Распоряжение Правительства Хабаровского края от 2 октября 2020 г. N 1053-рп
"О реализации экологической политики на территории Хабаровского края"
Одной из главных задач органов государственной власти Хабаровского края (далее также - край) является обеспечение высокого качества жизни, комфортных условий жизнедеятельности населения.
За период реализации Стратегии экологической безопасности Хабаровского края на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Хабаровского края от 11 декабря 2010 г. N 758-рп (далее - Стратегия), удалось достичь положительных результатов в области охраны атмосферного воздуха, водных объектов. Ведется работа по предотвращению негативного воздействия опасных отходов на здоровье населения.
За счет перевода на газ энергоисточников, модернизации пылегазоочистного оборудования на предприятиях края, перевода с угля на более экологичные виды топлива объектов теплоэнергетики достигнуто снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух более чем на 5 тыс. тонн (на 4,5% к 2010 году).
Предприятия края начали внедрять наилучшие доступные технологии с заменой устаревших ресурсоемких производств и технологий современными, что значительно улучшает эколого-экономические показатели.
По итогам инвентаризации выделения и поглощения парниковых газов Хабаровский край имеет положительный баланс.
В крае создана и эффективно функционирует краевая система наблюдения за состоянием окружающей среды, повышающая экологическую ответственность хозяйствующих субъектов как на территории Хабаровского края, так и расположенных выше по течению реки Амур. Проводится мониторинг воды и рыбы реки Амур, мониторинг качества атмосферного воздуха в "горячих экологических точках" края.
На сегодняшний день в Хабаровском крае освоены переработка и обезвреживание макулатуры, полимеров, резинотехнических и ртутьсодержащих отходов, нефтепродуктов, гальваношламов, компьютеров и периферийного оборудования, утратившего потребительские свойства, строительных отходов, введены мощности для увеличения объемов переработки низкотоварной древесины и отходов лесопиления.
Особое внимание уделяется вопросам ликвидации накопленного экологического ущерба, образованного в постсоветский период в результате прошлой хозяйственной деятельности государственных предприятий.
За счет средств краевого бюджета собраны и вывезены на утилизацию из Амурского, Бикинского, Вяземского, Комсомольского, имени Лазо и Хабаровского муниципальных районов Хабаровского края все бесхозяйные непригодные ядохимикаты в объеме 65 тонн.
В целях сохранения биологического и ландшафтного разнообразия для настоящего и будущих поколений за период действия Стратегии образован национальный парк "Шантарские острова", 18 особо охраняемых природных территорий краевого значения, что позволило увеличить площадь особо охраняемых природных территорий в крае на 875,6 тыс. гектаров (без учета акваторий). Создан лесопарковый зеленый пояс города Хабаровска площадью 2 937,92 гектара.
Выпущено новое издание Красной книги Хабаровского края. С 2010 года реализуется утвержденный Губернатором края региональный план действий по сохранению амурского тигра. В результате проводимой работы популяция амурского тигра увеличилась почти на 30 процентов и достигла 100 - 110 особей.
Хабаровский край входит в десятку лучших субъектов Российской Федерации по объему выполнения лесовосстановительных мероприятий, лидирует среди субъектов Дальневосточного федерального округа по объемам лесовосстановления (до 60% от общего объема работ по Дальневосточному федеральному округу).
Ведется постоянная работа по формированию экологической культуры населения, проводятся различные массовые мероприятия (экологические акции, конкурсы, фестивали), издаются книги дальневосточных авторов, население еженедельно информируется о состоянии окружающей среды в крае, за счет средств краевого бюджета издается экологический журнал "Звезда Приамурья".
За период реализации Стратегии повысили квалификацию свыше 9,5 тыс. руководителей и специалистов предприятий-природопользователей, служб по охране природы, органов государственной власти края, органов местного самоуправления.
С 2018 года на территории Хабаровского края реализуется шесть региональных проектов национального проекта "Экология": "Чистая страна", "Формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами", "Чистая вода", "Сохранение биоразнообразия", "Сохранение уникальных водных объектов", "Сохранение лесов".
В целом в результате реализации Стратегии достигнут ряд положительных социальных и экономических эффектов, выразившихся в улучшении условий жизнедеятельности населения, сохранности природной среды, обеспечении инвестиционной привлекательности региона.
Несмотря на достигнутые результаты остаются проблемы в области охраны окружающей среды, основными из них являются захламление и несанкционированные свалки отходов, накопленный экологический ущерб, сбросы неочищенных сточных вод, загрязнение атмосферного воздуха, увеличение антропогенных нагрузок на природные комплексы, что приводит к сокращению биоразнообразия.
В целях выполнения задач по улучшению экологической ситуации, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", определения экологических приоритетов устойчивого развития края, предотвращения и ликвидации внутренних и внешних вызовов и угроз экологической безопасности в интересах населения края:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию экологической безопасности Хабаровского края на период до 2030 года (далее также - Концепция экологической безопасности).
2. Министерствам края, иным органам исполнительной власти края:
2.1. Руководствоваться Концепцией экологической безопасности при определении задач развития отраслей экономики края, разработке и корректировке государственных программ края.
2.2. Внести изменения в положения о министерствах края, иных органах исполнительной власти края, включив в них задачу по обеспечению экологической безопасности в курируемых отраслях экономики края.
Срок - I квартал 2021 г.
2.3. В пределах своей компетенции разработать и представить на утверждение Губернатору края перечень мероприятий по экологической оптимизации отраслей экономики края, обеспечивающих снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.
Срок - IV квартал 2020 г.
3. Министерству природных ресурсов края:
3.1. Разработать и внести на утверждение в Правительство края:
план мероприятий по реализации Концепции экологической безопасности Хабаровского края на период до 2030 года;
перечень территорий, перспективных для создания особо охраняемых природных территорий краевого значения, на период до 2030 года.
Срок - I квартал 2021 г.
3.2. Осуществлять ежегодный мониторинг и контроль хода реализации Концепции экологической безопасности.
4. Министерству финансов края при формировании проекта закона Хабаровского края "О краевом бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" рассмотреть возможность увеличения бюджетных ассигнований министерству природных ресурсов края на реализацию мероприятий государственной программы Хабаровского края "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в Хабаровском крае".
Срок - до 01 декабря 2020 г.
5. Министерству образования и науки края совместно с министерством природных ресурсов края:
5.1. Обеспечить ежегодное проведение единых уроков экологического просвещения в образовательных организациях края по актуальным темам.
5.2. Продолжить внедрение в образовательных организациях края программ природоохранных социально-образовательных проектов "Эколята-дошколята", "Эколята", "Молодые защитники Природы".
6. Рекомендовать органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края:
6.1. Руководствоваться положениями Концепции экологической безопасности при разработке стратегий социально-экономического развития муниципальных образований края, муниципальных программ.
6.2. Ежегодно не позднее 15 декабря разрабатывать планы мероприятий по очистке берегов водных объектов от мусора с привлечением волонтерского движения в рамках регионального проекта "Сохранение уникальных водных объектов".
6.3. Обеспечить оценку и включение в 2021 году объектов накопленного вреда окружающей среде в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.
6.4. Разработать и утвердить в I квартале 2021 года перечень территорий, перспективных для создания особо охраняемых природных территорий местного значения, на период до 2030 года.
7. Признать утратившими силу распоряжения Правительства Хабаровского края:
от 11 декабря 2010 г. N 758-рп "Об обеспечении экологической безопасности в Хабаровском крае на период до 2020 года";
от 19 февраля 2013 г. N 72-рп "О внесении изменений в Схему развития и размещения особо охраняемых природных территорий краевого значения на территории Хабаровского края до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства Хабаровского края от 11 декабря 2010 г. N 758-рп";
от 26 декабря 2014 г. N 998-рп "О внесении изменений в Мероприятия по реализации Стратегии экологической безопасности Хабаровского края на период до 2020 года, утвержденные распоряжением Правительства Хабаровского края от 11 декабря 2010 г. N 758-рп";
от 20 августа 2015 г. N 549-рп "О внесении изменений в распоряжение Правительства Хабаровского края от 11 декабря 2010 г. N 758-рп "Об обеспечении экологической безопасности в Хабаровском крае на период до 2020 года";
от 08 августа 2017 г. N 528-рп "О внесении изменений в распоряжение Правительства Хабаровского края от 11 декабря 2010 г. N 758-рп "Об обеспечении экологической безопасности в Хабаровском крае на период до 2020 года".
Врио Губернатора, Председателя |
М.В. Дегтярев |
Концепция
экологической безопасности Хабаровского края на период до 2030 года
(утв. распоряжением Правительства Хабаровского края от 2 октября 2020 г. N 1053-рп)
1. Общие положения
Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г., определяют в качестве стратегической цели государственной политики в области экологического развития решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. N 176, устанавливает в качестве целей государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности сохранение и восстановление природной среды, обеспечение качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни человека и устойчивого развития экономики, ликвидацию накопленного вреда окружающей среде вследствие хозяйственной и иной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата.
Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" национальный проект по экологии включен в перечень проектов, направленных на достижение национальных целей развития Российской Федерации до 2024 года. Реализация проекта направлена на кардинальное улучшение качества окружающей среды и повышение качества жизни граждан.
Создание комфортной и безопасной среды для жизни является одной из национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
Разработка Концепции экологической безопасности Хабаровского края на период до 2030 года (далее - Концепция) обусловлена необходимостью обеспечения экологической безопасности при модернизации экономики и в процессе социально-экономического развития Хабаровского края (далее также - край) на период до 2030 года.
Концепцией определяются основные направления охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в Хабаровском крае до 2030 года.
2. Вызовы и угрозы экологической безопасности в Хабаровском крае
Хабаровский край - это промышленный регион Дальнего Востока России. Развитое авиа- и судостроение, нефтеперерабатывающая, золотодобывающая и лесная отрасли промышленности, а также увеличивающийся объем перевалки сыпучих грузов в морских портах определили основные угрозы экологической безопасности, наличие опасных объектов накопленного вреда окружающей среде.
Несмотря на принимаемые меры по снижению уровней негативного воздействия на окружающую среду в Хабаровском крае сохраняются угрозы экологической безопасности.
Качество воды в водных объектах продолжает оставаться неблагоприятным, в первую очередь, вследствие сбросов промышленных и бытовых сточных вод. Из 76 населенных пунктов края, обеспеченных централизованным водоотведением, очистные сооружения канализации имеются только в 30, из них биологическая очистка в проектном режиме работает только на 6 очистных сооружениях. На остальных очистных сооружениях сточные воды проходят только механическую очистку или сбрасываются практически без очистки в связи с неудовлетворительным состоянием строительных конструкций и оборудования очистных сооружений.
Доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, подлежащих очистке, составляет 1,6 процента (по России - 13%). Протяженность сетей канализации в крае составляет 1 851,9 километра, в том числе 588,5 километра ветхих сетей (31,8%).
Большое влияние на уровень загрязнения воздушного бассейна на территории Хабаровского края оказывают климатические условия. В целом территория отнесена к зоне высокого и очень высокого потенциала загрязнения атмосферы с особенно неблагоприятными условиями для рассеивания примесей. Высокая повторяемость приземных и приподнятых инверсий, слабых скоростей ветра, застоев затрудняет рассеивание вредных примесей и способствует их накоплению.
Состояние атмосферного воздуха в населенных пунктах края с наибольшей концентрацией жителей в целом оценивается как неблагоприятное. Приоритетными загрязнителями являются бенз(а)пирен, формальдегид, взвешенные вещества. Основные источники загрязнения - объекты теплоэнергетики, работающие на угольном топливе, автомобильный транспорт и слаборазвитая система дорожного хозяйства.
Увеличение перевалки угля в морских портах Ванино и Советская Гавань привело к сопутствующему росту нагрузки на окружающую среду в окрестностях портовых терминалов. Отсутствие постов наблюдения государственной наблюдательной сети и объективной информации о состоянии загрязнения атмосферного воздуха ведет к росту социальной напряженности среди населения, проживающего вблизи портовых терминалов.
Проблема использования отходов обусловлена такими факторами, как удаленность от промышленных центров, слабо развитая дорожная инфраструктура, низкая численность населения и, как следствие, небольшой объем отходов, образующийся в поселении, а также высокая стоимость энергетических ресурсов и соответственно высокая ресурсоемкость хозяйственной деятельности. Все это делает нерентабельным, в первую очередь, создание сети сбора, вывоза и переработки вторичного сырья на территории края. На сегодняшний день основные отходоперерабатывающие предприятия сконцентрированы в городах Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, неохваченными остаются сельские и удаленные населенные пункты.
Остро в Хабаровском крае стоят проблемы обезвреживания отходов химической промышленности, лакокрасочных отходов, недостатка мощностей для переработки и обезвреживания резинотехнических отходов, низкотоварной древесины и отходов лесопиления.
Ситуация с недостаточно эффективным обращением с отходами производства и потребления усугубляется наличием в крае "горячих экологических точек", в которых требуется ликвидация накопленного вреда окружающей среде. "Горячие экологические точки" преимущественно представляют из себя брошенные отходы производства, образованные государственными предприятиями, обанкротившимися либо приватизированными в 1990-х - начале 2000-х годов.
Сформированная в Хабаровском крае система особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения создала необходимую основу для сохранения ключевых местообитаний редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов. Вместе с тем на землях, на которых осуществляется интенсивная хозяйственная деятельность, состояние редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов и их местообитаний во многом зависит от интенсивности негативного воздействия различных отраслей хозяйственной деятельности на живую природу, в первую очередь сельского и лесного хозяйства, рыболовства, недропользования и энергетики. Значительное негативное воздействие на природные экосистемы края оказывают лесные пожары.
Действовавшая до 2002 года система мобилизации экологических платежей позволяла эффективно решать экологические проблемы в крае. В отсутствие на федеральном уровне законодательно установленного целевого характера использования платы за негативное воздействие на окружающую среду, штрафов и ущербов за нарушение природоохранного законодательства расходы бюджетов всех уровней на природоохранные программы и мероприятия сокращаются.
Вследствие недостаточной экологической культуры населения, безответственности хозяйствующих субъектов продолжается захламление территории края, образование несанкционированных свалок.
Для улучшения работы по предупреждению, выявлению и пресечению экологических правонарушений, повышения оперативности реагирования необходима оптимизация системы государственного экологического надзора, активизация работы с общественными инспекторами.
Внешней угрозой экологической безопасности в Хабаровском крае является трансграничное загрязнение атмосферного воздуха в результате переноса дыма природных пожаров со стороны граничащих с Хабаровским краем субъектов Российской Федерации и приграничной провинции Хэйлунцзян (КНР). При этом государственный мониторинг загрязнения атмосферного воздуха на содержание тонкодисперсных взвешенных веществ, наиболее опасных для здоровья населения края, не проводится. Также к внешним угрозам относятся перераспределение стока трансграничных водотоков, создание препятствий для миграции животных, в том числе водных, несанкционированная добыча (вылов) водных биологических ресурсов.
3. Основные направления охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в Хабаровском крае до 2030 года
3.1. Основные направления улучшения качества водных объектов:
- снижение объема сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты путем внедрения водосберегающих технологий, строительства новых, реконструкции и модернизации действующих очистных сооружений водоотведения на основе современных технологий и оборудования, направленных на снижение сбросов загрязняющих веществ в водные объекты;
- расширение использования замкнутых (водооборотных) схем водоснабжения на промышленных предприятиях;
- уменьшение антропогенного загрязнения водных объектов, являющихся источниками питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения;
- обустройство водоохранных зон, зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения;
- внедрение современного оборудования, технологий и систем водоочистки, реконструкции и замены водопроводных сетей централизованного водоснабжения;
- обеспечение экономии и сокращение потребления питьевой воды для хозяйственных нужд;
- обеспечение устойчивого питьевого водоснабжения за счет расширения использования подземных вод;
- строительство, капитальный ремонт гидротехнических сооружений для предотвращения негативного воздействия вод на земли и населенные пункты края;
- установление экологически ориентированных нормативов качества и индикаторов состояния водных объектов.
3.2. Основные направления охраны атмосферного воздуха:
- снижение объема валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в том числе парниковых газов, путем технического перевооружения, реконструкции и модернизации производства на основе внедрения современных ресурсосберегающих и малоотходных технологий и использования высокоэффективных систем пылегазоочистки;
- использование экологичных видов топлива (природного газа) на объектах коммунальной энергетики и перевод на централизованное электро-, газоснабжение населенных пунктов края;
- сокращение выбросов от автомобильного транспорта, включая меры по повышению качества моторного топлива, переводу автомобильного парка на сжатый природный газ, использованию биотоплива и других более экологичных видов топлива, применению нейтрализаторов отработавших газов;
- оптимизация транспортного движения в населенных пунктах, вывод транзитного и грузового автомобильного транспорта из жилых микрорайонов, установка вдоль дорог защитных щитов и устройство зеленых полос;
- увеличение количества зеленых насаждений в крупных городах края;
- прекращение практики уплотнения городской застройки, озеленение территорий городов края;
- расширение охвата населенных пунктов края сетью стационарных постов наблюдения, позволяющих осуществлять количественный анализ загрязнения атмосферного воздуха в автоматическом режиме;
- расширение перечня анализируемых веществ;
- расширение перечня лабораторий, аккредитованных на контроль качества атмосферного воздуха населенных пунктов, рабочей зоны и промышленных выбросов;
- усиление контроля за использованием газоочистного оборудования.
3.3. Основные направления деятельности в области обращения с отходами:
- предупреждение и сокращение образования отходов, их вовлечение в повторный хозяйственный оборот посредством максимально полного использования исходного сырья и материалов, предотвращения образования отходов в источнике их образования, сокращения объемов образования и снижения уровня опасности отходов, использования образовавшихся отходов путем переработки, регенерации, рекуперации, рециклинга;
- внедрение и применение малоотходных и ресурсосберегающих технологий и оборудования;
- создание и развитие инфраструктуры экологически безопасного обращения с отходами, обезвреживания и размещения, включая создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей их сортировку;
- проведение работ по экологическому восстановлению территорий объектов размещения отходов после завершения эксплуатации указанных объектов;
- инвентаризация территорий в целях установления районов с неблагополучной экологической ситуацией для осуществления программ, направленных на минимизацию негативного воздействия на окружающую среду и ликвидацию экологического ущерба, связанного с прошлой экономической и иной деятельностью;
- организация работ по оценке и поэтапной ликвидации экологических последствий прошлой экономической и иной деятельности;
- повышение эффективности осуществления государственного надзора в области обращения с отходами;
- формирование культуры малоотходного потребления и ответственного отношения к загрязнению окружающей среды бытовыми отходами у граждан.
3.4. Основные направления деятельности по сохранению биологического разнообразия:
- доведение доли природных территорий края, имеющих особый охранный статус, до 11,5 процента, что соответствует общероссийским и международным показателям;
- создание лесопарковых зеленых поясов вокруг населенных пунктов края;
- установление охранных зон памятников природы и природных парков краевого значения;
- запрет (ограничение) рубок лесных насаждений на территории особо охраняемых природных территорий;
- сохранение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений путем включения в красные книги различного ранга, сохранение мест обитания этих видов;
- расширение использования природных комплексов и объектов в целях организации оздоровления и отдыха населения путем создания инфраструктуры и обеспечения административной поддержки развития особо охраняемых природных территорий, которые могут функционировать в качестве курортных зон, зон отдыха, мест занятия спортом и туризмом при условии ненанесения вреда окружающей среде;
- сохранение и восстановление биологического разнообразия растительного и животного мира за счет реализации научно обоснованных мер по их рациональному использованию и защите, включая меры по борьбе с браконьерством и незаконным промыслом;
- комплексное использование и глубокая переработка невозобновляемых ресурсов, воспроизводство и обеспечение устойчивого развития природного потенциала;
- укрепление материально-технической базы краевого государственного казенного учреждения "Служба по охране животного мира и особо охраняемых природных территорий Хабаровского края", обновление устаревшего технического парка и приобретение новой высокопроходимой техники (вездеходы, аэролодки и др.), оптимизация количества инспекторов в связи с увеличением площади краевых особо охраняемых природных территорий;
- охрана и восстановление лесных ресурсов за счет более полного использования расчетных лесосек, повышения комплексности использования лесных ресурсов, увеличения объемов глубокой переработки древесины на основе передовых технологий;
- работа с федеральными органами государственной власти, направленная на создание особо защитных участков лесов, орехово-промысловых зон и других зон с особыми условиями использования территорий, разработку нормативной правовой базы, регламентирующей воспроизводство лесов на территории края;
- приоритет сохранения кедровых и широколиственных лесов;
- принятие мер по борьбе с лесными пожарами;
- развитие лесного семеноводства в крае;
- расширение тепличного хозяйства по выращиванию посадочного материала с закрытой корневой системой;
- внедрение плантационного выращивания быстрорастущей древесины на пустующих лесных землях.
3.5. Основные направления экономического регулирования качества окружающей среды:
- разработка и реализация государственных программ Хабаровского края в области охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- работа с федеральными органами государственной власти, направленная на совершенствование законодательства по вопросам создания региональных экологических фондов, аккумуляции в них средств от экологических платежей, штрафов и ущербов за нарушение природоохранного законодательства, компенсаций вреда окружающей среде, включения экологических параметров и требований при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
- внедрение мер экономического стимулирования для хозяйствующих субъектов, перешедших на современные технологии, реализующих программы модернизации производств, внедряющих современные очистные системы;
- учет абсолютных и удельных показателей эффективности использования природных ресурсов, энергии, объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования отходов при планировании экономической деятельности, оценке эффективности экономики в целом и по отраслям, деятельности органов государственной власти края и органов местного самоуправления;
- усиление контроля за целевым использованием средств, повышение доли средств краевого и местных бюджетов, выделяемых для инвестирования в природоохранные проекты.
3.6. Основные направления деятельности в области экологического образования и просвещения:
- усиление взаимодействия федеральных, краевых и муниципальных органов власти в области экологического образования и просвещения;
- распространение знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов в средствах массовой информации на краевом и муниципальном уровнях;
- проведение комплекса информационно-просветительских и пропагандистских мероприятий, направленных на повышение гражданской активности населения края, привлечение внимания населения к экологическим проблемам края;
- проведение в образовательных организациях края ежегодных единых уроков экологического просвещения;
- увеличение количества школьных лесничеств и материально-техническое обеспечение их деятельности, проведение слетов и конкурсов школьных лесничеств и юных друзей природы;
- вовлечение жителей края в реализацию практических природоохранных мероприятий, в том числе в рамках национального проекта "Экология";
- развитие системы подготовки в области экологии руководителей и специалистов различных сфер производства, экономики и управления, а также повышения квалификации специалистов природоохранных служб;
- издание печатной продукции экологической направленности для учащихся образовательных организаций, взрослого населения;
- поддержка деятельности детских и молодежных организаций, осуществляющих практические и просветительские экологические мероприятия.
3.7. Основные направления совместных действий по охране окружающей среды:
- развитие экологического сотрудничества Правительства края с провинцией Хэйлунцзян (КНР);
- развитие международного сотрудничества в области охраны окружающей среды в рамках Ассоциации региональных администраций стран Северо-Восточной Азии и в рамках соглашений с префектурой Хёго (Япония);
- развитие межрегионального сотрудничества с субъектами Российской Федерации, расположенными в бассейне р. Амур.
4. Механизмы оценки состояния экологической безопасности и контроля за реализацией Концепции
4.1. Оценка состояния экологической безопасности в Хабаровском крае осуществляется с использованием следующих основных индикаторов (показателей):
1) доля территории Хабаровского края, не соответствующей экологическим нормативам, в общей площади территории Хабаровского края;
2) доля населения, проживающего на территориях, на которых состояние окружающей среды не соответствует нормативам качества, в общей численности населения Хабаровского края;
3) доля населения, проживающего на территориях, на которых качество питьевой воды не соответствует санитарным нормам, в общей численности населения Хабаровского края;
4) соотношение объема выбросов парниковых газов в текущем году с объемом указанных выбросов в 1990 году;
5) объем образованных отходов I - V класса опасности на единицу валового внутреннего продукта;
6) доля утилизированных и обезвреженных отходов I - V класса опасности в общем объеме образованных отходов I класса опасности;
7) доля ликвидированных объектов накопленного вреда окружающей среде в общем объеме таких объектов;
8) доля нарушенных земель в общей площади территории Хабаровского края;
9) доля особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения в общей площади территории Хабаровского края;
10) доля территорий, занятых лесами, в общей площади территории Хабаровского края.
4.2. Контроль за реализацией Концепции осуществляется путем определения оптимальных значений индикаторов (показателей) состояния экологической безопасности и оценки достижения этих значений. Результаты оценки достижения значений указанных индикаторов (показателей) отражаются в ежегодном государственном докладе о состоянии и об охране окружающей среды в Хабаровском крае.
4.3. Перечень индикаторов (показателей) состояния экологической безопасности может уточняться по результатам контроля за реализацией Концепции и в процессе развития нормативной правовой базы Российской Федерации и Хабаровского края в области охраны окружающей среды и природопользования.
5. Результаты реализации Концепции, источники и механизмы ее ресурсного обеспечения
5.1. Результатами реализации Концепции должно стать обеспечение экологической безопасности в крае, качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни человека и устойчивого развития экономики.
5.2. Основными инструментами реализации Концепции являются государственные программы Хабаровского края и региональные проекты Хабаровского края, реализуемые в рамках федеральных проектов национального проекта "Экология", муниципальные программы, разработанные с учетом Концепции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Хабаровского края от 2 октября 2020 г. N 1053-рп "О реализации экологической политики на территории Хабаровского края"
Вступает в силу с 7 октября 2020 г.
Текст распоряжения опубликован на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru 6 октября 2020 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 8 октября 2020 г. N 2700202010080037
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства Хабаровского края от 14 мая 2024 г. N 304-рп
Изменения вступают в силу с 16 мая 2024 г.
Распоряжение Правительства Хабаровского края от 17 августа 2023 г. N 531-рп
Изменения вступают в силу с 23 августа 2023 г.
Распоряжение Правительства Хабаровского края от 7 апреля 2023 г. N 205-рп
Изменения вступают в силу с 13 апреля 2023 г.