Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. N 1477
"О лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности"
2 сентября 2021 г., 6 сентября 2022 г.
В соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности.
2. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников ее центрального аппарата и территориальных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Службе в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.
Председатель Правительства |
М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 16 сентября 2020 г. N 1477
Положение
о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности
2 сентября 2021 г., 6 сентября 2022 г.
См. Справку о Правилах лицензирования отдельных видов деятельности
Пункт 1 изменен с 1 марта 2022 г. - Постановление Правительства России от 2 сентября 2021 г. N 1473
1. Настоящее Положение устанавливает порядок лицензирования деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности (далее - экспертиза) и осуществления федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по проведению экспертизы промышленной безопасности (далее - лицензионный контроль).
2. Лицензирование деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - лицензирующий орган).
3. Лицензируемая деятельность предусматривает выполнение в соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" следующих работ (оказание услуг):
а) проведение экспертизы промышленной безопасности документации на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта;
б) проведение экспертизы промышленной безопасности документации на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если эта документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности;
в) проведение экспертизы промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
г) проведение экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений на опасном производственном объекте, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий;
д) проведение экспертизы промышленной безопасности декларации промышленной безопасности, разрабатываемой в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, или вновь разрабатываемой декларации промышленной безопасности;
е) проведение экспертизы промышленной безопасности обоснования безопасности опасного производственного объекта, а также изменений, вносимых в обоснование безопасности опасного производственного объекта.
4. Лицензионными требованиями к соискателю лицензии на осуществление лицензируемой деятельности являются:
а) наличие в штате соискателя лицензии как минимум 3 экспертов в области промышленной безопасности, которые соответствуют требованиям, установленным Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", для которых работа в этой организации является основной;
б) наличие зданий или нежилых помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, используемых при осуществлении лицензируемой деятельности, а также оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения в соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
5. Лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении лицензируемой деятельности являются:
а) наличие в штате лицензиата как минимум 3 экспертов в области промышленной безопасности, которые соответствуют требованиям, установленным Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", и для которых работа в этой организации является основной;
б) проведение экспертизы в соответствии с работами (услугами), указанными в лицензии, экспертами в области промышленной безопасности, соответствующими требованиям, установленным Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
в) проведение экспертизы и оформление результатов экспертизы в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области промышленной безопасности;
г) наличие зданий или нежилых помещений, принадлежащих лицензиату на праве собственности или на ином законном основании, используемых при осуществлении лицензируемой деятельности, а также оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения в соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Пункт 6 изменен с 15 сентября 2022 г. - Постановление Правительства России от 6 сентября 2022 г. N 1568
6. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган заявление, оформленное в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также следующие сведения:
а) реквизиты квалификационных удостоверений экспертов в области промышленной безопасности;
б) сведения о наличии у соискателя лицензии необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности и принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности зданий или нежилых помещений, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих зданиях или помещениях).
Пункт 7 изменен с 15 сентября 2022 г. - Постановление Правительства России от 6 сентября 2022 г. N 1568
7. При намерении лицензиата изменить адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности в заявлении о внесении изменений в реестр лицензий указывается новый адрес осуществления лицензируемого вида деятельности, а также представляются следующие сведения:
а) реквизиты квалификационных удостоверений экспертов в области промышленной безопасности;
б) сведения о наличии у лицензиата необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности и принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности зданий или нежилых помещений, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих зданиях или помещениях).
Пункт 8 изменен с 1 марта 2022 г. - Постановление Правительства России от 2 сентября 2021 г. N 1473
8. Выполнение в рамках лицензируемой деятельности работ (оказание услуг), указанных в пункте 3 настоящего Положения, по адресу расположения опасного производственного объекта заказчика, а также с использованием средств дистанционного взаимодействия экспертов в области промышленной безопасности и работников организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, не требует внесения изменений в реестр лицензий.
Пункт 9 изменен с 15 сентября 2022 г. - Постановление Правительства России от 6 сентября 2022 г. N 1568
9. При намерении лицензиата выполнять работы (оказывать услуги), составляющие лицензируемую деятельность, не указанные в лицензии, в заявлении о внесении изменений в реестр лицензий указываются наименования новых работ (услуг), а также представляются следующие сведения:
а) реквизиты квалификационных удостоверений экспертов в области промышленной безопасности;
б) сведения о наличии у лицензиата необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности и принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности зданий или нежилых помещений, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих зданиях или помещениях).
Положение дополнено пунктом 9.1 с 15 сентября 2022 г. - Постановление Правительства России от 6 сентября 2022 г. N 1568
9 1. Заявления о предоставлении лицензии, заявления о внесении изменений в реестр лицензий представляются в лицензирующий орган в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
Положение дополнено пунктом 9.2 с 15 сентября 2022 г. - Постановление Правительства России от 6 сентября 2022 г. N 1568
9 2. Решение о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), а также (в случаях, предусмотренных пунктами 7 и 9 настоящего Положения) решение о внесении изменений в реестр лицензий (об отказе во внесении изменений в реестр лицензий) принимается лицензирующим органом в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня приема заявления, указанного в абзаце первом пункта 6 настоящего Положения.
Пункт 10 изменен с 1 марта 2022 г. - Постановление Правительства России от 2 сентября 2021 г. N 1473
10. Грубым нарушением лицензионных требований является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а" - "в" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 10 статьи 19 2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
О понятии грубого нарушения в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности см. справку
Пункт 11 изменен с 15 сентября 2022 г. - Постановление Правительства России от 6 сентября 2022 г. N 1568
11. Представление соискателем лицензии заявления о предоставлении лицензии и сведений, необходимых для получения лицензии, их прием лицензирующим органом, принятие решений о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), о внесении изменений в реестр лицензий (об отказе во внесении изменений в реестр лицензий), приостановлении, возобновлении, прекращении действия лицензии и ее аннулировании, формирование и ведение лицензионного дела, ведение реестра лицензий и предоставление сведений, содержащихся в реестре лицензий, лицензионных делах соискателей лицензий и (или) лицензиатов, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", в форме электронных документов (пакета электронных документов).
Пункт 12 изменен с 15 сентября 2022 г. - Постановление Правительства России от 6 сентября 2022 г. N 1568
12. В отношении соискателя лицензии, лицензиата, представивших в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, заявление о внесении изменений в реестр лицензий, проводится оценка соответствия соискателя лицензии, лицензиата лицензионным требованиям в форме документарной и (или) выездной оценки в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Выездная оценка соответствия соискателя лицензии, лицензиата лицензионным требованиям проводится без фактического выезда работников лицензирующего органа по месту нахождения соискателя лицензии, лицензиата и (или) по месту осуществления лицензируемого вида деятельности посредством использования средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи, о чем в акте оценки делается соответствующая отметка, и подписание указанного акта оценки соискателем лицензии, или лицензиатом, или их уполномоченным лицом не требуется. Материалы оценки соответствия лицензионным требованиям, проведенной с использованием средств дистанционного взаимодействия, прилагаются к акту оценки.
При проведении выездной оценки соответствия соискателя лицензии, лицензиата лицензионным требованиям соискатель лицензии, лицензиат представляет в лицензирующий орган перечень оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности и принадлежащих соискателю лицензии, лицензиату на праве собственности или на ином законном основании.
Порядок использования средств дистанционного взаимодействия включает в себя:
а) указание соискателем лицензии (лицензиатом) в заявлении о предоставлении лицензии (заявлении о внесении изменений в реестр лицензий) сведений о наличии технической возможности использования средств дистанционного взаимодействия с возможностью идентификации соискателя лицензии (лицензиата) через федеральную государственную информационную систему "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", используемых при проведении выездной оценки с применением средств дистанционного взаимодействия;
б) принятие должностным лицом лицензирующего органа решения о проведении оценки соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям в форме выездной оценки с применением средств дистанционного взаимодействия;
в) извещение соискателя лицензии (лицензиата) о ведении фотосъемки и (или) видеозаписи при проведении оценки соответствия лицензионным требованиям в форме выездной оценки с применением средств дистанционного взаимодействия;
г) обеспечение сохранности информации, полученной посредством фотосъемки и (или) видеозаписи.
Пункт 13 изменен с 1 марта 2022 г. - Постановление Правительства России от 2 сентября 2021 г. N 1473
13. При проведении оценки соответствия соискателя лицензии, лицензиата лицензионным требованиям лицензирующий орган запрашивает необходимые для предоставления государственных услуг в области лицензирования сведения у органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо организаций, подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления, в порядке, установленном Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Пункт 14 изменен с 1 марта 2022 г. - Постановление Правительства России от 2 сентября 2021 г. N 1473
14. Лицензионный контроль осуществляется посредством проведения профилактических мероприятий, плановых контрольных (надзорных) мероприятий, внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в соответствии с Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
См. проверочные листы, используемые при осуществлении лицензионного контроля
Пункт 15 изменен с 1 марта 2022 г. - Постановление Правительства России от 2 сентября 2021 г. N 1473
15. Лицензионный контроль осуществляется лицензирующим органом.
Пункт 16 изменен с 1 марта 2022 г. - Постановление Правительства России от 2 сентября 2021 г. N 1473
16. Предметом лицензионного контроля является соблюдение лицензиатами лицензионных требований.
Объектом лицензионного контроля является деятельность лицензиатов по проведению экспертизы промышленной безопасности, включая работы (услуги), выполняемые лицензиатом в рамках лицензируемого вида деятельности.
Пункт 17 изменен с 1 марта 2022 г. - Постановление Правительства России от 2 сентября 2021 г. N 1473
17. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление лицензионного контроля, являются:
а) руководитель лицензирующего органа, его заместители;
б) руководители структурных подразделений центрального аппарата лицензирующего органа, их заместители, в ведении которых находятся вопросы лицензионного контроля;
в) федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" ведущей и старшей групп должностей в структурных подразделениях центрального аппарата лицензирующего органа, в ведении которых находятся вопросы лицензионного контроля;
г) руководители территориальных органов лицензирующего органа, их заместители;
д) начальники отделов и заместители начальников отделов территориальных органов лицензирующего органа, в ведении которых находятся вопросы лицензионного контроля;
е) федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" ведущей и старшей групп должностей в территориальных органах лицензирующего органа, в ведении которых находятся вопросы лицензионного контроля.
Пункт 18 изменен с 1 марта 2022 г. - Постановление Правительства России от 2 сентября 2021 г. N 1473
18. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:
а) руководитель лицензирующего органа, его заместители;
б) руководители территориальных органов лицензирующего органа, их заместители.
Пункт 19 изменен с 1 марта 2022 г. - Постановление Правительства России от 2 сентября 2021 г. N 1473
19. Должностные лица, осуществляющие лицензионный контроль, в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий пользуются правами, установленными частью 2 статьи 29 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Пункт 20 изменен с 1 марта 2022 г. - Постановление Правительства России от 2 сентября 2021 г. N 1473
20. При осуществлении лицензионного контроля применяется система оценки и управления рисками.
Положение дополнено пунктом 21 с 1 марта 2022 г. - Постановление Правительства России от 2 сентября 2021 г. N 1473
21. Лицензирующий орган при осуществлении лицензирования относит объекты лицензионного контроля в зависимости от вероятности наступления негативных событий и тяжести причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям к одной из следующих категорий риска:
а) высокий риск;
б) средний риск;
в) низкий риск.
Положение дополнено пунктом 22 с 1 марта 2022 г. - Постановление Правительства России от 2 сентября 2021 г. N 1473
22. К высокой категории риска относится деятельность лицензиатов по проведению экспертизы:
а) декларации промышленной безопасности, разрабатываемой в составе документации на техническое перевооружение (в случае если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта или вновь разрабатываемой декларации промышленной безопасности;
б) обоснования безопасности опасного производственного объекта, а также изменений, вносимых в обоснование безопасности опасного производственного объекта;
в) в отношении объектов экспертизы опасных производственных объектов I класса опасности.
Положение дополнено пунктом 23 с 1 марта 2022 г. - Постановление Правительства России от 2 сентября 2021 г. N 1473
23. К средней категории риска относится деятельность лицензиатов по проведению экспертизы в отношении объектов экспертизы опасных производственных объектов II класса опасности (за исключением объектов экспертизы, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 22 настоящего Положения).
Положение дополнено пунктом 24 с 1 марта 2022 г. - Постановление Правительства России от 2 сентября 2021 г. N 1473
24. К низкой категории риска относится деятельность лицензиатов по проведению экспертизы в отношении объектов экспертизы опасных производственных объектов III или IV классов опасности (за исключением объектов экспертизы, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 22 настоящего Положения).
Положение дополнено пунктом 25 с 1 марта 2022 г. - Постановление Правительства России от 2 сентября 2021 г. N 1473
25. Лицензирующий орган ведет учет объектов лицензионного контроля посредством ведения перечня в информационной системе лицензирующего органа (далее - перечень).
Положение дополнено пунктом 26 с 1 марта 2022 г. - Постановление Правительства России от 2 сентября 2021 г. N 1473
26. Включение в перечень осуществляется на основании решений руководителей территориальных органов лицензирующего органа об отнесении объектов лицензионного контроля к соответствующим категориям риска.
Положение дополнено пунктом 27 с 1 марта 2022 г. - Постановление Правительства России от 2 сентября 2021 г. N 1473
27. Перечень содержит следующую информацию:
а) полное наименование лицензиата;
б) основной государственный регистрационный номер;
в) индивидуальный номер налогоплательщика;
г) место нахождения лицензиата;
д) место осуществления деятельности лицензиата;
е) реквизиты решения о присвоении категории риска, указание на категорию риска, а также сведения, на основании которых было принято решение об отнесении объекта лицензионного контроля к категории риска;
ж) виды работ (услуг), выполняемых в рамках лицензируемого вида деятельности.
Положение дополнено пунктом 28 с 1 марта 2022 г. - Постановление Правительства России от 2 сентября 2021 г. N 1473
28. Организация, проведение и оформление результатов контрольных (надзорных) мероприятий осуществляются в соответствии с требованиями Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Положение дополнено пунктом 29 с 1 марта 2022 г. - Постановление Правительства России от 2 сентября 2021 г. N 1473
29. Основания для проведения контрольных (надзорных) мероприятий определены частью 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Положение дополнено пунктом 30 с 1 марта 2022 г. - Постановление Правительства России от 2 сентября 2021 г. N 1473
30. При осуществлении лицензионного контроля проводятся следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий:
а) выездная проверка;
б) документарная проверка.
Положение дополнено пунктом 31 с 1 марта 2022 г. - Постановление Правительства России от 2 сентября 2021 г. N 1473
31. Виды плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении лицензиатов в зависимости от присвоенной им категории риска осуществляются со следующей периодичностью:
а) для категории высокого риска проводится выездная проверка 1 раз в течение 2 лет;
б) для категории среднего риска проводится документарная проверка 1 раз в течение 3 лет.
Положение дополнено пунктом 32 с 1 марта 2022 г. - Постановление Правительства России от 2 сентября 2021 г. N 1473
32. Для категории низкого риска плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
Положение дополнено пунктом 33 с 1 марта 2022 г. - Постановление Правительства России от 2 сентября 2021 г. N 1473
33. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры.
Положение дополнено пунктом 34 с 1 марта 2022 г. - Постановление Правительства России от 2 сентября 2021 г. N 1473
34. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) истребование документов.
Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней.
Положение дополнено пунктом 35 с 1 марта 2022 г. - Постановление Правительства России от 2 сентября 2021 г. N 1473
35. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) получение письменных объяснений;
б) истребование документов.
Положение дополнено пунктом 36 с 1 марта 2022 г. - Постановление Правительства России от 2 сентября 2021 г. N 1473
36. При проведении выездных и документарных проверок должностными лицами, уполномоченными на проведение проверки, для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств.
Решение об использовании фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушения обязательных требований принимается должностными лицами, уполномоченными на проведение проверки.
При осуществлении видеозаписи при проведении проверки фиксируются дата, время и место ее проведения, а также характеристика выявленных нарушений.
Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для доказательств нарушений обязательных требований, прикладываются к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
Положение дополнено пунктом 37 с 1 марта 2022 г. - Постановление Правительства России от 2 сентября 2021 г. N 1473
37. При осуществлении лицензионного контроля могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережений;
г) консультирование;
д) профилактический визит.
Положение дополнено пунктом 38 с 1 марта 2022 г. - Постановление Правительства России от 2 сентября 2021 г. N 1473
38. Информирование по вопросу лицензионного контроля осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Положение дополнено пунктом 39 с 1 марта 2022 г. - Постановление Правительства России от 2 сентября 2021 г. N 1473
39. Доклад по итогам обобщения правоприменительной практики по осуществлению лицензионного контроля готовится 1 раз в год, утверждается приказом руководителя лицензирующего органа до 1 марта года, следующего за отчетным, и размещается на официальном сайте лицензирующего органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") до 1 апреля года, следующего за отчетным.
Положение дополнено пунктом 40 с 1 марта 2022 г. - Постановление Правительства России от 2 сентября 2021 г. N 1473
40. Профилактический визит (обязательный профилактический визит) проводится в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Положение дополнено пунктом 41 с 1 марта 2022 г. - Постановление Правительства России от 2 сентября 2021 г. N 1473
41. Обязательный профилактический визит проводится в отношении лицензиатов, приступающих к осуществлению деятельности по проведению экспертизы, а также в отношении объектов лицензионного контроля, отнесенных к категории высокого риска.
В ходе обязательного профилактического визита лицензиат информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности, основаниях и рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах и содержании контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объектов лицензионного контроля различных категорий риска.
В ходе обязательного профилактического визита должностным лицом лицензирующего органа может осуществляться консультирование лицензиата в порядке, установленном статьей 50 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Положение дополнено пунктом 42 с 1 марта 2022 г. - Постановление Правительства России от 2 сентября 2021 г. N 1473
42. Лицензиат должен быть уведомлен о проведении обязательного профилактического визита не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения. Срок проведения обязательного профилактического визита не может превышать 1 рабочий день.
Положение дополнено пунктом 43 с 1 марта 2022 г. - Постановление Правительства России от 2 сентября 2021 г. N 1473
43. Лицензиат вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом лицензирующий орган не позднее чем за 3 рабочих дня до даты его проведения.
Положение дополнено пунктом 44 с 1 марта 2022 г. - Постановление Правительства России от 2 сентября 2021 г. N 1473
44. Лицензирующий орган предлагает проведение профилактического визита не позднее чем в течение 1 года со дня начала деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности.
Положение дополнено пунктом 45 с 1 марта 2022 г. - Постановление Правительства России от 2 сентября 2021 г. N 1473
45. В случае наличия у лицензирующего органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, лицензирующий орган (территориальный орган лицензирующего органа) объявляет лицензиату предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Положение дополнено пунктом 46 с 1 марта 2022 г. - Постановление Правительства России от 2 сентября 2021 г. N 1473
46. Лицензиатом по результатам рассмотрения предостережения могут быть поданы в лицензирующий орган возражения, в которых указываются:
а) наименование лицензиата;
б) идентификационный номер налогоплательщика-лицензиата;
в) дата и номер предостережения, направленного в адрес лицензиата;
г) обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) лицензиата, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
Положение дополнено пунктом 47 с 1 марта 2022 г. - Постановление Правительства России от 2 сентября 2021 г. N 1473
47. Возражения направляются лицензиатом в бумажном виде почтовым отправлением в лицензирующий орган либо в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью лица, уполномоченного действовать от имени юридического лица, на указанный в предостережении адрес электронной почты либо иными указанными в предостережении способами.
Положение дополнено пунктом 48 с 1 марта 2022 г. - Постановление Правительства России от 2 сентября 2021 г. N 1473
48. Лицензирующий орган рассматривает возражения и по итогам рассмотрения направляет ответ лицензиату в течение 20 рабочих дней со дня получения возражений.
Положение дополнено пунктом 49 с 1 марта 2022 г. - Постановление Правительства России от 2 сентября 2021 г. N 1473
49. Должностные лица лицензирующего органа по обращениям лицензиатов осуществляют консультирование (дают разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением лицензионного контроля).
Положение дополнено пунктом 50 с 1 марта 2022 г. - Постановление Правительства России от 2 сентября 2021 г. N 1473
50. Консультирование может осуществляться должностным лицом лицензирующего органа по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
Положение дополнено пунктом 51 с 1 марта 2022 г. - Постановление Правительства России от 2 сентября 2021 г. N 1473
51. Консультирование по телефону или посредством видео-конференц-связи осуществляется не реже 1 раза в месяц в соответствии с планом-графиком, утверждаемым руководителем территориального органа лицензирующего органа и размещаемым на его официальном сайте в сети "Интернет".
Положение дополнено пунктом 52 с 1 марта 2022 г. - Постановление Правительства России от 2 сентября 2021 г. N 1473
52. План-график, указанный в пункте 51 настоящего Положения, должен содержать:
а) дату и время проведения консультирования;
б) номер телефона и (или) указание на специальный сервис видео-конференц-связи;
в) фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, проводящего консультирование.
Положение дополнено пунктом 53 с 1 марта 2022 г. - Постановление Правительства России от 2 сентября 2021 г. N 1473
53. Консультирование, включая письменное консультирование, осуществляется по следующим вопросам:
а) разъяснение положений нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках лицензионного контроля;
б) порядок обжалования действий или бездействия должностных лиц лицензирующего органа.
Положение дополнено пунктом 54 с 1 марта 2022 г. - Постановление Правительства России от 2 сентября 2021 г. N 1473
54. В случае поступления 10 однотипных вопросов в рамках организации и проведения консультирования на официальном сайте территориального органа лицензирующего органа в сети "Интернет" размещается соответствующее письменное разъяснение.
Положение дополнено пунктом 55 с 1 марта 2022 г. - Постановление Правительства России от 2 сентября 2021 г. N 1473
55. Действия (бездействие) должностных лиц лицензирующего органа и его территориальных органов и решения, принятые ими в ходе осуществления лицензионного контроля, могут быть обжалованы в досудебном порядке в соответствии с положениями Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Положение дополнено пунктом 56 с 1 марта 2022 г. - Постановление Правительства России от 2 сентября 2021 г. N 1473
56. Жалоба на решения и действия (бездействие) должностных лиц территориального органа лицензирующего органа рассматривается руководителем, заместителем руководителя территориального органа.
Жалоба на решения и действия (бездействие) заместителя руководителя территориального органа лицензирующего органа рассматривается уполномоченным заместителем руководителя лицензирующего органа.
Жалоба на решения и действия (бездействие) руководителя территориального органа лицензирующего органа рассматривается руководителем лицензирующего органа или уполномоченным заместителем руководителя.
Жалоба на решения и действия (бездействие) заместителей руководителя лицензирующего органа и иных должностных лиц центрального аппарата лицензирующего органа рассматривается руководителем лицензирующего органа.
Положение дополнено пунктом 57 с 1 марта 2022 г. - Постановление Правительства России от 2 сентября 2021 г. N 1473
57. Основа системы оценки результативности и эффективности осуществления федерального государственного надзора определяется статьей 30 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Положение дополнено пунктом 58 с 1 марта 2022 г. - Постановление Правительства России от 2 сентября 2021 г. N 1473
58. Ключевыми показателями эффективности и результативности осуществления федерального государственного надзора являются показатели, определенные подпунктами "а" - "в" пункта 2 Правил определения количественных значений показателей эффективности реализации государственной политики в области промышленной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2019 г. N 822 "О порядке определения количественных значений показателей эффективности реализации государственной политики в области промышленной безопасности".
Правительство РФ обновило порядок лицензирования деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности. Уточнены лицензионные требования и содержание выполняемых процедур.
Прежний порядок от 2012 г. был признан утратившим силу в рамках механизма "регуляторной гильотины".
Постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.
Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. N 1477 "О лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности"
Вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 21 сентября 2020 г. N 0001202009210016, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 39 ст. 6054
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 6 сентября 2022 г. N 1568
Изменения вступают в силу с 15 сентября 2022 г.
Постановление Правительства РФ от 2 сентября 2021 г. N 1473
Изменения вступают в силу с 1 марта 2022 г.