Заключение Счетной палаты РФ от 21 сентября 2020 г. N ЗСП-167/16-09
на проект федерального закона N 1022818-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году" и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2021 году"
(утверждено Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 21 сентября 2020 г. N 48К (1421)))
Досье на проект федерального закона
Счетная палата Российской Федерации рассмотрела проект федерального закона N 1022818-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году" и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2021 году" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроект разработан в целях создания правовых условий для подготовки проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" и его последующего исполнения.
В связи с принятыми и планируемыми к принятию изменениями законодательства Российской Федерации о налогах и сборах частями 1-7 статьи 1 законопроекта предлагается внести изменения в статьи 50, 56, 61, 61.1, 61.2, 61.3, 61.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части установления нормативов распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации доходов от налога на доходы физических лиц в отношении доходов в виде процентов, полученных по вкладам в банках, находящихся на территории Российской Федерации, доходов в виде процента по обращающимся облигациям российских организаций, а также доходов в виде суммы процентов по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, государств - участников Союзного государства, а также от части налога на доходы физических лиц, уплачиваемого при превышении доходов суммы 5,0 млн. рублей.
Законопроектом предусматривается ряд положений, направленных на обеспечение сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Частью 10 статьи 1 законопроекта в пункте 2 статьи 93.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации предлагается закрепить на постоянной основе увеличение с 90 до 180 дней срока предоставления кредита на пополнение остатков средств на счете бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, установленное на 2020 год Федеральным законом от 12 ноября 2019 г. N 367-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году" (далее -Федеральный закон N 367-ФЗ).
Частью 11 статьи 1 законопроекта предусмотрено внесение изменения в пункт 3 статьи 199 Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующий порядок расчета общего объема расходов федерального бюджета, в части увеличения используемого в нем расчетного объема на 2021 год с 585 млрд. рублей до 1 460 млрд. рублей.
Законопроектом (статья 4) предлагается продлить на 2021 год положения Федерального закона N 367-ФЗ в части наделения Правительства Российской Федерации правом осуществлять государственные внутренние (внешние) заимствования Российской Федерации и предоставлять государственные гарантии Российской Федерации с превышением утвержденных законом о федеральном бюджете показателей верхнего предела государственного внутреннего (внешнего) долга Российской Федерации, программ государственных внутренних (внешних) заимствований Российской Федерации, программ государственных гарантий Российской Федерации, осуществлять внутренние (внешние) заимствования, в том числе с превышением установленного законом о федеральном бюджете верхнего предела государственного внутреннего (внешнего) долга Российской Федерации, в целях замещения иных источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Также статьей 4 законопроекта на 2021 год продлевается действие положений, установленных на 2020 год Федеральным законом N 367-ФЗ в отношении направлений использования остатков средств федерального бюджета на 1 января 2021 года (за исключением остатков, указанных в абзацах втором - восьмом пункта 4 статьи 94 Бюджетного кодекса Российской Федерации), образовавшихся в связи с неполным использованием бюджетных ассигнований в ходе исполнения федерального бюджета в 2020 году, а также правовых оснований для внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета в ходе исполнения федерального бюджета в 2021 году без внесения изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов".
На 2021 год продлевается и ряд других положений Федерального закона N 367-ФЗ.
По законопроекту полагаем целесообразным отметить следующее.
Частью 4 статьи 4 законопроекта устанавливается право Правительства Российской Федерации использовать в 2021 году средства Фонда национального благосостояния (далее - ФНБ) сверх объема, предусмотренного федеральным законом о федеральном бюджете, в случае превышения базовой цены на нефть, определяемой в соответствии с пунктом 4 статьи 96.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, среднего за отчетный календарный месяц уровня цены нефти марки "Юралс", определяемого в соответствии с пунктом 3 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Аналогичная норма содержится в Федеральном законе N 367-ФЗ.
При этом указанной частью статьи 4 законопроекта предлагается ограничить объем использования средств ФНБ 1 процентом валового внутреннего продукта.
Счетная палата Российской Федерации предлагает установить ежегодный размер использования ФНБ, предусмотренный частью 6 статьи 96.10 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на постоянной основе начиная с 2021 года.
Частью 5 статьи 4 законопроекта предлагается скорректировать порядок прогнозирования и расчета в 2021 году нефтегазовых доходов федерального бюджета при базовой цене на нефть, базовой экспортной цене на газ природный, базовых ценах экспортной альтернативы для автомобильного бензина АИ-92 класса 5 и дизельного топлива класса 5 и прогнозируемом либо фактически сложившемся за отчетный финансовый год обменном курсе доллара США к рублю, взяв за основу прогноз объемов добычи и переработки нефти и экспорта топливно-энергетических товаров, указанный в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации, положенном в основу прогноза доходов, утвержденных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов".
Полагаем, что в целях однозначного трактования предлагаемой нормы следует установить, что при прогнозировании на 2021 год нефтегазовых доходов используется прогнозируемый обменный курс доллара США к рублю, а при фактическом расчете поступивших нефтегазовых доходов используется обменный курс доллара США к рублю, сложившийся в 2021 году.
На основании изложенного Счетная палата Российской Федерации полагает возможным поддержать законопроект при условии его доработки ко второму чтению с учетом указанных замечаний.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.