Письмо Минфина России от 7 сентября 2020 г. N 02-09-09/78453
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент), рассмотрев обращение, сообщает.
В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения приказов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
При этом Бюджетным кодексом Российской Федерации не предусмотрено полномочие Министерства финансов Российской Федерации давать разъяснения по вопросам применения законодательства в сфере государственного (муниципального) финансового контроля.
Позиция аналогичного характера имеется в части отсутствия у Министерства финансов Российской Федерации полномочий по разъяснению иных нормативных правовых актов в установленной сфере.
Вместе с тем правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона N 59-ФЗ обращением гражданина являются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
Учитывая, что обращение не содержит предложений, заявлений или жалоб, не представляется возможным обеспечить его рассмотрение в порядке, установленном данным Федеральным законом.
Кроме того, Департамент сообщает, что, учитывая особенности организационной структуры органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, для формирования всесторонней и обоснованной позиции Минфина России на поступающие обращения необходимой является информация об органе внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и (или) объекте контроля (в том числе его организационной правовой форме), в отношении которого проводятся контрольные мероприятия и оформляются результаты контрольных мероприятий.
Таким образом, для получения в установленном порядке позиции Министерства финансов Российской Федерации по вопросам, решение которых входит в компетенцию Министерства финансов Российской Федерации, необходимо оформить соответствующий документ согласно правилам делопроизводства, на бланке учреждения с установленным составом реквизитов, включая подпись должностного лица и регистрационный номер документа.
Вместе с тем считаем возможным отметить следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации Федеральное казначейство проводит анализ исполнения бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) в соответствии с порядком, установленным Министерством финансов Российской Федерации.
Порядок проведения Федеральным казначейством анализа исполнения бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций), утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2019 N 263н (далее соответственно - Порядок, Анализ).
В соответствии с пунктом 1.4. Порядка задачами Анализа являются:
выявление и обобщение лучших практик осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля;
выявление типовых недостатков, системных проблем при осуществлении органами контроля бюджетных полномочий, в том числе требующих изменения действующего законодательства в части осуществления государственного (муниципального) финансового контроля;
установление причин и условий, способствовавших выявленным нарушениям и недостаткам по исполнению органами контроля бюджетных полномочий;
формирование и направление в Министерство финансов Российской Федерации предложений по совершенствованию методического обеспечения деятельности по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, а также информации и документов органов контроля, необходимых для совершенствования методического обеспечения деятельности по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Согласно пунктам 6.4 и 6.5 Порядка уполномоченным структурным подразделением центрального аппарата Федерального казначейства подготавливается доклад о результатах проведения Анализа, который подписывается руководителем Федерального казначейства и направляется в Министерство финансов Российской Федерации не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.
По вопросу нарушения органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля положений законодательства Российской Федерации сообщаем, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О Прокуратуре Российской Федерации" надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляет Прокуратура Российской Федерации.
Заместитель директора Департамента |
С.С. Бычков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин разъяснил, как Федеральное казначейство проводит анализ исполнения бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти регионов (органами местных администраций).
По вопросу нарушения органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля законодательства нужно обращаться в прокуратуру.
Письмо Минфина России от 7 сентября 2020 г. N 02-09-09/78453
Текст письма опубликован не был