Письмо Минфина России от 3 сентября 2020 г. N 06-04-11/01/76608
Департамент межбюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел обращение по вопросам о выделении средств местного бюджета, в том числе средств резервного фонда автономному учреждению на осуществление иных видов деятельности, не являющихся основными видами деятельности и о правовых актах об использовании средств резервного фонда в качестве документов, устанавливающих расходные обязательства, и сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации", Минфин России не осуществляет разъяснений законодательства Российской Федерации и практики его применения.
Кроме того, в соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, Министерством не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Вместе с тем в пределах своей компетенции полагаем возможным отметить следующее.
1. О выделении средств местного бюджета, в том числе средств резервного фонда автономному учреждению на осуществление иных видов деятельности, не являющихся основными видами деятельности.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, а также из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
При этом в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности.
По мнению Департамента, субсидии автономным учреждениям из местного бюджета на иные цели могут предоставляться на определенные установленным местной администрацией или уполномоченными ею органами местного самоуправления порядком предоставления субсидий цели, включая осуществление не отнесенных к основной деятельности видов деятельности учреждения, служащих достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующих этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (уставе) (дополнительные виды деятельности учреждения).
Средства резервных фондов местных администраций в соответствии с пунктами 4 и 6 статьи 81 БК РФ направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, а также на иные мероприятия, предусмотренные порядком, использования бюджетных ассигнований резервного фонда местной администрации, предусмотренных в составе местного бюджета, установленном местной администрацией.
Таким образом, из местного бюджета могут предоставляться субсидии автономным учреждениям на цели, соответствующие предусмотренным пунктом 4 статьи 81 БК РФ, в случае, если соответствующее направление использования бюджетных ассигнований резервного фонда предусмотрено установленным местной администрацией порядком.
2. Являются ли правовые акты об использовании средств резервного фонда документами, устанавливающими расходные обязательства.
В соответствии с абзацем двадцатым статьи 6 БК РФ расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Согласно пункту 1 статьи 86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:
принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам;
принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;
заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями.
В этой связи правовые акты муниципального образования, соответствующие статье 86 БК РФ, могут являться документами, устанавливающими расходные обязательства.
Пункт 5 вышеуказанной статьи определяет, что органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации; вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти, и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только при наличии собственных финансовых средств (за исключением межбюджетных трансфертов).
Субъектом Российской Федерации могут быть установлены также различные условия выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации главным распорядителям средств бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе для предоставления средств местным бюджетам.
Одновременно сообщаем, что местной администрацией должен быть создан соответствующий резервный фонд муниципального образования или определен иной источник за счет средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования, средства которого могут быть использованы на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций муниципального характера.
Также местной администрацией должны быть утверждены правила, устанавливающие порядок использования средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования на указанные цели.
Заместитель директора Департамента межбюджетных отношений |
Д.С. Хворостухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин разъяснил:
- можно ли из местного бюджета, в том числе из средств резервного фонда, предоставить автономному учреждению субсидию на осуществление видов деятельности, не являющихся основными;
- являются ли правовые акты об использовании средств резервного фонда документами, устанавливающими расходные обязательства.
Письмо Минфина России от 3 сентября 2020 г. N 06-04-11/01/76608
Текст письма опубликован не был