Изучив проект федерального закона N 1027755-7 "О приостановлении действия абзаца шестого пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Правительством Российской Федерации в соответствии с Распоряжением от 29 сентября 2020 года N 2497-р., Президиум Совета судей Российской Федерации приходит к следующему выводу.
Предложенный проект нормативно-правового акта инициирует приостановление действия абзаца шестого пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон РФ "О статусе судей в РФ"), согласно которому размеры должностных окладов судей ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и на плановый период с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Решение об увеличении (индексации) размеров должностных окладов судей принимается Президентом Российской Федерации.
Согласно пояснительной записке законодательная инициатива вызвана решениями Президента Российской Федерации, принятыми по итогам совещания по федеральному бюджету на 2021 - 2023 годы, которым повышение оплаты труда судьям в 2021 году не запланировано.
Вместе с тем, концепция законопроекта не может быть поддержана в силу следующего.
Органы судебной власти - единственные в Российской Федерации органы государственной власти, порядок финансирования которых определен непосредственно в Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ). Так, согласно статье 124 Конституции РФ финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.
Это означает, как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 июля 1998 года N 23-П, что финансирование судов должно производиться в порядке и объеме, обеспечивающих надлежащие экономические условия осуществления судебной власти на основе положений Конституции РФ.
Согласно положениям статьи 9 Закона РФ от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" независимость судьи обеспечивается, в том числе предоставлением за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу. Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, предусмотренные указанным Законом, распространяются на всех судей в Российской Федерации и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Организационно-правовой механизм обеспечения финансовой независимости судебной власти частично отражен в Федеральном законе от 10 февраля 1999 года N 30-ФЗ "О финансировании судов в Российской Федерации".
Согласно статье 2 указанного Закона уменьшение размера бюджетных средств, выделенных на финансирование судов Российской Федерации в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, не более чем на 5 процентов может осуществляться только с согласия Совета судей Российской Федерации, а более чем на 5 процентов - только с согласия Всероссийского съезда судей Российской Федерации.
Таким образом, финансирование судов, оплата труда судей не могут определяться по усмотрению органов исполнительной или законодательной власти. Расходы, связанные с функционированием судебной системы, непосредственно гарантируются Конституцией РФ и не могут быть ниже уровня, обеспечивающего независимость судебной власти. Предложение о приостановлении положений Закона Российской Федерации в части ежегодной индексации размера должностных окладов судей фактически дает возможность без учета мнения органов судейского сообщества уменьшить финансирование органов судебной власти в будущем финансовом году, что нарушает не только требования федеральных законов, но и Конституции РФ.
Кроме того, основанием ежегодной индексации окладов судей выступает федеральный закон о федеральном бюджете на соответствующий год и на плановый период. Федеральный бюджет на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов на сегодняшний день не сформирован, закон не принят. Действующим Федеральным законом от 2 декабря 2019 года N 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" прямо не устанавливается, что не осуществляется индексация месячных окладов судей в соответствии с замещаемыми ими должностями (как это было ранее в Федеральном законе от 1 декабря 2014 года N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (в редакции от 28 ноября 2015 года), что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для реализации подобной законодательной инициативы.
Ежегодная инфляция (рост цен), иные изменения экономических условий значительно влияют на защищенность судей. Обеспечение стабильности и независимости судебной власти требует поддержания такого уровня материального обеспечения судейского корпуса, при котором его представителям будут гарантированы нормальный уровень жизни и возможность удовлетворения собственных потребностей.
Сокращение расходов федерального бюджета на финансирование судебной системы, может повлиять на полное и независимое отправление правосудия, нормальное функционирование судебной власти. Это, в свою очередь, может привести к снижению доверия граждан к государственной власти, поставить под угрозу гарантированное Конституцией РФ право человека и гражданина на судебную защиту, поскольку гарантии этого права неразрывно связаны с созданием государством надлежащих условий для деятельности судов.
Необходимо также отметить, что в соответствии с конструкцией абзаца шестого пункта 1 статьи 19 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" возможность индексирования должностных окладов судей не носит разрешительный характер и не ставится в зависимость от наличия или отсутствия каких-либо условий. То есть размер окладов всегда увеличивается с учетом уровня инфляции. Второе предложение данной статьи говорит о субъекте, чьими властными полномочиями оформляется решение об увеличении должностных окладов. Представляется, что в акте Президента РФ должен в каждом случае определяться именно размер такого увеличения.
Индексация размера должностного оклада судей является одним из проявлений гарантии их независимости за счет предоставления соответствующего материального обеспечения. Она направлена на корректировку размера оплаты труда судей в зависимости от темпа инфляции, то есть служит цели обеспечения финансовой стабильности и надлежащих экономических условий для отправления правосудия.
Таким образом, рассматриваемую законодательную инициативу по отмене индексации оклада судей в 2021, 2022 и 2023 годах следует расценивать как снижение уровня материального обеспечения судей, что является прямым нарушением гарантии их независимости, в связи с чем, не может быть поддержана.
В связи с изложенным, и руководствуясь статьей 12 Регламента Совета судей Российской Федерации, Президиум Совета судей Российской Федерации постановляет:
1. Не согласиться с проектом федерального закона N 1027755-7 "О приостановлении действия абзаца шестого пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", внесенным в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Правительством Российской Федерации.
2. Направить данное постановление в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации.
Председатель Совета |
В.В. Момотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Совета судей РФ от 5 октября 2020 г. N 851 "О проекте федерального закона N 1027755-7 "О приостановлении действия абзаца шестого пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"
Текст постановления опубликован не был