Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Правительства
Астраханской области
от 25.09.2020 N 408-Пр
Прогноз
социально-экономического развития Астраханской области на среднесрочный период до 2023 года
1. Основные показатели прогноза социально-экономического развития Астраханской области на среднесрочный период до 2023 года
Наименование |
Ед. изм. |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
|||
Консервативный вариант |
Базовый вариант |
Консервативный вариант |
Базовый вариант |
Консервативный вариант |
Базовый вариант |
||
Индекс физического объема валового регионального продукта |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
97,3 |
98,0 |
98,9 |
99,8 |
100,4 |
105,0 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по промышленности |
млн руб. |
388 810,4 |
413 304,7 |
399 502,1 |
426 164,5 |
424 208,4 |
479 840,8 |
Индекс промышленного производства - всего |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
96,0 |
96,5 |
98,3 |
99,1 |
100,7 |
108,8 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
по отрасли "Добыча полезных ископаемых" |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
95,4 |
95,8 |
98,3 |
99,1 |
100,1 |
109,4 |
по отрасли "Обрабатывающие производства" |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
99,8 |
100,6 |
97,9 |
98,5 |
105,3 |
106,1 |
по отрасли "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
98,3 |
100,6 |
100,2 |
100,2 |
100,9 |
101,0 |
по отрасли "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
100,0 |
101,0 |
101,7 |
102,0 |
102,0 |
103,0 |
Продукция сельского хозяйства |
млн руб. |
50 448,95 |
50 941,31 |
52 458,80 |
53 011,84 |
54 763,49 |
55 341,93 |
Индекс производства по отрасли "Сельское хозяйство" |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
99,0 |
100,1 |
100,1 |
100,3 |
100,3 |
100,4 |
Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство" |
в ценах соответствующих лет, млн руб. |
34 255,0 |
34 745,3 |
36 363,4 |
37 140,3 |
38 905,8 |
39 972,2 |
Индекс производства по виду деятельности "Строительство" |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
100,8 |
101,1 |
101,1 |
101,9 |
101,8 |
102,5 |
Инвестиции в основной капитал |
в ценах соответствующих лет, млрд руб. |
103,6 |
103,7 |
109,9 |
110,4 |
107,2 |
108,2 |
Темп роста инвестиций в основной капитал |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
100,4 |
100,8 |
100,8 |
101,5 |
93,1 |
93,5 |
Объем инвестиций в основной капитал без бюджетных средств |
в ценах соответствующих лет, млрд руб. |
100,0 |
99,5 |
106,1 |
106,0 |
103,4 |
103,6 |
Темп инвестиций в основной капитал без бюджетных средств |
% к предыдущему году |
101,1 |
100,9 |
100,8 |
101,5 |
93,0 |
93,3 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в целом по Астраханской области |
тыс. руб. |
39,8 |
40,0 |
42,1 |
42,6 |
44,8 |
45,4 |
% к предыдущему году |
105,4 |
106,0 |
106,0 |
106,5 |
106,2 |
106,6 |
|
Численность занятых в экономике |
тыс. человек |
455,2 |
457,6 |
455,7 |
458,0 |
456,3 |
458,6 |
Потребность Астраханской области в иностранных работниках |
тыс. чел. |
18,5 |
20,3 |
19,3 |
20,3 |
19,5 |
20,5 |
Среднесписочная численность работников на предприятиях малого и среднего предпринимательства (без учета индивидуальных предпринимателей) |
тыс. чел. |
69,32 |
69,96 |
69,47 |
70,10 |
69,58 |
70,32 |
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства, в общей численности занятого населения |
% |
15,2 |
15,3 |
15,2 |
15,3 |
15,2 |
15,3 |
Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах занятости на конец года |
тыс. чел. |
22,7 |
17,7 |
17,7 |
12,6 |
12,6 |
10 |
Продолжение таблицы
Наименование |
Ед. изм. |
2021-2023 годы |
|
Консервативный вариант |
Базовый вариант |
||
Индекс физического объема валового регионального продукта |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
96,6 |
102,6 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по промышленности |
млн руб. |
1 212 520,9 |
1 319 310,0 |
Индекс промышленного производства - всего |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
95,1 |
104,0 |
в том числе: |
|
|
|
по отрасли "Добыча полезных ископаемых" |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
93,9 |
103,9 |
по отрасли "Обрабатывающие производства" |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
103,0 |
105,2 |
по отрасли "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
99,4 |
101,8 |
по отрасли "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
103,7 |
106,1 |
Продукция сельского хозяйства |
млн руб. |
157 671,24 |
159 295,08 |
Индекс производства по отрасли "Сельское хозяйство" |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
99,4 |
100,8 |
Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство" |
в ценах соответствующих лет, млн руб. |
109 524,2 |
111 857,8 |
Индекс производства по виду деятельности "Строительство" |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
103,7 |
105,6 |
Инвестиции в основной капитал |
в ценах соответствующих лет, млрд руб. |
320,8 |
322,3 |
Темп роста инвестиций в основной капитал |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
94,2 |
95,7 |
Объем инвестиций в основной капитал без бюджетных средств |
в ценах соответствующих лет, млрд руб. |
309,5 |
309,1 |
Темп инвестиций в основной капитал без бюджетных средств |
% к предыдущему году |
94,7 |
95,6 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в целом по Астраханской области |
тыс. руб. |
х |
х |
% к предыдущему году |
118,7 |
120,3 |
|
Численность занятых в экономике |
тыс. чел. |
х |
х |
Потребность Астраханской области в иностранных работниках |
чел. |
х |
х |
Среднесписочная численность работников на предприятиях малого и среднего предпринимательства (без учета индивидуальных предпринимателей) |
тыс. чел. |
х |
х |
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства, в общей численности занятого населения |
% |
х |
х |
Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах занятости |
чел. |
х |
х |
2. Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития Астраханской области
Основные тенденции социально-экономического развития Астраханской области в 2019-2020 годах характеризуются острой санитарно-эпидемиологической ситуацией, поскольку на территории Российской Федерации, как и во всем мире, распространилась новая коронавирусная инфекция (COVID-19), которая существенно повлияла на внешние и внутренние условия развития экономики.
За 2019 год объем валового регионального продукта (далее - ВРП) оценивается на уровне 556,6 млрд рублей с темпом роста 100,5% (по Российской Федерации - 101,3%). В наибольшей степени на положительную динамику ВРП оказало влияние увеличение объемов в добыче полезных ископаемых. В результате ввода в эксплуатацию дополнительных добывающих скважин на морском месторождении им. В. Филановского объем добычи нефти вырос более чем на 7%. Положительные темпы были поддержаны результатами работы сельского хозяйства (темп 101,8%), розничной торговлей (темп 100,4%), общественным питанием (темп 103,6%).
Результаты работы обрабатывающей промышленности продемонстрировали рост объемов производства по сравнению с уровнем 2018 года - темп 105,7%. Положительные результаты работы были достигнуты в традиционных для Астраханской области отраслях промышленности - химическом производстве (103,0%), производстве строительных материалов и минеральной продукции (101,9%). Пищевая промышленность сохранила увеличенный более чем на 8% уровень 2018 года. Достигнут рост объемов производства кожи и изделий из кожи (120,1% к уровню 2018 года).
В сельском хозяйстве в 2019 году объемы производства выросли на 1,8% и составили в фактических ценах более 46 млрд рублей, из которых более 27 млрд рублей составила продукция растениеводства (темп роста 101,3%), 19,3 млрд рублей - продукция животноводства (темп роста 102,5%). Рост в растениеводстве достигнут за счет расширения посевных площадей под овощи, бахчевые и картофель (увеличились по сравнению с 2018 годом на 3,2%) и урожайности. Основной составляющей роста в животноводстве стало производство скота и птицы на убой (темп роста 100,8%) и яйца (темп роста 107,0%).
Инвестиции в основной капитал сложились по итогам 2019 года на уровне 95,7 млрд рублей, что составляет 82,3% к уровню предыдущего года. Снижение объемов относительно 2018 года обусловлено инвестиционными графиками нефте- и газодобывающих компаний, которые сосредоточивают около 60% инвестиционного потока.
По итогам 2019 года незначительно вырос оборот розничной торговли - на 0,4% и составил 180,9 млрд рублей, оборот общественного питания - на 3,6% и составил 10,2 млрд рублей. Объем платных услуг населению в 2019 году снизился на 0,4% и составил в денежном выражении 42,7 млрд рублей.
Уровень инфляции (значение показателя за январь-декабрь 2019 года к январю - декабрю 2018 года) на потребительском рынке Астраханской области в 2019 году на 0,4 п.п. отставал от российского показателя и составил 102,6% (по Российской Федерации - 103,0%).
Устойчивая экономическая ситуация 2019 года позволила поддержать стабильный уровень жизни населения региона. В 2019 году впервые за 4 отчетных года уровень реальных денежных доходов населения приблизился к темпам роста потребительских цен и составил 100,4%. Среднедушевой денежный доход сложился на уровне 25 тыс. рублей, увеличившись в номинальном выражении на 5,6% к уровню 2018 года. Более 50% доходов населения составляет заработная плата, которая по итогам 2019 года составила 36,1 тыс. рублей в месяц. Темп роста данного показателя составил 107,3%.
В 2019 году уровень безработицы, рассчитанный в соответствии с рекомендациями Международной организации труда, сложился практически на уровне 2018 года и составил 7,6% от экономически активного населения (2018 год - 7,5%). Уровень зарегистрированной безработицы остался на низком уровне - 1,2%.
По итогам 2019 года коэффициент смертности превышал коэффициент рождаемости - 11,3 и 10,9 на 1000 человек населения соответственно. Коэффициент рождаемости Астраханской области на 0,8 п.п. превышает аналогичный российский показатель (Астраханская область - 10,9; Российская Федерация - 10,1). Коэффициент смертности в Астраханской области значительно ниже показателя по России (Астраханская область - 11,3; Российская Федерация - 12,3).
Первое полугодие 2020 года характеризуется снижением динамики ряда важнейших индикаторов экономического развития региона: индекс промышленного производства составил 97,7%, объемы производства продукции сельского хозяйства сократились на 0,6%, оборот розничной торговли - на 7,2%, объем платных услуг - на 17,8%.
Темп роста ВРП оценивается по итогам 1 полугодия на уровне 94,1%, что на 3,7 п.п. выше оценки динамики валового внутреннего продукта Российской Федерации (90,4%).
Около 50% оборота организаций приходится на добычу полезных ископаемых. Результаты работы данного вида деятельности продолжают определять динамику экономики региона. Общий объем производства по итогам 1 полугодия 2020 года сократился на 2,3% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в связи с сокращением добычи природного газа, газового конденсата и нефти.
Также отрицательные результаты работы продемонстрировали важнейшие отрасли региона - судостроение (снижение объемов производства по итогам 1 полугодия почти на 30% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года) и пищевая промышленность (снижение производства на 5,7%).
В 2019 году не удалось преодолеть негативные тенденции в строительстве - объем работ, выполненных по данному виду экономической деятельности, составил 23,1 млрд рублей или 51,4% к аналогичному периоду прошлого года.
По итогам 1 полугодия 2020 года объем работ по виду деятельности "Строительство" в 1,7 раза превысил уровень соответствующего периода 2019 года. Снижение активности наблюдается в жилищном строительстве. В 1 полугодии 2020 года осуществлен ввод в действие жилых домов общей площадью 116,8 тыс. кв. м, что на 26,2% ниже уровня соответствующего периода прошлого года.
В 1 полугодии 2020 года объем инвестиций в основной капитал превысил уровень соответствующего периода 2019 года на 14% и составил 39,1 млрд рублей.
Индекс потребительских цен за 1 полугодие 2020 года составил 102,2% к соответствующему периоду прошлого года (по Российской Федерации - 102,8%).
По итогам 1 квартала 2020 года обеспечена положительная динамика среднедушевых денежных доходов - на 5,5%. Размер среднедушевых доходов составил 23,1 тыс. рублей Реальные располагаемые денежные доходы - 102,9%. Однако в 1 полугодии 2020 года ожидается снижение данных показателей из-за отрицательного влияния распространения коронавирусной инфекции на экономику.
Уровень зарегистрированной безработицы за 1 полугодие 2020 года составил 4,9% и превысил показатель за аналогичный период 2019 года (1,0%). Если в 1 полугодии 2019 года численность зарегистрированных безработных составляла 5,3 тыс. чел., то в 1 полугодии 2020 года численность безработных составила 24,97 тыс. человек. В значительной мере фактором, определившим данную негативную динамику, стала политика оптимизации издержек, вынужденно проводимая предприятиями и организациями вследствие распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
В 1 полугодии 2020 года численность умерших на 1031 человека превысила численность родившихся. Коэффициент рождаемости составил 9,9 на 1000 человек населения (1 полугодие 2019 года - 10,3), коэффициент смертности - 12,0 на 1000 человек населения (1 полугодие 2019 года - 11,9).
3. Оценка факторов и ограничений экономического роста Астраханской области на среднесрочный период
Сценарные условия социально-экономического развития на период до 2023 года учитывают: тенденции и внешние потенциалы развития Астраханской области, региональные конкурентные преимущества, естественные и создаваемые факторы и превосходства, а также конкурентные факторы риска для региона. Здесь и внешние (макроэкономические, техногенные риски), и внутренние факторы (полнота использования ресурсов, количество, качество ресурсов, развитие техники, факторы занятости), связанные с производством.
Сценарии прогноза социально-экономического развития Астраханской области на перспективу до 2023 года формируются в первую очередь в условиях, определенных Правительством Российской Федерации.
Ввиду того, что на территории Российской Федерации, как и во всем мире, распространилась новая коронавирусная инфекция (COVID-19), которая существенно повлияла на внешние и внутренние условия развития экономики, траектория развития в среднесрочной перспективе будет определяться не только экономическими, но и эпидемиологическими факторами.
Внешние ограничения, определяющие в целом состояние экономической стабильности в Российской Федерации, касаются санитарно-эпидемиологической ситуации. Кроме того, в 2020 году импортеры и экспортёры столкнулись с проблемой разрыва внешнеторговых цепочек в результате введения карантина в целом ряде государств. Усложнилась транспортировка грузов. Выросли тарифы на грузоперевозки при одновременном увеличении сроков доставки.
В качестве внутренних факторов социально-экономического развития Астраханской области учитываются региональные преимущества:
- значительные запасы природных ресурсов, в первую очередь газа и нефти;
- благоприятные природные условия для выращивания интенсивных сельскохозяйственных культур;
- предпосылки для развития альтернативной энергетики, в первую очередь гелиоэлектроэнергетики;
- выгодное географическое положение, в том числе расположение на пересечении крупных транспортных коридоров;
- наличие транспортного узла для осуществления мультимодальных перевозок;
- природно-исторические предпосылки для развития туризма (рыбалка, охота, культурно-познавательный, лечебно-оздоровительный туризм).
Вместе с тем в прогнозе учтено влияние таких факторов, как:
- распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и ввод карантинных мер на территории Астраханской области;
- недостаточность и высокая стоимость финансовых ресурсов для модернизации и обновления производства предприятий Астраханской области;
- низкий уровень конкурентоспособности предприятий в связи с низким уровнем производительности труда и внедрения новых технологий;
- изношенность жилого фонда и инженерной инфраструктуры, высокий уровень энергетических потерь;
- изношенность фондов в обрабатывающей промышленности;
- неполное использование имеющейся транспортной инфраструктуры для перевалки и перевозки грузов;
- недостаточность инфраструктуры малого предпринимательства на территории области, в первую очередь индустриальных и агропромышленных парков;
- недостаточное развитие туристской инфраструктуры, институциональных и кооперационных связей в туристской отрасли;
- ограниченность территорий, которые могут быть эффективно использованы в сельскохозяйственном обороте;
- относительно низкая эффективность животноводства (производительность животных), связанная с условиями хозяйствования и недостатками в технологии содержания.
Риски, определяющие ограничения развития экономики, максимально учтены в консервативном варианте прогноза социально-экономического развития Астраханской области на период до 2023 года.
Консервативный сценарий характеризуется высокими рисками:
- неблагоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации, затяжного восстановления мировой экономики;
- заморозки инвестиционных проектов, в том числе в нефтегазовом секторе, вследствие влияния санкционной политики, а также ухудшения конъюнктуры на сырьевых рынках;
- увеличения дефицита бюджета (сокращение налоговых доходов, а также трансферов из федерального бюджета из-за экономического спада в Российской Федерации и Астраханской области). Заморозка важнейших инфраструктурных проектов в области, в том числе формирования промышленных площадок (особые экономические зоны, индустриальные парки);
- наращивания социальной напряженности, снижение доходов и возрастание дифференциации доходов населения вследствие общего экономического спада в Российской Федерации, что может привести к отказу от ряда ключевых проектов в сфере услуг;
- увеличения оттока молодежи и квалифицированных кадров в случае неуспешной политики в сфере создания высокопроизводительных рабочих мест;
- ухудшения качества окружающей среды в случае неполного учета экологических требований при реализации проектов, а также при эксплуатации природных и биологических ресурсов;
- усиления конкуренции за ресурсы со стороны лидирующих регионов Южного федерального округа, а также ряда регионов зарубежных стран (Казахстан), в том числе в сфере привлечения инвестиций, транспортных потоков через порты (таможенные преференции);
- связанными с тенденцией к обмелению судоходных каналов, что может привести к ухудшению позиций области в сфере грузоперевозок, речной навигации.
Вместе с тем в Астраханской области уже сейчас достигнута полная энергодостаточность региона, развита транспортная инфраструктура и обеспечена транспортная доступность области.
Одной из важнейших целей экономической политики Правительства Астраханской области является создание благоприятных условий ведения бизнеса и привлечения инвестиций в регион. И здесь определяющим фактором является полнота использования нормативно-правовых инструментов, созданных в последние годы. Кроме того, учитываются возможности особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Лотос" (далее - ОЭЗ ППТ "Лотос"), созданной на территории Астраханской области в 2014 году, как одного из наиболее эффективных инструментов привлечения инвестиций.
Рост экономики Астраханской области в базовом сценарии характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста за счет выхода на проектную мощность по уже завершенным проектам, а также за счет модернизации энерго-сырьевого комплекса и развития обрабатывающей промышленности, и здесь в прогнозном периоде будут использованы возможности:
- участия в федеральных инициативах (импортозамещение, развитие малого бизнеса, развитие инноваций), а также возможность привлечения федеральных инвестиций в рамках реализации государственных программ;
- продолжения государственной политики импортозамещения в области сельскохозяйственного производства;
- развития инновационных технологий, в том числе в сферах альтернативной энергетики, сельского хозяйства;
- повышения привлекательности Астраханской области для рабочей силы из сопредельных регионов;
- повышения потенциала потребительского рынка и рынка недвижимости;
- расширения сотрудничества со странами Среднего Востока и Южной Азии в экономической, социальной и культурной сферах (позиционирование области как опорного региона России на Каспии);
- улучшения имиджа Астраханской области на российских и зарубежных рынках инвестиций, товаров и услуг, в том числе туризма.
4. Направления социально-экономического развития Астраханской области и целевые показатели вариантов прогноза социально-экономического развития Астраханской области на среднесрочный период, включая количественные показатели и качественные характеристики социально-экономического развития
Валовой региональный продукт
Экономический рост в регионе за 2019 год оценивается на уровне 2018 года, однако в 2020 году наблюдается снижение ВРП на 2,9% в связи с введением ограничений, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Астраханской области.
В целом прогнозируется выход экономики в этот период на сбалансированный рост темпами, чуть ниже среднероссийских. Так, к 2023 году ВРП Астраханской области оценивается в размере свыше 613 млрд рублей, темп роста при этом составит 105% по базовому варианту развития экономики.
В прогнозном периоде основной вклад в прирост добавленной стоимости внесут предприятия добывающего сектора экономики. Уже сейчас доля данного вида деятельности в структуре ВРП составляет свыше 47%. Продолжится реализация проектов освоения месторождения им. Ю. Корчагина и В. Филановского, а с 2022 года - месторождения им. В. Грайфера. Положительное влияние на результативность отрасли добычи полезных ископаемых окажет добыча соли, гипса, прочих полезных ископаемых. Модернизация производства позволяет увеличивать объемы добычи полезных ископаемых, что обеспечит дополнительный прирост добавленной стоимости данной отрасли.
Обрабатывающие производства, доля которых в общей структуре добавленной стоимости составляют около 3,8%, поддержат темпы роста ВРП в первую очередь за счет отраслей судостроения, производства машин и оборудования, производства текстильных, резиновых и пластмассовых изделий, а также пищевой промышленности за счет проведённой в предыдущие годы модернизации технологического оборудования, расширения объема производства, а также создания новых производств.
Кроме того, существенный вклад в формирование добавленной стоимости обеспечит реализация ряда проектов на территории ОЭЗ ППТ "Лотос".
Поддержит экономический рост агропромышленный комплекс региона, торговля, транспорт и связь, которые занимают в структуре ВРП 6%, 7% и 9% соответственно.
Принимаемые Правительством области меры по поддержке региональных производителей, реализации приоритетных направлений экономической политики позволяют прогнозировать сохранение положительных тенденций развития области в среднесрочном периоде. Дополнительным стимулом будет являться создание портовой экономической зоны. Объем ВРП области прогнозируется в 2023 году в текущих основных ценах в объеме более 613 млрд рублей, что в сопоставимых ценах выше уровня 2020 года на 3%. В расчете на душу населения области ВРП планируется в 2023 году в размере 613 тыс. рублей (119,4% к уровню 2020 года).
Промышленное производство
По итогам работы за 2019 год индекс промышленного производства к 2018 году по четырем видам экономической деятельности - "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства", "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха", "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" - составит 102,6%. Значение индекса промышленного производства в целом по четырем видам экономической деятельности Астраханской области определяется главным образом темпами роста добычи углеводородного сырья в секторе добычи полезных ископаемых. В структуре общего объема промышленной продукции предприятиями этого вида деятельности отгружается более 75% общего объема отгрузки.
Положительное влияние на формирование показателя также оказали сложившиеся по итогам года темпы изменения производственных показателей по виду деятельности "Обрабатывающие производства" - 105,7%. Предприятиями этого вида деятельности отгружается около 17,2% промышленной продукции области.
Доли видов деятельности "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" и "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" в общем объеме отгрузки составляют порядка 7,6% в совокупности при индексах промышленного производства 97,5% и 85,2% соответственно.
Индекс промышленного производства в оценке 2020 года составит 97,0% к уровню 2019 года. Поддержание объемов производства планируется в большей степени за счет продолжения реализации проектов по добыче топливно-энергетических полезных ископаемых и в судостроении. С учетом планируемых мероприятий по повышению конкурентоспособности региональной экономики общий индекс промышленного производства прогнозируется в 2021 году - 96,5%, в 2022 - 99,1%, в 2023 - 108,8%.
Добыча полезных ископаемых
Индекс промышленного производства в добыче полезных ископаемых прогнозируется в 2020 году на уровне 96,9%, в 2021 - 95,8%, в 2022 - 99,1%, в 2023 - 109,4%. При этом индекс промышленного производства по добыче сырой нефти и природного газа в 2023 году к 2019 году прогнозируется на уровне 101,7%, по добыче прочих полезных ископаемых - 101,7%.
Основные перспективы развития добычи полезных ископаемых связаны с эффективным освоением минерально-сырьевой базы региона, в которой преобладают газ, конденсат и нефть. Прирост объемов производства планируется в большей степени за счет продолжения обустройства и ввода в эксплуатацию в 2022 году месторождения им. В. Грайфера на шельфе Каспийского моря. Кроме того, продолжается реализация проекта освоения месторождения им. Ю. Корчагина и им В. Филановского.
Развитие вида экономической деятельности "Добыча прочих полезных ископаемых" будет связано в основном с производственной загрузкой одного из старейших отечественных солеперерабатывающих предприятий, которое разрабатывает Баскунчакское месторождение самосадочной соли, а также ведущего предприятия в сфере добычи гипсового камня, разрабатывающего Нижне-Баскунчакское месторождение.
В ближайшие годы развитие сектора нефтесервисных услуг будет обеспечено за счет роста предоставляемых услуг в сфере добычи нефти и газа предприятиями данной отрасли, в частности основной объем работ предполагается в рамках начала обустройства месторождения им. В. Грайфера.
Обрабатывающие производства
По виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" индекс производства в 2023 году к 2019 году составит 103,3%.
Индекс производства в пищевой отрасли в 2020 году составит 95,0%, в 2021 году - 102,5%, в 2022 году - 103,5%, в 2023 году - 101,8%. Развитие вида деятельности "Производство пищевых продуктов" будет сопряжено с превращением агропромышленного комплекса Астраханской области в один из наиболее эффективных, технологичных, инновационно ориентированных промышленных секторов Южного Поволжья и Каспийского региона со специализацией на производстве овощей и продуктов их переработки. Рост производства будет опираться на максимальное расширение собственной сырьевой базы, интеграцию с сельхозпроизводителями, техническое перевооружение и модернизацию производства.
Определяющее влияние на увеличение объемов производства окажет реализация в 2021-2022 годах проекта по строительству второго завода по выращиванию, переработке томатов и производству томатной пасты на территории Енотаевского района.
Кроме того, резидентами ОЭЗ ППТ "Лотос" реализуется несколько проектов в пищевой отрасли региона - по строительству технологического комплекса по производству протеина из природного газа и по производству мальковых и продукционных кормов для объектов аквакультуры.
В легкой промышленности индекс производства по виду экономической деятельности "Производство текстильных изделий" в 2023 году к 2019 году составит 101,6%, по "Производству одежды" - 109,2%, по "Производству кожи и изделий из кожи" - 108,2% соответственно. Рост объемов производства в легкой промышленности ожидается в основном за счет ввода в промышленную эксплуатацию в 2020 году на территории ОЭЗ ППТ "Лотос" завода по производству геосинтетических материалов, а также повышения качества и конкурентоспособности производимой резиновой обуви. Сдерживающим фактором ускоренного развития данной отрасли является отсутствие в прогнозируемом периоде достаточного объема заказов по пошиву спецодежды для силовых структур России, зимних пуховых курток и пр.
В сфере производства нефтепродуктов в 2020 году индекс производства составит 100,8%, в 2021 году - 99,7%, в 2022 году - 93,7%, в 2023 году - 110,3%. Развитие данного вида деятельности до 2022 года будет определяться реализацией проекта по расширению производств N 3,6 на Астраханском газоперерабатывающем заводе, направленного на повышение комплексности и рациональности использования всего объема добываемого конденсата за счет углубления его переработки и повышения качества и экологических характеристик выпускаемого топлива до современных и перспективных международных стандартов.
В химической отрасли в 2023 году к 2019 году индекс производства составит 100,1%. В прогнозируемом периоде продолжится модернизация и техническое перевооружение предприятий отрасли с целью повышения качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, в частности лакокрасочных материалов, пищевой поливинилхлоридной пленки. Вместе с тем основная динамика данной отрасли связана с установлением плановых заданий предприятий газодобывающего комплекса по добыче природного газа и газового конденсата и, как следствие, по производству серы, являющейся сопутствующим продуктом и занимающей в региональной химической отрасли порядка 98%. В 2021-2023 годах запланирована реализация проекта по строительству дополнительных мощностей "сухой" грануляции серы, включая современные механизированные комплексы по погрузке серы на Астраханском газоперерабатывающем заводе. Положительный тренд будет поддержан вводом в эксплуатацию в 2020 году на территории ОЭЗ ППТ "Лотос" завода по производству труб капельного орошения.
В отрасли по производству резиновых и пластмассовых изделий в 2020 году по прогнозу индекс производства составит 98,0%, в 2021 году - 85%, в 2022 году - 100,0%, в 2023 году - 102,0%. Определяющим фактором в отрицательной динамике данного показателя является плановое сокращение в 2020 и 2021 годах объемов производства резиновых медицинских пробок, которые применяются на крупных фармацевтических заводах России и ближнего зарубежья в связи с отсутствием достаточного пакета заказов.
Отрицательная динамика в отрасли по производству прочей неметаллической минеральной продукции (индекс производства в 2023 году к 2019 году составит 85,3%) обусловлена существенным сокращением объемов производства в 2020 году и их затяжным восстановлением (преимущественно стекла и изделий из стекла, изделий из бетона, цемента и гипса). В то же время на положительное развитие данной отрасли повлияют результаты завершенного в 2019 году проекта модернизации технологического потока в сфере производства стекловолокна.
В сфере производства готовых металлических изделий в 2020 году по прогнозу индекс производства составит 101,0%, в 2021 году - 102,0%, в 2022 году - 103,0%, в 2023 - 104,0%. Положительная динамика обусловлена наличием заказов по производству продукции, используемой при строительстве нефтегазопроводов каспийских месторождений (нанесение защитно-утяжеляющего покрытия (обетонирование) на трубы). Кроме того, предприятиями данной отрасли производится теплоизолированная труба с антикоррозийным покрытием. Данная продукция предназначена для использования в коммунальной сфере. С 2019 года реализуется проект по производству секции свай для опорных оснований нефтегазовых платформ шельфовых месторождений.
В машиностроительной отрасли в прогнозном периоде (2020-2023 годы) наблюдается снижение объемов производства на 15,3% к уровню 2019 года, что обусловлено ликвидацией в 2019 году крупнейшего регионального предприятия по производству металлорежущих станков и кузнечно-прессовых машин. При этом ожидается стабильное наличие заказов на ООО ПКФ "Карон-Мет" по производству запасных частей к дизелям типа Д50 и Д100, используемым на железнодорожном транспорте, на морском и речном флоте, а также по ремонту тепловозов серии ТЭМ-2 и по производству запасных частей к ним на Астраханском тепловозоремонтном заводе, являющемся единственным специализированным предприятием по ремонту маневровых тепловозов в Южном федеральном округе.
В отрасли судостроения индекс производства к 2023 году вырастет на 15,8% к 2019 году. Развитие судостроительной отрасли региона в прогнозируемом периоде будет связано главным образом с освоением континентального шельфа Каспийского моря, обустройством морских нефтяных месторождений и последующей добычей углеводородов и будет включать в себя строительство оффшорной техники (морских платформ), вспомогательного и транспортного флота, организацию их обслуживания и ремонта. Правительством Астраханской области налажено тесное взаимодействие с АО "Объединённая судостроительная корпорация" и Минпромторгом России, что позволило обеспечить загрузку судостроительных площадок под строительство морских и речных гражданских судов, а также способствовало привлечению заказов в рамках восстановления российского круизного флота.
Важным событием 2019 года стало восстановление деятельности старейшего предприятия региона - ССЗ "Красные Баррикады". В июле 2019 года производственный комплекс завода был выкуплен АО "ОСК", и совместно с Правительством Астраханской области разработана дорожная карта по возобновлению производственной деятельности на производственной базе завода.
Кроме этого, в 2020 году началась реализация нового крупного проекта. Все крупные судостроительные площадки региона: АО "ЮЦСС", АО "АСПО", АО "ССЗ "Лотос", ООО "Марис" - задействованы в строительстве модулей платформы ЛСП-А для Каменномысского месторождения компании "Газпром".
В сфере производства прочих готовых изделий в 2020 году индекс производства составит 110%, в 2021 году - 100%, в 2022 году - 106,0%, в 2023 году - 102,0%, что связано с запланированным вводом в эксплуатацию в конце 2022 года на территории ОЭЗ ППТ "Лотос" завода по производству саморазрушающихся шприцев третьего поколения, являющегося первым подобным заводом в России. Кроме того, увеличению объемов производства также будет способствовать рост объемов выпуска ортопедической обуви и ортопедических изделий.
Энергетика и водоснабжение
В 2020 году по прогнозу индекс производства по виду экономической деятельности "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" составит 96,8%, в 2021 году - 100,6%, в 2022 году - 100,2%, в 2023 году - 101,0%.
Дефицита электрической энергии и мощности в энергосистеме Астраханской области не имеется. Однако в целях повышения энергонезависимости и энергобезопасности региона осуществляются меры по дальнейшему развитию генерации в регионе. Рост объемов производства электроэнергии в 2020-2023 годах будет обеспечен благодаря реализации инвестиционных проектов как в традиционном энергетическом комплексе, так и в сфере альтернативной энергетики.
Кроме того, в перспективе на 2020-2023 годы предполагается выполнение ряда работ по техническому перевооружению и реконструкции действующих электростанций и подстанций, вводу дополнительных трансформаторных мощностей и линий электропередачи, модернизации котельных.
С учетом реализации в регионе инвестиционной программы по строительству и модернизации сетей водоснабжения и водоотведения, направленной на обеспечение надежного и бесперебойного водоснабжения и водоотведения, индекс промышленного производства по виду экономической деятельности "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" в 2020 году составит 90,0%, в 2021 году - 101,0%, в 2022 году - 102%, в 2023 - 103,0%.
Сельское хозяйство
В 2020-2023 годах будет обеспечена дальнейшая реализация приоритетных направлений развития сельского хозяйства, внедрения новых технологий и техники. Объем валовой сельскохозяйственной продукции с 47,1 млрд рублей в 2020 году возрастет в 2023 году до 55,3 млрд рублей. Темпы роста агропромышленной продукции составят в 2020 году 98,0%, в 2021 году - 100,1%, в 2022 году - 100,3%, в 2023 - 100,4%.
В растениеводстве основной акцент делается на увеличении объемов производства овощей, в том числе за счет строительства второго завода по выращиванию, переработке томатов и производству томатной пасты на территории Енотаевского района. В 2020-2023 годах темп роста производства овощей составит 100,5% ежегодно.
Мясное скотоводство является одной из основных составляющих агропромышленного комплекса. В соответствии с прогнозом будет развиваться птицеводство, в том числе за счет реализации проектов по модернизации региональных птицефабрик. В животноводстве в 2020-2023 годах темпы роста производства скота и птицы на убой составят 99,9%, 100,2%, 100,2%, 100,2% соответственно.
Строительство
Учитывая сложившиеся отраслевые тенденции развития, ожидается, что по итогам 2020 года объем выполненных работ по виду деятельности "строительство" составит 32,8 млрд рублей.
В рассматриваемом периоде базовый вариант развития строительной отрасли предполагает, что объем работ по виду деятельности "строительство" в 2020 году составит 32,8 млрд рублей, в 2021 году - 34,7 млрд рублей, в 2022 году - 37,1 млрд рублей, в 2023 году - порядка 40,0 млрд рублей. За период 2021-2023 годов прирост показателя составит +5,6%.
Консервативный сценарий формирования объема строительных работ в рассматриваемом периоде предполагает, что прирост показателя за период 2021-2023 годов составит +3,7%.
В перспективе продолжится реализация ранее начатых проектов в рамках выполнения следующих работ:
- модернизация энергоснабжения, водоснабжения и газификации сельских населенных пунктов;
- выполнение работ по бурению нефтяных скважин;
- осуществление общестроительных работ по возведению, разборке и сносу зданий;
- строительство линий связи и линий электропередачи;
- строительство, реконструкция объектов образования, здравоохранения, спорта, культуры.
Малое и среднее предпринимательство, включая микропредприятия
Сегодня малый бизнес - это значительная и неотделимая часть региональной экономики. Предпринимательство определяет темпы экономического роста и структуру ВРП.
В условиях сложившейся эпидемиологической ситуации большинство субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) были вынуждены приостановить свою деятельность. При безусловном приоритете обеспечения защиты жизни и здоровья людей Правительство Астраханской области при разработке и реализации комплекса ограничительных и иных мероприятий в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в обязательном порядке учитывает необходимость устойчивого развития экономики Астраханской области.
Так, на территории области был создан штаб по обеспечению устойчивого развития экономики Астраханской области и работе с системообразующими организациями Астраханской области (далее - штаб). Во исполнение решений штаба утвержден план первоочередных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития экономики Астраханской области, в котором особое внимание уделено антикризисной поддержке МСП, в том числе приостановлено назначение проверок индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, введен мораторий на уплату арендных платежей в 2020 году для арендаторов государственного имущества Астраханской области, предназначенного для предоставления в аренду субъектам МСП, предложены уникальные меры финансовой поддержки.
С 1 июля на территории региона введен режим для самозанятых, для которых в условиях пандемии предусмотрен дополнительный "налоговый капитал" в размере 1 минимального размера оплаты труда. За 1 месяц заявившихся и признанных самозанятыми насчитывается 1015 человек. Формат самозанятости задает хороший темп, способствующий скорейшему восстановлению к 2021 году количества субъектов МСП.
Значительное влияние на рост показателей МСП в среднесрочном периоде окажет реализация региональных проектов "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства", "Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию", "Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности".
В трехлетней перспективе 2021-2023 годов среднесписочная численность работников малых и средних предприятий увеличится на 0,6% и достигнет 70,315 тыс. человек.
Субъекты МСП не обладают "подушкой безопасности" и не готовы обеспечить себя самостоятельно в данный период, а государственную поддержку получить сложно ввиду причин, связанных с размерами бизнеса, спецификой деятельности и т.д. Вероятные риски как следствие пандемии отражены в консервативном варианте прогноза.
Инвестиции
Оценка инвестиционных намерений крупных и средних предприятий предполагает незначительное снижение индекса физического объема инвестиций в основной капитал в 2020 году, обусловленное сложной эпидемиологической обстановкой. Инвестиции в основной капитал ожидаются в объеме 97,8 млрд рублей, что составит 96,8% к уровню 2019 года.
В 2020 году в денежном эквиваленте бюджетные инвестиции превысят 4 млрд рублей.
На перспективу до 2023 года предполагается поэтапное наращивание инвестиционных вложений в развитие отраслей региональной экономики. Базовый сценарий прогноза инвестиций в основной капитал основывается на предпосылках реализации проектов в рамках сформированного плана инвестиционных затрат хозяйствующими субъектами. В 2020 году общий объем капитальных вложений составит 97,8 млрд рублей, в 2021 году - 103,7 млрд рублей, в 2022 году - 110,4 млрд рублей, в 2023 году - 108,2 млрд рублей. По оценке министерства экономического развития Астраханской области темп капитальных вложений за прогнозируемый период 2021-2023 годов сложится на уровне 95,7% в сопоставимых ценах. Преобладающая доля в объеме инвестиций в отрасли добычи полезных ископаемых будет приходиться на добычу сырой нефти и природного газа, предоставление услуг в этих областях. Основной объем капитальных вложений будет направлен в данной отрасли на освоение нефтяных месторождений на шельфе Северного Каспия. Реализация нового крупного инвестиционного проекта в нефтегазовом комплексе - освоение месторождения имени В. Грайфера - послужит дополнительной точкой роста инвестиционных ожиданий.
В перспективе до 2023 года включительно бюджетные ассигнования традиционно будут направлены в сферу особого внимания со стороны Правительства Астраханской области - формирование/модернизацию систем водоснабжения, теплоснабжения, газификацию населенных пунктов региона.
Базовый сценарий структуры инвестиций в основной капитал с точки зрения источников финансирования в период 2021-2023 годов не предусматривает резких скачков в динамике формирования бюджетных инвестиций.
Труд и занятость
В структуре денежных доходов населения наибольший удельный вес занимает оплата труда наемных работников. Наибольшее влияние на данный показатель оказывает среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников.
В 2020 году показатель среднемесячной заработной плата оценивается в сумме 37 717,6 руб. (104,5%). Замедление темпов роста показателя объясняется введением ограничительных мер для предприятий в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Многие предприятия и организации если не сокращают зарплаты и персонал, то как минимум отказываются от премиальных выплат. Меры поддержки занятости со стороны Правительства Астраханской области смягчат ситуацию на рынке труда, но они не смогут в значительной степени повлиять на сохранение темпов роста заработной платы, сложившихся за предыдущий период.
В прогнозном периоде по базовому варианту ежегодно ожидается положительная динамика в 2021 году - 39 980,7 руб. (106%), в 2022 году - 42 579,4 руб. (106,5%), в 2023 году - 45 389,6 руб. (106,6%). Это связано с реализацией инвестиционных проектов по созданию новых производств в реальном секторе экономики, расширением имеющихся производственных предприятий, активным формированием инфраструктуры ОЭЗ ППТ "Лотос", снижением неформальной занятости, в бюджетном секторе - поддержанием уровня заработной платы отдельным категориям бюджетников, предусмотренного указами Президента Российской Федерации, проведением индексации заработной платы категориям бюджетников, не охваченным указами Президента Российской Федерации, оказанием социальной помощи.
По консервативному варианту прогноза заработная плата будет расти более низкими темпами и к 2023 году достигнет уровня 44 752,3 руб.
Ситуация на рынке труда Астраханской области начиная с апреля 2020 года характеризуется увеличением числа обращений граждан в службу занятости населения и ростом численности безработных, что явилось следствием влияния распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
С целью сдерживания роста безработицы и напряженности на рынке труда региона реализуются мероприятия государственной программы "Содействие занятости населения Астраханской области", осуществляется комплекс мер по сбору информации о вакантных рабочих местах.
Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения (на конец года), прогнозируется в 2020 году на уровне 34,6 тыс. человек, в 2021 году по базовому варианту - 17,7 тыс. человек, в 2022 году - 12,6 тыс. человек, в 2023 году - 10 тыс. человек. По консервативному варианту к 2023 году значение показателя составит 12,6 тыс. человек.
Увеличение численности трудовых ресурсов, создание рабочих мест, реализация инвестиционных проектов, реализация мероприятий по легализации трудовых отношений позволят обеспечить вовлечение населения в экономическую деятельность, снизить численность безработных граждан и обеспечить стабилизацию занятых в экономике.
Прогноз баланса трудовых ресурсов Астраханской области, в том числе потребность в привлечении иностранных работников по отдельным видам экономической деятельности, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Прогноз баланса трудовых ресурсов Астраханской области, в том числе потребность в привлечении иностранных работников по отдельным видам экономической деятельности
Наименование показателя |
Единица измерения |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
|||
Консервативный вариант |
Базовый вариант |
Консервативный вариант |
Базовый вариант |
Консервативный вариант |
Базовый вариант |
||
Численность трудовых ресурсов - всего, в том числе: |
тыс. человек |
592,1 |
594,3 |
592,2 |
594,6 |
592,8 |
595,0 |
трудоспособное население в трудоспособном возрасте |
тыс. человек |
538,1 |
539,3 |
538,7 |
540,0 |
539,5 |
541,5 |
иностранные трудовые мигранты |
тыс. человек |
15,8 |
16,9 |
16,0 |
16,9 |
16,5 |
17,0 |
численность лиц старше трудоспособного возраста и подростков, занятых в экономике, в том числе: |
тыс. человек |
38,2 |
38,1 |
37,5 |
37,7 |
36,8 |
36,5 |
пенсионеры старше трудоспособного возраста |
тыс. человек |
35,6 |
35,5 |
34,9 |
35,1 |
34,1 |
33,8 |
подростки моложе трудоспособного возраста |
тыс. человек |
2,6 |
2,6 |
2,6 |
2,6 |
2,7 |
2,7 |
Численность занятых в экономике - всего, в том числе по разделам ОКВЭД: |
тыс. человек |
455,2 |
457,6 |
455,7 |
458,0 |
456,3 |
458,6 |
сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство |
тыс. человек |
61,5 |
61,9 |
61,8 |
62,0 |
62,1 |
62,2 |
добыча полезных ископаемых |
тыс. человек |
11,2 |
11,4 |
11,2 |
11,4 |
11,2 |
11,4 |
обрабатывающие производства |
тыс. человек |
45,1 |
45,2 |
45,2 |
45,3 |
45,3 |
45,5 |
обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
тыс. человек |
9,4 |
9,5 |
9,4 |
9,5 |
9,4 |
9,5 |
водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
тыс. человек |
5,7 |
5,8 |
5,7 |
5,8 |
5,7 |
5,8 |
строительство |
тыс. человек |
28,4 |
28,5 |
28,4 |
28,5 |
28,5 |
28,6 |
торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов |
тыс. человек |
74,6 |
74,8 |
74,6 |
74,8 |
74,7 |
74,9 |
транспортировка и хранение |
тыс. человек |
35,2 |
35,3 |
35,3 |
35,4 |
35,3 |
35,4 |
деятельность гостиниц и предприятий общественного питания |
тыс. человек |
14,0 |
14,0 |
14,0 |
14,1 |
14,0 |
14,1 |
деятельность в области информации и связи |
тыс. человек |
6,8 |
6,9 |
6,8 |
6,9 |
6,8 |
6,9 |
деятельность финансовая и страховая |
тыс. человек |
6,5 |
6,6 |
6,5 |
6,6 |
6,5 |
6,6 |
деятельность по операциям с недвижимым имуществом |
тыс. человек |
10,5 |
10,6 |
10,5 |
10,6 |
10,5 |
10,6 |
деятельность профессиональная, научная и техническая |
тыс. человек |
9,4 |
9,5 |
9,4 |
9,5 |
9,4 |
9,5 |
деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги |
тыс. человек |
12,1 |
12,2 |
12,1 |
12,2 |
12,1 |
12,2 |
государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение |
тыс. человек |
32,4 |
32,5 |
32,4 |
32,5 |
32,4 |
32,5 |
образование |
тыс. человек |
35,8 |
36,0 |
35,8 |
36,0 |
35,8 |
36,0 |
деятельность в области здравоохранения и социальных услуг |
тыс. человек |
35,0 |
35,1 |
35,0 |
35,1 |
35,0 |
35,1 |
деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений |
тыс. человек |
7,4 |
7,5 |
7,4 |
7,5 |
7,4 |
7,5 |
прочие виды экономической деятельности |
тыс. человек |
14,2 |
14,3 |
14,2 |
14,3 |
14,2 |
14,3 |
Численность населения в трудоспособном возрасте, не занятого в экономике, - всего, в том числе: |
тыс. человек |
136,9 |
136,7 |
136,5 |
136,6 |
136,5 |
136,4 |
численность учащихся трудоспособного возраста, обучающихся с отрывом от производства |
тыс. человек |
43,2 |
43,7 |
43,2 |
43,7 |
43,2 |
43,7 |
численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости |
тыс. человек |
20,4 |
13,3 |
11,7 |
8,3 |
11,5 |
8,3 |
численность прочих категорий населения в трудоспособном возрасте, не занятого в экономике |
тыс. человек |
73,3 |
79,7 |
81,6 |
84,6 |
81,8 |
84,4 |
Потребность в привлечении иностранных работников - всего, в том числе по разделам ОКВЭД |
человек |
18500 |
20300 |
19300 |
20300 |
19450 |
20450 |
сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство |
человек |
5920 |
6496 |
6176 |
6496 |
6224 |
6544 |
добыча полезных ископаемых и обрабатывающие производства |
|
5180 |
5684 |
5404 |
5684 |
5446 |
5726 |
строительство |
|
722 |
792 |
753 |
792 |
759 |
798 |
торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов; транспортировка и хранение, деятельность в области информации и связи |
человек |
2035 |
2233 |
2123 |
2233 |
2140 |
2250 |
деятельность гостиниц и предприятий общественного питания |
человек |
407 |
447 |
425 |
447 |
428 |
450 |
прочие виды деятельности |
человек |
4237 |
4649 |
4420 |
4649 |
4454 |
4683 |
В прогнозируемом периоде прослеживается снижение, а затем плавный рост численности занятых в экономике к 2023 году. Значение показателя в 2023 году составит 458,6 тыс. человек по базовому варианту прогноза, 456,3 тыс. человек - по консервативному варианту прогноза.
Основным негативным фактором, повлиявшим на структуру рынка труда в Астраханской области, является распространение на территории региона новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Данное явление повлияло на снижение численности занятых в экономике в 2020 году.
Кроме того, на снижение численности занятого населения повлияло не только снижение общей численности населения, проживающего в Астраханской области, но и миграционный отток населения.
В 2020 году численность занятых в экономике оценивается на уровне 457,6 тыс. человек, в 2021 году - 457,6 тыс. человек, в 2022 году - 458,0 тыс. человек, в 2023 - 458,6 тыс. человек.
Анализ структуры занятости населения показывает, что основная доля (около 40%) занята в таких отраслях экономики, как: сельское хозяйство, рыболовство и рыбоводство, торговля оптовая и розничная, обрабатывающие производства.
При положительной динамике социально-экономического развития региона, создании новых рабочих мест, сокращении высвобождения и объемов неполной занятости работников предприятий и организаций возможно улучшение ситуации на рынке труда, снижение напряженности и уровня безработицы.
5. Основные параметры государственных программ Астраханской области
На территории Астраханской области реализуются 23 государственные программы. Основные параметры государственных программ представлены в таблице 2.
Таблица 2
Государственные программы Астраханской области
N |
Перечень нормативных правовых актов, утверждающих государственные программы Астраханской области |
Сроки |
Государственный заказчик-координатор государственной программы |
1 |
Государственная программа "Развитие здравоохранения Астраханской области" (утверждена постановлением Правительства Астраханской области от 10.09.2014 N 371-П) |
2015-2024 годы |
министерство здравоохранения Астраханской области |
2 |
Государственная программа "Развитие образования Астраханской области" (утверждена постановлением Правительства Астраханской области от 25.09.2014 N 402-П) |
2015-2020 годы и на перспективу до 2029 года |
министерство образования и науки Астраханской области |
3 |
Государственная программа "Социальная защита, поддержка и социальное обслуживание населения Астраханской области" (утверждена постановлением Правительства Астраханской области от 12.09.2014 N 399-П) |
2015-2024 годы |
министерство социального развития и труда Астраханской области |
4 |
Государственная программа "Развитие дорожного хозяйства Астраханской области" (утверждена постановлением Правительства Астраханской области от 07.10.2014 N 427-П) |
2015-2024 годы |
министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Астраханской области |
5 |
Государственная программа "Развитие жилищного строительства Астраханской области" (утверждена постановлением Правительства Астраханской области от 08.10.2014 N 429-П) |
2015-2024 годы |
министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области |
6 |
Государственная программа "Улучшение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг на территории Астраханской области" (утверждена постановлением Правительства Астраханской области от 10.09.2014 N 369-П) |
2015-2020 годы: 1 этап: 2015-2017 годы; 2 этап: 2018-2024 годы |
министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области |
7 |
Государственная программа "Формирование современной городской среды на территории Астраханской области" (утверждена постановлением Правительства Астраханской области от 31.08.2017 N 292-П) |
2018-2024 годы |
министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области |
8 |
Государственная программа "Развитие сельского хозяйства, пищевой и рыбной промышленности Астраханской области" (утверждена постановлением Правительства Астраханской области от 10.09.2014 N 368-П) |
с 2015 по 2024 год |
министерство сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области |
9 |
Государственная программа "Развитие промышленности и транспортной системы Астраханской области" (утверждена постановлением Правительства Астраханской области от 16.09.2014 N 400-П) |
2015-2028 годы: 1 этап: 2015-2021 годы; 2 этап: 2022-2028 годы |
министерство промышленности и природных ресурсов Астраханской области |
10 |
Государственная программа "Развитие культуры и туризма Астраханской области" (утверждена постановлением Правительства Астраханской области от 12.09.2014 N 388-П) |
2015-2024 годы |
министерство культуры и туризма Астраханской области |
11 |
Государственная программа "Развитие физической культуры и спорта Астраханской области" (утверждена постановлением Правительства Астраханской области от 10.09.2014 N 370-П) |
2015-2024 годы |
министерство физической культуры и спорта Астраханской области |
12 |
Государственная программа "Информационное общество Астраханской области" (утверждена постановлением Правительства Астраханской области от 03.09.2014 N 352-П) |
2015-2024 годы |
министерство государственного управления, информационных технологий и связи Астраханской области |
13 |
Государственная программа "Охрана окружающей среды Астраханской области" (утверждена постановлением Правительства Астраханской области от 12.09.2014 N 389-П) |
2015-2025 годы, в том числе: 1 этап: 2015-2020 годы; 2 этап: 2021-2025 годы |
служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области |
14 |
Государственная программа "Молодежь Астраханской области" (утверждена постановлением Правительства Астраханской области от 06.10.2014 N 426-П) |
2015-2021 годы |
агентство по делам молодежи Астраханской области |
15 |
Государственная программа "Развитие казачества на территории Астраханской области" (утверждена постановлением Правительства Астраханской области от 06.10.2014 N 425-П) |
2015-2021 годы |
агентство по делам молодежи Астраханской области |
16 |
Государственная программа "Патриотическое воспитание населения Астраханской области" (утверждена постановлением Правительства Астраханской области от 21.12.2017 N 500-П) |
2018-2024 годы |
агентство по делам молодежи Астраханской области |
17 |
Государственная программа "Содействие занятости населения Астраханской области" (утверждена постановлением Правительства Астраханской области от 03.09.2014 N 355-П) |
2015-2024 годы |
агентство по занятости населения Астраханской области |
18 |
Государственная программа "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Астраханской области" (утверждена постановлением Правительства Астраханской области от 12.09.2014 N 383-П) |
2015-2020 годы |
администрация Губернатора Астраханской области |
19 |
Государственная программа "Создание условий для обеспечения благоприятного инвестиционного климата в Астраханской области" (утверждена постановлением Правительства Астраханской области от 12.09.2014 N 385-П) |
с 2015 по 2021 годы |
министерство экономического развития Астраханской области |
20 |
Государственная программа "Экономическое развитие Астраханской области" (утверждена постановлением Правительства Астраханской области от 10.09.2014 N 372-П) |
2015-2024 годы |
министерство экономического развития Астраханской области |
21 |
Государственная программа "Повышение кадрового потенциала исполнительных органов государственной власти Астраханской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области" (утверждена постановлением Правительства Астраханской области от 27.08.2014 N 337-П) |
2015-2021 годы |
администрация Губернатора Астраханской области |
22 |
Государственная программа "Общероссийская гражданская идентичность и этнокультурное развитие народов России на территории Астраханской области" (утверждена постановлением Правительства Астраханской области от 20.11.2015 N 568-П) |
2016-2021 годы |
министерство культуры и туризма Астраханской области |
23 |
Государственная программа "Обеспечение государственной политики в области противодействия коррупции в Астраханской области" (утверждена постановлением Правительства Астраханской области от 05.07.2018 N 272-П) |
2018-2023 |
служба по противодействию коррупции Астраханской области |
Основные приоритеты и цели государственной политики в сферах реализации государственных программ определены федеральными и региональными документами стратегического планирования, а также иными правовыми актами Президента и Правительства Российской Федерации и Правительства Астраханской области.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Правительства Астраханской области от 25 сентября 2020 г. N 408-Пр "О прогнозе социально-экономического... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.