Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика социально-экономического положения и основные проблемы развития Железнодорожного района города Барнаула
1.1. Общая характеристика Железнодорожного района города Барнаула
Железнодорожный район образован 9 февраля 1938 года.
Район является центральной частью территории города Барнаула, выделенной в целях рациональной организации управления городским хозяйством, улучшения обслуживания населения и приближения органов местного самоуправления в городе к населению. Железнодорожный район граничит с Центральным, Октябрьским, Индустриальным и Ленинским районами города.
Территория района составляет 1546,7 га. Население - 116,0 тыс. человек. В состав района входят 120 улиц, 6 проспектов, 3 площади, 54 проезда. Общая протяженность улиц района - 140 км.
Железнодорожный район делится на 9 микрорайонов: Матросовский, Петровский, Стахановский, Червонный, Локомотивный, Красноармейский, Привокзальный, Власихинский, Зелёная Роща.
В районе более 5-ти тысяч предприятий различных форм собственности. Основу промышленного комплекса Железнодорожного района составляют 9 крупных промышленных предприятий: ОАО "Барнаульский радиозавод", ООО "Алтайский геофизический завод", ООО "Завод механических прессов", ОАО "Маслобойный завод", ОАО "Алттранс", ООО "Барнаульский химический завод", ООО "Алтайхолод", ОАО "Барнаульская горэлектросеть", группа компаний "Тонар". На долю предприятий промышленности приходится около 90% объемов производства.
Важное место в экономике и развитии района занимают крупные транспортные организации - Алтайское отделение Западно-Сибирской железной дороги со своими подразделениями и ОАО "Барнаульский автовокзал". Кроме этого, в районе работают пять средних и малых транспортных компаний.
Достопримечательностью района являются мемориальный комплекс, посвященный воинам Великой Отечественной войны, выставочный зал Союза художников Алтая, Алтайский краевой театр драмы им.В.М.Шукшина, Дворец культуры "Сибэнергомаш". В течение последних лет к числу наиболее популярных объектов культуры добавились реконструированный киноконцертный развлекательный комплекс "Мир", парк аттракционов "Барнаульская крепость", памятники В.С. Высоцкому, В.Цою.
Постановлением администрации города Барнаула от 16 октября 2013 г. N 3255 в раздел 1.2 настоящего приложения внесены изменения
1.2. Социальное развитие
1.2.1. Демографическое развитие
Численность населения Железнодорожного района на 01.01.2012 составила 116,0 тыс. человек (18,7% от населения г. Барнаула).
За 2009-2011 годы численность населения района увеличилась на 2,2 тыс. человек, рост составил 102% (таблица 1.1).
Таблица 1.1
Демография
Наименование показателя |
Ед.изм. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Численность постоянного населения (на конец года), в том числе: |
тыс. человек |
113,8 |
113,7 |
116,0 |
- моложе трудоспособного возраста |
тыс. человек |
17,4 |
17,2 |
18,8 |
- трудоспособного возраста |
тыс. человек |
66,3 |
66,2 |
69,5 |
- старше трудоспособного возраста |
тыс. человек |
30,1 |
30,3 |
30,5 |
Число родившихся |
тыс. человек |
1 315 |
1 332 |
1 292 |
Коэффициент рождаемости |
на тыс. чел. |
11,6 |
11,7 |
11,1 |
Число умерших |
на тыс. чел. |
1 328 |
1 336 |
1 401 |
Коэффициент смертности |
на тыс. чел. |
11,7 |
11,8 |
12,1 |
Естественный прирост (убыль) населения |
тыс. человек |
-13 |
- 4 |
-109 |
Положительной тенденцией последних лет является увеличение населения моложе трудоспособного возраста на 1,4 тыс. человек (8%) и трудоспособного возраста на 3,2 тыс. человек (4,8%).
Анализ возрастной структуры населения свидетельствует о демографической старости населения, что приводит к снижению рождаемости, увеличению смертности. За период с 2009 по 2011 годы коэффициент рождаемости снизился на 0,5 единицы на тысячу человек, коэффициент смертности при этом увеличился на 0,4 единицы на тысячу человек.
Наблюдается увеличение количества граждан старше трудоспособного возраста на 1,3% и, как следствие, происходит рост показателя естественной убыли населения.
Цель и задачи.
Основной целью является улучшение демографической ситуации в районе.
Задачи:
улучшение жилищных условий молодых семей;
улучшение оказания медицинских услуг населению.
Ожидаемые результаты:
увеличение коэффициента рождаемости на тысячу человек населения к 2017 году до11,7;
снижение коэффициента смертности на тысячу человек населения к 2017 году до 11,4;
доведение коэффициента естественного прироста на тысячу человек населения к 2017 году до 0,3.
1.2.2. Характеристика трудовых ресурсов (рынок труда, оплата труда)
Среднесписочная численность работников на 01.01.2012 составила 26681 человек, совокупный фонд заработной платы в 2011 году составил 7,5 млрд. рублей, что на 14,2% выше, чем в 2010 году.
В течение 2009-2011 годов наблюдалось снижение численности работников крупных и средних предприятий района на 1754 человека, что составило 6% от количества работников 2009 года.
В структуре занятых основную долю составляют работники бюджетной сферы (40%), в том числе занятые в образовании - 17,7%, здравоохранении и предоставлении социальных услуг - 12,3%, государственном управлении и обеспечении безопасности - 10%.
Внебюджетную сферу представляют в основном занятые на предприятиях транспорта и связи - 14,9%.
На протяжении последних лет наблюдается положительная динамика роста заработной платы (таблица 1.2).
Таблица 1.2
Рынок труда
Наименование показателей |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Численность занятых в экономике, человек |
29 168 |
28 123 |
27 414 |
Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника (по кругу крупных и средних предприятий), рублей |
18 049 |
20 036 |
22 912 |
Темп роста заработной платы работников по сравнению с предыдущим годом, % |
109,5 |
110,9 |
114,2 |
Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года), % |
109,6 |
108,8 |
106,1 |
Среднегодовая величина прожиточного минимума в целом по Алтайскому краю, рублей |
5005,0 |
5529,5 |
6012,0 |
Темп роста среднегодовой величины прожиточного минимума в целом по Алтайскому краю, % |
118,90 |
110,5 |
108,7 |
Среднемесячная заработная плата выросла в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 26,9% и составила 22912 рублей. По итогам 2011 года район находится на втором месте по размеру средней заработной платы в городе.
Рост заработной платы в 2011 году достигнут, прежде всего, за счет роста заработной платы в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг на 31,3%, производства пищевых продуктов на 29,6%, деятельности гостиниц и ресторанов на 20,1%.
Наиболее высокая среднемесячная заработная плата по крупным и средним организациям за рассматриваемый период сохраняется в сфере финансовой деятельности - 52579 рублей, государственного управления и обеспечения безопасности - 29985 рублей, производства и распределения электроэнергии, газа и воды - 27116 рублей.
В течение 2009-2011 годов удалось ликвидировать просроченную задолженность по заработной плате.
Вместе с тем, несмотря на положительные тенденции в сфере заработной платы, остается ряд проблем. Рынок труда как района, так и города характеризуется дисбалансом - избыток одних профессий при нехватке других; остро стоит проблема нехватки высококвалифицированных рабочих (фрезеровщик, сварщик, станочник специальных металлообрабатывающих станков, мастер строительных и монтажных работ).
Цель и задачи.
Основной целью является улучшение ситуации на рынке труда, создание безопасных условий труда на производстве.
Задачи:
повышение заработной платы работников;
создание новых рабочих мест;
проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.
Ожидаемые результаты:
увеличение среднемесячной начисленной заработной платы одного работника (по крупным и средним организациям) до 40,3 тыс. рублей к 2017 году;
стабилизация темпа роста среднемесячной начисленной заработной платы одного работника и доведение его в 2017 году до уровня 110,1%.
1.2.3. Здравоохранение
Первоочередными задачами системы здравоохранения являются доступность и постоянное совершенствование первичной и скорой медицинской помощи.
Общее количество функционирующих в районе лечебно-профилактических учреждений - 14.
Анализируя показатели доступности медицинской помощи, необходимо отметить определенную положительную динамику по всем основным ее видам. Так, по сравнению с 2009 годом увеличились объемы амбулаторной медицинской помощи, в том числе оказанной пациентам в дневных стационарах, что соответствует федеральным нормативам. Постоянно совершенствуются методы диагностики и лечения, внедряются современные технологии в системе охраны материнства и детства. Так, в 2009 году открыт центр детской амбулаторной хирургии на базе МУЗ "Городская детская клиническая больница N 7", МУЗ "Городская детская больница N 1" включена в реестр "Ведущие учреждения здравоохранения России".
В 2010 году МУЗ "Городская детская клиническая больница N 7" включена в план социально - экономического развития города на 2010-2012 годы по дальнейшему расширению больничных площадей и строительству нового корпуса. Продолжена работа по реализации проекта сметной документации по строительству нового корпуса МУЗ "Городская поликлиника N 3".
Участие учреждений здравоохранения в городской Программе "Регистратура" позволило отремонтировать и реконструировать регистратуры в 4 поликлиниках района (100%).
В 2011 году привлечены средства федерального бюджета на модернизацию учреждений здравоохранения в размере более 90,0 млн. рублей, из них 40,7 млн. рублей освоены на приобретение диагностического оборудования и проведение капитальных ремонтов.
С апреля 2011 года в рамках модернизации здравоохранения более 300 врачей получают выплаты стимулирующего характера за доступность медицинской помощи, внедрение стандартов медицинской помощи.
Среднемесячная заработная плата работников здравоохранения, в зависимости от специальности, составила от 12,0 до 25,0 тыс. рублей.
Вместе с тем, для улучшения качества оказания медицинских услуг населению необходимо продолжить работу по расширению площадей и строительству новых корпусов КГБУЗ "Городская детская клиническая больница N 7, г. Барнаул", КГБУЗ "Городская поликлиника N 3, г. Барнаул", КГБУЗ "Городская поликлиника N 9, г. Барнаул", проведению ремонта в КГБУЗ "Городская поликлиника N 7, г. Барнаул". Кроме этого, сохраняется очередность к узким специалистам в поликлиниках района.
Цель и задачи.
Основной целью является развитие системы здравоохранения и улучшение состояния здоровья населения.
Задачи:
ремонт и модернизация лечебных учреждений;
пропаганда здорового образа жизни среди населения.
1.2.4 Физическая культура и спорт
Основные задачи и направления развития физической культуры и спорта определяются с учетом общегосударственных приоритетов и опираются на законы Алтайского края "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Алтайском крае" на 2012-2014 годы", "Стратегия развития физической культуры и спорта в Алтайском крае на период до 2020 года", а также долгосрочную целевую Программу "Развитие физической культуры и массового спорта в г. Барнауле на 2010-2014 годы".
На территории Железнодорожного района расположены крупные спортивные объекты: Дворец зрелищ и спорта, спортивно-оздоровительные комплексы "Обь" и "Аврора", теннисный центр "Горизонт", 49 плоскостных спортивных сооружений, 37 спортивных залов, 5 плавательных бассейнов, 6 лыжных баз, 7 хоккейных коробок. Действуют 37 физкультурно-оздоровительных организаций, работают 5 детско-юношеских спортивных школ.
Основные показатели работы отражены в таблице 1.3.
Таблица 1.3
Основные показатели, характеризующие степень развития физической культуры и спорта
Наименование показателей |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Спортивные объекты (ед.) |
101 |
103 |
104 |
Количество занимающихся физической культурой и спортом (тыс. человек) |
36968 |
37523 |
38382 |
Количество проведенных физкультурно-массовых мероприятий (ед.) |
83 |
84 |
84 |
Обеспеченность спортивными сооружениями на 10000 человек (тыс. кв.м.) |
12880 |
13120 |
13220 |
Доля населения города, систематически занимающегося физической культурой и спортом, от общей численности населения города (%) |
15 |
15,5 |
16 |
Количество занимающихся физической культурой и спортом в районе увеличилось с 15% в 2009 году до 16% в 2011 году.
Ежегодно в районе проходит более 80 спортивно-массовых мероприятий, среди которых 8 комплексных спартакиад.
Впервые в 2011 году реализован проект общегородского значения - спартакиада среди национальных диаспор и национально-культурных сообществ по 7 видам спорта "Наш общий дом - Земля", в которой приняли участие представители диаспор и культурно-национальных объединений Азербайджана, Таджикистана, Армении, Казахстана, Белоруссии, Украины и других диаспор.
Ежегодно в микрорайонах Советами ТОС проводится более 20 мероприятий по 15 видам спорта.
Особое внимание в районе уделяется развитию материально-технической базы спортивных объектов. Ежегодно строятся и реконструируются 5-7 спортивных площадок. За три года отремонтировано 17 площадок.
В летний период 2011 года в районе проведены работы по капитальному ремонту и реконструкции 4 из 8 хоккейных коробок. По инициативе Совета руководителей района построена новая хоккейная коробка по пр-кту Ленина, 79.
В 2011 году в рамках городской программы "Школьный стадион" реконструирован стадион МБОУ "Гимназия N 69".
Вместе с тем, показатель доли населения района, систематически занимающегося физической культурой и спортом, ниже городского. Требуют ремонта, обновления спортивные сооружения.
Цель и задачи.
Основной целью является развитие физической культуры и спорта и создание условий для укрепления здоровья населения.
Задачи:
привлечение коллективов физической культуры предприятий и организаций района к участию в соревнованиях и спартакиадах различного уровня;
совершенствование материально-технической базы спортивных сооружений и обеспечение доступности физкультурно-массовых и спортивных услуг посредством участия учреждений спорта в грантовых конкурсах и программах;
повышение уровня проведения спортивных мероприятий.
Ожидаемые результаты:
увеличение удельного веса населения района, систематически занимающегося физической культурой и спортом, к 2017 году до 30%;
увеличение количества районных спортивных мероприятий к 2017 году до 85;
увеличение обеспеченности жителей района спортивными сооружениями к 2017 году до 16,0 тыс. кв.м на человека.
1.2.5. Молодежная политика
Основные направления молодежной политики Железнодорожного района г. Барнаула строятся в соответствии с долгосрочной целевой Программой "Молодежь Барнаула" (2011-2015 гг.) и направлены на создание условий для самореализации молодых людей, развитие и поддержку молодежных инициатив, патриотическое, гражданское, экологическое воспитание и пропаганду здорового образа жизни.
Сеть учреждений высшего, среднего специального и начального профессионального образования в Железнодорожном районе г. Барнаула представлена 9 учреждениями и филиалами, в которых обучаются более 15,0 тыс. молодых людей в возрасте от 16 до 23 лет (таблица 1.4).
Таблица 1.4
Объекты высшего, среднего и профессионального образования Железнодорожного района
Учреждения |
Количество |
Высшие учебные заведения, всего: |
6 |
в том числе: - государственные |
3 |
- негосударственные |
2 |
- филиалы |
1 |
Среднего специального профессионального образования, всего: |
1 |
в том числе: - государственные |
1 |
- негосударственные |
- |
Начального профессионального образования |
2 |
Помимо ранее действующего Координационного Совета по делам молодежи в систему работы с молодежью включены объединенный Совет студенческих общежитий района и Совет депутатов молодежного Парламента Железнодорожного района.
Возросло количество культурно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятий для молодежи с 46 в 2009 году до 79 в 2011 году.
Проведено 13 молодежных акций (2010 год - 10 акций), месячники молодого избирателя и военно-патриотического воспитания молодежи.
На базе ФГБОУ ВПО "Алтайский государственный аграрный университет" в 2011 году впервые был сформирован Всероссийский сельскохозяйственный отряд "Союз" им. Г.С. Титова.
При содействии администрации, предприятий района и учреждений образования в летний период осуществлял работу студенческий экологический отряд.
Продолжается работа по формированию комплексного подхода к решению проблем молодых семей. На базе ФГБОУ ВПО "Алтайская государственная педагогическая академия" и ФГБОУ ВПО "Алтайский государственный аграрный университет" проведены круглые столы по теме "Студенческая семья - ячейка общества".
Основными направлениями в работе с молодежью являются гражданско-патриотическое и правовое воспитание, формирование толерантного пространства, профилактика экстремизма в молодежной среде, развитие творческого потенциала молодежи.
С целью оказания комплексной помощи и поддержки молодежи, попавшей в трудную жизненную ситуацию, на базе КГБУСО "Территориальный центр социальной помощи семье и детям Железнодорожного района города Барнаула" создана мобильная бригада специалистов, которая оказывает консультации психологической, социально-педагогической, медико-социальной, юридической, социально-бытовой направленности.
Ведется работа по социальной адаптации молодых людей, условно осужденных и освобожденных из мест лишения свободы.
В рамках реализации Программы "Улучшение жилищных условий молодых семей в городе Барнауле на 2011-2021 годы" увеличилось количество молодых семей, улучшивших жилищные условия, с 18 в 2009 году до 41 в 2011 году.
В рамках мероприятий по содействию занятости и труду молодежи выбран механизм взаимодействия администрации района с КГБУ "Центр занятости населения г. Барнаула". Организуются встречи с представителями организаций и предприятий - потенциальными работодателями. Учебные заведения района принимают активное участие в городских ярмарках вакантных рабочих мест. В данных мероприятиях в 2009-2011 годах приняли участие 3837 молодых людей. С целью организации полезной занятости молодежи, решения вопросов ее временного трудоустройства на базе учебных заведений района создано 13 строительных, экологических отрядов и отрядов по благоустройству. Увеличилось участие молодежи в мероприятиях по санитарной очистке и благоустройству района с 2030 человек в 2009 году до 4535 в 2011 году.
Вместе с тем, необходимо продолжить работу по повышению правовой культуры, формированию навыков здорового образа жизни, активной жизненной позиции у молодежи, привлечению ее к участию в социально-экономическом развитии района и города.
Цели и задачи.
Основной целью в сфере молодежной политики является создание условий для успешного развития потенциала молодежи и ее эффективной самореализации.
Задачи:
решение вопросов занятости молодежи, профессионального самоопределения, досуга;
популяризация здорового образа жизни в молодежной среде;
формирование комплексной системы гражданского и патриотического воспитания молодежи;
вовлечение молодежи в реализацию социальных проектов посредством участия в грантовых конкурсах и программах.
Ожидаемые результаты:
увеличение доли молодых людей, проинформированных о состоянии рынка труда и вакансиях, от общего числа выпускников высших, средних специальных учебных заведений и учреждений начального профессионального образования к 2017 году до 40%;
увеличение удельного веса молодых семей, улучшивших жилищные условия, от общего количества нуждающихся к 2017 году до 3,5%;
увеличение количества проведенных на территории района экологических мероприятий и акций к 2017 году до 53 ед.
1.2.6. Образование
Работа по решению вопросов и проблем в области образования на территории Железнодорожного района проводится в соответствии с программами: краевая долгосрочная целевая программа "Развитие дошкольного образования в Алтайском крае" на 2011-2015 годы, краевая долгосрочная целевая программа "Развитие образования в Алтайском крае" на 2011-2013 годы, городская целевая программа "Развитие образования г. Барнаула на 2010-2012 годы".
Система образования Железнодорожного района включает 49 учреждений:
- 13 муниципальных общеобразовательных;
- 2 негосударственных общеобразовательных;
- 27 муниципальных дошкольных;
- 3 ведомственных дошкольных;
- 4 учреждения дополнительного образования.
В настоящее время все образовательные учреждения лицензированы и прошли процедуру государственной аккредитации.
Таблица 1.5
Основные показатели системы образования Железнодорожного района
Показатель |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Количество общеобразовательных учреждений |
14 |
13 |
13 |
Численность учащихся в дневных общеобразовательных учреждениях (на начало учебного года, человек) |
9574 |
9316 |
9521 |
Количество учреждений дополнительного образования |
3 |
3 |
3 |
Численность учащихся в учреждениях дополнительного образования, человек |
2076 |
2192 |
2345 |
Обеспеченность компьютерами составляет 8,4 учащихся на один компьютер для учащихся основного общего образования и 3 учащихся на один компьютер для среднего звена. Реализуют информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе 85% педагогов, 49% учителей разрабатывают собственные цифровые образовательные ресурсы, 35% уроков проходят с применением интерактивного оборудования.
Одним из важнейших направлений деятельности общеобразовательных учреждений является забота о здоровье детей, в том числе организация горячего питания. Благодаря участию в федеральном проекте по совершенствованию организации питания школьников, проведена реконструкция 13 школьных столовых. Новое оборудование установлено во всех школьных пищеблоках, охват питанием школьников увеличен до 97% (2009 г. - 95,4%).
Улучшение качества образования - одно из приоритетных направлений работы системы образования, показателем которого является государственная (итоговая) аттестация выпускников. Показатель качества знаний школьников Железнодорожного района составил 52,09%, средний балл ЕГЭ вырос до 58%, количество учащихся, награжденных медалями, возросло до 21,6%. Увеличился процент победителей и призеров олимпиад краевого, всероссийского и международного уровней до 19%, общий охват школьников, задействованных в олимпиадах различного уровня, составил 24%.
Большое внимание в учреждениях образования уделяется созданию равных возможностей для детей.
В МБОУ "Лицей N 3", МБОУ "СОШ N 60" проведена работа по обеспечению условий для обучения детей-инвалидов в рамках проекта "Доступная среда".
В МБОУ "СОШ N 37" успешно работает социальная гостиная, созданная в рамках реализации краевой целевой программы "Раннее выявление социального неблагополучия и работа с семьями группы риска в Алтайском крае "Свет в родном окне". Цель создания социальных гостиных - адаптация детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, педагогическая, психологическая и социальная помощь.
В МБДОУ "Детский сад N 23" успешно работает группа кратковременного пребывания для детей-инвалидов в рамках реализации краевой целевой программы "Ранняя помощь семьям, воспитывающим детей с нарушениями развития "Растем и развиваемся вместе".
В районе действуют 13 детских и подростковых организаций учреждений образования, которые входят в состав молодежного объединения "Альфа". В состав детских и подростковых организаций входят 88% школьников от общего числа учащихся общеобразовательных учреждений. Совместная со школами работа учреждений дополнительного образования города позволила охватить внеурочной занятостью 97% школьников, в школьных кружках - 84%, в учреждениях дополнительного образования - 26%.
В районе стабильно низкий уровень заболеваемости детей. Выполнены плановые показатели по оздоровлению (68%) и по охвату всеми формами летней занятости (98,5%).
Одним из важнейших направлений в работе образовательных учреждений является организация работы по созданию безопасных условий обучения и воспитания. Во всех образовательных учреждениях установлены автоматическая пожарная сигнализация, кнопки экстренного вызова милиции. Решен вопрос прохождения медицинского осмотра работников учреждений образования, аттестации рабочих мест.
Наряду с положительными тенденциями, остается ряд проблем в области образования:
дефицит мест в действующих дошкольных образовательных учреждениях (переуплотненность составляет 108%);
капитального ремонта требуют 76% образовательных учреждений района, учреждения дополнительного образования - реконструкции в соответствии с современными требованиями.
Цель и задачи.
Целью муниципальной политики в сфере образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного, социально-ориентированного развития экономики района, современным потребностям граждан.
Задачи:
обеспечение гарантийной доступности и качества предоставления муниципальной услуги в сфере дошкольного, общего и дополнительного образования;
развитие ресурсной базы учреждений всех уровней системы муниципального образования.
1.2.7. Культура
Основным направлением работы в области культуры является совершенствование форм и методов проведения культурно-массовых мероприятий.
Работа по решению вопросов и проблем в области культуры и организации досуга на территории Железнодорожного района проводится в соответствии с постановлением администрации Алтайского края от 19.11.2010 N 517 "Об утверждении краевой целевой программы "Культура Алтайского края" на 2011-2015 годы" и долгосрочной целевой Программой "Культура Барнаула (2010-2012 годы)".
Система учреждений культуры Железнодорожного района представлена 15 учреждениями (таблица 1.6).
Таблица 1.6
Основные показатели развития сети учреждений культуры
Показатель |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Театры |
1 |
1 |
2 |
Кинотеатры |
2 |
2 |
2 |
Детские музыкальные школы |
1 |
1 |
1 |
Дворцы культуры, клубы |
2 |
1 |
2 |
Количество формирований (кружков, объединений) в том числе муниципальных ведомственных |
107
7 29 |
114
7 29 |
114
7 29 |
Количество творческих коллективов, в том числе носящие звания: - "Образцовый" - "Народный" - "Заслуженный коллектив Алтая" |
15
8 5 2 |
16
9 5 2 |
19
11 6 2 |
Музеи |
5 |
6 |
6 |
Выставочные залы, галереи |
1 |
1 |
1 |
Парки |
1 |
1 |
1 |
Памятники |
34 |
35 |
35 |
Библиотеки |
5 |
5 |
5 |
Создание условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры осуществляется через организацию занятий творческих коллективов, концертов, выставок, других мероприятий культурно-познавательного и развлекательного характера.
В течение трех лет произошло увеличение количества творческих коллективов с 15 в 2009 году до 19 в 2011 году, в том числе возросло количество коллективов, носящих звание "Образцовый" (на 3 коллектива), звание "Народный" (на 1 коллектив).
Увеличилось количество кружков и различных творческих объединений на 7 единиц.
Доля населения, систематически занимающегося в организациях культуры, от общего количества жителей района, возросла с 14,5% в 2009 году до 16,0% в 2011 году.
За период с 2009 по 2011 годы произошло увеличение культурно-массовых мероприятий с 46 до 48.
На территории района находятся 35 памятников истории и культуры. Основная задача состоит в их сохранении и включении в схему туристских маршрутов города. Наличие исторических и социально - культурных объектов позволяет развивать культурно-познавательный туризм в районе, тем самым повышать доступность жителей района к культурным ценностям и совершенствовать разнообразные формы досуга и отдыха населения.
Остаются проблемы в сфере развития культуры:
- необходим ремонт Дворца культуры и спорта "Сибэнергомаш";
- материально-техническая база учреждений культуры требует улучшения: необходимо приобретение светового и звукоусиливающего оборудования, музыкальных инструментов, сценических костюмов для самодеятельных творческих коллективов.
Цель и задачи.
Целью муниципальной политики в сфере культуры является развитие и поддержка культурно-досуговой инфраструктуры района.
Задачи:
обеспечение доступности и качества оказания услуг в сфере культуры;
содействие развитию профессионального искусства и самодеятельного народного творчества;
повышение уровня проведения культурно-массовых и досуговых мероприятий.
Ожидаемые результаты:
увеличение доли населения, систематически занимающегося в организациях культуры, к 2017 году до 17% от общего количества жителей района.
1.2.8. Социальная поддержка населения
Приоритетным направлением государственной политики является улучшение условий жизни населения, что, в свою очередь, ставит определенные задачи перед службами города. Главной целью является укрепление материального положения пенсионеров, семей с несовершеннолетними детьми, молодежи и других категорий населения.
Особое внимание уделяется оказанию адресной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а также повышению эффективности социальных и компенсационных выплат.
Около трети населения района получают меры социальной поддержки в денежном и натуральном виде.
Управлением по социальной защите населения по Железнодорожному району г. Барнаула проведена работа по следующим направлениям:
- назначение и выплата пособий, компенсаций и доплат;
- предоставление субсидий и ежемесячных денежных компенсаций;
- оказание адресной социальной помощи (работа в сферах социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов и участников Великой Отечественной войны, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот, безнадзорных детей, ветеранов труда, жертв политических репрессий, малоимущих и иных категорий граждан);
- оформление документов на право пользования льготами;
- социально-реабилитационная работа с населением.
В 2011 году количество реализуемых социальных выплат увеличилось по сравнению с 2009 годом на 6 видов.
Создана и развивается клиентская служба. Разработана система предоставления социальных выплат путем электронного документооборота с поставщиками услуг, кредитными организациями с использованием современных информационных технологий, в том числе по защите персональных данных и созданию телекоммуникационных каналов связи. Достигнут высокий уровень достоверности баз данных получателей мер социальной поддержи.
С августа 2011 года в Алтайском крае установлена дополнительная мера государственной поддержки многодетных семей при рождении (усыновлении) третьего ребенка или последующих детей в виде предоставления материнского (семейного) капитала в размере 50 тыс. рублей.
Ведется работа по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан.
В 2011 году:
- за счет средств федерального бюджета 33 (2010 г. - 54) ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов предоставлены субсидии на приобретение (строительство) жилья. Размер субсидии составил 973,8 тыс. рублей (2010 г. - 916,2 тыс. рублей);
- за счет средств федерального бюджета ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставлено 19 субсидий (2010 г. - 10) в размере 458,1 тыс. рублей (2010 г. - 458,1 тыс. рублей);
- за счет средств муниципального бюджета малоимущим семьям выделена 1 квартир в домах-новостройках (2010 г. - 1);
- переселено из аварийного жилья 178 семей;
- за счет средств краевого бюджета жильем обеспечены 4 человека (2010 г. - 1) из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Размер субсидии составил 1143,0 тыс. рублей (2010 г. - 976,9 тыс. рублей).
Развивается сеть социально-ориентированных магазинов.
Обслуживание льготных категорий населения района осуществляют 28 социальных предприятий торговли (2009 г. - 23 предприятия), реализующих продовольственные и непродовольственные товары. Обеспеченность на 1 тысячу жителей составляет 0,27 единицы (2009 г. - 0,24 единицы).
На территории района расположено 10 социальных предприятий бытового обслуживания (2009 г. - 8). Обеспеченность социальными предприятиями бытового обслуживания на 1 тысячу жителей составляет 0,09 единицы (0,07 единицы).
С целью обеспечения населения района сельскохозяйственной продукцией, поддержки малообеспеченных слоев населения и местных товаропроизводителей, сдерживания роста цен на продовольственные товары проводятся специализированные продовольственные ярмарки выходного дня "Продукция Барнаула - горожанам".
В 2011 году проведено 12 ярмарок, в ходе которых было реализовано продовольственных товаров на сумму 13,9 млн. рублей (2009 г. - 13 ярмарок, 9,9 млн. рублей), что составляет 16,4% от общегородского товарооборота и на 19,6% больше аналогического показателя 2009 года.
Цель и задачи.
Основной целью является повышение доступности товаров и услуг для социально незащищенных слоев населения.
Задачи:
увеличение охвата социальными предприятиями торговли льготных категорий населения;
увеличение охвата социальными предприятиями бытового обслуживания льготных категорий населения;
увеличение оборота социальных продовольственных ярмарок.
Ожидаемые результаты:
достижение уровня обеспеченности социальными предприятиями торговли льготных категорий населения к 2017 году до 0,3 единицы на 1000 человек;
достижение уровня обеспеченности социальными предприятиями бытового обслуживания льготных категорий населения к 2017 году до 0,15 единицы на 1000 человек;
доведение оборота розничной торговли социальных продовольственных ярмарок к 2017 году до 176 рублей на душу населения.
1.3. Экономическое и инфраструктурное развитие
1.3.1. Промышленность
Основу промышленности района составляют 9 крупных и средних промышленных предприятий, в числе которых ОАО "Алттранс", ОАО "Завод механических прессов", ООО "Алтайский геофизический завод", ОАО "Барнаульский радиозавод", ООО "Барнаульский химический завод", ООО "Алтайхолод" и др. Численность работников промышленных предприятий района на 01.01.2012 - 2984 человека.
Номенклатура выпускаемой продукции представлена трансформаторами силовыми, устройствами радиоприемными, кондитерскими изделиями, колбасными изделиями, сырами, творогом и др.
За три года отмечается рост объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг на сумму 5,6 млрд. рублей, с 17,8 млрд. рублей в 2009 году до 23,4 в 2011 году. Доля района в общем объеме промышленного производства города на 01.01.2012 составляет 24,1%.
По итогам 2011 года в районе 1 предприятие сработало с объемом производства более 1 млрд.рублей (ОАО "Алттранс").
Финансовый результат работы предприятий и организаций района за 2011 год выражен прибылью в размере 1,05 млрд.рублей, что в 2,7 раза больше, чем в 2010 году. В обрабатывающих производствах прибыль составила 437 млн.рублей (в 2010 году получен убыток в размере 60,8 млн.рублей), в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - 194 млн.рублей, что в 2,7 раза больше, чем за 2010 год. Удельный вес прибыльных предприятий, расположенных на территории района, увеличился и составляет почти 65% (таблица 1.7).
Таблица 1.7
Основные показатели развития промышленности
Наименование показателей |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Отгружено товаров собственного производства, млрд.рублей |
17,8 |
21,4 |
23,4 |
Доля района в общем объеме промышленного производства, % |
26,1 |
25,7 |
24,1 |
Индекс промышленного производства, % |
79,1 |
126,7 |
100,4 |
Сальдированный результат (прибыль минус убыток) по крупным и средним предприятиям, млн.рублей |
191,9 |
430,6 |
401,3 |
Доля прибыльных предприятий, % |
78,8 |
75,0 |
73,7 |
в том числе в промышленности, % |
84,6 |
88,9 |
75,0 |
Доля убыточных предприятий, % |
21,2 |
25,0 |
26,3 |
в том числе в промышленности, % |
15,4 |
11,1 |
25,0 |
Кредиторская задолженность предприятий и организаций, млн.рублей, |
5608,8 |
6499,8 |
8554,9 |
в том числе просроченная, млн.рублей |
284,0 |
346,6 |
324,9 |
Дебиторская задолженность предприятий и организаций, млн.рублей, |
6962,3 |
7742,3 |
7092,1 |
в том числе просроченная, млн.рублей |
138,5 |
100,1 |
122,6 |
Основа устойчивого развития промышленных предприятий - это модернизация производства, которая позволяет вывести его на принципиально новый уровень.
Продолжена реконструкция и модернизация действующих производств на ОАО "Завод механических прессов", ОАО "Алтайский трансформаторный завод", ООО "Алтайский геофизический завод", на предприятиях группы компаний "Тонар".
Несмотря на достигнутые результаты, в 2011 году отмечается снижение индекса промышленного производства по сравнению с 2010 годом на 26,3%.
Цель и задачи.
Целью муниципальной политики в сфере промышленности является стабилизация работы предприятий района, увеличение объемов промышленного производства, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Задачи:
развитие инновационных предприятий, в том числе на базе научно-образовательных учреждений;
обновление и модернизация производственных мощностей, а также увеличение степени их загруженности.
Ожидаемые результаты:
увеличение индекса промышленного производства до 108,5% к 2017 году;
увеличение доли прибыльных организаций в общем количестве хозяйствующих субъектов к 2017 году до 80,0%.
1.3.2. Строительство
Железнодорожный район - старейший район города, его застройка сформировалась в послереволюционные и послевоенные годы.
В связи с отсутствием свободных земельных участков строительство индивидуальной жилой застройки практически не ведется.
Перспективными участками для строительства многоквартирного жилья являются земельные участки под снесенными ветхими домами. В основном это территория в районе улиц Витебской и Ярных.
Всего на территории района ведется строительство 7 многоэтажных жилых домов.
Динамика ввода в эксплуатацию жилья на территории района неоднозначна. Строительство двух многоквартирных домов для переселения граждан из ветхого и аварийного жилья позволило повысить уровень ввода в действие жилых домов в 2011 году. По сравнению с 2010 годом ввод жилья увеличился более чем в два раза (таблица 1.8).
Таблица 1.8
Динамика жилищного строительства
Наименование показателей |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Ввод в действие жилых домов, тыс. кв.м общей площади, в том числе: |
25,4 |
13,9 |
31,0 |
- индивидуальными застройщиками |
13,2 |
5,9 |
5,8 |
Ввод жилья на одного жителя, кв.м |
0,2 |
0,1 |
0,3 |
За период с 2009 по 2011 годы выдано 54 разрешения на строительство новых индивидуальных жилых домов.
За указанный период оформлено 38 разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, при этом зафиксирован рост с 11 в 2009 году до 15 в 2010 году, затем спад в 2011 году до 12 разрешений.
На 01.01.2012 удельный вес населения, улучшившего жилищные условия от общего количества нуждавшихся граждан составил 1,6%.
Низкие темпы строительства в районе обусловлены несколькими причинами:
- отсутствие свободных земельных участков под строительство в связи с низкими темпами сноса аварийного и ветхого жилья;
- отсутствие инженерной инфраструктуры и необходимость крупных инвестиций для освобождения территории от частной застройки;
- отсутствие резерва по пропускной способности инженерных коммуникаций и высокий уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры.
Цель и задачи.
Целью муниципальной политики в сфере строительства является обеспечение населения качественным и доступным жильем.
Задачи:
строительство новых жилых домов на месте сноса аварийного и ветхого жилья;
строительство и реконструкция домов в частном секторе.
Ожидаемые результаты:
ввод жилья за период действия программы 500 кв. м на 1000 человек населения;
стабилизация и увеличение показателя "удельный вес населения, улучшившего жилищные условия, от общего количества нуждавшихся граждан" к 2017 году до 3,7%.
1.3.3. Жилищно-коммунальное хозяйство
Жилищно-коммунальное хозяйство является важнейшим элементом социально-экономической структуры общества и занимает особое место в экономике муниципального образования, обеспечивая содержание в надлежащем состоянии и функционирование жилищного фонда города.
В Железнодорожном районе 7112 жилых домовладений, в том числе 635 многоквартирных жилых домов, 6477 домов индивидуальной застройки.
Администрация района уделяет особое внимание взаимодействию с управляющими организациями и товариществами собственников жилья. За последние три года число управляющих организаций в районе возросло в 1,5 раза, с 26 в 2009 году до 36 в 2011 году.
Одним из механизмов, позволяющих проводить капитальный ремонт жилых домов, является участие в реализации Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
В 2008-2009 годах в рамках реализации закона выполнен капитальный ремонт на 104 домах (23,3% от общего количества жилых домов), в том числе произведен ремонт:
- инженерного оборудования на 76 домах;
- кровли на 66 домах;
- фасада на 13 домах;
- проведена замена 9 лифтов.
В 2010-2011 годах финансирование на проведение капитального ремонта жилищного фонда Железнодорожного района в рамках реализации закона не выделялось.
В 2011 году постановлением администрации города от 07.07.2011 N 1996 утверждена муниципальная адресная Программа "Капитальный ремонт и благоустройство жилищного фонда города Барнаула на 2011-2012 годы", в рамках которой в 2011 году отремонтированы фасады 19 многоквартирных домов и крыши 13 домов.
С целью обеспечения безопасных и благоприятных условий проживания граждан постановлением администрации города от 10.05.2012 N 1413 утверждена долгосрочная целевая программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда города Барнаула на 2013-2017 годы". Согласно перечню домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, до 2016 года планируется снести 29 домов, расположенных на территории района.
С целью бесперебойного обеспечения населения коммунальными услугами надлежащего качества ежегодно увеличиваются объемы плановых работ по ремонту инженерных сетей (таблица 1.9).
Таблица 1.9
Ремонт инженерных сетей на территории района
Наименование показателей |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Замена магистральных тепловых сетей, п.м. |
355 |
260 |
970 |
Замена внутриквартальных сетей, п.м. |
1738,5 |
1166,5 |
1140,0 |
Перекладка сетей водопровода, п.м. |
296 |
410 |
2165 |
Перекладка сетей канализации, п.м. |
438 |
132 |
941 |
В целях реализации Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - закон об энергосбережении) в городе Барнауле разработана муниципальная программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности городского округа - города Барнаула на 2010-2015 годы с перспективой до 2020 года", в которой определены мероприятия в сфере энергосбережения, исполнители, источники и объемы финансирования.
В настоящее время в жилищном фонде района установлены приборы учета отопления на 274 домах (67%), горячего водоснабжения на 256 домах (62,7%), холодного водоснабжения на 274 домах (67%), электрической энергии на 310 домах (75,9%).
В сфере жилищно-коммунального хозяйства остается ряд нерешенных проблем.
Третью часть жилищного фонда Железнодорожного района составляют старые, изношенные дома. Учитывая общий износ инженерных сетей, оценивая их техническое состояние, для бесперебойного обеспечения населения коммунальными услугами надлежащего качества необходимо увеличить объемы перекладки тепловых сетей, сетей водопровода и канализации.
Сохранилась проблема эксплуатации водоразборных колонок, бесхозяйных водопроводных сетей и частных сетей, не переданных на обслуживание ООО "Барнаульский водоканал".
В настоящее время существует необходимость строительства линий наружного освещения в микрорайонах индивидуальной жилищной застройки протяженностью более 40 км.
Цели и задачи.
Основной целью в области муниципальной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства является повышение эффективности и надежности его функционирования, повышение качества жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению района.
Основными задачами в сфере жилищно-коммунального хозяйства являются:
увеличение объемов капитального ремонта многоквартирных жилых домов;
увеличение объемов ремонта старых, строительства новых инженерных сетей;
увеличение количества многоквартирных домов, оснащенных общедомовыми приборами учета потребляемых энергоресурсов;
строительство линий наружного освещения в микрорайонах индивидуальной жилищной застройки;
продолжение работы по переводу на использование природного газа жилых домов индивидуальной застройки и многоквартирного жилого фонда;
улучшение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг.
Ожидаемые результаты:
увеличение протяженности освещенных улиц, проездов по отношению к общей протяженности улиц, проездов к 2017 году 45,5%;
увеличение удельного веса дворов многоквартирных жилых домов, обеспеченных детскими и спортивными площадками к 2017 году 30%;
доведение и сохранение оснащенности общедомовыми приборами учета потребляемых энергоресурсов в домах, которые подпадают под действие Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в которых имеется техническая возможность, к 2017 году до 100%.
1.3.4. Дорожное хозяйство, благоустройство и озеленение территории
От состояния улично-дорожной сети района зависит пропускная способность транспортных потоков на улицах и дорогах, обеспечение безопасности дорожного движения.
На территории Железнодорожного района находятся 6 проспектов, 120 улиц, 54 проезда. Общая протяженность улично-дорожной сети составляет 140 км.
За 3 года осуществлен текущий ремонт улиц района на площади 393 тыс. кв. м. Кроме этого, в рамках реализации программы "Новые дороги городов России" на территории района выполнен ремонт 324 дворовых территорий и проездов (43%).
Силами Советов ТОС микрорайонов и управляющих организаций в 2009 году выполнены работы по ремонту асфальтового покрытия тротуаров, внутриквартальных и внутридворовых территорий площадью 7,3 тыс. кв. м.
В 2010 году в рамках реализации программы "Новые дороги городов России" за счет федерального бюджета, при софинансировании из местного бюджета, предприятиями дорожного комплекса выполнены работы по ремонту асфальтового покрытия общей площадью 110,6 тыс. кв. м, что превышает уровень 2009 года на 70%.
За счет средств федерального бюджета при софинансировании из бюджета города предприятиями дорожного комплекса выполнены работы по ремонту 248 проездов дворовых территорий общей площадью 107 тыс. кв. м. За счет средств бюджета города выполнены работы по ямочному ремонту дорожного покрытия 40 улиц на площади 25 тыс. кв. м.
Таблица 1.10
Наименование показателей |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Текущий ремонт дорог улично-дорожной сети, кв. м |
15815,0 |
26812,2 |
25018,0 |
Капитальный ремонт и ремонт дорог, кв. м |
16110,0 |
44014,0 |
1445,0 |
Ремонт дорог микрорайонов индивидуальной жилой застройки, кв. м |
1369,0 |
5560,0 |
5624,1 |
Ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, кв. м |
7311,0 |
110600,0 |
107000,0 |
Финансирование мероприятий по текущему ремонту дорог улично-дорожной сети, тыс. рублей |
9690,0 |
13097,0 |
13500,0 |
Финансирование мероприятий по капитальному ремонту и ремонту дорог, тыс. рублей |
26000,0 |
31038,7 |
1037 |
Финансирование мероприятий по ремонту дорог микрорайонов индивидуальной жилой застройки, тыс. рублей |
1750,0 |
6340,1 |
3331,1 |
Финансирование мероприятий по ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, тыс. рублей |
5117,7 |
85799 |
64981 |
За период 2009-2011 годов высажено 1750 тыс. цветов, 2986 деревьев, 4237 кустарников, посеяно 2,1 га газонов, обустроено 12 зеленых уголков, проведена омолаживающая обрезка 20418 деревьев, установлено 426 новых контейнеров (таблица 1.11).
Таблица 1.11
Основные показатели благоустройства Железнодорожного района
Наименование мероприятия |
Ед.изм. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Посадка цветов, в том числе: |
тыс. .шт. |
590 |
560 |
600 |
- рассадой |
тыс. шт. |
420 |
420 |
420 |
- посевом в грунт |
тыс. шт. |
170 |
140 |
140 |
Посадка деревьев |
шт. |
1076 |
1110 |
800 |
Посадка кустарников |
шт. |
1587 |
1600 |
1050 |
Посев газонов |
га |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
Обустройство зеленых уголков |
шт. |
5 |
4 |
3 |
Омолаживающая обрезка деревьев |
шт. |
823 |
545 |
680 |
Установка новых контейнеров |
шт. |
187 |
193 |
46 |
Покраска ограждений |
шт. |
15 |
18 |
17 |
Ремонт подпорных стенок |
шт. |
1 |
3 |
2 |
Покраска мостов |
шт. |
1 |
2 |
2 |
Вместе с тем, сохраняется ряд проблем.
В настоящее время необходимо выполнить капитальный ремонт дорог микрорайонов индивидуальной жилищной застройки на площади 102,3 тыс. кв. м (73,1%), капитальный ремонт ул. Телефонной, ул. Антона Петрова, ул. Матросова, ул. Ядринцева, ул. Профинтерна, ул. Папанинцев и т.д.).
Необходимо решать вопросы по строительству и ремонту тротуаров, от уровня технико-эксплуатационного состояния которых зависит качество и комфортность жизни населения.
Существенное влияние на оздоровление городской среды оказывает наличие и состояние зеленых насаждений, их равномерное распределение, своевременное проведение агротехнических мероприятий.
На территории района более 42% деревьев нуждаются в санитарной обрезке или сносе. В 2011 году проведена санитарная и омолаживающая обрезка 680 деревьев (2009 г. - 823, 2010 г. - 545).
Существует проблема образования несанкционированных свалок.
Для обеспечения надлежащего санитарного состояния района необходимо продолжить работу по своевременному выявлению и замене контейнеров, находящихся в ненадлежащем техническом состоянии.
Цели и задачи.
Основной целью является дальнейшее развитие благоустройства и озеленения, продолжение строительства, реконструкции и расширения дорог.
Основные задачи:
увеличение площади зеленых насаждений;
увеличение объемов ремонта дорог;
обустройство контейнерных площадок;
совершенствование системы вывоза твердых бытовых отходов в частном секторе.
Ожидаемые результаты:
увеличение площади зеленых насаждений в пределах границ района по отношению к общей площади района к 2017 году до 17,5%;
увеличение доли отремонтированных автомобильных дорог с твердым покрытием к 2017 году до 17%;
увеличение доли отремонтированных (обустроенных) контейнерных площадок к 2017 году до 31%;
увеличение охвата частного сектора организованной системой вывоза твердых бытовых отходов к 2017 году до 99,7%.
1.3.5. Потребительский рынок
Потребительский рынок товаров и услуг является элементом социально-экономической структуры общества, обеспечивающим удовлетворение потребностей жителей города Барнаула в качественных товарах и услугах.
За период 2009-2011 годов за счет строительства новых объектов, реконструкции имеющихся на 18,9% увеличились стационарные торговые площади. Показатель обеспеченности торговыми площадями на 1000 жителей вырос на 2,8% с 728 кв. м в 2009 году до 748,4 кв. м в 2011 году. Сеть предприятий общественного питания увеличилась на 15,7%, обеспеченность посадочными местами на 1000 жителей - на 12,4%. В течение всего анализируемого периода отмечается увеличение количества предприятий бытовых услуг на 3,1%, обеспеченность рабочими местами на 1000 жителей - на 4,3% (таблица 1.12).
Таблица 1.12
Динамика развития потребительского рынка
Наименование показателей |
Единица измерения |
2009 |
2010 |
2011 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Количество предприятий розничной торговли |
ед. |
438 |
466 |
475 |
Оборот розничной торговли |
млн.руб. |
3336,7 |
2974,6 |
2484,8 |
Количество предприятий общественного питания |
ед. |
89 |
98 |
103 |
Оборот общественного питания |
млн.руб. |
29,98 |
24,02 |
23,30 |
Предприятия бытового обслуживания |
ед. |
445 |
451 |
459 |
Объем платных услуг |
млн.руб. |
3361,41 |
3500,88 |
4224,09 |
Количество крупных торговых центров |
ед. |
6 |
7 |
9 |
Общая величина торговой площади |
м2 |
71 123 |
73 541 |
84 590 |
Обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей |
м2 |
728 |
637 |
748,4 |
На 49 единиц или 117,3% увеличилось количество магазинов шаговой доступности (2011 - 349). На 13 предприятий или 4% больше по сравнению с 2009 годом (4%) расширилась сеть специализированных магазинов (2011 - 325).
За последние годы развитие потребительского рынка в районе характеризуется не только созданием новых предприятий, но и постоянным совершенствованием торговых процессов и технологий предоставления услуг.
Все магазины торговой сети "Новэкс" оснащены логистической электронной программой, обеспечивающей сокращение временных затрат и сроков поставки товара со склада в магазин, что позволяет поддерживать постоянный ассортимент товаров.
Расширение спектра услуг питания и их востребованность у населения способствовали развитию предприятий системы быстрого питания, которые могут работать в разных форматах, определяемых сегментом обслуживаемых потребителей: как фаст фуд, ресторанный бизнес, бары и пабы разной специализации. В районе работают кафе "Икра", суши-бар "Рыба.Рис", кафе-пекарня "Синнабон".
Предприятия питания молодежного, семейного и детского формата, по - прежнему, являются инвестиционно привлекательными, но не получившими достаточного развития на территории района.
Бытовое обслуживание является одной из социально значимых сфер экономики, обеспечивает удовлетворение потребностей населения в разнообразных видах сервисных услуг и играет значительную роль в создании комфортных условий для жизни, работы и отдыха жителей.
Населению района предоставляются более 30 видов бытовых услуг. Наибольший удельный вес приходится на парикмахерские услуги (22%), услуги по ремонту обуви (13%), ателье (13%), техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств (12%).
В период с 2009 года по 2011 год объем платных услуг, предоставляемых населению, увеличился на 25,7%.
Развиваются новые виды бытовых услуг: обслуживание и прокат компьютерной техники, прокат свадебных платьев, услуги дизайна, кино-фотолабораторий, нянь, гувернанток, уборка квартир и т.д.
Вместе с тем, проблемой в сфере потребительского рынка и бытовых услуг является отсутствие эффективных способов ликвидации неорганизованной нестационарной торговли.
Цель и задачи.
Основной целью в области муниципальной политики в сфере потребительского рынка товаров и услуг является создание условий для эффективного развития инфраструктуры потребительского рынка города Барнаула и удовлетворение потребностей жителей города в качественных товарах и услугах.
Задачи:
формирование современной инфраструктуры потребительского рынка, повышение территориальной доступности услуг для населения;
повышение ценовой доступности товаров и услуг для всех социальных категорий горожан;
продвижение в розничную сеть города товаров местных и отечественных товаропроизводителей;
оказание консультационно - методической помощи предприятиям потребительского рынка и услуг;
повышение профессионального уровня работников предприятий потребительского рынка и качества оказания услуг.
Ожидаемые результаты:
увеличение обеспеченности стационарными торговыми площадями к 2017 году до 860,0 кв. м на 1000 жителей;
- увеличение обеспеченности услугами предприятий общественного питания к 2017 году до 56,8 посадочных мест на 1000 жителей;
- увеличение обеспеченности бытовыми услугами к 2017 году до 16,7 рабочих мест на 1000 жителей;
- увеличение доли продовольственных товаров местных производителей в розничной сети, расположенной на территории района, к 2017 году до 82%.
1.3.6. Малое предпринимательство
Малое и среднее предпринимательство относится к числу приоритетных секторов экономики, имеющих принципиальное значение для экономической стабильности района, динамичного общественного развития, освоения новых видов товаров, повышения качества услуг, социальной мобильности общества, формирования среднего класса.
В Железнодорожном районе на 01.01.2012 года зарегистрировано 5838 субъектов малого предпринимательства, из которых 2838 - юридические лица, 3013 - индивидуальные предприниматели.
В течение 2009-2011 годов количество субъектов малого предпринимательства увеличилось на 2,5%.
Таблица 1.13
Показатели развития предпринимательства в Железнодорожном районе
Наименование показателя |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Количество субъектов малого предпринимательства, в том числе: |
5693 |
5737 |
5838 |
Юридических лиц |
2757 |
2774 |
2826 |
Индивидуальных предпринимателей |
2936 |
2963 |
3454 |
Положительная динамика показателей развития субъектов малого предпринимательства свидетельствует о том, что предпринимательство в районе развивается и вносит значительный вклад в экономику города.
В 2011 году в рамках реализации долгосрочной целевой программой "Развитие предпринимательства в городе Барнауле на 2011-2014 годы" субсидирование части процентной ставки по кредитам получили 9 предприятий и индивидуальных предпринимателей района на сумму 0,8 млн.рублей, льготные кредиты получили 5 предприятий на сумму 10,0 млн. рублей.
На территории района активно развиваются инновационные предприятия, в настоящий момент их число достигло 21.
В 2011 году 4 инновационных предприятия района (ООО "АККОН", ООО "Горсвет", ООО "Транссвет", ООО "Полимерпласт") получили субсидии из бюджета города на сумму 3,2 млн. рублей. ООО "Барнаульский химический завод" получило грант главы администрации города в области разработки и внедрения инноваций в городское хозяйство в размере 0,5 млн. рублей.
ООО "Сибирские производственные технологии", ЗАО "Тонар плюс", ООО "ЭкоСтэп Сибирь" получили краевые гранты по 1 млн. рублей.
Это позволило ЗАО "Тонар плюс" освоить новые виды продукции, в том числе производство сельскохозяйственных сеялок, провести модернизацию производства, ООО "АККОН" совершенствовать технологические процессы и повышать качество продукции, ООО "Полимерпласт" освоить производство поливинилхлоридной ленты.
Предприниматели района ежегодно принимают участие в конкурсах: "Лучший предприниматель Барнаула", "Лучшая компания Барнаула", "Лучший меценат Барнаула". В 2011 году строительная компания ООО "СУ-12 "НОРМА" признана победителем в номинации "Лучшая компания Барнаула".
Несмотря на проводимую работу в сфере малого предпринимательства, остаётся нерешенным ряд проблем:
отсутствие у администрации района финансовых ресурсов для осуществления мер финансовой и имущественной поддержки предпринимательства;
низкий уровень экономической активности и правовой грамотности безработных граждан, что препятствует организации их предпринимательской деятельности и участию в соответствующих государственных и муниципальных программах.
Цель и задачи.
Основной целью является дальнейшее развитие предпринимательства в районе.
Задачи:
информационная поддержка предпринимателей;
поддержка льготного кредитования субъектов предпринимательства;
государственная и муниципальная поддержка субъектов предпринимательства.
Ожидаемые результаты:
увеличение количества мероприятий, проводимых для предпринимателей в рамках информационной и разъяснительной работы, к 2017 году до 12;
привлечение кредитных ресурсов на льготной основе для субъектов предпринимательства в 2017 году в размере 3,0 млн.рублей;
оказание государственной и муниципальной поддержки субъектов предпринимательства в 2017 году до 3,5 млн.рублей.
1.3.7. Туризм
Развитие туризма играет важную роль в решении социально-экономических проблем таких, как создание новых рабочих мест, повышение уровня жизни населения, нравственного и патриотического воспитание детей и молодежи. Туризм оказывает влияние на сохранение и развитие культурно-исторического наследия, природных объектов, охрану окружающей среды.
Позитивные факторы, способствующие развитию туризма в Железнодорожном районе, следующие:
- выгодное географическое положение;
- историческое и культурное наследие;
- наличие транспортных магистралей для транзитных остановок во время туристских маршрутов.
Железнодорожный район является историческим центром города, в котором расположены объекты туристской инфраструктуры, позволяющие развивать выставочно-ярмарочные и презентационные туристские направления бизнеса такие, как
- выставочный зал Союза художников Алтая;
- Алтайский краевой театр драмы им.В.М. Шукшина;
- Дворец зрелищ и спорта им. Г.С. Титова;
- парк аттракционов "Барнаульская крепость";
- памятники В.С. Высоцкому, В. Цою;
- 6 гостиниц ("Сибирь", "Барнаул", "Центральная", "Колос", "Александр Хаус", "Александр Хаус - Спорт").
- крупные спортивные объекты - 2 спортивно-оздоровительных комплекса с бассейнами "Обь" и "Аврора".
Для делового туризма интересны промышленные предприятия: ОАО "Завод механических прессов", ОАО "Маслобойный завод", ОАО "Алттранс", ООО "Алтайхолод", группа компаний "Тонар".
Развитие туризма в районе сдерживается следующими проблемами:
- недостаточное информационно - организационное обеспечение сферы туризма;
- недостаточно развитая туристская инфраструктура района и города.
Цель:
- установить взаимодействие между предпринимателями, заинтересованными в развитии туристской отрасли, и учреждениями культуры.
Задачи:
- проведение работ по реконструкции (восстановлению) и благоустройству прилегающих территорий и объектов туристско-экскурсионного показа на территории района;
- развитие промышленного туризма;
- развитие школьного туризма;
- участие в выставках всех уровней с предложением туристских продуктов города;
- участие в создании туристского кластера;
- содействие развитию туристской инфраструктуры;
- повышение уровня предоставления туристских услуг.
1.3.8. Инвестиции
Крупными и средними предприятиями Железнодорожного района за анализируемый период в основной капитал привлечено 14,3 млрд. рублей собственных и заемных средств. При этом, произошло увеличение вложений на 2,5 млрд. рублей (2009 год - 3,7 млрд. рублей, 2011 - 6,2 млрд. рублей).
Таблица 1.14
Инвестиции в основной капитал
Наименование показателей |
Единица измерения |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Инвестиции в основной капитал |
млрд. рублей |
3,7 |
4,4 |
6,2 |
Темпы роста инвестиций |
% |
66,0 |
118,9 |
104,5 |
Низкие темпы роста в 2009 году обусловлены финансовым кризисом 2008 года. В 2010 году отмечен рост, связанный с улучшением финансового состояния предприятий. Привлечение инвестиций способствовало расширению производственной базы предприятий, модернизации производства и технологий.
ООО "Завод механических прессов" обновило часть существующего оборудования, приобрело качественно новые обрабатывающие центры, открыло новые участки по изготовлению сварных труб различного диаметра, профиля различной конфигурации. Начал работу участок по изготовлению крышек люка для железнодорожных полувагонов, расширено лазерное производство, запущена в работу гидроабразивная установка по очистке металла, в серийное производство запущено изготовление поглощающего аппарата.
Масштабная модернизация позволила ОАО "Алттранс" внедрить в производство энергоэффективный распределительный трансформатор, приблизивший его к европейским стандартам энергосбережения.
На ОАО "АГФЗ" организованы участки металлографики (химическое письмо по металлу) и прессовки резинотехнических и пластмассовых изделий, что позволяет изготавливать комплектующие для оборонного заказа непосредственно на предприятии.
Группа компаний "Тонар" разместила на своих площадях установку для лазерной резки и листогибочный пресс, позволяющие проводить маневренную обработку листового металла с большой точностью. Приобретен фрезерный 4-х координатный обрабатывающий центр.
ООО "Барнаульский химический завод" получил грант главы администрации города Барнаула в области разработки и внедрения инноваций в городское хозяйство за изобретение жидкости ингибированной антигололедной "Герда", предназначенной для использования в качестве химического противогололедного материала и для размораживания водостоков и ливневых труб.
В сфере привлечения инвестиций остаются нерешенными следующие проблемы: снижение темпов роста инвестиций в основной капитал, низкая доля собственных средств предприятий, направляемых на модернизацию производства.
Цель:
увеличение объема инвестиций в основной капитал.
Задачи:
создание условий для привлечения инвестиций;
обеспечение ежегодного роста инвестиций.
Ожидаемые результаты:
увеличение объема инвестиций в основной капитал на одного жителя к 2017 году до 91,0 тыс. рублей;
стабилизация и доведение темпов роста инвестиций к 2017 году до 112,0%.
1.3.9. Газификация
Для улучшения условий проживания жителей на территории Железнодорожного района продолжается работа по проектированию и строительству газопроводов. За период 2009-2012 годов на территории района газифицировано 1515 домов индивидуальной жилой застройки (36,4%), 3850 квартир (46,6%), 1 котельная.
За счет собственных средств жителей завершено проектирование и начато строительство газопровода в границах улиц Северо-Западной, Бехтерева, 2-й Строительной, Аэродромной, Советской Армии, что позволит газифицировать более 1300 домовладений. На сегодняшний день завершены работы по строительству сетей для 500 индивидуальных жилых домов.
За 3 года организовано 22 добровольных объединения, охватывающих более четырех тысяч домовладельцев частного сектора, для подведения к домам природного газа. В результате работы данных объединений предприятиями и жителями района дополнительно к бюджетным средствам привлечено на газификацию более 70 млн. рублей.
Таблица 1.15
Основные показатели газификации Железнодорожного района
наименование мероприятия |
2009 год |
2010 год |
2011 |
итого: |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
переведено на природный газ частных домов |
623 |
527 |
365 |
1515 |
переведено на природный газ квартир |
- |
3850 |
- |
3850 |
переведено на газ котельных |
1 |
- |
- |
1 |
создано инициативных групп |
5 |
11 |
4 |
109 |
проведено собраний с жителями частного сектора
|
10 |
37 |
10 |
127 |
построено газовых сетей (км): - высокого давления - низкого давления |
12,1 1,1 11,0 |
26,76 - 26,76 |
12,5 - 12,5 |
105,36 7,0 98,36 |
Однако часть проблем, связанных с газификацией района, остаются нерешенными:
- требуют газификации 70% котельных;
- отсутствует отработанная схема передачи газопроводов, построенных за счет средств физических лиц, в муниципальную собственность;
- низкий уровень газификации индивидуальных жилых домов на территории района по отношению к общему количеству индивидуального жилого фонда (36,6%).
Задачи и ожидаемые результаты:
- проведение работы с жителями частного сектора по созданию добровольных объединений по газификации;
- увеличение уровня газификации частного сектора до 47,4%.
1.4. Развитие некоммерческих организаций
Одной из приоритетных задач администрации района является всестороннее взаимодействие с гражданами, объединенными в различные формирования, основными из которых являются некоммерческие организации.
В Железнодорожном районе города Барнаула работа по взаимодействию с некоммерческими организациями ведется в рамках долгосрочной целевой Программы "Развитие общественных инициатив в г. Барнауле на 2010-2012 годы".
Представители некоммерческих организаций привлекаются к реализации социально значимых программ и мероприятий, проводимых в районе. В рамках взаимодействия сформирован реестр, состоящий из общественных объединений, активно сотрудничающих с администрацией района. За три анализируемых года отмечено увеличение таких объединений с 42 в 2009 году до 52 в 2012 году.
Представители общественных организаций района принимают активное участие в решении вопросов местного значения, проведении общегородских и районных мероприятий, отчетах главы администрации района перед представителями общественности по итогам работы.
Наряду с вышеназванными организациями на территории района активно работают органы территориального общественного самоуправления (далее - ТОС).
На территории Железнодорожного района созданы 7 ТОС: Красноармейского, Локомотивного, Матросовского, Привокзального, Петровского, Стахановского, Червонного микрорайонов.
В целях привлечения дополнительных средств на развитие микрорайонов ТОС активно участвуют в конкурсах, проектах краевого и городского уровней.
Возросло количество выигранных грантов с 5 в 2009 году до 6 в 2011 году, возрос призовой фонд со 136,9 тыс. рублей в 2009 году до 1145,5 тыс. рублей в 2011 году.
Органы ТОС участвуют в формировании плана социально-экономического развития района, в реализации плановых мероприятий по газификации, организации и проведению общественных работ. Возросло количество культурно-досуговых мероприятий, проведенных органами ТОС, со 183 в 2009 году до 205 в 2011 году.
Увеличилось количество публикаций и сюжетов о деятельности некоммерческих организаций, направленных на развитие и поддержку гражданских инициатив, с 81 в 2009 году до 209 в 2011 году.
Основной задачей дальнейшего развития территориального общественного самоуправления остается вовлечение граждан в решение вопросов местного значения.
Цель:
дальнейшее развитие системы взаимодействия органов администрации района с институтами гражданского общества по привлечению их к решению приоритетных для района задач.
Задачи:
привлечение некоммерческих организаций к участию в общественных делах, мероприятиях, проводимых администрацией района;
оказание консультационной помощи некоммерческим организациям в реализации прав и законных интересов жителей района;
формирование положительного имиджа некоммерческих организаций и информационное сопровождение их деятельности.
Ожидаемые результаты:
увеличение количества конкурсов, грантовых проектов, в которых принимают участие органы территориального общественного самоуправления, до 9 мероприятий к 2017 году;
увеличение некоммерческих организаций, привлеченных к реализации социально значимых программ и мероприятий, до 70 организаций к 2017 году.
1.5. Краткие итоги выполнения комплексного плана социально-экономического развития Железнодорожного района на 2008-2011 годы и оценка предпринятых органами местного самоуправления мер по улучшению ситуации в отраслях экономики, социальной сферы.
Программа комплексного социально-экономического развития района на 2008-2011 годы, утвержденная постановлением администрации района от 21.03.2008 N 294, определяла стратегию развития по всем основным направлениям деятельности, входящим в компетенцию администрации Железнодорожного района.
Контроль за выполнением программы отслеживался по утвержденному набору индикаторов и целевых ориентиров.
Таблица 1.16
Выполнение показателей программы комплексного социально-экономического развития района на 2008-2011 годы
Наименование индикатора |
Плановое значение индикатора по Программе на 2011 год |
Фактически достигнутое значение индикатора на 2011 год |
1 |
2 |
3 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами на душу населения, млн.руб. |
2 914,3 |
2 710,7 |
Индекс промышленного производства, в % |
104,9 |
100,4 |
Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника, руб. |
11 014,3 |
22 912,0 |
Темп роста среднемесячной заработной платы |
107,8 |
114,2 |
Оборот розничной торговли, млн.руб. |
2 494,0 |
2 519,3 |
Оборот платных услуг, тыс. руб. |
3 052,7 |
4 224,1 |
Ввод жилья за счет всех источников финансирования, всего кв.м на 1000 жителей |
21,2 |
31,0 |
В целом, учитывая итоги реализации комплексного плана за 2008-2011 годы, можно сделать вывод, что из 32 показателей в полном объеме выполнены 27 показателей, не достигнуты 5 показателей (оборот общественного питания, объем привлеченных инвестиций, темпы роста инвестиций, ввод новых рабочих мест, удельный вес молодых семей, улучшивших жилищные условия).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.