Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению мэрии
муниципального образования
города Черкесска
от 01.09.2020 N 147-р
Методика
оценки эффективности налоговых расходов мэрии муниципального образования города Черкесска (далее - Методика)
I. Общие положения
1. Настоящая Методика разработана в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 N 796 "Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" и постановлением мэрии муниципального образования города Черкесска от 30.06.2020 N 196 "Об утверждении Правил формирования перечня налоговых расходов муниципального образования города Черкесска и оценки налоговых расходов муниципального образования города Черкесска".
2. Настоящая Методика определяет правила проведения оценки эффективности налоговых расходов муниципального образования города Черкесска в виде налоговых льгот, предусмотренных решениями Думы муниципального образования города Черкесска от 26.11.2014 N 94 "Об установлении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования города Черкесска" и от 31.03.2016 N 27 "Об установлении земельного налога на территории города Черкесска".
3. Перечень налоговых льгот (налоговых расходов) муниципального образования города Черкесска формируется в порядке, установленном мэрией муниципального образования города Черкесска, в разрезе муниципальных программ и их структурных элементов, а также направлений деятельности, не входящих в муниципальные программы, и включает указания на обусловливающие соответствующие налоговые расходы положения (статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) решений Думы муниципального образования города Черкесска.
Принадлежность налоговых льгот (налоговых расходов) муниципальным программам определяется исходя из соответствия целей указанных льгот (расходов) приоритетам и целям социально-экономического развития, определенным в соответствующих муниципальных программах.
Отдельные налоговые льготы (налоговые расходы) могут соответствовать нескольким целям социально-экономического развития, отнесенным к разным муниципальным программам. В этом случае они относятся к нераспределенным налоговым льготам (налоговым расходам).
Налоговые льготы (налоговые расходы), которые не соответствуют перечисленным выше критериям, относятся к непрограммным налоговым льготам (налоговым расходам).
4. Оценка эффективности налоговых льгот (налоговых расходов) муниципального образования города Черкесска осуществляется мэрией муниципального образования города Черкесска (далее - куратор):
по налоговым льготам (налоговым расходам), распределенным по муниципальной программе - ответственным исполнителем соответствующей муниципальной программы "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в городе Черкесске" (далее - ответственный исполнитель);
по нераспределенным и непрограммным налоговым льготам (налоговым расходам) - уполномоченное структурное подразделение мэрии муниципального образования города Черкесска.
Уполномоченным структурным подразделением, ответственным за проведение оценки эффективности налоговых расходов проекта Перечня налоговых расходов муниципального образования города Черкесска на период 2021 и плановый период 2022 - 2023 годов определить:
а) по пункту 1 отдел опеки и попечительства мэрии муниципального образования города Черкесска.
б) по пункту 4 отдел торгового бытового обслуживания населения и защиты прав потребителей мэрии муниципального образования города Черкесска.
в) по пункту 8 отдел здравоохранения мэрии муниципального образования города Черкесска.
5. Оценка эффективности налоговых расходов представляет комплекс мероприятий, позволяющий сделать вывод о целесообразности и результативности предоставления льгот плательщикам налогов исходя из целевых характеристик налоговых расходов.
6. Оценка эффективности налоговых расходов осуществляется по каждому налогу в разрезе категорий налогоплательщиков, которым предоставлены налоговые льготы в виде:
освобождения от уплаты налога (полное или частичное);
снижения налоговой ставки.
7. Результаты оценки эффективности налоговых расходов по местным налогам учитываются при формировании основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального образования города Черкесска на очередной финансовый год и плановый период, при проведении оценки эффективности муниципальных программ, а также для установления налоговых расходов и своевременного принятия мер по отмене или корректировке неэффективных налоговых расходов.
II. Порядок проведения оценки эффективности налоговых расходов
1. Общая схема процедуры оценки налоговых расходов включает в себя:
определение перечня налоговых расходов;
распределение налоговых расходов по муниципальным программам, их структурным элементам и (или) целям социально-экономической политики муниципального образования города Черкесска, не относящимся к муниципальным программам;
проведение оценки объема каждого налогового расхода;
проведение оценки эффективности каждого налогового расхода, включая оценку целесообразности и результативности;
формирование общего вывода об эффективности налоговых расходов и обоснованности применения льгот, обуславливающих данные налоговые расходы, а также рекомендаций о необходимости сохранения (уточнения, отмены) предоставленных плательщикам льгот.
Мэрия муниципального образования города Черкесска самостоятельно определяет целевую категорию соответствующего налогового расхода исходя из характера цели налогового расхода, а также категории плательщиков, воспользовавшихся налоговой льготой.
Общими требованиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 N 796 "Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" предусмотрены три целевые категории налоговых расходов:
1) социальные налоговые расходы муниципального образования - целевая категория налоговых расходов муниципального образования, обусловленных необходимостью обеспечения социальной защиты (поддержки) населения.
В эту категорию могут относиться только те налоговые расходы, которые напрямую способствуют снижению налоговой нагрузки населения, или направлены на создание благоприятных условий для оказания услуг в социальной сфере, повышения их качества и доступности.
2) стимулирующие налоговые расходы муниципального образования - целевая категория налоговых расходов муниципального образования, предполагающих стимулирование экономической активности субъектов предпринимательской деятельности и последующее увеличение доходов местного бюджета.
3) технические налоговые расходы муниципального образования - целевая категория налоговых расходов муниципального образования, предполагающих уменьшение расходов плательщиков, воспользовавшихся льготами, финансовое обеспечение которых осуществляется в полном объеме или частично за счет местного бюджета.
2. Оценка эффективности налоговых расходов включает:
оценку целесообразности налоговых расходов;
оценку результативности налоговых расходов.
2.1. Критериями целесообразности налоговых расходов являются:
а) соответствие налоговых расходов целям муниципальных программ и (или) целям социально-экономической политики муниципального образования города Черкесска, не относящимися к муниципальным программам;
б) востребованность плательщиками налогов предоставленных льгот, которая характеризуется соотношением плательщиков налогов, воспользовавшихся правом на льготы, и общей численностью плательщиков, за 5-летний период.
Налоговый расход муниципального образования должен соответствовать минимум одной цели муниципальной программы, структурного элемента муниципальной программы и (или) цели социально-экономической политики муниципального образования города Черкесска, не относящейся к муниципальным программам.
Один налоговый расход может соответствовать нескольким целям муниципальных программ, структурных элементов и (или) целям социально-экономической политики муниципального образования города Черкесска, не относящимся к муниципальным программам (такие цели могут носить разнородный характер). В этом случае при проведении оценки целесообразности налоговых расходов муниципального образования города Черкесска следует определить одну цель, которая в большей степени отражает цель предоставления налоговой льготы.
При проведении оценки соответствия налоговых расходов целям муниципальных программ и (или) иных документов, содержащих цели социально-экономической политики муниципального образования города Черкесска, необходимо учитывать, что проведение оценки обязательно даже в случае отсутствия в таких документах сведений о налоговых льготах, обуславливающих налоговые расходы.
Востребованность плательщиками предоставленных налоговых льгот характеризуется соотношением численности плательщиков, воспользовавшихся правом на льготы, и общей численности плательщиков, за 5-летний период.
Общее количество плательщиков определяется в соответствии с ежегодной налоговой отчетностью.
В случае, если налоговая льгота действует менее 5 лет, то оценка ее востребованности проводится за фактический и прогнозный периоды действия льготы, сумма которых составляет 5 лет.
Оценка целесообразности налоговых расходов характеризуется показателями, подтверждающими создание благоприятных условий развития социальной инфраструктуры и бизнеса, повышение социальной защищенности населения.
Налоговые льготы социально незащищенным категориям граждан признаются социально эффективными в случае, если сумма предоставляемых налоговых льгот составляет не более 10 процентов суммы начислений по соответствующему налогу.
При необходимости финансовым управлением могут быть установлены иные критерии целесообразности предоставления льгот для плательщиков.
В случае несоответствия налоговых расходов муниципального образования города Черкесска хотя бы одному из критериев целесообразности, мэрии муниципального образования города Черкесска необходимо подготовить предложения о сохранении (уточнении, отмене) налоговых льгот для плательщиков.
2.2. Оценка результативности налоговых расходов включает в себя:
оценку вклада налоговых льгот в достижение показателей результативности налоговых расходов;
оценку бюджетной эффективности налоговых расходов;
оценку совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов.
В качестве критерия результативности налогового расхода муниципального образования города Черкесска определяется как минимум один показатель (индикатор) достижения целей муниципальной программы и (или) целей социально-экономической политики муниципального образования города Черкесска, не относящихся к муниципальным программам, либо иной показатель (индикатор), на значение которого оказывают влияние налоговые расходы муниципального образования города Черкесска.
Оценке подлежит вклад предусмотренных для плательщиков льгот в изменение значения показателя (индикатора) достижения целей муниципальной программы и (или) целей социально-экономической политики округа Муром, не относящихся к муниципальным программам, который рассчитывается как разница между значением указанного показателя (индикатора) с учетом льгот и значением указанного показателя (индикатора) без учета льгот.
Под показателем (индикатором) достижения целей муниципальных программ и (или) целей социально-экономической политики муниципального образования города Черкесска, не относящихся к муниципальным программам, (далее - целевой показатель) понимается показатель, количественно характеризующий достижение цели (целей) муниципальной программы, ее структурных элементов и (или) социально-экономической политики муниципального образования города Черкесска, не относящихся к муниципальным программам, которой (которым) соответствует налоговый расход и определенной (определенным) на этапе оценки целесообразности налогового расхода.
Целевой показатель должен отражать специфику налогового расхода.
В случае если налоговый расход не оказывает существенного влияния на изменение показателей, содержащихся в муниципальных программах, допускается использование показателя, предусмотренного муниципальной статистикой.
Оценка результативности налоговых расходов муниципального образования города Черкесска включает оценку бюджетной эффективности налоговых расходов.
В целях оценки бюджетной эффективности налоговых расходов осуществляются сравнительный анализ результативности предоставления льгот и результативности применения альтернативных механизмов достижения целей муниципальной программы и (или) целей социально-экономической политики муниципального образования города Черкесска, не относящихся к муниципальным программам.
Сравнительный анализ включает сопоставление объемов расходов местного бюджета в случае применения альтернативных механизмов достижения целей муниципальной программы и (или) целей социально-экономической политики муниципального образования города Черкесска, не относящихся к муниципальным программам, и объемов предоставленных льгот (расчет прироста показателя (индикатора) достижения целей муниципальной программы и (или) целей социально-экономической политики муниципального образования города Черкесска, не относящихся к муниципальным программам, на 1 рубль налоговых расходов и на 1 рубль расходов местного бюджета для достижения того же показателя (индикатора) в случае применения альтернативных механизмов).
При сравнительном анализе результативности предоставления льгот и результативности применения альтернативных механизмов (возможности их объективного сравнения) оценка бюджетной эффективности проводится с применением одного из следующих подходов:
а) сопоставление объемов налогового расхода и расходов местного бюджета для достижения идентичного значения показателя (индикатора);
б) сопоставление значений показателя (индикатора) при условии идентичных объемов налогового расхода и расходов местного бюджета.
При проведении анализа необходимо учитывать объем расходов организационного-административного характера (организация работы по предоставлению субсидий, администрирование, организация проведения конкурса или аукциона и иные). При этом объем указанных расходов должен быть обоснован и не должен зависеть от объема налогов (налоговых расходов).
В качестве альтернативных механизмов достижения целей муниципальной программы и (или) целей социально-экономической политики муниципального образования города Черкесска, не относящихся к муниципальным программам, могут учитываться в том числе:
1) Субсидии или иные формы непосредственной финансовой поддержки плательщиков, имеющих право на льготы, за счет местного бюджета.
Альтернативным механизмом может быть предоставление средств из местного бюджета как в форме субсидий непосредственно плательщикам, имеющим право на льготы, так и через "агентов".
Кроме того, плательщикам, имеющим право на льготы, могут быть оказаны меры имущественной поддержки, способствующие снижению затрат организаций.
2) Предоставление муниципальных гарантий по обязательствам плательщиков, имеющих право на льготы.
При сравнении инструмента налоговых расходов с инструментом предоставления муниципальных гарантий необходимо учитывать не только планируемый объем муниципальных гарантий (условные обязательства), но и ожидаемый объем бюджетных ассигнований на их исполнение (прямые обязательства).
Сопоставительный расчет необходимо производить в одинаковых диапазонах периодов предоставления налоговых льгот и муниципальных гарантий.
3) Совершенствование нормативного регулирования и (или) порядка осуществления контрольно-надзорных функций в сфере деятельности плательщиков, имеющих право на льготы.
Альтернативный механизм может рассматриваться как потенциальный инструмент регулирования, возможный к установлению на территории муниципального образования города Черкесска вместо льготы и предполагает достижение целей муниципальных программ, их структурных элементов и целей социально-экономической политики муниципального образования города Черкесска не только посредством финансовой поддержки плательщиков, имеющих право на льготы, но посредством создания комфортных условий для ведения предпринимательской деятельности и получения муниципальных услуг.
При определении альтернативных механизмов для налоговых расходов муниципального образования города Черкесска социальной целевой категории, в том числе при определении объема средств местного бюджета на их применение, целесообразно учитывать принцип адресности и (или) критерий нуждаемости.
Одним из элементов оценки бюджетной эффективности налоговых расходов является оценка совокупного бюджетного эффекта. Совокупный бюджетный эффект рассчитывается исключительно по стимулирующим налоговым расходам, обусловленным льготами по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций, в том числе и в случае установления нормативов отчислений по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций в местные бюджеты. Расчет совокупного бюджетного эффекта на местном уровне обязательным не является.
По итогам оценки эффективности формируется вывод о необходимости сохранения, уточнения или отмене налоговых льгот, обуславливающих налоговые расходы.
В соответствии с пунктом 23 Правил формирования перечня налоговых расходов муниципального образования города Черкесска и оценки налоговых расходов муниципального образования города Черкесска утвержденное постановлением мэрии муниципального образования города Черкесска от 30.06.2020 N 196 названные структурные подразделения направляют в финансовое управление мэрии муниципального образования города Черкесска данные для формирования оценки эффективности налоговых расходов.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Мэрии муниципального образования г. Черкесска Карачаево-Черкесской Республики от 1 сентября 2020 г. N 147-р "Об... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.