Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 1.2-2020
"Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления, внесения поправок и отмены"
(утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 июня 2020 г. N 328-ст)
Standardization in Russian Federation. National Standards of Russian Federation. Instructions for development, taking over, revision, correction and cancellation
ОКС 01.120
Дата введения - 1 сентября 2020 г.
Взамен ГОСТ Р 1.2-2016
Предисловие
1 Разработан Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ")
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 012 "Методология стандартизации"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 июня 2020 г. N 328-ст
4 Взамен ГОСТ Р 1.2-2016
1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт устанавливает правила разработки и утверждения национальных стандартов Российской Федерации (далее - национальные стандарты), проведения работ по их обновлению (внесению изменений или пересмотру) и внесению поправок, а также правила отмены национальных стандартов.
1.2 Правила, установленные в разделах 6-8, распространяются также на государственные стандарты Российской Федерации, которые признаны национальными стандартами в силу нормативного правового акта Госстандарта России [1].
1.3 Настоящий стандарт не распространяется на предварительные национальные стандарты и основополагающие национальные стандарты.
Примечания
1 Правила разработки, утверждения и отмены предварительных национальных стандартов установлены в ГОСТ Р 1.16.
2 Порядок разработки основополагающих национальных стандартов, внесения в них изменений, порядок их утверждения и отмены установлен в соответствующем нормативном правовом акте Минпромторга России [2].
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения
ГОСТ 1.5-2001 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению
ГОСТ Р 1.5-2012 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила построения, изложения, оформления и обозначения
ГОСТ Р 1.6-2013 Стандартизация в Российской Федерации. Проекты стандартов. Правила организации и проведения экспертизы
ГОСТ Р 1.7 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила оформления и обозначения при разработке на основе применения международных стандартов
ГОСТ Р 1.8 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения
ГОСТ Р 1.12 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения
ГОСТ Р 1.14 Стандартизация в Российской Федерации. Программа национальной стандартизации. Требования к структуре, правила формирования, утверждения и контроля за регистрацией
ГОСТ Р 1.16 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные предварительные. Правила разработки, утверждения, применения и отмены
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины, определения и сокращения
3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 1.12 и ГОСТ 1.1.
3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
ТК - технический комитет по стандартизации;
ПТК - проектный технический комитет по стандартизации;
ФОИВ - федеральный орган исполнительной власти.
4 Общие положения
4.1 Разработку национальных стандартов Российской Федерации осуществляют для достижения целей стандартизации, решения задач и в соответствии с принципами стандартизации, которые установлены в статьях 3 и 4 федерального закона [3].
4.2 Разработку и утверждение национальных стандартов осуществляют в следующей последовательности:
- организация разработки национального стандарта (см. 5.1);
- разработка первой редакции проекта национального стандарта (см. 5.2);
- публичное обсуждение первой редакции проекта национального стандарта, подготовка сводки отзывов на нее (см. 5.2);
- подготовка окончательной редакции проекта национального стандарта, проведение ее экспертизы и нормоконтроля (см. 5.3);
- подготовка к утверждению, утверждение национального стандарта (5.4.1-5.4.4);
- регистрация утвержденного стандарта (см. 5.4.5);
- опубликование национального стандарта (см. 5.4.7).
Последовательность разработки и утверждения проекта национального стандарта схематично представлена в приложении А.
4.3 Требования и правила, устанавливаемые в национальном стандарте, должны основываться на современных достижениях науки, техники, технологий, относящихся к данному объекту и/или аспекту стандартизации, и учитывать условия использования продукции, выполнения работ или оказания услуг (если на них распространяется данный стандарт).
Разработку национальных стандартов осуществляют на основе применения международных стандартов, а также с учетом применения региональных, в том числе межгосударственных, стандартов, а также стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств в соответствии с ГОСТ Р 1.7 в случае, если такое применение возможно и соответствует экономическим, техническим, технологическим, климатическим и географическим особенностям Российской Федерации.
4.3.1 Требования и правила, устанавливаемые в национальном стандарте, не должны:
- противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, международным договорам Российской Федерации, федеральным законам, актам Президента Российской Федерации, актам Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти и нормативным правовым актам Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и иных государственных корпораций, изданным в соответствии с установленными полномочиями, техническим регламентам, в том числе техническим регламентам Евразийского экономического союза, относящимся к данному объекту и/или аспекту стандартизации;
- дублировать нормы законодательства Российской Федерации;
- изменять права участников гражданско-правовых отношений, установленные законодательством Российской Федерации или нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
- устанавливать ответственность организаций, должностных лиц и отдельных работников за нарушение требований национального стандарта;
- дублировать требования и правила действующих национальных стандартов, межгосударственных стандартов, введенных в качестве национальных стандартов Российской Федерации *, если не планируется отмена действующих национальных стандартов на тот же объект или аспект стандартизации;
------------------------------
*Для исключения дублирования применяют ссылки на стандарты в соответствии с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 4.3; подпункты 4.3.1, 4.3.3-4.3.5, 4.3.7).
------------------------------
- содержать значения показателей качества и норм безопасности, которые ниже установленных в существующих национальных стандартах.
4.3.2 Требования и правила, устанавливаемые в национальном стандарте, должны:
- быть увязаны с требованиями и правилами стандартов, утвержденных (признанных в соответствии с 1.2) ранее и/или действующих в Российской Федерации в качестве национальных стандартов (в том числе межгосударственных стандартов);
- в случаях, когда предполагается включение разрабатываемого стандарта в перечень документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента, быть увязаны с требованиями технического регламента применительно к группе однородной продукции или процессу ее проектирования, производства, монтажа, наладки, эксплуатации, транспортирования, хранения, реализации и утилизации;
- в случаях, когда предполагается обязательность применения стандартов в отношении объектов стандартизации, предусмотренных пунктом 2 статьи 6 федерального закона [3], соответствовать требованиям по обеспечению единства измерений в области использования атомной энергии, установленным нормативным правовым актом Госкорпорации "Росатом" [4];
- проверяться объективными методами;
- быть изложены максимально кратко, точно, в форме, не допускающей различные толкования, логически последовательными, необходимыми и достаточными для использования стандарта в соответствии с его областью применения.
При изложении требований к материалам, технологическому или испытательному оборудованию, полуфабрикатам, изделиям приводят их краткие конкретные функциональные свойства (параметры и характеристики) с указанием требований к основным показателям назначения, которым должны удовлетворять эти материалы. При изложении требований к материалам, оборудованию, изделиям или полуфабрикатам указание товарного знака или наименования производителя не допускается.
При изложении требований к эталонам, стандартным образцам и средствам измерений приводят их основные метрологические характеристики и условия их применения.
4.3.3 При разработке национального стандарта используют или учитывают:
- требования действующих на территории Российской Федерации технических регламентов;
- результаты научно-исследовательских работ, технических предложений, опытно-конструкторских, опытно-технологических и проектных работ, а также аналитических работ, относящихся к данному объекту и/или аспекту стандартизации;
- международные стандарты, нормы, правила, рекомендации и другие документы по международной (региональной) стандартизации, а также региональные технические регламенты;
- информацию о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии, в том числе опыт применения на практике новых видов продукции и процессов;
- предложения органов власти, юридических и физических лиц, заинтересованных в разработке стандарта.
При необходимости разработчик также может учитывать региональные стандарты и технические регламенты, а также национальные стандарты, своды правил и технические регламенты других государств.
4.3.4 Наименование, построение, изложение и оформление проекта национального стандарта - по ГОСТ Р 1.5.
4.3.5 При разработке национального стандарта на основе международного или регионального стандарта (регионального свода правил, стандарта или свода правил иностранного государства или иного документа по стандартизации иностранного государства) соблюдают соответствующие правила, установленные в ГОСТ Р 1.7.
4.3.6 При использовании документов, относящихся к объектам патентного права, соблюдают соответствующие нормы законодательства Российской Федерации, а также руководствуются положениями основополагающих документов, принятых в международной стандартизации [5].
В том случае, если при разработке проекта национального стандарта включаются положения, связанные с использованием объектов патентного права, в том числе описания изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, разработчик стандарта обязан раскрыть информацию об использованных в стандарте принадлежащих ему патентах, а также об известных ему использованных патентах третьих лиц и обеспечить бессрочное лицензирование патента в интересах выполнения требований стандарта на безвозмездной основе. Не допускается включение в стандарт положений, связанных с использованием объектов патентного права, которые защищены патентом, если от патентообладателя (лицензиара) не получено предварительное согласие на бессрочное лицензирование патента в интересах выполнения требований стандарта на безвозмездной основе.
Информацию об использовании в стандарте объектов патентного права приводят в предисловии стандарта и в пояснительной записке к проекту национального стандарта.
Разногласия устраняются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации [6], на основе принципа соответствия целям и задачам стандартизации.
4.4 Для размещения соответствующей информации и документов по каждому этапу разработки национального стандарта используют Федеральную государственную информационную систему (ФГИС *) федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации.
------------------------------
*ФГИС Росстандарта "БЕРЕСТА".
------------------------------
5 Правила разработки и утверждения национальных стандартов
5.1 Организация разработки национального стандарта
Для организации разработки национального стандарта соответствующая тема должна быть включена в Программу национальной стандартизации, формируемую по ГОСТ Р 1.14, в соответствии с областью деятельности, на текущий год.
Если объект стандартизации не относится к области деятельности ни одного из существующих ТК (ПТК), то предварительно проводят работы по созданию нового ТК (ПТК) в соответствии с положениями федерального законодательства [3] и основополагающих национальных стандартов.
5.2 Разработка первой редакции проекта национального стандарта и ее публичное обсуждение, подготовка сводки отзывов
5.2.1 Разработчик готовит первую редакцию проекта национального стандарта и пояснительную записку к нему в срок, установленный Программой национальной стандартизации.
Примечание - Разработчиком может быть физическое ** или юридическое лицо - как заключившее контракт или договор на разработку или обновление стандарта с федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации или иным заказчиком, так и осуществляющее разработку стандарта за счет собственных средств.
------------------------------
**Здесь и далее по тексту настоящего стандарта под физическим лицом подразумевается физическое лицо, зарегистрированное в установленном законом порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
------------------------------
5.2.1.1 При разработке национального стандарта учитывают общие требования к содержанию стандартов, которые установлены в ГОСТ 1.5-2001 (раздел 7), за исключением случаев, предусмотренных ГОСТ Р 1.7.
Примечание - Кроме общих требований к содержанию стандартов существуют национальные стандарты и рекомендации по стандартизации, устанавливающие особые требования в отношении отдельных объектов и аспектов стандартизации [7]-[15], которые также учитывают при разработке стандарта.
5.2.1.2 В пояснительной записке к первой редакции проекта национального стандарта приводят:
- основание для разработки стандарта с указанием шифра соответствующего задания в Программе национальной стандартизации;
- краткую характеристику объекта и аспекта стандартизации;
- технико-экономическое, социальное или иное обоснование целесообразности разработки стандарта на национальном уровне;
- сведения о соответствии проекта национального стандарта техническим регламентам Евразийского экономического союза, федеральным законам, техническим регламентам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, которые содержат требования к объекту и/или аспекту стандартизации;
- сведения о соответствии проекта национального стандарта международному стандарту, региональному стандарту, региональному своду правил, стандарту иностранного государства и своду правил иностранного государства, иному документу по стандартизации иностранного государства и о форме применения данного стандарта (документа) как основы для разработки проекта национального стандарта Российской Федерации, а в случае отклонения от международного стандарта, регионального стандарта, регионального свода правил, стандарта иностранного государства и свода правил иностранного государства, иного документа по стандартизации иностранного государства - мотивированное обоснование этого решения и/или иные сведения о научно-техническом уровне проекта национального стандарта;
- сведения о проведенных научно-исследовательских работах, технических предложениях, опытно-конструкторских, опытно-технологических и проектных работах, а также аналитических работах, послуживших основой для разработки первой редакции проекта национального стандарта (при наличии);
- сведения о наличии в Федеральном информационном фонде стандартов переводов международных, региональных стандартов, стандартов и сводов правил иностранных государств, на которые даны нормативные ссылки в стандарте, использованном в качестве основы для разработки проекта национального стандарта Российской Федерации;
- сведения о взаимосвязи проекта национального стандарта с проектами или действующими в Российской Федерации другими национальными и межгосударственными стандартами, сводами правил, а при необходимости также предложения по их пересмотру, изменению или отмене (одностороннему прекращению применения на территории Российской Федерации межгосударственных стандартов);
- перечень исходных документов и другие источники информации, использованные при разработке стандарта, в том числе информацию об использовании документов, относящихся к объектам патентного или авторского права;
- сведения о технических комитетах по стандартизации, в областях деятельности которых возможно пересечение с областью применения разрабатываемого проекта национального стандарта (далее - технических комитетах по стандартизации в смежной области деятельности);
- сведения о разработчике стандарта с указанием его организационно-правовой формы, почтового адреса, номера контактного телефона и адреса электронной почты.
В случае разработки национального стандарта для включения в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого или разрабатываемого технического регламента, в пояснительной записке к проекту национального стандарта указывают структурные элементы стандарта (разделы, подразделы, пункты, подпункты, приложения либо стандарт в целом), применение которых обеспечивает соблюдение требований данного технического регламента.
Пояснительную записку подписывает руководитель разработки стандарта и исполнитель, подготовивший пояснительную записку. Если разработчиком национального стандарта является физическое лицо, то пояснительную записку подписывает только разработчик.
5.2.1.3 Разработчик направляет первую редакцию проекта национального стандарта и пояснительную записку к нему в секретариат ТК (ПТК), за которым закреплена соответствующая область деятельности или объект стандартизации (далее - секретариат ТК).
При необходимости изменения наименования разрабатываемого стандарта по отношению к наименованию стандарта, указанному в Программе национальной стандартизации, разработчик указывает это в пояснительной записке к проекту стандарта, приводя обоснование необходимости изменения наименования разрабатываемого стандарта.
Секретариат ТК (ПТК) в срок, не превышающий 10 рабочих дней, осуществляет проверку соответствия первой редакции проекта стандарта положениям 4.3.1 и 4.3.2 настоящего стандарта, а также правилам, установленным в разделах 3 и 4 ГОСТ Р 1.5. По результатам проверки секретариат ТК (ПТК) может вернуть проект стандарта разработчику для доработки или подготовить свой отзыв в соответствии с 5.2.2.
5.2.1.4 Секретариат ТК (ПТК) посредством ФГИС направляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации для размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в установленном порядке [3] уведомление о разработке проекта национального стандарта, где указываются даты начала и окончания публичного обсуждения, и осуществляет рассылку первой редакции проекта стандарта с пояснительной запиской к нему членам ТК (ПТК), а при необходимости - заинтересованным органам исполнительной власти, иным заинтересованным юридическим и физическим лицам. Срок публичного обсуждения устанавливается в интервале от 60 до 90 календарных дней включительно.
Если объект стандартизации разрабатываемого национального стандарта затрагивает область деятельности другого (других) ТК, то секретариат ТК направляет первую редакцию проекта национального стандарта и пояснительную записку к нему в секретариат этого (этих) ТК для рассмотрения. ТК в смежной области деятельности готовит отзыв на проект национального стандарта по форме приложения Б в пределах срока, установленного для публичного обсуждения стандарта, и направляет отзыв в секретариат ТК, направившего проект разрабатываемого стандарта.
5.2.2 Члены ТК (ПТК), заинтересованные органы исполнительной власти, другие юридические и физические лица рассматривают первую редакцию проекта национального стандарта, готовят отзывы на нее и направляют их в электронном виде, как в формате, позволяющем осуществлять копирование текста без его искажения, так и в виде сканированных изображений подписанных отзывов по электронной почте разработчику и в секретариат ТК (ПТК) в течение срока, предусмотренного для публичного обсуждения данного проекта стандарта.
5.2.2.1 Все замечания и предложения излагают конкретно и обоснованно. При этом следует приводить предлагаемые автором отзыва редакции отдельных пунктов, подпунктов, абзацев, таблиц, приложений и изображения графического материала, используя приведенную в приложении Б форму отзыва, избегая в предложении по одному структурному элементу ссылок на предложения по другому элементу.
5.2.2.2 Отзыв на проект национального стандарта рекомендуется излагать в следующей последовательности:
- о целесообразности разработки стандарта;
- о проекте в целом;
- о наименовании стандарта;
- об области применения стандарта;
- о структуре стандарта;
- об отдельных разделах, подразделах, пунктах, подпунктах, абзацах, таблицах, графических материалах и/или приложениях стандарта.
5.2.3 Публичное обсуждение проекта национального стандарта прекращают при наступлении срока, указанного в уведомлении о его разработке. Секретариат ТК (ПТК) посредством ФГИС направляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации для размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в установленном порядке [3] уведомление о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта.
Решение о продлении сроков публичного обсуждения принимает федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации с учетом представленного ТК (ПТК) обоснования необходимости продления сроков публичного обсуждения. При этом федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации, где это применимо, вносит соответствующие изменения в Программу национальной стандартизации. Суммарный срок публичного обсуждения не должен превышать 120 календарных дней.
5.2.4 Разработчик составляет сводку отзывов на первую редакцию проекта национального стандарта, которые поступили в процессе публичного обсуждения, по форме и правилам, приведенным в приложении В, оценивает целесообразность учета этих замечаний и предложений и дорабатывает проект национального стандарта с учетом принятых им замечаний и предложений заинтересованных лиц в пределах срока, установленного в Программе национальной стандартизации на разработку окончательной редакции национального стандарта. В случае отклонения представленных замечаний и предложений заинтересованных лиц разработчик стандарта в графе "Заключение разработчика" должен указать обоснованный отказ в отклонении представленных замечаний и предложений.
Примечание - Срок доработки проекта национального стандарта рекомендуется устанавливать в диапазоне от одного до трех месяцев после окончания публичного обсуждения данного проекта.
5.2.5 При наличии существенных разногласий в мнениях заинтересованных сторон, выявленных при составлении сводки отзывов, перед подготовкой окончательной редакции проекта национального стандарта секретариат ТК или разработчик могут предложить оформить вторую (а при необходимости - и последующие) редакцию проекта и провести ее обсуждение с заинтересованными лицами, от которых поступили возражения по существу проекта стандарта и предложения на первую редакцию данного проекта с участием секретариата ТК. При этом форму и дату обсуждения устанавливает разработчик по согласованию с секретариатом ТК. По решению председателя ТК (ПТК) может быть создана рабочая группа для доработки проекта стандарта.
5.3 Подготовка окончательной редакции проекта национального стандарта, проведение ее экспертизы и нормоконтроля
5.3.1 Разработчик готовит окончательную редакцию проекта национального стандарта с учетом принятых им замечаний и предложений заинтересованных лиц на первую редакцию проекта стандарта, а также результатов обсуждения второй (а также последующих) редакций проекта стандарта (если эти редакции оформлялись). При этом соблюдают срок, установленный в Программе национальной стандартизации для представления окончательной редакции.
При подготовке проекта окончательной редакции национального стандарта пояснительную записку к нему дополняют сведениями о проведении публичного обсуждения и краткой характеристикой полученных отзывов заинтересованных лиц, а также результатов обсуждения второй (последующей) редакции этого проекта в случае оформления таковых редакций.
После подготовки окончательной редакции проекта национального стандарта и до утверждения данного стандарта разработчик обязан предоставить этот проект и сводку отзывов на первую редакцию любому заинтересованному лицу по его запросу или сообщить сайт технического комитета по стандартизации в сети Интернет, на котором можно ознакомиться с ними.
5.3.2 Разработчик направляет окончательную редакцию проекта национального стандарта на рассмотрение в секретариат ТК, за которым закреплена соответствующая область деятельности (объект стандартизации), вместе со следующими документами:
- пояснительной запиской к проекту окончательной редакции национального стандарта;
- сводкой отзывов на проект стандарта;
- зарегистрированным в соответствии с Порядком [16] переводом на русский язык международного либо регионального стандарта или иного иноязычного документа, использованного в качестве основы при разработке проекта национального стандарта.
5.3.3 Если объект стандартизации разрабатываемого национального стандарта затрагивает область деятельности другого (других) ТК, секретариат ТК направляет окончательную редакцию проекта национального стандарта и пояснительную записку к ней в секретариат этого (этих) ТК для согласования. ТК в смежной области деятельности готовит отзыв на окончательную редакцию проекта национального стандарта по форме приложения Б в срок, не превышающий 30 дней, и отсылает отзыв в секретариат ТК, направившего проект стандарта на окончательную редакцию. При отсутствии отзыва в установленный срок окончательная редакция проекта стандарта считается согласованной.
5.3.4 Секретариат ТК (ПТК) рассматривает представленные согласно 5.3.2 документы и организует проведение экспертизы окончательной редакции проекта национального стандарта в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации [17]. При этом содержание экспертизы и экспертное заключение должны соответствовать требованиям, установленным в ГОСТ Р 1.6.
5.3.4.1 Если для проведения экспертизы окончательной редакции проекта национального стандарта (как предусмотрено в соответствующем порядке [17]) формируют рабочую группу, то в нее включают членов ТК (ПТК), которые в отзывах на первую редакцию данного проекта высказали свои предложения и замечания по существу проекта стандарта и/или участвовали в рабочей группе по его доработке.
5.3.4.2 Если согласно правилам [18] проект национального стандарта подлежит метрологической экспертизе, то ее проводят одновременно с экспертизой в ТК (ПТК).
В ходе экспертизы в ТК (ПТК) также устанавливается эквивалентность стандартов для применения в целях сертификации и аккредитации в национальной системе аккредитации.
Примечание - Стандарты считаются эквивалентными в случае, если в новую редакцию стандарта не внесены существенные изменения в части правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов продукции, применяемых в целях подтверждения соответствия. Понятие "эквивалентность" по отношению к ранее действующему стандарту применяется исключительно при использовании стандарта органами оценки соответствия.
Экспертиза в ТК и метрологическая экспертиза могут быть проведены по ускоренной процедуре в срок, не превышающий 20 календарных дней, в случае подготовки национального стандарта на основе применения стандарта организации, который ранее (не позднее чем за два года до этого) проходил экспертизу в том же ТК.
5.3.4.3 Секретариат ТК (ПТК) готовит проект мотивированного предложения об утверждении национального стандарта на основании голосования членов ТК (ПТК) в случае достижения в ТК (ПТК) консенсуса с соблюдением соответствующих правил [19]. Форма мотивированного предложения приведена в справочном приложении Г.
5.3.4.4 Ответственный секретарь ТК размещает окончательную редакцию в Федеральной государственной информационной системе (ФГИС) федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации.
5.3.5 При наличии в мотивированном предложении ТК (ПТК) предложения об утверждении проекта в качестве национального стандарта разработчик направляет окончательную редакцию проекта национального стандарта на нормоконтроль в организацию, уполномоченную федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации на проведение нормоконтроля проектов национальных стандартов.
5.3.6 Если ТК (ПТК) в мотивированном предложении рекомендует утвердить проект в качестве предварительного национального стандарта, то разработчик оформляет данный проект в соответствии с правилами, установленными в ГОСТ Р 1.5 для проектов предварительных национальных стандартов.
Примечание - Дальнейшие работы с проектом предварительного национального стандарта осуществляют по ГОСТ Р 1.16.
5.3.7 Уполномоченная организация проводит нормоконтроль проекта национального стандарта в установленном порядке в срок, не превышающий 30 календарных дней, за исключением времени, необходимого разработчику для доработки замечаний по результатам нормоконтроля.
При подготовке национального стандарта на основе применения действующего не менее двух лет стандарта организации нормоконтроль проекта национального стандарта проводится в срок, не превышающий 20 календарных дней.
5.3.8 Представляемый на нормоконтроль оригинал окончательной редакции проекта национального стандарта должен быть оформлен по ГОСТ Р 1.5.
5.3.9 Комплекс стандартов, имеющих общий объект стандартизации, запланированных к утверждению и вводу в действие одновременно и содержащих перекрестные нормативные ссылки друг на друга, должен представляться на нормоконтроль с присвоенными оператором Федерального информационного фонда стандартов обозначениями комплекса стандартов в соответствии с ГОСТ Р 1.5, перекрестные нормативные ссылки должны быть внесены в проект в соответствии с полученными обозначениями стандартов.
5.3.10 На каждой странице проекта стандарта, прошедшего нормоконтроль, редактор проставляет номерной штамп "В набор". Проект стандарта со штампом "В набор" организация, уполномоченная федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации на нормоконтроль проектов национальных стандартов, передает разработчику. Копию проекта национального стандарта со штампом "В набор" разработчик направляет в секретариат ТК (ПТК).
5.4 Подготовка к утверждению национального стандарта, его утверждение и регистрация
5.4.1 Секретариат ТК (ПТК) направляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации следующие документы:
- копию проекта стандарта со штампом "В набор";
- протокол заседания ТК (ПТК) (или выписку), на котором был достигнут консенсус в соответствии с правилами достижения консенсуса [19];
- экспертное заключение ТК (ПТК);
- мотивированное предложение об утверждении национального стандарта по форме приложения Г;
- отзыв ТК в смежных областях деятельности на окончательную редакцию проекта национального стандарта по форме приложения Б;
- пояснительную записку к окончательной редакции проекта национального стандарта;
- сводку отзывов на проект стандарта.
5.4.2 Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации принимает решение об утверждении национального стандарта путем оформления соответствующего организационно-распорядительного документа.
Примечание - В случаях, предусмотренных в частях 12 и 16 статьи 24 Федерального закона [3], ТК может предложить отклонить проект или утвердить его в качестве предварительного национального стандарта. Соответствующее решение федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации принимает на основании мотивированного предложения ТК.
В случае, предусмотренном в части 18 статьи 24 Федерального закона [3], если экспертное заключение на проект стандарта не соответствует требованиям ГОСТ Р 1.6-2013 (приложение А), федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации может направить проект национального стандарта на экспертизу повторно. Федеральный орган исполнительной власти также вправе запросить дополнительные материалы у ТК (ПТК) для принятия решения об утверждении стандарта.
5.4.3 Дату введения национального стандарта в действие устанавливают в организационно-распорядительном документе, указанном в 5.4.2 настоящего стандарта, с учетом времени, необходимого для реализации организационно-технических мероприятий, проводимых при внедрении данного стандарта перед его практическим применением, но не ранее тридцати дней после утверждения этого стандарта. При этом срок действия национального стандарта не ограничивают, за исключением случаев, когда это обусловлено законодательными или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В документе, указанном в 5.4.2, устанавливают закрепление вновь утвержденного национального стандарта за ТК *, а также, где применимо, приводят данные об эквивалентности стандарта в соответствии с 5.3.4.2 настоящего стандарта.
------------------------------
*Стандарт, представленный на утверждение ПТК, за этим комитетом не закрепляют. В таком случае функции, которые в соответствии с разделами 6-8 поручены ТК, по отношению к данному стандарту выполняет подведомственный федеральному органу исполнительной власти в сфере стандартизации институт стандартизации (до закрепления за соответствующим ТК).
------------------------------
5.4.4 По решению федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации при установлении даты введения национального стандарта в действие может быть предоставлено право досрочного применения вводимого впервые национального стандарта со дня его опубликования.
5.4.5 Регистрацию утвержденного национального стандарта осуществляют с соблюдением соответствующего порядка, установленного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации [16].
5.4.6 Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации на своем официальном сайте в сети Интернет размещает уведомление об утверждении национального стандарта.
5.4.7 Официальное опубликование национального стандарта организует федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации [20].
6 Правила проведения работ по обновлению национальных стандартов
6.1 Организация работ по обновлению национальных стандартов
6.1.1 Национальный стандарт подлежит обновлению в следующих случаях:
- если его содержание вошло в противоречие с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, целями и принципами национальной стандартизации и в результате не удовлетворяет современным экономическим, социальным или иным потребностям страны;
- если его содержание не соответствует требованиям, установленным в 4.3.1 настоящего стандарта;
- если содержание стандарта не соответствует достигнутому уровню развития науки и техники;
- если содержание стандарта препятствует соблюдению требований действующего технического регламента (в том числе технического регламента Евразийского экономического союза) или препятствует соблюдению вновь заключенного международного соглашения;
- если опубликована новая версия международного стандарта (регионального стандарта или иного документа), использованного ранее в качестве основы при разработке проекта национального стандарта, за исключением случая, когда Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия данного международного стандарта (регионального стандарта или иного документа);
- если содержание стандарта противоречит содержанию вновь разрабатываемого или другого обновляемого национального стандарта Российской Федерации (в том числе межгосударственного стандарта, вводимого в действие в Российской Федерации).
В последнем случае при организации обновления действующего национального стандарта необходимо стремиться к обеспечению комплексности работ по стандартизации взаимосвязанных объектов по срокам введения в действие распространяющихся на них стандартов и сводов правил.
6.1.2 Обновление действующего национального стандарта может быть осуществлено путем его пересмотра или разработки изменения к нему.
6.1.3 При необходимости обновления национального стандарта члены ТК, другие заинтересованные пользователи стандарта направляют соответствующие предложения (с аргументированным обоснованием и предложением по финансированию данной работы) в секретариат ТК, за которым закреплен данный стандарт, а при отсутствии такого ТК - в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации либо подведомственный ему институт стандартизации для рассмотрения и подготовки мотивированного предложения по обновлению национального стандарта в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации. Вместе с предложениями могут быть представлены документы, подтверждающие их обоснованность, текст изменения, который целесообразно внести в данный стандарт, а также предложение по закреплению стандарта за ТК, к которому относится соответствующий объект или аспект стандартизации, если данный стандарт не был официально закреплен за ТК или ранее был закреплен за другим ТК.
6.1.4 Секретариат ТК (федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации либо подведомственный ему институт стандартизации) рассматривает, анализирует и обобщает полученные предложения по обновлению национального стандарта, оценивает их актуальность, определяет способ обновления стандарта (в виде изменения или пересмотра).
6.1.5 Если в течение пяти лет после введения в действие, обновления или проверки актуальности национального стандарта в секретариат ТК (либо в подведомственный федеральному органу исполнительной власти в сфере стандартизации институт стандартизации) не поступали предложения по его обновлению, секретариат ТК (либо подведомственный федеральному органу исполнительной власти в сфере стандартизации институт стандартизации) самостоятельно проводит проверку содержания данного стандарта и/или направляет членам ТК запрос о предоставлении предложений, позволяющих оценить целесообразность обновления стандарта или его отмены.
Проверку национального стандарта проводят с целью выявления необходимости его обновления, которое может быть направлено:
- на обеспечение соблюдения требований действующего на территории Российской Федерации технического регламента;
- устранение противоречий с действующими и вводимыми нормами законодательства Российской Федерации;
- приведение стандарта в соответствие с вновь заключенными международными соглашениями;
- гармонизацию стандарта на международном и/или региональном уровне;
- распространение передового опыта, повышение качества продукции (работ или услуг) в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии, потребностями населения, экономики и безопасности страны;
- более полное достижение целей национальной стандартизации и решение задач, которые установлены в статье 3 Федерального закона [3];
- устранение противоречий или дублирования с вновь разработанными, обновленными национальными стандартами Российской Федерации и межгосударственными стандартами, действующими на ее территории в качестве национальных стандартов, а также сводами правил;
- исключение ссылок на отмененные стандарты или на межгосударственные стандарты, действие которых на территории Российской Федерации прекращено в одностороннем порядке.
В случае если по результатам проверки не выявлено необходимости обновления действующего национального стандарта, соответствующее решение направляется секретариатом ТК за подписью его председателя (заместителя председателя) в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации. Секретариат ТК может единовременно представить решение по нескольким таким стандартам.
При согласии с решением ТК об актуальности стандарта федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации направляет данное решение в подведомственный ему институт стандартизации для учета и опубликования в информационном указателе "Национальные стандарты" (ИУС).
6.1.6 При проведении работ, указанных в 6.1.4 и 6.1.5, следует оценить необходимость одновременного обновления взаимосвязанных с обновляемым национальным стандартом других национальных стандартов Российской Федерации, а также межгосударственных стандартов (в том числе стандартов, в которых даны нормативные ссылки на данный стандарт), а также сводов правил.
6.1.6.1 Если в процессе проверки выявлена необходимость обновления взаимосвязанного национального или межгосударственного стандарта, закрепленного за другим ТК, секретариат ТК (подведомственный федеральному органу исполнительной власти в сфере стандартизации институт стандартизации), проводивший проверку, направляет соответствующее предложение в секретариат другого ТК.
6.1.6.2 ТК (либо подведомственный федеральному органу исполнительной власти в сфере стандартизации институт стандартизации), в который поступило предложение по обновлению национального стандарта, анализирует его и при необходимости определяет способ обновления закрепленного за ним стандарта (в виде изменения или пересмотра) и в срок, не превышающий 30 календарных дней, сообщает свое мнение в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации для последующего включения в Программу национальной стандартизации на соответствующий год.
6.1.6.3 Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации рассматривает предложения различных ТК и принимает решение, направленное на обеспечение координации проводимых ими работ, доводя его до секретариатов соответствующих ТК в срок, не превышающий 30 календарных дней. В случае положительного решения соответствующую тему работ включают в Программу национальной стандартизации на соответствующий год.
6.1.7 При необходимости федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации может организовать совместно с ТК проведение анализа определенной части фонда действующих национальных стандартов с целью его обновления путем оценки научно-технического уровня входящих в него стандартов.
6.1.8 Проверку действующих национальных стандартов секретариат ТК (либо подведомственный федеральному органу исполнительной власти в сфере стандартизации институт стандартизации) проводит при включении их в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента (в том числе технического регламента Евразийского экономического союза), или в перечень документов в области стандартизации, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия.
Примечание - В том случае, когда по результатам проверки действующего стандарта выявлена необходимость его изменения или пересмотра, данный стандарт может быть включен в один из указанных перечней только после введения в действие этого изменения или заменяющего стандарта.
6.2 Разработка изменения национального стандарта
6.2.1 Разработку изменения национального стандарта осуществляют в соответствии с Программой национальной стандартизации, а также по решению федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в случаях, обусловленных указом или распоряжением Президента Российской Федерации, либо в случаях, установленных поручениями Президента Российской Федерации, постановлением или распоряжением Правительства Российской Федерации, изменением федерального законодательства.
6.2.2 Изменение национального стандарта на продукцию разрабатывают при необходимости замены (модификации) или исключения отдельных его положений или их фрагментов, если это не влечет за собой нарушения взаимозаменяемости продукции, изготовленной по измененному стандарту, и продукции, изготовленной по стандарту до внесения в него изменения, а также не приводит к нарушению совместимости с другой продукцией, с которой была совместима продукция, изготовленная по стандарту до внесения в него изменения.
Изменение национального стандарта на метод контроля (испытаний, измерений, анализа) разрабатывают, если вносимое изменение не ухудшает результаты испытаний и характеристики погрешности результатов измерений, полученных при использовании метода, регламентированного действующим национальным стандартом.
Для всех видов национальных стандартов изменение стандарта разрабатывают, если его объем не превышает 20 % текста стандарта.
Примечание - Объем измеряется в авторских (издательских) листах.
6.2.3 Изменение национального стандарта только редакционного (лингвистического) и/или ссылочного характера, а также направленное на устранение ошибок или опечаток, допущенных при подготовке стандарта к утверждению, опубликованию или последующему изданию, в форме самостоятельного документа не разрабатывают, а включают в изменение, необходимость которого обусловлена заменой, дополнением и/или исключением определенных положений стандарта, или оформляют в виде поправки (см. раздел 7).
6.2.3.1 Изменение стандарта разрабатывают также в том случае, если в стандарте дана нормативная ссылка на один из следующих документов:
- межгосударственный стандарт, применение которого в Российской Федерации прекращено в одностороннем порядке (в соответствии с ГОСТ Р 1.8);
- отмененный национальный стандарт, если данный стандарт отменен без замены или вместо него действует межгосударственный стандарт или другой национальный стандарт, имеющий в обозначении иной регистрационный номер.
Примечания
1 В иных случаях, связанных с необходимостью актуализации датированной ссылки при пересмотре или изменении ссылочного национального или межгосударственного стандарта при условии, что замена данной ссылки не влияет на техническое содержание стандарта, вместо изменения в стандарт вносят поправку в соответствии с разделом 7.
2 Если по какой-либо причине не было разработано изменение стандарта (или не была внесена поправка в стандарт), направленное на актуализацию нормативных ссылок, пользователи стандарта самостоятельно осуществляют поиск стандартов, которые действуют взамен отмененных ссылочных стандартов. Причем в случае, когда ссылочный стандарт отменен без замены или утратил статус действующего в Российской Федерации на национальном уровне без утверждения вместо него национального стандарта, положение (или его часть), в котором дана эта ссылка, может не применяться. При этом в случае возникновения разногласий у пользователей стандарта по вопросам, связанным с применением нормативных ссылок на отмененные стандарты, рекомендуется обращаться за разъяснениями в секретариат ТК в соответствии с его компетенцией, а при отсутствии такого ТК - в подведомственный федеральному органу исполнительной власти в сфере стандартизации институт стандартизации.
3 Актуализация нормативных ссылок и оформления стандарта при переиздании не является изменением или обновлением национального стандарта.
6.2.3.2 Положение национального стандарта, в котором дана ссылка, указанная в 6.2.3.1, исключают или модифицируют путем включения недостающего требования (правила).
6.2.4 Если в национальный стандарт уже внесено три изменения, то следующее изменение не разрабатывают, а осуществляют пересмотр стандарта в соответствии с 6.3. Пересмотр стандарта также является предпочтительным, если объем вносимого изменения может превысить 20 % текста стандарта или при необходимости существенного изменения его обозначения, наименования либо области применения.
6.2.5 Построение и изложение изменения национального стандарта - по ГОСТ Р 1.5. При этом вносимому в стандарт изменению присваивают очередной порядковый номер.
6.2.6 Разработку изменения национального стандарта, его утверждение, регистрацию и введение в действие проводят в соответствии с правилами, установленными для стандартов в разделе 5, а также правилами, установленными в настоящем подразделе.
Примечание - При необходимости одновременно с разработкой данного изменения осуществляют работы по разработке изменений к взаимосвязанным с ним национальным и межгосударственным стандартам и сводам правил.
6.2.6.1 При выборе разработчика изменения национального стандарта предпочтение рекомендуется отдавать разработчику данного стандарта.
6.2.6.2 В пояснительной записке к проекту изменения вместо характеристики объекта и аспекта стандартизации приводят характеристику вносимого изменения, а также обоснование целесообразности его внесения и ожидаемой эффективности от изменения стандарта. В пояснительной записке к проекту изменения национального стандарта допускается не приводить сведения об использованном ранее при его разработке международном стандарте, региональном стандарте, региональном своде правил, стандарте иностранного государства, своде правил иностранного государства, иных документах по стандартизации иностранных государств, если вносимое изменение не обусловлено необходимостью восстановления гармонизации национального стандарта с использованным документом в случае его обновления.
6.2.6.3 Нормоконтроль проектов изменений проводит уполномоченная федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации организация.
6.2.6.4 В уведомлении о разработке изменения национального стандарта приводят цель внесения данного изменения.
6.2.6.5 Изменение национального стандарта вводят в действие не ранее 30 календарных дней после его утверждения и с учетом времени, необходимого для проведения соответствующих организационно-технических мероприятий.
6.2.7 Уведомление об утвержденном изменении национального стандарта размещают на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет.
6.2.8 Издание изменения национального стандарта в печатном виде осуществляют в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты".
В обоснованных случаях вместо публикации текста изменения национального стандарта осуществляют новое издание стандарта (переиздание), включающее это и все предыдущие изменения данного стандарта, а также поправки к нему.
6.2.9 Внесение изменения в экземпляры национального стандарта, находящиеся у его пользователей, рекомендуется осуществлять в соответствии с порядком, приведенным в приложении Д.
В тех случаях, когда необходимо использование официального издания национального стандарта, например при использовании стандарта для подтверждения соблюдения требований технического регламента, при проведении подтверждения соответствия данному стандарту, аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий, заключении договоров и контрактов, в арбитражных спорах, судебных разбирательствах и иных видах разрешения разногласий между изготовителями и потребителями продукции, исполнителями и заказчиками услуг и т.п., а также в библиотеках и органах научно-технической информации, следует применять только те экземпляры стандарта, изменения в которые внесены в соответствии с порядком, приведенным в приложении Д.
В остальных случаях способы внесения изменения в экземпляры национального стандарта, находящиеся у его пользователей, определяются ими самостоятельно.
6.3 Проведение пересмотра национального стандарта
6.3.1 Пересмотр национального стандарта необходим, если предлагаемые значительные изменения его содержания и/или структуры, а также включение в него новых и/или более прогрессивных требований приводят к следующим последствиям:
- нарушению взаимозаменяемости с продукцией, изготовленной до введения этих требований;
- нарушению совместимости с другой продукцией, с которой была совместима продукция, изготовленная по стандарту до введения в него новых требований;
- оказанию влияния на результаты испытаний и характеристики погрешности результатов измерений параметров продукции и проводимых по пересмотренному и действующему ранее стандарту.
6.3.2 При пересмотре национального стандарта разрабатывают новый национальный стандарт взамен действующего. При этом разработку стандарта, его утверждение, регистрацию, издание и введение в действие проводят с соблюдением правил, установленных в разделе 5 для вновь разрабатываемых стандартов, а также правил, установленных в настоящем подразделе.
Примечание - При необходимости одновременно с пересмотром данного стандарта осуществляют работы по подготовке изменений к взаимосвязанным с ним национальным и межгосударственным стандартам и сводам правил или работы по их пересмотру.
6.3.2.1 Пересмотр национального стандарта осуществляют в соответствии с Программой национальной стандартизации на текущий год.
6.3.2.2 В качестве разработчика обновляемого национального стандарта, как правило, привлекают разработчика действующего стандарта.
6.3.2.3 В пояснительной записке к проекту разрабатываемого национального стандарта приводят технико-экономическое, социальное или иное обоснование целесообразности пересмотра данного стандарта и краткую характеристику содержания пересмотра, а также описание ожидаемой эффективности от применения новой версии стандарта вместо его прежней версии. При этом в пояснительной записке допускается не приводить сведения о международных и региональных стандартах, если пересмотр действующего стандарта не обусловлен необходимостью гармонизации данного межгосударственного стандарта на международном или региональном уровнях.
6.3.2.4 В уведомлении о разработке проекта национального стандарта взамен действующего и в уведомлении о завершении публичного обсуждения данного проекта наряду с наименованием стандарта приводят соответствующую информацию с указанием обозначения действующего стандарта, вместо характеристики объекта стандартизации указывают цель пересмотра, а отличия от соответствующего международного стандарта отражают только в случае, когда пересмотр обусловлен применением новой версии международного или регионального стандарта.
6.3.3 При пересмотре действовавший ранее национальный стандарт отменяют, а в пересмотренном стандарте (в предисловии) указывают, взамен какого стандарта он разработан. При присвоении обозначения обновленному стандарту сохраняют регистрационный номер действовавшего ранее стандарта и приводят после него (отделяя тире) четыре цифры, означающие год утверждения обновленного стандарта.
6.3.4 Информацию о замене действующего национального стандарта и об утверждении обновленного стандарта размещают на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет в виде соответствующего уведомления.
6.3.5 Официальное опубликование обновленного стандарта организует федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации [20].
7 Правила внесения поправок в национальные стандарты
7.1 При необходимости внесения исправлений в опубликованный национальный стандарт, которые направлены на устранение ошибок или опечаток, допущенных при подготовке данного стандарта к утверждению, опубликованию или последующему изданию, любой пользователь этого стандарта может направить в секретариат ТК, за которым закреплен данный национальный стандарт (при отсутствии такого ТК - в подведомственный федеральному органу исполнительной власти в сфере стандартизации институт стандартизации), предложение по внесению в стандарт поправки.
Внесение в стандарт поправки может быть обусловлено необходимостью:
- указания в нем информации о наличии в стандарте объектов патентного права в случае, если патентообладатель (лицензиар) заявил о своих правах на изобретение после утверждения и/или введения стандарта в действие;
- актуализации датированной ссылки на другой национальный или межгосударственный стандарт в случае пересмотра ссылочного стандарта, когда замена данной ссылки не влияет на техническое содержание стандарта;
- устранения в стандарте технической ошибки, исправление которой обосновано соответствующим заключением ТК.
В случае принятия Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти нормативного правового акта, требования которого необходимо срочно учесть в действующем стандарте, а разработка изменения в соответствии с установленными в 6.2 правилами не позволяет это сделать, федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации принимает решение по внесению в данный стандарт поправки на основании согласования с председателем ТК, за которым закреплен этот стандарт.
7.2 Секретариат ТК рассматривает предложение по внесению в национальный стандарт поправки и в случае согласия с ним оформляет в соответствии с приложением Е поправку и направляет ее для проведения нормоконтроля в подведомственный федеральному органу исполнительной власти в сфере стандартизации институт стандартизации.
Секретариат ТК направляет поправку, прошедшую нормоконтроль, вместе с мотивированным предложением, подписанным председателем ТК, в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации.
7.3 Поправка утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации должностным лицом.
7.4 Текст утвержденной поправки к национальному стандарту размещают на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет, а также учитывают при переиздании данного стандарта, соблюдая при этом соответствующий порядок [20].
7.5 Издание поправки к национальному стандарту в печатном виде осуществляют в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты" (ИУС). Датой введения в действие поправки является дата ее размещения на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет.
8 Правила отмены национальных стандартов
8.1 Действующий национальный стандарт отменяют в следующих случаях:
а) при утверждении и введении в действие взамен данного стандарта другого национального стандарта, в том числе при включении положений данного стандарта в другой стандарт;
б) при утверждении национального стандарта или введении в действие в Российской Федерации в этом качестве межгосударственного стандарта, который распространяется на тот же объект и аспект стандартизации;
в) при полном прекращении выпуска продукции, проведения работ или оказания услуг, которые осуществлялись по данному стандарту;
г) при выявлении несоответствия стандарта требованиям, установленным в 4.3.1 настоящего стандарта;
д) в случае принятия решения об отмене на заседании Комиссии по апелляциям при федеральном органе исполнительной власти в сфере стандартизации;
е) в других случаях, когда стандарт утратил свою актуальность в связи с изменением направлений работ по национальной стандартизации в данной области.
8.2 Отмену национального стандарта осуществляют с максимальным учетом мнения заинтересованных лиц.
8.3 Если стандарт отменяют в случаях, указанных в перечислениях а) и б) 8.1, рассмотрение возможности отмены членами ТК, за которым закреплен данный стандарт, и другими заинтересованными лицами осуществляется одновременно с публичным обсуждением проекта национального стандарта, который будет действовать вместо отмененного стандарта.
8.4 В случаях, указанных в перечислениях в) и г) 8.1, члены ТК, за которым закреплен данный стандарт, другие заинтересованные федеральные и иные органы исполнительной власти, юридические и физические лица могут направить мотивированные предложения об отмене действующего национального стандарта в секретариат этого ТК, а при его отсутствии - в подведомственный федеральному органу исполнительной власти в сфере стандартизации институт стандартизации.
8.5 Секретариат ТК организует рассмотрение поступившего предложения об отмене национального стандарта членами данного ТК и проведение публичного обсуждения предложения об отмене стандарта путем подготовки соответствующего уведомления, сформированного во ФГИС Росстандарта "БЕРЕСТА", для размещения его на официальном сайте в сети Интернет.
Срок публичного обсуждения предложения об отмене национального стандарта должен быть не менее 60 календарных дней.
В случае отмены национального стандарта на основании решения Комиссии по апелляциям при федеральном органе исполнительной власти в сфере стандартизации публичного обсуждения не проводится.
8.6 Если отмена национального стандарта противоречит интересам юридического или физического лица, члена ТК, органа исполнительной власти, государственных корпораций, научных организаций, изготовителей, исполнителей, общественных объединений, применяющих данный стандарт, то член ТК, другое заинтересованное лицо (орган, организация) направляет письмо о нецелесообразности отмены в секретариат ТК, за которым закреплен данный стандарт, а при отсутствии такого ТК - в подведомственный федеральному органу исполнительной власти в сфере стандартизации институт стандартизации.
8.7 При согласии с предложением об отмене стандарта всех членов ТК, за которым закреплен данный стандарт, выразивших заинтересованность в рассмотрении данного предложения, и в случае отсутствия писем других заинтересованных сторон о нецелесообразности отмены секретариат ТК (либо подведомственный федеральному органу исполнительной власти в сфере стандартизации институт стандартизации) готовит и направляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации соответствующее заключение о целесообразности отмены стандарта, а также направляет следующие документы в одном экземпляре:
- письмо с мотивированным предложением об отмене стандарта, если это предложение исходит не от секретариата данного ТК;
- протокол заседания ТК по рассмотрению предложения об отмене (допускается проведение заседания в заочной форме) или иные документы, подтверждающие согласие с отменой стандарта всех членов данного ТК, выразивших заинтересованность в рассмотрении этого предложения.
8.8 Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации оценивает целесообразность отмены национального стандарта и в случае согласия принимает соответствующее решение в виде организационно-распорядительного документа, в котором указывается дата отмены данного стандарта.
8.9 В обоснованных случаях федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации принимает решение об отмене приказа о введении в действие национального стандарта на срок, не превышающий три года.
К таким случаям относятся:
- принятие федерального закона или нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, другого федерального органа исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" или иных государственных корпораций, положения которого необходимо учесть в действующем национальном стандарте;
- принятие технического регламента (в том числе технического регламента Евразийского экономического союза) или заключение Российской Федерацией международного договора, которому противоречат положения, установленные в национальном стандарте;
- применение национального стандарта не обеспечивает безопасность продукции, процесса либо услуги, на которую распространяется данный стандарт, или наносит явный ущерб национальной экономике или социальным отношениям;
- правила, установленные национальным стандартом, противоречат требованиям законодательства Российской Федерации или международным договорам, иным путем нарушают или ограничивают права юридических и физических лиц, в том числе на объекты патентного права;
- невозможность выполнения технических требований или отсутствие методов контроля установленных требований, которые обоснованы соответствующим заключением ТК;
- принятие решения об отмене действия стандарта Комиссией по апелляции при федеральном органе исполнительной власти в сфере стандартизации.
В других случаях - при отсутствии времени для пересмотра или изменения стандарта в связи с установленной недопустимостью применения действующего стандарта в существующем виде.
Предложение об отмене приказа о введении в действие национального стандарта может быть подготовлено секретариатом ТК, за которым закреплен данный стандарт, а при отсутствии такого ТК - подведомственным федеральному органу исполнительной власти институтом по стандартизации.
Решение федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации об отмене приказа о введении в действие национального стандарта оформляют соответствующим организационно-распорядительным документом, в котором указывают причину отмены приказа о введении действия данного стандарта, а также, где это применимо, новую дату введения стандарта в действие.
8.10 Восстановление действия национального стандарта оформляют организационно-распорядительным документом федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации об утверждении изменения к данному стандарту, устраняющего причины, по которым введение в действие национального стандарта было отменено. Если в течение трех лет не было утверждено изменение стандарта, введение в действие которого было отменено, или не был завершен его пересмотр, стандарт подлежит отмене.
Действие национального стандарта без внесения в него изменения может быть восстановлено, если причина отмены приказа о введении в действие данного стандарта устранена, а также по результатам повторной экспертизы стандарта, организованной федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации.
8.11 Решение федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации об отмене (либо отмене введения в действие) национального стандарта оформляют соответствующим организационно-распорядительным документом. Уведомление об отмене (либо отмене введения в действие) национального стандарта размещают на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет. Решение об отмене (либо отмене введения в действие) национального стандарта публикуют в ИУС, а также учитывают при подготовке следующего ежегодного информационного указателя "Национальные стандарты".
8.12 Опубликование официальной информации об отмене либо отмене введения в действие национального стандарта является основанием для прекращения ссылок на данный стандарт при разработке новой нормативной или технической документации, а также при пересмотре действующей документации (или при внесении в нее изменений).
Библиография
[1] |
Постановление Госстандарта России от 30 января 2004 г. N 4 "О национальных стандартах Российской Федерации", зарегистрированное в Минюсте России 13 февраля 2004 г. N 5546 в качестве нормативного правового акта |
|
[2] |
Порядок разработки основополагающих национальных стандартов Российской Федерации, правил стандартизации и рекомендаций по стандартизации, внесения в них изменений, порядок их редактирования и подготовки к утверждению, порядок их утверждения и отмены, утвержденный приказом Минпромторга России от 6 июля 2017 г. N 2170 |
|
[3] |
Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" |
|
[4] |
Метрологические требования к измерениям, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, их составным частям, программному обеспечению, методикам (методам) измерений, применяемым в области использования атомной энергии, утвержденные приказом Госкорпорации "Росатом" от 31 октября 2013 г. N 1/10-НПА. |
|
[5] |
Директивы ИСО/МЭК, часть 1. Консолидированное дополнение ИСО. Процедуры, специфичные для ИСО. 10-е издание, 2019 (ISO/IEC Directives, Part 1 - Consolidated ISO Supplement - Procedures specific to ISO, 10th edition, 2019) |
|
[6] |
Гражданский кодекс Российской Федерации |
|
[7] |
Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Информация и документация. Руководство для разработчиков стандартов, устанавливающих требования к управлению |
|
[8] |
Экологический менеджмент. Порядок установления аспектов окружающей среды в стандартах на продукцию (ИСО/МЭК 64) |
|
[9] |
Аспекты безопасности. Руководящие указания по включению их в стандарты |
|
[10] |
Разработка стандартов на услуги. Рекомендации по учету нужд потребителя |
|
[11] |
Руководящие указания для разработчиков стандартов, рассматривающих вопросы создания доступной среды |
|
[12] |
Аспекты безопасности. Руководящие указания по вопросам безопасности детей, рассматриваемым в стандартах и технических условиях |
|
[13] |
Терминологическая работа. Принципы и методы |
|
[14] |
Разработка стандартов на термины и определения |
|
[15] |
Методические указания и принципы участия потребителей в разработке стандартов |
|
[16] |
Порядок регистрации федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации документов национальной системы стандартизации, сводов правил, международных стандартов, региональных стандартов и региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, утвержденный Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 27 мая 2016 г. N 1716 |
|
[17] |
Порядок проведения экспертизы проектов документов национальной системы стандартизации, утвержденный приказом Росстандарта от 5 мая 2016 г. N 547 |
|
[18] |
Правила по межгосударственной стандартизации ПМГ 92-2009 |
Метрологическая экспертиза проектов межгосударственных и национальных стандартов |
[19] |
Правила достижения консенсуса при разработке национальных стандартов, утвержденные приказом Росстандарта от 5 мая 2016 г. N 548 |
|
[20] |
Порядок первого размещения на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет текста документа национальной системы стандартизации, общероссийского классификатора в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, издания и распространения документов национальной системы стандартизации и общероссийских классификаторов, утвержденный Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 26 февраля 2018 г. N 522 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 1.2-2020 "Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления, внесения поправок и отмены" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 июня 2020 г. N 328-ст)
Опубликование:
Стандартинформ, Москва, 2020 г.
Российский институт стандартизации, Москва, 2023 г.
Издание (июль 2023 г.) с Поправками (ИУС N 7 2021 г., ИУС N 2 2023 г., ИУС N 6 2023 г.)
Дата введения - 1 сентября 2020 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Поправка (ИУС 2024 г., N 1)
Изменения вступают в силу с 12 октября 2023 г.