В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 октября 2005 года N 73-оз "О Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", учитывая решение Общественного совета при Департаменте строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (протокол заседания от 5 августа 2020 года N 7), Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:
Внести в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 декабря 2014 года N 534-п "Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" следующие изменения:
1. В разделе 1:
1.1. Пункт 1.1 после абзаца восемьдесят второго дополнить абзацами следующего содержания:
"велосипед - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение, как правило, мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч;
пешеходная и велосипедная дорожка (велопешеходная дорожка) - конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и обозначенный дорожными знаками;
полоса для велосипедистов (велополоса) - полоса проезжей части, предназначенная для движения на велосипедах и мопедах, отделенная от остальной проезжей части горизонтальной разметкой и обозначенная дорожным знаком;
велосипедист - лицо, управляющее велосипедом;
велопарковка - место для длительной стоянки (более часа) или хранения велосипедов, оборудованное специальными конструкциями;
тротуар - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном;".
1.2. Пункт 1.4 после абзаца девяносто шестого дополнить абзацами следующего содержания:
"ГОСТ 33150-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование пешеходных и велосипедных дорожек. Общие требования (Переиздание)";
ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Методы определения параметров";
приказ Федерального агентства по техническому регулировании и метрологии от 9 декабря 2013 года N 2222-ст "Об утверждении изменения к национальному стандарту";
ГОСТ Р 50970-2011 "Технические средства организации дорожного движения. Столбики сигнальные дорожные. Общие технические требования. Правила применения";
приказ Росстандарта от 20 декабря 2019 года N 1425-ст "Об утверждении национального стандарта Российской Федерации";
ГОСТ 32846-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация";
ГОСТ 33127-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Классификация";
ГОСТ 33475-2015 "Дороги автомобильные общего пользования. Геометрические элементы. Технические требования".".
1.3. После пункта 1.9 дополнить пунктом 1.10 следующего содержания:
"1.10. Требования к планированию велосипедных дорожек и велопарковок
Проектирование велосипедных дорожек следует осуществлять в соответствии с характеристиками, приведенными в таблицах N 43.1 - N 43.6.
Таблица 43.1
|
|
Категория дорог и улиц |
Основное назначение дорог и улиц |
Велосипедные дорожки: в составе поперечного профиля улично-дорожной сети; на рекреационных территориях, в жилых зонах и т. п. |
специально выделенная полоса, предназначенная для движения велосипедного транспорта. Может устраиваться на магистральных улицах общегородского значения 2-го и 3-го классов районного значения и жилых улицах; специально выделенная полоса для проезда на велосипедах |
Таблица 43.2
Категория дорог и улиц |
Расчетная скорость движения, км/ч |
Ширина полосы движения, м |
Число полос движения (суммарно в двух направлениях) |
Наименьший радиус кривых в плане, м |
Наибольший продольный уклон, % |
Наименьший радиус вертикальной выпуклой кривой, м |
Наименьший радиус вертикальной вогнутой кривой, м |
Ширина пешеходной части тротуара, м |
Велосипедные дорожки: |
|
|
|
|
|
|
|
|
в составе поперечного профиля улично-дорожной сети |
|
1,50* 1,00** |
1-2 2 |
25 |
70 |
|
|
|
на рекреационных территориях в жилых зонах и т. п. |
20 |
1,50* 1,00** |
1-2 2 |
25 |
70 |
|
|
|
_____
* При движении в одном направлении.
** При движении в двух направлениях.
Велосипедные дорожки как отдельный вид транспортного проезда необходимо проектировать в виде системы, включающей в себя обособленное прохождение, или по улично-дорожной сети.
Поперечные уклоны элементов поперечного профиля следует принимать:
для проезжей части: минимальный - 10%, максимальный - 30%;
для тротуара: минимальный - 5%, максимальный - 20%;
для велодорожек: минимальный - 5%, максимальный - 30%.
Поперечный профиль улиц и дорог населенных пунктов может включать в себя проезжую часть (в том числе переходно-скоростные полосы, накопительные полосы, полосы для остановки, стоянки и парковки транспортных средств), тротуары, велосипедные дорожки, центральные и боковые разделительные полосы, бульвары.
На магистральных улицах регулируемого движения допускается предусматривать велосипедные дорожки, выделенные разделительными полосами. В зонах массового отдыха населения и на других озелененных территориях следует предусматривать велосипедные дорожки, изолированные от улиц, дорог и пешеходного движения. Велосипедные дорожки могут устраиваться одностороннего и двустороннего движения при наименьшем расстоянии безопасности от края велодорожки, м:
До проезжей части, опор, деревьев |
0,75 |
До тротуаров |
0,5 |
Примечание.
Допускается устраивать велополосы по краю улиц и дорог местного значения. Ширина полосы должна быть не менее 1,2 м при движении в направлении транспортного потока и не менее 1,5 м при встречном движении. Ширина велосипедной полосы, устраиваемой вдоль тротуара, должна быть не менее 1 м.
Размещение пешеходных и велосипедных дорожек в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и согласовывается с органами местного самоуправления.
Устройство пешеходных и велосипедных дорожек и полос должно обеспечивать безопасные условия движения пешеходов и велосипедистов.
Обустройство автомобильной дороги пешеходными и велосипедными дорожками и полосами не должно ухудшать условия безопасности дорожного движения, условия использования и содержания автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений и иных объектов.
Для обеспечения безопасности дорожного движения пешеходные и велосипедные дорожки и велополосы должны оборудоваться соответствующими дорожными знаками, разметкой, ограждениями и светофорами.
Проектирование велосипедных дорожек и велополос.
Велосипедные дорожки располагают на отдельном земляном полотне, у подошвы насыпей и за пределами выемок или на специально устраиваемых бермах.
На подходах к искусственным сооружениям велосипедные дорожки допустимо размещать на обочине с отделением их от проезжей части ограждениями или разделительными полосами.
Однополосные велосипедные дорожки располагают с наветренной стороны от дороги (в расчете на господствующие ветры в летний период), двухполосные - при возможности по обеим сторонам дороги. Соответственно, по аналогии с термином "полоса движения", термин "велополоса движения" (для краткости - велополоса) приобретает определенное значение. Велополоса означает любую из продольных полос, на которые может быть разделена проезжая часть велодороги, обозначенных или не обозначенных посредством продольной разметки, но имеющих ширину, достаточную для движения в один ряд велосипедов.
Важно, что велополоса не обязательно является, хотя и может быть, частью велодорожки.
Ширина полосы измеряется от бордюра до середины разделительной линии.
На дорогах со скоростью 60 км/час и выше ширина велополосы должна превышать 1,5 м.
В особых ситуациях допустима ширина велополосы менее 1,5 м.
Если автомобильная полоса меньше 3 м, велополосу делать нежелательно.
Обособленные и смешанные велополосы на проезжей части.
На проезжей части могут быть велополосы двух видов: обособленные и смешанные.
Обособленные (обязательные) велополосы отделяют часть проезжей дороги, предназначенную для велосипедистов. В неё запрещено вторгаться другим транспортным средствам.
Смешанные (рекомендуемые) велополосы предназначены предупреждать водителей о возможном присутствии велосипедистов и подсказывать водителям, что им надо придерживаться на достаточном расстоянии от края дороги или бордюра. Однако движение автомобилей по велополосе возможно.
Преимущество использования велополос на проезжей части состоит в том, что они:
напоминают водителям о присутствии велосипедистов на дороге,
заставляют водителей оставлять место для велосипедистов на обочине,
делают законным обгон автотранспорта в случае его замедления или остановки в пробке,
приучают велосипедистов двигаться по отведенной велодороге,
помогают велосипедисту убедиться, что он следует по маршруту.
Для удобного проезда велосипедов, велоприцепов и инвалидных колясок велополоса должна иметь ширину 1,5 м, а если дорога позволяет, то и 2 м. Это делает возможным обгон без выезда на полосу движения автотранспорта.
В стесненной ситуации допустима ширина велополосы 0,8 м, однако в местах соединений рекомендуется делать велополосу не менее 1,2 м, а при подходе к перекрестку - не менее 1,0 м.
Велосипедные и велопешеходные дорожки и полосы следует, как правило, устраивать за пределами проезжей части дорог при соотношениях интенсивностей движения автомобилей и велосипедистов, указанных в таблице 3. Полосы для велосипедистов на проезжей части допускается устраивать на обычных автомобильных дорогах с интенсивностью движения менее 2000 авт./сут (до 150 авт./ч).
Таблица 43.3
Фактическая интенсивность движения автомобилей (суммарная в двух направлениях), авт./ч |
до 400 |
600 |
800 |
1000 |
1200 |
Расчетная интенсивность движения велосипедистов, вел./ч |
70 |
50 |
30 |
20 |
15 |
Геометрические параметры велосипедных дорожек представлены в таблице 43.4.
Таблица 43.4
Основные геометрические параметры велосипедной дорожки и велополосы
Нормируемый параметр |
Минимальные значения |
|
при новом строительстве |
в стесненных условиях |
|
Расчетная скорость движения, км/ч |
25 |
15 |
Ширина проезжей части для движения, м, не менее: |
|
|
однополосного одностороннего |
1,0-1,5 |
0,75-1,0 |
двухполосного одностороннего |
1,75-2,5 |
1,50 |
двухполосного со встречным движением |
2,50-3,6 |
2,00 |
Ширина велосипедной и пешеходной дорожки с разделением движения дорожной разметкой, м |
1,5-6,0 |
1,5-3,25 |
Ширина велопешеходной дорожки, м |
1,5-3,0 |
1,5-2,0 |
Ширина велополосы, м |
1,20 |
0,90 |
Ширина обочин велосипедной дорожки, м |
0,5 |
0,5 |
Наименьший радиус кривых в плане, м: |
|
|
при отсутствии виража |
30-50 |
15 |
при устройстве виража |
20 |
10 |
Наименьший радиус вертикальных кривых, м: |
|
|
выпуклых |
500 |
400 |
вогнутых |
150 |
100 |
Наибольший продольный уклон, % о |
|
|
в равнинной местности |
40-60 |
50-70 |
в горной местности |
- |
100 |
Поперечный уклон проезжей части, % о |
15-20 |
20 |
Уклон виража, % о , при радиусе: |
|
|
5-10 м |
более 30 |
|
10-20 м |
более 20 |
30 |
20-50 м |
более 15 |
20 |
50-100 м |
20 |
15-20 |
Габарит по высоте, м |
2,50 |
2,25 |
Минимальное расстояние до бокового препятствия, м |
0,50 |
0,50 |
Ширина пешеходной дорожки 1,5 м, велосипедной - 2,5 м.
Ширина пешеходной дорожки 1,5 м, велосипедной - 1,75 м.
При интенсивности движения не более 30 вел./ч и 15 пеш./ч.
При интенсивности движения не более 30 вел./ч и 50 пеш./ч.
Велосипедные дорожки следует проектировать как для двустороннего движения (при интенсивности движения до 70 вел./ч), так и для одностороннего (при интенсивности движения более 70 вел./ч).
Наименьшее расстояние от края велосипедной дорожки должно составлять: до кромки проезжей части дорог, деревьев - 0,75 м; до тротуаров - 0,5 м; до стоянок автомобилей и остановок общественного транспорта - 1,5 м.
Длину велосипедных дорожек на подходах к населенным пунктам следует определять численностью жителей и принимать в соответствии с таблицей 43.5.
Таблица 43.5
Численность населения, тыс. чел. |
Св. 500 |
500-250 |
250-100 |
100-50 |
50-25 |
25-10 |
Длина велосипедной дорожки, км |
15 |
15-10 |
10-8 |
8-6 |
6-3 |
3-1 |
Ширина разделительной полосы между проезжей частью автомобильной дороги и параллельной или свободно трассируемой велосипедной дорожкой должна быть не менее 2,0 м. В стесненных условиях допускается разделительная полоса шириной 1,0 м, возвышающаяся над проезжей частью не менее чем на 0,15 м, с окаймлением бордюром или установкой барьерного или парапетного ограждения.
При устройстве пересечения автомобильных дорог и велосипедных дорожек требуется обеспечить безопасное расстояние видимости (таблица 6). При расчетных скоростях автотранспортных средств более 80 км/ч и при интенсивности велосипедного движения не менее 50 вел./ч устройство пересечений велосипедных дорожек с автомобильными дорогами в одном уровне возможно только при устройстве светофорного регулирования.
В целях обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах I категории устройство пересечений автомобильных дорог с велосипедными дорожками в виде разрывов на разделительной полосе дорожных ограждений при интенсивности движения более 250 авт./ч не допускается.
Таблица 43.6
Ширина проезжей части, м |
Расстояние видимости приближающегося автомобиля, м, при различных скоростях движения автомобилей, км/ч |
|||
|
50 |
60 |
70 |
80 |
7,0 |
130 |
150 |
180 |
200 |
10,5 |
170 |
200 |
230 |
270 |
14,0 |
210 |
250 |
290 |
330 |
Велосипедные дорожки в зоне пересечений с автомобильной дорогой должны быть освещены на расстоянии не менее 60 м.
Места пересечений велосипедных дорожек с автомобильными дорогами в одном уровне должны оборудоваться соответствующими дорожными знаками и разметкой.
При необходимости устройства велосипедного или пешеходного путепровода или тоннеля при пересечении велосипедных и пешеходных дорожек с транспортными развязками необходимо разрабатывать технико-экономические обоснования целесообразности строительства путепровода или тоннеля для них.
Покрытия велосипедных дорожек следует устраивать из асфальтобетона, цементобетона и каменных материалов, обработанных вяжущими, а при проектировании велопешеходных дорожек для выделения полос движения для велосипедистов - с применением цветных покрытий противоскольжения в соответствии с требованиями ГОСТ 32753.
При обустройстве дождеприемных решеток, перекрывающих водоотводящие лотки, ребра решеток не должны быть расположены вдоль направления велосипедного движения и должны иметь ширину отверстий между ребрами не более 15 мм.
Велопарковки
1. Велопарковки необходимо предусматривать на территории микрорайонов, в парках, лесопарках, в пригородной и зеленой зоне, а также на жилых и магистральных улицах регулируемого движения при интенсивности движения более 50 велосипедов в 1 час.
2. В местах массового скопления людей (у стадионов, парков, выставок и т.д.) следует предусматривать площадки для хранения велосипедов из расчета на 1 место для велосипеда 0,9 кв. м.
Чтобы обеспечить удобство пользования велопарковками и исключить помехи для пешеходов, следует соблюдать необходимые расстояния между стойками и другими объектами (рисунок 2).
Рисунок 2.
".
2. Строку "Сооружения и устройства для хранения и обслуживания транспортных средств" таблицы А.1 раздела 2 изложить в следующей редакции:
"
Сооружения и устройства для хранения и обслуживания транспортных средств |
минимальные размеры мест хранения легковых автомобилей, м |
длина - 5; ширина - 2,3; ширина для инвалидов, пользующихся креслами-колясками, - 3,5 |
|
размер земельного участка гаражей и стоянок легковых автомобилей, кв. м/машино-место |
одноэтажных |
30 |
|
двухэтажных |
20 |
||
трехэтажных |
14 |
||
четырехэтажных |
12 |
||
пятиэтажных |
10 |
||
наземных стоянок |
25 |
".
3. В разделе 3:
3.1. Таблицу 106 изложить в следующей редакции:
"Таблица 106 Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности населения сооружениями для хранения легкового автотранспорта
Наименование объекта иного значения |
Наименование расчетного показателя объекта иного значения/единица измерения |
Значение расчетного показателя минимально допустимого уровня обеспеченности городского поселения объектами иного значения |
|
Сооружения и устройства для хранения и обслуживания транспортных средств |
размер земельного участка гаражей и стоянок легковых автомобилей в зависимости, кв. м/машино-место |
одноэтажных |
30 |
двухэтажных |
20 |
||
трехэтажных |
14 |
||
четырехэтажных |
12 |
||
пятиэтажных |
10 |
||
наземных стоянок |
25 |
".
3.2. После таблицы 106:
3.2.1. Абзац первый изложить в следующей редакции:
"Расчетное количество стояночных мест для объектов жилищного строительства в границах земельного участка следует определять дифференцированно, в зависимости от наличия или планируемых паркингов в границах планировочного элемента (квартала или микрорайона).".
3.2.2. После абзаца первого дополнить абзацем следующего содержания:
"Предельное значение обеспеченности стояночными местами объектов жилищного строительства следует предусматривать в соответствии с утвержденными нормативами муниципальных образований.".
Губернатор |
Н.В. Комарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Введены понятия "велосипед", "велопешеходная дорожка", "велополоса", "велосипедист", "велопарковка".
Закреплены требования к планированию велосипедных дорожек и велопарковок с учетом передового мирового опыта и природно-климатических условий.
Установлен дифференцированный расчетный показатель по определению нормы количества стояночных мест для объектов жилищного строительства.
Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 11 сентября 2020 г. N 390-п "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 декабря 2014 года N 534-п "Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры"
Вступает в силу с 15 сентября 2020 г.
Текст постановления опубликован в сборнике "Собрание Законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" от 15 сентября 2020 г. N 9 (часть I), ст. 1083, на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 17 сентября 2020 г. N 8600202009170019, в газете "Новости Югры" от 6 октября 2020 г. N 115