Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 22 сентября 2020 г. N 3.5-03/1438
по Федеральному закону "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году"
(проект N 970757-7)
Досье на проект федерального закона
Комитет рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году", принятый Государственной Думой 16 сентября 2020 года (далее - Закон), и отмечает следующее.
Проект федерального закона внесен Правительством Российской Федерации с целью приведения бюджетного законодательства в соответствие с Федеральным законом от 1 мая 2019 года N 87-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 87-ФЗ), которым в систему местного самоуправления введен новый вид муниципального образования - муниципальный округ.
Муниципальный округ представляет собой несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Со дня вступления в силу Закона N 87-ФЗ до 1 января 2025 года устанавливается переходный период по реализации положений данного закона. Наделение муниципального образования статусом муниципального округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации. До окончания переходного периода муниципальные округа участвуют в бюджетных, налоговых, гражданских и иных правоотношениях наравне с городскими округами.
Внесение Правительством Российской Федерации проекта рассматриваемого федерального закона обусловлено необходимостью включения с 2021 года бюджета муниципального округа в бюджетную систему Российской Федерации.
Так, Законом устанавливаются бюджетные полномочия муниципального округа, закрепляется перечень налоговых и неналоговых доходов бюджетов муниципальных округов, вводится бюджетная отчетность об исполнении бюджета муниципального органа. Закон предусматривает определение механизма формирования доходов бюджетов муниципальных округов по аналогии с доходами бюджетов городских округов.
Закон также закрепляет бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации по установлению для бюджетов муниципальных округов субъекта Российской Федерации нормативов отчислений от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и в бюджеты муниципальных округов. Кроме того, устанавливаются формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам муниципальных округов и из бюджетов муниципальных округов, а также сроки составления проекта бюджета и прогноза социально-экономического развития муниципального округа.
При рассмотрении данного законопроекта во втором чтении Правительством Российской Федерации была внесена поправка, согласно которой органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе установить дифференцированные нормативы отчислений в бюджеты муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Размеры указанных дифференцированных нормативов отчислений устанавливаются законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период. При их расчете могут учитываться показатели статистической и налоговой отчетности, а также иные показатели, характеризующие деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, в порядке, определяемом законом субъекта Российской Федерации.
Кроме того, Правительством Российской Федерации во втором чтении были внесены поправки в Федеральный закон от 12 ноября 2019 года N 367-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году" с целью наделения Правительства Российской Федерации правом:
- увеличения суммы на приобретение драгоценных металлов и драгоценных камней в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней, предусмотренной на 2020 год Федеральным законом от 2 декабря 2019 года N 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановом период 2021 и 2022 годов" на сумму, определенную Правительством Российской Федерации, с внесением соответствующих изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета;
- принимать решения в 2020 году о предоставлении в 2020 году государственных кредитов, не предусмотренных Программой предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, за счет ассигнований, установленных указанной Программой, и (или) за счет уменьшения остатков средств федерального бюджета, образовавшихся на 1 января 2020 года.
Принятие Закона позволяет ускорить процесс включения муниципальных округов в систему правоотношений по исполнению консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, а также уточнить особый порядок исполнения федерального бюджета в 2020 году.
Коррупциогенные факторы в Законе не выявлены.
С учетом изложенного, комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году".
Председатель комитета |
А.Д. Артамонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.