В соответствии с частью второй статьи 29 Федерального закона от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 142; 2019, N 52, ст 7795) и подпунктами 5.2.13, 5.2.26 пункта 5 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 25, ст. 2983; 2020, N 15, ст. 2269), приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Правила эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений (далее - Правила).
2. Установить, что эксплуатацию государственных мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений, указанных в подпункте "а" пункта 9 Правил, осуществляют находящиеся в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации федеральные государственные бюджетные учреждения в области мелиорации земель, эксплуатации гидроузлов и/водохранилищ.
3. Приказ вступает в силу с 1 января 2021 г.
Министр |
Д.Н. Патрушев |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 сентября 2020 г.
Регистрационный N 60169
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минсельхоза России
от 31 июля 2020 г. N 438
Правила
эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений
I. Общие положения
1. Эксплуатация мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений включает в себя комплекс технических, организационных и хозяйственных мероприятий, обеспечивающих содержание в исправном состоянии мелиоративной сети, сооружений и оборудования, периодический их осмотр, проведение планово-предупредительных ремонтов, выявление и ликвидацию аварий, водораспределение, регулирование водного режима почв, руководство и контроль за подготовкой водопользователями мелиоративной сети и сооружений к работе в вегетационный период.
2. Эксплуатация мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений осуществляется гражданами (физическими лицами) и юридическими лицами, являющимися их собственниками, владельцами, пользователями, арендаторами (далее - правообладатели).
3. При эксплуатации мелиоративных систем и гидротехнических сооружений применяются положения национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 58376-2019 "Мелиоративные системы и гидротехнические сооружения. Эксплуатация. Общие требования", утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 марта 2019 г. N 87-ст. (М.: Стандартинформ, 2019).
4. Здания, сооружения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения, входящие в состав мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, содержатся правообладателями в исправном (надлежащем) состоянии с учетом особенностей, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2019, N 52, ст. 7790), Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3589; 2018, N 31, ст. 4860), Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 1, ст. 5; 2013, N 27, ст. 3477), сводом правил "СП 421.1325800.2018. Свод правил. Мелиоративные системы и сооружения. Правила эксплуатации", утвержденным и введенным в действие приказом Минстроя России от 24.12.2018 N 854/пр (М.: Стандартинформ, 2019).
5. В случае если в состав мелиоративной системы входят мелиоративные защитные лесные насаждения, то эксплуатация такой мелиоративной системы осуществляется с учетом правил содержания мелиоративных защитных лесных насаждений и особенностей проведения мероприятий по их сохранению 1.
6. Правообладатели мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений должны выполнять работы, направленные на повышение уровня эксплуатации, надежности, безопасности и эффективности работы мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений и уменьшение затрат электроэнергии.
II. Организация эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений
7. В процессе эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений правообладателями осуществляется содержание их в исправном (надлежащем) состоянии, включая принятие мер по предупреждению повреждений.
Содержание в исправном (надлежащем) состоянии мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений осуществляется путем проведения комплекса технических, организационных, хозяйственных, а также иных мероприятий, включающих:
а) периодический осмотр мелиоративных сетей, сооружений и оборудования;
б) проведение планово-предупредительных ремонтов;
в) выявление и ликвидацию аварий;
г) водораспределение;
д) регулирование водного режима почв;
е) контроль за подготовкой мелиоративных сетей и сооружений к работе в вегетационный период;
ж) техническое совершенствование, внедрение механизации эксплуатационных работ, прогрессивных способов и техники полива, автоматизации и телемеханизации управления водораспределением;
з) внедрение прогрессивных технологий, достижений науки и техники, отечественного и зарубежного опыта, обеспечивающих экономное расходование воды, материалов, трудовых и финансовых ресурсов при проведении полива сельскохозяйственных культур, ухода, содержания и ремонта;
и) организацию периодических обследований, а также полных технических обследований после завершения вегетационного сезона на предмет определения конкретных видов и объемов ремонтных работ;
к) планирование и проведение ремонтных работ.
8. Правообладатели должны оценивать, прогнозировать и принимать меры по повышению основных показателей надежности мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений:
а) работоспособности сооружений и их отдельных элементов, вероятности их безотказной работы (сохранения своих параметров в заданных пределах при определенных условиях эксплуатации в течение определенного времени);
б) долговечности сооружений и их отдельных конструкций, способности их длительно с возможными перерывами на ремонт сохранять работоспособность в заданных режимах и условиях эксплуатации до разрушения, полного износа или момента, когда ремонт становится экономически неоправданным;
в) ремонтопригодности сооружений и их составных элементов, приспособленности их к восстановлению работоспособности путем своевременного ремонта или замены отказавших элементов.
9. Содержание в исправном (надлежащем) состоянии мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений организуют в отношении:
а) государственных мелиоративных систем и отнесенных к государственной собственности отдельно расположенных гидротехнических сооружений - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию, и соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
б) мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности, - органы местного самоуправления;
в) мелиоративных систем общего и индивидуального пользования, отдельно расположенных гидротехнических сооружений, находящихся в собственности граждан (физических лиц) и юридических лиц, - правообладатели.
10. Правообладатели мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений осуществляют эксплуатацию мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений в соответствии с требованиями земельного, водного законодательства Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации в области мелиорации земель, безопасности гидротехнических сооружений, охраны окружающей среды, охраны животного мира и среды его обитания.
11. Правообладатели обеспечивают охрану мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
III. Особенности эксплуатации мелиоративных систем
12. Основными задачами эксплуатации оросительных систем являются:
а) распределение воды, изъятой из водных объектов, между водопотребителями в соответствии с установленными лимитами и графиками водоподачи;
б) ведение учета орошаемых земель, контроля за их мелиоративным состоянием и техническим состоя
в) повышение технического уровня и работоспособности, совершенствование оросительной системы;
13. Основными обязанностями правообладателей оросительных систем являются:
а) своевременное и качественное проведение осмотра и наблюдений за состоянием и работой оросительных систем, их периодических обследований и ремонтов;
б) разработка и осуществление графиков забора воды из водных объектов и подачи ее в пункты (точки) выдела водопотребителям;
в) обеспечение рационального использования оросительной воды, снижение потерь и непроизводительных сбросов;
г) организация достоверного измерения и учета воды, изымаемой из водных объектов и подаваемой водопотребителям;
д) предупреждение засоления и (или) заболачивания орошаемых земель, осуществление мероприятий по улучшению их мелиоративного состояния;
е) защита оросительных систем и орошаемых земель от размыва и затопления паводковыми водами.
14. Эксплуатация правообладателями оросительных систем, имеющих дополнительное обводнительное значение, осуществляется с учетом необходимости:
а) предусматривать в планах и графиках изъятия воды из водных объектов и подачи воды водопотребителям дополнительные объемы воды для обводнения в соответствии с установленными нормами;
б) создавать на период ремонта оросительной системы в специальных прудах и емкостях запасы воды для обводнения на этот период;
в) не допускать водопоя скота из открытых каналов, прудов и водоемов;
г) содержать в надлежащем техническом и санитарном состоянии специальные обводнительные сооружения (водопойные пункты, площадки, насосные станции).
15. Основными задачами правообладателей осушительных систем являются:
а) ликвидация избыточной увлажненности, создание и постоянное поддержание в корнеобитаемом слое почвы оптимального водно-воздушного режима, необходимого для получения высоких и устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур;
б) создание и поддержание на осушенных земельных участках условий для использования сельскохозяйственной техники и транспортных средств;
в) проведение учета осушенных земельных участков, контроля за их мелиоративным состоянием.
16. Основными обязанностями правообладателей осушительных систем являются:
а) регулирование водного режима, обеспечение своевременного отвода избыточных грунтовых и поверхностных вод с мелиорированных земель на системах одностороннего действия и поддержание необходимых норм осушения и влажности в засушливые периоды вегетации на системах двустороннего действия;
б) обеспечение безаварийных сбросов воды по каналам и сооружениям, откачка из польдеров весенних и летне-осенних паводков;
в) проведение систематических наблюдений за режимом поверхностных и грунтовых вод на осушенных территориях, влажностью почвы в корнеобитаемом слое;
г) принятие мер по предупреждению заболачивания земель, безаварийному пропуску паводков по водоприемнику;
д) ведение учета объемов вод, сбрасываемых проводящей осушительной сетью в водоприемники, и контроль их качества.
17. Эксплуатация правообладателями осушительно-увлажнительных систем, предназначенных для двустороннего регулирования водного режима почв на осушенных землях сельскохозяйственного назначения, осуществляется с учетом необходимости:
а) проведения мероприятий по двустороннему регулированию водного режима почв, осуществляемому в форме:
шлюзования осушительной сети в целях предохранения корнеобитаемого слоя от быстрого просыхания путем закрытия шлюзов в период спада весеннего половодья на открытой сети и при достижении требуемой нормы осушения для возделываемых культур на закрытой сети;
искусственной подачи воды в корнеобитаемый слой с помощью полива дождеванием или подпочвенного орошения;
б) определения влажности почвы и проведения работ по обеспечению готовности увлажнительного оборудования.
18. Правообладатели водоприемников осушительных систем обеспечивают:
а) уровенный режим, не создающий подпора для нормальной работы регулирующей осушительной сети;
б) оптимальную длительность затопления осушенных земель во время весенних паводков, не препятствующую их хозяйственному использованию;
в) отсутствие затопления осушенных земель паводками расчетной обеспеченности на протяжении летнего и осеннего периодов;
г) отсутствие отрицательного влияния сброса вод, собираемых данной осушительной системой, на водный режим нижерасположенной территории.
IV. Эксплуатация отдельно расположенных гидротехнических сооружений
19. Основными показателями при эксплуатации правообладателями отдельно расположенных гидротехнических сооружений по транспортировке, регулированию и сбросу воды шлюзов-регуляторов, каналов, трубопроводов, тоннелей, лотков, быстротоков, перепадов, консольных перепадов, акведуков, водосбросов различных конструкций и других сооружений являются:
а) обеспечение проектной пропускной способности;
б) отсутствие заиления и зарастания, обрушения и размывов земляных элементов;
в) минимальные фильтрационные и технологические потери воды, недопущение подтопления фильтрационными и затопления поверхностными водами прилегающих земель;
г) обеспечение транспорта наносов при минимальных и неразмываемости русл при максимальных скоростях течения воды;
д) отсутствие размывов нижних бьефов, повреждений креплений рисберм и откосов;
е) возможность тарировки и определения расхода воды через отверстия сооружений по гидравлическим параметрам (уровню воды, высоте открытия затворов);
ж) безотказная работа гидромеханического оборудования, средств автоматики и телемеханики;
з) отсутствие течей воды через швы сооружений, компенсаторы трубопроводов и другие соединения;
и) надлежащая культура производства эксплуатационных работ, эстетическое оформление и благоустройство сооружения.
20. В порядке подготовки к пропуску паводка правообладателями должны быть проведены:
а) обследование сооружений гидроузла, подводящего русла и нижнего бьефа;
б) опробование затворов и подъемных механизмов на предмет оперативного маневрирования;
в) восполнение аварийного запаса материалов, запасных деталей и узлов оборудования;
г) завершение ремонта сооружений и оборудования;
д) организация и инструктаж аварийных бригад, установление графиков и мест их дежурства, оснащение инструментами, средствами транспорта и связи.
При пропуске весеннего паводка правообладатели принимают меры по предупреждению заторов и зажоров льда, организуют дробление льда мелкими взрывами, пропускают лед через водосбросные отверстия по всему их фронту.
При пропуске летних паводков, формируемых таянием ледников и снега в верховьях реки, обильными ливнями или сочетанием того и другого, правообладатели принимают меры в целях готовности сбросного фронта гидроузла к обеспечению пропуска паводковых расходов, маневренности гидромеханического оборудования, соответствия потребного времени на открытие затворов скорости нарастания паводка.
О возникновении аварийных ситуаций правообладатели отдельно расположенных гидротехнических сооружений информируют федеральный орган исполнительной власти, на который возложено осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления.
21. Правообладатели головных водозаборных гидроузлов обеспечивают:
а) бесперебойное изъятие воды из водных объектов и подачу ее в оросительную систему и другим водопотребителям согласно установленному графику;
б) заданную проектом степень очистки воды от наносов;
в) безаварийный транзитный пропуск паводков, шуги, льда, плавника;
г) содержание в исправности и постоянной работоспособности всех элементов гидроузла;
д) систематический контроль, уход и ремонт сооружений и оборудования, их своевременную подготовку к пропуску паводка и зимнему режиму работы;
е) проведение регулярных наблюдений за состоянием и работой гидроузла в целом и отдельных его частей, учет всех отказов в их работе, анализ причин их возникновения и выполнение мероприятий по их устранению;
ж) постоянный контроль за уровнями воды в верхнем и нижнем бьефах гидроузла и пропускаемыми через сооружения расходами воды;
з) совершенствование методов эксплуатации и повышение работоспособности гидроузла.
22. Правообладатели насосных станций и подводящих линий электропередач должны бесперебойно обеспечивать:
а) выполнение графика подачи воды потребителям в требуемых объемах и в установленные сроки;
б) выполнение графика откачки дренажных вод для понижения грунтовых вод на осушенных землях до необходимого уровня.
23. Для обеспечения надежной эксплуатации насосных станций правообладателям необходимо:
а) осуществлять постоянный контроль, техническое обслуживание и ремонт сооружений и оборудования;
б) соблюдать рациональный режим работы оборудования;
в) внедрять новые технологии эксплуатации и ремонта;
г) постоянно иметь оптимальный резерв материалов, запасных узлов и деталей, отдельных агрегатов.
24. Правообладатели ирригационных водохранилищ обеспечивают:
а) управление техническими устройствами и сооружениями, обеспечивающими наполнение и сработку запасов воды;
б) выполнение эксплуатационных планов-графиков подачи воды водопотребителям;
в) контроль за состоянием сооружений и поддержание их в состоянии постоянной работоспособности;
г) наблюдения за работой сооружений и состоянием чаши и акватории водохранилища;
д) разработку и проведение мероприятий по поддержанию сооружений в надлежащем техническом состоянии и повышению надежности их эксплуатации.
------------------------------
1Статья 29.1 Федерального закона от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 142; 2019, N 52, ст. 7795).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 31 июля 2020 г. N 438 "Об утверждении Правил эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 сентября 2020 г.
Регистрационный N 60169
Вступает в силу с 1 января 2021 г.
Текст приказа опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 2 октября 2020 г. N 0001202010020016