Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 965268-7 "О ежемесячных денежных пособиях лицам, занятым ведением домашнего хозяйства, и о внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и Федеральный закон "О страховых пенсиях" (внесен депутатами Государственной Думы В.В. Жириновским, Я.Е. Ниловым, А.Н. Диденко, В.Е. Деньгиным и др.)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел проект федерального закона N 965268-7 "О ежемесячных денежных пособиях лицам, занятым ведением домашнего хозяйства, и о внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и Федеральный закон "О страховых пенсиях" и отмечает следующее.
Законопроектом устанавливаются правовые основания назначения и выплаты ежемесячного денежного пособия лицам, занятым ведением домашнего хозяйства (домохозяйка, домохозяин).
В законопроекте дается определение понятия "домашнее хозяйство" - обеспечение своей семьи всем необходимым для жизни (уборка дома, приготовление пищи, уход за детьми и престарелыми родителями, инвалидами с детства I группы, иная деятельность по дому). Однако данное определение не отражает понятия и требует дополнительного уточнения, так как по сути оно является определением понятия "ведение домашнего хозяйства". Некорректность формулировки может вызывать ошибочное толкование при правоприменительной практике.
Согласно законопроекту право на получение указанного ежемесячного денежного пособия возникает только у одного члена семьи в случае, если размер среднедушевого дохода семьи домохозяйки (домохозяина) не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением данной выплаты.
При определении права на данный вид пособия предлагается учитывать доходы всех совместно проживающих с домохозяйкой (домохозяином) членов семьи. При этом в законопроекте не определен перечень видов доходов, которые будут при этом учитываться.
Ежемесячное денежное пособие в связи с ведением домашнего хозяйства предлагается установить в размере, равном минимальному размеру оплаты труда (далее - МРОТ), установленному в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда". В связи с этим в данный Федеральный закон предлагается внести изменение, предусматривающее возможность применения МРОТ для определения величины рассматриваемых ежемесячных денежных пособий. В настоящее время законодательством Российской Федерации предусмотрено, что МРОТ применяется только для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования.
Определение порядка осуществления выплаты ежемесячного денежного пособия в связи с ведением домашнего хозяйства, порядка обращения за данной выплатой в законопроекте отнесено к полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к проекту федерального закона ежемесячные денежные пособия в связи с ведением домашнего хозяйства предлагается осуществлять из средств федерального бюджета. В нарушение статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации источники и порядок исполнения соответствующих расходных обязательств законопроектом не определены.
Законопроектом также предлагается внести изменение в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ), предусматривающий включение периода получения вышеуказанного ежемесячного денежного пособия в страховой стаж при определении права на страховую пенсию. В связи с данным предложением следует отметить, что Федеральным законом N 400-ФЗ предусмотрено, что источником формирования страховой пенсии является начисление и уплата страховых взносов из фонда оплаты труда застрахованных лиц. Кроме того, в соответствии со статьей 11 Федерального закона N 400-ФЗ страховой стаж не может формироваться только из нестраховых периодов работы и (или) иной деятельности.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы высказало ряд концептуальных замечаний к законопроекту.
Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает концепцию указанного проекта федерального закона.
Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает.
На законопроект поступили отзывы из 19 законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации: 4 - поддерживают, 3 - замечаний не имеют, 12 - не поддерживают. Из высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации поступило 39 отзывов: 2 - поддерживают, 37 - не поддерживают.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов не поддерживает проект федерального закона N 965268-7 "О ежемесячных денежных пособиях лицам, занятым ведением домашнего хозяйства, и о внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и Федеральный закон "О страховых пенсиях" и рекомендует Государственной Думе его отклонить.
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.