Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу
министерства образования
Ставропольского края
от 30.06.2020 N 736-пр
Концепция
выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Ставропольского края
I. Общие положения
Современный этап развития образовательных систем (локальных, муниципальных, региональных) характеризуется серьезными инновационными изменениями их составляющих: образовательных, обеспечивающих и управленческих процессов, реализуемых различными типами и видами образовательных организаций. Вектор этих изменений определяет современная государственная образовательная политика, положения которой сформулированы в следующих актах Российской Федерации:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
"Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", утвержденная Президентом Российской Федерации 04 февраля 2010 г. N Пр-271;
"Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов", утвержденная Президентом Российской Федерации 03 апреля 2012 г. N Пр-82;
постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. N 1239 "Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития";
государственная программа Российской Федерации "Развитие образования", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования";
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 февраля 2016 года N 134 "Об утверждении Перечня подлежащих мониторингу сведений о развитии одаренных детей";
Федеральный проект "Успех каждого ребенка", утвержденный протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Образование" от 07 декабря 2018 г. N 3;
Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. N 326-р;
Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 20 февраля 2019 года;
Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технического развития Российской Федерации";
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 октября 2018 г. N 2245-р "Об утверждении Концепции подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года".
На федеральном уровне четко прослеживается, что одним из ключевых факторов решения задачи сохранения и приумножения интеллектуального потенциала является формирование эффективной системы работы с одаренными детьми: создание условий для выявления, развития, социальной поддержки талантливых детей и молодежи, реализации их способностей, обеспечения их всестороннего развития и образования.
Талантливые, одаренные дети являются мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть перед страной перспективы социально-экономического, культурного и духовно-нравственного развития.
Таким образом, создание условий и формирование единой образовательной среды, обеспечивающей выявление и развитие одаренных детей и молодежи, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. Забота об одаренных детях - это забота о будущем науки, спорта, культуры и экономики Российской Федерации.
Опираясь на ключевые идеи вышеперечисленных документов в осуществлении работы с одаренными и талантливыми детьми, отражение особенностей реализации ряда направлений применительно к специфике социально-культурных, спортивных, образовательных и экономических условий развития территории в Ставропольском крае, разработана настоящая Концепция выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Ставропольского края (далее - Концепция).
Концепция учитывает совокупность факторов, ведущими из которых являются следующие:
экономика инноваций, основанная на мотивации и повсеместном внедрении технологических новшеств, курс на которую взят в Российской Федерации и Ставропольском крае, предъявляет качественно новые требования к человеческому капиталу, диктует структурные изменения на рынке труда;
формируются запросы на профессионалов с высокой способностью к обучению и восприимчивостью к новым знаниям в междисциплинарных сферах, умеющих оценивать риски и принимать решения в условиях высокой неопределенности. Повышается спрос на команды, способные комплексно подходить к решению нетривиальных задач. Особенно востребованными становятся творческие личности, умеющие видеть, ставить и свободно решать возникающие перед обществом задачи;
максимально эффективное развитие и использование интеллектуально-творческих способностей человека как ключевых факторов формирования человеческого капитала становится важнейшим элементом государственной политики, нацеленной на повышение конкурентоспособности.
Концепция нацелена на создание единой открытой краевой системы выявления, поддержки и развития одаренных (талантливых) детей и молодежи; на разработку региональных муниципальных и локальных (на уровне образовательной организации) нормативных правовых актов, регламентирующих содержание деятельности по выявлению и сопровождению одаренных детей в системе образования Ставропольского края; на организацию взаимодействия всех субъектов выявления и сопровождения развития одаренных детей.
В ней определены цели и задачи, основные принципы, механизмы и направления ее реализации, сформулированы ожидаемые результаты. Концепция представляет собой документ стратегического характера, отражающий общее видение проблемы и принципиальные подходы к ее решению, которые должны быть положены в основу разрабатываемых и осуществляемых мер в данной сфере деятельности на уровне края.
Концепция разработана с учетом задач, определенных нормативными правовыми актами Ставропольского края:
Закон Ставропольского края от 24 июля 2014 г. N 72-кз "О некоторых вопросах по выявлению и поддержке талантливых детей и молодежи";
постановление Губернатора Ставропольского края от 10 ноября 2000 г. N 772 "Об учреждении стипендии Губернатора Ставропольского края студентам профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, осуществляющих образовательную деятельность на территории Ставропольского края";
постановление Губернатора Ставропольского края от 26 января 2015 г. N 37 "Об учреждении премии Губернатора Ставропольского края в области науки и инноваций молодым ученым и специалистам";
постановление Губернатора Ставропольского края от 22 февраля 1999 г. N 101 "Об учреждении именных стипендий Губернатора Ставропольского края наиболее одаренным учащимся и студентам образовательных организаций культуры и искусства";
постановление Губернатора Ставропольского края от 18 июля 2001 г. N 423 "Об учреждении стипендии Губернатора Ставропольского края юным спортсменам Ставропольского края";
постановление Правительства Ставропольского края от 05 февраля 2015 г. N 45-п "О координационном совете по выявлению и поддержке талантливых детей и молодежи", а также с учетом лучшей мировой и отечественной практики.
Концепцией предусмотрено выстраивание системы правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового обеспечения эффективного развития и реализации потенциала детей и молодежи Ставропольского края. Ключевую роль в этом выполняет объединение в этих целях на принципах социального партнерства представителей бизнеса, научного сообщества, органов государственной власти и местного самоуправления.
Раскрытие способностей и талантов детей и молодежи осуществляется посредством развития и реализации самых различных проявлений одаренности (и их сочетаний), ведущими из которых выступают интеллектуальное, творческое и художественное, спортивное, социальное. Концепция ориентирована на развитие у детей и молодежи креативности и культуры созидания, предприимчивости, стимулирование научного исследовательского поиска, лидерства с задачей максимально широкого охвата детей и молодежи, доступности и возможности быть востребованными независимо от места проживания и социального положения. Реализация Концепции позволит увеличить количество выявляемых одаренных детей и молодежи, обеспечить условия их самореализации в различных сферах жизнедеятельности общества, придаст последовательный и системный характер формированию интеллектуальной, творческой, спортивной элиты региона, будет способствовать росту конкурентных преимуществ Ставропольского края.
II. Понятия, используемые в Концепции
В Концепции применяются следующие основные термины и понятия:
Способности - индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Талант - выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.
Одаренность - системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Признаки одаренности - особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.
Выявление способностей и талантов у детей и молодежи - комплекс реализуемых в системе образования, культуры и спорта педагогических и психолого-педагогических мероприятий, обеспечивающих выявление у детей и молодежи задатков, способностей и одаренности в соответствующих сферах деятельности.
Развитие способностей и талантов у детей и молодежи - комплекс реализуемых в системе образования, культуры и спорта педагогических и психолого-педагогических мероприятий, обеспечивающих дальнейшее развитие у детей и молодежи задатков, способностей, одаренности в различных сферах деятельности с учетом их интеллектуальных и индивидуально-личностных особенностей, ценностных ориентаций и самосознания, способствующих социально-профессиональному самоопределению личности, повышению ее конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к условиям реализации собственной профессиональной карьеры.
Поддержка способностей и талантов у детей и молодежи - комплекс реализуемых на федеральном, региональном и местном уровнях мероприятий, обеспечивающих создание социальных и экономических условий для развития и самореализации одаренного ребенка, молодого человека, достижения им социально значимых результатов.
Педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
Дополнительное образование направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
III. Состояние системы работы с одаренными детьми в Ставропольском крае
Задача сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала, формирования будущей профессиональной элиты является актуальной для Ставропольского края. Одним из ключевых факторов ее решения является формирование эффективной системы работы с одаренными детьми: создание условий для выявления, развития, социальной поддержки талантливых детей, реализации их способностей, обеспечения их всестороннего развития и образования, адекватных современным требованиям.
На протяжении многих лет в крае целенаправленно и активно ведется работа по созданию условий, способствующих развитию одаренности детей и подростков, функционирует сеть образовательных организаций, реализующих программы работы с одаренными детьми.
На территории края реализуется Межведомственный план развития дополнительного образования детей в Ставропольском крае на 2017 - 2020 годы по отраслям "Образование", "Культура", "Физическая культура и спорт".
В системе работы с одаренными детьми Ставропольского края функционируют организации дополнительного образования детей различной ведомственной принадлежности по отраслям "Образование", "Культура", "Спорт".
Центром ответственности за организацию работы по поддержке одаренных (талантливых) детей и молодежи в крае является министерство образования Ставропольского края, которое организует совместную деятельность с министерством физической культуры и спорта Ставропольского края и министерством культуры Ставропольского края.
Работа с одаренными детьми на Ставрополье строится на основе структурной модели, включающей совокупность образовательных организаций общего дополнительного и дополнительного профессионального образования, осуществляющих деятельность по ключевым направлениям "Наука", "Искусство", "Спорт", представленной на рисунке 1.
/-----------------------------------------------------------------------------------------------------\
| Министерство образования Ставропольского края |
\-----------------------------------------------------------------------------------------------------/
| | | | | |
\/ \/ \/ \/ \/ \/
/----------------\ /----------\ /-------------------------\ /-----------------\ /-------------\ /--------\
| Спортивные | | Центры и | | Образовательные | | Центр для | | Детские | |СКИРО ПК|
|детско-юношеские| | дома | | организации общего | | одаренных детей | |экологические| | и ПРО |
| школы | | детского | | образования | | "Поиск" | | центры | | |
| | |творчества| | | | | | | | |
\----------------/ \----------/ |-------------------------| |-----------------| \-------------/ \--------/
/\ /\ /\ | Урочная | Внеурочная | |Кванториум|IT-куб| /\ /\
| | | |деятельность|деятельность| | | | | |
| | | \-------------------------/ \-----------------/ | |
| | \----------------------\ /\ /\ | |
| | | \--------------\| | |
| \----------------------\ \----------------\ || /--------------/ |
/-------------------------------\ /-------------------------\ /-----------------\ /--------------------------\
| Спорт | | Искусство | | Наука | | Подготовка педагогических|
| | | | | | | кадров по вопросам |
| | | | | | | развития способностей и |
| | | | | | | талантов |
\-------------------------------/ \-------------------------/ \-----------------/ \--------------------------/
/\ /\ /\ /\
/------------------------------------------------------------------------------------\
| Направления деятельности |
\------------------------------------------------------------------------------------/
Рисунок 1. Структурная модель выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Ставропольского края
Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам направлена на:
формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся;
выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
профессиональную ориентацию обучающихся;
создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;
социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
формирование общей культуры обучающихся;
удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
Содержание дополнительных общеобразовательных программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
При разработке и реализации дополнительных общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
Итогом реализации дополнительных общеобразовательных программ являются достижения обучающихся в муниципальных, краевых, всероссийских и международных мероприятиях, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений.
Важное место в системе работы с одаренными детьми занимает повышение квалификации педагогических работников, руководителей образовательных организаций, педагогов-психологов, осуществляющих работу по развитию детской одаренности.
IV. Цель, задачи и принципы Концепции
Целью Концепции является создание региональной инновационной, отвечающей современным требованиям системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, а также обеспечение личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения детей, через формирование единого информационного и научно-методического пространства Ставропольского края по работе с одаренными детьми и молодежью в области науки, искусства и спорта.
На достижение цели направлено решение следующих взаимосвязанных задач:
1) выявление способностей и талантов у детей и молодежи;
2) поддержка способностей и талантов у детей и молодежи;
3) развитие способностей и талантов у детей и молодежи;
4) выявление, поддержка и развитие способностей и талантов у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
5) разработка программ, ориентированных на выявление, поддержку и развитие способностей и талантов у детей и молодежи;
6) содействие в поступлении способных и талантливых детей и молодежи в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования;
7) осуществление межведомственного и межуровневого взаимодействия;
8) разработка диагностического инструментария для выявления способностей и талантов у детей и молодежи;
9) осуществление психолого-педагогического сопровождения способных и талантливых детей и молодежи;
10) осуществление подготовки педагогических работников по вопросам развития способностей и талантов у детей и молодежи;
11) осуществление государственно-частного партнерства для поддержки способных и талантливых детей.
Концепция основывается на следующих принципах:
1) индивидуализация и дифференциация обучения, обеспечивающая учет потребностей, запросов, а также индивидуального уровня развития одаренного обучающегося;
2) учет возрастных возможностей обучающихся, обеспечивающий соответствие содержания образования и методов обучения специфическим особенностям одаренных обучающихся на разных возрастных этапах;
3) доступность условий и услуг, направленных на выявление и развитие способностей, для всех детей, независимо от их места жительства и состояния здоровья, социального положения и финансовых возможностей семьи;
4) приоритет интересов личности, оказание образовательных услуг, способствующих максимальному раскрытию и развитию личностного потенциала одаренных детей;
5) многоуровневость и многофункциональность организуемой деятельности, обеспечивающей включенность в нее каждого ребенка с целью выявления его задатков и создания необходимых условий для их развития;
6) сетевое внутриведомственное и межведомственное взаимодействие организаций, занимающихся вопросами выявления и поддержки одаренных детей;
7) непрерывность и преемственность в психолого-педагогическом сопровождении одаренных детей;
8) открытость системы и информированность образовательного сообщества о содержании, формах и результатах работы с одаренными детьми.
V. Основные направления реализации Концепции
Целевой адресат Концепции - дети и молодежь. Раскрытие интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи ориентировано на выявление, поддержку и сопровождение различных типов одаренности (и их сочетаний), основными из которых являются:
интеллектуальная одаренность (определяется высоким уровнем интеллектуального развития, проявляющимся в научно-исследовательской, инновационной, предметной деятельности);
творческая и художественная одаренность (проявляется в высоких достижениях в области художественного творчества, музыке, изобразительном искусстве, литературе, сценической деятельности);
спортивная одаренность (определяется уровнем физического развития и высокими достижениями в различных видах спорта);
социальная одаренность (определяется успешностью в общественной и предпринимательской деятельности, лидерскими и организаторскими способностями).
Основные направления реализации Концепции вытекают из ее задач и отражают приоритеты их выполнения:
1. Выявление задатков и способностей у детей и молодежи.
Цель процедуры выявления - определение потенциала учащихся в различных видах проявления склонностей, способностей, одаренности.
При реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
выявление видов проявления склонностей, способностей, одаренности у учащихся;
определение уровня проявления склонностей, способностей, одаренности;
создание банка данных одаренных обучающихся;
совершенствование методов ранней диагностики выявления одаренных детей и молодежи.
В рамках реализации данной цели предусмотрена организация ряда работ по следующим направлениям:
- разработка и совершенствование методик и технологий диагностирования одаренных (талантливых) детей и молодежи по типам одаренности, в том числе интеграция дистанционных, очных, очно-заочных форм обучения с одаренными детьми и молодежью;
- организация и проведение комплекса мероприятий, направленных на диагностирование талантливых детей и молодежи по типам таланта.
2. Поддержка способностей и талантов у детей и молодежи.
Поддержка способностей и талантов у детей и молодежи связана с организацией работы (создание образовательных программ), направленной на понимание и закрепление имеющегося у школьников потенциала путем:
создания механизмов индивидуализации образовательных траекторий развития одаренных (талантливых) детей;
создания образовательных, развивающих модулей по направлениям одаренности и группам компетенций;
разработки и реализации региональной и муниципальных моделей сетевого взаимодействия образовательных организаций, учреждений культуры и спорта, направленных на интеграцию усилий и консолидацию ресурсов для обеспечения реализации индивидуальных образовательных траекторий одаренных детей;
организации профильных смен для талантливых детей с различными видами одаренности на базе загородных оздоровительных лагерей, образовательных и досуговых центров и др.;
выработки и актуализации мер материальной поддержки одаренной молодежи.
3. Развитие способностей и талантов у детей и молодежи достигается путем организации "правильной" работы с данной категорией обучающихся, направленной на повышение мотивации к обучению.
Данная работа ведется посредством:
целевой подготовки и обеспечения участия одаренных детей в краевых, всероссийских и международных олимпиадах, конкурсах, спортивных мероприятиях;
актуализацией перечня конкурсных мероприятий для выявления одаренных детей по разным типам одаренности и развитие механизмов вовлечения их в конкурсные мероприятия;
создание и поддержка сообществ (в том числе интернет-сообществ) детей и молодежи по интересам в области науки, техники, культуры, искусства, спорта, проведение интернет-форумов, выставок, конкурсов;
осуществления мониторинга продвижения одаренных детей и талантливой молодежи по результатам их выступления на олимпиадах, конкурсах, соревнованиях на разных уровнях образовательных систем;
совершенствования системы работы с родителями (законными представителями) одаренных детей.
4. Выявление, поддержка и развитие способностей и талантов у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ).
Дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья, так же как и здоровые дети, обладают способностями и талантом. Но для развития способностей детей с ОВЗ требуется специальная помощь, заключающаяся в организации работы по следующим направлениям:
вовлечение детей с ОВЗ в творческую деятельность. Это позволяет эффективно решать проблемы укрепления их физического и психического здоровья, преодоления комплекса неполноценности, улучшения психоэмоционального состояния и развития. Главная задача педагогов, работающих с данной категорией детей - создать такие условия, в которых каждый ребенок, независимо от уровня интеллекта и физического состояния, мог бы развивать способности, данные ему от природы;
создание ситуации успеха. Для любого подростка и особенно ребенка с ОВЗ очень важна ситуация успеха. Именно успехом можно воспитать любого учащегося. Но если в учебной деятельности проявить себя может не каждый, то в творчестве состояться может практически любой воспитанник;
психологическая поддержка родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.
5. Разработка программ, ориентированных на выявление, поддержку и развитие способностей и талантов у детей и молодежи.
Любая образовательная модель предполагает реализацию конкретных программ обучения. Используемые образовательные программы разделены педагогами на три группы:
общеразвивающие, направленные на решение задач по формированию общей культуры ребенка, расширение его знаний о мире и о себе;
специализированные, содержащие основы для раскрытия и развития способностей детей, приобретения ими специальных знаний и умений в избранном виде деятельности;
профессионально ориентированные, позволяющие детям знакомиться с различными профессиональными сферами жизнедеятельности, выявить свои личные притязания и определиться в выборе профессии.
Разработка программ, ориентированных на выявление, поддержку и развитие способностей и талантов у детей и молодежи организациями Ставропольского края осуществляется по следующим направлениям:
1) Проектирование программ сопровождения, на их основе выстраивание и реализация индивидуальных образовательных маршрутов и траекторий одаренных детей в региональной образовательной системе, в том числе с участием сетевых и социальных партнеров общеобразовательных учреждений:
проектирование педагогических программ сопровождения развития одаренных детей в соответствии с разными видами детской одаренности на разных уровнях образования;
разработка и реализация различных интегрированных образовательных программ, совместно реализуемых учреждениями общего и дополнительного образования, предполагающих реализацию индивидуальных образовательных маршрутов одаренных детей;
разработка и реализация культурно-досуговых программ в условиях клубных форм работы;
разработка тематических (профильных) каникулярных досуговых программ для обеспечения обучения, оздоровления и отдыха одаренных детей в соответствии с различными видами их одаренности;
создание и реализация различных образовательных и социальных проектов, в том числе и интегрированных (информационных, социальных, творческих, исследовательских);
разработка краткосрочных тематических программ по обеспечению подготовки одаренных детей к участию в различных предметных олимпиадах, творческих конкурсах, соревнованиях;
2) Формирование очно-заочных программ обучения одаренных детей с дистанционной поддержкой.
6. Содействие в поступлении способных и талантливых детей и молодежи в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования.
Современные тенденции в сфере образовании обусловливают изменение воспитательных ориентиров в системе профессиональной ориентации подрастающего поколения. Важнейшими качествами личности детей и молодежи становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь. Данные качества свойственны в большей мере способным и талантливым детям.
Особая роль в организации профориентационной работы отводится дополнительному образованию, которое является одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Именно в организациях дополнительного образования есть возможность самостоятельной разработки специализированных программ с учетом запросов детей и молодежи; педагогические работники могут сами разрабатывать авторские программы, имеют право свободного выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, методов оценки знаний, умений и навыков детей при проведении профессиональной ориентации; родители и дети имеют право свободного выбора деятельности, темпов продвижения по конкретной программе, форм предоставления результатов своего труда.
Основные направления деятельности в крае по реализации данной задачи:
создание системы многоаспектной профессиональной ориентации одаренных обучающихся, включая реализацию комплекса мер по информированию талантливых детей и молодежи о возможностях образования и самореализации, трудоустройства и профессионального роста в Ставропольском крае;
организация участия одаренных (талантливых) детей в работе бизнес-инкубаторов, стартапов и т.п.;
развитие взаимодействия с образовательными организациями профессионального образования и высшего образования;
развитие договорных отношений "школа - вуз - производство" по сопровождению одаренных выпускников.
7. Осуществление межведомственного и межуровневого взаимодействия.
В системе выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи можно выделить следующие уровни:
- региональный;
- муниципальный и институциональный;
- индивидуальный.
Региональный уровень включает в себя:
- разработку и совершенствование нормативной базы по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи;
- повышение квалификации педагогических работников, работающих с одаренными детьми;
- анализ состояния образования, инновационных процессов, потребностей региона в содержании и развитии дополнительного образования в части стимулирования образовательной и педагогической деятельности;
- организацию научно-методического обеспечения работы с одаренными детьми;
- развитие независимой системы оценки качества дополнительного образования одаренных детей;
- финансовое обеспечение дополнительного образования одаренных детей.
Муниципальный и институциональный уровни предполагают следующее:
- разработку и реализацию муниципальных составляющих развития дополнительного образования, нацеленного на одаренных детей;
- создание условий для эффективной деятельности образовательных организаций дополнительного образования, ориентированных на поддержку талантливых детей;
- развитие независимой системы оценки качества дополнительного образования одаренных детей;
- стимулирование образовательной и педагогической деятельности.
Образовательные организации проводят самообследование и обеспечивают функционирование внутренней системы оценки качества дополнительного образования одаренных детей, которая строится с учетом основных составляющих образовательного процесса (институциональный уровень):
- организация и осуществление образовательной деятельности;
- ресурсное обеспечение реализации основных образовательных программ;
- достижение планируемых результатов освоения разработанных образовательных программ.
Индивидуальный уровень предусматривает:
- проведение обучающимися самооценки, самоанализа (рефлексии) и взаимооценки;
- проведение педагогическими работниками стартовой и текущей диагностики, оценки образовательных достижений, на рубежных этапах обучения с определением уровня индивидуальных достижений и причин невысоких образовательных результатов (при наличии).
Основной задачей межведомственного взаимодействия по поддержке одаренных детей и талантливой молодежи является обеспечение системного подхода к участию детей, подростков, молодежи в массовых мероприятиях (олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях и других) различного уровня, направленных на выявление одаренных и способных детей и расширение возможностей для их самореализации.
Учреждения науки, культуры и спорта Ставропольского края принимают участие в следующих направлениях и видах деятельности учреждений образования по выявлению и развитию одаренных детей:
- создание и пополнение краевого банка данных одаренных детей;
- организация краевых научных, творческих, спортивных мероприятий для одаренных детей: профильных лагерных смен, слетов, фестивалей и др.;
- участие в повышении квалификации педагогических работников, работающих с одаренными детьми, посредством проведения стажировок, мастер-классов и других форм обучения.
8. Разработка диагностического инструментария для выявления способностей и талантов у детей и молодежи.
Подбор диагностического инструментария для исследования одаренности детей должен обеспечивать принцип минимальной достаточности содержания методик для наиболее эффективного и адекватного отслеживания развития внутреннего потенциала личности воспитанников, охватывать познавательную и личностную сферу развития, поведенческую характеристику ребенка, что позволяет определить приоритетную сферу его интересов, а также уровень развития творческого мышления.
Основным направлением деятельности каждой конкретной организации, работающей с одаренными детьми, выступает:
- разработка и использование имеющегося в психологии и педагогике диагностического инструментария для выявления способностей и талантов у детей и молодежи, их комплексного и объективного оценивания;
- выбор наиболее эффективного диагностического инструментария, подходящего именно для конкретной образовательной организации.
9. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных и мотивированных учащихся осуществляется по следующим направлениям:
1) Диагностическое направление. Его целью является идентификация одаренных детей, изучение индивидуальных особенностей школьников. Основными задачами данного направления являются: составление банка психодиагностических методик и реализация психологической диагностики, направленной на выявление одаренных и мотивированных учащихся, актуальных задач и проблем их развития, обучения, социализации.
2) Коррекционно-развивающее направление. Основной смысл развивающей работы с одаренными и мотивированными детьми - это раскрытие потенциальных возможностей ребенка. Поэтому главные цели всей коррекционно-развивающей работы должны быть направлены на:
- формирование у детей уверенности в успехе и признании, возможности совершить то или иное действие, осуществить намеченное, почувствовать свою значимость и защищенность;
- развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания;
- овладение способами регуляции поведения, эмоциональных состояний;
- развитие коммуникативных навыков, снижение уровня тревожности, формирование адекватной самооценки, обучение методам релаксации и визуализации.
3) Просветительское (информационное) направление. Его целью является повышение психологической компетентности участников педагогического процесса; содействие в повышении квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми, педагог не должен рассматриваться только как средство развития таланта. У педагогов должна формироваться устойчивая самооценка и вырабатываться позиция Мастера, Учителя и Наставника.
4) Консультационное направление: оказание психологической помощи способным и одаренным детям и их родителям, и педагогам в решении возникающих у них проблем.
5) Психопрофилактическое направление: охрана и укрепление здоровья, организация психологически благоприятной атмосферы в учреждении, поддерживающей и развивающей идеи уникальности каждого ребенка, ценности именно его способности. Такая установка является противовесом конкурентности, самоутверждению за счет других.
6) Аналитическое (экспертное) направление: экспертиза индивидуальных образовательных программ, проектов, пособий, профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение талантливых детей и молодежи представляет собой хорошо структурированный, последовательный вид деятельности, являющийся неотъемлемой частью системы работы учреждения образования по выявлению, сопровождению и развитию одаренных детей.
7) Осуществление подготовки педагогических работников по вопросам развития способностей и талантов у детей и молодежи. Реализация данной задачи осуществляется по следующим направлениям:
- подготовка педагогических и управленческих кадров к работе с одаренными обучающимися на основе комплексных учебных программ, построенных по модульному принципу;
- организация работы творческих групп, формирование для них тематики проблемных семинаров по вопросам сопровождения одаренных и талантливых обучающихся;
- разработка методических пособий, методических рекомендаций для организации работы с одаренными обучающимися;
- проведение научно-практических конференций по проблемам детской одаренности, особенностям работы с этой категорией обучающихся;
- консультирование педагогов по вопросам проектирования учебных и образовательных программ для одаренных детей, создания тематических программ, проектов подготовки исследовательских работ;
- экспертиза и рецензирование учебных материалов, подготовленных педагогами для работы с одаренными детьми.
8) Осуществление государственно-частного партнерства для поддержки способных и талантливых детей.
Расширение участия негосударственного сектора в оказании услуг дополнительного образования, внедрение механизмов государственно-частного партнерства выступает одним из направлений реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. N 1726-р, и предполагает:
- обеспечение конкурентного доступа негосударственных и государственных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, к бюджетному финансированию;
- совершенствование лицензионных требований в сфере дополнительного образования детей для всех организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы;
- увеличение масштабов поддержки некоммерческих организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, через систему грантов социально ориентированным некоммерческим организациям;
- содействие развитию корпоративной социальной ответственности в сфере дополнительного образования детей.
В интересах устойчивого развития дополнительного образования детей в качестве сторон партнерства должны выступать:
государственный сектор;
частный сектор;
гражданское общество.
Направлением реализации Концепции по данной задаче выступает поиск и внедрение механизмов государственно-частного партнерства в региональную систему выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Ставропольского края.
VI. Организационная структура региональной системы выявления и развития одаренных детей
В деятельности по выявлению и развитию одаренных детей принимают участие образовательные организации, расположенные на территории Ставропольского края.
Деятельностью по определению приоритетных направлений выявления и поддержки талантливых детей и молодежи в системе образования Ставропольского края руководит Координационный совет, созданный в соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от 05 февраля 2015 года N 45-п в Ставропольском крае (далее - Координационный совет).
Организационно-методическое сопровождение деятельности образовательных организаций по выявлению и развитию одаренных детей осуществляют:
по направлению "Наука":
- государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования "Центр для одаренных детей "Поиск" г. Ставрополя;
по направлению "Искусство":
- государственное бюджетное учреждение дополнительного образования "Краевой Центр развития творчества детей и юношества им. Ю.А. Гагарина";
по направлению "Спорт":
- государственное бюджетное учреждение дополнительного образования "Краевая детско-юношеская спортивная школа (комплексная)".
За подготовку педагогических кадров по вопросам развития способностей и талантов в Ставропольском крае ответственным выступает государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования".
Образовательные организации Ставропольского края, работающие по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи Ставропольского края по направлениям деятельности "Наука", "Искусство" и "Спорт", а также с организациями, осуществляющими подготовку педагогических кадров по вопросам развития способностей и талантов, выступают операторами и партнерами реализации Концепции. Перечень таких организаций определяется министерством образования Ставропольского края.
Важным механизмом реализации Концепции должна стать web-страница на сайте министерства образования Ставропольского края, который отразит многогранную работу всех субъектов, участвующих в реализации Концепции, создаст удобные и эффективные интерфейсы по основным направлениям Концепции, будет интересным и актуальным для детей, молодежи и родителей.
VII. Показатели эффективности и мониторинг ее реализации Концепции
С целью проведения мониторинга региональной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Ставропольского края Концепцией определяется ряд показателей эффективности, а также методы сбора информации, необходимые для их получения.
I. Выявление способностей и талантов у детей и молодежи.
Количественные показатели:
1.1. Общее количество:
международных;
всероссийских;
региональных;
муниципальных;
иных интеллектуальных, творческих, спортивных мероприятий, в которых приняли участие обучающиеся образовательных организаций всех типов/из них обучающиеся организаций дополнительного образования.
1.2. Общее количество обучающихся образовательных организаций всех типов, принявших участие в:
международных;
всероссийских;
региональных;
муниципальных;
иных интеллектуальных, творческих, спортивных мероприятиях.
Из них обучающихся организаций дополнительного образования.
Качественные показатели:
1.3. Победители и призеры международных, всероссийских, региональных и иных интеллектуальных, творческих, спортивных мероприятий (в разрезе каждого конкретного мероприятия), из них обучающихся организаций дополнительного образования:
1.3.1. Наименование мероприятия.
1.3.2. Количество участников.
1.3.3. Количество победителей.
1.3.4. Количество призеров.
1.4. Наличие муниципального банка об одаренных детях и молодежи.
II. Поддержка способностей и талантов у детей и молодежи.
Количественные показатели:
2.1. Количество профильных смен для талантливых детей на базе загородных оздоровительных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, образовательных и досуговых центров и др.:
- наименование и направление смены;
- описание, продолжительность;
- кем реализуются;
- источники и объем финансирования.
2.2. Количество детей, принявших участие в профильных сменах для талантливых детей.
2.3. Количество одаренных детей, получивших стипендии, гранты, иные материальные поощрения.
2.4. Доля выпускников образовательных организаций всех типов, поступивших в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования по направлениям: наука, искусство, спорт, от общей численности выпускников/из них в организациях дополнительного образования.
Качественные показатели:
2.5. Наличие и реализация в образовательных организациях всех типов индивидуальных образовательных траекторий для талантливых детей.
2.6. Наличие выстроенной системы ранней профориентации школьников, направленной на формирование навыков профессионального самоопределения обучающихся.
III. Создание условий для развития способностей и талантов у детей и молодежи.
Количественные показатели:
3.1. Количество организаций дополнительного образования по отраслям:
- "Образование";
- "Культура";
- "Спорт".
3.2. Численность детей, посещающих организации дополнительного образования по отраслям:
- "Образование";
- "Культура";
- "Спорт";
- Частные организации, студии и др.
3.3. Количество иных форм организации работы с талантливыми детьми (консультационные центры, дистанционные программы, мастер-классы лучших педагогов и др.):
- наименование;
- компетенции;
- направления деятельности;
- количество обучаемых, в том числе по направлениям;
- количество педагогов;
- ссылка на информационные ресурсы в открытых источниках сети "Интернет".
Качественные показатели:
3.4. Улучшение материально-технической базы организаций дополнительного образования, открытие новых организаций.
3.5. Увеличение численности детей, охваченных программами дополнительного образования различной направленности.
3.6. Увеличение численности организаций, объединений, обучающихся по научно-техническому направлению.
IV. Подготовка педагогических работников по вопросам развития способностей и талантов.
Количественные показатели:
4.1. Количество разработанных и реализованных адресных программ дополнительного профессионального образования по вопросам научно-методического сопровождения педагогов, работающих с обучающимися, проявившими выдающиеся способности.
4.2. Количество межкурсовых мероприятий, ориентированных на подготовку педагогических работников по вопросам развития способностей и талантов (вебинары, семинары).
4.3. Количество проведенных конкурсов профессионального мастерства с целью поддержки специалистов, работающих с одаренными детьми и талантливой молодежью, количество участников.
4.4. Количество участников сетевого сообщества педагогов, работающих с одаренными детьми и талантливой молодежью.
4.5. Доля педагогических работников, имеющих подготовку и сопровождение одаренных детей и молодежи.
Качественные показатели:
4.6. Реализация программ повышения квалификации для педагогов, работающих с одаренными детьми:
- наименование и направление программ;
- кем реализуются программы;
- объем финансирования программ;
- источники финансирования программ;
- количество педагогов, охваченных программами, с разбивкой по организациям;
- новые профессиональные результаты педагогов в их работе с одаренными детьми после завершения обучения по программам повышения квалификации (разработка и проведение новых факультативов, разработка и сопровождение индивидуальных образовательных программ одаренных детей и другое);
- ссылки в сети "Интернет" на программы повышения квалификации для педагогов по работе с одаренными детьми.
4.7. Повышение уровня компетентности педагогических работников и родителей в вопросах детской одаренности и создания благоприятных условий для развития личности детей и молодежи и наиболее полного раскрытия их способностей.
В качестве методов сбора информации по показателям Концепции используются: анкетирование, опрос, анализ отчетов и статистических данных.
VIII. Этапы реализации Концепции
Реализация Концепции осуществляется в II этапа:
I этап - 2020 - 2021 годы;
II этап - 2022 - 2025 годы.
I этап предусматривает создание основных механизмов и принятие сопутствующих нормативных правовых актов Ставропольского края реализации Концепции, а также отработку технологий по реализации ключевых направлений и механизмов взаимодействия субъектов региональной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Ставропольского края.
II этап нацелен на выстраивание целостной системы работы по развитию и реализации потенциала детей и молодежи по направлениям "Наука", "Искусство", "Спорт", а также подготовку педагогических кадров по вопросам развития способностей и талантов.
Финансирование плана мероприятий по реализации Концепции будет осуществляться из разных источников, в том числе за счет средств бюджетов всех уровней и частных инвестиций.
Начиная с I этапа министерством образования Ставропольского края и органами исполнительной власти Ставропольского края будет проводиться постоянный мониторинг реализации Концепции и оценка ее эффективности, а также будет организована реализация других компонентов управленческого цикла системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи в соответствии с Методическими рекомендациями по подготовке к проведению оценки механизмов управления качеством образования в субъектах Российской Федерации.
IX. Ожидаемые результаты деятельности по реализации Концепции
Основным результатом реализации данной Концепции станет создание эффективной региональной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, которая обеспечит:
- полный охват одаренных школьников участием в разнообразных видах и формах деятельности состязательного и творческого характера, организуемых на различных уровнях (образовательного учреждения, муниципальном, краевом);
- увеличение количества одаренных детей, результативно участвующих в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях краевого, российского и международного уровней;
- увеличение количества педагогов, эффективно работающих с одаренными детьми;
- наличие информационной базы данных об одаренных детях и базы данных об образовательных ресурсах для одаренных детей;
- наличие комплекта диагностических материалов для выявления одаренных детей;
- наличие адресного мониторинга и ведение статистики (базы данных) состояния работы с одаренными детьми и талантливой молодежью в регионе;
- создание новых и развитие имеющихся форм, методов, технологий по работе с одаренными детьми и талантливой молодежью;
- наличие ежегодного плана краевых конкурсных мероприятий, учитывающего новейшие идеи, разработки и тенденции развития образования и работы с одаренными детьми;
- рост качества дополнительного образования в крае.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.