Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 984625-7 "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Венгрией о социальном обеспечении"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел проект федерального закона N 984625-7 "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Венгрией о социальном обеспечении" и отмечает следующее.
Договор между Российской Федерацией и Венгрией о социальном обеспечении (далее - Договор) подписан 30 октября 2019 года в городе Будапеште и регулирует отношения в сфере социального обеспечения и обязательного социального страхования.
В части, касающейся пенсионного обеспечения, Договор основан на пропорциональном принципе и предусматривает распределение финансовой ответственности Договаривающихся Сторон по предоставлению страхового обеспечения за пенсионные права, приобретенные (приобретаемые) на их территории.
Договор распространяется на лиц, являющихся гражданами Российской Федерации и Венгрии, проживающих на их территориях, а также членов их семей.
Предмет Договора составляют, для Российской Федерации: страховые пенсии по старости, страховые пенсии по инвалидности, страховые пенсии по случаю потери кормильца, накопительная пенсия и иные выплаты за счет средств пенсионных накоплений, социальные пенсии, а также пособие по временной нетрудоспособности, единовременное и ежемесячное пособия застрахованному в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, а также членам семьи в случае смерти застрахованного по указанным причинам.
Договором предусматривается, что определение права на пенсию и исчисление ее размера каждая Договаривающаяся Сторона осуществляет в соответствии со своим законодательством.
При этом Российской Стороной будет учитываться стаж, приобретенный на территории России и РСФСР. Стаж, приобретенный на территории других бывших республик СССР, учитываться не будет.
Вместе с тем в случаях, когда имеющегося страхового стажа недостаточно для приобретения права на пенсию, во внимание принимается страховой стаж, приобретенный в Венгрии, а также приобретенный на территории иных государств, с которым у Договаривающихся Сторон заключены международные договоры о социальном обеспечении.
Для Российской Федерации в случаях, если право на пенсию в связи с отсутствием требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента (далее - ИПК) не возникает, предусмотрено применение величины ИПК, равной 1 за один год "венгерского" стажа, а также за стаж в третьих государствах, при условии если у Российской Федерации заключен с ними международный договор о социальном обеспечении.
Размер пенсии исчисляется исходя из стажа на территории Российской Федерации и РСФСР. При этом если продолжительность указанного стажа менее требуемой продолжительности страхового стажа для определения права на страховую пенсию, размер фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом ее повышения и увеличения определяется пропорционально, исходя из имеющейся продолжительности "российского" стажа. Лицам, проживающим на территории Венгрии фиксированная выплата к страховой пенсии, а также валоризация пенсионных прав в денежном выражении не устанавливается.
Накопительная пенсия и иные выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также социальные пенсии будут назначаться и выплачиваться в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом социальные пенсии назначаются при условии неполучения пенсии по законодательству Венгрии. Учитывается денежное обеспечение, назначенное в Венгрии, и при установлении социальных (федеральной и региональной) доплат.
Выплату назначенной Российской Федерацией пенсии предусматривается осуществлять по выбору пенсионера на территории Российской Федерации либо переводить на территорию Венгрии, в том числе при переезде получателя пенсии на постоянное место жительства в третье государство.
В целом положения Договора, касающиеся пенсионного обеспечения, соответствуют сложившемуся подходу к осуществлению пенсионного обеспечения лиц, проживающих за пределами территории Российской Федерации и имеющих пенсионные права, приобретенные за границей, реализованному в Договоре между Российской Федерацией и Государством Израиль о сотрудничестве в области социального обеспечения от 6 июня 2016 года и в Договоре между Российской Федерацией и Республикой Сербией о социальном обеспечении от 19 декабря 2017 года.
Договором также предусмотрены пособия в связи с несчастным случаем на производстве и (или) профессиональным заболеванием, назначение и выплата которых осуществляется по законодательству той Договаривающейся стороны, где имел место несчастный случай или где в последний раз осуществлялась работа, которая могла вызвать профессиональное заболевание.
Согласно пояснительной записке к законопроекту, по данным Венгерской Стороны, численность граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Венгрии и получающих пенсии в соответствии с ее законодательством, составляет 600 человек. Численность граждан Венгрии, осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации, за которых работодатели уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, составляет более 360 человек.
При этом, исходя из финансово-экономического обоснования к законопроекту, финансирование расходов на выплату страховых пенсий гражданам Российской Федерации и Венгрии будет производиться в пределах общего объема расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, направляемых на выплату страховых пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, а расходы на обеспечение граждан Венгрии, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, - в пределах общего объема расходов бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации по данному виду обязательного социального страхования.
Комитет отмечает, что ратификация Договора отвечает интересам Российской Федерации и способствует восстановлению договорных отношений российско-венгерского сотрудничества по направлениям в области социального обеспечения.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует Государственной Думе ратифицировать Договор между Российской Федерацией и Венгрией о социальном обеспечении
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.