Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика и анализ текущего состояния социально-экономических условий жизнедеятельности сельского населения
Начиная с 2016 года Славский муниципальный район получил статус муниципального образования "Славский городской округ" и на территории округа образовано два территориальных отдела: "Большаковский территориальный отдел" и "Ясновский территориальный отдел". Административным центром округа является город Славск. В составе округа 57 сельских населенных пунктов, все они вошли в перечень сельских территорий.
Население округа на 01.01.2019 года по статистическим данным составляет 19 076 человек. Удельный вес городского населения - 21,2% (4052 человек). При этом доля сельского населения составляет 78,8% от общей численности - это 15 024 человек, что в 3,5 раза выше, чем в среднем по области (22%).
Исторически Славский городской округ развивался как сельскохозяйственный. Более 78 процентов населения проживает в сельской местности. Агропромышленный комплекс Славского городского округа представляет собой целостную производственно-экономическую систему взаимосвязанных отраслей сельского хозяйства и промышленности по производству, переработке, хранению и реализации сельскохозяйственной продукции и является одной из важнейших составных частей экономики Славского городского округа, где производится жизненно важная для общества продукция, и сосредоточен огромный экономический потенциал.
Основу районного АПК составляет сельское хозяйство, в составе которого функционируют 12 сельскохозяйственных организаций и 18 крестьянско-фермерских хозяйств, всего в сельском хозяйстве занято около 800 человек. Более 5,0 тыс. семей имеют личные подсобные хозяйства. Доля продукции сельского хозяйства Славского района на региональном уровне Калининградской области составляет около 5,2% от общего количества.
Основными проблемами, как и везде на селе, является отсутствие рабочих мест и низкий уровень доходов сельского населения, а значит есть потребность в инвестиционных проектах. Можно сказать о низкой обеспеченности инженерной инфраструктуры: это отсутствие дорог с твердым покрытием на селе или их изношенность, отсутствие газификации, частичное обеспечение водопроводной водой низкого качества или её отсутствие. Занятость сельского населения ниже уровня городского и соответственно по всем этим причинам идёт отток населения из села. Сложившаяся ситуация в социальной сфере препятствует формированию социально-экономических условий устойчивого развития сельского хозяйства.
Район нуждается в комплексном развитии территории. Длительное время не вкладывались средства в полном объеме в благоустройство сельских населённых пунктов. Проблема благоустройства территории является одной из самых насущных, требующих каждодневного внимания и эффективного решения.
Без серьезного увеличения инвестиций в жилищное строительство, объекты социальной и инженерной инфраструктуры сельских населенных пунктов не удастся повысить качество социальной сферы сельских территорий и обеспечить эффективное функционирование сельскохозяйственного производства.
Программа охватывает реализацию задач развития сельских территорий, что позволит сократить различия в уровне и качестве жизни сельского и городского населения, повысить привлекательность сельской местности для жизни, труда и инвестиций.
Основное мероприятие "Оказание содействия в обеспечении сельского населения доступным и комфортным жильем" направлено на обеспечение улучшения жилищных условий сельского населения на основе развития институтов субсидирования строительства и покупки жилья, ипотечного кредитования и обеспечения повышения уровня благоустройства сельских хозяйств.
На данный момент на сельских территориях Славского городского округа проживает 15024 человек, нуждающихся в улучшении жилищных условий на селе составляет 21%, жилищный фонд частично находится в очень не удовлетворительном состоянии, нет элементарных коммунальных удобств.
Начиная с 2014 года в районе реализуется программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" по подпрограмме покупка (строительство) жилья в сельской местности.
С 2018 года программа реализуется в рамках подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717.
Для улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов начиная с 2006 года приобретено 26 квартир на вторичном рынке, построено 6 новых жилых домов. Для всех категорий граждан в рамках Программы приобретено (построено) 2 015,95 кв. м. жилой площади для улучшения жилищных условий, в том числе для молодых семей и молодых специалистов 1 336,25 кв. м.
В прогнозном периоде намечается ввод в действие и приобретение жилья в сельской местности общей площадью 1290 кв. метров.
Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития сельских территорий и эффективного функционирования агропромышленного производства необходимо усилить государственную поддержку социального и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, развития несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширения рынка труда, развития процессов самоуправления и на этой основе повысить качество и активизацию человеческого потенциала.
Жилищный фонд Славского городского округа состоит из 3341 жилых строений общей площадью 412,8 тыс. кв.м..
Общая протяженность водопроводных сетей составляет 228,5 км, диаметр 100-125 мм., канализационных труб 5,7 км. Большая часть водопроводных сетей введена в действие в довоенный период, за исключением небольших участков.
Снабжение населения горячей водой отсутствует.
На территории муниципального образования имеется две котельные, общей протяженностью тепловых сетей 3,85 км., которые подают тепло на 21 многоквартирных жилых дома.
Электроснабжение населения осуществляется от единой системы АО "Янтарьэнерго" Славским участком Западных электрических сетей и Восточными электрическими сетями г. Советска. Электроснабжение осуществляется по воздушным и кабельным линиям от ПС-О-19 110 кВ, входящую в систему "Янтарьэнерго".
Протяженность автомобильных дорог общего пользования на селе местного значения на территории МО "Славский городской округ" по состоянию на 22.02.2019 года составляет 846,0 км..
Газоснабжение населения села осуществляется сжиженным газом, который доставляется в баллонах и подаётся от групповых резервуарных установок.
Газоснабжение сельских населенных пунктов природным газом пока отсутствует, за исключением поселка Ржевское. Работа по газификации села округа будет продолжена.
Мероприятие "Благоустройство сельских территорий" включает в себя:
- создание и обустройство зон отдыха, спортивных и детских игровых площадок для занятия адаптивной физической культурой и адаптивным спортом для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- организацию освещения территории, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений, в том числе с использованием энергосберегающих технологий;
- организацию пешеходных коммуникаций, в том числе тротуаров, аллей, дорожек, тропинок;
- обустройство территории в целях обеспечения беспрепятственного передвижения инвалидов и других маломобильных групп населения;
- организацию ливневых стоков;
- обустройство общественных колодцев и водозаборных колонок;
- обустройство площадок накопления твердых коммунальных отходов;
- сохранение и восстановление природных ландшафтов и историко-культурных памятников.
Данная Муниципальная программа направлена на обеспечение комплексного развития сельских территорий района: повышение уровня и качества жизни сельского населения путем создания комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов.
Реализация мероприятий Муниципальной программы будет осуществляться в соответствии со схемами территориального планирования и с генеральными планами сельских поселений.
На сегодняшний день наблюдается достаточно невысокая активность сельского населения в разработке и реализации общественно значимых проектов, направленных на благоустройство сельских территорий. Вместе с тем мобилизация собственных материальных, трудовых и финансовых ресурсов граждан, их объединений, общественных организаций, предпринимательского сообщества на цели местного развития могла бы существенно повлиять на создание комфортных условий для устойчивого развития сельских территорий, а также для формирования и развития в сельской местности институтов гражданского общества.
Основными задачами в этом направлении являются:
повышение активности существующего созидательного общественного потенциала в муниципальных образованиях области;
выстраивание конструктивного диалога власти, бизнеса и общества и объединение усилий в продвижении общественно значимых проектов развития территорий.
Результатом работы должны стать реальные проекты по развитию поселений, предусматривающие мероприятия по благоустройству сельских территорий, способные изменить жизнь жителей поселений к лучшему.
Таким образом, для устойчивого развития сельской экономики, преодоления негативных демографических и миграционных тенденций, улучшения комфортности проживания сельских жителей, а также повышения гражданской инициативы и ответственности сельского населения необходимо провести комплекс мероприятий, направленных на:
- улучшение жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях,
- развитие инженерной и транспортной инфраструктур;
- стимулирование гражданской инициативы развитие социальной инфраструктуры.
Без государственной поддержки в современных условиях сельские муниципальные образования не в состоянии эффективно участвовать в реализации комплекса взаимоувязанных мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий и повышению качества жизни проживающего на этих территориях населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.