Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу Главного управления
образования и молодежной политики
Алтайского края
от 29 августа 2012 г. N 3318
Программа
подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах
I. Пояснительная записка
Одним из приоритетов государственной политики на современном этапе является решение проблем семейного жизнеустройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Семейное устройство детей, оставшихся без попечения родителей, формирует новое семейное пространство - институт замещающей семьи.
Развитие замещающей семьи происходит по тем же законам, что и развитие любой другой семьи. При этом основная функция замещающих родителей - воспитание ребенка, принятого извне, имеющего свое прошлое, свой опыт.
В связи с этим необходимо создать для граждан, выразивших желание принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, условия для успешного принятия ребенка на основе повышения их медико-психологической, социально-педагогической и правовой грамотности.
Данная программа разработана с учетом требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, (далее - "Граждане") утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2012 N 623.
В Алтайском крае подготовка Граждан осуществляется в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка, Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом N 159-ФЗ от 21.12.1996 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Федеральным законом N 44-ФЗ от 16.04.2001 "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей", Федеральным законом N 48-ФЗ от 24.04.2008 "Об опеке и попечительстве", Законом Российской Федерации N 3266-1 от 10.07.2011 "Об образовании", постановлением Правительства Российской Федерации N 423 от 18.05.2009 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан", закона Алтайского края от N 149 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей", постановлением Администрации Алтайского края N 442 от 24.08.2012 "Об утверждении Порядка подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами".
Цель программы - обеспечить психолого-педагогическую и социально-правовую подготовку Граждан, направленную на формирование у них родительских компетенций.
Задачи:
- выявление и формирование у Граждан воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания ребенка, в том числе для охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, развития и образования;
- оказание помощи Гражданам в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в осознании собственных возможностей, а также реальных проблем, с которыми предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка;
- ознакомление Граждан с основами законодательства в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, в семью, правами и обязанностями замещающих родителей, существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения замещающих семей.
Общая трудоемкость программы подготовки для очной и очно-заочной форм составляет 56 академических часов, из них 40 академических часов практической работы (организованные занятия с элементами тренинга) и 16 часов самостоятельной работы, в т.ч. индивидуальных консультаций. При проведении очно-заочной формы используются дистанционные методы подготовки.
Продолжительность занятий в течение одного дня не более 8 часов.
При подготовке Граждан используются такие методы как интерактивная беседа, структурированное интервьюирование, социально-психологический тренинг, ролевые и деловые игры, решение проблемных и ситуационных задач, рефлексивная самодиагностика, методы выработки коллективных решений и др.
Занятия очной формы подготовки проводятся в группе, численность которой не превышает 25 человек. Подготовка в очно-заочной форме осуществляется по индивидуальному графику, установленному органом опеки и попечительства или уполномоченной организацией и согласованному с Гражданином.
Для иностранных граждан, не владеющих русским языком, предоставляется возможность пройти подготовку с переводчиком.
Программа подготовки включает 13 разделов, раскрывающих вопросы социально-правовых основ семейного жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей; психолого-педагогического сопровождения приемных детей; медико-дефектологического воспитания и развития детей, воспитывающихся в приемной семье.
Требования к уровню подготовки.
В результате освоения программы Граждане будут:
"Знать": отличительные особенности форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды; права и обязанности приемных родителей в отношении ребенка.
"Уметь": ориентироваться в выборе методов и приемов помощи и поддержки ребенку, оставшемуся без попечения родителей; оценивать возможные риски для жизни, здоровья и психического благополучия ребенка, создавать безопасную среду; понимать связи между потребностями ребенка и возможностями своей семьи.
"Владеть": способами конструктивного взаимодействия с ребенком, учитывая его психологические особенности; способностью осуществлять анализ собственных родительских установок и организовывать эффективное сотрудничество семьи и специалистов служб сопровождения при воспитании ребенка.
В ходе реализации программы у Граждан формируются следующие компетенции:
способность осуществлять анализ собственных родительских установок и выбирать оптимальные методы воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей;
умение понимать особенности личности и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, на разных этапах возрастного развития;
способность самостоятельно разрешать сложные жизненные ситуации детско-родительского взаимодействия в замещающей семье.
Эффективность освоения программы обеспечивается за счёт проведения:
текущего контроля - контрольные задания и результаты выполнения рефлексивных заданий, продукты самостоятельной деятельности;
итоговой аттестации - итоговый тест.
II. Учебно-тематический план
N |
Наименование разделов |
Всего часов |
В том числе |
Формы контроля |
||
Лекции |
Практические занятия, круглые столы, игры, тренинги |
Самостоятельная работа и индивидуальное консультирование |
||||
1. |
Введение в курс подготовки кандидатов в замещающие родители. |
4 |
1 |
3 |
|
Структурированное интервью. Анкетирование |
2. |
Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей. |
4 |
|
4 |
|
Эссе |
3. |
Этапы развития ребенка |
4 |
1 |
3 |
|
Решение ситуационных задач |
4. |
Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка. |
4 |
1 |
2 |
1 |
|
5. |
Особенности переживания горя и потери. Последствия нарушения привязанности ребенка. |
4 |
1 |
2 |
1 |
Контрольная работа |
6. |
Адаптация приемного ребенка и приемной семьи. |
4 |
1 |
1 |
2 |
Контрольная работа |
7. |
Расстройства поведения приемного ребенка, навыки управления поведением ребенка. |
4 |
1 |
2 |
1 |
Решение ситуационных задач |
8. |
Условия обеспечения безопасности ребенка. Предотвращение рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка. |
4 |
1 |
1 |
2 |
Решение ситуационных задач |
9. |
Особенности полового воспитания приемного ребенка. |
4 |
1 |
1 |
2 |
Решение ситуационных задач |
10. |
Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации приемного ребенка. |
4 |
1 |
2 |
1 |
Творческая работа |
11. |
Основы законодательства Российской Федерации и Алтайского края об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан. |
8 |
2 |
2 |
4 |
Контрольная работа |
12. |
Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям. |
4 |
1 |
1 |
2 |
|
13. |
Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в замещающие родители. |
4 |
|
4 |
|
Тестирование |
|
Итого: |
56 |
12 |
28 |
16 |
|
IV. Итоговая аттестация по программе. Выдача свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
По завершению программы всего курса подготовки организуется итоговая аттестация, которая проводится в форме собеседования посредством тестирования (Приложение 1). При успешном прохождении итоговой аттестации Гражданину выдается свидетельство о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей по форме, утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации. В случае его утери либо непригодности для дальнейшего использования вследствие износа или повреждения, гражданину на основе личного заявления, выдается дубликат свидетельства, который регистрируется в журнале учета выданных свидетельств о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации.
V. Требования к составу и квалификации специалистов, реализующих программу
К проведению подготовки Граждан привлекаются: социальные педагоги (социальные работники), юрисконсульты, педагоги-психологи, медицинские работники (врач-педиатр, детский психиатр, психотерапевт), учитель-логопед, учитель-дефектолог. При отборе специалистов приоритет отдается имеющим базовое профильное высшее образование, а также практический опыт работы с замещающими семьями и детьми, и владеющим навыками обучения взрослых.
К участию в подготовке могут быть привлечены замещающие родители, имеющие значительный положительный опыт воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
<< Назад |
>> III. Содержание программы по разделам |
|
Содержание Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 29 августа 2012 г. N 3318 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.