Решение Верховного Суда Республики Хакасия
от 30 июня 2020 г. по делу N 3а-67/2020
Верховный Суд Республики Хакасия
в лице председательствующего Петровой Т.Л.,
при секретаре Бедненко И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Республики Хакасия о признании не действующим Закона Республики Хакасия от 6 марта 2020 г. N 11-ЗРХ "О запрете оборота на территории Республики Хакасия бестабачной никотинсодержащей продукции, электронных систем доставки никотина и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Хакасия в связи с установлением административной ответственности за нарушение данного запрета", установил:
и.о. прокурора Республики Хакасия обратился в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим Закона Республики Хакасия от 6 марта 2020 г. N 11-ЗРХ "О запрете оборота на территории Республики Хакасия бестабачной никотинсодержащей продукции, электронных систем доставки никотина и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Хакасия в связи с установлением административной ответственности за нарушение данного запрета", мотивируя требования тем, что, он принят с превышением полномочий субъекта Российской Федерации, поскольку установив полный запрет оборота отдельных видов продукции на территории Республики Хакасия, административный ответчик осуществил регулирование правовых основ единого рынка.
В судебном заседании прокурор Стонт Д.Л. на заявленных требованиях настаивал, приводя в обоснование доводы, изложенные в административном исковом заявлении.
Представители Верховного Совета Республики Хакасия Чустеева И.А., Русинская Е.Н. возражали против удовлетворения административного искового заявления, пояснили, что оспариваемый Закон направлен на обеспечение реализации и защиту прав неопределенного круга лиц на жизнь и здоровье в рамках полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации положениями пунктов "б", "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, относящих защиту прав и свобод человека и гражданина, обеспечение общественной безопасности, координацию вопросов здравоохранения, защиту детства к сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Установленный запрет действует до принятия соответствующего федерального закона.
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
26 февраля 2020 г. Верховным Советом Республики Хакасия принят Закон Республики Хакасия "О запрете оборота на территории Республики Хакасия бестабачной никотинсодержащей продукции, электронных систем доставки никотина и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Хакасия в связи с установлением административной ответственности за нарушение данного запрета".
Согласно статье 73 Конституции Республики Хакасия (в редакции от 11 ноября 2019 г.), статье 2 Закона Республики Хакасия от 19 сентября 1995 г. N 46 "О Верховном Совете Республики Хакасия" (в редакции от 5 декабря 2019 г.) Верховный Совет Республики Хакасия состоит из 50 депутатов.
Верховный Совет Республики Хакасия является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного общего числа депутатов (статья 77 Конституции Республики Хакасия, статья 6 Закона Республики Хакасия N 46).
В силу статьи 78 Конституции Республики Хакасия, статьи 7 Закона Республики Хакасия N 46 заседание Верховного Совета правомочно, если в его работе участвует не менее двух третей от установленного общего числа депутатов Верховного Совета Республики Хакасия.
Закон Республики Хакасия принимается большинством голосов от установленного общего числа депутатов Верховного Совета Республики Хакасия, если иное не предусмотрено федеральным законом (статья 87 Конституции Республики Хакасия, часть 3 статьи 17 Закона Республики Хакасия N 46).
На заседании Верховного Совета Республики Хакасия 26 февраля 2020 г. присутствовало 45 депутатов, за принятие Закона Республики Хакасия "О запрете оборота на территории Республики Хакасия бестабачной никотинсодержащей продукции, электронных систем доставки никотина и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Хакасия в связи с установлением административной ответственности за нарушение данного запрета" проголосовало 45 депутатов.
Таким образом, Закон Республики Хакасия N 11-ЗРХ принят правомочным составом Верховного Совета Республики Хакасия и достаточным количеством голосов депутатов.
В соответствии со статьей 18 Закона Республики Хакасия N 46 Закон Республики Хакасия, принятый Верховным Советом Республики Хакасия, в течение 7 дней направляется для подписания и обнародования Главе Республики Хакасия - Председателю Правительства Республики Хакасия. Глава Республики Хакасия - Председатель Правительства Республики Хакасия подписывает и обнародует закон Республики Хакасия либо отклоняет закон в течение 14 календарных дней со дня его получения. Конституция и законы Республики Хакасия вступают в силу со дня их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты Республики Хакасия по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через 10 дней после их официального опубликования.
Официальным опубликованием законов Республики Хакасия и иных нормативных правовых актов считается первая публикация их полного текста в следующих официальных изданиях: 1) в газете "Хакасия"; 2) в газете "Хабар"; 3) в бюллетене "Вестник Хакасии"; 4) или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) (часть 1 статьи 28 Закона Республики Хакасия от 11 марта 2015 г. N 18-ЗРХ "О нормативных правовых актах Республики Хакасия) (в редакции от 7 октября 2019 г.).
Закон Республики Хакасия N 11-ЗРХ подписан Главой Республики Хакасия - Председателем Правительства Республики Хакасия 6 марта 2020 г., текст опубликован 10 марта 2020 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и в бюллетене "Вестник Хакасия" от 10 марта 2020 г. N 27.
Согласно статье 1 Закона N 11-ЗРХ настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в целях защиты прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья, предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию устанавливает на территории Республики Хакасия запрет оборота бестабачной никотинсодержащей продукции, электронных систем доставки никотина.
В силу статьи 3 Закона N 11-ЗРХ до принятия соответствующего федерального закона на территории Республики Хакасия запрещается оборот (изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, реализация, приобретение, потребление) бестабачной никотинсодержащей продукции, электронных систем доставки никотина.
Таким образом, Законом N 11-ЗРХ установлен полный запрет оборота отдельных видов продукции на территории Республики Хакасия, то есть осуществлено регулирование правовых основ единого рынка.
Статьей 4 Закона N 11-ЗРХ введена административная ответственность за нарушение запрета оборота бестабачной никотинсодержащей продукции, электронных систем доставки никотина, статьей 5 Закона N 11-ЗРХ органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия наделены государственными полномочиями по определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.
Бестабачная никотинсодержащая продукция по идентификационным признакам, способу применения относится к пищевой продукции, подпадающей под действие технических регламентов Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (в редакции от 10.06.2014), и ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881 (в редакции от 14.09.2018).
В соответствии с пунктами 15, 16 статьи 181, статьей 193 Налогового кодекса Российской Федерации электронные системы доставки никотина, жидкость для электронных систем доставки никотина являются подакцизными товарами, подлежащими налогообложению.
Акцизы относятся к федеральным налогам и сборам (статья 13 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, регулирование оборота указанных товаров является источником пополнения бюджета Российской Федерации на законных основаниях.
Согласно пунктам "в", "ж", "з", "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; установление правовых основ единого рынка; федеральные налоги и сборы, гражданское законодательство.
По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (часть 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (часть 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации).
Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (часть 2 статьи 74 Конституции Российской Федерации).
Пунктами 1, 5 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации.
Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определены Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (в ред. от 25.12.2018) (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ), статьей 15 которого установлены антимонопольные требования к органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.
В соответствии с подпунктами "а", "б" пункта 4 статьи 15 Федерального закона N 381-ФЗ органам государственной власти субъектов Российской Федерации, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности, запрещается принятие иных нормативных правовых актов, предусматривающих установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров между субъектами Российской Федерации, между муниципальными образованиями в границах субъекта Российской Федерации; введение ограничений продажи отдельных видов товаров на территориях субъектов Российской Федерации территориях муниципальных образований в границах субъектов Российской Федерации.
Наряду с приведенными нормами частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в ред. от 24.04.2020) установлено, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства отдельных видов товаров.
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (в редакции от 01.03.2020) в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые: не соответствуют требованиям нормативных документов; не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации.
Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются (пункт 2 статьи 3 Федерального закона N 29-ФЗ).
Таким образом, ограничения оборота пищевых продуктов, материалов и изделий установлены федеральным законодательством.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, реализуя свои полномочия в сфере регулирования предпринимательской деятельности федеральный законодатель вправе определять порядок и условия ее осуществления и, исходя из специфики производства и оборота тех или иных видов продукции как объектов гражданских прав, устанавливать дополнительные требования, а также ограничения, которые, однако, должны соответствовать критериям, закрепленным Конституцией Российской Федерации, а именно, вводиться федеральным законом и только в целях закрепленных ею ценностей, в том числе здоровья, прав и законных интересов других лиц (постановление от 12.11.2003 N 17-П, определения от 18.03.2004 N 150-0, от 23.06.2016 N 1351-0).
Федеральным законодательством бестабачная никотинсодержащая продукция, электронные системы доставки никотина не отнесены к товарам, оборот которых запрещен или ограничен, в том числе в целях защиты жизни и здоровья граждан в связи с чем нельзя согласиться с доводом представителей Верховного Совета Республики Хакасия о том, что оспариваемый Закон был принят для реализации указанных целей.
Кроме того, следует отметить, что в статье 1 Закона N 11-ЗРХ указано, что предметом его регулирования является запрет оборота бестабачной никотинсодержащей продукции, электронных систем доставки никотина в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, в то время как в статье 3 установлен полный запрет оборота названной продукции, что свидетельствует о том, что содержание оспариваемого Закона является неопределенным и позволяет различным органам толковать и применять его положения произвольно.
В силу части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Закон N 11-ЗРХ принят с превышением полномочий субъекта Российской Федерации, а также не отвечает требованиям определенности и ясности, в связи с чем административное исковое заявление прокурора о признании его не соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, недействующим со дня вступления решения суда в законную силу является обоснованным и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление исполняющего обязанности прокурора Республики Хакасия удовлетворить.
Признать Закон Республики Хакасия от 6 марта 2020 г. N 11-ЗРХ "О запрете оборота на территории Республики Хакасия бестабачной никотинсодержащей продукции, электронных систем доставки никотина и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Хакасия в связи с установлением административной ответственности за нарушение данного запрета" не соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Направить для опубликования в бюллетене "Вестник Хакасии" сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 3 июля 2020 г.
Председательствующий |
Т.Л. Петрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Хакасия от 30 июня 2020 г. по делу N 3а-67/2020
Текст решения опубликован в бюллетене "Вестник Хакасии" от 30 сентября 2020 г. N 71