Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 986175-7 "О внесении изменений в статью 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части освобождения от государственной пошлины)",
внесенному депутатами Государственной Думы А.Л. Красовым, В.А. Шамановым, В.М. Заварзиным и др.
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный проект федерального закона, Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Законопроектом предлагается дополнить пункт 3 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) новыми случаями, предусматривающими освобождение от уплаты государственной пошлины:
- за выдачу национального водительского удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) гражданам, прошедшим подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата, на основании удостоверений (свидетельств), подтверждающих получение гражданами соответствующей военно-учетной специальности и выдаваемых военными экзаменационными комиссиями в порядке, установленном Министерством обороны Российской Федерации;
- за выдачу национального водительского удостоверения категории "D" и подкатегории "D1" гражданам, проходящим военную службу по призыву.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" категория "D" - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя, автомобили категории "D", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов. Подкатегория "D1" - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя, автомобили подкатегории "D1", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов.
В настоящее время подпунктом 43.1 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса за выдачу национального водительского удостоверения предусмотрена уплата государственной пошлины в размере:
- 2 тыс. рублей для удостоверения, изготавливаемого из расходных материалов на пластиковой основе;
- 3 тыс. рублей - для удостоверения, изготавливаемого из расходных материалов на пластиковой основе нового поколения.
Также подпунктом 43 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса установлена государственная пошлина за выдачу удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) в размере:
- 500 рублей для удостоверения, изготавливаемого из расходных материалов на бумажной основе;
- 2 тыс. рублей для удостоверения, изготавливаемого из расходных материалов на пластиковой основе.
В соответствии со статьей 333.16 Кодекса государственная пошлина - сбор, взимаемый с физических лиц и организаций при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 "Государственная пошлина" Кодекса.
Таким образом, государственная пошлина уплачивается с целью возмещения уполномоченным органам расходов, понесенных ими при совершении юридически значимых действий в отношении обратившихся к ним лиц.
Рассматриваемый вид государственной пошлины на основании пункта 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации является налоговым доходом бюджетов муниципальных районов. В этой связи установление предложенного законопроектом освобождения приведет к сокращению налоговых поступлений в указанные бюджеты. При этом в материалах к законопроекту отсутствует расчет выпадающих доходов и не определены источники их компенсации.
Следует учитывать, что исходя из предлагаемой законопроектом редакции проектируемого подпункта 32 пункта 3 статьи 333.35 Кодекса освобождение от уплаты государственной пошлины за выдачу национального водительского удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) граждан, прошедших подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата, распространится как на проходящих военную службу граждан так и на лиц, проходивших ее ранее.
С целью сокращения объема недополученных бюджетами муниципальных районов налоговых доходов Комитет по бюджету и налогам полагает необходимым при подготовке законопроекта ко второму чтению обсудить вопрос о целесообразности распространения льготы на лиц, прошедших указанную подготовку до вступления в силу проектируемых положений, учитывая, что согласно пояснительной записки, представленной к законопроекту, освободить от уплаты государственной пошлины предлагается граждан, подлежащих призыву на военную службу, за выдачу им национального водительского удостоверения (удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), в том случае, если они получили по направлению военного комиссариата соответствующую военно-учетную специальность солдат (матросов) и сержантов (старшин), предполагающую управление транспортными средствами или самоходными машинами.
Принимая во внимание, что реализация предлагаемых изменений повлечет выпадающие доходы бюджетов муниципальных образований, а также учитывая, что согласно проектируемой статье 2 положения законопроекта должны вступить в силу со дня официального опубликования федерального закона, то есть могут вступить в силу в течение текущего финансового года, обращаем внимание на закрепленный в статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип самостоятельности бюджетов, который устанавливает недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти изменений законодательства о налогах и сборах, приводящих к снижению доходов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов.
Кроме того, положения законопроекта требуют юридико-технической правки, в частности, обращаем внимание, что действующая редакция пункта 3 статьи 333.35 Кодекса уже содержит подпункты 32 и 33.
К законопроекту поступило 19 положительных отзывов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. За принятие законопроекта высказалось 37 исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, против - 2.
Учитывая социальную значимость предлагаемых законопроектом мер Комитет поддерживает концепцию проекта федерального закона N 986175-7 "О внесении изменений в статью 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении указанный законопроект.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.