Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 989291-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления административной ответственности за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации), внесенный депутатом Государственной Думы П.В. Крашенинниковым, сенатором Российской Федерации А.А. Клишасом
Досье на проект федерального закона
Комитет по государственному строительству и законодательству, рассмотрев представленную законодательную инициативу, отмечает следующее.
Проект федерального закона внесен в составе пакета с законопроектом N 989303-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" и направлен на дифференциацию административной и уголовной ответственности за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации.
Так, предлагается дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) статьей 20.3.2, которая состоит из двух частей и предусматривает:
- во-первых, наказание в виде штрафа за вышеуказанные действия, если в них отсутствуют признаки уголовно наказуемого деяния,
- и, во-вторых, повышенные размеры штрафных санкций, если такие действия совершены с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет").
Также законопроектом предусмотрены корреспондирующие изменения в Общие положения и компетенционные нормы КоАП РФ.
Внесение указанных законопроектов обусловлено вступлением в силу Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", в соответствии с которым статья 67 российской Конституции дополнена положениями о том, что Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности, а действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются
Комитет поддерживает концепцию данной законодательной инициативы и обращает внимание на следующее.
Анализируя представленный проект федерального закона в совокупности с законопроектом N 989303-7, следует заключить, что преюдиция будет применима к тем случаям, когда осуществляются именно призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации (проектная статья 20.3.2 КоАП и статья 280.1 УК РФ, в которой использовался термин "нарушение территориальной целостности"). Когда же реализуются сами действия, то сразу предполагается уголовная ответственность.
При этом в российском законодательстве о противодействии экстремизму и уголовном законодательстве в настоящее время уже используется термин "нарушение территориальной целостности", являющийся аналогичным термину "отчуждение части территории". В связи с этим, думается, что предложенная законопроектами конструкция, основанная на одновременном использовании указанных терминов, позволяет оптимизировать объем предлагаемых изменений, учитывая действующие в настоящее время нормы.
На основании изложенного, Комитет по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе проект федерального закона N 989291-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" принять в первом чтении.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.