Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 28 февраля 2020 г. N 3а-278/2020
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Каминского Э.С.,
при секретаре - помощнике судьи Гребневе П.Г.,
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Карпова К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Хайруллиной Фирдаус Нуриахметовны к Министерству культуры Республики Татарстан, Комитету Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия о признании недействующим пункта 29 Предмета охраны и требований к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения регионального значения города Казани, утвержденного приказом Министерства культуры Республики Татарстан от 13 марта 2017 года N 218од,
установил:
приказом Министерства культуры Республики Татарстан от 13 марта 2017 года N 218од утверждены Предмет охраны и требования к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения регионального значения города Казани (далее - Предмет охраны) (приложение N 2).
Указанный приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Татарстан 29 марта 2017 года за N 3862, опубликован с приложениями на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 29 марта 2017 года.
Данным нормативным актом в число исторически ценных градоформирующих объектов, являющихся предметом охраны исторического поселения города Казани, включено расположенное по адресу: Республика Татарстан, город Казань, улица Батурина, дом 12 (жилой дом, конец XIX века), здание, назначение: жилое, 2-этажное, общей площадью 134,5 квадратных метров, кадастровый номер 16:50:010321:38 (пункт 29).
Приказом Комитета Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия от 30 января 2020 года N 15-П внесены изменения в приказ Министерства культуры Республики Татарстан от 13 марта 2017 года N 218од, в том числе пункт 29 Предмета охраны изложен в новой редакции.
В графе "Местоположение объекта, предмет охраны и режим его использования" пункта 29 указано, что охраняется местоположение, объемно-пространственная композиция 2-этажного здания, его стилистические особенности решения фасадов, воспринимаемые с прилегающих улиц и Кремлевского холма, конфигурация крыши, высотные отметки по коньку и карнизам, историческая отделка фасадов, местоположение, форма, характер заполнения (рисунок) оконных и дверных проемов. Разрешается ремонт, реконструкция здания без изменения объемов и высотных отметок с сохранением внешнего облика здания, воссоздание ворот, балкона и печных труб, согласно историческим снимкам, замена окон и дверей с сохранением исторической расстекловки и рисунка.
Приказ от 30 января 2020 года N 15-П зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Татарстан 7 февраля 2020 года за N 6498, опубликован на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 7 февраля 2020 года.
Хайруллина Ф.Н., являющееся собственником вышеуказанного объекта недвижимости, обратилась в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании пункта 29 Предмета охраны недействующим, полагая его противоречащим Федеральному закону от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
По мнению административного истца, оспариваемый ею нормативный правовой акт не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку спорный объект недвижимости был включен административными ответчиками в число исторически ценных градоформирующих объектов произвольно, только по принципу его нахождения в границах исторического поселения города Казани. Оценка указанного здания на соответствие его требованиям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ, не проводилась.
В судебном заседании представитель Хайруллиной Ф.Н. - Вахидов Р.Р. административное исковое заявление поддержал.
Представители Министерства культуры Республики Татарстан Булатова Э.В., Комитета Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия Заделенова Д.В. административный иск не признали.
Хайруллин М.Г. с административным исковым заявлением согласился.
Выслушав представителей административного истца, административных ответчиков, заинтересованное лицо, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.
В соответствии с пунктом "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы охраны памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 76 Конституции Российской Федерации по указанным вопросам издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно подпункту 15 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, выявленных объектов культурного наследия, а также осуществления регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.
Специальным федеральным законом, регулирующим отношения в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, является Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 9 статьи 9.2 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относится, в том числе, утверждение перечня исторических поселений, имеющих особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации, предмета охраны исторического поселения регионального значения, границ территории исторического поселения регионального значения, требований к градостроительным регламентам в указанных границах.
Статьей 59 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ установлено, что предмет охраны исторического поселения включает в себя, в том числе, исторически ценные градоформирующие объекты - здания и сооружения, формирующие историческую застройку и объединенные, в том числе, масштабом, объемом, структурой, стилем, конструктивными материалами, цветовым решением и декоративными элементами (подпункт 1 пункта 2).
Объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия, объекты, составляющие предмет охраны исторического поселения, как сохранившиеся, так и утраченные, границы зон охраны объектов культурного наследия, границы территорий объектов культурного наследия, границы территории исторического поселения, точки (сектора) основных видовых раскрытий композиционно-видовых связей (панорам), составляющих предмет охраны исторического поселения, отображаются в историко-культурном опорном плане исторического поселения, составляемом на основе историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований (пункт 4).
Перечень исторических поселений регионального значения, предмет охраны исторического поселения регионального значения, границы территории исторического поселения регионального значения, требования к градостроительным регламентам в указанных границах утверждаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (пункт 7).
На основании пункта 4 части 2 статьи 4 Закона Республики Татарстан от 1 апреля 2005 года N 60-ЗРТ "Об объектах культурного наследия в Республике Татарстан" к полномочиям органа охраны объектов культурного наследия Республики Татарстан относится, кроме прочего, утверждение перечня исторических поселений, имеющих особое значение для истории и культуры Республики Татарстан, предмета охраны исторического поселения регионального значения, границ территории исторического поселения регионального значения, требований к градостроительным регламентам в указанных границах.
Согласно части 11 статьи 16 Закона Республики Татарстан от 1 апреля 2005 года N 60-ЗРТ предмет охраны исторического поселения регионального значения, границы территории исторического поселения регионального значения, требования к градостроительным регламентам в указанных границах утверждаются органом охраны объектов культурного наследия Республики Татарстан в порядке, установленном частями 3-10 настоящей статьи, то есть в порядке и при наличии документов, необходимых для принятия решения о включении населенного пункта или его части в перечень исторических поселений регионального значения.
Органом охраны объектов культурного наследия Республики Татарстан на момент принятия первоначальной редакции оспариваемого нормативного правового акта являлось Министерство культуры Республики Татарстан, что следует из пункта 1.1 Положения о данном министерстве, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 августа 2005 года N 409.
На основании Указа Президента Республики Татарстан от 28 июня 2018 года N УП-462 постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 июля 2018 года N 565 был образован Комитет Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия, являющийся исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан специальной компетенции, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в Республике Татарстан (пункт 1.1 Положения о Комитете).
Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят Министерством культуры Республики Татарстан и изменен Комитетом Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия в оспариваемой части в пределах предоставленных данным органам государственной власти вышеупомянутыми правовыми актами полномочий, с соблюдением порядка принятия данных нормативных правовых актов, введения их в действие, в том числе правил опубликования.
Обращаясь к доводам административного истца о том, что спорный объект недвижимости был включен административным ответчиком в число исторически ценных градоформирующих объектов необоснованно, без оценки его соответствия требованиям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ, Министерством культуры Республики Татарстан не проводилась, суд приходит к следующему.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26 марта 2015 года N 188 утвержден перечень исторических поселений регионального (республиканского) значения Республики Татарстан, куда включен город Казань (пункт 1).
Министерством культуры Республики Татарстан по собственной инициативе, до принятия этого нормативного правового акта, для выполнения работ по разработке проекта границ и режимов использования территории исторического поселения города Казани, с обществом с ограниченной ответственностью "Забир" был заключен государственный контракт N 174 от 29 июля 2013 года.
Последним во исполнение этого контракта на основе необходимых историко-архивных, историко-градостроительных, архивных исследований были подготовлены проекты границ и режимов территории исторического поселения города Казани, предмета его охраны.
Данные проекты и собранные при их подготовке материалы были предметом неоднократного обсуждения на заседаниях Научно-методического совета по вопросам государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия при Министерстве культуры Республики Татарстан, созданном приказом Министерства культуры Республики Татарстан от 8 августа 2011 года N 589, а также согласовывались с Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани.
Таким образом, вопреки доводам административного истца оспариваемый нормативный правовой акт был принят Министерством культуры Республики Татарстан в соответствии с положениями частей 3-10 статьи 16 Закона Республики Татарстан от 1 апреля 2005 года N 60-ЗРТ, включение в Предмета охраны спорного здания является обоснованным.
При указанных обстоятельствах суд не усматривает несоответствия Предмета охраны и требований к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения регионального значения города Казани, утвержденного приказом Министерства культуры Республики Татарстан от 13 марта 2017 года N 218од, в оспариваемой части нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу, а также нарушения прав административного истца.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
в удовлетворении административного искового заявления Хайруллиной Фирдаус Нуриахметовны к Министерству культуры Республики Татарстан, Комитету Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия о признании недействующим пункта 29 Предмета охраны и требований к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения регионального значения города Казани, утвержденного приказом Министерства культуры Республики Татарстан от 13 марта 2017 года N 218од, отказать.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан", а также на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции.
Судья |
Э.С. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 28 февраля 2020 г. N 3а-278/2020
Текст решения опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 14 сентября 2020 г., в журнале "Собрание законодательства Республики Татарстан", N 69, 15 сентября 2020 г.