Введение
Рекомендации по применению текстовой базы данных нарушений требований пожарной безопасности в целях унификации формулировок в актах, предписаниях и постановлениях органов государственного пожарного надзора (далее - Рекомендации) разработаны с целью повышения качества проведения мероприятий по контролю государственными инспекторами по пожарному надзору и направлены, прежде всего, на единство практики оформления указанными лицами соответствующей документации по результатам проверок.
Настоящие Рекомендации предназначены для информационно-методической поддержки при оформлении предписаний, актов и постановлений в части указания в них корректных:
- формулировок выявленных нарушений требований пожарной безопасности при проведении проверок должностными лицами органов государственного пожарного надзора;
- ссылок на нормативные правовые акты, требования которых нарушены.
Данные Рекомендации разработаны с учетом:
- проведенного анализа законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих организацию и осуществление надзорной деятельности МЧС России;
- Основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года (утверждены Указом Президента Российской Федерации от 01.01.2018 N 2);
- Докладов с обобщением и анализом правоприменительной практики, типовых и массовых нарушений обязательных требований (утверждены МЧС России 17.04.2019).
Настоящие Рекомендации разработаны в соответствии с:
1. Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ.
2. Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
3. Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
4. Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
5. Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
6. Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
7. Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
8. Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации".
9. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 года N 290 "О федеральном государственном пожарном надзоре".
10. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390 "О противопожарном режиме" (вместе с "Правилами противопожарного режима в Российской Федерации").
11. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 года N 272 "О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска";
12. Приказом МЧС России от 30 ноября 2016 года N 644 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности".
13. Приказом МЧС России от 24 февраля 2009 года N 91 "Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности".
14. ГОСТ 12.1.004-91 "Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования".
1. Термины и определения
В настоящих Рекомендациях применяются следующие термины и определения:
нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности;
независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) - оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности и проверка соблюдения организациями и гражданами противопожарного режима, проводимые не заинтересованным в результатах оценки или проверки экспертом в области оценки пожарного риска;
нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности;
объект защиты - продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре;
пожарный риск - мера возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей;
предписание государственного пожарного надзора - обязательный для исполнения документ строгой отчетности установленной формы, составленный и направленный (вручённый) от имени органа государственного пожарного надзора юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, должностному лицу или гражданину и содержащий законные требования по устранению нарушений требований пожарной безопасности, выявленных указанным органом в результате плановых и внеплановых мероприятий по контролю (надзору);
проверка - совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами;
требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
2. Общие положения
Федеральный государственный пожарный надзор (далее - ФГПН), за исключением ФГПН, осуществляемого на объектах обороны и на иных объектах специального назначения, на которых осуществляют деятельность федеральные органы исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, а также в лесах, на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.
Органы государственного пожарного надзора (далее - органы ГПН) осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, посредством организации и проведения в установленном порядке проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, территорий, земельных участков, продаваемой пожарно-технической продукции (далее - объекты надзора), а также на систематическое наблюдение за исполнением требований пожарной безопасности, анализ и прогнозирование состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности.
Органами ГПН МЧС России являются:
- структурное подразделение центрального аппарата МЧС России, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления ФГПН;
- территориальные органы МЧС России;
- объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы в лице их руководителей и структурных подразделений, в сферу деятельности которых входят вопросы организации и осуществления ФГПН;
- территориальные подразделения федеральной противопожарной службы в лице их руководителей и структурных подразделений, в сферу деятельности которых входят вопросы организации и осуществления ФГПН.
Предметом ФГПН является:
- исполнение федеральными органами государственной власти и должностными лицами федеральных органов государственной власти федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации при осуществлении ими соответствующих полномочий в области пожарной безопасности;
- исполнение органами государственной власти субъектов Российской Федерации и должностными лицами органов государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федерации при осуществлении ими соответствующих полномочий в области обеспечения пожарной безопасности, в том числе полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации;
- исполнение органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления нормативных правовых актов Российской Федерации при осуществлении ими соответствующих полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности;
- соблюдение требований пожарной безопасности органами власти, организациями и гражданами на объектах защиты и (или) территориях (земельных участках), используемых (эксплуатируемых) ими в процессе осуществления своей деятельности;
- соблюдение обязательных для применения и исполнения на таможенной территории Евразийского экономического союза требований к пиротехническим изделиям и связанным с ними процессам производства, перевозки, хранения, реализации, эксплуатации, утилизации и правил их идентификации в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества;
- соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, требованиям пожарной безопасности;
- выполнение предписаний органов ГПН;
- проведение мероприятий, в том числе профилактических, по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, имуществу организаций и граждан, государственному или муниципальному имуществу, угрозы возникновения пожара.
Органы ГПН МЧС России в рамках своей компетенции:
- организуют и проводят проверки деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов надзора;
- производят в соответствии с законодательством Российской Федерации дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности;
- ведут в установленном порядке производство по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности;
- осуществляют официальный статистический учет и ведение государственной статистической отчетности по пожарам и их последствиям;
- осуществляют взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, в том числе с органами государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
- рассматривают обращения и жалобы организаций и граждан по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
- осуществляют прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации;
- выдают организациям и гражданам предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований пожарной безопасности;
- проводят плановые (рейдовые) осмотры, обследования земельных участков по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
Настоящий документ не содержит норм права, носит рекомендательный и разъяснительный характер.
3. Краткое описание текстовой базы данных "Нарушения требований пожарной безопасности"
Текстовая база данных "Нарушения требований пожарной безопасности" (далее - база данных) предназначена для ввода, хранения и использования требований пожарной безопасности и сформулированных на их основе нарушений требований пожарной безопасности.
База данных содержится в файле формата Microsoft Office Word. База данных состоит из одного файла "Текстовая база данных (Нарушения требований пожарной безопасности).dосх" и содержит 46 разделов, каждый из которых представлен в виде таблицы MS Office Word.
Все разделы (таблицы) имеют идентичную структуру, состоящую из пяти полей (столбцов) и определенного количества сформированных записей (строк). Каждая запись (строка) включает в себя пять ячеек, соответствующих пяти полям БД, в которых указаны:
номер пункта (статьи, части) нормативного правового акта Российской Федерации или нормативного документа по пожарной безопасности;
текст требования пожарной безопасности, содержащегося в нормативном правовом акте Российской Федерации или нормативном документе по пожарной безопасности;
формулировка нарушения, сформированного на основе требования пожарной безопасности;
класс функциональной пожарной опасности объекта защиты, в отношении которого применяется требование пожарной безопасности;
код нарушения требования пожарной безопасности, соответствующего направлению проверки объекта защиты.
Перечень объектов надзора, в отношении которых группировались требования пожарной безопасности, установлен в соответствии с классификацией зданий (сооружений и пожарных отсеков) по функциональной пожарной опасности, регламентированной частью 1 статьи 32 Технического регламента [5] и представлен в приложении 1.
Коды нарушений требований пожарной безопасности, соответствующие направлениям проверки объекта защиты представлены в приложении 2.
Для наполнения базы данных требованиями пожарной безопасности и сформулированными на их основе нарушениями требований пожарной безопасности использовались следующие документы:
Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";
Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пиротехнических изделий" (TP ТС-006-2011), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 N 770;
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Федеральный закон от 27.07.2010 N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте";
постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2009 N 1052 "Об утверждении требований пожарной безопасности при распространении и использовании пиротехнических изделий";
постановление Правительства Российской Федерации от 07.04.2009 N 304 "Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска";
постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" (вместе с "Правила противопожарного режима в Российской Федерации");
свод правил СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы";
свод правил СП 2.13130.2012 "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты";
свод правил СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности";
свод правил СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям";
свод правил СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования";
свод правил СП 6.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности";
свод правил СП 7.13130.2013 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования";
свод правил СП 8.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности";
свод правил СП 9.13130.2009 "Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации";
свод правил СП 10.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности";
свод правил СП 11.13130.2009 "Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения";
свод правил СП 12.13130.2009 "Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности";
свод правил СП 135.13130.2012 "Вертодромы. Требования пожарной безопасности";
свод правил СП 153.13130.2013 "Инфраструктура железнодорожного транспорта. Требования пожарной безопасности";
свод правил СП 154.13130.2013 "Встроенные подземные автостоянки. Требования пожарной безопасности";
свод правил СП 156.13130.2014 "Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности";
приказ МЧС России от 12.12.2007 N 645 "Об утверждении Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций";
приказ МЧС России от 26.01.2016 N 26 "Об утверждении Порядка использования открытого огня и разведения костров на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса";
приказ МЧС России от 24.02.2009 N 91 "Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности";
приказ МЧС России от 25.10.2004 N 484 "Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований";
приказ МЧС России от 18.06.2003 N 315 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)";
приказ МЧС России от 20.06.2003 N 323 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03);
приказ МЧС России от 23.11.2016 N 615 "Об утверждении свода правил "Объекты религиозного назначения. Требования пожарной безопасности";
СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений";
СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные";
СНиП 2.09.04-87* "Административные и бытовые здания";
СНиП 31-05-2003 "Общественные здания административного назначения";
СНиП 21-02-99* "Стоянки автомобилей";
СНиП 31-04-2001 "Складские здания";
СНиП 31-03-2001 "Производственные здания";
СНиП 2.04.01-85* "Внутренний водопровод и канализация";
СНиП 2.04.02-84* "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения";
СНиП 41-01-2003 "Отопление, вентиляция и кондиционирование";
СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений";
СНиП II-26-76* "Кровли";
СНиП 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение";
СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения";
ГОСТ 12.1.004-91* ССБТ. "Пожарная безопасность. Общие требования".
4. Нарушения требований пожарной безопасности, наиболее часто выявляемые при проведении мероприятий по надзору
В соответствии с результатами анализа правоприменительной практики органов ГПН МЧС России, массовыми и (или) типовыми нарушениями обязательных требований, выявленными в ходе проведенных надзорных мероприятий в 2018 году являются нарушения, которые снижают эффективность системы предотвращения пожара и (или) системы противопожарной защиты объектов надзора по:
предотвращению возможной причины возникновения пожара;
обеспечению безопасности людей;
ограничению распространения пожара;
созданию условий для успешного тушения пожара.
Среди типовых нарушений, которые могут привести к возможной причине возникновения пожаров, отмечаются:
использование неисправного или не сертифицированного электрооборудования;
нарушение правил эксплуатации электроустановок (электрооборудования);
нарушение правил противопожарного режима при проведении пожароопасных работ;
неосторожное обращение с огнем, в том числе при курении;
нарушение правил эксплуатации систем отопления;
захламление помещений сгораемыми материалами.
Основными нарушениями, снижающими уровень обеспечения безопасности людей, являются:
ненадлежащее содержание путей эвакуации и эвакуационных выходов;
неисправное состояние, а также ненадлежащее техническое обслуживание автоматических систем обнаружения пожара и оповещения людей;
неисправность или нахождение в нерабочем состоянии в период хозяйственной деятельности систем противопожарной защиты.
Среди типовых нарушений на объектах надзора, влияющих на ограничение распространения пожара, выделяются:
выделение пожароопасных помещений преградами с ненадлежащим пределом огнестойкости;
отсутствие противопожарных дверей в дверных проемах пожароопасных помещений;
неисправность механизмов самозакрывания дверей в эвакуационных лестничных клетках и коридорах.
Типовыми нарушениями правообладателей объектов надзора, влияющих на ухудшение условий тушения возможного пожара, являются:
недостаточное количество первичных средств пожаротушения (огнетушителей, пожарных рукавов и стволов в пожарных кранах);
создание условий, препятствующих проезду и подъезду пожарной техники к объекту защиты;
ненадлежащее содержание и обслуживание пожарных лестниц и ограждений кровли.
5. Общие требования к оформлению предписаний, актов и постановлений в части указания в них корректных формулировок выявленных нарушений требований пожарной безопасности и ссылок на нормативные правовые акты и нормативные документы по пожарной безопасности, требования которых нарушены
Требования к порядку оформления актов проверки и предписаний органов ГПН установлены положениями Административного регламента [12], а постановлений по делу об административном правонарушении статьей 29.10 Кодекса об административных правонарушениях [1].
При оформлении предписаний, актов и постановлений в части указания в них корректных формулировок выявленных нарушений требований пожарной безопасности (далее - нарушения) необходимо:
- указывать выявленное нарушение, место его нахождения (этаж, подвал, чердак, коридор, лестница, N помещения, и т.д., за исключением нарушений организационного характера), и сроки его устранения с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены;
- использовать в качестве примера содержащиеся в базе данных сформулированные нарушения требований пожарной безопасности с учетом классификации объектов надзора по функциональной пожарной опасности (приложение 1) и направлений проверки (приложение 2);
- формулировать текст нарушения на основе слов текста требования пожарной безопасности, которое нарушено;
- в формулировке нарушения кратко и точно излагать суть допущенного нарушения, отражающую его противоправный характер;
- при выявлении на объекте защиты ряда повторяющихся (идентичных) нарушений, формулировать одно нарушение для всех выявленных случаев с указанием конкретных мест их нахождения;
- формулировка нарушения по смыслу должна соответствовать факту выявленного нарушения на объекте защиты.
Кроме того, при формулировании нарушения следует:
- не допускать его двоякое толкование;
- проверять соответствие редакции, используемых документов, требования которых нарушены, актуализированной версии этих документов исходя из года проектирования, проведения капитального ремонта или реконструкции;
- не допускать использование слов, вводящих в заблуждение или искажающих смысл выявленного нарушения;
- не допускать применение общих слов, не несущих полной информации о факте выявленного нарушения, а также не позволяющих однозначно определить, какое требование пожарной безопасности нарушено;
- не допускать грамматических и лексических ошибок.
При проведении мероприятий по контролю должна проводиться оценка соответствия объекта защиты требованиям нормативных правовых актов и нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе специальных технических условий), в соответствии с которыми он был спроектирован и построен.
Требования Правил противопожарного режима в Российской Федерации [10] действуют для всех объектов защиты независимо от времени их проектирования и строительства.
Для объектов, построенных до вступления в силу Технического регламента [5], существуют пять основных способов обеспечения пожарной безопасности и соответственно несколько вариантов оформления предписаний, представленных ниже.
Способ I. Выполнение требований нормативных документов с учетом сроков введения их в действие, предусмотренных частью 4 статьи 4 Технического регламента [5].
Вариант оформления предписания 1.1. При несоблюдении или нарушении требований СНиП, ГОСТ, НПБ, ВНПБ и других документов, действовавших на момент проектирования объекта защиты и направления проектной документации на экспертизу, в предписании указываются ссылки на статью 46 Федерального закона N 184-ФЗ [3], часть 4 статьи 4 Технического регламента [5] и соответствующие пункты указанных нормативных документов по пожарной безопасности.
Способ II. Выполнение требований нормативных документов, действовавших на момент разработки проектной документации для проведения капитального ремонта, реконструкции или технического перевооружения объекта защиты, а также положений Технического регламента и сводов правил (на добровольной основе), соответствующих объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению объекта защиты, предусмотренных частью 4 статьи 4 Технического регламента [5].
Вариант оформления предписания 2.1. При не несоблюдении или нарушении требований Технического регламента [5], в предписании дается ссылка на статью 46 Федерального закона N 184-ФЗ [3], часть 4 статьи 4 Технического регламента [5], а также статьи Технического регламента [5] требования которых нарушены. При несоблюдении или нарушении требований сводов правил, в предписании также дается ссылка на статью Технического регламента [5], на основании которых разработаны указанные своды правил.
Например, если не выполнены требования, изложенные в СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", в предписании необходимо делать ссылку на часть 4 статьи 4 Технического регламента и на статью 89 Технического регламента [5]. Для полноты информации необходимо также включать ссылки на статьи сводов правил.
Способ III. Обоснование требуемого уровня обеспечения безопасности людей по утвержденным в установленном порядке методикам. Для объектов, запроектированных и построенных в период с 1991 года и до вступления в силу Технического регламента [5] по методикам, изложенным в ГОСТ 12.1.004-91 [14].
Вариант оформления предписания 3.1. При несоблюдении или нарушении порядка проведения расчета и/или несоответствия выбранных исходных данных фактическому состоянию объекта в предписании делаются ссылки на статью 46 Федерального закона N 184-ФЗ [3], часть 4 статьи 4 Технического регламента [5] и соответствующие пункты ГОСТ 12.1.004-91 [14].
Способ IV. Выполнение требований технических условий и специальных правил пожарной безопасности, разработанных в соответствии с пунктами 1.5 и 1.6 СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений" при отсутствии нормативных требований по пожарной безопасности для конкретного объекта защиты.
Вариант оформления предписания 4.1. При отсутствии разработанных и согласованных в установленном порядке технических условий или при невыполнении изложенных в них требований, в предписании указываются статья 46 Федерального закона N 184-ФЗ [3], часть 4 статьи 4 Технического регламента [5] и пункты 1.5 и/или 1.6 СНиП 21-01-97, а также конкретные пункты технических условий, требования которых нарушены.
Способ V. Объект защиты запроектирован (построен) в неустановленное время (как правило, более 50 лет назад) и/или отсутствуют нормативные документы, содержащие перечень нормативных требований на проектирование и строительство таких объектов.
Вариант оформления предписания 5.1. При наличии зарегистрированной в установленном порядке декларации пожарной безопасности в предписании делаются ссылки на статью 64 Технического регламента [5] и соответствующий пункт нормативного документа, указанного в декларации.
Вариант оформления предписания 5.2. В случае отсутствия декларации пожарной безопасности, при проведении мероприятий по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности в предписании указывается ссылка на часть 4 статьи 4, а также часть 1 статьи 6 Технического регламента [5].
Собственниками объектов защиты, запроектированных и введенных в эксплуатацию после вступления в силу Технического регламента [5] могут выбираться следующие четыре способа для подтверждения соответствия указанных объектов защиты требованиям пожарной безопасности.
Способ I. Соблюдение положений Технического регламента [5], а также выполнение на добровольной основе в полном объеме требований нормативных документов по пожарной безопасности, предусмотренных Техническим регламентом [5];
Вариант оформления предписания 1.1. При несоблюдении или нарушении требований Технического регламента [5] и сводов правил, в предписании дается ссылка на часть 3 статьи 6 Технического регламента [5], а также статьи Технического регламента [5], которые нарушены и на основании которых разработаны указанные своды правил.
Например, если не выполнены требования, изложенные в своде правил СП 1.13130.2009, в предписании необходимо делать ссылку на часть 3 статьи 6 и на статью 89 Технического регламента [5].
Для полноты информации необходимо также включать ссылки на статьи сводов правил.
Способ II. Соблюдение положений [5] и требований к устройству и эксплуатации спроектированных и смонтированных систем противопожарной защиты объекта, не предусмотренные сводами правил. При этом достаточность принимаемых решений обосновывается расчетом риска по методикам, разработанным и утвержденным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 272 [11].
Вариант оформления предписания 2.1. При несоответствии выбранных исходных данных фактическому состоянию объекта в предписаниях даются ссылки на части 1 и 7 статьи 6 Технического регламента [5] и пункты 5 и 7 (подпункт "г") постановления Правительства Российской Федерации N 272 [11].
Способ III. Выполнение только требований Технического регламента [5], без применения положений сводов правил. Например, используются зарубежные нормы, стандарты организаций и прочее. Достаточность принимаемых решений при этом должно обосновываться расчетом риска по упомянутым методикам.
Порядок оформления предписаний аналогичен Варианту п
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рекомендации по применению текстовой базы данных нарушений требований пожарной безопасности в целях унификации формулировок в актах, предписаниях и постановлениях органов государственного пожарного надзора (утв. МЧС России 27 марта 2020 г.)
Текст рекомендаций приводится по изданию Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Москва, 2020 г.)