Минэкономразвития России разработало прогноз социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозируемые изменения цен (тарифов) на товары, услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в инфраструктурном секторе, на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее - прогноз).
Распространение новой коронавирусной инфекции стало масштабным вызовом и для мировой, и для российской экономики. Траектория развития в кратко- и среднесрочной перспективе будет определяться не только экономическими, но и эпидемиологическими факторами.
Прогноз разработан в двух вариантах - базовом и консервативном. Базовый вариант описывает наиболее вероятный сценарий развития российской экономики с учетом ожидаемых внешних условий и принимаемых мер экономической политики.
Консервативный вариант основан на предпосылке о менее благоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации в мире, затяжном восстановлении мировой экономики и структурном замедлении темпов ее роста в среднесрочной перспективе из-за последствий распространения новой коронавирусной инфекции.
Прогнозная траектория роста до конца 2020 г. и в 2021 г. по-прежнему характеризуется существенной неопределенностью. В базовом и консервативном вариантах не предполагается "вторая волна" новой коронавирусной инфекции, однако она остается ключевым источником риска для параметров прогноза.
Прогноз на 2021-2023 гг. построен с учетом необходимости достижения национальных целей развития на период до 2030 г., при этом меры и инструменты их достижения будут конкретизированы в рамках Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года.
Предварительные итоги социально-экономического развития Российской Федерации в январе-августе 2020 г. и ожидаемые итоги социально-экономического развития Российской Федерации в 2020 году
Мировая экономика
В начале 2020 г. введенные многими странами карантинные меры, направленные на борьбу с распространением новой коронавирусной инфекции, привели к существенному снижению деловой активности в крупнейших экономиках. В условиях одновременного сжатия как спроса, так и предложения уже в 1 кв 20 наблюдалось максимальное с 2009 г. замедление роста ВВП США и еврозоны (до 0,3% г/г и -3,2% г/г соответственно). Темп роста ВВП Китая в 1 кв 20 перешел в отрицательную область впервые с 1992 г. и составил -6,8% г/г после роста на 6,1% в 2019 году.
Со 2 кв 20 рост числа заражений новой коронавирусной инфекцией наблюдался все в большем числе стран. В ответ правительства ввели беспрецедентные ограничения, направленные на сдерживание роста заболеваемости и снижение нагрузки на систему здравоохранения. Введение карантинных мер сопровождалось масштабными экономическими стимулами как со стороны бюджетной, так и со стороны денежно-кредитной политики. В большинстве стран пакеты антикризисных мер (без учета возросших расходов на здравоохранение) включали отсрочки и каникулы по налоговым, кредитным и арендным платежам для бизнеса и населения, прямые выплаты гражданам, финансовую поддержку наиболее пострадавших отраслей, программы льготного кредитования и госгарантии.
Вместе с тем меры поддержки помогли уменьшить, но не предотвратить спад экономической активности. При этом из-за неравномерности распространения новой коронавирусной инфекции и, соответственно, ограничительных мер падение экономических показателей по странам также было неоднородным. В крупнейших развитых странах, где первоначальный пик заболеваемости пришелся на 2 кв 20, наблюдались рекордные темпы снижения ВВП: так, экономика США продемонстрировала максимальное за всю историю наблюдений падение на -9,1% г/г во 2 кв 20. Существенное снижение ВВП во 2 кв 20 наблюдалось и в ведущих европейских экономиках: (Испания: -21,5% г/г, Великобритания: -21,7% г/г; Франция: -18,9% г/г; Италия: -17,7% г/г, Германия: -11,3% г/г). В то же время в китайской экономике, где основная часть ограничений была снята в апреле, во 2 кв 20 темпы роста восстановились до 3,2% г/г.
В июле-августе после снятия карантинных ограничений в крупнейших развитых странах наблюдалось постепенное восстановление экономической активности. Глобальный композитный индекс PMI вырос до 51,0 в июле и 52,4 в августе (с 47,8 в июне и 36,8 в среднем за 2 кв 20), превысив пороговое значение 50,0 впервые с февраля текущего года. При этом в августе динамика индекса в крупнейших странах была разнонаправленной: рост наблюдался в России, Китае, США, Великобритании. В то же время в Германии, Франции, Италии, Испании композитный индекс PMI в августе снизился по сравнению с июлем.
В 3 кв 20 ограничительные меры приобрели более гибкий и точечный характер, чем на начальном этапе распространения новой коронавирусной инфекции. Такой подход позволяет ожидать дальнейшего постепенного восстановления глобальной экономической активности во второй половине 2020 г. и в 2021 году.
Финансовые и сырьевые рынки
Несмотря на беспрецедентный масштаб падения мировой экономической активности, ситуация на глобальных финансовых рынках в текущем году складывалась достаточно благоприятно. После обвала в марте на новостях о проникновении новой коронавирусной инфекции в США и страны Европы глобальные фондовые индексы сравнительно быстро восстановились. Так, индекс S&P500 в августе достиг уровней середины февраля (около 3400 пунктов), а в начале сентября обновил исторический максимум (3580 пунктов). Индекс европейских акций STOXX 600 отыграл около двух третей первоначального падения. Сводный фондовый индекс стран с формирующимися рынками MSCI EM в настоящее время находится вблизи уровней конца февраля.
Наблюдаемая динамика на рынках акций обусловлена, в первую очередь, масштабными мерами экономической поддержки, включая возврат центральных банков к ультрамягкой денежно-кредитной политике. Вместе с тем растущий разрыв между финансовыми и фундаментальными экономическими показателями (ожидаемый постепенный характер восстановления экономической активности, с одной стороны, и практически полное восстановление стоимости активов уже в середине 2020 г. - с другой) означает возросшие риски для финансовой стабильности при сворачивании стимулирующих мер в среднесрочной перспективе.
Цены на сырьевые товары начиная с марта также продемонстрировали существенное снижение, обусловленное как финансовыми (снижение склонности к риску глобальных инвесторов), так и фундаментальными факторами (снижение спроса в связи с введенными ограничительными мерами). Однако и в этом случае наблюдалось достаточно активное восстановление: так, медь, никель и цинк в конце августа торговались на 7-9% выше, чем в начале года; алюминий - ниже на ~1%. Кроме того, в условиях роста неопределенности цена на золото достигла исторических максимумов (более 2000 долл. за тонну в отдельные торговые сессии августа). В конце августа цены на золото превышали уровень начала года на 25-30%.
Несколько иначе складывалась ситуация на рынке нефти, где дополнительным негативным фактором в начале текущего года стало решение о прекращении договоренностей об ограничении добычи в рамках ОПЕК+ на заседании 6 марта. В апреле, когда наблюдалось наиболее существенное снижение мирового спроса на нефть, крупнейшие производители наращивали ее предложение. В результате цена на нефть марки "Юралс" в апреле опускалась ниже 15 долл. США за баррель.
Новые договоренности стран ОПЕК+ о рекордном сокращении добычи с 1 мая, а также добровольное сокращение добычи нефти другими крупными нефтепроизводителями (такими как Норвегия и США) позволили стабилизировать ситуацию на рынке нефти. В середине мая цена на нефть марки "Юралс" вновь превысила уровень 30 долл. США за баррель, а в начале июня достигла отметки 40 долл. США за баррель. В июле-августе нефть марки "Юралс" преимущественно торговалась на уровне около 44-45 долл. США за баррель. Средняя цена на нефть марки "Юралс" за январь-август составила 40,4 долл. США за баррель.
С 1 августа произошло плановое ослабление ограничений в рамках сделки ОПЕК+. При этом в ближайшие месяцы рост предложения нефти будет абсорбирован восстановлением спроса по мере увеличения глобальной экономической активности. Среднегодовая цена на нефть марки "Юралс" в 2020 г. оценивается на уровне 41,8 долл. США за баррель.
Платежный баланс
Как и в 2015-2016 гг., в условиях снижения цен на нефть и ослабления рубля сальдо счета текущих операций в текущем году сохраняется в положительной области, что обусловлено синхронным сокращением экспорта и импорта. Вместе с тем, в отличие от рецессии 2015-2016 гг., роста сальдо текущего счета не ожидается: его величина в 2020 г., по оценке, снизится до 2,0% ВВП после 3,8% ВВП в 2019 г. (для сравнения, в 2015 г. показатель вырос до 4,9% ВВП с 2,8% ВВП годом ранее).
Такая ситуация связана с особенностями экономического спада в текущем году, который обусловлен не столько нефтяным, сколько эпидемиологическим внешним шоком, а также с контрциклической бюджетной политикой, оказывающей поддержку внутреннему спросу. В этих условиях сокращение импорта в номинальном выражении менее существенно, чем сокращение экспорта, и происходит в основном за счет импорта услуг в условиях действующих ограничений на зарубежные поездки (доля которых в импорте услуг составляет около трети).
Курс рубля
Усиление волатильности на мировых финансовых рынках и снижение цен на нефть начиная с марта сопровождались ослаблением национальной валюты. Курс рубля к доллару США вырос с 63,9 руб. за долл. США в феврале до 73,1 руб. за долл. США и 75,2 руб. за долл. США в среднем за март и апрель соответственно. Вместе с тем сбалансированная макроэкономическая политика и значительный объем накопленных резервов позволили ограничить негативные последствия для российского финансового и валютного рынка.
По мере улучшения внешней конъюнктуры и начала снятия карантинных ограничений внутри страны среднемесячный курс рубля укрепился до 72,6 руб. за долл. США в мае и 69,2 руб. за долл. США в июне. Укреплению рубля в мае-июне способствовало улучшение ситуации на глобальных рынках, снижение премий за риск (до уровней второй половины 2019 г.), а также сезонный фактор (отсутствие спроса на иностранную валюту в преддверии сезона отпусков).
Вместе с тем среднемесячный курс российской валюты вырос до 71,3 руб. за долл. США в среднем в июле и 73,8 руб. за долл. США в августе на фоне восстановления импорта, падения экспорта нефти (на -23,7% г/г в августе и -25,3% г/г в июле после -15,2% г/г в июне и -13,3% г/г в мае, по оперативным данным Минэнерго России) и смягчения денежно-кредитной политики Банка России. Средний курс рубля за январь-август составил 70,0 руб. за долл. США.
При этом в среднем за период 1-25 сентября валютный курс достиг 75,2 руб. за долл. США, что связано с повышением оценки рисков участниками финансового рынка из-за временных факторов. По мере их исчерпания ожидается возвращение курса рубля к фундаментально обоснованным уровням в конце 2020 г. - начале 2021 года. Среднегодовой курс рубля в целом за 2020 г., по оценке, составит 71,2 руб. за долл. США.
Инфляция
Ослабление рубля в начале года привело к временному увеличению темпов роста потребительских цен, при этом ограничения со стороны внутреннего спроса оказали сдерживающее влияние на инфляцию. После ускорения до 3,1% г/г в апреле (с 2,5% г/г в марте и 2,3% г/г в феврале) индекс потребительских цен в мае-июне стабилизировался (3,0% г/г и 3,2% г/г соответственно).
Инфляция в июле составила 3,4% г/г, в августе - 3,6% г/г. Умеренное ускорение инфляции в последние два месяца было связано с меньшим, чем в 2019 г., сезонным удешевлением плодоовощной продукции; графиком плановой индексации регулируемых цен и тарифов 1; а также компенсационным ростом цен на непродовольственные товары и нерегулируемые услуги (в том числе санаторно-курортные и гостиничные услуги, услуги организаций культуры и образования) в связи со снятием ограничений в значительном числе регионов и началом сезона отпусков.
Темпы роста потребительских цен на конец 2020 г. оцениваются на уровне 3,8% г/г. Умеренному увеличению годовых темпов роста цен с текущих уровней будет способствовать дальнейшее восстановление потребительского спроса и отложенная индексация регулируемых цен и тарифов в ряде регионов, а также эффект низкой базы второй половины прошлого года.
Экономическая активность
В 2020 г. распространение новой коронавирусной инфекции сначала в странах - торговых партнерах, а затем и на территории России оказывало возрастающее негативное влияние на российскую экономику.
В 1 кв 20 ситуация оставалась достаточно стабильной, несмотря на снижение внешнего спроса, волатильность на финансовых рынках в марте и введение частичных ограничений в области авиаперевозок и туризма. Темп роста российской экономики по итогам 1 кв 20 составил 1,6% г/г (после 1,3% в 2019 году). Реальные заработные платы и реальные располагаемые доходы населения увеличились (на 6,2% г/г и 1,2% г/г соответственно), безработица достигла рекордно низких уровней (4,6% от рабочей силы в январе-марте, 4,5% - с исключением сезонности).
Вместе с тем введение режима нерабочих дней с 30 марта, а также дополнительных ограничений на работу отдельных отраслей привело к существенному снижению экономической активности.
Наибольший спад наблюдался в секторах экономики, ориентированных на потребительский спрос. Объем платных услуг, предоставленных населению, сократился в апреле и мае почти на -40% г/г, оборот розничной торговли снизился на -22,6% г/г и -18,6% г/г соответственно (преимущественно за счет торговли непродовольственными товарами).
В то же время в базовых отраслях, за исключением торговли, масштаб падения оказался более умеренным. Выпуск обрабатывающей промышленности в апреле и мае снизился на -10,0% г/г и -7,2% г/г соответственно, при этом производство продукции первой необходимости (продукты питания, лекарства) в указанный период продолжало расти. Снижение промышленного производства в целом на пике ограничений составило -6,6% г/г в апреле и -9,6% г/г в мае, объема строительных работ - на -2,3% г/г и -3,1% г/г соответственно, грузооборота транспорта - на -6,0% г/г и -9,4% г/г соответственно.
В целом российская экономика прошла нижнюю точку падения лучше, чем ожидалось, и лучше, чем другие крупные страны, где были введены жесткие карантинные ограничения. Снижение ВВП, по данным Росстата, во 2 кв 20 составило -8,0% г/г и оказалось меньше как модельных оценок Минэкономразвития России на основе оперативных данных, так и прогнозов большинства аналитиков. В целом за первое полугодие российский ВВП снизился на -3,4% г/г.
Инвестиции в основной капитал (по полному кругу организаций) во 2 кв 20 также сократились меньше, чем ожидалось, - на -7,6% г/г (после роста на 1,2% г/г в 1 кв 20). Падение в целом за первое полугодие 2020 г. составило -4,0% г/г. Поддержку инвестиционной активности оказал, в том числе, рост капитальных расходов консолидированного бюджета (по оценке, на 34,8% г/г в январе-августе).
В летние месяцы по мере снятия карантинных ограничений наблюдалось достаточно активное восстановление экономических показателей. Падение ВВП в августе, по оценке Минэкономразвития России, сократилось до -4,3% г/г по сравнению с -4,6% г/г в июле и -5,9% г/г в июне, оборота розничной торговли - до -2,7% г/г в августе и -1,9% г/г в июле (-7,1% г/г в июне). Объем строительных работ в июне-августе находился вблизи уровней аналогичных месяцев прошлого года.
Ограничить спад в экономике и обеспечить ее дальнейшее восстановление позволили меры поддержки бизнеса и населения, принятые Правительством Российской Федерации и Банком России в течение острой фазы кризиса и направленные, прежде всего, на поддержание доходов населения, как работающего, так и временно оставшегося без работы, семей с детьми. Программы поддержки бизнеса в период действия жестких ограничений были направлены на максимальное снижение текущих издержек бизнеса, чтобы высвободить средства на выплату заработной платы, сохранить занятость. Были предоставлены отсрочки по налогам и социальным взносам, аренде имущества, выплате кредитов, введен мораторий на проверки, продлены лицензии и разрешительные документы, организовано предоставление льготных кредитов субъектам малого и среднего бизнеса и системообразующим предприятиям, начата реализация специальных программ поддержки наиболее пострадавших отраслей.
Необходимость реализации масштабных программ, направленных на борьбу с распространением новой коронавирусной инфекции и смягчение экономических последствий от введения ограничительных мер, потребовала существенного смягчения бюджетной политики. В условиях снижения доходов бюджетные расходы не сократились, а, наоборот, увеличиваются за счет реализации антикризисных программ. Для финансового обеспечения текущих расходов и антикризисных мероприятий были задействованы средства ФНБ, заимствования, а также проведена приоритизация части расходов федерального бюджета.
В части региональных финансов также наблюдается существенное смягчение бюджетной политики. Регионы могут воспользоваться средствами, высвобождаемыми в результате реструктуризации долговых обязательств, и дополнительными трансфертами со стороны федерального бюджета. По итогам 2020 г. размер дефицита, объем госдолга, в том числе по рыночным заимствованиям, субъектов Российской Федерации могут превысить установленные соглашениями показатели из-за вынужденных расходов, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения новой коронавирусной инфекции, предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации в регионах.
С учетом менее существенного, чем ожидалось, падения экономической активности во 2 кв 20, ее достаточно быстрого восстановления, а также эффективности принятых мер экономической политики оценка ситуации в российской экономике в 2020 г. была улучшена по сравнению со сценарными условиями прогноза, разработанными в июне.
Снижение ВВП в целом за год ожидается на уровне -3,9% (по сравнению с -4,8% в сценарных условиях). Оценка номинального ВВП на текущий год повышена до 106,97 трлн рублей (по сравнению с 105,88 трлн рублей в сценарных условиях). Основные изменения прогноза по сравнению с июнем коснулись компонентов внутреннего спроса. Оценка розничных продаж в 2020 г. была улучшена до -4,2% с -5,2%. Повышена и оценка динамики инвестиций в основной капитал - до -6,6% по сравнению с -10,4% ранее.
В то же время дальнейшее восстановление экономической активности с текущих уровней будет сдерживаться рядом факторов.
Во-первых, значительный вклад в восстановление на потребительском рынке вносят краткосрочные факторы - отложенный спрос населения, сформировавшийся в период действия карантинных мер; принятые меры социальной поддержки с ограниченным сроком действия; дополнительный спрос на товары и услуги внутри страны в период летних отпусков из-за сохраняющихся ограничений на международные перемещения. По мере исчерпания данных факторов падение доходов населения будет сдерживать потребительский спрос. В этих условиях потребление домашних хозяйств в ближайшие месяцы будет сохраняться ниже уровней прошлого года.
Во-вторых, во второй половине текущего года ожидается дальнейшее снижение инвестиционной активности. Ее падение будет обусловлено инерционным характером процессов планирования капитальных вложений в компаниях, которые продолжают пересматривать свои инвестиционные программы.
В-третьих, в условиях действия сделки ОПЕК+, направленной на поддержку цен, показатели физических объемов выпуска в добывающем комплексе до конца года будут оставаться слабыми. Кроме того, сохранение ограничений на международные перемещения будет сдерживать восстановление в транспортной отрасли.
Рынок труда и доходы населения
Меры экономической политики, направленные на сохранение занятости, позволили замедлить высвобождение рабочей силы, но не исключить полностью рост безработицы. Уровень безработицы, рассчитанный по методологии Международной организации труда (МОТ), увеличился до 6,0% во 2 кв 20, а в июле и августе составил соответственно 6,3% и 6,4% по сравнению с 4,6% в 1 кв 20. В среднем за январь-август 2020 г. безработица составила 5,6% от рабочей силы. Уровень безработицы в 2020 г., по оценке, составит 5,7% от рабочей силы.
При этом регистрируемая безработица в текущем году росла опережающими темпами - по данным Минтруда России, численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, на конец августа составила 3,6 млн человек (по сравнению с 0,7 млн человек в конце марта). В результате соотношение регистрируемой безработицы (в среднем за месяц) и безработицы по методологии МОТ в августе превысило 70% (исторически - порядка 20%). Сближению указанных показателей способствовало, в первую очередь, увеличение пособий по безработице, которые стали более привлекательны для граждан, временно оставшихся без работы.
Благодаря комплексу мер поддержки заработных плат, включавшему, в том числе, льготные кредитные программы и гранты субъектам МСП в наиболее пострадавших отраслях, динамика реальных заработных плат в текущем году складывалась лучше ожиданий. Уже в мае-июне показатель вернулся к росту темпом около 1% после сокращения на -2,0% г/г в апреле (в целом за 2 кв 20: -0,1% г/г), а в июле его рост ускорился до 2,3% г/г. С учетом позитивных данных по заработным платам за последние месяцы оценка динамики реальных заработных плат в целом за 2020 г. составляет 1,5%.
В то же время государственная поддержка заработных плат и дополнительные социальные выплаты не смогли полностью компенсировать снижение других компонентов доходов - от предпринимательской деятельности и от собственности, а также "прочих" доходов. Реальные располагаемые доходы населения во 2 кв 20 снизились на -8,0% г/г (после роста на 1,2% г/г в 1 кв 20). По итогам 2020 г. ожидается снижение показателя на -3,0%.
Общая характеристика прогноза социально-экономического развития
Базовый вариант
Мировая экономика
В настоящее время сохранение ограничений, направленных на борьбу с распространением новой коронавирусной инфекции, в значительном числе стран сдерживает рост экономик их торговых партнеров. При этом даже в тех странах, где жесткие карантинные меры были сняты, продолжают действовать ограничения на деятельность целых отраслей, которые для экономик некоторых стран играют важную роль (туризм, авиаперевозки, общественное питание, сфера досуга и развлечений). В этих условиях ожидается снижение глобального ВВП на 4,0-4,5% в текущем году.
В среднесрочной перспективе восстановление мировой экономики не будет быстрым: после первоначального "отскока" до уровней ниже докризисных последует длительный период постепенного роста. В 2021 г. ожидается восстановительный рост мировой экономики на 4,5-5,0%, после чего темпы глобального роста вернутся на уровень около 3% в среднесрочной перспективе. Новые правила "социального дистанцирования" и уже произошедший перевод значительного числа сотрудников компаний на удаленную работу могут привести к долгосрочным структурным изменениям в динамике производительности труда и потребительском поведении населения, при этом в настоящее время масштаб указанных эффектов не поддается точной оценке.
Рынок нефти
В прогноз заложена предпосылка о том, что добыча нефти в России будет соответствовать действующим условиям сделки ОПЕК+. При этом с учетом доступной на сегодняшний день информации предполагается полное снятие ограничений с мая 2022 года. В этих условиях добыча нефти (включая газовый конденсат) ожидается на уровне 507,4 млн тонн в 2020 г., 517,8 млн тонн в 2021 г. с последующим ростом до 552,4 млн тонн. в 2022 г. и 560,0 млн тонн в 2023 году.
Прогноз по-прежнему основан на достаточно консервативной динамике цен на нефть. Такой подход обусловлен, во-первых, сохранением неблагоприятной эпидемиологической ситуации в значительном количестве стран и неопределенностью ее дальнейшего развития; во-вторых, ожидаемым слабым восстановлением спроса (в том числе, со стороны транспортной отрасли с учетом сохранения ограничений на перемещения населения и развития дистанционных форм занятости).
В базовый вариант прогноза заложена цена на нефть марки "Юралс" 45,3 долл. США за баррель в 2021 году. В 2022-2023 гг. цены на нефть будут находиться в диапазоне 46-48 долл. США за баррель. Указанная траектория в целом соответствует текущим значениям форвардных контрактов на соответствующие периоды.
Валютный курс и платежный баланс
В условиях постепенного восстановления мировой экономики ожидается рост внешнего спроса на основные товары российского экспорта. При этом в структуре товарного экспорта будет преобладать ненефтегазовый экспорт (доля более 50% в 2021-2023 гг. по сравнению с 43% в 2019 году). Рост импорта будет умеренным (товарный импорт: +4,3-4,7% в реальном выражении в 2022-2023 гг. после восстановления на 5,1% г/г в 2021 году). В этих условиях ожидается сохранение положительного сальдо текущего счета платежного баланса на всем прогнозном горизонте (1,6-1,8% ВВП в 2021-2023 гг.), которое, в свою очередь, окажет стабилизирующее воздействие на динамику валютного курса.
Среднегодовой курс рубля к доллару США ожидается на уровне 72,4 в 2021 г., 73,1 в 2022 г., 73,8 в 2023 году. Умеренное ослабление валютного курса (~1% в год к доллару США, ~2% в год к бивалютной корзине) будет обусловлено, главным образом, инфляционным дифференциалом со странами - торговыми партнерами. При этом в реальном эффективном выражении курс рубля будет оставаться стабильным, что позволит сохранить конкурентоспособность российской экономики и создаст условия для роста несырьевого экспорта.
Инфляция
В 2021 г. сдерживающее влияние на темпы роста потребительских цен окажет запланированная бюджетная консолидация, которая будет лишь отчасти компенсирована реализацией эффекта от произошедшего смягчения денежно-кредитной политики. В этих условиях инфляция на конец следующего года ожидается на уровне 3,7% г/г. В дальнейшем предполагается возвращение темпов роста потребительских цен к целевому уровню Банка России (4%).
Экономический рост
В 2021 г. на темпы восстановления экономики будет оказывать влияние ряд разнонаправленных факторов. С одной стороны, негативное влияние остаточных карантинных ограничений, а также изменений потребительского поведения населения будет менее существенным, чем предполагалось ранее. Кроме того, поддержку росту будет оказывать реализация эффекта от произошедшего смягчения денежно-кредитной политики. С другой стороны, сдерживающим фактором станет дальнейшая нормализация бюджетных расходов после их наращивания в 2020 г. в целях борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции и поддержки экономики.
С учетом указанных факторов рост ВВП в 2021 г. ожидается на уровне 3,3%. Таким образом, к 3 кв 21 российская экономика достигнет докризисного уровня и к концу 2021 г. выйдет на траекторию устойчивого роста, соответствующую достижению национальных целей развития. В 2022-2023 гг. рост экономики продолжится темпом не менее 3%. При этом в 2022 г. положительный вклад в динамику ВВП внесет окончание сделки ОПЕК+ в соответствии с ее текущими параметрами, которое приведет к росту добычи нефти.
Рост ВВП на прогнозном горизонте будет основываться на расширении внутреннего спроса - как потребительского, так и инвестиционного.
В 2021 г. ожидается восстановительный рост потребления домашних хозяйств: оборот розничной торговли увеличится на 5,1%, объем платных услуг населению - на 6,7%. В 2022-2023 гг. оборот розничной торговли продолжит расти темпом 2,8-2,9%, объем платных услуг населению - 3,0-3,1%.
Восстановление инвестиций в основной капитал в 2021 г. будет более умеренным - на 3,9% с учетом лагов в принятии инвестиционных решений, ожидаемого сокращения капитальных расходов бюджетной системы, а также сохранения ограничений в рамках сделки ОПЕК+, которые будут оказывать сдерживающее влияние на инвестиционную активность в нефтегазовой отрасли. В 2022 г. и 2023 г. прогнозируется ускорение роста инвестиций до 5,3% и 5,1% соответственно.
Рынок труда и доходы населения
Восстановление экономики в 2021 г. будет сопровождаться улучшением ситуации на рынке труда. К концу следующего года численность занятых (по методологии МОТ) достигнет уровня 2019 г. (в среднем за год - 71,7 млн чел. по сравнению с 71,9 млн чел. в 2019 году).
В среднем за 2021 г. уровень безработицы составит 5,2%. При этом к концу следующего года уровень безработицы опустится ниже 5%, т.е. фактически выйдет на "естественный" уровень. В 2022-2023 гг. уровень безработицы прогнозируется на уровне 4,7% и 4,6% соответственно.
В 2021 г. ожидается продолжение роста реальных заработных плат умеренными темпами (2,2%). Рост реальных располагаемых доходов населения прогнозируется на уровне 3,0% за счет восстановления доходов от собственности и предпринимательской деятельности после существенного спада в текущем году. Рост реальных заработных плат прогнозируется на уровне 2,3% в 2022 г. и 2,5% в 2023 г., реальных располагаемых доходов населения - на уровне 2,4% и 2,5% соответственно.
Консервативный вариант
В консервативном варианте прогноза спад в мировой экономике, вызванный введенными крупнейшими странами ограничительными мерами, усугубит накопленные до пандемии структурные проблемы, такие как высокая долговая нагрузка в развитых странах и в ряде стран с формирующимися рынками; замедление роста мировой торговли из-за нарастания торговых противоречий между крупнейшими странами; медленный рост производительности труда; увеличение глобального неравенства. В этих условиях восстановление мировой экономики будет происходить медленнее, чем предполагается в базовом варианте.
Слабый спрос на энергоресурсы окажет дополнительное давление на мировые цены на нефть. Вместе с тем поддержку рынку нефти продолжит оказывать действие соглашения ОПЕК+, а также сокращение добычи в США и странах с высокой себестоимостью добычи. В этих условиях цены на нефть в рамках консервативного варианта прогнозируются в диапазоне 43-45 долл. США за баррель в среднесрочной перспективе, что ниже параметров базового варианта.
С точки зрения внутренних условий в консервативном варианте предполагается длительное сохранение пониженной деловой активности в отраслях, деятельность которых была ограничена в целях борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции. При этом структурные изменения потребительского спроса, как мирового, так и внутрироссийского, будут оказывать замедляющее влияние на восстановление таких секторов, как сфера развлечений и досуга, туристическая отрасль, индивидуальные услуги населению. Рост ВВП прогнозируется на уровне 2,7% в 2021 г. и 2,9% в 2022 г. с последующей стабилизацией на уровне около 2,5%.
Накопленные убытки компаний в консервативном варианте будут сдерживать восстановление прибыли и, как следствие, инвестиционной активности. В этих условиях темпы роста инвестиций в основной капитал прогнозируются на уровне 3,7% в 2021 г. и около 4,5% в среднесрочной перспективе.
С учетом более умеренных, чем в базовом варианте, темпов экономического роста темпы роста реальных располагаемых доходов населения в консервативном варианте ожидаются в диапазоне 1,6-1,9% в среднесрочной перспективе, что в свою очередь окажет сдерживающее воздействие на потребительский спрос. Рост розничного товарооборота и объема платных услуг населению в 2021 г. в рамках консервативного варианта оценивается на уровне 4,5% и 5,6% соответственно, в 2022-2023 гг. оба показателя продолжат расти темпом 2,0-2,3%.
Таблица 1. Основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации
|
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
Цена на нефть марки "Юралс" (мировая), долл. США за баррель | |||||
базовый |
63,8 |
41,8 |
45,3 |
46,6 |
47,5 |
консервативный |
41,8 |
43,3 |
44,1 |
45,0 |
|
Курс доллара среднегодовой, руб. за долл. США |
|
||||
базовый |
64,7 |
71,2 |
72,4 |
73,1 |
73,8 |
консервативный |
71,2 |
73,4 |
73,9 |
74,5 |
|
Индекс потребительских цен на конец года, в % к декабрю | |||||
базовый |
3,0 |
3,8 |
3,7 |
4,0 |
4,0 |
консервативный |
3,8 |
3,5 |
4,0 |
4,0 |
|
Валовой внутренний продукт, % | |||||
базовый |
1,3 |
-3,9 |
3,3 |
3,4 |
3,0 |
консервативный |
-3,9 |
2,7 |
2,9 |
2,5 |
|
Инвестиции в основной капитал, % | |||||
базовый |
1,7 |
-6,6 |
3,9 |
5,3 |
5,1 |
консервативный |
-6,6 |
3,7 |
4,6 |
4,3 |
|
Промышленное производство, % | |||||
базовый |
2,3 |
-4,1 |
2,6 |
3,6 |
2,3 |
консервативный |
-4,1 |
2,4 |
3,3 |
2,1 |
|
Реальные располагаемые доходы населения, % | |||||
базовый |
1,0 |
-3,0 |
3,0 |
2,4 |
2,5 |
консервативный |
-3,0 |
1,9 |
1,6 |
1,9 |
|
Реальная заработная плата, % | |||||
базовый |
4,8 |
1,5 |
2,2 |
2,3 |
2,5 |
консервативный |
1,5 |
1,9 |
1,9 |
2,2 |
|
Оборот розничной торговли, % | |||||
базовый |
1,9 |
-4,2 |
5,1 |
2,9 |
2,8 |
консервативный |
-4,2 |
4,5 |
2,3 |
2,2 |
|
Экспорт товаров, млрд долл. США | |||||
базовый |
419,9 |
321,3 |
354,6 |
381,7 |
403,1 |
консервативный |
321,3 |
337,5 |
355,9 |
372,6 |
|
Импорт товаров, млрд долл. США | |||||
базовый |
254,6 |
235,2 |
249,9 |
267,3 |
284,7 |
консервативный |
235,2 |
245,9 |
259,3 |
272,8 |
Источник: Росстат, ФТС России, расчеты Минэкономразвития России
Меры по обеспечению устойчивости развития экономики
В условиях распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции основными задачами Правительства Российской Федерации на первом этапе стали принятие и реализация мер, направленных на сглаживание пика заболеваемости за счет мер по самоизоляции, социального дистанцирования, максимального перехода на удаленную работу и обучение, прекращения или ограничения работы значительной части организаций.
В целях поддержки бизнеса и населения в период ограничений Правительством Российской Федерации и Банком России принят и реализуется комплекс мер, прежде всего направленных на поддержание доходов населения, а также снижение издержек и прямую финансовую поддержку бизнеса. Указанный комплекс мер включает мероприятия по следующим направлениям.
1. Меры социальной поддержки граждан, находящихся на карантине, поддержка доходов населения - прежде всего семей с детьми и получателей социальных пособий, граждан, оказавшихся в сложной финансовой ситуации, в том числе:
- ускорено предоставление выплат на детей в возрасте от 3 до 7 лет;
- введены выплаты семьям, в которых родители являются безработными, в размере 3 000 рублей на ребенка;
- увеличен минимальный размер пособия по уходу за ребенком в два раза;
- введены дополнительные единовременные выплаты семьям, имеющим детей;
- увеличен максимальный и минимальный размер пособия по безработице, продлена возможность получения пособия по безработице для тех, у кого после марта закончился период его выплаты;
- предусмотрены "каникулы" по потребительским и ипотечным кредитам для граждан, чьи доходы снизились на 30% и более;
- введена процедура внесудебного банкротства граждан;
- упрощены правила оформления и оплаты больничных листов, установлен минимальный размер выплаты по больничному листу на уровне одного минимального размера оплаты труда (МРОТ) в месяц (12 130 руб.) до конца 2020 года.
Кроме того, Правительством Российской Федерации запущена новая программа льготного ипотечного кредитования по ставке 6,5% годовых со сроком действия с 17 апреля до 1 ноября 2020 года.
2. Поддержка бизнеса - отраслей экономики, оказавшихся в зоне риска, - прежде всего, субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), системообразующих организаций, в том числе:
- продлен срок уплаты налогов, а также страховых взносов в государственные внебюджетные фонды за периоды I и II кварталов для субъектов МСП в наиболее пострадавших отраслях, принято решение о полном списании для всех ИП и организаций МСП из пострадавших отраслей налогов и страховых взносов за второй квартал 2020 года;
- бессрочно снижен размер страховых взносов с 30% до 15% для всех субъектов МСП в отношении выплат работникам, превышающим МРОТ;
- введены программы льготного кредитования для субъектов МСП, крупных компаний из пострадавших отраслей, а также системообразующих организаций (суммарный объем поддержанных кредитов в рамках данных программ на конец августа, по оценке, составил 1,4 трлн рублей);
- субъекты МСП пострадавших отраслей - арендаторы федерального имущества освобождены от уплаты арендных платежей за 2 кв 20;
- субъектам МСП из пострадавших отраслей выделены прямые безвозмездные субсидии на выплату заработных плат из расчета 12 130 рублей на одного сотрудника в месяц;
- приняты решения в части коммерческой аренды по поддержке арендодателей, предоставивших льготы по аренде.
3. Общесистемные меры
Правительством Российской Федерации и Банком России также приняты общесистемные меры государственной поддержки:
- снижена административная нагрузка и непроизводительные издержки бизнеса (упрощены процедуры получения и продления лицензий и аккредитаций, введен мораторий на проверки, в том числе налоговые и таможенные);
- реализованы меры в сфере банковского регулирования и финансов (в том числе по повышению доступности ипотечных кредитов, снижению нагрузки на капитал банков).
- расширена поддержка субъектов Российской Федерации, столкнувшихся с падением налоговых доходов;
- отменена таможенная пошлина на лекарственные средства и медицинские изделия, а также продовольствие, установлен "зеленый коридор" для импортных товаров первой необходимости и продовольствия;
- выделено финансирование на производство оборудования и продукции для выявления, профилактики и лечения эпидемических заболеваний.
Общенациональный план
Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения (далее - Общенациональный план), сформирован на период до декабря 2021 года. Общенациональный план содержит мероприятия, в том числе, направленные на рост реальных доходов граждан, восстановление эффективной занятости и платежеспособного спроса, поддержку и развитие индивидуального, малого и среднего предпринимательства, запуск нового инвестиционного цикла и улучшение делового климата, ускорение технологического развития и повышение производительности труда, в том числе на основе цифровизации, дерегулирование экономики, увеличение экспорта и поддержку импортозамещения.
Реализация Общенационального плана обеспечит к концу 2021 г. выход экономики на траекторию устойчивого роста, соответствующую достижению национальных целей развития Российской Федерации, установленных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ N 474). Параметры прогноза учитывают эффект реализации Общенационального плана.
Структура экономического роста
ВВП по источникам доходов
Структура ВВП по источникам формирования доходов в прогнозном периоде будет относительно стабильной, что определяется политикой в сфере роста доходов населения, снижения уровня бедности, реализации комплекса мер по обеспечению устойчивого и эффективного функционирования рынка труда и решений, принимаемых в рамках налоговой политики.
На структуру доходов в 2020 г. оказывает влияние ситуация в экономике, связанная с распространением новой коронавирусной инфекции, а также решения по ограничению добычи нефти в рамках сделки ОПЕК+.
Доля оплаты труда и смешанных доходов в 2020 г. достигнет максимального значения в 48,7% ВВП вследствие реализации решений по поддержке занятости населения в период распространения новой коронавирусной инфекции. В 2021-2023 гг. по мере восстановления валовой прибыли доля оплаты труда будет снижаться, но останется выше уровня 2019 года.
Падение цен на нефть в 2020 г. приведет к снижению доли чистых налогов на производство и импорт до 10,9% ВВП в текущем году с 11,4% ВВП в 2019 году. В последующие годы по мере восстановления экономики доля чистых налогов будет повышаться и достигнет в 2022 г. 11,2% ВВП, что будет обусловлено, в основном, окончанием действия сделки ОПЕК+ в соответствии с ее действующими параметрами, которое приведет к росту добычи нефти. Последующая стабилизация добычи нефти будет способствовать незначительному снижению доли чистых налогов на производство и импорт до 11,1% ВВП в 2023 году.
Доля валовой прибыли в 2020 г. сократится до 40,5% ВВП. В последующие годы доля валовой прибыли будет постепенно возрастать вследствие ускорения роста экономики и тем самым одновременно создавать условия для роста инвестиций в основной капитал.
Таблица 2. Структура ВВП по источникам доходов
в % г/г |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
Валовой внутренний продукт |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Оплата труда |
45,7 |
48,7 |
47,9 |
47,5 |
47,5 |
Чистые налоги на производство и импорт |
11,4 |
10,9 |
11,1 |
11,2 |
11,1 |
Валовая прибыль экономики |
42,9 |
40,5 |
41,0 |
41,3 |
41,5 |
ВВП по счету использования
Структура использования ВВП претерпит существенные изменения в течение 2020 2023 гг. под влиянием мер, направленных на перезапуск инвестиционного цикла, изменения структуры потребления населения, сдвигов в структуре внешней торговли.
Основным источником роста ВВП в 2021-2023 гг. останется внутренний спрос. Темпы роста расходов домохозяйств на конечное потребление после восстановительного роста на 5,2% в 2021 г. выйдут на уровень около 3%.
Начиная с 2021 г. ожидается ускорение роста инвестиций в основной капитал выше темпов роста экономики, что выражается в увеличении доли валового накопления основного капитала в 2021-2023 годах.
Таблица 3. Темпы роста компонентов использования ВВП
в % г/г |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
Валовой внутренний продукт |
1,3 |
-3,9 |
3,3 |
3,4 |
3,0 |
Расходы на конечное потребление |
2,4 |
-2,0 |
3,4 |
2,1 |
2,2 |
Домашних хозяйств |
2,5 |
-5,7 |
5,2 |
2,9 |
2,9 |
товары |
1,8 |
-4,2 |
5,1 |
2,9 |
2,8 |
услуги |
3,8 |
-10,3 |
6,7 |
3,1 |
3,0 |
натура |
2,4 |
-4,2 |
4,6 |
2,4 |
2,3 |
покупка товаров и услуг резидентов за рубежом за вычетом покупок нерезидентами на территории России |
7,9 |
-8,4 |
0,7 |
4,8 |
6,2 |
импорт |
3,1 |
-11,0 |
4,0 |
5,5 |
5,6 |
экспорт |
-6,3 |
-16,9 |
13,1 |
7,2 |
4,2 |
Государственного управления |
2,2 |
8,0 |
-1,0 |
0,0 |
0,5 |
Валовое накопление |
3,8 |
-12,6 |
5,4 |
7,0 |
5,4 |
Основного капитала |
1,5 |
-6,5 |
3,8 |
5,2 |
5,0 |
Чистый экспорт |
|
|
|
|
|
Экспорт |
-2,3 |
-9,5 |
6,9 |
6,0 |
4,3 |
товары |
-2,1 |
-6,3 |
4,2 |
4,6 |
3,6 |
услуги |
-3,6 |
-30,9 |
27,8 |
14,9 |
8,5 |
Импорт |
3,4 |
-15,5 |
10,2 |
6,1 |
5,0 |
товары |
3,3 |
-5,8 |
5,1 |
4,7 |
4,3 |
услуги |
3,4 |
-40,5 |
31,5 |
10,5 |
7,0 |
В условиях ограниченного внешнего спроса и действия соглашения ОПЕК+ объемы товарного экспорта снизятся в 2020 г., прежде всего за счет экспорта энергетических товаров. В последующие годы экспорт товаров в целом будет увеличиваться благодаря мерам по обеспечению роста несырьевого неэнергетического экспорта и переходу к инвестиционно ориентированной модели роста, предусматривающей активное развитие несырьевых отраслей обрабатывающей промышленности. При этом в 2022 г. на товарный экспорт также окажет влияние окончание сделки ОПЕК+ (в соответствии с действующими параметрами). Средний темп роста экспорта товаров в прогнозном периоде (2021-2023 гг.) составит 4,1% в реальном выражении.
Доля экспорта услуг в 2020 г. сократится до 2,8% ВВП (3,7% ВВП в 2019 году) вследствие введенных карантинных ограничений в России и странах - торговых партнерах, но в последующие годы будет возрастать - до 3,8% ВВП в 2023 году.
Доля импорта товаров в ВВП после роста до 15,7% по итогам 2020 г. будет оставаться стабильной в 2021-2023 гг., при этом импорт товаров инвестиционного назначения будет расти опережающими темпами. Импорт услуг после рекордного падения в 2020 г. (-40,5%), обусловленного, в первую очередь, введенными ограничениями, будет восстанавливаться, однако его доля в ВВП к 2023 г. не достигнет уровня 2019 года.
Таблица 4. Структура компонентов использования ВВП
в % |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
Валовой внутренний продукт |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Расходы на конечное потребление |
68,7 |
72,1 |
71,6 |
70,6 |
70,2 |
Домашних хозяйств |
50,0 |
50,3 |
50,8 |
50,5 |
50,6 |
товары |
29,6 |
30,2 |
30,4 |
30,3 |
30,3 |
услуги |
11,4 |
10,9 |
11,1 |
11,0 |
11,1 |
покупка товаров и услуг резидентов за рубежом за вычетом покупок нерезидентами на территории России |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,6 |
Государственного управления |
18,3 |
21,4 |
20,4 |
19,7 |
19,3 |
Некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
Валовое накопление |
23,1 |
23,2 |
23,3 |
24,1 |
24,6 |
Основного капитала |
21,0 |
21,4 |
21,7 |
22,2 |
22,8 |
Изменение запасов материальных оборотных средств |
2,1 |
1,7 |
1,7 |
1,9 |
1,8 |
Чистый экспорт |
7,6 |
4,7 |
5,1 |
5,3 |
5,2 |
Экспорт |
28,4 |
24,2 |
25,6 |
26,2 |
26,2 |
товары |
24,7 |
21,4 |
22,2 |
22,5 |
22,4 |
услуги |
3,7 |
2,8 |
3,4 |
3,7 |
3,8 |
Импорт |
20,8 |
19,5 |
20,5 |
20,8 |
21,1 |
товары |
15,0 |
15,7 |
15,7 |
15,7 |
15,8 |
услуги |
5,8 |
3,8 |
4,8 |
5,1 |
5,2 |
ВВП по счету производства
В отраслевом разрезе драйверами экономического роста в 2021-2023 гг. станут отрасли, обеспечивающие инвестиционную модель развития, экспортно ориентированные отрасли обрабатывающей промышленности, сфера информационных технологий, строительный и транспортный сектора, а также сектора недвижимости и профессиональных услуг.
Таблица 5. Темпы роста компонентов производства ВВП
в % г/г |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
Валовой внутренний продукт |
1,3 |
-3,9 |
3,3 |
3,4 |
3,0 |
Добыча полезных ископаемых |
2,0 |
-8,4 |
1,2 |
4,7 |
0,7 |
Базовые отрасли 2 (за исключением добычи полезных ископаемых) |
1,2 |
-5,3 |
4,1 |
3,6 |
3,6 |
Другие виды деятельности |
1,8 |
-2,4 |
4,1 |
3,8 |
3,7 |
Чистые налоги на продукты |
0,8 |
-6,4 |
2,8 |
2,8 |
2,1 |
Темпы роста в базовых отраслях (за исключением добычи полезных ископаемых) увеличатся до 3,6-4,1% в 2021-2023 гг. после снижения на 5,3% в 2020 г., при этом лидерами роста станут отрасли, ориентированные на экспорт (химический комплекс, пищевая промышленность, обработка древесины). Увеличение инвестиционной активности, наряду с наращиванием несырьевого неэнергетического экспорта, поддержит ускоренное развитие машиностроения.
Снижение в прочих видах деятельности будет более умеренным: -2,4% в 2020 году. В период 2021-2023 гг. рост в данных отраслях будет превышать темпы роста экономики: 3,7-4,1%. Ускоренное развитие получит отрасль информации и связи, что определяется широким внедрением информационных технологий и реализацией программы цифровизации экономики, а также "налоговым маневром" в данной отрасли. Более высокие темпы роста, чем в предыдущие годы, ожидаются в сфере образования, как основного фактора повышения качества человеческого капитала.
Таблица 6. Структура компонентов производства ВВП
в % |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
Валовой внутренний продукт |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство |
3,4 |
3,6 |
3,5 |
3,4 |
3,4 |
Добыча полезных ископаемых |
11,3 |
9,4 |
9,4 |
9,5 |
9,3 |
Обрабатывающие производства |
13,1 |
13,4 |
13,3 |
13,2 |
13,2 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
2,3 |
2,4 |
2,4 |
2,3 |
2,3 |
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
0,4 |
0,5 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
Строительство |
5,1 |
5,4 |
5,3 |
5,3 |
5,4 |
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов |
12,3 |
12,4 |
12,4 |
12,4 |
12,4 |
Транспортировка и хранение |
5,9 |
5,9 |
5,9 |
5,9 |
5,9 |
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания |
0,8 |
0,7 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
Деятельность в области информации и связи |
2,3 |
2,3 |
2,3 |
2,4 |
2,4 |
Деятельность финансовая и страховая |
3,8 |
3,6 |
3,7 |
3,7 |
3,8 |
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом |
8,5 |
8,5 |
8,6 |
8,7 |
8,8 |
Деятельность профессиональная, научная и техническая |
3,9 |
3,9 |
4,0 |
4,1 |
4,2 |
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги |
1,9 |
1,9 |
1,9 |
1,8 |
1,8 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение |
6,7 |
8,0 |
7,8 |
7,6 |
7,5 |
Образование |
2,9 |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
3,1 |
Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг |
3,1 |
3,4 |
3,3 |
3,3 |
3,4 |
Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений |
0,9 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Предоставление прочих видов услуг |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
Деятельность домашних хозяйств как работодателей; недифференцированная деятельность частных домашних хозяйств |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,5 |
0,5 |
Итого в основных ценах по видам деятельности |
89,6 |
90,2 |
90,0 |
89,9 |
90,0 |
Чистые налоги на продукты и импорт |
10,4 |
9,8 |
10,0 |
10,1 |
10,0 |
Вместе с тем под влиянием слабого внешнего спроса и действия текущих условий сделки ОПЕК+ до 2022 г. темпы роста добывающей промышленности в 2021 г. будут умеренными - 1,2% (в 2020 г. - снижение на 8,4%). В 2022 г. в условиях прогнозируемого роста добычи нефти темп роста добывающей промышленности ускорится до пиковых 4,7% с последующей стабилизацией.
Риски прогноза
На стадии постепенного восстановления экономика России может столкнуться со следующими вызовами.
Санитарно-эпидемиологические ограничения снимаются постепенно и неравномерно по регионам в зависимости от эпидемиологической ситуации и мощностей системы здравоохранения. Часть санитарно-эпидемиологических требований к условиям работы предприятий и организаций будет носить долгосрочный характер. Именно санитарно-эпидемиологическая обстановка, прежде всего, будет определять скорость восстановления экономики. В базовом и консервативном варианте не предполагается "вторая волна" новой коронавирусной инфекции, однако она остается ключевым источником риска для параметров прогноза.
Рецессия в мировой экономике. На высокую неопределенность развития ситуации в мировой экономике указывает широкий диапазон прогнозов аналитиков и международных организаций по глобальному росту на текущий и следующий год: от -3% до -5% на 2020 г. и от 3,5% до 6,5% на 2021 год. Восстановление мировой экономики существенно затруднено неравномерностью выхода стран из карантина, что может привести не только к сохранению ограничений со стороны спроса, но и к возникновению разрывов в глобальных цепочках создания добавленной стоимости.
Цены (тарифы) на товары, услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в инфраструктурном секторе
Цены и тарифы в электроэнергетике
Рост регулируемых тарифов сетевых организаций для потребителей, кроме населения, в среднем по стране в период 2020-2023 гг. составит не более 3,0% ежегодно, что соответствует ранее принятым параметрам. В целях снижения объема перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе размер индексации тарифов на передачу электрической энергии населению в среднем по Российской Федерации сохранится на уровне 5,0% ежегодно. Такими же темпами будут расти и регулируемые тарифы на электроэнергию для населения.
Динамика нерегулируемых цен для конечных потребителей, кроме населения, на розничном рынке в 2021 г. в среднем составит 5,6%, в период 2022-2023 гг. - не превысит заложенных в сценарные условия параметров целевой инфляции и в среднем составит от 2,9% до 3,5%.
Цены и тарифы в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения
Рост тарифов на услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, как и предельные индексы изменения платы граждан за коммунальные услуги в 2021-2023 гг., сохранятся на уровне, предусмотренном принятым в сентябре 2019 г. прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года с ориентацией на уровень инфляции.
Тарифы на железнодорожные перевозки
В прогнозный период индексация тарифов на грузовые железнодорожные перевозки и услуги инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования будет осуществляться в соответствии с порядком, определенным распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2017 г. N 2991-р. В 2021 г. индексация составит 3,7%, в 2022 г. - 3,6%, в 2023 г. - 3,8%.
При этом в базе индексации сохранятся установленные ранее целевые надбавки к тарифам:
- по капитальному ремонту инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования - в размере 2%;
- по компенсации расходов, связанных с корректировкой налогового законодательства Российской Федерации, - в размере 1,5% в 2019-2021 годах.
Индексация тарифов на пассажирские перевозки в дальнем следовании в регулируемом сегменте (перевозки в плацкартных и общих вагонах) будет соответствовать темпам изменения тарифов на грузовые перевозки в связи с тем, что основной составляющей расходов для пассажирских перевозчиков является плата за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта, которая индексируется в соответствии с параметрами роста тарифов на грузовые перевозки.
Морской транспорт
В отношении регулируемых услуг рост ставок портовых сборов не превысит значения прогнозного уровня цен и составит в 2021 г. - 3,6%, в 2022-2023 гг. - 4,0%.
Таблица 7. Прогнозируемые изменения цен (тарифов) на товары (услуги) хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в инфраструктурном секторе, на 2020-2023 гг.
Показатели |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
факт |
прогноз |
||||
Газ - индексация оптовых цен для всех категорий потребителей, исключая население |
июль 1,4% |
июль 3,0% |
июль 3,0% |
июль 3,0% |
июль 3,0% |
- индексация оптовых цен для населения |
июль 1,4%*** |
июль 3,0% |
июль 3,0% |
июль 3,0% |
июль 3,0% |
- индексация тарифов на транспортировку газа по распределительным сетям |
июль 1,4% |
июль 3,2% |
июль 3,7% |
июль 4,0% |
июль 4,0% |
Электроэнергия - индексация тарифов сетевых компаний для всех категорий потребителей, исключая население |
июль 3,0% |
июль 3,0% |
июль 3,0% |
июль 3,0% |
июль 3,0% |
- индексация тарифов для населения |
июль 3,3%*** |
июль 5,0% |
июль 5,0% |
июль 5,0% |
июль 5,0% |
Совокупный платеж граждан за коммунальные услуги - размеры индексации |
июль 2,4%*** |
июль 4,0% |
июль 4,0% |
июль 4,0% |
июль 4,0% |
Железнодорожные перевозки грузов в регулируемом секторе - индексация тарифов |
январь 3,5%**** |
январь 3,5% |
январь 3,7% |
январь 3,6% |
январь 3,8% |
Пассажирские перевозки железнодорожным транспортом в регулируемом секторе - индексация тарифов |
январь 3,9% |
январь 3,5% |
январь 3,7% |
январь 3,6% |
январь 3,8% |
Услуги в морских портах Российской Федерации - индексация ставок портовых сборов |
январь 4,5% |
январь 3,0% |
январь 3,6% |
январь 4,0% |
январь 4,0% |
------------------------------
*) В целях проведения капитального ремонта инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования с 2017 по 2025 год дополнительно установлена целевая надбавка в размере 2% сверх уровня, предусмотренного Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации
**) В целях компенсации изменения в налоговом законодательстве с 2019 по 2021 год установлена целевая надбавка в размере 1,5%
***) С 1 января 2019 года тарифы для населения рассчитаны исходя из ставки НДС в 20%
****) В 2019 году вводится надбавка на экспортные перевозки грузов (за исключением алюминия и нефтяных грузов) в размере 8% и 6% надбавка на возврат порожних вагонов
-----------------------------
1 В 2019-2020 гг. индексация регулируемых цен и тарифов для населения была одинаковой по масштабу (предельный рост совокупного платежа граждан за коммунальные услуги в среднем по стране сохранился на уровне 4%). Вместе с тем в 2019 г. индексация была проведена в 2 этапа - с 1 января и с 1 июля. В 2020 г. основная часть тарифов была проиндексирована с 1 июля, при этом повышение цен на отдельные коммунальные услуги было отложено на более поздний срок.
2 Базовые отрасли включают в себя следующие виды деятельности: сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство (раздел А); добыча полезных ископаемых (раздел B); обрабатывающие производства (раздел C); обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха (раздел D); водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (раздел E); строительство (раздел F); торговля оптовая и розничная (раздел G); ремонт автотранспортных средств и мотоциклов; транспортировка и хранение (раздел H)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минэкономразвития представило прогноз социально-экономического развития России на 2021 г. и плановый период 2022 и 2023 гг. Он разработан в базовом и консервативном вариантах.
В базовый вариант заложена цена на нефть марки "Юралс" 45,3 долл. США за баррель в 2021 г. В 2022-2023 гг. цены на нефть будут находиться в диапазоне 46-48 долл. США за баррель. Ожидается рост внешнего спроса на основные товары российского экспорта. Среднегодовой курс рубля к доллару США ожидается на уровне 72,4 в 2021 г., 73,1 в 2022 г. и 73,8 в 2023 г. Инфляция на конец следующего года - 3,7% годовых. В дальнейшем предполагается возвращение темпов роста потребительских цен к целевому уровню Банка России (4%). Рост ВВП в 2021 г. - на уровне 3,3%. Ожидается улучшение ситуации на рынке труда.
При консервативном варианте цены на нефть прогнозируются в диапазоне 43-45 долл. США за баррель в среднесрочной перспективе. Рост ВВП ожидается на уровне 2,7% в 2021 г. и 2,9% в 2022 г. с последующей стабилизацией на уровне около 2,5%.
Перечислены меры по обеспечению устойчивости развития экономики.
Информация Министерства экономического развития РФ от 26 сентября 2020 г. "Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов"
Текст информации опубликован не был