В соответствии со статьей 97 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", подпунктом "б" пункта 10 перечня обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05 августа 2013 года N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования", приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 18 декабря 2019 года N 1684/694/1377 "Об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях", руководствуясь основными принципами национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года N 3273-р, в целях реализации оценки механизмов управления качеством образования в субъектах Российской Федерации приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о мониторинге качества дополнительного профессионального образования педагогических и руководящих работников Ямало-Ненецкого автономного округа.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя директора департамента, координирующего и контролирующего деятельность управления государственного контроля (надзора) в сфере образования и управления региональной политики в сфере образования департамента образования автономного округа.
Первый заместитель директора департамента |
С.А. Бойченко |
Утверждено
приказом департамента
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 21 сентября 2020 г. N 619
Положение
о мониторинге качества дополнительного профессионального образования педагогических и руководящих работников Ямало-Ненецкого автономного округа
Общие положения
1. Настоящее положение является нормативным документом, определяющим цель, задачи, принципы, систему критериев и показателей, организацию и содержание проведения мониторинга качества дополнительного профессионального образования педагогических и руководящих работников Ямало-Ненецкого автономного округа.
2. Мониторинг качества дополнительного профессионального образования педагогических и руководящих работников Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - мониторинг) является составной частью региональной системы оценки качества образования и предполагает отслеживание состояния процесса дополнительного профессионального образования в целом и отдельных его компонентов в частности.
Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 июля 2013 года N 499 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам", постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2013 года N 1132-П "Об утверждении государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Развитие образования на 2014 - 2024 годы" (с изменениями на 17 июня 2020 года)", иными нормативными правовыми актами, регламентирующими оценку качества освоения дополнительных профессиональных программ, методическими рекомендациями Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам организации и осуществления деятельности по дополнительным профессиональным программам.
3. Мониторинг осуществляется как комплексное системное изучение состояния образовательного пространства дополнительного профессионального образования, профессиональной образовательной среды организаторов и участников дополнительного профессионального образования.
4. Основные виды мониторинга:
1) мониторинг качества дополнительных профессиональных программ;
2) мониторинг условий реализации дополнительных профессиональных программ;
3) мониторинг эффективности освоения дополнительных профессиональных программ педагогическими и руководящими работниками.
Цель, задачи и принципы мониторинга
5. Целью мониторинга является обеспечение эффективного объективного информационного отражения состояния региональной системы дополнительного профессионального образования педагогических и руководящих работников, отслеживание динамики качества предоставляемых образовательных услуг, эффективности управления качеством дополнительного профессионального образования.
6. Основными задачами мониторинга являются:
1) разработка и использование единых нормативных материалов для организации дополнительного профессионального образования педагогических и руководящих работников и для проведения мониторинговых исследований;
2) выявление актуального уровня качества дополнительного профессионального образования - установление его соответствия профессиональным стандартам, квалификационным требованиям;
3) формирование и внедрение единых требований к качеству дополнительного профессионального образования и подходов к его измерению на основе единых критериев;
4) формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования образовательной статистики и мониторинга качества дополнительного профессионального образования;
5) обеспечение органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и администраций образовательных учреждений информацией, полученной при осуществлении мониторинга для принятия управленческих решений.
7. Мониторинг основан на следующих принципах:
1) непрерывности, системности и обязательности выполнения всех этапов проведения мониторинга;
2) объективности;
3) диагностико-прогностической направленности.
Система критериев и показателей мониторинга
8. В региональной системе критериев и показателей мониторинга учтены:
1) анализ диагностики профессиональных дефицитов;
2) качество программ дополнительного профессионального образования;
3) качество условий реализации дополнительных профессиональных программ;
4) наличие адресных программ дополнительного профессионального образования;
5) наличие программ дополнительного профессионального образования, разработанных с учётом потребностей региона;
6) наличие возможностей для проведения профилактики профессионального выгорания педагогов;
7) наличие возможностей для построения индивидуальной образовательной траектории профессионального развития педагогов;
8) наличие результатов внешней экспертизы дополнительных профессиональных программ;
9) удовлетворенность педагогических работников качеством реализации программ дополнительного профессионального образования.
9. Региональная система критериев и показателей мониторинга включает количественные показатели функционирования системы дополнительного профессионального образования, приведенные в приложении к настоящему положению.
Организация и содержание проведения мониторинга
10. Региональным оператором по мониторингу является государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа "Региональный институт развития образования" (далее - ГАУ ДПО ЯН АО "РИРО").
11. Объектом мониторинга качества дополнительных профессиональных программ являются:
1) графики образовательной деятельности организаций дополнительного профессионального образования;
2) дополнительные профессиональные программы.
12. Объектом мониторинга условий реализации дополнительных профессиональных программ являются:
1) мониторинг кадровых условий реализации дополнительных профессиональных программ;
2) мониторинг информационно-методических и материально-технических условий реализации дополнительных профессиональных программ.
13. Объектом мониторинга эффективности освоения дополнительных профессиональных программ педагогическими и руководящими работниками являются:
1) мониторинг удовлетворенности педагогическими и руководящими работниками ЯНАО качеством дополнительного профессионального образования (содержанием и организацией реализации дополнительных профессиональных программ);
2) мониторинг результативности освоения дополнительных профессиональных программ педагогическими и руководящими работниками ЯНАО.
14. Мониторинг осуществляется организациями, реализующими дополнительные профессиональные программы.
15. К компетенции ГАУ ДПО ЯНАО "РИРО" в установленной сфере деятельности относятся:
1) разработка концептуальных основ мониторинга;
2) организация разработки нормативных и методических материалов;
3) планирование и организация комплексных мониторинговых исследований;
4) научно-методическое обеспечение мониторинговых исследований;
5) информирование о результатах мониторинга на официальном сайте ГАУ ДПО ЯНАО "РИРО" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
16. Для проведения мониторинга специалистами ГАУ ДПО ЯНАО "РИРО" могут быть привлечены эксперты из числа сотрудников организаций дополнительного профессионального образования, образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, представителей других организаций.
17. В качестве источников информации при проведении мониторинга могут быть использованы аналитические отчёты и статистические данные организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы, данные об аттестации педагогических работников, результаты тестирования, анкетирования педагогических и руководящих работников ЯНАО, результаты текущего контроля освоения дополнительных профессиональных программ, промежуточной и итоговой аттестации слушателей, а также социологические исследования.
18. Мониторинг может осуществляться как по отдельным показателям, так и в комплексе в зависимости от его целей и организационных возможностей.
19. Периодичность, показатели, формы сбора и представления информации определяются ГАУ ДПО ЯНАО "РИРО", но не реже 1 раза в год.
20. Лица, организующие и осуществляющие мониторинг, несут персональную ответственность за достоверность и объективность представляемой информации, за обработку данных мониторинга, их анализ и использование, распространение результатов.
Проведение анализа результатов мониторинга
21. На основании мониторинга фиксируется состояние качества системы дополнительного профессионального образования, прогнозируется ее развитие.
22. Результаты мониторинга являются основанием для принятия управленческих решений департаментом образования ЯНАО и образовательными организациями дополнительного профессионального образования.
23. По результатам мониторинга готовятся аналитические материалы, в формах, соответствующих целям и задачам конкретных исследований.
Приложение
к Положению
о мониторинге качества дополнительного
профессионального образования
педагогических и руководящих работников
Ямало-Ненецкого автономного округа
Региональные показатели
мониторинга качества дополнительного профессионального образования педагогических и руководящих работников Ямало-Ненецкого автономного округа
Номер |
Критерии мониторинга качества дополнительного профессионального образования педагогических и руководящих работников ЯНАО |
Показатели мониторинга качества дополнительного профессионального образования педагогических и руководящих работников ЯНАО |
Расчёт значения показателя |
Периодичность |
Источники получения информации |
1 |
Мониторинг качества дополнительных профессиональных программ |
||||
1.1 |
Соответствие дополнительных профессиональных программ потребностям педагогических и руководящих работников и потребностям системы образования ЯНАО |
Доля дополнительных профессиональных программ (модулей) имеющих новое или обновленное содержание, разработанное в ходе диагностики профессиональных дефицитов педагогов, выявленных на основе анализа результатов государственной итоговой аттестации выпускников образовательных организаций, федеральных и региональных мониторинговых исследований качества образования |
Количество дополнительных профессиональных программ (модулей) имеющих новое или обновленное содержание/общее количество актуальных дополнительных профессиональных программ (модулей) |
Ежегодно |
Аналитические, отчётные и статистические данные организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы |
|
|
Доля дополнительных профессиональных программ, обеспечивающих непрерывность профессионального развития, стимулирование профессионального роста по профилю педагогической деятельности |
Количество дополнительных профессиональных программ по профилю педагогической деятельности /общее количество актуальных дополнительных профессиональных программ (модулей) |
Ежегодно |
Аналитические, отчётные и статистические данные организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы |
|
|
Доля дополнительных профессиональных программ (модулей), прошедших внешнюю экспертизу |
Количество дополнительных профессиональных программ, прошедших внешнюю экспертизу/общее количество актуальных дополнительных профессиональных программ |
Ежегодно |
Аналитические, отчётные и статистические данные организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы |
|
|
Доля педагогических работников, освоивших дополнительные профессиональные программы переподготовки |
Количество педагогических работников, освоивших дополнительные профессиональные программы переподготовки/ общее количество педагогов образовательных организаций |
Ежегодно |
Аналитические, отчётные и статистические данные организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы |
|
|
Доля дополнительных профессиональных программ, разработанных с учетом потребностей региона |
Количество дополнительных профессиональных программ, разработанных с учетом потребностей региона /общее количество актуальных дополнительных профессиональных программ |
Ежегодно |
Аналитические, отчётные и статистические данные организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы |
|
|
Доля адресных дополнительных профессиональных программ, реализуемых в текущем году |
Количество адресных дополнительных профессиональных программ, /общее количество дополнительных профессиональных программ, реализуемых в текущем году |
Ежегодно |
Аналитические, отчётные и статистические данные организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы |
|
|
Доля дополнительных профессиональных программ, содержащих разделы, темы, модули по проведению профилактики профессионального выгорания педагогов |
Количество дополнительных профессиональных программ, содержащих разделы, темы, модули по проведению профилактики профессионального выгорания педагогов /общее количество актуальных дополнительных профессиональных программ, реализуемых в текущем году |
Ежегодно |
Аналитические, отчётные и статистические данные организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы |
|
|
Доля дополнительных профессиональных программ, включенных в индивидуальные образовательные маршруты непрерывного профессионального развития педагогических и руководящих работников |
Количество дополнительных профессиональных программ, включенных в индивидуальные образовательные маршруты непрерывного профессионального развития педагогических и руководящих работников /общее количество актуальных дополнительных профессиональных программ, реализуемых в текущем году |
Ежегодно |
Аналитические, отчётные и статистические данные организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы |
2 |
Мониторинг условий реализации дополнительных профессиональных программ |
||||
2.1 |
Соответствие качества условий реализации дополнительных профессиональных программ направлениям повышения качества образования, принципам открытости и доступности системы образования |
Доля дополнительных профессиональных программ, размещенных в региональных информационных системах, на сайтах образовательных организаций ДПО |
Количество дополнительных профессиональных программ, размещенных в региональных информационных системах, на сайтах образовательных организаций ДПО /общее количество актуальных дополнительных профессиональных программ (модулей) |
Ежегодно |
Аналитические, отчётные и статистические данные организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы |
|
|
Доля дополнительных профессиональных программ, включённых в систему дистанционного обучения, информационно и методически обеспеченных средствами цифровой среды |
Количество дополнительных профессиональных программ, включённых в систему дистанционного обучения /общее количество актуальных дополнительных профессиональных программ (модулей) |
Ежегодно |
Аналитические, отчётные и статистические данные организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы |
|
|
Доля обучающихся, включённых в автоматизированную систему управления реализацией дополнительных профессиональных программ |
Количество обучающихся, включённых в автоматизированную систему управления реализацией дополнительных профессиональных программ /общее количество педагогов, осваивающих дополнительные профессиональные программы |
Ежеквартально |
Аналитические, отчётные и статистические данные организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы |
|
|
Доля преподавателей из числа профессорско-преподавательского состава, соответствующих требованиям, указанным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования" |
Количество преподавателей из числа профессорско-преподавательского состава, соответствующих требованиям специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования/общее число преподавателей, участвующих в реализации дополнительных профессиональных программ |
Ежеквартально |
Аналитические, отчётные и статистические данные организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы |
|
|
Доля преподавателей, привлекаемых к реализации дополнительных профессиональных программ, являющихся высококвалифицированными специалистами-практиками |
Количество преподавателей являющихся высококвалифицированными специалистами-практиками /общее число преподавателей, участвующих в реализации дополнительных профессиональных программ |
Ежеквартально |
Аналитические, отчётные и статистические данные организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы |
|
|
Наличие организационно-педагогических условий, включающих использование современных интерактивных технологий обучения; цифровых образовательных ресурсов, обучающих программ, тренажеров и других электронных контентов |
Описание условий |
Ежегодно |
Аналитические, отчётные и статистические данные организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы |
|
|
Наличие материально-технического обеспечения, включающего необходимые технические средства обучения, используемые в учебном процессе для освоения модулей, тем (учебных дисциплин) дополнительных профессиональных программ |
Описание условий |
Ежегодно |
Аналитические, отчётные и статистические данные организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы |
|
|
Наличие аппаратных и программных средств, обеспечивающих организацию дистанционного обучения, проведение он-лайн - мероприятий, вебинаров, интернет-конференций |
Описание систем |
Ежегодно |
Аналитические, отчётные и статистические данные организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы |
3 |
Мониторинг эффективности освоения дополнительных профессиональных программ |
||||
3.1 |
Адресность, персонифицированность дополнительного профессионального образования |
Доля дополнительных профессиональных программ, реализованных по муниципальному запросу для команд (педагогических коллективов) образовательных организаций |
Количество дополнительных профессиональных программ, реализованных по муниципальному запросу для команд (педагогических коллективов) образовательных организаций/общее количество реализованных дополнительных профессиональных программ в текущем году |
Ежеквартально |
Аналитические, отчётные и статистические данные организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы |
|
|
Доля педагогов, освоивших дополнительные профессиональные программы, разработанные по муниципальному запросу для команд (педагогических коллективов) образовательных организаций |
Количество педагогов, освоивших дополнительные профессиональные программы, разработанные по муниципальному запросу для команд (педагогических коллективов) образовательных организаций/общее количество педагогов, участвовавших в освоении дополнительных профессиональных программ в текущем году |
Ежеквартально |
Аналитические, отчётные и статистические данные организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы |
|
|
Доля адресных дополнительных профессиональных программ, разработанных по запросу профессиональных (общественных) объединений |
Количество адресных дополнительных профессиональных программ, разработанных по запросу профессиональных (общественных) объединений /общее количество реализованных дополнительных профессиональных программ в текущем году |
Ежеквартально |
Аналитические, отчётные и статистические данные организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы |
|
|
Доля педагогов, освоивших дополнительные профессиональные программы, разработанные по запросу профессиональных (общественных) объединений |
Количество педагогов, освоивших дополнительные профессиональные программы, разработанные по запросу профессиональных (общественных) объединений /общее количество педагогов, участвовавших в освоении дополнительных профессиональных программ в текущем году |
Ежеквартально |
|
|
|
Наличие диагностического инструментария, в том числе автоматизированных систем для проведения комплексной диагностики профессиональных компетенций педагогов, оценки качества повышения квалификации |
Описание систем |
Ежеквартально |
Аналитические, отчётные и статистические данные организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы |
|
|
Доля программ, реализованных на основе сетевого взаимодействия с образовательными организациями, реализующими дополнительные профессиональные программы, в том числе с муниципальными методическими ресурсными центрами, инновационными образовательными организациями |
Количество дополнительных профессиональных программ, реализованных на основе сетевого взаимодействия /общее количество реализованных дополнительных профессиональных программ в текущем году |
Ежеквартально |
Аналитические, отчётные и статистические данные организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы |
|
|
Доля педагогов, освоивших дополнительные профессиональные программы, реализованные на основе сетевого взаимодействия |
Количество педагогов, освоивших дополнительные профессиональные программы, реализованные на основе сетевого взаимодействия /общее количество педагогов, участвовавших в освоении дополнительных профессиональных программ в текущем году |
Ежеквартально |
Аналитические, отчётные и статистические данные организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы |
|
|
Доля программ, реализованных в форме стажировки на базе образовательных организаций |
Количество дополнительных профессиональных программ, реализованных в форме стажировки на базе образовательных организаций /общее количество реализованных дополнительных профессиональных программ в текущем году |
Ежеквартально |
Аналитические, отчётные и статистические данные организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы |
|
|
Доля педагогов, освоивших дополнительные профессиональные программы, реализованные в форме стажировки на базе образовательных организаций |
Количество педагогов, освоивших дополнительные профессиональные программы, реализованные в форме стажировки на базе образовательных организаций /общее количество педагогов, участвовавших в освоении дополнительных профессиональных программ в текущем году |
Ежеквартально |
Аналитические, отчётные и статистические данные организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы |
|
|
Доля педагогических работников, реализовавших индивидуальные образовательные траектории /маршруты по повышению квалификации |
Количество педагогов, реализовавших индивидуальные образовательные траектории /маршруты по повышению квалификации /общее количество педагогов, участвовавших в освоении дополнительных профессиональных программ в текущем году |
Ежеквартально |
Аналитические, отчётные и статистические данные организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы |
3.2 |
Оценка результативности освоения дополнительных профессиональных программ повышения квалификации |
Доля обучающихся педагогических работников образовательных организаций удовлетворенных содержанием и организацией реализации дополнительных профессиональных программ |
Количество обучающихся педагогических работников образовательных организаций удовлетворенных содержанием и организацией реализации дополнительных профессиональных программ/общее количество обучающихся |
Ежеквартально |
Аналитические, отчётные и статистические данные организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы |
3.3 |
Оценка качества преподавания |
Доля обучающихся педагогических работников образовательных организаций удовлетворенных качеством преподавания при реализации дополнительных профессиональных программ |
Количество обучающихся педагогических работников образовательных организаций удовлетворенных качеством преподавания при реализации дополнительных профессиональных программ/общее количество обучающихся |
Ежеквартально |
Аналитические, отчётные и статистические данные организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы |
3.4 |
Оценка эффективности освоения дополнительных профессиональных программ повышения квалификации |
Доля обучающихся педагогических работников, имеющих положительную динамику образовательных результатов по результатам освоения дополнительных профессиональных программ |
Количество обучающихся педагогических работников образовательных организаций, имеющих положительную динамику образовательных результатов по результатам освоения дополнительных профессиональных программ /общее количество обучающихся |
Ежеквартально |
Аналитические, отчётные и статистические данные организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы |
3.5 |
Оценка деятельности педагогического работника работодателем после завершения обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации (переподготовки) |
Доля обучившихся педагогических работников, получивших положительный отзыв от работодателя после завершения обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации (переподготовки) |
Количество обучающихся педагогических работников образовательных организаций получивших положительный отзыв от работодателя после завершения обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации (переподготовки) /общее количество обучающихся |
Ежеквартально |
Аналитические, отчётные и статистические данные организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Целью мониторинга является обеспечение эффективного объективного информационного отражения состояния региональной системы дополнительного профессионального образования педагогических и руководящих работников, отслеживание динамики качества предоставляемых образовательных услуг, эффективности управления качеством дополнительного профессионального образования.
Основными задачами мониторинга являются:
разработка и использование единых нормативных материалов для организации дополнительного профессионального образования педагогических и руководящих работников и для проведения мониторинговых исследований;
выявление актуального уровня качества дополнительного профессионального образования - установление его соответствия профессиональным стандартам, квалификационным требованиям;
формирование и внедрение единых требований к качеству дополнительного профессионального образования и подходов к его измерению на основе единых критериев;
формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования образовательной статистики и мониторинга качества дополнительного профессионального образования;
обеспечение органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и администраций образовательных учреждений информацией, полученной при осуществлении мониторинга для принятия управленческих решений.
Приказ Департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 сентября 2020 г. N 619 "Об утверждении Положения о мониторинге качества дополнительного профессионального образования педагогических и руководящих работников Ямало-Ненецкого автономного округа"
Вступает в силу со дня официального опубликования
Текст приказа опубликован на Официальном Интернет-сайте исполнительных органов государственной власти ЯНАО (http://www.yanao.ru)