Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Правительства Орловской области
от 28 сентября 2020 г. N 603-р
Региональная программа
Орловской области "Укрепление общественного здоровья"
Паспорт региональной программы Орловской области "Укрепление общественного здоровья"
Наименование региональной программы |
"Укрепление общественного здоровья" (далее также - региональная программа) |
Основание для разработки региональной программы |
Паспорт национального проекта "Демография", утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам; мероприятие 1.8 региональный проект "Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек" федерального проекта "Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек" национального проекта "Демография", подпрограммы 1 государственной программы Орловской области "Об утверждении государственной программы Орловской области "Развитие отрасли здравоохранения в Орловской области", утвержденной постановлением Правительства Орловской области от 17 декабря 2019 года N 695 (далее также - региональный проект "Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек" федерального проекта "Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек" национального проекта "Демография") |
Разработчик региональной программы |
Департамент здравоохранения Орловской области
|
Участники региональной программы |
Департамент здравоохранения Орловской области; бюджетные учреждения здравоохранения Орловской области (далее также - БУЗ ОО); Департамент образования Орловской области; Департамент социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области; Департамент промышленности и торговли Орловской области; Департамент сельского хозяйства Орловской области; Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области; Управление физической культуры и спорта Орловской области; Управление Роспотребнадзора по Орловской области (по согласованию); органы местного самоуправления муниципальных образований Орловской области (по согласованию); организации независимо от форм собственности (по согласованию); волонтерские организации (по согласованию) |
Цели региональной программы |
1. Увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни (далее также - ЗОЖ), путем формирования у них ответственного отношения к своему здоровью. 2. Формирование культуры общественного здоровья |
Задачи региональной программы |
1. Создание регионального центра общественного здоровья. 2. Внедрение программ общественного здоровья в муниципальных образованиях Орловской области. 3. Разработка и внедрение корпоративных программ укрепления здоровья. 4. Информационно-коммуникационные кампании по пропаганде здорового образа жизни. 5. Вовлечение граждан и организаций независимо от форм собственности в мероприятия по укреплению общественного здоровья |
Срок реализации региональной программы |
2020 - 2024 годы |
Объемы финансового обеспечения региональной программы |
Финансирование мероприятий региональной программы из средств федерального бюджета не предусмотрено. Программа будет реализована за счет средств текущего финансирования Департамента здравоохранения Орловской области, бюджетных учреждений здравоохранения Орловской области |
Ожидаемые результаты реализации региональной программы |
1. Создание к 2024 году условий для укрепления общественного здоровья, качественной жизни граждан, мотивации граждан к ведению здорового образа жизни. 2. Внедрение к 2024 году в Орловской области муниципальных программ по укреплению общественного здоровья в 50% муниципальных образований Орловской области, внедрение корпоративных программ, содержащих наилучшие практики по укреплению здоровья работников организаций |
I. Общая характеристика региональной программы
Здоровье населения является важнейшим фактором успешного общественного развития и национальной безопасности, ресурсом для обеспечения стабильности государства. По уровню качества жизни и состоянию здоровья населения можно судить об эффективности государственной политики в области социальной сферы.
Неустойчивое развитие экономики страны, недостаточное правовое, ресурсное, информационное и финансовое обеспечение мероприятий по сохранению общественного здоровья и развитию здравоохранения, затянувшиеся реформы способствовали значительному ухудшению здоровья населения.
Так, в 2019 году число умерших составило 11 350 человек (показатель 2018 года - 11 775 человек). При снижении абсолютного числа умерших отмечалось увеличение показателя естественной убыли населения с 6,9 в 2018 году до 7,3 в 2019 году на 1000 человек. Данный показатель коррелирует с уменьшением общей численности населения Орловской области с 747 247 человек в 2018 году до 739 467 человек в 2019 году, а также со снижением рождаемости с 9,0 до 8,1 на 1000 человек.
Так, в 2019 году численность населения Орловской области на начало 2019 года составляла 739 467 человек. Изменение численности населения в 2017 - 2019 годах представлено в таблице 1.
Таблица 1
Годы |
2017 |
2018 |
2019 |
Численность населения (человек) |
754 816 |
747 247 |
739 467 |
Также в 2019 году наметилась положительная тенденция к снижению показателя общей смертности (на 1000 человек) с 15,8 до 15,4.
Как Правительством Российской Федерации, так и Правительством Орловской области большое значение уделяется формированию у населения мотивации к здоровому образу жизни. В Орловской области с 2019 года реализуется региональный проект "Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек" федерального проекта "Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек" национального проекта "Демография". На территории региона исполняются принятые Правительством Российской Федерации решения, разработанные в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения и направленные на снижение уровня потребления табачной и алкогольной продукции, а также на преодоление микронутриентной недостаточности, дефицита йода, избыточного потребления сахара и соли.
В структуре общей смертности (на 100 тыс. человек) основной причиной летальных исходов являются болезни системы кровообращения (880,0), второе место занимают новообразования (258,8), третье - внешние причины смерти (82,9), из них: от всех видов транспортных несчастных случаев - 15,1, случайного отравления алкоголем - 5,6, самоубийства -10,2, убийств - 4,2, повреждений с неопределенными намерениями - 19,3.
Негативной тенденцией является рост болезней органов пищеварения (107,1% к уровню 2018 года). В большинстве случаев данная патология обусловлена образом жизни и поведением пациентов. Важнейшими факторами риска являются курение табака, чрезмерное употребление алкоголя, нездоровое питание и недостаточная физическая активность. Факторы риска, обусловленные поведением, приводят к биологическим факторам риска: отклонению в показателях липидов крови, ожирению и артериальной гипертонии.
Число зарегистрированных больных (в абсолютных числах) с синдромом зависимости от алкоголя (алкоголизмом), включая алкогольные психозы, составило по итогам первого полугодия 2019 года 10 732 человека, по итогам всего 2018 года - 11 477 человек (в 2017 году - 11 742 человека, в 2016 году - 12 213 человек, в 2015 году - 13 999 человек).
При этом показатель распространенности (общей заболеваемости) в расчете на 100 тыс. населения региона составил в первом полугодии 2019 года 1443,6; по итогам 2018 года - 1544,1 (в 2017 году - 1563,5; в 2016 году - 1601,7; в 2015 году - 1829,4).
Показатели распространенности (общей заболеваемости) алкоголизмом в Орловской области по сравнению с Центральным федеральным округом и Российской Федерацией приведены в таблице 2.
Таблица 2
Общая заболеваемость алкоголизмом |
Значение показателя (на 100 тыс. населения) |
||||
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
|
Показатель по Орловской области |
1836,0 |
1612,8 |
1555,6 |
1536,0 |
1506,8 |
Показатель по Центральному федеральному округу |
1310,7 |
1209,2 |
1119,8 |
1015,0 |
н.д. |
Показатель по Российской Федерации |
1174,2 |
1083,7 |
1023,2 |
937,5 |
н.д. |
В том числе было зарегистрировано с впервые в жизни установленным диагнозом алкоголизма: в 2019 году - 645 человек; по итогам 2018 года - 700 человек; в 2017 году - 752 человека.
При этом показатель первичной заболеваемости в расчете на 100 тыс. населения региона составил в 2019 году 93,3; в 2018 году - 94,2; в 2017 году - 99,6.
Значения показателя заболеваемости (первичной) алкоголизмом в Орловской области по сравнению с Центральным федеральным округом и Российской Федерацией приведены в таблице 3.
Таблица 3
Первичная заболеваемость алкоголизмом |
Значение показателя (на 100 тыс. населения) |
||||
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
|
Показатель по Орловской области |
98,2 |
101,5 |
99,6 |
93,68 |
93,3 |
Показатель по Центральному федеральному округу |
64,0 |
55,2 |
49,4 |
46,89 |
н.д. |
Показатель по Российской Федерации |
70,8 |
64,9 |
55,7 |
52,78 |
н.д. |
Вместе с тем вышеуказанные региональные показатели превышают аналогичные показатели по Центральному федеральному округу и по стране в целом, что является основанием для проведения активной профилактической работы, направленной на снижение потребления алкоголя населением Орловской области.
До вступления в силу запрета на курение в общественных местах в России курило около 39% взрослого населения. Среди мужчин активными курильщиками было 60,2% (30,6 млн), среди женщин - 21,7% (13,3 млн).
До введения запрета на курение в общественных местах пассивному курению были подвержены более 50% взрослого населения. По данным Всемирной организации здравоохранения, в настоящее время потребление табака является одной из ведущих причин смерти (10% смертности взрослого населения, около 6 млн летальных исходов в год) и инвалидности в мире, представляет существенную угрозу для здоровья человека и несет за собой негативные медицинские, демографические и другие социально-экономические последствия. В Российской Федерации ежегодно от болезней, связанных с потреблением табака, погибает от 300 до 400 тысяч человек.
С потреблением табака связаны развитие тяжелых хронических заболеваний, в том числе рака и других онкологических заболеваний, болезней органов дыхания (хронической обструктивной болезни легких, эмфиземы, бронхита), сердечно-сосудистых заболеваний (инфаркта миокарда, инсульта, атеросклероза, гипертонии), а также потеря слуха, зрения, развитие катаракты. Его потребление кроме этого приводит к бесплодию, выкидышам и импотенции, другим тяжелым последствиям, инвалидности и смерти.
В последние годы в России и на территории региона осуществляется системный подход к реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, заложен принцип непрерывности и последовательности их выполнения. В результате распространенность потребления табака среди взрослого населения Российской Федерации в целом и Орловской области в частности снизилась с 39% в 2019 году до уровня 26% к настоящему времени.
В то же время показатели распространенности потребления табака все еще остаются высокими. Потеря потенциальных лет жизни в трудоспособном возрасте, связанная с преждевременной смертностью, обусловленной курением, в среднем составляет у мужчин 9 лет, у женщин - 5,6 года. В связи с этим требуется принятие дополнительных мер, направленных на снижение потребления табака, и непрерывная реализация принятых, что позволит достичь ежегодного снижения показателей заболеваемости и смертности от болезней, связанных с потреблением табака.
II. Целевые индикаторы по годам реализации региональной программы
Таблица 4
Цель: обеспечение увеличения доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, к 2024 году | |||||||||
N |
Наименование показателя |
Тип показателя |
Базовое значение |
Период, год |
|||||
значение |
дата |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
|||
1. |
Смертность мужчин в возрасте 16-59 лет (на 100 тыс. населения) |
Основной |
794,0 |
31.12. 2019 |
754,4 |
714,8 |
681,1 |
652,0 |
618,1 |
2. |
Смертность женщин в возрасте 16-54 лет (на 100 тыс. населения) |
Основной |
209,7 |
31.12. 2019 |
206,6 |
203,6 |
200,5 |
196,4 |
192,3 |
3. |
Розничные продажи алкогольной продукции на душу населения (в литрах этанола), л на человека) |
Дополнительный |
4,9 |
31.12. 2019 |
4,9 |
4,8 |
4,8 |
4,7 |
4,6 |
4. |
Снижение показателя первичной заболеваемости алкоголизмом (синдромом зависимости от алкоголя) (на 100 тыс. населения) |
Дополнительный |
92,5 |
31.12. 2019 |
90,0 |
88,0 |
86,0 |
84,0 |
82,0 |
III. Инфраструктура учреждений, осуществляющих мероприятия по медицинской профилактике
В Орловской области функционирует 55 БУЗ ОО, из них 35 круглосуточных стационаров, медицинские учреждения первичного звена: 24 центральные районные больницы и входящие в них 24 районные поликлиники; 5 участковых больниц, 30 врачебных амбулаторий, 433 фельдшерско-акушерских пункта. 2 стоматологические поликлиники, 6 диспансеров.
По состоянию на 1 января 2020 года население Орловской области составляет 733 498 человек. Продолжается снижение численности населения, в 2019 году по сравнению с 2018 годом уменьшилось на 5969 человек (в 2018 году по сравнению с 2017 годом убыль населения составила 7780 человек).
Трудоспособное население составляет 396,4 тыс. человек (2018 г. - 405,3 тыс. человек, 2017 г. - 414,9 тыс. человек).
Доля детского населения - 18,3% (2018 г. - 18,2%, 2017 г. - 18,0%).
Количество детей в возрасте от 0 до 14 лет составило 114 949 человек (2018 г. - 115,9 тыс. человек, 2017 г. - 116,3 тыс. человек), подростков в возрасте 15-17 лет - 20 623 (2018 г. - 20,3 тыс. человек, 2017 г. - 19,6 тыс. человек).
Показатель рождаемости составляет 8,1 (2018 г. - 9,1; 2017 г. - 9,5). Показатель общей смертности (на 1000 населения) составил 15,3 (2018 г. - 15,8; 2017 г. - 15,7).
Показатель естественного прироста населения области остается отрицательным (-7,2, в 2018 г. - (-6,7); в 2017 г. - (-6,2).
Показатели смертности населения Орловской области (в расчете на 10 000 человек) представлены в таблицах 5, 6.
Так, показатель смертности от болезней системы кровообращения в целом составляет 88,0 (в 2018 году - 91,1, в 2017 году - 91,6).
Таблица 5
Смертность от отдельных болезней системы кровообращения |
2017 |
2018 |
2019 |
от гипертонической болезни |
5,1 |
6,6 |
5,2 |
от острого инфаркта миокарда |
6,4 |
6,2 |
6,5 |
от цереброваскулярных болезней |
18,0 |
17,8 |
16,4 |
Показатель смертности от злокачественных новообразований составляет 25,5 (в 2018 году - 26,2; в 2017 году - 25,6); от несчастных случаев, отравлений и травм - 8,3 (в 2018 году - 8,7; в 2017 году - 9,5).
Таблица 6
Смертность от отдельных причин |
2017 |
2018 |
2019 |
в результате отравления алкоголем |
0,6 |
0,7 |
0,6 |
в результате ДТП |
1,3 |
1,1 |
1,0 |
Показатель смертности от болезней органов пищеварения - 9,7 (в 2018 году - 9,1; в 2017 году - 7,9), от болезней органов дыхания - 4,8 (в 2018 году - 5,1; в 2017 году - 5,4), от туберкулеза - 0,1 (в 2018 году - 0,15; в 2017 году - 0,17).
В Орловской области выстроена система профилактической медицинской помощи населению. Координатором данной работы является Центр медицинской профилактики БУЗ ОО "Орловский врачебно-физкультурный диспансер". Профилактическая деятельность структурных подразделений службы медицинской профилактики ведется по основным направлениям:
информирование населения о принципах стимулирования к ведению здорового образа жизни;
проведение профилактических скрининговых обследований, диспансеризации и профилактических медицинских осмотров с целью раннего выявления хронических неинфекционных заболеваний;
коррекция выявленных факторов риска.
Бюджетные учреждения здравоохранения Орловской области имеют 7 отделений и 18 кабинетов медицинской профилактики.
Характеристика отделений и кабинетов медицинской профилактики приведена в таблице 7.
Таблица 7
Отделения медицинской профилактики |
Кабинеты медицинской профилактики |
||||||||
число отделений в регионе |
наименование должности |
штаты |
число кабинетов в регионе |
наименование должности |
штаты |
||||
штатных ставок |
занято ставок |
число физ. лиц |
штатных ставок |
занято ставок |
число физ.лиц |
||||
7 |
Врачи |
30 |
23,75 |
17 |
18 |
Врачи |
0,25 |
0,25 |
0 |
Средний медперсонал |
85,75 |
78,75 |
63 |
Средний медперсонал |
16,75 |
14,25 |
14 |
||
Всего |
115,75 |
102,5 |
80 |
Всего |
17 |
14,5 |
14 |
В 2019 году во исполнение регионального проекта "Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек" федерального проекта "Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек" национального проекта "Демография" Департамент здравоохранения Орловской области совместно с БУЗ ОО "Областной врачебно-физкультурный диспансер", центром медицинской профилактики решали поставленные задачи в области профилактики неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни у населения Орловской области:
1) организация проведения диспансеризации взрослого населения, профилактических медицинских осмотров и диспансерного наблюдения;
2) организационно-методическое сопровождение деятельности отделений (кабинетов) медицинской профилактики учреждений здравоохранения Орловской области по профилактике неинфекционных заболеваний и формированию здорового образа жизни;
3) вопросы организации работы центров здоровья взрослого и детского населения;
4) мониторинг показателей смертности от основных социально значимых заболеваний;
5) оценка целевых индикаторов по снижению смертности от сердечно-сосудистых заболеваний;
6) организация информационно-коммуникационных кампаний в целях повышения информированности населения в области сохранения и укрепления здоровья, пропаганды здорового образа жизни.
Реализация региональной программы Орловской области "Укрепление общественного здоровья" федерального проекта "Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек" национального проекта "Демография" станет очередным важным шагом на пути формирования ответственности каждого члена общества за свое здоровье и здоровье своих детей и, следовательно, формирования здорового образа жизни и мотивации к здоровьесберегающему поведению, а также послужит основанием для получения ассигнований на проведение мероприятий, направленных на формирование ЗОЖ у населения Орловской области.
В первую очередь необходима реализация мероприятий, позволяющих оптимизировать или минимизировать стоимость последующих мероприятий: привлечение некоммерческих организаций и волонтерских организаций к внедрению модельных программ по профилактике неинфекционных заболеваний и основам здорового образа жизни позволит компенсировать кадровый дефицит специалистов по общественному здоровью, увеличить охват целевой аудитории без дополнительного финансирования и обеспечить привлечение самых широких групп к здоровому образу жизни.
Сдерживающие факторы при реализации региональной программы:
недостаточная штатная численность сотрудников центров здоровья БУЗ ОО, участвующих в реализации региональной программы;
отсутствие в штате указанных ведомств специалистов по коммуникационным проектам, PR-рекламе, проектных менеджеров, специалистов по корпоративной среде;
высокая стоимость размещения роликов на телеканалах;
выделение денежных средств в рамках предусмотренного бюджета на привлечение указанных специалистов и проведение информационно-коммуникационной кампании.
Среди жителей Орловской области отмечается высокий уровень распространенности факторов риска развития неинфекционных заболеваний, в том числе являющихся лидирующими в причинах смертности от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, сахарного диабета, болезней органов дыхания. Сохраняются недостаточные мотивация и ответственность граждан за сохранение собственного здоровья.
Одна из причин - недостаточное информирование жителей региона по вопросам здоровья. В связи с этим необходимо принятие мер, повышающих мотивацию к ведению здорового образа жизни, раннему выявлению факторов риска, а также ранней диагностике и лечению самих неинфекционных заболеваний.
Необходимо также отметить, что без преобразований в сфере приверженности к здоровому образу жизни и профилактики заболеваний не удастся добиться кардинального изменения существующих показателей смертности и заболеваемости населения.
Формирование приверженности к здоровому образу жизни у граждан, в том числе у детей и подростков, существенным образом должно быть поддержано мероприятиями, направленными на повышение информированности граждан о факторах риска для их здоровья, на формирование мотивации к ведению ЗОЖ.
ЗОЖ предполагает отказ от потребления табака и других психоактивных веществ, злоупотребления алкоголем, а также рациональное питание и наличие достаточного уровня физической активности, предотвращающие развитие ожирения.
Активное информирование населения о факторах риска для здоровья и формирование мотивации к ведению ЗОЖ должны осуществляться через все средства массовой информации (электронные, печатные) и социальные сети с учетом специфики групп населения, различающихся по возрасту, полу, образованию, социальному статусу.
Существует необходимость формирования системы непрерывного образования граждан и медицинских работников по проблемам ЗОЖ, в том числе здорового питания. Особое значение в настоящее время приобретает формирование ЗОЖ у детей, подростков, молодежи и студентов, что обусловлено большой распространенностью избыточной массы тела и ожирения, низкой физической активности среди данного круга лиц.
Процесс повышения мотивации населения, в том числе детей и подростков, к ведению ЗОЖ предполагает межведомственное многоуровневое взаимодействие, включая привлечение к реализации региональной программы органов исполнительной власти, общественных организаций, участвующих в информировании населения о факторах риска приобретения неинфекционных заболеваний и зависимости, в формировании системы мотивации к ведению ЗОЖ. Таким образом, профилактические мероприятия должны стать ключевыми в борьбе с сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями, прежде всего среди граждан трудоспособного возраста.
План мероприятий для достижения целевых показателей региональной программы Орловской области "Укрепление общественного здоровья" регионального проекта "Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек" федерального проекта "Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек" национального проекта "Демография" представлен в приложении к региональной программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.