В целях модернизации профессионального образования в Алтайском крае с учетом потребности рынка труда и формирования эффективной организации ресурсов системы профессионального образования постановляю:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Модернизация профессионального образования в Алтайском крае" на 2013-2015 годы.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края, начальника Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края Денисова Ю.Н.
Губернатор Алтайского края |
А.Б. Карлин |
Долгосрочная целевая программа
"Модернизация профессионального образования в Алтайском крае" на 2013-2015 годы
(утв. постановлением Администрации Алтайского края от 22 апреля 2013 г. N 221)
Паспорт
долгосрочной целевой программы "Модернизация профессионального образования в Алтайском крае" на 2013-2015 годы
Наименование программы |
долгосрочная целевая программа "Модернизация профессионального образования в Алтайском крае" на 2013-2015 годы (далее - "Программа") |
Реквизиты нормативного правового акта о разработке программы |
закон Алтайского края от 03.12.2004 N 54-ЗС "Об образовании в Алтайском крае"; закон Алтайского края от 31.12.2004 N 69-ЗС "О начальном профессиональном и среднем профессиональном образовании"; постановление Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 N 61 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы"; распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 2148-р "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы |
Государственный заказчик программы |
Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края |
Основные разработчики программы |
Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края |
Цель и задачи программы |
цель - совершенствование системы профессионального образования как полноценного ресурса инновационного развития края на основе консолидации институтов начального, среднего, высшего, послевузовского, дополнительного профессионального образования и реального сектора экономики; задачи: модернизация содержания и технологий профессионального образования учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования; стимулирование конкурентного развития краевых учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования через создание положительного имиджа профессий квалифицированного рабочего и специалиста; поддержка одаренной молодежи |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы |
количество обучающихся и студентов, прошедших обучение в ресурсных центрах и базовых инновационных площадках, применяющих современные учебно-производственное оборудование и инновационные технологии; доля краевых государственных бюджетных образовательных учреждений профессионального образования, оснащенных современными учебными, учебно-производственными помещениями и лабораториями, оборудованием |
Срок реализации программы |
2013-2015 годы |
Исполнители основных мероприятий |
Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края; краевые государственные бюджетные образовательные учреждения профессионального образования Алтайского края |
Объемы и источники финансирования программы по годам |
общий объем финансирования мероприятий Программы - 66300,0 тыс. рублей, из них: за счет средства краевого бюджета - 51300,0 тыс. рублей, в том числе: в 2013 году - 17100,0 тыс. рублей; в 2014 году - 17100,0 тыс. рублей; в 2015 году - 17100,0 тыс. рублей; за счет внебюджетных источников - 15000,0 тыс. рублей, в том числе: в 2013 году - 5000,0 тыс. рублей; в 2014 году - 5000,0 тыс. рублей; в 2015 году - 5000,0 тыс. рублей. Объемы финансирования мероприятий Программы подлежат ежегодному уточнению при формировании краевого бюджета на очередной финансовый год и на плановый период |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности |
приведение структуры образовательных программ профессионального образования в соответствие с потребностями развития экономики; увеличение количества учащихся и студентов, прошедших обучение в ресурсных центрах и базовых инновационных площадках, применяющих современные учебно-производственное оборудование и инновационные технологии, до 700 человек; увеличение доли краевых государственных образовательных бюджетных учреждений профессионального образования, оснащенных современными учебными, учебно-производственными помещениями и лабораториями, оборудованием, до 70%. |
1. Общие положения
1.1. Объектом настоящей Программы является система профессионального образования, условия и механизмы ее совершенствования.
Предмет регулирования Программы - содержание профессионального образования, система критериев определения уровня квалификации и качества профессиональных компетенций, сфера действия - краевые государственные бюджетные образовательные учреждения профессионального образования Алтайского края.
1.2. Понятия и термины, используемые в Программе:
ресурсный центр - статус, присвоенный Главным управлением образования и молодежной политики Алтайского края на определенный срок краевому государственному бюджетному образовательному учреждению профессионального образования;
учебная фирма - активная форма обучения обучающихся, студентов практической деятельности на предприятии.
1.3. Нормативные правовые акты, на основании которых разрабатывалась Программа:
закон Алтайского края от 03.12.2004 N 54-ЗС "Об образовании в Алтайском крае";
закон Алтайского края от 31.12.2004 N 69-ЗС "О начальном профессиональном и среднем профессиональном образовании";
постановление Администрации Алтайского края от 11.07.2011 N 367 "Об утверждении порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации".
2. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Стратегическая цель нового этапа модернизации профессионального образования в Алтайском крае - совершенствование системы подготовки кадров как полноценного ресурса инновационного развития края на основе консолидации институтов начального, среднего, высшего, послевузовского, дополнительного профессионального образования и реального сектора экономики. Однако разнообразные механизмы сотрудничества или совместной деятельности системы профессионального образования и работодателей в сфере подготовки кадров не имеют общих целевых установок и не носят системного характера.
Важнейшей проблемой при формировании объема и структуры приема в образовательные учреждения является отсутствие заказа со стороны работодателя на подготовку кадров в количественном и качественном выражении. Возникают сложности по оптимизации сети учреждений профессионального образования и профилей подготовки в них в связи с разной подчиненностью образовательных учреждений профессионального образования. Поэтому целенаправленная, комплексная деятельность органов исполнительной власти Алтайского края, органов местного самоуправления, общественных объединений, социальных институтов и реального сектора экономики по решению проблем обеспечения экономики региона кадрами требует анализа и определения перспектив развития как рынка труда, так и рынка образовательных услуг.
Сеть учреждений начального профессионального образования Алтайского края состоит из 40 учреждений (7 профессиональных лицеев и 33 профессиональных училища), из которых 19 учреждений расположены в сельской местности. Всего по очной форме обучается около 14 тыс. человек по 206 профессиям. Создано шесть ресурсных центров НПО: по направлению "транспорт" (в 2011 году); по направлению "строительство" (в 2008 году); два - по направлению "металлообработка" (в 2008 году, в 2010 году); два - по направлению "сельское хозяйство" (в 2008 году, в 2010 году). Реализация доступности обучения в краевых государственных бюджетных образовательных учреждениях начального профессионального образования обеспечивается выплатами стипендий, предоставлением бесплатного горячего питания и общежития.
78% учреждений обеспечены общежитиями, в которых ежегодно проживает до 6 тыс. обучающихся. Ежегодно среднее (полное) общее образование в учреждениях НПО получают 77-78% обучающихся.
Систему среднего профессионального образования Алтайского края образуют 42 учреждения СПО (36 краевых образовательных учреждений и 6 негосударственных образовательных учреждений), в которых обучается 31670 студентов по 105 специальностям. Создаются крупные многопрофильные средние специальные учебные заведения, реализующие основные профессиональные образовательные программы начального и среднего профессионального образования.
Система высшего профессионального образования в Алтайском крае представлена 37 учреждениями, в том числе 8 государственными, 5 негосударственными высшими учебными заведениями и 24 филиалами вузов. Количество вузов остается стабильным за прошедшие два года, хотя происходит уменьшение количества студентов с 94363 человек в 2008 году до 78382 - в 2012 году. Подготовка в вузах ведется более чем по 90 направлениям и специальностям ВПО.
Система профессионального образования остается недостаточно ориентированной на изменения рынка труда Алтайского края, на перспективные потребности его развития, что делает ее недостаточно конкурентоспособной. Сложившиеся на данный момент структура профессионального образования в Алтайском крае и оценка эффективности образовательных учреждений требует серьезных преобразований.
Ежегодно формируется краевой заказ на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. Постановлением Администрации Алтайского края от 24.04.2006 N 172 утвержден порядок определения объема и структуры приема обучающихся за счет средств краевого бюджета в краевые государственные учреждения начального профессионального и среднего профессионального образования. Названный порядок предусматривает непосредственное участие работодателей в формировании заявки на подготовку кадров и корректировку краевого заказа по результатам трудоустройства.
Построение современной системы подготовки квалифицированных рабочих в крае строится по сетевому принципу. Основные точки развития учебно-лабораторной базы, кадрового и научно-методического потенциала сосредоточены в ресурсных центрах и интегрированных учреждениях НПО и СПО по направлениям: сельское хозяйство; строительство и жилищно-коммунальное хозяйство; транспорт; металлургия, машиностроение и металлообработка; переработка, сервис и общественное питание. В крае выстраивается сеть разноуровневых учреждений профессионального образования с развитой системой сетевого взаимодействия через ресурсные центры и базовые учреждения, в крупных городах - отраслевая специализация, в малых городах и крупных районных центрах - многопрофильная структура подготовки.
В целом на состояние системы профессионального образования в крае оказывают влияние следующие факторы:
снижение общего числа выпускников школ, соответственно, снижение численности обучающихся в учреждениях профессионального образования;
дисбаланс структуры профессионального образования и формирования заказа на подготовку кадров по уровням и направлениям подготовки;
снижение привлекательности профессионального образования по техническим направлениям для выпускников общеобразовательных школ;
высокая затратность модернизации существующих направлений подготовки, а также создания новых направлений по профессиям, востребованным экономикой края, ориентированным на инновационное развитие;
низкая составляющая общественного управления механизмами развития профессионального образования.
3. Основные цели и задачи программы
Целью программы модернизации профессионального образования в Алтайском крае с учетом стратегии регионального развития и приоритетов государственной политики в сфере профессионального образования является совершенствование системы профессионального образования как полноценного ресурса инновационного развития края на основе консолидации институтов начального, среднего, высшего, послевузовского, дополнительного профессионального образования и реального сектора экономики.
Достижение поставленной цели будет обеспечено решением следующих задач:
модернизация содержания и технологий профессионального образования учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;
стимулирование конкурентного развития краевых учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования через создание положительного имиджа профессий квалифицированного рабочего и специалиста;
поддержка одаренной молодежи.
4. Система программных мероприятий
Для решения поставленных задач Программой предусматривается система мероприятий (приложение 1), включающая:
приобретение учебно-производственного и лабораторного оборудования для мастерских и лабораторий;
ремонт, реконструкцию, модернизацию учебных, учебно-производственных помещений, лабораторий и полигонов государственных бюджетных образовательных учреждений профессионального образования;
премирование лучших мастеров производственного обучения, осуществляющих подготовку квалифицированных рабочих кадров;
премирование обучающихся и студентов краевых учреждений НПО и СПО;
выплату именных стипендий Губернатора Алтайского края лучшим обучающимся и студентам краевых учреждений НПО и СПО;
премирование лучших краевых учреждений НПО и СПО.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Источниками финансирования Программы выступают:
средства краевого бюджета;
средства внебюджетных источников (собственные средства образовательных учреждений).
Суммарный объем финансирования Программы составляет 66300,0 тыс. рублей, из них:
средства краевого бюджета - 51300,0 тыс. рублей, в том числе:
в 2013 году - 17100,0 тыс. рублей;
в 2014 году - 17100,0 тыс. рублей;
в 2015 году - 17100,0 тыс. рублей;
средства внебюджетных источников (собственные средства образовательных учреждений) - 15000,0 тыс. рублей, в том числе:
в 2013 году - 5000,0 тыс. рублей;
в 2014 году - 5000,0 тыс. рублей;
в 2015 году - 5000,0 тыс. рублей.
Сводные финансовые затраты по направлениям Программы представлены в приложении 2.
Бюджетные средства будут направлены на развитие и совершенствование материально-технической базы учреждений профессионального образования. За счет бюджетных средств будет осуществляться финансирование инновационных проектов с целью усиления их инвестиционной привлекательности.
6. Оценка эффективности реализации Программы
В ходе реализации программных мероприятий количество обучающихся и студентов, прошедших обучение в ресурсных центрах и базовых инновационных площадках, применяющих современные учебно-производственное оборудование и инновационные технологии, увеличится до 700 человек;
доля краевых государственных образовательных бюджетных учреждений профессионального образования, оснащенных современными учебными, учебно-производственными помещениями и лабораториями, оборудованием, увеличится до 70%.
Основные результаты реализации программных мероприятий, выраженные в соответствующих показателях, поддающихся количественной оценке по годам, отображены в приложении 3.
7. Система управления реализацией Программы
Уполномоченным органом исполнительной власти, ответственным за исполнение на территории края мероприятий Программы, разработку и утверждение порядка ее реализации, является Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края (далее - "Главное управление").
Исполнители - Главное управление и краевые государственные бюджетные образовательные учреждения профессионального образования Алтайского края - обеспечивают:
выполнение мероприятий Программы;
подготовку предложений по корректировке Программы на соответствующий год.
Главное управление формирует бюджетные заявки на финансирование мероприятий Программы.
Финансирование Программы производится за счет средств краевого бюджета и внебюджетных источников.
Для осуществления качественного и полноценного мониторинга реализации Программы Главное управление ведет учет средств внебюджетных источников, привлекаемых для реализации программных мероприятий. Главное управление контролирует выполнение программных мероприятий, выявляет несоответствие результатов их реализации плановым показателям, устанавливает причины недостижения ожидаемых результатов и определяет меры по их устранению.
Главное управление ежеквартально, до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, формирует отчет о реализации настоящей Программы и направляет его в Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края.
Приложение 1
к долгосрочной целевой программе
"Модернизация профессионального
образования в Алтайском крае"
на 2013-2015 годы
Перечень
мероприятий долгосрочной целевой программы "Модернизация профессионального образования в Алтайском крае" на 2013-2015 годы
Цель, задача, мероприятие |
Сумма затрат, тыс. руб. |
Источники финансирования |
Исполнитель |
Ожидаемый результат |
|||
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
всего |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Цель - совершенствование системы профессионального образования как полноценного ресурса инновационного развития региона на основе консолидации институтов начального, среднего, высшего, послевузовского, дополнительного профессионального образования и реального сектора экономики |
17100,0 |
17100,0 |
17100,0 |
51300,0 |
краевой бюджет |
Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края; |
повышение эффективности профессионального обучения |
5000,0 |
5000,0 |
5000,0 |
15000,0 |
внебюджетные источники |
краевые государственные бюджетные образовательные учреждения профессионального образования Алтайского края |
|
|
Задача 1. Модернизация содержания и технологий профессионального образования учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования |
15000,0 |
15000,0 |
15000,0 |
45000,0 |
краевой бюджет |
Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края; |
создание качественно новых условий для обучения в учреждениях профессионального образования |
5000,0 |
5000,0 |
5000,0 |
15000,0 |
внебюджетные источники |
краевые государственные бюджетные образовательные учреждения профессионального образования Алтайского края |
||
Мероприятие 1.1. Приобретение учебно-производственного и лабораторного оборудования для мастерских и лабораторий |
15000,0 |
15000,0 |
15000,0 |
45000,0 |
краевой бюджет |
Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края |
обеспечение требований федерального государственного образовательного стандарта профессионального образования, повышение качества профессионального образования путем обучения с применением новой техники и оборудования |
Мероприятие 1.2. Ремонт, реконструкция, модернизация учебных, учебно-производственных помещений, лабораторий и полигонов краевых государственных бюджетных образовательных учреждений профессионального образования |
5000,0 |
5000,0 |
5000,0 |
15000,0 |
внебюджетные источники |
краевые государственные бюджетные образовательные учреждения профессионального образования Алтайского края |
соответствие учебных, учебно-производственных помещений и лабораторий современным требованиям к организации учебного процесса, условиям эксплуатации нового оборудования |
Задача 2. Стимулирование конкурентного развития краевых учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования через создание положительного имиджа профессий квалифицированного рабочего и специалиста; поддержка одаренной молодежи |
2100,0 |
2100,0 |
2100,0 |
6300,0 |
краевой бюджет |
Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края |
увеличение числа выпускников школ, определившихся с выбором профессии |
Мероприятие 2.1. Премирование лучших краевых учреждений НПО и СПО: 4 премии "Лидер года" |
720,0 |
720,0 |
720,0 |
2160,0 |
краевой бюджет |
Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края |
повышение качества профессионального образования путем премирования лучших организаций профессионального образования |
Мероприятие 2.2. Выплата 100 именных стипендий Губернатора Алтайского края обучающимся и студентам краевых учреждений НПО и СПО |
600,0 |
600,0 |
600,0 |
1800,0 |
краевой бюджет |
Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края |
поощрение лидеров начального профессионального и среднего профессионального образования края |
Мероприятие 2.3. Премирование лучших мастеров производственного обучения, осуществляющих подготовку квалифицированных рабочих кадров: 20 премий "Лучший мастер производственного обучения" |
600,0 |
600,0 |
600,0 |
1800,0 |
краевой бюджет |
Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края |
поощрение лидеров начального профессионального и среднего профессионального образования края |
Мероприятие 2.4. Премирование обучающихся и студентов краевых учреждений НПО и СПО: 30 премий "Лучший учащийся", "Лучший студент" |
180,0 |
180,0 |
180,0 |
540,0 |
краевой бюджет |
Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края |
поощрение лидеров начального профессионального и среднего профессионального образования края |
Итого |
22100,0 |
22100,0 |
22100,0 |
66300,0 |
всего, в том числе: |
|
|
|
17100,0 |
17100,0 |
17100,0 |
51300,0 |
краевой бюджет |
|
|
|
5000,0 |
5000,0 |
5000,0 |
15000,0 |
внебюджетные источники |
|
|
Приложение 2
к долгосрочной целевой программе
"Модернизация профессионального
образования в Алтайском крае"
на 2013-2015 годы
Сводные финансовые затраты
по направлениям долгосрочной целевой программы "Модернизация профессионального образования в Алтайском крае" на 2013-2015 годы
Источники и направления расходов |
Сумма затрат, тыс. руб. |
Примечание |
|||
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
всего |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Всего финансовых затрат |
22100,0 |
22100,0 |
22100,0 |
66300,0 |
|
в том числе |
|
|
|
|
|
из краевого бюджета |
17100,0 |
17100,0 |
17100,0 |
51300,0 |
|
из федерального бюджета (на условиях софинансирования) |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
из внебюджетных источников |
5000,0 |
5000,0 |
5000,0 |
15000,0 |
|
Капитальные вложения |
|
|
|
|
|
в том числе |
|
|
|
|
|
из краевого бюджета |
|
|
|
|
|
из федерального бюджета (на условиях софинансирования) |
|
|
|
|
|
из внебюджетных источников |
|
|
|
|
|
НИОКР <*> |
|
|
|
|
|
в том числе |
|
|
|
|
|
из краевого бюджета |
|
|
|
|
|
из федерального бюджета (на условиях софинансирования) |
|
|
|
|
|
из внебюджетных источников |
|
|
|
|
|
Прочие расходы |
22100,0 |
22100,0 |
22100,0 |
66300,0 |
|
в том числе |
|
|
|
|
|
из краевого бюджета |
17100,0 |
17100,0 |
17100,0 |
51300,0 |
|
из федерального бюджета (на условиях софинансирования) |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
из внебюджетных источников |
5000,0 |
5000,0 |
5000,0 |
15000,0 |
|
* Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Приложение 3
к долгосрочной целевой программе
"Модернизация профессионального
образования в Алтайском крае"
на 2013-2015 годы
Динамика
важнейших целевых индикаторов и показателей эффективности реализации долгосрочной целевой программы "Модернизация профессионального образования в Алтайском крае" на 2013-2015 годы
N |
Целевой индикатор |
Единица измерения |
Значение индикатора по годам |
||
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
|||
1 |
Количество обучающихся и студентов, прошедших обучение в ресурсных центрах и базовых инновационных площадках, применяющих современные учебно-производственное оборудование и инновационные технологии |
чел. |
600 |
650 |
700 |
2 |
Доля краевых государственных бюджетных образовательных учреждений профессионального образования, оснащенных современными учебными, учебно-производственными помещениями и лабораториями, оборудованием |
% |
60 |
65 |
70 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Алтайского края от 22 апреля 2013 г. N 221 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Модернизация профессионального образования в Алтайском крае" на 2013-2015 годы"
Текст постановления опубликован в Сборнике законодательства Алтайского края, апрель 2013 г. N 204, ч.1, с.266
Постановлением Администрации Алтайского края от 20 декабря 2013 г. N 670 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Алтайского края от 25 декабря 2013 г. N 689
Настоящий документ снят с контроля