Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Анализ внутренних налоговых условий
Налоговые доходы бюджетной системы (рассчитываемые как сумма поступлений всех налогов и сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное государственное социальное страхование и прочих налоговых платежей), определяемые как процентная доля ВВП, на протяжении последних 6 лет оставались примерно на одном уровне (изменяясь в диапазоне от 29% - до 32% ВВП). В 2019 году данный показатель составил 32,64% ВВП.
Таблица 1. Доходы бюджета расширенного правительства Российской Федерации в 2013-2019 гг. (% к ВВП)
|
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
Доходы всего |
33,49 |
33,87 |
32,40 |
32,92 |
33,80 |
35,67 |
35,89 |
Налоговые доходы и платежи в том числе |
30,86 |
31,36 |
28,97 |
28,64 |
30,35 |
32,48 |
32,64 |
Налог на прибыль организаций |
2,84 |
3,01 |
3,13 |
3,24 |
3,58 |
3,92 |
4,13 |
Налог на доходы физических лиц |
3,42 |
3,42 |
3,38 |
3,53 |
3,54 |
3,49 |
3,60 |
Налог на добавленную стоимость |
4,85 |
4,99 |
5,10 |
5,34 |
5,59 |
5,75 |
6,45 |
Акцизы |
1,39 |
1,36 |
1,29 |
1,58 |
1,74 |
1,52 |
1,24 |
Таможенные пошлины |
6,81 |
6,99 |
4,05 |
3,08 |
2,80 |
3,55 |
2,75 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
3,53 |
3,68 |
3,88 |
3,42 |
4,50 |
5,86 |
5,55 |
Страховые взносы |
6,36 |
6,28 |
6,42 |
6,67 |
6,71 |
6,51 |
7,12 |
Прочие налоги и сборы* |
1,67 |
1,65 |
1,73 |
1,78 |
1,88 |
1,88 |
1,82 |
______________________________
* - налоги на совокупный доход, налоги на имущество, налоги и платежи, связанные с добычей полезных ископаемых (кроме НДПИ) и без учета государственной пошлины.
______________________________
Источники данных: ВВП - Росстат, доходы бюджета расширенного правительства - Федеральное казначейство
При анализе уровня налоговой нагрузки по отдельным видам налогов в Российской Федерации традиционно выделяют нефтегазовые доходы - НДПИ и вывозные таможенные пошлины (на нефть, газ и нефтепродукты), поскольку в Российской Федерации по-прежнему существенную долю доходов бюджета составляют доходы, получаемые из этих источников (Таблица 2).
Таблица 2. Доходы бюджета расширенного правительства от налогообложения добычи нефти и экспорта нефти и нефтепродуктов в 2013 - 2019 гг. (% к ВВП)
|
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
Налоговые доходы и платежи |
30,86 |
31,36 |
28,97 |
28,64 |
30,35 |
32,48 |
32,64 |
Доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов |
9,67 |
10,04 |
7,42 |
6,15 |
6,86 |
8,96 |
7,82 |
из них: | |||||||
НДПИ на нефть |
3,00 |
3,12 |
3,25 |
2,74 |
3,65 |
5,00 |
4,70 |
НДПИ на газ |
0,44 |
0,47 |
0,51 |
0,57 |
0,73 |
0,74 |
0,72 |
Акцизы на нефтепродукты |
0,57 |
0,49 |
0,36 |
0,49 |
0,36 |
0,35 |
0,33 |
Вывозные таможенные пошлины на нефть |
3,20 |
3,32 |
1,72 |
1,20 |
1,06 |
1,48 |
1,01 |
Вывозные таможенные пошлины на газ |
0,66 |
0,62 |
0,67 |
0,63 |
0,63 |
0,77 |
0,63 |
Вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты |
1,65 |
1,88 |
0,90 |
0,52 |
0,43 |
0,62 |
0,42 |
Таможенная пошлина (при вывозе из РБ за пределы ТС нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,14 |
0,14 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доходы от налогов и прочих платежей, не связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов |
|
|
|
|
|
|
|
21,19 |
21,33 |
21,55 |
22,49 |
23,49 |
23,52 |
24,82 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Источники данных: ВВП - Росстат, доходы бюджета расширенного правительства - Федеральное казначейство
В 2019 году налоговая нагрузка на экономику в Российской Федерации практически не изменилась по сравнению с 2018 годом. Произошло лишь незначительное увеличение на 0,16 п.п. с 32,48% к ВВП в 2018 году до 32,64% к ВВП в 2019 году. При этом налоговая нагрузка в части налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и таможенной пошлины суммарно снизилась на 1,38 п.п. Основной прирост налоговой нагрузки произошел за счет налога на добавленную стоимость (увеличился на 0,7 п.п.) и страховых взносов (увеличились на 0,6 п.п.). Уровень налоговой нагрузки по остальным налогам в 2019 году существенно не менялся, что позволило сохранить стабильность налоговых условий.
Налоговая нагрузка без учета нефтегазовых доходов в 2019 году по сравнению с 2018 годом увеличилась на 1,3% и составила 24,82% к ВВП. Основное увеличение налоговой нагрузки произошло в связи с увеличением налоговой ставки по налогу на добавленную стоимость и прекращения действия пониженных тарифов страховых взносов для субъектов малого и среднего предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Средний уровень прочих сборов, таких как государственная пошлина, и неналоговых платежей, уплачиваемых организациями и предпринимателями в бюджеты бюджетной системы страны, за последние 6 лет не превышал 1% к ВВП. В 2019 году совокупный уровень указанных доходов составил 0,82% к ВВП, и, таким образом, фискальная нагрузка на экономику суммарно составила 33,47% к ВВП (Таблица 3).
Таблица 3. Фискальная нагрузка (налоги и платежи, поступающие в бюджетную систему Российской Федерации) на экономику Российской Федерации в 2013 - 2019 гг. (% к ВВП)
|
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
Доходы всего |
33,49 |
33,87 |
32,40 |
32,92 |
33,80 |
35,67 |
35,89 |
в том числе |
|
|
|
|
|
|
|
Фискальная нагрузка |
31,67 |
32,10 |
29,92 |
29,38 |
31,14 |
33,22 |
33,47 |
Налоговые доходы и платежи |
30,86 |
31,36 |
28,97 |
28,64 |
30,35 |
32,48 |
32,64 |
Нефтегазовые доходы |
9,67 |
10,04 |
7,42 |
6,15 |
6,86 |
8,96 |
7,82 |
Доходы, не относящиеся к нефтегазовым |
21,19 |
21,33 |
21,55 |
22,49 |
23,49 |
23,52 |
24,82 |
Доходы от прочих сборов и неналоговых платежей |
0,81 |
0,74 |
0,96 |
0,74 |
0,79 |
0,74 |
0,82 |
Источники данных: ВВП - Росстат, доходы бюджета расширенного правительства - Федеральное казначейство
Расчетный уровень налоговой нагрузки на экономику в Российской Федерации можно сопоставить с аналогичными показателями по странам - членам Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) (Таблица 4). При этом необходимо отметить, что величина фискальной нагрузки по странам ОЭСР не включает в себя различного рода неналоговые платежи, которые хотя и установлены законодательством, но не являются предметом регулирования законодательства о налогах и сборах, таможенных платежах или страховых взносах на обязательное государственное социальное страхование.
Таблица 4. Налоговая нагрузка на экономику в странах ОЭСР (% ВВП)
Страна |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 (оценка) |
Австралия |
27,33 |
27,33 |
27,92 |
27,60 |
28,53 |
н.д. |
Австрия |
42,82 |
42,71 |
43,10 |
41,91 |
41,80 |
42,18 |
Бельгия |
45,16 |
45,07 |
44,81 |
43,88 |
44,46 |
44,85 |
Великобритания |
32,57 |
31,83 |
32,16 |
32,73 |
33,27 |
33,54 |
Венгрия |
38,07 |
37,99 |
38,71 |
39,15 |
38,18 |
36,55 |
Германия |
36,76 |
36,70 |
36,99 |
37,42 |
37,57 |
38,19 |
Голландия |
36,54 |
37,05 |
37,01 |
38,40 |
38,70 |
38,75 |
Греция |
35,46 |
35,75 |
36,58 |
38,70 |
38,91 |
38,74 |
Дания |
45,89 |
48,53 |
46,13 |
45,69 |
45,71 |
44,86 |
Израиль |
30,72 |
31,15 |
31,31 |
31,11 |
32,51 |
31,09 |
Ирландия |
28,17 |
28,41 |
23,11 |
23,36 |
22,52 |
22,32 |
Исландия |
35,75 |
38,32 |
36,33 |
50,81 |
37,50 |
36,69 |
Испания |
33,13 |
33,59 |
33,59 |
33,29 |
33,68 |
34,40 |
Италия |
44,05 |
43,47 |
43,11 |
42,31 |
42,13 |
42,05 |
Канада |
30,86 |
31,34 |
32,68 |
33,17 |
32,81 |
32,99 |
Латвия |
28,50 |
28,98 |
29,22 |
31,20 |
31,12 |
30,74 |
Литва |
н.д. |
27,49 |
28,88 |
29,69 |
29,53 |
30,26 |
Люксембург |
38,23 |
37,45 |
37,09 |
37,94 |
38,71 |
40,05 |
Мексика |
13,75 |
13,70 |
15,93 |
16,62 |
16,09 |
16,13 |
Новая Зеландия |
31,13 |
31,22 |
31,57 |
31,68 |
32,08 |
32,69 |
Норвегия |
39,93 |
38,79 |
38,43 |
38,71 |
38,80 |
39,03 |
Польша |
31,94 |
31,88 |
32,37 |
33,54 |
34,14 |
35,03 |
Португалия |
34,07 |
34,26 |
34,45 |
34,12 |
34,44 |
35,39 |
Словакия |
30,24 |
31,12 |
32,18 |
32,34 |
33,10 |
33,05 |
Словения |
36,75 |
36,19 |
36,35 |
36,51 |
36,28 |
36,38 |
США |
25,65 |
25,98 |
26,24 |
25,87 |
26,78 |
24,33 |
Турция |
25,35 |
24,58 |
25,09 |
25,30 |
24,90 |
24,35 |
Финляндия |
43,62 |
43,81 |
43,93 |
44,03 |
43,31 |
42,67 |
Франция |
45,23 |
45,45 |
45,28 |
45,37 |
46,12 |
46,10 |
Чехия |
34,08 |
33,10 |
33,35 |
34,24 |
34,87 |
35,28 |
Чили |
19,86 |
19,61 |
20,38 |
20,14 |
20,11 |
21,07 |
Швейцария |
26,89 |
26,88 |
27,60 |
27,71 |
28,44 |
27,94 |
Швеция |
42,91 |
42,59 |
43,08 |
44,21 |
44,39 |
43,93 |
Эстония |
31,70 |
32,27 |
33,31 |
33,54 |
32,77 |
33,24 |
Южная Корея |
24,30 |
24,59 |
25,16 |
26,24 |
26,90 |
28,42 |
Япония |
28,85 |
30,26 |
30,63 |
30,73 |
31,37 |
н.д. |
Средняя по ОЭСР |
33,61 |
33,60 |
33,72 |
34,42 |
34,19 |
34,26 |
Россия |
30,86 |
31,36 |
28,97 |
28,64 |
30,35 |
32,48 |
Россия без учета нефтегазовых доходов |
21,19 |
21,33 |
21,55 |
22,49 |
23,49 |
23,52 |
Источники данных: данные по ОЭСР - Revenue Statistics 1965 - 2019
Таблица 5. Налоговая нагрузка на экономику в странах Евразийского экономического союза в 2013 - 2019 гг. (% налоговых доходов к ВВП)
Страна |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
Россия |
33,48 |
33,86 |
31,88 |
32,76 |
33,27 |
35,54 |
34,91 |
Средняя по ЕАЭС (кроме России) |
30,31 |
30,07 |
28,12 |
27,73 |
28,49 |
29,14 |
28,91 |
Армения |
22,20 |
22,05 |
21,49 |
21,42 |
21,24 |
21,65 |
23,52 |
Беларусь |
39,83 |
38,93 |
38,81 |
39,02 |
38,71 |
39,88 |
37,79 |
Казахстан |
24,75 |
23,74 |
16,61 |
17,01 |
20,30 |
22,22 |
21,01 |
Киргизия |
34,45 |
35,55 |
35,55 |
33,47 |
33,72 |
32,80 |
33,32 |
Источники данных: Международный валютный фонд (http://elibrary-data.imf.org)
Уровень налоговой нагрузки в России по данным Международного валютного фонда (2019 год - 34,91) отличается от уровня налоговой нагрузки, рассчитанного в соответствии с методикой, применяемой ОЭСР (налоговая нагрузка в России за 2019 год - 32,64), в связи с различными подходами к определению общей суммы налоговых доходов. В частности, могут по-разному учитываться таможенные пошлины, налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, взносы на обязательное социальное страхование.
<< Назад |
Приложение 2. >> Меры налоговой политики по видам налогов |
|
Содержание Информация Минфина России от 1 октября 2020 г. "Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.