В соответствии со статьей 268.1 Бюджетного кодекса РФ и Устава Баксанского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики, - Совет местного самоуправления Баксанского муниципального района решил:
1. Утвердить Порядок осуществления внешнего муниципального финансового контроля на территории Баксанского муниципального района (прилагается).
2. Настоящее Решение разместить на официальном сайте местной администрации Баксанского муниципального района.
3. Решение вступает в силу на следующий день после дня его официального обнародования.
4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на заместителя Председателя Совета местного самоуправления Баксанского муниципального района Ахобекова А.Н.
Глава Баксанского муниципального района, Председатель Совета |
Р.К. Сабанов, |
Утвержден
Совета местного самоуправления
Баксанского муниципального района
от 24 июля 2020 г. N 38-4
Порядок
осуществления внешнего муниципального финансового контроля на территории Баксанского муниципального района
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок регламентирует порядок осуществления Контрольно-счетным органом Баксанского муниципального района по внешнему муниципальному финансовому контролю на территории Баксанского муниципального района (далее - муниципальное образование) и разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Уставом Баксанского муниципального района, Положением Контрольно-счетного органа Баксанского муниципального района КБР, утвержденного Советом местного самоуправления 18.01.2012 г. N 57-1 (далее - Положение КСО), стандартами внешнего финансового контроля, иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
1.2. При осуществлении внешнего финансового контроля применяются положения Бюджетного кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в сфере бюджетных правоотношений.
2. Предмет и цели внешнего муниципального финансового контроля
Предметом внешнего муниципального финансового контроля является процесс формирования и использования:
- средств бюджета муниципального образования;
- средств получаемых бюджетом муниципального образования из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- муниципальной собственности, в том числе имущества, переданного в оперативное управление и хозяйственное ведение;
- муниципальных внутренних и внешних заимствований;
- муниципальных долговых обязательств, включая (гарантии) муниципальный долг;
- муниципальных кредитов, предоставляемых муниципальным образованием.
Внешний муниципальный финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
3. Основные задачи внешнего муниципального контроля
Основными задачами внешнего муниципального финансового контроля являются:
а) контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения объектов внешнего муниципального финансового контроля;
б) контроль за разработкой, утверждением и исполнением бюджета муниципального образования;
в) контроль эффективного использования муниципальных средств и муниципального имущества;
г) контроль за предоставлением и использованием кредитных и заемных средств, привлеченных под гарантии муниципального образования, а также иных форм муниципальной поддержки;
д) контроль за состоянием муниципального внутреннего долга;
е) контроль за полнотой и своевременностью осуществления мер по устранению выявленных нарушений, выполнением решений, принятых органами местного самоуправления по результатам ревизий и проверок, подготовка предложений, направленных в целом на совершенствование бюджетного процесса и управления муниципальным имуществом.
4. Основные принципы внешнего муниципального финансового контроля
Основными принципами осуществления внешнего муниципального финансового контроля являются: законность, независимость, объективность, ответственность, гласность, системность.
4.1. Принцип законности предполагает законодательное обеспечение деятельности Контрольно-счетной палаты, необходимое для качественной реализации возложенных на нее задач.
Основами законодательного и нормативно-правового обеспечения деятельности Контрольно-счетной палаты являются Бюджетный Кодекс Российской Федерации и принятые в соответствии с ним федеральные законы, законы КБР и нормативные правовые акты муниципального образования Баксанский муниципальный район.
Принцип законности означает неуклонное и точное соблюдение норм и правил, установленных законодательством, правовыми актами органов местного самоуправления, всеми субъектами муниципального финансового контроля.
4.2. Принцип независимости предполагает формальную и фактическую независимость от органов, осуществляющих управление финансовыми материальными ресурсами, а также от проверяемых организаций, право самостоятельно определять предмет, объект, сроки и методы контроля и отклонять необоснованные запросы на проведение контроля со стороны других органов, политический нейтралитет и свободу от любого политического воздействия.
Воздействие, в какой либо форме на должностных лиц Контрольно-счетного органа в целях воспрепятствования осуществления ими должностных полномочий или оказание влияния на принимаемые ими решения не допускаются и влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и (или) законодательством Кабардино-Балкарской Республики.
4.3. Принцип объективности означает, что муниципальный финансовый контроль осуществляется с использованием официальных документальных данных и документированных в ходе контрольных мероприятий данных в установленном законодательством и правовыми актами органов местного самоуправления порядке, путем применения методов, обеспечивающих получение всесторонней и достоверной информации.
4.4. Принцип ответственности означает, что к правонарушителям бюджетного законодательства применяются меры правовой ответственности. Освобождение от правовой ответственности лица, совершившего финансовое правонарушение, допускается по основаниям, предусмотренным законом, и в порядке, установленном законом. Не допускается сокрытие нарушений.
Специалисты Контрольно-счетного органа несут ответственность за совершенные ими в области финансового контроля противоправные действия в соответствии с действующим законодательством.
4.5. Принцип гласности означает открытость и доступность для общества и средств массовой информации сведений о результатах контрольных (контрольно-ревизионных и экспертно-аналитических) мероприятий в рамках внешнего муниципального финансового контроля при условии сохранения государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны.
4.6. Принцип системности означает единство правовых основ контрольной деятельности, осуществляемой в рамках внешнего муниципального финансового контроля, организацию взаимодействия субъектов муниципального финансового контроля.
5. Объекты внешнего муниципального финансового контроля
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2.1 Объектами внешнего муниципального финансового контроля являются:
1) главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета муниципального образования, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета муниципального образования;
2) финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из бюджета муниципального образования;
3) муниципальные учреждения муниципального образования;
4) муниципальные унитарные предприятия муниципального образования;
5) хозяйственные товарищества и общества с участием муниципального образования муниципального образования в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах;
6) юридические лица (за исключением муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием муниципального образования в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), индивидуальные предприниматели, физические лица в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета города Абакана, договоров (соглашений) о предоставлении муниципальных гарантий;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Слова "из бюджета города Абакана" следует читать: "из бюджета Баксанского муниципального района"
7) кредитные организации, осуществляющие отдельные операции с бюджетными средствами, в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета муниципального образования.
8) Контрольно-счетная палата осуществляет контроль за использованием средств бюджета муниципального образования, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. Такой контроль осуществляется также в отношении главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты.
6. Формы осуществления контрольно-счетными органами внешнего муниципального финансового контроля
6.1. Внешний муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий.
6.2. Внешний финансовый контроль подразделяется на предварительный и последующий. Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджета. Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджета в целях установления законности его исполнения, достоверности учета и отчетности.
6.3. При проведении контрольного мероприятия контрольно-счетным органом составляется соответствующий акт (акты), который доводится до сведения руководителей проверяемых органов и организаций. На основании акта (актов) контрольно-счетным органом составляется отчет.
6.4. При проведении экспертно-аналитического мероприятия контрольно-счетным органом составляются отчет или заключение.
Экспертно-аналитические мероприятия проводятся по следующим направлениям:
- аудит эффективности, направленный на определение экономности и результативности использования бюджетных средств;
- экспертиза проектов решений о бюджете города, иных муниципальных нормативных правовых актов в сфере бюджетного законодательства, в том числе обоснованности показателей (параметров и характеристик) бюджетов;
- экспертиза муниципальных программ;
- анализ и мониторинг бюджетного процесса, в том числе подготовка предложений по устранению выявленных отклонений в бюджетном процессе и совершенствованию бюджетного законодательства;
- подготовка предложений по совершенствованию осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
- иные направления, предусмотренные действующими нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
7. Методы осуществления внешнего муниципального финансового контроля
7.1. Методами осуществления муниципального финансового контроля являются проверка, ревизия, обследование, санкционирование операций.
Под проверкой понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период.
Под ревизией понимается комплексная проверка деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бюджетной (бухгалтерской) отчетности. Результаты проверки, ревизии оформляются актом.
7.2. Проверки подразделяются на камеральные и выездные, в том числе встречные проверки.
Под камеральными проверками понимаются проверки, проводимые по месту нахождения органа муниципального финансового контроля на основании бюджетной (бухгалтерской) отчетности и иных документов, представленных по его запросу.
Под выездными проверками понимаются проверки, проводимые по месту нахождения объекта контроля, в ходе которых в том числе определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной (бухгалтерской) отчетности и первичных документов.
Под встречными проверками понимаются проверки, проводимые в рамках выездных и (или) камеральных проверок в целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля.
7.3. Под обследованием понимаются анализ и оценка состояния определенной сферы деятельности объекта контроля. Результаты обследования оформляются заключением.
7.4. Под санкционированием операций понимается совершение разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) на соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
8. Полномочия органов внешнего муниципального финансового контроля
8.1. Полномочиями контрольно-счётных органов по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля являются:
1) контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за соблюдением условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета;
2) контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета;
3) контроль в других сферах, установленных Федеральным законом от 15.04.2013 года N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", иными нормативными правовыми актами Кабардино-Балкарской Республики, Уставом Баксанского муниципального района, иными муниципальными нормативными правовыми актами, Положением о Контрольно-счетном органе Баксанского муниципального района.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Федерального закона N 41-ФЗ следует читать: "от 5 апреля 2013 г."
8.2. При осуществлении полномочий по внешнему муниципальному финансовому контролю контрольно-счётными органами:
1) проводятся проверки, ревизии, анализ, обследования, мониторинг в ходе осуществления ими в установленном порядке контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", другими законами РФ и КБР, иными нормативными правовыми актами Кабардино-Балкарской Республики, Уставом Баксанского муниципального района, иными муниципальными нормативными правовыми актами, Положением о Контрольно-счетном органе Баксанского муниципального района.
2) направляются объектам контроля представления, предписания;
3) направляются финансовым органам (органам управления государственными внебюджетными фондами) уведомления о применении бюджетных мер принуждения;
4) осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.
9. Организация проведения проверок, ревизий и обследований
9.1. При организации и проведении проверок (ревизий) в отношении объектов контроля, оформлении и реализации их результатов Контрольно-счетный орган Баксанского муниципального района руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, законами КБР, нормативно правовыми актами муниципального образования, Положением Контрольно-счетного органа стандартами внешнего финансового контроля.
Контрольно-счетный орган Баксанского муниципального района осуществляет свою деятельность в соответствии с планами, утвержденными контрольно-счётными органами.
9.2. Организация контрольного мероприятия включает следующие этапы:
- подготовительный;
- основной;
- заключительный.
Дата начала контрольного мероприятия определяется распорядительным актом (приказ, распоряжение) руководителя органа внешнего муниципального финансового контроля.
9.3. Сроком окончания контрольного мероприятия является дата утверждения отчета о его результатах, принимаемом в порядке, установленном в контрольно-счётном органе.
10. Подготовительный этап контрольного мероприятия
10.1. Предварительное изучение проводится посредством сбора информации для получения знаний о предмете и объектах контрольного мероприятия в объеме, достаточном для подготовки программы проведения контрольного мероприятия.
10.2. Если в процессе предварительного изучения предмета и объектов контрольного мероприятия выявлены обстоятельства, указывающие на нецелесообразность его проведения, определяющие необходимость изменения сроков проведения контрольного мероприятия или препятствующие его проведению, должностное лицо контрольно-счётного органа, ответственное за проведение контрольного мероприятия, вносит на рассмотрение в установленном в контрольно-счётном органе порядке соответствующие обоснованные предложения.
11. Проведение контрольного мероприятия
11.1. Проведение контрольного мероприятия заключается в осуществлении проверки на объектах, сборе и анализе фактических данных и информации для формирования доказательств в соответствии с целями контрольного мероприятия.
11.2. Доказательства представляют собой достаточные фактические данные и достоверную информацию, которые подтверждают наличие выявленных нарушений и недостатков в формировании и использовании средств и деятельности объектов контрольного мероприятия, а также обосновывают выводы и предложения (рекомендации) по результатам контрольного мероприятия.
11.3. В процессе формирования доказательств необходимо руководствоваться тем, что они должны быть достаточными, достоверными и относящимися к делу.
Доказательства являются достаточными, если их объем и содержание позволяют сделать обоснованные выводы в отчете о результатах проведенного контрольного мероприятия.
Доказательства являются достоверными, если они соответствуют фактическим данным и информации, полученной в ходе проведения контрольного мероприятия. При оценке достоверности доказательств следует исходить из того, что более надежными являются доказательства, собранные непосредственно инспекторами, полученные из внешних источников и представленные в форме документов.
Доказательства, используемые для подтверждения выводов, считаются относящимися к делу, если они имеют логическую связь с такими выводами.
11.4. Доказательства, получаемые на основе проверки и анализа фактических данных о предмете и деятельности объектов контрольного мероприятия, используются в виде документальных, материальных и аналитических доказательств.
Документальные доказательства получают на основе финансовой и иной документации на бумажных носителях или в электронном виде, представленной объектом контрольного мероприятия, вышестоящими и другими организациями, которая имеет непосредственное отношение к предмету контрольного мероприятия или деятельности данного объекта.
Материальные доказательства получают при непосредственной проверке каких-либо процессов или в результате наблюдений за событиями. Они могут быть оформлены в виде документов (актов, протоколов), докладных записок или представлены в фотографиях, схемах, картах или иных графических изображениях.
Аналитические доказательства являются результатом анализа фактических данных и информации о предмете или деятельности объекта контрольного мероприятия, которые получают как от самого объекта контрольного мероприятия, так и из других источников.
11.5. По полученным доказательствам и иным сведениям, полученным в ходе проведения контрольного мероприятия, соответствующим образом составляется Акт в 2-х экземплярах.
Акт является основой для подготовки отчета о результатах контрольного мероприятия.
В случае несогласия руководителя или иного уполномоченного должностного лица объекта контрольного мероприятия с фактами, изложенными в акте, акт подписывается с указанием на наличие замечаний.
11.6. В случаях возникновения в ходе контрольного мероприятия ситуаций, препятствующих выполнению программы контрольного мероприятия или требующих принятия конкретных мер по выявленным фактам нарушений, участники контрольного мероприятия могут оформлять соответствующие акты, в частности:
- акт по фактам создания препятствий ответственным должностным лицам органа муниципального финансового контроля в проведении контрольного мероприятия;
- акт по фактам выявленных на объекте контрольного мероприятия нарушений, требующих принятия незамедлительных мер по их устранению и безотлагательного пресечения противоправных действий;
- акт по факту опечатывания касс, кассовых или служебных помещений, складов и архивов на объекте контрольного мероприятия;
- акт изъятия документов объекта контрольного мероприятия.
12. Оформление результатов контрольного мероприятия
12.1. Контрольное мероприятие завершается подготовкой результатов, выводов и предложений (рекомендаций), которые оформляются в отчете и других документах, подготавливаемых по результатам проведенного контрольного мероприятия.
12.2. Результаты контрольного мероприятия подготавливаются по каждой установленной цели на основе анализа и обобщения доказательств, зафиксированных в материалах актов по результатам контрольного мероприятия на объектах и рабочей документации.
Результаты контрольного мероприятия должны содержать в обобщенном виде изложение фактов нарушений и недостатков в сфере предмета и в деятельности объектов контрольного мероприятия, а также проблем в формировании и использовании средств бюджета, выявленных в ходе проведения контрольного мероприятия.
12.3. На основе результатов контрольного мероприятия формируются выводы по каждой цели контрольного мероприятия, которые должны:
- содержать характеристику и значимость выявленных нарушений и недостатков в формировании и использовании средств в сфере предмета или деятельности объектов контрольного мероприятия;
- определять причины выявленных нарушений и недостатков и последствия, которые они влекут или могут повлечь за собой;
- указывать ответственных должностных лиц, к компетенции которых относятся выявленные нарушения и недостатки.
12.4. Отчет о результатах контрольного мероприятия имеет следующую структуру:
основание проведения контрольного мероприятия;
предмет контрольного мероприятия; перечень объектов контрольного мероприятия;
сроки проведения контрольного мероприятия;
цели контрольного мероприятия;
критерии оценки эффективности по каждой цели (при проведении аудита эффективности);
проверяемый период;
краткая характеристика сферы предмета и деятельности объектов контрольного мероприятия (в случае необходимости);
результаты контрольного мероприятия по каждой цели;
наличие пояснений или замечаний руководителей или иных уполномоченных должностных лиц объектов по результатам контрольного мероприятия;
выводы;
предложения (рекомендации);
приложения (по необходимости).
12.5. Если в ходе контрольного мероприятия на объектах составлялись акты по фактам создания препятствий в работе ответственных должностных лиц органа внешнего муниципального финансового контроля, акты по фактам выявленных нарушений в деятельности объектов, наносящих бюджету прямой непосредственный ущерб, и при этом руководству объектов контрольного мероприятия направлялись соответствующие предписания, то эту информацию следует отразить в отчете с указанием мер, принятых по устранению препятствий и нарушений, а также результатов их выполнения.
Если на данном объекте орган внешнего муниципального финансового контроля ранее проводил контрольное мероприятие, по результатам которого были выявлены нарушения и недостатки, в выводах необходимо отразить информацию о принятых мерах по их устранению, а также указать предложения (рекомендации), которые не были выполнены.
Если по результатам контрольного мероприятия необходимо направить органам местного самоуправления, руководителям объектов контрольного мероприятия представление, информационное письмо, а также обращение в правоохранительные органы, в отчете формулируются соответствующие предложения с указанием адресата.
12.6. В случае необходимости может подготавливаться отчет о промежуточных результатах контрольного мероприятия на основе анализа и обобщения материалов актов, оформленных по итогам проведения части контрольного мероприятия.
Подготовка и оформление отчета о промежуточных результатах контрольного мероприятия осуществляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми настоящим стандартом к окончательному отчету о результатах контрольного мероприятия.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту решения "Порядок осуществления внешнего муниципального финансового контроля на территории Баксанского муниципального района"
Принятие проекта не потребует дополнительных денежных расходов, осуществляемых за счет средств местного бюджета.
Перечень нормативных правовых актов, подлежащих изданию (корректировке)
Принятие проекта "Порядок осуществления внешнего муниципального финансового контроля на территории Баксанского муниципального района" не потребует принятия, отмены или изменения других муниципальных нормативных правовых актов Баксанского муниципального района.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Совета местного самоуправления Баксанского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики от 24 июля 2020 г. N 38-4 "Об утверждении порядка осуществления внешнего муниципального финансового контроля на территории Баксанского муниципального района"
Вступает в силу на следующий день после дня официального обнародования
Текст решения опубликован на официальном сайте Баксанского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики (www.ba.adm-kbr.ru)