Заключение Счетной палаты РФ от 13 августа 2020 г. N ЗСП-157/03/01
на проект федерального закона N 991147-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (о создании национальной системы прослеживаемости товаров)"
Досье на проект федерального закона
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 991147-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (о создании национальной системы прослеживаемости товаров)" (далее - законопроект) подготовлено в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и решением Совета Государственной Думы (протокол от 22 июля 2020 г. N 277).
Законопроектом, внесенным Правительством Российской Федерации, предусматривается создание национальной системы прослеживаемости товаров, предусмотренной Соглашением о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза (заключено в г. Нур-Султане 29 мая 2019 года, ратифицировано Федеральным законом от 2 декабря 2019 г. N 386-ФЗ "О ратификации Соглашения о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза").
Концепция законопроекта в целом может быть поддержана.
Вместе с тем необходимо отметить, что несоблюдение требований о прослеживаемости товаров как самим налогоплательщиком, так и его контрагентами может стать еще одним основанием для отказа в предоставлении налогового вычета, что, в свою очередь, может привести к росту числа налоговых споров, особенно на начальном этапе внедрения системы прослеживаемости товаров.
Кроме того, в соответствии со статьей 105.36 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции законопроекта) налогоплательщики будут обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации (по месту учета организации в качестве крупнейшего налогоплательщика), по месту жительства индивидуального предпринимателя соответственно документацию по операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости, совершенным в отчетном квартале, в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
При этом под документацией по операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости, понимается отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость, содержащая сведения об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости.
В соответствии с проектируемыми статьями 105.35 и 105.36 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики будут направлять уведомления об имеющихся остатках товаров, подлежащих прослеживаемости, и отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.
Вместе с тем операции с товарами, подлежащими прослеживаемости, могут осуществлять организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную или патентную системы налогообложения, которые в соответствии со статьями 346.11 и 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 Налогового кодекса Российской Федерации. Как следствие, у указанной группы налогоплательщиков - субъектов малого предпринимательства отсутствует обязанность по предоставлению информации в налоговые органы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. Установление такой обязанности при предоставлении информации по товарам, подлежащим прослеживаемости, повлечет возникновение дополнительных расходов у данной категории налогоплательщиков.
С точки зрения таможенного законодательства следует отметить, что в связи с тем, что система прослеживаемости товаров связана с отслеживанием движения товаров, в том числе импортированных на таможенную территорию Российской Федерации, полагаем целесообразным дополнить проектируемый пункт 8.9 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации еще одним основанием проведения проверки - выявлением несоответствий между сведениями, содержащимися в базе деклараций на товары, и сведениями, содержащимися в отчетах о товарах, подлежащих прослеживаемости.
Кроме того, в целях организации эффективной системы прослеживаемости товаров потребуется внести изменения и в иные нормативные акты таможенного регулирования.
Так, например, в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС), утвержденной решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. N 54, основной единицей, применяемой в ТН ВЭД ЕАЭС, является килограмм, а остальные единицы измерения, в том числе штуки, являются дополнительными единицами измерения, а также с учетом отсутствия определения понятия "сведения о количественном составе товара" в решении Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 257 декларация на товары может не содержать сведений о количественных единицах измерения товаров, предусмотренных системой прослеживаемости, в отношении определенных товаров, что, в свою очередь, может оказать отрицательное влияние на применение системы прослеживаемости.
Также отмечаем, что финансово-экономическое обоснование и иные материалы к законопроекту не содержат информации о расходах федерального бюджета, связанных с созданием и функционированием национальной системы прослеживаемости товаров, а также бюджетного эффекта от ее функционирования.
На основании изложенного законопроект может быть поддержан при условии его доработки ко второму чтению с учетом высказанных замечаний.
Исполняющая обязанности |
Г.С. Изотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.