Письмо Минфина России от 4 сентября 2020 г. N 02-09-09/77981
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент), рассмотрев обращение, сообщает.
В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения приказов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
При этом Бюджетным кодексом Российской Федерации не предусмотрено полномочие Министерства финансов Российской Федерации давать разъяснения по вопросам применения законодательства в сфере государственного (муниципального) финансового контроля.
Позиция аналогичного характера имеется в части отсутствия у Министерства финансов Российской Федерации полномочий по разъяснению иных нормативных правовых актов в установленной сфере.
Вместе с тем правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона N 59-ФЗ обращением гражданина являются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
Учитывая, что обращение не содержит предложений, заявлений или жалоб, не представляется возможным обеспечить его рассмотрение в порядке, установленном данным Федеральным законом.
Кроме того, Департамент сообщает, что, учитывая особенности организационной структуры органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, для формирования всесторонней и обоснованной позиции Минфина России на поступающие обращения необходимой является информация об органе внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и (или) объекте контроля (в том числе его организационной правовой форме), в отношении которого проводятся контрольные мероприятия и оформляются результаты контрольных мероприятий.
Таким образом, для получения в установленном порядке позиции Министерства финансов Российской Федерации по вопросам, решение которых входит в компетенцию Министерства финансов Российской Федерации, необходимо оформить соответствующий документ согласно правилам делопроизводства, на бланке учреждения с установленным составом реквизитов, включая подпись должностного лица и регистрационный номер документа.
Вместе с тем считаем возможным отметить следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в соответствии с федеральными стандартами, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации утверждены следующие федеральные стандарты внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля:
федеральный стандарт внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Принципы контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля" (постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2020 N 95);
федеральный стандарт внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и объектов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (их должностных лиц) при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля" (постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2020 N 100);
федеральный стандарт внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Планирование проверок, ревизий и обследований" (постановление Правительства Российской Федерации от 27.02.2020 N 208);
федеральный стандарт внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований" (постановление Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 N 1095);
федеральный стандарт внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов" (постановление Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 N 1235);
федеральный стандарт внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и их должностных лиц" (постановление Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 N 1237).
Кроме того, Министерством финансов Российской Федерации разработан и внесен в Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Составление отчетности о результатах контрольной деятельности".
Обращаем внимание, что применение указанных федеральных стандартов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля подлежит в отношении проверок, ревизий и обследований, начатых после вступления в силу соответствующих постановлений Правительства Российской Федерации.
Кроме того, органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в случаях, предусмотренных федеральными стандартами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, утвержденными соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации, вправе издавать ведомственные стандарты, регулирующие осуществление внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Директор Департамента |
С.В. Романов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в соответствии с федеральными стандартами. Минфин приводит перечень стандартов, уже утвержденных и подготовленных к утверждению.
Стандарты применяются в отношении проверок, ревизий и обследований, начатых после вступления в силу соответствующих постановлений Правительства.
Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в случаях, предусмотренных федеральными стандартами, вправе издавать ведомственные стандарты.
Письмо Минфина России от 4 сентября 2020 г. N 02-09-09/77981
Текст письма опубликован не был