Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации района
от 04.09.2020 N 1356
Порядок
оценки налоговых расходов Нижневартовского района
(далее - Порядок)
I. Общие положения
1.1. Порядок оценки налоговых расходов Нижневартовского района (далее - Порядок, район) определяет процедуру проведения оценки эффективности предоставляемых налоговых расходов Нижневартовского района (далее - налоговые расходы), правила формирования информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов, порядок обобщения результатов оценки эффективности налоговых расходов.
1.2. Понятия, используемые в настоящем Порядке, означают следующее:
налоговые расходы района (далее - налоговые расходы) - выпадающие доходы бюджета района, обусловленные налоговыми льготами, освобождениями и иными преференциями по налогам, предусмотренными в качестве мер поддержки в соответствии с целями муниципальных программ и (или) целями социально-экономической политики района, не относящимися к муниципальным программам;
кураторы налоговых расходов - структурные подразделения администрации района, ответственные в соответствии с полномочиями, установленными муниципальными правовыми актами, за достижение соответствующих налоговому расходу целей муниципальной программы и (или) целей социально-экономической политики района, не относящихся к муниципальным программам;
перечень налоговых расходов - документ, содержащий сведения о распределении налоговых расходов в соответствии с целями муниципальных программ, структурных элементов муниципальных программ и (или) целями социально-экономической политики района, не относящимися к муниципальным программам, а также о кураторах налоговых расходов;
ответственные исполнители - структурные подразделения администрации района, которых предлагается определить в качестве кураторов налоговых расходов в соответствии с проектом перечня налоговых расходов;
паспорт налогового расхода - документ, содержащий сведения о нормативных, фискальных и целевых характеристиках налогового расхода района, составляемый куратором налогового расхода;
фискальные характеристики налоговых расходов - сведения об объеме льгот, предоставленных плательщикам, о численности получателей льгот и об объеме налогов, задекларированных ими для уплаты в бюджет района;
целевые характеристики налогового расхода - сведения о целях предоставления, показателях (индикаторах) достижения целей предоставления льготы, а также иные характеристики, предусмотренные муниципальными правовыми актами района;
оценка объемов налоговых расходов - определение объемов выпадающих доходов бюджета района, обусловленных льготами, предоставленными плательщикам;
оценка эффективности налоговых расходов - комплекс мероприятий, позволяющих сделать вывод о целесообразности и результативности предоставления плательщикам льгот исходя из целевых характеристик налогового расхода района;
социальные налоговые расходы - целевая категория налоговых расходов, обусловленных необходимостью обеспечения социальной защиты (поддержки) населения;
стимулирующие налоговые расходы - целевая категория налоговых расходов, предполагающих стимулирование экономической активности субъектов предпринимательской деятельности и последующее увеличение доходов бюджета района.
1.3. Процедура оценки налоговых расходов предусматривает:
1) формирование перечня налоговых расходов;
2) распределение налоговых расходов по муниципальным программам, их структурным элементам и (или) целям социально-экономической политики района, не относящимся к муниципальным программам;
3) проведение оценки эффективности каждого налогового расхода района, включая оценку целесообразности и результативности;
4) формирование общего вывода об эффективности налоговых расходов и обоснованности применения льгот, обуславливающих данные налоговые расходы, а также рекомендаций о необходимости сохранения (уточнения, отмены) предоставленных плательщикам льгот.
1.4. Оценка налоговых расходов осуществляется ежегодно, по предоставленным налоговым льготам (налоговым расходам) по состоянию на 1 января текущего года и плановый период - до 1 октября текущего года.
1.5. Оценка налоговых расходов не осуществляется по льготам, отмененным на момент осуществления оценки налоговых расходов.
1.6. В целях проведения оценки эффективности налоговых расходов:
1.6.1. Департамент финансов администрации района (далее - финансовый орган):
а) формирует перечень налоговых расходов;
б) обеспечивает сбор и формирование информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов, необходимой для проведения их оценки;
в) осуществляет обобщение результатов оценки эффективности налоговых расходов, проводимой кураторами налоговых расходов.
1.6.2. Кураторы налоговых расходов:
а) формируют паспорта налоговых расходов района, содержащие информацию, предусмотренную приложением 1 к настоящему Порядку;
б) осуществляют оценку эффективности налоговых расходов в соответствии с требованиями, утвержденными настоящим Порядком, и направляют результаты такой оценки в финансовый орган.
1.6.3. Оценка эффективности налоговых расходов осуществляется в отношении налоговых льгот, пониженных ставок и иных преференций, установленных решениями Думы Нижневартовского района, включенных в перечень налоговых расходов.
II. Порядок проведения оценки эффективности налоговых расходов
2.1. В целях оценки эффективности налоговых расходов финансовый орган формирует и направляет кураторам налоговых расходов оценку объемов налоговых расходов за отчетный финансовый год, текущий финансовый год, очередной финансовый год и плановый период, а также информацию о значениях фискальных характеристик налоговых расходов на основании информации, предоставленной налоговым органом.
2.2. Оценка эффективности налоговых расходов осуществляется кураторами налоговых расходов отдельно по каждому виду налогового расхода.
2.3. В целях оценки налоговых расходов кураторы формируют паспорт налогового расхода, по форме согласно приложению 1 к Порядку, содержащий информацию о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налогового расхода.
2.4. Оценка эффективности налоговых расходов включает:
а) оценку целесообразности налоговых расходов;
б) оценку результативности налоговых расходов.
2.5. Критериями целесообразности налоговых расходов являются:
1) соответствие налоговых расходов целям муниципальных программ, структурных элементов муниципальных программ и (или) целям социально-экономической политики района, не относящимся к муниципальным программам;
2) востребованность плательщиками предоставленных налоговых льгот, которая характеризуется соотношением численности плательщиков, воспользовавшихся правом на льготы, и общей численности плательщиков за 5-летний период;
3) при необходимости кураторами налоговых расходов могут быть установлены иные критерии целесообразности предоставления льгот для плательщиков.
2.5.1. Оценка соответствия налоговых расходов муниципального образования целям муниципальных программ, структурных элементов муниципальных программ и (или) целям социально-экономической политики района, не относящимся к муниципальным программам.
Налоговый расход должен соответствовать минимум одной цели муниципальной программы, структурного элемента муниципальной программы и (или) цели социально-экономической политики района, не относящейся к муниципальным программам.
Один налоговый расход может соответствовать нескольким целям муниципальных программ, структурным элементам и (или) целям социально-экономической политики, не относящимся к муниципальным программам (такие цели могут носить разнородный характер). В этом случае при проведении оценки целесообразности налоговых расходов следует определить одну цель, которая в большей степени отражает цель предоставления налоговой льготы.
При оценке налоговых расходов следует учитывать, что налоговый расход должен оказывать прямое или косвенное влияние на достижение целей муниципальной программы, ее структурных элементов и (или) целей социально-экономической политики, не относящихся к муниципальным программам. Прямое влияние предполагает, что связь между налоговыми расходами и вышеуказанными целями должна быть понятной и однозначно воспринимаемой. Косвенное (опосредованное) влияние должно сопровождаться описанием обоснования взаимосвязи между налоговым расходом и вышеуказанными целями.
При оценке эффективности налогового расхода ключевым условием является соответствие налогового расхода целям муниципальной программы и (или) иным целям социально - экономической политики района.
2.5.2. Оценка востребованности плательщиками предоставленных налоговых льгот.
Востребованность плательщиками предоставленных налоговых льгот характеризуется соотношением численности плательщиков, воспользовавшихся правом на льготы, и общей численности плательщиков за 5-летний период.
При определении показателя востребованности численность плательщиков, воспользовавшихся правом на налоговые льготы, может быть соотнесена с количеством плательщиков, потенциально имеющих право на получение данной льготы. Если в результате проведенной оценки востребованность льготы составляет менее 1%, то такая льгота признается низко востребованной.
Плательщики, потенциально имеющие право на получение налоговой льготы, определяются на основании данных налогового органа, статистических данных и иных сведений. Кроме того, количество потенциальных плательщиков может быть расчетным показателем, в связи с чем куратору налогового расхода требуется отразить порядок расчета указанного показателя.
В случае если налоговая льгота действует менее 5 лет, то оценка ее востребованности проводится за фактический и прогнозный периоды действия льготы.
2.6. В случае несоответствия налоговых расходов хотя бы одному из критериев целесообразности, куратору налогового расхода района надлежит представить в финансовый орган предложения о сохранении (уточнении, отмене) льгот для плательщиков.
2.7. В качестве критерия результативности налогового расхода определяется один из показателей:
1) оценка вклада предусмотренных для плательщиков льгот в изменение значения показателя (индикатора) достижения целей муниципальной программы и (или) целей социально-экономической политики района, не относящихся к муниципальным программам;
2) оценка бюджетной эффективности налоговых расходов.
2.7.1. Оценка вклада предусмотренных для плательщиков льгот в изменение значения показателя (индикатора) достижения целей муниципальной программы и (или) целей социально-экономической политики района, не относящихся к муниципальным программам.
В качестве критерия результативности налогового расхода муниципального образования определяется не менее одного показателя (индикатора) достижения целей муниципальной программы и (или) целей социально-экономической политики района, не относящихся к муниципальным программам, либо иной показатель (индикатор), на значение которого оказывают влияние налоговые расходы.
Оценке подлежит вклад предусмотренных для плательщиков льгот в изменение значения показателя (индикатора) достижения целей муниципальной программы и (или) целей социально-экономической политики района, не относящихся к муниципальным программам, который рассчитывается как разница между значением указанного показателя (индикатора) с учетом льгот и значением указанного показателя (индикатора) без учета льгот.
Под показателем (индикатором) достижения целей муниципальных программ и (или) целей социально-экономической политики района, не относящихся к муниципальным программам, (далее - целевой показатель) понимается показатель, количественно характеризующий достижение цели (целей) муниципальной программы, ее структурных элементов и (или) социально-экономической политики района, не относящихся к муниципальным программам, которой (которым) соответствует налоговый расход и определенной (определенным) на этапе оценки целесообразности налогового расхода.
Целевой показатель должен отражать специфику налогового расхода.
В случае если налоговый расход не оказывает существенного влияния на изменение показателей, содержащихся в муниципальных программах и (или) в стратегии социально-экономического развития района, допускается использование показателя, предусмотренного муниципальной статистикой.
2.7.2. Оценка бюджетной эффективности налоговых расходов.
Оценка результативности налоговых расходов включает оценку бюджетной эффективности налоговых расходов.
В целях оценки бюджетной эффективности налоговых расходов осуществляется сравнительный анализ результативности предоставления льгот и результативности применения альтернативных механизмов достижения целей муниципальной программы и (или) целей социально-экономической политики района, не относящихся к муниципальным программам.
Сравнительный анализ включает сопоставление объемов расходов местного бюджета в случае применения альтернативных механизмов достижения целей муниципальной программы и (или) целей социально-экономической политики района, не относящихся к муниципальным программам, и объемов предоставленных льгот (расчет прироста показателя (индикатора) достижения целей муниципальной программы и (или) целей социально-экономической политики района, не относящихся к муниципальным программам, на 1 рубль налоговых расходов и на 1 рубль расходов местного бюджета для достижения того же показателя (индикатора) в случае применения альтернативных механизмов).
Сравнительный анализ результативности предоставления льгот и результативности применения альтернативных механизмов (возможности их объективного сравнения), оценку бюджетной эффективности рекомендуется проводить с применением одного из следующих подходов:
а) сопоставление объемов налогового расхода и расходов местного бюджета для достижения идентичного значения показателя (индикатора);
б) сопоставление значений показателя (индикатора) при условии идентичных объемов налогового расхода и расходов местного бюджета.
При сравнительном анализе следует также учитывать объем расходов организационного - административного характера (организация работы по предоставлению субсидий, администрирование, организация проведения конкурса или аукциона и иные). При этом объем указанных расходов должен быть обоснован и независим от объема налогов (налоговых расходов).
В качестве альтернативных механизмов достижения целей муниципальной программы и (или) социально - экономической политики района, не относящихся к муниципальным программам, могут учитываться субсидии, муниципальные гарантии иные формы непосредственной финансовой поддержки плательщиков за счет средств местного бюджета.
В случае если альтернативный механизм достижения целей муниципальной программы и (или) целей социально-экономической политики района не предусмотрен действующими на момент проведения оценки эффективности налогового расхода муниципальными правовыми актами, то в данном случае альтернативный механизм может рассматриваться как потенциальный инструмент регулирования, возможный к установлению на территории муниципального образования вместо льготы.
При определении альтернативных механизмов для налоговых расходов социальной целевой категории, в том числе при определении объема средств местного бюджета на их применение, целесообразно учитывать принцип адресности и (или) критерий нуждаемости:
Определение коэффициента бюджетной эффективности налоговых расходов, исключение встречных финансовых потоков в бюджете района.
Бюджетная эффективность налоговых расходов обеспечивается и признается положительной при выполнении одного из указанных показателей.
Коэффициент бюджетной эффективности налоговых расходов определяется как п
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.