Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение по вопросам применения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), в рамках компетенции сообщает следующее.
1. По вопросу организации экспертизы, приемки и доставки товаров по контракту не силами заказчика, а иным уполномоченным лицом.
В соответствии с частью 3 статьи 26 Закона N 44-ФЗ в целях обеспечения нужд для нескольких органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, казенных учреждений субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных казенных учреждений на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, казенное учреждение субъекта Российской Федерации, муниципальный орган, муниципальное казенное учреждение или несколько указанных органов, учреждений высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией могут быть возложены полномочия, включающие в себя одновременно:
- планирование закупок;
- определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
- заключение государственных и муниципальных контрактов;
- исполнение государственных и муниципальных контрактов, в том числе приемку поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, обеспечение их оплаты.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 94 Закона N 44-ФЗ в целях проведения экспертизы результатов, предусмотренных контрактом, на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ, могут привлекаться эксперты, экспертные организации.
Таким образом, положения Закона N 44-ФЗ позволяют для обеспечения нужд заказчика:
- определить уполномоченное лицо, обеспечивающее заключение и исполнение государственных и муниципальных контрактов, в том числе приемку результатов исполнения контракта собственными силами;
- привлекать на основании контрактов, заключенных (в том числе уполномоченным органом, учреждением) в соответствии с Законом N 44-ФЗ, экспертов, экспертные организации в целях проведения экспертизы результатов, предусмотренных контрактом.
При этом, поскольку согласно части 7 статьи 94 Закона N 44-ФЗ приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, заказчик вправе самостоятельно определить порядок организации поставки, экспертизы и приемки результатов исполнения контракта, при условии, что такой порядок не будет противоречить гражданскому законодательству Российской Федерации и Закону N 44-ФЗ.
2. По вопросу применения приказа Минсельхоза России от 19.03.2020 N 140 "Об утверждении типового контракта на поставку продуктов питания".
В соответствии с частью 11 статьи 34 Закона N 44-ФЗ для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Госкорпорация "Росатом", Госкорпорация "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации от 02.07.2014 N 606 (далее - Постановление N 606, Правила), разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов.
Согласно пунктам 15, 16 Правил заказчики при осуществлении закупок обязаны применять утвержденные федеральными органами исполнительной власти, Госкорпорацией "Росатом", Госкорпорацией "Роскосмос" типовые контракты, типовые условия контрактов, которые включены в библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов, размещенной в ЕИС.
Обязанность применять указанные типовые контракты, типовые условия контрактов возникает у заказчика по истечении 30 календарных дней после дня размещения типового контракта, типовых условий контракта в ЕИС, но не ранее дня вступления в силу нормативного правового акта ответственного органа, утверждающего типовой контракт, типовые условия контракта при одновременном соответствии показателей для применения типового контракта, типовых условий контракта, указанных в подпунктах "а" - "в" пункта 16 Правил, данным, характеризующим конкретную закупку заказчика.
Согласно пунктам 6, 7 и 12 Правил заказчик не вправе самостоятельно вносить изменения в типовой контракт, типовые условия контракта за исключением их переменных частей.
Таким образом, в случае, если данные, характеризующие конкретные закупки заказчиков соответствуют показателям, указанным в информационной карте типового контракта, типовых условий контракта, то заказчики при осуществлении такой закупки обязаны применять такой типовой контракт, типовые условия контракта без возможности изменения и дополнения положений типового контракта, типовых условий контракта, за исключением их переменных частей.
Типовым контрактом, указанным в обращении, предусматривается возможность применения различных вариантов организации поставок продуктов питания, а также экспертизы, промежуточной и последующей приемки.
При этом, учитывая, что разработчиком типового контракта, указанного в обращении, является Минсельхоз России, вопросы, связанные с применением соответствующего типового контракта, не отнесены к полномочиям Минфина России.
3. По вопросу возможности обоснования начальной (максимальной) цены контракта на поставку продуктов питания затратным методом.
Согласно части 1 статьи 22 Закона N 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - НМЦК), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения метода или нескольких методов, указанных в данной статье, при этом приоритетным для определения и обоснования НМЦК, согласно части 6 статьи 22 Закона N 44-ФЗ, является метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
Использование затратного метода обоснования НМЦК, исходя из положений частей 1, 6 и 10 статьи 22 Закона N 44-ФЗ, допускается:
- в случае невозможности применения иных методов, указанных в пунктах 1-4 части 1 статьи 22 Закона N 44-ФЗ;
- в дополнение к методам, указанным в пунктах 1-4 части 1 статьи 22 Закона N 44-ФЗ.
Учитывая изложенное, заказчик вправе при обосновании и определении НМЦК применять затратный метод в качестве основного или дополнительного метода обоснования НМЦК при условии соблюдения требований, предусмотренных частью 10 статьи 22 Закона N 44-ФЗ.
Директор Департамента |
Т.П. Демидова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин подготовил разъяснения по вопросам:
- об организации экспертизы, приемки и доставки товаров по контракту не силами заказчика, а иным уполномоченным лицом;
- о применении типового контракта на поставку продуктов питания;
- о возможности обоснования НМЦК на поставку продуктов питания затратным методом.
Письмо Минфина России от 2 сентября 2020 г. N 24-05-06/76945 "О рассмотрении обращения"
Текст письма опубликован не был