Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к указанию Россельхознадзора
от 3 сентября 2020 г. N ФС-НВ-7/24948
Рекомендации
для рыбопромысловых компаний по предупреждению распространения COVID-19 на судах
Настоящее руководство по предупреждению распространения COVID-19 разработано в целях предотвращения и контроля распространения коронавирусной инфекции COVID-19 и введения в действие необходимых мер как повседневного, так и чрезвычайного характера по защите экипажей судов рыбопромыслового флота. Руководство основано на принципе "целенаправленных и детальных мер профилактики и контроля" с учетом специфики эксплуатации морских судов.
"Компания" означает собственника судна или любую другую организацию или лицо, такое как управляющий (менеджер) или фрахтователь по бербоут-чартеру, которые приняли на себя ответственность за эксплуатацию судна от собственника судна и которые, при этом, согласились принять на себя все обязанности и всю ответственность, возлагаемые Международным кодексом по управлению безопасностью.
Компании должны предпринимать эффективные меры по поддержанию флота в операционном состоянии. Любой единичный инцидент может привести к прекращению работы отдельного судна, группы судов или целой логистической цепочки.
Капитаны судов, экипажи, компании, фрахтователи, все другие заинтересованные структуры должны последовательно применять на повседневном уровне политику, процедуры и практику, нацеленные на минимизацию рисков заражения и предупреждения распространения COVID-19. Вероятные риски должны находиться под контролем, а любая деятельность повышенного риска должна быть исключена или обусловлена повышенными мерами обеспечения защиты персонала.
Компания должна незамедлительно информироваться капитаном о любых инцидентах или подозрениях в отношении COVID-19, а также - о других случаях медицинского характера на борту.
1. Применимые стандарты и классификация уровней риска
Ситуация с COVID-19 развивается очень динамично и не вполне предсказуемо, поэтому в настоящее время не существует одобренных международных стандартов в части предупреждения распространения коронавируса и защиты членов экипажей судов. Имеется ряд рекомендаций различных международных организаций и организаций морской индустрии, которые приняты во внимание при разработке настоящего Руководства. Не исключено, что в оперативном порядке будут предприниматься дальнейшие меры, которые могут непосредственно повлиять на промысел.
Правила и положения Государства Флага судна и Государства Порта, в который следует или где находится судно, должны приниматься во внимание и последовательно применяться.
Если новые документы не потребуют иного, уровни риска для судна и экипажа оцениваются следующим образом:
- Уровень 1 - обычная эксплуатация судна, рейсы между портами государств с отсутствием или низким уровнем заражения людей коронавирусом; меры защиты, предпринимаемые судном, носят в основном профилактический характер;
- Уровень 2 - рейсы в порты (или нахождение в портах) государств со значительным уровнем заражения людей коронавирусом; для защиты судна и экипажа должны применяться повышенные меры предосторожности и контроля;
- Уровень 3 - фактический или подозреваемый инцидент с распространением коронавируса на борту, с заражением члена судового экипажа, посетителя либо иного лица, прямо контактировавшего с судном; в этом случае на судне должны предприниматься экстренные меры защиты.
При установлении уровня безопасности капитан судна должен принимать во внимание указания и/или рекомендации Государства Флага, Компании, Государства Порта, портовой администрации, а также - иных заслуживающих доверия источников. Могут также применяться известные принципы "оценки рисков" и "управления рисками".
2. Общие меры по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди экипажа судна
В рамках мер по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди экипажа судна предусматривается:
- проведение разъяснительной работы среди работников о необходимости соблюдения мер личной гигиены (постоянное мытье рук с мылом, обработка рук кожными антисептиками, использование защитных медицинских масок и др.);
- двукратный ежедневный температурный контроль экипажа судна с ведением температурного листа, согласно судовой роли, с обязательным отстранением от нахождения на судне лиц с повышенной температурой тела и/или с признаками инфекционного заболевания;
- организация при входе/выходе в жилые и общественные помещения судна условий для обработки рук кожными антисептиками, предназначенными для этих целей (в том числе с помощью установленных дозаторов), или дезинфицирующими салфетками;
- организация и проведение качественной уборки помещений судна с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия, уделяя особое внимание дезинфекции дверных ручек, выключателей, поручней, перил, контактных поверхностей, мест общего пользования (жилые, общественные и судовые помещения, находящиеся в режиме постоянной или регулярной эксплуатации с посещением членами экипажа) с кратностью обработки каждые 2 часа;
- максимально возможное использование СИЗ (перчатки, маски) в жилых и общественных помещениях судна;ограничение контактов между отдельными функциональными рабочими группами экипажа судна, не связанных общими задачами и производственными процессами (принцип групповой ячейки);
- регулярное (каждые 2 часа) проветривание рабочих помещений и общественных помещений;
- применение в рабочих помещениях бактерицидных ламп, рециркуляторов воздуха с целью регулярного обеззараживания воздуха (по возможности);
- обеспечение ежемесячной дезинфекции системы вентиляции судна с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия;
- использование на камбузе посуды однократного применения с последующим ее сбором, обеззараживанием и уничтожением в установленном порядке;
- оперативное информирование должностных лиц, осуществляющих санитарно-карантинный контроль или медицинскую службу порта, о каждом случае заболевания среди членов экипажей и санитарно-эпидемиологической обстановке на транспортном средстве;
3. Меры по обеспечению режима работы судна в условиях регистрации спорадической заболеваемости COVID-19 на территории
В рамках мер по обеспечению режима работы судна в условиях регистрации спорадической заболеваемости COVID-19 на территории необходимо предусмотреть обеспечение экипажа судна:
- неснижаемым запасом СИЗ (маски, перчатки), респираторами в случае выявления температурящих лиц;
- дезинфицирующими средствами вирулицидного действия; бесконтактными термометрами;
- кожными антисептиками, дезинфицирующими салфетками;
- продуктами питания только посредствам официально зарегистрированных шипчандлерских организаций;
- одноразовой посудой для использования на камбузе и в столовой судна.
4. Личная защита экипажа
Меры по предупреждению инцидентов с COVID-19 должны последовательно применяться как на уровне судовой организации, так и каждым лицом на борту судна. Капитан должен проводить регулярные брифинги с экипажем для информирования о развитии ситуации, повышения осведомленности в отношении рисков и их предупреждения, обеспечения безусловной поддержки экипажем всех мер по защите от коронавируса. В то же время каждый человек на борту судна несет личную ответственность за свою безопасность и должен всё время соблюдать соответствующие стандарты и правила личной защиты.
4.1. Симптоматика
Каждый член судового экипажа должен знать основные симптомы заражения C0VID-19. Соответствующие поясняющие материалы должны быть в столовых и комнатах отдыха судового экипажа.
4.2. Мытье рук
Необходимо вырабатывать привычку регулярного мытья рук с мылом и теплой водой в течение 20 секунд или при помощи раствора на спиртовой основе. Иллюстрационные материалы по правильной процедуре мытья рук также должны быть размещены в соответствующих местах на судне. Рекомендуется также регулярно дезинфицировать свои мобильные телефоны, а также - не носить наручные часы, кольца, браслеты.
4.3. Практика респираторной гигиены
4.3.1. Не трогать свои глаза, нос и рот - дотрагиваясь руками до многих поверхностей, можно получить контакт с вирусом и внести его внутрь организма.
4.3.2. Не пожимать руки и держать социальную дистанцию, насколько это возможно (особенно - с теми, кто кашляет или чихает);
4.3.3. При кашле или чихании - прикрывать рот и нос согнутым локтем или салфеткой, немедленно выбрасывая использованную салфетку.
4.4. Ношение маски
4.4.1. Маска должна быть плотно прилегающей к лицу, полностью закрывая нос и рот. Когда маска надета или снимается, не следует касаться наружного слоя маски руками, чтобы избежать загрязнения рук. После увлажнения или загрязнения маски для лица должны быть немедленно заменены новыми, а руки должны быть очищены дезинфицирующим средством как до, так и после замены;
4.4.2. Лица судового экипажа должны носить маски при всех контактах с посторонними лицами, а также - при назначении уровней риска 2 и 3;
4.4.3. Необходимо надеть маску, если начинается кашель или чихание, если человек почувствовал легкие симптомы или почувствовал себя плохо. В этих случаях человек должен сразу перейти в режим самоизоляции и немедленно информировать капитана судна.
4.5. Другие средства личной защиты
4.5.1. Все одноразовые средства защиты (перчатки, маски, одноразовые халаты, и пр.) после их использования должны помещаться в мешки для медицинских отходов и после завершения работ по уборке/дезинфекции утилизированы.
При наличии на судне инсинератора - мешки сжигаются, с соблюдением требований действующего законодательства и МАРПОЛ 73/78. При отсутствии на судне инсинератора, мешки должны быть опрысканы или посыпаны до полного пропитывания хлорсодержащим дезинфицирующим средством (500 мг/л- 1000мг/л) и утилизированы в качестве медицинских отходов на берег.
4.5.2. Экипаж может использовать дезинфицирующие салфетки на спиртовой основе или дезинфицирующее средство для рук без спиртового ополаскивания для очистки и дезинфекции рук. Когда члены экипажа не уверены в чистоте своих рук, им следует избегать прикосновения ладонями к носу, рту и глазам. После прикосновения или удаления отходов руки должны быть очищены мылом или дезинфицирующим средством для рук под проточной водой с последующей очисткой и дезинфекцией рук.
4.5.3. Многоразовые защитные очки и многоразовые маски для лица должны быть быстро стерилизованы, продезинфицированы и высушены после каждого их использования.
4.5.4. Для дезинфекции должны применяться соответствующие дезинфицирующие средства с указанием эффективности против коронавируса, подготовленные и применяемые в соответствии с рекомендациями производителя.
4.5.5. Не следует носить в каютах обувь. Рекомендуется также положить мат (например, дважды сложенное полотенце), обработанный раствором отбеливателя (1 часть отбеливателя на 50 частей воды), при входе в надстройку, столовые команды и при входе в жилые помещения.
5. Измерение температуры
Температура тела каждого члена экипажа должна измеряться дважды в день и регистрироваться в судовом электронном "Журнале фиксации температуры и симптомов COVID-19 экипажа судна".
Кроме того, температура должна сразу же измеряться в случае жалобы члена экипажа на плохое самочувствие или плохую симптоматику.
В случае выявления члена экипажа с такими симптомами, как лихорадка (температура >37,3), усталость и сухой кашель, капитан должен немедленно информировать компанию с приложением копий соответствующих страниц электронного журнала и принять соответствующие первоочередные меры по изоляции человека (лиц) с подозрением на заражение коронавирусом.
6. Экстренные случаи во время рейса
При выявлении подозрительного случая на борту член экипажа должен быть немедленно проинструктирован надеть маску и избегать прямого контакта с остальными лицами на борту. Маска для лица должна заменяться каждые 4 часа, или когда она повреждена либо загрязнена выделениями организма подозреваемого пациента.
Должен быть проверен и незамедлительно подготовлен к использованию судовой госпиталь.
Член экипажа с подозрением на болезнь должен быть изолирован в судовом госпитале, а при нескольких случаях - в специально подготовленных каютах.
Вся информация о случившемся (включая данные из журнала фиксации температуры) должна быть незамедлительно доведена до сведения компании. Компания должна предпринять все необходимые меры для получения и передачи капитану судна обоснованных рекомендаций по дальнейшим действиям на борту в создавшейся ситуации.
Доступ к пациентам должен быть ограничен. Все лица, ухаживающие за пациентами, должны использовать средства индивидуальной защиты, защитные очки, медицинскую маску, перчатки и одноразовый медицинский халат/костюм. После каждого посещения госпиталя (каюты) использовавшиеся средства индивидуальной защиты необходимо снимать и незамедлительно утилизировать.
В госпитале (каюте), где находится пациент, а также и в каютах тех, кто находился в тесном контакте с пациентом, должна производиться ежедневная уборка и дезинфекция.
В госпитале следует использовать только одноразовые чашки, тарелки и другие столовые приборы, а при утилизации следует обращаться с ними как с зараженными предметами.
На судне должен поддерживаться самый высокий (третий) уровень риска с соответствующими мерами предосторожности, предохранения, защиты, очистки, дезинфекции. Компания должна обеспечивать капитана судна детальными рекомендациями по дальнейшим действиям в зависимости от динамики развития ситуации.
7. Мероприятия перед заходом в порт
Капитан и компания должны тщательно изучить ситуацию и требования в порту предстоящего захода судна в отношении COVID-19, включая:
- Текущее состояние ситуации с COVID-19 и принимаемые меры локального и/или государственного характера;
- информацию и документы, которые могут быть запрошены берегом с судна;
- возможные ограничения или задержки в отношении судовых операций;
- возможные ограничения схода экипажа на берег и/или смены экипажа;
- сведения о персонале, который будет взаимодействовать с судном в порту;
- планы проведения различных инспекций и проверок судна;
- возможности получения бункера, снабжения, выполнения ремонта, и пр.
Рекомендуется согласовать, чтобы взаимодействие между судовым и береговым персоналом было по возможности ограниченным, а обмен документацией осуществлялся преимущественно в электронном формате.
8. Меры предосторожности с лоцманом на борту
Рекомендуются следующие меры предосторожности:
- в процессе приема лоцмана провести (по возможности) дистанционный замер температуры. Отложить прием лоцмана, если температура выше 37,3°С;
- соблюдать обычные меры социального дистанцирования;
- обеспечить лоцмана лицевой маской и одноразовыми перчатками, а также пищей и водой в надлежащей упаковке с упакованной продезинфицированной посудой;
- поддерживать мостик в чистом и продезинфицированном состоянии перед принятием лоцмана, регулярно во время перехода с лоцманом (насколько необходимо) и после сдачи лоцмана. На мостике разместить дезинфицирующие средства для рук/мыло;
- на мостике должен находиться только необходимый состав навигационной вахты, использующий лицевые маски.
9. Меры предосторожности в порту
При нахождении судна в порту рекомендуется принять следующие меры предосторожности:
- организовать круглосуточный вахтенный контроль доступа на судно;
- вахта у трапа должна использовать лицевые маски, перчатки и одноразовые защитные пластиковые очки, а также (по возможности) одноразовые халаты/костюмы;
- ограничить доступ на судно лиц, не связанных с его деятельностью, за исключением работ, связанных с производственными процессами;
- увольнение на берег должно быть ограничено или запрещено - в зависимости от уровня риска;
- проводить обязательную бесконтактную температурометрию входящих лиц с записью в журнале посещения судна, включая членов экипажа судна;
- не допускать на борт судна температурящих лиц, в том числе из числа членов экипажа судна;
- ввести обязательный масочный режим для посещающих лиц;
- максимально ограничить контакты экипажа судна с берегом с обязательным использованием СИЗ при выходе на берег (перчатки, маски),
- посещение врача или стоматолога требует получения одобрения от компании и предварительного инструктажа члена экипажа;
- необходимо поместить маты (например, сложенное вдвое полотенце), обработанные раствором отбеливателя, у входа в надстройку и входа в столовые команды;
- у важных объектов (в том числе - береговых трапов) необходимо иметь антисептический гель;
- рекомендуется держать двери в надстройку закрытыми;
- для обмена информацией между судном и берегом рекомендуется максимально использовать все доступные электронные средства (телефон, УКВ, электронную почту, и др.) для минимизации физических контактов.
10. Меры предосторожности с посетителями
10.1. При стоянке судна в порту количество посетителей судна должно быть сведено до возможного минимума. Все посещения, не являющиеся необходимыми, должны быть исключены.
10.2. Рекомендуется получить информацию от портовых структур и/или агента относительно всех лиц, включая рабочие бригады, которые будут посещать судно в порту;
10.3. По приходу посетителей на судно рекомендуется проводить (по возможности) дистанционный замер температуры. Отложить прием посетителя, если его температура выше 37.3°С;
10.4. Посетители должны иметь лицевые маски и необходимые средства индивидуальной защиты;
10.5. Посетителям не разрешается приносить еду на борт судна;
10.6. При работе с посетителями члены судового экипажа должны носить лицевые маски, использовать средства респираторной гигиены и по возможности соблюдать социальное дистанцирование;
10.7. Для посетителей должны быть выделены (и отмаркированы) отдельные туалеты с бумажными полотенцами, которые не должны использоваться судовым экипажем;
10.8. Маски, одноразовые халаты, защитные очки и т.д., использованные посетителями, не должны приноситься в жилые помещения. Они должны быть помещены в запечатанный контейнер, установленный в точке у трапа, и впоследствии сожжены в мусоросжигателе;
10.9. Необходимо регулярно дезинфицировать и вентилировать зоны, используемые посетителями, а также - после того, как посетители покинули судно.
10.10. Выход в рейс посетителей во время пандемии COVID-19 запрещен - за исключением случаев, когда это требуется для обеспечения эксплуатации судна и/или выполнения существенных производственных задач. При этом:
10.11. Все посетители, намеревающиеся выйти в рейс, должны быть одобрены компанией. Это касается, в том числе, и сотрудников охранных фирм;
10.12. Компания должна предпринять должную проверку в отношении того, что эти лица не заражены коронавирусом;
10.13. При контактах с посетителями в рейсе члены судового экипажа должны носить лицевые маски, использовать средства респираторной гигиены и по возможности соблюдать социальное дистанцирование. Социальная дистанция и чистота будут иметь ключевое значение;
10.14. Рекомендуется организовать питание посетителей отдельно от основного экипажа;
10.15. На посетителей в рейсе распространяются все требования в отношении регулярного измерения температуры тела с записью в электронный журнал;
10.16. После высадки посетителей каюты должны быть тщательно вымыты и продезинфицированы.
11. Снабжение и плановое техническое обслуживание судна
11.1. В процессе получения берегового снабжения и продуктов рекомендуется:
- максимально ограничивать физические контакты с поставщиками;
- в процессе получения должны использоваться маски, перчатки, другие средства личной защиты (и по возможности - одноразовые халаты/костюмы), которые должны быть утилизированы сразу после использования;
- использовать стандартные меры личной защиты и социальное дистанцирование;
- по окончании приемки следует обработать дезинфицирующими средствами поддоны, продукты и снабжение;
- рекомендуется запросить удаление и утилизацию ненужной упаковки на берег, оставшуюся упаковку - незамедлительно сжечь в мусоросжигателе;
- продезинфицировать палубу и соответствующие помещения после приемки.
11.2. При выполнении неотложных ремонтных работ в порту:
- все детали плана ремонта должны быть предварительно согласованы с Компанией;
- судно, Компания и фирма-исполнитель ремонтных работ должны согласовать процедуры, обеспечивающие, чтобы ни один работник с симптомами COVID-19 не был допущен на борт судна. - Рекомендуемым вариантом является заполнение работниками формы Декларации о здоровье (см. Приложение N 1) с подтверждением фирмой-исполнителем;
- судно, компания и фирма-исполнитель должны договориться о размещении станции мониторинга рабочих (где их температура может контролироваться) до посадки на судно. При температуре выше 37.3°С рабочий не должен допускаться на борт судна;
- должен использоваться только один контролируемый маршрут доступа береговых рабочих на судно;
- рекомендуется, чтобы члены экипажа не использовали и не касались никакого берегового оборудования, включая береговые трапы и лестницы;
- в процессе выполнения работ со стороны судового экипажа должны поддерживаться те же меры предосторожности, защиты, гигиены, дезинфекции, что и при работе с посетителями.
12. Смена экипажа
Любые смены членов экипажа осуществляются по согласованию с Компанией. При этом компания обязана обеспечить, чтобы весь персонал, направляемый на судно, был чист от COVID-19, а переезд на судно должен быть организован в безопасных и контролируемых условиях.
В процессе репатриации все рыбаки должны в полной мере соблюдать правила личной защиты, респираторной гигиены, социального дистанцирования.
13. Дезинфекция судна
13.1. Разместить антисептики при входе/ выходе в жилые и общественные помещения судна.
13.2. Проводить регулярные уборки с дезинфекцией и проветриванием помещений, применять бактерицидные лампы.
13.3. Проводить дезинфекцию системы вентиляции судна ежемесячно.
13.4. Уборка и дезинфекция должны проходить с применением соответствующих средств индивидуальной защиты (см. таблицу N 1)
Таблица N 1 - Средства индивидуальной защиты (СИЗ)
СИЗ - обычная уборка |
СИЗ - места подверженные подтвержденных случаям заражения |
СИЗ - места где находился подтвержденный больной |
Перчатки |
Перчатки |
Перчатки |
Маска для лица |
Хирургическая маска |
Маска N 95 (или аналог) и защитные очки для глаз / защитная маска для лица |
Комбинезон |
Сменная рабочая одежда |
Одноразовый халат |
13.5. Применять средства индивидуальной защиты с соблюдением следующих мер:
- Перчатки, маски, одноразовые халаты должны быть сняты и утилизированы после завершения работ по уборке / дезинфекции;
- Руки следует мыть с мылом и водой сразу после того, как каждое СИЗ будет снято, после завершения очистки;
- Очки для глаз / защитная маска для лица должны быть продезинфицированы после каждого использования.
13.6. Обычная уборка и влажная очистка судовых помещений и палуб должны выполняться в установленном порядке с применением обычных мер по предупреждению распространения коронавируса.
13.7. Профилактическая дезинфекция более высокого уровня должна осуществляться на еженедельной основе, а при повышении уровня риска - ежедневно.
13.8. При наличии фактического или подозреваемого случая заражения COVID-19 делается чрезвычайная дезинфекция судна и потенциально зараженных мест. Общая практика такой дезинфекции включает следующие элементы:
13.8.1. Там, где это возможно, перед проведением уборки и дезинфекции загрязненных поверхностей следует закрыть и опечатать места, где находился подтвержденный больной. Закрытые помещения рекомендуется оставлять нетронутыми по крайней мере на 3 часа после того, как подтвержденный больной покинул эту зону.
13.8.2. Прежде чем войти в зараженное помещение и начать приборку, необходимо надеть соответствующие средства индивидуальной защиты, согласно рекомендаций (см. таблицу N 1).
13.8.3 Необходимо применять соответствующие дезинфицирующие средства вирулицидного действия, согласно рекомендациям компаний-производителей, в том числе:
- для дезинфекции поверхностей используйте раствор отбеливателя (1 часть отбеливателя в 50 частях воды или 1000 ppm)
- для дезинфекции металлических поверхностей используют спиртовой раствор (изопропил 70%, этиловый спирт 60%).
13.8.4. Процедура дезинфекции:
- если поверхность загрязнена, перед дезинфекцией очистите ее моющим средством или водой с мылом;
- для дезинфекции одежды и постельного белья используйте стиральную машину с порошком при температуре не менее 60°С;
- ежедневно очищайте и дезинфицируйте поверхности соответствующим дезинфицирующим средством, к которым часто прикасаются;
- смочите салфетки приготовленным дезинфицирующим или отбеливающим раствором и используйте их для протирания всех участков, к которым часто прикасаются (например, кнопки подъема, поручни, дверные ручки, подлокотники, спинки сидений, столы, элементы управления кондиционером/освещением, клавиатуры, выключатели, и т.д.);
- при очистке палуб или горизонтальных поверхностей следует использовать равномерные протирающие движения, чтобы предотвратить образование дыхательных капель или брызг;
- избегайте использования распылителей для нанесения дезинфицирующего средства на потенциально сильно загрязненные участки (например, унитаз или окружающие поверхности, так как это может привести к образованию брызг, которые могут еще больше распространить вирус;
- снимите и продезинфицируйте (либо сожгите) шторы, ткани, одеяла, матрасы, подушки, ковры, которые использовались пациентом;
- повторите очистку палубы подготовленным дезинфицирующим или отбеливающим раствором, начиная с одного конца помещения и заканчивая другим;
- регулярно дезинфицируйте воздухозаборники и обратные решетки в центральной системе кондиционирования воздуха.
13.8.5. По окончании дезинфекции необходимо собрать одноразовое чистящее оборудование и материалы, упаковать в мешки для биологически опасных отходов и организовать надлежащую их утилизацию.
13.8.6. Продезинфицировать должным образом всё остальное чистящее оборудование и материалы, которые будут использоваться многократно.
14. Подготовка, тренировки и учения на борту
Члены экипажа должны четко понимать опасности и риски, связанные с распространением COVID-19, принимать и поддерживать политику профилактики и предупреждения коронавируса, а также - уметь эффективно действовать в складывающейся эпидемиологической обстановке.
С этой целью на судне регулярно (не реже раза в месяц) должны проводиться соответствующие занятия и тренировки по программе, подготовленной компанией.
Компания должна подготовить по этим вопросам каждого члена экипажа, направляемого на судно, с учетом его должности и выполняемых обязанностей.
15. Психологическая поддержка рыбаков
Компании должны усилить психологическую поддержку рыбаков, оказавшихся на переднем крае во время вспышки коронавируса. Выполняя свои профессиональные обязанности, рыбаки сталкиваются со специфическими проблемами психологического плана, в том числе:
- ощущение повышенных рисков в отношении COVID-19, связанных с рейсами в порты различных государств с неблагоприятной коронавирусной обстановкой;
- отсутствие нормального отдыха между рейсами из-за ограничения или прямого запрета увольнения на берег во многих портах мира;
- задержки судов в отношении входа в порт, выхода из порта, а также задержания судов по коронавирусным причинам (вплоть до карантина), ломающие не только график работы судна, но и личные планы рыбаков;
- проблемы со сменой экипажей, связанные с фактическим прекращением регулярного авиационного сообщения, закрытием границ государств, карантинными задержками;
- возможные значительные превышения контрактных сроков работы на борту судна из-за невозможности сменного экипажа прибыть на судно, и т.д.
В этой ситуации судовладельцы должны усилить психологическую поддержку и эмоциональную заботу о сотрудниках, понимая их проблемы, выражая признательность тем, кто достойно выполняет свою работу, и избегая дискриминации тех, кто был помещен на карантин или был подтвержден инфекцией COVID-19. Такая поддержка должна включать:
- поддержание режима наибольшего благоприятствования рыбакам в рамках компании;
- помощь в создании и укреплении психологического чувства безопасности сотрудников (в первую очередь - рыбаков);
- позитивное отношение к сотрудникам с чрезмерно остро реагирующими эмоциями или резистентным поведением - они должны рассматриваться с гуманистической точки зрения с достаточным пониманием и благожелательностью;
- содействие в организации эффективного отдыха рыбаков.
Компаниям рекомендуется создание (или совершенствование) системы психологического медицинского обслуживания работников, включая:
- скоординированное развитие трех систем социальной поддержки - информационной, материальной и эмоциональной, чтобы облегчить психологическое напряжение персонала;
- постоянное ведение работы, по психологической оценке, состояния здоровья персонала и развитию позитивной мотивации к дальнейшей работе;
- организацию и проведение психологических стресс-тестов;
- уделение особого внимания тем, кто попал под карантин, оказался в группе риска или оказался подтвержденным пациентом - с тем, чтобы исключить любую дискриминацию и мотивировать физическое и психологическое восстановление сотрудников.
Для персонала этих особых групп могут быть организованы своевременное обучение, обращение за профессиональной помощью к психологам, а также - практическая помощь в решении их жизненных трудностей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.