Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 сентября 2020 г. N 1131-П
"Об утверждении Порядка установления и оценки применения обязательных требований"
28 декабря 2020 г., 16 августа 2021 г.
В соответствии с частью 5 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок установления и оценки применения обязательных требований (далее - Порядок).
2. Настоящее постановление вступает в силу с 01 ноября 2020 года, за исключением пункта 1.3 Порядка, который вступает в силу с 01 февраля 2021 года.
Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа |
Д.А. Артюхов |
Утвержден
постановлением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 22 сентября 2020 г. N 1131-П
Порядок
установления и оценки применения обязательных требований
28 декабря 2020 г., 16 августа 2021 г.
I. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок определяет порядок установления и оценки применения содержащихся в нормативных правовых актах Ямало-Ненецкого автономного округа требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках регионального государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования, автономный округ) и разработан в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ).
1.2. Принципами установления и оценки применения обязательных требований являются:
1.2.1. законность:
1.2.1.1. обязательные требования устанавливаются в порядке, определяемом Федеральном законом N 247-ФЗ и настоящим Порядком, исключительно в целях защиты жизни, здоровья людей, нравственности, прав и законных интересов граждан и организаций, непричинения вреда (ущерба) животным, растениям, окружающей среде, обороне страны и безопасности государства, объектам культурного наследия, защиты иных охраняемых законом ценностей (далее - охраняемые законом ценности);
1.2.1.2. применение обязательных требований по аналогии не допускается;
1.2.1.3. соблюдение принципа законности обеспечивается в том числе путем соблюдения требований к условиям установления обязательных требований;
1.2.2. обоснованность обязательных требований:
1.2.2.1. необходимыми условиями установления обязательных требований являются наличие риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, на устранение которого направлено установление обязательных требований, и возможность и достаточность установления обязательных требований в качестве мер защиты охраняемых законом ценностей;
1.2.2.2. обязательные требования должны соответствовать современному уровню развития науки, техники и технологий в соответствующей сфере деятельности, развития национальной экономики и материально-технической базы;
1.2.2.3. оценка наличия риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, проводимая исполнительным органом государственной власти автономного округа, осуществляющим региональный государственный контроль (надзор), при разработке проекта нормативного правового акта автономного округа, устанавливающего обязательные требования, должна основываться на анализе объективной и регулярно собираемой информации об уровне причиненного охраняемым законом ценностям вреда (ущерба) и (или) иной информации применительно к отношениям, при регулировании которых предполагается установление обязательных требований;
1.2.2.4. при установлении обязательных требований оцениваются наличие и эффективность применения альтернативных мер по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
1.2.3. правовая определенность и системность:
1.2.3.1. содержание обязательных требований должно отвечать принципу правовой определенности, то есть быть ясным, логичным, понятным как правоприменителю, так и иным лицам, не должно приводить к противоречиям при их применении, а также должно быть согласованным с целями и принципами законодательного регулирования той или иной сферы и правовой системы в целом;
1.2.3.2. обязательные требования должны находиться в системном единстве, обеспечивающем отсутствие дублирования обязательных требований, а также противоречий между ними;
1.2.3.3. обязательные требования, установленные в отношении одного и того же предмета регулирования, не должны противоречить друг другу;
1.2.4. открытость и предсказуемость:
1.2.4.1. проекты нормативных правовых актов автономного округа, устанавливающих обязательные требования, подлежат публичному обсуждению;
1.2.4.2. сроки вступления в силу нормативного правового акта автономного округа, устанавливающего обязательные требования, должны определяться исходя из сроков, необходимых органам государственной власти, гражданам и организациям для подготовки к осуществлению деятельности в соответствии с устанавливаемыми обязательными требованиями, с учетом положений пункта 1.3 настоящего Порядка;
1.2.4.3. не применяются обязательные требования, содержащиеся в не опубликованных в установленном порядке нормативных правовых актах автономного округа;
1.2.4.4. обязательные требования должны быть доведены до сведения лиц, обязанных их соблюдать, путем опубликования нормативных правовых актов автономного округа, устанавливающих указанные обязательные требования, с соблюдением соответствующей процедуры;
1.2.4.5. перечень нормативных правовых актов автономного округа (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках регионального государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, подлежит размещению на официальных сайтах исполнительных органов государственной власти автономного округа либо на официальном сайте Правительства автономного округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", осуществляющих региональный государственный контроль (надзор), предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитацию, с текстами действующих нормативных правовых актов автономного округа. Порядок размещения и актуализации перечней нормативных правовых актов автономного округа (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, устанавливается Правительством Российской Федерации;
1.2.5. исполнимость обязательных требований:
1.2.5.1. обязательные требования должны быть исполнимыми. При установлении обязательных требований оцениваются затраты лиц, в отношении которых они устанавливаются, на их исполнение. Указанные затраты должны быть соразмерны рискам, предотвращаемым этими обязательными требованиями, при обычных условиях гражданского оборота;
1.2.5.2. установление обязательных требований, исключающих возможность исполнить другие обязательные требования, не допускается;
1.2.5.3. при установлении обязательных требований должны быть минимизированы риски их последующего избирательного применения.
Пункт 1.3 изменен с 16 августа 2021 г. - Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 августа 2021 г. N 723-П
1.3. Положения нормативных правовых актов автономного округа, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 01 марта, либо с 01 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении 90 дней после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта автономного округа, если иное не установлено федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, предусматривающими установление обязательных требований.
Раздел I дополнен пунктом 1.3-1 с 16 августа 2021 г. - Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 августа 2021 г. N 723-П
1.3-1. Положения нормативных правовых актов автономного округа, которыми вносятся изменения в ранее принятые нормативные правовые акты автономного округа, могут вступать в силу в иные, чем указано в пункте 1.3 настоящего Порядка, сроки, если в заключении об оценке регулирующего воздействия установлено, что указанные изменения вносятся в целях снижения затрат физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности на исполнение ранее установленных обязательных требований и не предусматривают установление новых условий, ограничений, запретов, обязанностей.
1.4. Положения пункта 1.3 настоящего Порядка не применяются в отношении нормативных правовых актов автономного округа, подлежащих принятию в целях предупреждения террористических актов и ликвидации их последствий, при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории автономного округа, а также нормативных правовых актов автономного округа, направленных на недопущение возникновения последствий обстоятельств, произошедших вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в частности эпидемий, эпизоотий, техногенных аварий и катастроф.
Пункт 1.5 изменен с 28 декабря 2020 г. - Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 декабря 2020 г. N 1558-П
1.5. Нормативным правовым актом автономного округа, содержащим обязательные требования, за исключением закона автономного округа, должен предусматриваться срок его действия, который не может превышать шести лет со дня его вступления в силу.
1.6. По результатам оценки применения обязательных требований в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, может быть принято решение о продлении установленного нормативным правовым актом автономного округа, содержащим обязательные требования, срока его действия не более чем на шесть лет.
1.7. Положения пунктов 1.5, 1.6 настоящего Порядка не применяются в отношении нормативных правовых актов автономного округа, направленных на реализацию проектов государственно-частного партнерства, в том числе достижение целей и задач таких проектов, которые осуществляются на основе соглашений о государственно-частном партнерстве, предусмотренных Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", публичным партнером по которым выступает автономный округ.
1.8. В случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных нормативными правовыми актами автономного округа разной юридической силы, подлежат применению обязательные требования, установленные нормативным правовым актом автономного округа большей юридической силы. В случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных нормативными правовыми актами автономного округа равной юридической силы, лицо считается добросовестно соблюдающим обязательные требования и не подлежит привлечению к ответственности, если оно обеспечило соблюдение одного из таких обязательных требований.
1.9. При отмене (признании утратившим силу) нормативного правового акта автономного округа, которым установлено полномочие по принятию нормативного правового акта автономного округа, содержащего обязательные требования, нормативные правовые акты автономного округа, ранее изданные на основании отмененного (признанного утратившим силу) нормативного правового акта автономного округа, не подлежат применению на территории автономного округа со дня отмены (признания утратившим силу) нормативного правового акта автономного округа, которым было установлено полномочие по принятию такого акта, при условии, что полномочие по принятию соответствующего нормативного правового акта автономного округа не было установлено иным нормативным правовым актом автономного округа.
II. Условия установления обязательных требований
2.1. При установлении обязательных требований нормативными правовыми актами автономного округа должны быть соблюдены принципы, установленные пунктом 1.2 настоящего Порядка, и определены:
2.1.1. содержание обязательных требований (условия, ограничения, запреты, обязанности);
2.1.2. лица, обязанные соблюдать обязательные требования (далее - контролируемые лица);
2.1.3. в зависимости от объекта установления обязательных требований:
2.1.3.1. осуществляемая деятельность, совершаемые действия, в отношении которых устанавливаются обязательные требования;
2.1.3.2. лица и используемые объекты, к которым предъявляются обязательные требования при осуществлении деятельности, совершении действий;
2.1.3.3. результаты осуществления деятельности, совершения действий, в отношении которых устанавливаются обязательные требования;
2.1.4. формы оценки соблюдения обязательных требований (региональный государственный контроль (надзор), привлечение к административной ответственности, предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитация, оценка соответствия продукции и иные формы оценки и экспертизы);
2.1.5. исполнительные органы государственной власти автономного округа, осуществляющие оценку соблюдения обязательных требований.
2.2. Информирование контролируемых лиц осуществляется в том числе посредством выпуска руководств по соблюдению обязательных требований. В руководство по соблюдению обязательных требований включаются пояснения относительно способов соблюдения обязательных требований, примеры соблюдения обязательных требований, рекомендации по принятию контролируемыми лицами конкретных мер для обеспечения соблюдения обязательных требований. Указанное руководство не может содержать новые обязательные требования.
2.3. Руководства по соблюдению обязательных требований утверждаются приказом исполнительного органа государственной власти автономного округа, осуществляющего полномочия по региональному государственному контролю (надзору).
2.4. Руководства по соблюдению обязательных требований применяются контролируемыми лицами на добровольной основе.
2.5. Руководства по соблюдению обязательных требований, которые влияют на снижение риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, а также руководства по соблюдению обязательных требований, нарушение которых является типовым или массовым, подлежат обязательным разработке и размещению на официальном сайте исполнительного органа государственной власти автономного округа, осуществляющего полномочия по региональному государственному контролю (надзору), либо на официальном сайте Правительства автономного округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
2.6. Деятельность контролируемых лиц и действия их работников, осуществляемые в соответствии с руководствами по соблюдению обязательных требований, не могут квалифицироваться как нарушение обязательных требований.
III. Оценка проектов нормативных правовых актов автономного округа, устанавливающих обязательные требования, и оценка применения обязательных требований
3.1. Исполнительный орган государственной власти автономного округа, осуществляющий полномочия по региональному государственному контролю (надзору) при разработке проекта нормативного правового акта автономного округа, устанавливающего обязательные требования, проводит оценку регулирующего воздействия в соответствии с установленным порядком проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов в автономном округе.
3.2. В целях оценки обязательных требований на соответствие законодательству Российской Федерации проводится правовая экспертиза проекта нормативного правового акта автономного округа, устанавливающего обязательные требования.
3.3. Оценка фактического воздействия проводится в отношении нормативных правовых актов автономного округа, устанавливающих обязательные требования, в целях анализа обоснованности установленных обязательных требований, определения и оценки фактических последствий их установления, выявления избыточных условий, ограничений, запретов, обязанностей.
3.4. Оценка фактического воздействия проводится в отношении нормативного правового акта автономного округа в порядке, определенном Правительством автономного округа. Указанным порядком определяются также порядок и основания признания утратившими силу или пересмотра устанавливающих обязательные требования нормативных правовых актов автономного округа, их положений.
3.5. При установлении и оценке применения обязательных требований такие требования подлежат оценке на соответствие принципам, установленным пунктом 1.2 настоящего Порядка.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 сентября 2020 г. N 1131-П "Об утверждении Порядка установления и оценки применения обязательных требований"
Вступает в силу с 1 ноября 2020 г.
Пункт 1.3 вступает в силу с 1 февраля 2021 г.
Текст постановления опубликован в газете "Красный Север" от 29 сентября 2020 г., спецвыпуск N 74, на Официальном Интернет-сайте исполнительных органов государственной власти ЯНАО (http://www.yanao.ru) 22 сентября 2020 г., на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 30 сентября 2020 г. N 8900202009300001
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 марта 2023 г. N 241-П
Изменения вступают в силу с 24 марта 2023 г.
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 августа 2021 г. N 723-П
Изменения вступают в силу с 16 августа 2021 г.
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 декабря 2020 г. N 1558-П
Изменения вступают в силу с 28 декабря 2020 г.