процессы формирования и реализации государственной (муниципальной) политики по развитию малого и среднего предпринимательства, повышать общественную активность субъектов малого и среднего предпринимательства;
расширять применение отраслевого подхода к поддержке и развитию предпринимательства;
повышать мотивацию органов местного самоуправления муниципальных образований Кировской области по развитию малого предпринимательства на территории соответствующего муниципального образования Кировской области.
Повышение доходов населения обеспечивается в том числе через предоставление мер социальной поддержки в сфере образования, здравоохранения и социальной защиты населения.
В Кировской области в рамках национального проекта "Образование" реализуются региональные проекты "Создание современных школ в Кировской области", "Развитие региональной системы дополнительного образования детей в Кировской области", "Поддержка семей Кировской области, имеющих детей", "Создание цифровой образовательной среды в Кировской области", "Учитель будущего Кировской области", "Повышение конкурентоспособности профессионального образования в Кировской области", "Развитие социальной активности в Кировской области" (далее - региональные проекты).
В 2019 году отбор субъектов Российской Федерации на предоставление субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятий национального проекта "Образование" в 2020 - 2022 годах осуществлялся на основании заявок субъектов Российской Федерации в зависимости от потребности в обеспечении необходимого уровня развития системы образования субъектов Российской Федерации. При этом учитывался опыт выполнения субъектами Российской Федерации программ и проектов в сфере образования.
Правительство Кировской области направило 12 заявок на предоставление субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятий национального проекта "Образование" в 2020 - 2022 годах. Все заявки прошли отбор, по итогам которого Министерством просвещения Российской Федерации с Правительством Кировской области заключены соглашения о предоставлении федеральных субсидий на 2020 - 2022 годы на сумму 2 517,3 млн. рублей.
С привлечением средств федерального бюджета с 2020 по 2024 год в рамках региональных проектов будут реализованы следующие мероприятия:
строительство школы на 1 000 мест в городе Кирове;
создание 265 центров образования цифрового и гуманитарного профилей, так называемых "Точек роста" - площадок, оснащенных современным оборудованием, дающих возможность детям из сельских школ изучать предметы "Технология", "Информатика", "Основы безопасности жизнедеятельности" на принципиально новом уровне;
оснащение 13 специальных (коррекционных) школ Кировской области оборудованием для трудовых мастерских, а также для кабинетов педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда;
ремонт 50 спортивных объектов в школах, расположенных в сельских школах и малых городах;
оснащение 289 образовательных организаций цифровым оборудованием;
создание трех мобильных технопарков "Кванториум", в каждом из которых, совмещая очную и дистанционную формы обучения, будут обучаться порядка 1 000 детей;
создание 4 237 мест в организациях дополнительного образования детей и оснащение организаций дополнительного образования детей современным оборудованием;
создание модельного регионального центра, который будет осуществлять информационно-методическое и программное сопровождение развития региональной системы дополнительного образования детей;
создание регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи с учетом опыта Образовательного фонда "Талант и успех" в области науки, искусства и спорта;
создание трех центров цифрового образования "IT-куб", которые станут инновационными образовательными площадками, где школьники смогут осваивать востребованные языки программирования, научатся писать приложения для мобильных устройств, работать с большими массивами данных и создавать виртуальную реальность;
создание Центра опережающей профессиональной подготовки, который станет единым окном гражданам и работодателям для размещения заказа на подготовку специалистов по программам опережающей подготовки в системе среднего профессионального образования Кировской области, а также будет проводить мониторинг рынка труда, вести системную профориентационную работу, координировать проведение демоэкзамена;
создание 2 центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, которые будут не только осуществлять обучение, но и выполнять роль ресурсного центра, консолидирующего вокруг себя образовательные и организационные ресурсы, наиболее важным из которых является функционирование большого количества стажировочных площадок;
создание Центра оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов, который будет не только проводить добровольную независимую оценку профессиональной квалификации педагогических кадров, но и выдавать исчерпывающие рекомендации по дальнейшей траектории их профессионального совершенствования.
Мероприятия, реализуемые в сфере здравоохранения, в том числе в рамках национального проекта "Здравоохранение", направлены на укрепление здоровья населения вне зависимости от его уровня доходов.
На территории Кировской области по линии органов социальной защиты населения Кировской области предусмотрено 79 мер социальной поддержки, предоставляемых как за счет средств областного, так и федерального бюджетов, из них 30 мер предоставляются семьям с детьми, в том числе: 14 мер - из средств федерального бюджета, 14 мер - из средств областного бюджета, 2 меры на условиях софинансирования (ежемесячная денежная выплата по уходу за третьим ребенком и последующими детьми до достижения возраста трех лет и ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно), тогда как на 01.01.2019 семьям с детьми предоставлялось 27 мер социальной поддержки, из них за счет средств областного бюджета - 12 мер.
Объем финансирования на меры социальной поддержки семей с детьми ежегодно увеличивается, в 2019 году он составлял 2,41 млрд. рублей, тогда как в 2018 году - 1,9 млрд. рублей. На 2020 год предусмотрено более 5 млрд. рублей.
В целях повышения уровня дохода семей с детьми в рамках реализации регионального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей в Кировской области" предоставляются:
ежемесячные выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка до достижения им возраста 3 лет семьям, среднедушевой доход которых не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в Кировской области за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты (в 2020 году - 22 108 рублей) (в 2019 году выплата предоставлена 5 531 получателю);
ежемесячные денежные выплаты по уходу за третьим ребенком и последующими детьми до достижения ими возраста 3 лет семьям, среднедушевой доход которых не превышает 21 000 рублей (в 2019 году выплата предоставлена 9 557 получателям);
ежемесячные социальные выплаты по уходу за вторым ребенком в возрасте от 1,5 до 3 лет, не посещающим дошкольную образовательную организацию, семьям, среднедушевой доход которых не превышает 21 000 рублей (в 2019 году выплата предоставлена 1 927 получателям);
региональный семейный капитал лицам, родившим (усыновившим) третьего или последующего ребенка в период с 01.01.2019 по 31.12.2021 (в 2019 году выплата предоставлена 1 608 получателям);
ежемесячная социальная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 4 лет семьям, среднедушевой доход которых не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в Кировской области за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты (в 2020 году - 16 581 рубль) (предоставление выплаты началось в 2020 году).
Региональный проект "Финансовая поддержка семей при рождении детей в Кировской области" реализуется в рамках федерального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей", входящего в состав национального проекта "Демография".
На территории Кировской области с 01.01.2020 во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 20.03.2020 N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" введена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, которая предоставляется семьям, чей среднедушевой доход не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Кировской области за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты (в 2020 году - 10330 рублей).
Также в случае если расходы граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг, рассчитанные исходя из установленных размеров региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают максимально допустимую долю их собственных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (22%) в совокупном доходе семьи, им предоставляется субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидия). При этом для семей со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума максимально допустимая доля собственных расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму семьи, и может составлять 15%, 10% и менее в совокупном доходе семьи.
Кроме того, в соответствии с законодательством Кировской области при предоставлении гражданам субсидии предусмотрено снижение максимально допустимой доли собственных расходов с 22% до 15% для семей, состоящих только из неработающих граждан (мужчин в возрасте от 60 лет и женщин в возрасте от 55 лет, а также инвалидов 1-й и 2-й групп), среднедушевой доход которых не превышает величины прожиточного минимума на душу населения.
В соответствии с законодательством Кировской области гражданам, проживающим на территории Кировской области, предусмотрено оказание материальной помощи органами социальной защиты населения при оплате лечения либо лекарственных средств. Материальная помощь оказывается неработающему гражданину, получающему пенсию по старости или по инвалидности, размер которой не превышает величины прожиточного минимума пенсионера, устанавливаемой законом Кировской области.
Основной мерой социальной поддержки, направленной на снижение бедности и повышения доходов граждан, является оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - государственная социальная помощь).
В Кировской области с сентября 2014 года социальный контракт заключался только на территориях отдельных районов Кировской области.
Государственная социальная помощь в виде социального пособия в 2019 году предоставлялась многодетным семьям и неполным семьям, состоящим из единственного родителя и одного или более детей, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленной в Кировской области за квартал, предшествующий дате обращения, проживающим на территории Кировской области не менее одного года, а также не имеющим в собственности иного жилого помещения, кроме единственного пригодного для проживания, и транспортного средства, выпущенного менее 5 лет назад.
Социальное пособие не предоставлялось в случае осуществления одним из совершеннолетних членов семьи заявителя деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, адвоката либо нотариуса, занимающегося частной практикой.
Использование социального пособия предусмотрено на развитие личного подсобного хозяйства, приобретение швейного и вязального оборудования, садового и строительного инструмента.
Наиболее востребованными видами государственной социальной помощи у семей в 2019 году являлись предоставление социального пособия на приобретение теплицы (268 семей, или 36% от общего количества заключенных социальных контрактов) и швейного оборудования (169 семей, или 23% от общего числа заключенных социальных контрактов).
За весь период реализации проекта с 01.09.2014 по 31.12.2019 заключено 2 324 социальных контракта, из них: 1 001 - с многодетными малообеспеченными семьями, 1 323 - с неполными малообеспеченными семьями; 582 - с семьями, проживающими в городской местности, и 1 742 - с семьями, проживающими в сельской местности; 2 263 - с семьями с детьми до 16 лет, 146 - с семьями с инвалидами.
Израсходовано средств областного бюджета в сумме 74,24 млн. рублей, из них в 2019 году - 15,34 млн. рублей. На 2020 год предусмотрено средств областного бюджета 17,5 млн. рублей.
Анализ эффективности социальных контрактов показал, что среднедушевой доход семей по окончании срока действия социального контракта по отношению к среднедушевому доходу семьи до заключения социального контракта увеличился на 0,6% (в 2015 году этот показатель составлял 18,2%, в 2019 году - 18,8%).
Из числа получивших государственную социальную помощь в 2019 году:
61,52% малоимущих семей увеличили натуральные поступления из личного подсобного хозяйства;
10,08% граждан трудоустроились;
19,01% малоимущих семей увеличили доход от трудовой деятельности по окончании срока действия социального контракта;
5,82% малоимущих семей преодолели трудную жизненную ситуацию.
За период предоставления государственной социальной помощи с 2014 по 2019 годы повторно в органы социальной защиты населения обратились с целью заключения социального контракта 23 семьи.
Работа по совершенствованию механизма предоставления государственной социальной помощи позволила увеличить количество заключенных социальных контрактов в 1,5 раза (с 319 социальных контрактов в 2014 году до 478 социальных контрактов в 2019 году).
С 2020 года государственная социальная помощь в виде социального пособия оказывается на всей территории Кировской области. За 6 месяцев 2020 года заключено 533 социальных контракта.
3. Цель, целевые показатели и задачи региональной программы
Целью региональной программы является снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, установленного в Кировской области. Для достижения указанной цели региональная программа включает в себя целевые показатели, определенные абзацем четвертым подпункта "а" и абзацем третьим подпункта "г" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", поскольку вопросы снижения уровня бедности и обеспечения темпа устойчивого роста доходов населения являются взаимосвязанными и взаимодополняемыми.
Целевыми показателями региональной программы являются:
1. Снижение уровня бедности населения Кировской области в два раза по сравнению с показателем 2017 года.
2. Обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции.
Достижение целевых показателей региональной программы требует решения следующих основных задач, формируемых на основании анализа текущей ситуации:
1. Повышение уровня доходов граждан и превышение темпов роста доходов граждан, в том числе средней заработной платы, над темпом роста инфляции.
2. Развитие системы социальной помощи нуждающимся гражданам.
3. Развитие системы государственной социальной помощи на основе социального контракта.
4. Организация социальной адаптации граждан из малоимущих семей.
Целевые показатели для реализации региональной программы приведены в приложении N 1.
Реализация региональной программы будет осуществляться на основе межотраслевого взаимодействия в соответствии с планом мероприятий, представленным в приложении N 2.
В мероприятиях по реализации региональной программы примут участие:
министерство здравоохранения Кировской области, министерство культуры Кировской области, министерство образования Кировской области, министерство сельского хозяйства и продовольствия Кировской области, министерство спорта и молодежной политики Кировской области, министерство социального развития Кировской области, министерство строительства Кировской области, министерство финансов Кировской области, министерство экономического развития и поддержки предпринимательства Кировской области, управление государственной службы занятости населения Кировской области;
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировской области, Управление Федеральной службы судебных приставов по Кировской области, Управление Федеральной налоговой службы по Кировской области (по согласованию).
Управление реализацией региональной программы осуществляет министерство социального развития Кировской области.
Организации, участвующие в реализации мероприятий в рамках региональной программы по согласованию, представляют в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в министерство социального развития Кировской области информацию о реализации мероприятий, выполненных в рамках региональной программы, с пояснительной запиской по формам, устанавливаемым приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11.06.2020 N 326 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке региональных программ снижения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума".
Министерство социального развития Кировской области подготавливает в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий, а также механизм реализации региональной программы; подготавливает отчет о ходе реализации региональной программы; разрабатывает перечень целевых показателей для контроля за ходом реализации региональной программы; осуществляет координацию деятельности исполнителей региональной программы по подготовке и реализации программных мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.