Письмо Минфина России от 21 августа 2020 г. N 02-05-10/73494
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение и сообщает следующее.
Порядок отражения в бюджетном учете органов государственной власти операций по формированию сумм резервов предстоящих расходов и по начислению расходов за счет сформированных резервов предусмотрен пунктами 124.1 и 124.2 Инструкции по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. N 162н, и пунктом 302.1 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее - Инструкция N 157н).
С 1 января 2020 года вступил в силу Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах", утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 мая 2018 г. N 124н (далее - СГС "Резервы"). Методические рекомендации по применению указанного стандарта доведены до главных распорядителей средств федерального бюджета, финансовых органов субъектов Российской Федерации и органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации письмом Министерства финансов Российской Федерации от 5 августа 2019 г. N 02-07-07/58716.
Исходя из положений пункта 12 СГС "Резервы", резерв по претензиям, искам, предъявленным к публично-правовому образованию и удовлетворяемым за счет соответствующей казны, признается в бухгалтерском учете в случае претензионного (досудебного) урегулирования предъявленных требований и (или) при наличии оснований для обжалования судебного акта.
Следует отметить, что в соответствии с пунктом 302.1 Инструкции N 157 порядок формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т.д.), а также детализация счета 401 60 "Резервы предстоящих расходов" по субсчетам осуществляется учреждением самостоятельно и закрепляется в учетной политике.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названной Инструкции следует читать как "157н"
Принимая во внимание вышеизложенное, в случае если кредиторская задолженность по коммунальным услугам не отражена в бухгалтерском (бюджетном) учете казенного учреждения и не предполагается досудебное урегулирование предъявленных требований, а также отсутствует основание для обжалования судебного акта, резерв по исполнению решения суда в отношении оплаты основного долга (по коммунальным услугам) перед юридическим лицом не формируется. В этом случае признается обязательство по судебному акту (исполнительному документу).
Порядок применения видов расходов классификации расходов бюджетов утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июня 2019 г. N 85н "О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения" (далее - Порядок N 85н).
Единые правила применения кодов классификации операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ) для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности установлены Порядком применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 ноября 2017 г. N 209н (далее - Порядок N 209н).
Согласно пункту 7 Порядка N 209н отражение операций по исполнению судебных актов в части неисполненных обязательств (кредиторской задолженности), в частности, по выплате пенсий, пособий, оплате труда персонала, а также по оплате кредиторской задолженности по договорам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд подлежат отражению по соответствующим группам, статьям и подстатьям КОСГУ.
Согласно положениям Порядка N 85н, Порядка N 209н расходы:
по оплате кредиторской задолженности по потребленным коммунальным услугам, в том числе на основании решения суда, следует отражать по виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" классификации расходов бюджетов, увязанному в целях бюджетного (бухгалтерского) учета с подстатьей 223 "Коммунальные услуги" КОСГУ;
по возмещению истцу сумм оплаты государственной пошлины - по виду расходов 831 "Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению причиненного вреда" классификации расходов бюджетов, увязанному в целях бюджетного (бухгалтерского) учета с подстатьей 297 "Иные выплаты текущего характера организациям" КОСГУ.
И.о. директора Департамента |
С.С. Бычков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Если кредиторская задолженность по коммунальным услугам не отражена в бухгалтерском (бюджетном) учете казенного учреждения и не предполагается досудебное урегулирование предъявленных требований, а также отсутствует основание для обжалования судебного акта, резерв по исполнению решения суда в отношении оплаты основного долга (по коммунальным услугам) перед юрлицом не формируется. В этом случае признается обязательство по судебному акту (исполнительному документу).
Разъяснено, как отражаются расходы:
- по оплате кредиторской задолженности по потребленным коммунальным услугам, в том числе на основании решения суда;
- по возмещению истцу госпошлины.
Письмо Минфина России от 21 августа 2020 г. N 02-05-10/73494
Текст письма опубликован не был