Письмо Федеральной налоговой службы от 3 июля 2020 г. N СД-4-3/10778
Федеральная налоговая служба в связи с письмом рассмотрела проект мотивированного мнения Инспекции, составленного в связи с установлением факта, свидетельствующего о неправильном исчислении, неполной уплате земельного налога Банком, и сообщает следующее.
Из представленных материалов следует, что Инспекцией выявлено неправомерное применение ставки по земельному налогу в размере 0,1 процента в отношении земельного участка.
Согласно представленной выписки из Единого государственного реестра недвижимости следует, что для земельного участка, принадлежащего Банку на праве собственности, установлен вид разрешенного использования "под индивидуальный жилой дом". На данном земельном участке расположен объект капитального строительства - жилой дом.
По данным налогового органа, земельный участок передан Банку по акту передачи нереализованного имущества должника взыскателю в счет погашения долга заемщика.
Земельный участок с кадастровым номером был получен в счет погашения долга и не использовался по целевому назначению (учет осуществлялся на лицевом счете 619 "Недвижимость, временно неиспользуемая в основной деятельности").
Основным видом деятельности Банка является "Прочее денежное посредничество", цель - извлечение прибыли.
На основании пунктов 2.11, 4.1, 5.1 Положения Банка России от 22.12.2014 N 448-П "О порядке бухгалтерского учета основных средств, нематериальных активов, недвижимости, временно неиспользуемой в основной деятельности, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, запасов, средств труда и предметов труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, в кредитных организациях" имущество должников, переданное банку по договорам отступного, залога, учитывается на балансе в составе недвижимости, временно не используемой в основной деятельности, либо долгосрочных активов, предназначенных для перепродажи.
Согласно Уставу, Банк является коммерческой организацией. Основной целью деятельности Банка является получение прибыли при осуществлении банковских операций (в частности, привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады, осуществление переводов денежных средств по поручению физических и юридических лиц, купля-продажа иностранной валюты, лизинговые операции и т.п).
При рассмотрении вопроса правомерности применения налоговой ставки при исчислении земельного налога в рассматриваемом случае следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) устанавливая земельный налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 "Земельный налог" Налогового кодекса.
Согласно абзацу третьему подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
В отношении прочих (не указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса) земельных участков предельная налоговая ставка по налогу установлена в размере 1,5 процента (подпункт 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса).
Таким образом, исчисление земельного налога в отношении земельных участков с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", в том числе под индивидуальный жилой дом, используемых в предпринимательской деятельности, осуществляется с учетом налоговой ставки, предусмотренной подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка (пункт 2 статьи 394 Налогового кодекса).
В случае, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пункте 1 статьи 394 Налогового кодекса.
Решением Пермской городской Думы от 08.11.2005 N 187 "О земельном налоге на территории города Перми" (с учетом изменений) налоговая ставка на 2018 год установлена в размере 0,1 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
Согласно положениям подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса в отношении отдельных категорий земельных участков, в том числе приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, включая индивидуальное жилищное строительство, устанавливается пониженная налоговая ставка в размере 0,3 процента.
По смыслу налогового законодательства пониженная ставка земельного налога в размере, не превышающем 0,3 процента, применяется в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для удовлетворения личных потребностей граждан, их некоммерческих объединений и используемых в непредпринимательской деятельности (по целевому назначению).
Таким образом, для применения налоговой ставки в размере, не превышающем 0,3 процента, в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, необходимо соблюдение одновременно двух условий: отнесение земельного участка к определенной категории или виду разрешенного использования и использование этого земельного участка по целевому назначению (в непредпринимательской деятельности).
Налоговый кодекс не содержит исчерпывающий перечень документов - источников сведений для определения налоговым органом факта использования земельного участка в предпринимательской деятельности. К таким документированным сведениям, в частности, могут относиться сведения, представленные органами, осуществляющими государственный земельный надзор, муниципальный земельный контроль, материалы проверок правоохранительных органов, полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации, сведения, содержащиеся в налоговой или бухгалтерской (финансовой) отчетности, данные, содержащиеся в реестрах, ведение которых осуществляют налоговые органы, сведения, представленные в порядке межведомственного информационного взаимодействия, и т.п.
Определение такого понятия, как "земельные участки, занятые жилищным фондом", "земельные участки, приобретенные (предоставленные) для жилищного строительства", "земельные участки, приобретенные (предоставленные) для индивидуального жилищного строительства" Налоговый кодекс также не содержит.
Подпунктом 3 пункта 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что индивидуальный жилищный фонд - это совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами - собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами - собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования.
Как следует из положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, объект индивидуального жилищного строительства - это отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.
В свою очередь Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) установлено, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса).
В классификаторе видов разрешенного использования земельных участков, утвержденном приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540, приведено следующее описание вида разрешенного использования земельного участка "для индивидуального жилищного строительства": размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек.
Дополнительно следует учитывать, что статьей 42 Земельного кодекса для собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, установлена обязанность использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Таким образом, пользование земельным участком в соответствии с целевым назначением предполагает фактическое использование земельных участков в целях, установленных при его предоставлении, и определяется положениями Земельного кодекса.
При этом обращаем внимание на следующие обстоятельства, использованные налоговыми органами и судебными органами для вывода о применении налоговой ставки в отношении земельных участков в размере 1,5 процентов от кадастровой стоимости:
- наличие множественности земельных участков, принадлежащих одному лицу, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, основным видом деятельности которого является продажа недвижимости;
- установление признаков коммерческого землепользования (для извлечения прибыли), в том числе создание на соответствующей территории инфраструктуры (построены дороги, подведено электричество для дальнейшей застройки и т.п.), наличие фактов дальнейшей реализации земельных участков, то есть их использование налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.
Необходимость использования земельных участков по целевому назначению для применения пониженной налоговой ставки 0,3 процента в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, отмечена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.06.2018 N 301-КГ18-7425 по делу N А28-12335/2016. В определении указывается, что по смыслу налогового законодательства пониженные ставки земельного налога устанавливаются для физических лиц, непосредственно использующих земли для индивидуального жилищного строительства.
При этом Верховный Суд Российской Федерации отметил, что, исходя из положений абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса, использование налогоплательщиком земельных участков в предпринимательской деятельности исключает возможность применения к ним пониженной налоговой ставки в размере 0,3 процента, определенной абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса, для земельных участков, предназначенных под индивидуальное жилищное строительство.
Дополнительно обращаем внимание на позицию Минфина России, изложенную в письмах от 03.04.2018 N 03-05-04-02/23083, от 15.01.2020 N 03-05-06-02/1158, согласно которой для применения пониженной налоговой ставки 0,3 процента в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, помимо категории и вида разрешенного использования земельного участка, необходимо также учитывать целевой характер использования земельного участка. Исчисление земельного налога в отношении земельных участков с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", используемых в предпринимательской деятельности, осуществляется с учетом налоговой ставки, предусмотренной подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса в размере, не превышающем 1,5 процента для "прочих земельных участков".
Таким образом, для применения пониженной налоговой ставки 0,3 процента в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, помимо категории и вида разрешенного использования земельного участка, необходимо учитывать целевой характер использования указанных земельных участков.
Учитывая вышеизложенное, полагаем, что исчисление земельного налога в отношении земельных участков с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", используемых в предпринимательской деятельности, должно осуществляться с учетом налоговой ставки, предусмотренной подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса.
В этой связи ФНС России поддерживает проект мотивированного мнения Инспекции.
Действительный |
Д.С. Сатин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ФНС разъяснила порядок налогообложения земельных участков с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства".
Если земельный участок указанной категории, в т. ч. предоставленный под индивидуальный жилой дом, используется в предпринимательской деятельности (т. е. не по целевому назначению), то применяется налоговая ставка до 1,5%. Для налогообложения по пониженной ставке (до 0,3%) участок должен фактически использоваться в целях, установленных при его предоставлении.
Также указаны обстоятельства, использованные налоговыми и судебными органами для вывода о применении налоговой ставки в размере 1,5 процентов от кадастровой стоимости:
- наличие множественности земельных участков, принадлежащих одному лицу, зарегистрированному в качестве ИП, основным видом деятельности которого является продажа недвижимости;
- установление признаков коммерческого землепользования (для извлечения прибыли), в т. ч. создание на соответствующей территории инфраструктуры (построены дороги, подведено электричество для дальнейшей застройки и т.п.), наличие фактов дальнейшей реализации земельных участков, т. е. их использование налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.
Письмо Федеральной налоговой службы от 3 июля 2020 г. N СД-4-3/10778
Текст письма опубликован не был