Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 22 сентября 2020 г. N 3.8-04/2708
по Федеральному закону "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Венгрией о социальном обеспечении"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел в части вопросов ведения Федеральный закон "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Венгрией о социальном обеспечении" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 16 сентября 2020 года.
Проект названного Федерального закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации 7 июля 2020 года.
Федеральный закон предусматривает ратификацию Договора между Российской Федерацией и Венгрией о социальном обеспечении (далее соответственно - Договор, договаривающиеся стороны), который был подписан 30 октября 2019 года в городе Будапеште.
Договор направлен на регулирование правоотношений, связанных с предоставлением гражданам договаривающихся сторон денежного обеспечения, определенного в статье 2 Договора: страховые пенсии по старости, по инвалидности, по потере кормильца; фиксированная выплата к страховой пенсии и доплата к страховой пенсии; накопительные пенсии и иные выплаты за счет средств пенсионных накоплений; социальные пенсии; пособия в связи с несчастным случаем на производстве и (или) профессиональным заболеванием; единовременные и ежемесячные выплаты, право на которые возникает в связи с осуществлением трудовой и (или) иной деятельности и проживанием на территории одной из договаривающихся сторон.
Помимо граждан договаривающихся сторон, Договор распространяется и на членов их семей, имеющих место жительства на территории одной из договаривающихся сторон, а также на беженцев в рамках статуса, определенного Конвенцией о статусе беженцев от 28 июля 1951 года и Протоколом, касающимся статуса беженцев от 31 января 1967 года, и членов их семей, подпадающих или подпадавших под действие законодательства договаривающихся сторон.
Согласно положениям Договора выплата денежного обеспечения, назначенного одной из договаривающихся сторон, осуществляется при проживании на ее территории и продолжает осуществляться назначившей договаривающейся стороной в случае переезда для проживания получателя с ее территории на территорию другой договаривающейся стороны, а также не подлежит уменьшению, приостановлению или отмене в связи с проживанием на другой территории (статья 5 Договора).
Договором определены условия, порядок и особенности предоставления денежного обеспечения: в части пенсий (часть III Договора) и пособий в связи с несчастным случаем на производстве и (или) профессиональным заболеванием (часть IV Договора).
В частности, положениями статьи 14 Договора предусмотрены особенности определения права на пенсию, предусматривающие, что каждая договаривающаяся сторона назначает пенсию исходя из своего пенсионного законодательства и на основании периодов страхового стажа, приобретенного на ее территории (для Российской Федерации, в том числе на территории бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики).
Вместе с тем, в случае отсутствия необходимого страхового стажа, приобретенного в Российской Федерации (а также на территории бывшей РСФСР) будет учитываться стаж работы, приобретенный на территории Венгрии, а также на территории третьих государств, с которыми у Российской Федерации заключен международный договор о социальном обеспечении (пенсионном страховании) в размере величины индивидуального пенсионного коэффициента, равной единице за каждый год такого стажа.
Накопительная пенсия и иные выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также социальные пенсии будут назначаться и выплачиваться в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом социальные пенсии назначаются при условии неполучения пенсии по законодательству Венгрии. При установлении социальных (федеральной и региональной) доплат будет учитываться денежное обеспечение, назначенное в Венгрии.
Численность граждан Российской Федерации, проживающих на территории Венгрии и получающих страховую пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации, составляет 1 человек.
Численность граждан Венгрии, осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации, за которых работодатели уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, составляет более 360 человек, из которых пенсионного возраста в соответствии с законодательством Российской Федерации достигнут в 2021 году - 7 человек, в 2022 году - 13 человек и в 2023 году - 13 человек. Средний размер страховой пенсии по старости в 2021 году составит 4 955,65 рублей, в 2022 года - 5 530,56 рублей, в 2023 года - 6 127,57 рублей.
Положениями статьи 20 Договора также регулируется порядок назначения и выплаты пособия в связи с несчастными случаями на производстве и (или) профессиональными заболеваниями. Назначение и выплата указанного пособия предусматривается по законодательству той договаривающейся стороны, где имел место несчастный случай или где в последний раз осуществлялась работа, которая могла вызвать профессиональное заболевание.
В настоящее время Фонд социального страхования Российской Федерации страховые выплаты гражданам Венгрии в рамках обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не осуществляет.
Комитет отмечает, что принятие Федерального закона будет способствовать реализации прав граждан Российской Федерации и граждан Венгрии на получение социального обеспечения.
Договор вступает в силу в первый день второго месяца после истечения месяца, следующего за датой получения по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу Договора.
Ратификация Договора отвечает интересам Российской Федерации и способствует поддержанию договорных отношений российско-венгерского сотрудничества по направлениям в области социального обеспечения.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации отмечает, что Федеральный закон соответствуют Конституции Российской Федерации. Договор согласуется с международными обязательствами Российской Федерации.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Венгрией о социальном обеспечении", принятый Государственной Думой.
Председатель Комитета |
И.Ю. Святенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.