Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, A.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина B.Н. Головкина к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин В.Н. Головкин оспаривает конституционность следующих нормативных положений:
пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции, действовавшей до 1 января 2019 года), согласно которому страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 - мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет; в случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 данного Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;
подпункта 2 пункта 1 статьи 27 (ошибочно названного пунктом 2 части 1 статьи 27) Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 1 января 2015 года не применяющегося, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" в части, не противоречащей данному Федеральному закону), содержащего положения, аналогичные пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях";
абзаца третьего пункта 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516), которым закреплен порядок суммирования периодов работ с тяжелыми условиями труда с периодами осуществления отдельных видов работ, указанных в подпункте 1, а также периодов работ, указанных в подпунктах 5-7, 9, 12, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В настоящее время Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 применяется при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Как следует из представленных материалов, при суммировании периодов работы с тяжелыми условиями труда, предусмотренными Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (утвержден Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10), и периодов на работах в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, стаж работы заявителя на соответствующих видах работ составил менее 12 лет 6 месяцев. Поэтому ему было отказано в досрочном установлении страховой пенсии по старости, как не имеющему требуемой продолжительности стажа работы с тяжелыми условиями труда. Правильность такого отказа была подтверждена судами общей юрисдикции.
По мнению В.Н. Головкина, оспариваемые положения ограничивают право на досрочное пенсионное обеспечение и вступают в противоречие со статьями 7, 19, 39 и 55 Конституции Российской Федерации, поскольку, допуская возможность суммирования периодов работы по Списку N 2 и периодов, указанных в других подпунктах пункта 2 оспариваемых Правил, в том числе периодов на работах в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, они не позволяют снизить общеустановленный пенсионный возраст пропорционально имеющемуся стажу на соответствующих видах работ, так как предусматривают возможность его снижения только - как указано в оспариваемом положении Правил - при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", т.е. при наличии требуемой для назначения досрочной пенсии продолжительности стажа (12 лет 6 месяцев).
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой (до 1 января 2015 года - трудовой) пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с работой с тяжелыми условиями труда, и при этом наделяет Правительство Российской Федерации полномочием по утверждению списков работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) и правил исчисления периодов работы (деятельности), с учетом которых трудовая пенсия по старости назначается досрочно (подпункт 2 пункта 1 и пункт 2 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"). С 1 января 2015 года аналогичные нормы закреплены в пункте 2 части 1 и части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Правительство Российской Федерации во исполнение предоставленного ему полномочия Постановлением от 11 июля 2002 года N 516 утвердило Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в которых пунктом 2 была предусмотрена возможность суммирования определенных периодов работ, в том числе с тяжелыми условиями труда, а в пункте 3 данных Правил был определен порядок и условия их суммирования.
Таким образом, перечисленные взаимосвязанные нормативные положения, предусматривающие льготу по снижению пенсионного возраста для лиц, занятых на определенных видах работ, направлены на реализацию права граждан на пенсионное обеспечение с учетом характера выполняемой работы и условий ее осуществления, а потому не могут расцениваться как ущемляющие конституционные права граждан, в том числе заявителя.
Разрешение же вопроса о распространении правила о снижении пенсионного возраста пропорционально имеющемуся стажу на соответствующих видах работ на граждан, у которых такой стаж, полученный в результате суммирования периодов работы, предусмотренной Списком N 2, с периодами отдельных видов работ, указанных в пункта 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, составляет менее половины требуемого стажа в соответствии с абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, установленной статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Головкина Владимира Николаевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 23 июля 2020 г. N 1838-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Головкина Владимира Николаевича на нарушение его конституционных прав подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" и абзацем третьим пункта 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)