Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
к постановлению Администрации
муниципального образования
"Городской округ "Город Нарьян-Мар"
от 03.09.2020 N 608
Порядок
проведения оценки эффективности налоговых расходов муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар"
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок проведения оценки эффективности налоговых расходов муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" (далее - Порядок) устанавливает порядок осуществления оценки налоговых расходов и обобщения результатов оценки эффективности налоговых расходов.
Понятия, используемые в настоящем Порядке, используются в значениях, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации и Общими требованиями к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 N 796.
2. Оценка эффективности предоставляемых налоговых расходов муниципального образования осуществляется в целях:
минимизации потерь доходов бюджета муниципального образования, связанных с предоставлением налоговых льгот;
оптимизации действующих налоговых льгот;
обеспечения оптимального выбора объектов для предоставления налоговых льгот по местным налогам;
обеспечения эффективной реализации полномочий по решению вопросов местного значения;
достижения стабильной производственной, финансово-экономической деятельности организаций;
снижения налоговой нагрузки муниципальных предприятий, учреждений;
социальной поддержки населения.
3. В целях оценки эффективности налоговых расходов муниципального образования:
Управление финансов Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" (далее - Управление финансов) до 1 февраля текущего года направляет в Межрайонную ИФНС России N 4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу сведения о категориях плательщиков, с указанием обусловливающих соответствующие налоговые расходы муниципального образования, в том числе действовавших в отчетном году и в году, предшествующем отчетному году, и иной информации, предусмотренной Постановление Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 N 796 "Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
Межрайонная ИФНС России N 4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу не позднее 1 августа текущего года предоставляет сведения по фискальным характеристикам налоговых расходов муниципального образования, приведенных в Приложении к Правилам формирования информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов муниципального образования, с детализацией в разрезе категорий налогоплательщиков, по организациям, воспользовавшимся налоговыми льготами в рамках нормативных правовых актов муниципального образования.
Управление финансов на основании информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов муниципального образования формирует паспорт налоговых расходов и результаты оценки эффективности налоговых расходов муниципального образования.
II. Порядок проведения оценки эффективности предоставляемых налоговых льгот
1. Оценка эффективности налоговых расходов муниципального образования проводится в отношении налога на имущество физических лиц и земельного налога.
2. Оценка эффективности налоговых расходов муниципального образования проводится по каждому виду налогового расхода, в разрезе налогов и категорий налогоплательщиков, которым предоставлены налоговые льготы.
3. Оценка эффективности налоговых расходов муниципального образования осуществляется Управлением финансов и включает:
оценку целесообразности налоговых расходов муниципального образования;
оценку результативности налоговых расходов муниципального образования.
4. Критериями целесообразности налоговых расходов муниципального образования являются:
соответствие налоговых расходов муниципального образования целям муниципальных программ муниципального образования, их структурных элементов и (или) целям социально-экономической политики муниципального образования, не относящимся к муниципальным программам муниципального образования (в отношении непрограммных налоговых расходов);
востребованность плательщиками предоставленных льгот, которая характеризуется соотношением численности плательщиков, воспользовавшихся правом на льготы, и общей численности плательщиков за 5-летний период.
При оценке критерия соответствия налоговый расход муниципального образования должен соответствовать минимум одной цели муниципальной программы, структурного элемента муниципальной программы и (или) цели социально-экономической политики муниципального образования, не относящейся к муниципальным программам.
Один налоговый расход может соответствовать нескольким целям муниципальных программ, структурных элементов и (или) целям социально-экономической политики, не относящимся к муниципальным программам (такие цели могут носить разнородный характер). В этом случае при проведении оценки целесообразности налоговых расходов муниципального образования следует определить одну цель, которая в большей степени отражает цель предоставления налоговой льготы.
При определении показателя востребованности численность плательщиков, воспользовавшихся правом на налоговые льготы, может быть соотнесена с количеством плательщиков, потенциально имеющих право на получение данной льготы. Такая корректировка показателя особенно актуальна в случае, когда численность плательщиков, воспользовавшихся правом на льготы, менее 1% от общей численности плательщиков соответствующего налога.
Плательщики, потенциально имеющие право на получение налоговой льготы, определяются на основании положений актов, статистических данных и иных сведений.
Общая численность плательщиков определяется на основании статистической налоговой отчетности, информации, предоставляемой Межрайонной ИФНС России N 4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.
В случае, если налоговая льгота действует менее 5 лет, то оценка ее востребованности проводится за фактический и прогнозный периоды действия льготы, сумма которых составляет 5 лет.
Налоговая льгота является востребованной при расчетном значении коэффициента больше нуля. При расчетном значении коэффициента равным или меньше нуля налоговая льгота является неэффективной (невостребованной).
В случае несоответствия налоговых расходов муниципального образования хотя бы одному из критериев, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, Управлением финансов данный факт отражается в пояснительной записке.
Выявленные несоответствия налоговых расходов рассматриваются на заседании рабочей группы по проведению оценки эффективности предоставляемых налоговых льгот по местным налогам муниципального образования, по итогам которого формируются предложения о сохранении (отмене) льгот для плательщиков либо предложения по совершенствованию механизма ее действия.
При необходимости Администрацией муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" (далее - Администрация) могут быть установлены иные критерии целесообразности предоставления льгот для плательщиков.
5. В качестве критерия результативности налогового расхода муниципального образования определяется как минимум один показатель (индикатор) достижения целей муниципальной программы и (или) целей социально-экономической политики муниципального образования, не относящихся к муниципальным программам, либо иной показатель (индикатор), на значение которого оказывают влияние налоговые расходы муниципального образования.
Критериями результативности налоговых расходов муниципального образования являются:
оценка вклада предусмотренных для плательщиков льгот в изменение значения показателя (индикатора) достижения целей муниципальной программы и (или) целей социально-экономической политики муниципального образования, не относящихся к муниципальным программам;
бюджетная эффективность.
Оценке подлежит вклад предусмотренных для плательщиков льгот в изменение значения показателя (индикатора) достижения целей муниципальной программы и (или) целей социально-экономической политики муниципального образования, не относящихся к муниципальным программам, который рассчитывается как разница между значением указанного показателя (индикатора) с учетом льгот и значением указанного показателя (индикатора) без учета льгот.
Под показателем (индикатором) достижения целей муниципальных программ и (или) целей социально-экономической политики муниципального образования, не относящихся к муниципальным программам (далее - целевой показатель), понимается показатель, количественно характеризующий достижение цели (целей) муниципальной программы, ее структурных элементов и (или) социально-экономической политики муниципального образования, не относящихся к муниципальным программам, которой (которым) соответствует налоговый расход и определенной (определенным) на этапе оценки целесообразности налогового расхода.
В случае если налоговый расход не оказывает существенного влияния на изменение показателей, содержащихся в муниципальных программах, допускается использование показателя, предусмотренного муниципальной статистикой.
В целях оценки бюджетной эффективности налоговых расходов муниципального образования осуществляются сравнительный анализ результативности предоставления льгот и результативности применения альтернативных механизмов достижения целей муниципальной программы и (или) целей социально-экономической политики, не относящихся к муниципальным программам.
Сравнительный анализ включает сопоставление объемов расходов местного бюджета в случае применения альтернативных механизмов достижения целей муниципальной программы и (или) целей социально-экономической политики муниципального образования, не относящихся к муниципальным программам, и объемов предоставленных льгот (расчет прироста показателя (индикатора) достижения целей муниципальной программы и (или) целей социально-экономической политики муниципального образования, не относящихся к муниципальным программам, на 1 рубль налоговых расходов и на 1 рубль расходов местного бюджета для достижения того же показателя (индикатора) в случае применения альтернативных механизмов).
В целях обеспечения репрезентативности полученного результата сравнительного анализа результативности предоставления льгот и результативности применения альтернативных механизмов (возможности их объективного сравнения) оценка бюджетной эффективности проводится с применением одного из следующих подходов:
сопоставление объемов налогового расхода и расходов местного бюджета для достижения идентичного значения показателя (индикатора);
сопоставление значений показателя (индикатора) при условии идентичных объемов налогового расхода и расходов местного бюджета.
При сравнительном анализе рекомендуется учитывать объем расходов организационного-административного характера (организация работы по предоставлению субсидий, администрирование, организация проведения конкурса или аукциона и иные). При этом рекомендуется, чтобы объем указанных расходов был обоснован и не зависим от объема налогов (налоговых расходов).
В качестве альтернативных механизмов достижения целей муниципальной программы муниципального образования и (или) целей социально-экономической политики муниципального образования, не относящихся к муниципальным программам муниципального образования, могут учитываться в том числе:
субсидии или иные формы непосредственной финансовой поддержки плательщиков, имеющих право на льготы, за счет местного бюджета;
предоставление муниципальных гарантий муниципального образования по обязательствам плательщиков, имеющих право на льготы;
совершенствование нормативного регулирования и (или) порядка осуществления контрольно-надзорных функций в сфере деятельности плательщиков, имеющих право на льготы;
оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) налоговых расходов муниципального образования (в отношении стимулирующих налоговых расходов муниципального образования).
Оценка бюджетной эффективности не осуществляется в отношении органов местного самоуправления, казенных учреждений и физических лиц.
План по устранению неэффективных налоговых льгот (пониженных ставок) по местным налогам составляется по форме согласно Приложению к настоящему Порядку.
III. Порядок обобщения результатов оценки эффективности налоговых расходов
1. По итогам оценки эффективности налогового расхода муниципального образования Управление финансов формулирует выводы:
о достижении целевых характеристик налогового расхода муниципального образования;
о значимости вклада налогового расхода муниципального образования в достижение целей муниципального образования и (или) целей социально-экономической политики муниципального образования, не относящихся к муниципальным программам;
о наличии или об отсутствии более результативных (менее затратных для местного бюджета) альтернативных механизмов достижения целей муниципальных программ муниципального образования и целей социально-экономической политики муниципального образования, не относящихся к муниципальным программам.
2. По результатам оценки эффективности соответствующих налоговых расходов Управление финансов формирует аналитическую записку с выводом о степени их эффективности и рекомендации о целесообразности их дальнейшего осуществления.
Результаты оценки эффективности налоговых расходов муниципального образования, рекомендации по результатам указанной оценки направляются Управлением финансов главе муниципального образования ежегодно до 1 сентября текущего года.
Результаты оценки эффективности налоговых расходов муниципального образования размещаются на сайте Администрации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" до 15 сентября текущего года.
3. Результаты оценки налоговых расходов муниципального образования учитываются при формировании основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального образования, разработке муниципальных программ, а также при проведении оценки эффективности реализации муниципальных программ муниципального образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.