Решение Калининградского областного суда от 25 августа 2020 г. N 3а-134/2020
Калининградский областной суд в составе: председательствующего судьи Ш.Д.В. при секретаре Г.Т.С., с участием прокурора Б.Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску С.А.А. об оспаривании нормативно-правовых актов Генерального плана городского округа "Город Калининград", утв. решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года N 225, Правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утв. решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года N 339 в части установления границ санитарно-защитной зоны в пределах земельного участка КН N установил:
С.А.А. обратился с административным иском в суд, указав, что является арендатором земельного участка КН N, площадью 790 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, сроком на 20 лет, на основании договора аренды земельного участка от 29 ноября 2017 года N 502/2017-А, соглашения о переуступке права аренды от 29 ноября 2017 года. Данный земельный участок был предоставлен администрацией ГО "Город Калининград" для индивидуального жилищного строительства. 10 октября 2018 года истец обратился в администрацию ГО "Город Калининград" с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на вышеуказанном земельном участке, в чем ему было отказано в связи с тем, что жилой дом размещен в зоне с особыми условиями использования территорий Н-8 - санитарно-защитной зоне предприятия АО "ПЖТ "Д.". Как следует из письма Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, направленного в ответ на его обращение, до января 2017 года информация об утверждении проекта санитарно-защитной зоны и установления границ СЗЗ АО "ПЖТ "Д.", а также о размере ориентировочной СЗЗ для производственной площадки предприятия в администрации ГО "Город Калининград" отсутствовала, в связи с чем указанная зона не была отражена в документах градостроительного планирования и территориального зонирования. Вопросы установления размера и границ санитарно-защитных зон не отнесены к полномочиям органов местного самоуправления. Включение земельного участка КН N в зону с особыми условиями использования территории Н-8 нарушает права общества как его арендатора, поскольку препятствует постройке индивидуального жилого дома. Просит признать недействующим и не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу Генеральный план городского округа "Город Калининград", утвержденного решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года N 225, Правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденных решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года N 339 в части установления санитарно-защитной зоны предприятий, сооружений и других объектов (производственно-, санитарно-, инженерно-технических) в пределах границ земельного участка с кадастровым номером N.
Административный истец С.А.А., будучи надлежаще извещен о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об отложении дела слушанием ходатайства не заявил. Его представитель С.Ю.В. поддержал заявленные требования по изложенным в административном исковом заявлении основаниям и указал на то, что установление санитарно-защитной зоны АО "ПЖТ "Д." до настоящего времени не завершено, до 2013 года оснований для этого не имелось.
Представитель административного ответчика городского Совета депутатов г. Калининграда З.Д.А. относительно заявленных требований возражал.
Представитель заинтересованных лиц Правительства Калининградской области и Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области Ж.И.Ю. возражала против удовлетворения заявленных исковых требований и пояснила, что, поскольку деятельностью, относящейся ко II классу опасности, АО "ПЖТ "Д." занималось до 2008 года, в период действия иного законодательного регулирования для установления санитарно-защитных зон, когда не требовалось проведения натурных исследований и разработки проекта, то такая зона является установленной в силу положений Федерального закона N 342-ФЗ.
Представитель заинтересованного лица АО "ПЖТ "Д." В.В.С. возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, дала пояснения, аналогичные пояснениям представителя Правительства Калининградской области и Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области.
Выслушав пояснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора об удовлетворении административного иска, суд приходит к следующему.
Пунктами 1 и 2 статьи 12 Закона N 52-ФЗ установлено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.
Город Калининград - муниципальное образование, наделенное статусом городского округа в соответствии с Законом Калининградской области от 15 мая 2004 года N 397.
В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации", ч. 3 ст. 8, ч. 1 ст. 24 ГрК РФ утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительных орган муниципального образования принимает муниципальные правовые акты.
Статьей 8.2 ГрК РФ установлена возможность перераспределения полномочий органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ в области градостроительной деятельности в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации".
С 1 января 2017 года в соответствии с п.п. 2, 3 п. 1 ст. 1 Закона Калининградской области от 30 ноября 2016 года N 19 полномочия по утверждению документов территориального планирования муниципальных образований Калининградской области, правил землепользования и застройки, внесению таких изменений в такие документы переданы Правительству Калининградской области.
В соответствии с п. 4 ст. 2 указанного закона документы территориального планирования, документы градостроительного зонирования муниципальных образований, документация по планировке территории муниципальных образований, местные нормативы градостроительного проектирования, разработка которых была начата до вступления в силу данного закона, утверждаются органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области.
Генеральный план городского округа "Город Калининград" принят, а разработка Правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград" началась до вступления в силу Закона Калининградской области от 30 ноября 2016 года N 19. Указанные нормативные акты были утверждены: Генеральный план городского округа "Город Калининград" - решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года N 225, опубликованным в специальном выпуске еженедельной Калининградской городской газеты "Гражданин" N 33-с от 15 июля 2016 года; Правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград" - решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года N 339, опубликованным в специальном выпуске еженедельной Калининградской городской газеты "Гражданин" N 1 от 9 января 2019 года.
В соответствии с частью 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
Генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа (часть 3 статьи 23 ГрК РФ).
Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают, в частности, зоны с особыми условиями использования территорий (пункт 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ).
В свою очередь, градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Пунктом 1 части 1 статьи 30 ГрК РФ определено, что правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия.
Правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты (часть 2 статьи 30 ГрК РФ).
На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий (часть 5 статьи 30 ГрК РФ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 ГрК РФ санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий.
С учетом положений пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН), размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I-III класса опасности является обязательной (пункты 3.1, 3.10 СанПиН). Установление, изменение размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации (пункт 4.2 СанПиН).
В соответствии с ч. 8 ст. 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" До 1 января 2025 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2022 года, в том числе, нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории.
В соответствии с ч. 13 этой же статьи с 1 января 2022 года определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют.
Установлено, что С.А.А. является арендатором земельного участка КН N, площадью 790 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, сроком на 20 лет, на основании договора аренды земельного участка от 29 ноября 2017 года N 502/2017-А, соглашения о переуступке права аренды от 29 ноября 2017 года.
Данный земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки находится в территориальной зоне Ж-4/Б - зона застройки индивидуальными жилыми домами.
Вместе с тем, согласно Правилам землепользования и застройки, материалам по обоснованию Генерального плана городского округа "Город Калининград", земельный участок КН N полностью относится к территории зоны с особыми условиями использования территории Н-8 - санитарно-защитная зона предприятий, сооружений и других объектов (производственно-, санитарно-, инженерно-технических, а также объектов для размещения твердых коммунальных отходов (мусоросортировочных станций).
Суд приходит к выводу о том, что в оспариваемых нормативных актах данная зона с особыми условиями использования территории Н-8 - санитарно-защитная зона АО "ПЖТ "Д." в части включения в нее земельного участка КН N отображена без наличия законных оснований для этого.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации об установлении санитарно-защитной зоны предприятия АО "ПЖТ "Д." как для объекта II класса опасности не принималось, сведения о наличии такой зоны в ЕГРН не вносились.
Оснований полагать санитарно-защитную зону установленной в силу положений ч. 8 ст. 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", не имеется. Доказательств того, что такая зона была установлена в силу закона ранее и является действующей в соответствии с указанной нормой, не представлено.
Правила землепользования и застройки, как и Генеральный план, не устанавливают санитарно-защитные зоны, а только отображают их на соответствующей карте. Как указывалось выше, установление санитарно-защитных зон для объектов II класса опасности отнесено к компетенции Главного государственного санитарного врача РФ.
Отображение зоны с особыми условиями использования территории Н-8 в Генеральном плане, Правилах землепользования и застройки нарушает права административного истца как арендатора земельного участка с кадастровым номером N, так как существенно ограничивает землепользование.
Поскольку Генеральный план городского округа "Город Калининград" и Правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград" противоречат нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером N к зоне с особыми условиями использования территории Н-8, в данной части они подлежат отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд решил:
Административное исковое заявление С.А.А. удовлетворить.
Признать недействующими с даты вступления решения суда в законную силу:
Генеральный план городского округа "Город Калининград", утвержденного решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года N 225 в части отображения на Карте ограничений градостроительной деятельности и комплексного анализа территории границы зоны с особыми условиями использования территории Н-8 - "санитарно-защитная зона предприятий, сооружений и других объектов (производственно-, санитарно-, инженерно-технических) в границах земельного участка с кадастровым номером N.
Правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденных решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года N 339 в части отображения на Карте границ зоны с особыми условиями использования территории Н-8 - "санитарно-защитная зона предприятий, сооружений и других объектов (производственно-, санитарно-, инженерно-технических) в границах земельного участка с кадастровым номером N.
Решение подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании муниципального образования городской округ "Город Калининград".
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 31 августа 2020 года.
Судья |
Д.В.Ш. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 25 августа 2020 г. N 3а-134/2020
Текст решения опубликован в газете "Гражданин" от 10 декабря 2020 г. N 74