Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 977183-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" и статью 44 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (по вопросу упрощения процедуры регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов) внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 977183-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" и статью 44 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" направлен на совершенствование процедуры государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав муниципального образования.
В связи с данным проектом федерального закона Комитет отмечает следующее. Согласно статье 3 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" (далее - Федеральный закон N 97-ФЗ) уставы и муниципальные акты, а также иные документы, необходимые для государственной регистрации уставов и муниципальных актов, представляются в территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации на бумажных носителях.
Данную статью Федерального закона N 97-ФЗ предлагается дополнить новой частью 4.1, согласно которой устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования и документы, указанные в частях 2 и 4 статьи 3 Федерального закона N 97-ФЗ, могут быть представлены для государственной регистрации в электронном виде в порядке и форматах, определяемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.
Таким образом, законопроектом устанавливается возможность представления для государственной регистрации уставов и муниципальных актов, а также документов, необходимых для государственной регистрации, в электронном виде в порядке и форматах, определяемых Министерством юстиции Российской Федерации.
Как указано в пояснительной записке к законопроекту, направление для государственной регистрации уставов и муниципальных актов будет осуществляться посредством системы межведомственного электронного документооборота субъекта Российской Федерации при условии, что соответствующее муниципальное образование и территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации подключены к такой системе.
Законопроектом также предусматривается, что территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о государственной регистрации устава, муниципального акта направляет главе муниципального образования уведомление о включении сведений об уставе, муниципальном акте в государственный реестр уставов муниципальных образований, в котором указывается дата государственной регистрации и государственный регистрационный номер устава или муниципального акта. При этом исключается требование о направлении главе муниципального образования зарегистрированного устава или муниципального акта с проставленным специальным штампом, удостоверяющим государственную регистрацию.
Предложенные законопроектом изменения направлены на упрощение процесса государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных актов, а также на сокращение нагрузки на федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации и на муниципальных служащих.
Принятие проектируемого федерального закона потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.
Комитет, в целом поддерживая концепцию законопроекта, отмечает, что по нему имеется ряд замечаний.
Требуют корректировки подпункт "б" пункта 3 статьи 1 и статья 2 законопроекта. Согласно части 4 статьи 4 Федерального закона N 97-ФЗ датой государственной регистрации устава муниципального образования считается день внесения сведений о нем в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Соответственно в подпункте "б" пункта 3 статьи 1 и в статье 2 законопроекта следует говорить не о государственном реестре уставов муниципальных образований, а о государственном реестре уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 4 Федерального закона N 97-ФЗ регистрирующему органу установлен пятидневный срок для направления экземпляра зарегистрированного устава муниципального образования в адрес главы муниципального образования.
Такой же пятидневный срок установлен для направления главе муниципального образования решения об отказе в государственной регистрации устава муниципального образования (часть 7 статьи 4 Федерального закона N 97-ФЗ).
Законопроектом предлагается внести изменения в эти нормы и вместо пятидневного срока установить срок "в течение пяти рабочих дней". Однако предложенная формулировка значительно увеличивает указанные сроки. При этом никакого обоснования необходимости в таком увеличении в пояснительной записке не представлено. По мнению Комитета, эти сроки нужно не увеличивать, а сокращать до трех рабочих дней.
Согласно части 8 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) глава муниципального образования обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированные устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в течение семи дней со дня его поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований. При этом законопроектом часть 6 статьи 2 Федерального закона N 97-ФЗ дополняется нормой, согласно которой уставы муниципальных образований, муниципальные правовые акты о внесении изменений в уставы муниципальных образований, сведения, включенные в государственный реестр уставов муниципальных образований, размещаются (опубликовываются) на портале уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Соотношения изменений, внесенных в Федеральный закон N 131-ФЗ и часть 6 статьи 2 Федерального закона N 97-ФЗ, неясны и требуют дополнительного уточнения, поскольку в правоприменительной практике могут вызвать неоднозначное толкование.
Кроме этого по законопроекту имеются замечания юридико-технического характера, которые могут быть устранены при подготовке законопроекта ко второму чтению.
На основании изложенного и с учетом замечаний Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рекомендует Государственной Думе при рассмотрении в первом чтении принять проект федерального закона N 977183-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" и статью 44 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.