На основании пункта 8.1 статьи 13, части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 "О государственном жилищном надзоре" постановляю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Алтайского края.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора Алтайского края Локтева С.А.
Губернатор Алтайского края |
А.Б. Карлин |
Порядок
осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Алтайского края
(утв. постановлением Администрации Алтайского края от 19 февраля 2014 г. N 64)
I. Общие положения
1.1. Порядок осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Алтайского края (далее - "Порядок") разработан с целью установления требований к организации и проведению уполномоченным органом регионального государственного жилищного надзора на территории Алтайского края.
1.2. Региональный государственный жилищный надзор на территории Алтайского края (далее - "региональный государственный жилищный надзор") осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края - Государственной инспекцией Алтайского края (далее - "инспекция").
1.3. Задачами регионального государственного жилищного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности следующих обязательных требований (далее - "обязательные требования"):
1.3.1. к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах;
1.3.2. к формированию фондов капитального ремонта;
1.3.3. к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах;
1.3.4. к созданию и деятельности специализированных некоммерческих организаций, осуществляющих обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
1.3.5. к соблюдению ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги;
1.3.6. к энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов.
1.4. Региональный государственный жилищный надзор осуществляется посредством:
а) организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований;
б) принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений;
в) систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
1.5. Структура инспекции и порядок организации её деятельности определяются Администрацией края.
II. Перечень должностных лиц инспекции, являющихся государственными жилищными инспекторами, их полномочия
2.1. Должностными лицами, имеющими право на осуществление регионального государственного жилищного надзора (далее - "государственные жилищные инспекторы"), являются: руководитель инспекции, заместитель руководителя инспекции, курирующий направление деятельности по осуществлению регионального государственного жилищного надзора, начальники, консультанты, главные, ведущие специалисты отделов жилищного надзора по городам Барнаулу, Бийску, Рубцовску, Славгороду, отдела правового обеспечения жилищного надзора.
2.2. Государственные жилищные инспекторы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, вправе:
1) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований;
2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа руководителя (заместителя руководителя) инспекции о назначении проверки посещать территории и расположенные на них многоквартирные дома, помещения общего пользования многоквартирных домов, а с согласия собственников жилые помещения в многоквартирных домах и проводить их обследования, а также исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю, проверять соответствие устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации, а по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, соответствие устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья председателя правления товарищества и других членов правления товарищества, правомерность принятия собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании таких собственников решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - "управляющая организация"), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, правомерность утверждения условий этого договора и его заключения;
3) выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям;
4) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
5) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.
2.3. Государственные жилищные инспекторы при проведении проверки обязаны:
1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;
2) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического лица, индивидуального предпринимателя, гражданина, проверка которых проводится;
3) проводить проверку на основании приказа руководителя, заместителя руководителя инспекции в соответствии с ее назначением;
4) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии приказа руководителя, заместителя руководителя инспекции и в случае, предусмотренном частью 5 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", копии документа о согласовании проведения проверки;
5) не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, гражданину присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
6) предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, гражданину, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
7) знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, гражданина с результатами проверки;
8) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;
9) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
10) соблюдать сроки проведения проверки, установленные статьей 13 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
11) не требовать от органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического лица, индивидуального предпринимателя, гражданина документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
12) перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, гражданина ознакомить их с положениями административного регламента, в соответствии с которым проводится проверка;
13) осуществлять запись о проведенной проверке юридического лица и индивидуального предпринимателя в журнале учета проверок.
2.4. В случае выявления при проведении проверки нарушений органом государственной власти, органом местного самоуправления, юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, гражданином обязательных требований государственные жилищные инспекторы обязаны:
выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами;
принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
2.5. Государственные жилищные инспекторы при осуществлении полномочий по государственному жилищному надзору соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные статьями 15-18 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий.
2.6. Государственные жилищные инспекторы имеют служебные удостоверения единого образца, установленного нормативным правовым актом Администрации Алтайского края.
III. Порядок проведения проверок соблюдения обязательных требований
3.1. К отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей, установленных частями 4.1-4.3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
3.2. Порядок проведения проверок соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований включает в себя следующие действия:
формирование плана проверок;
организация проверок;
проведение плановых и (или) внеплановых документарных и (или) выездных проверок;
оформление результатов проверок;
контроль за исполнением выданных предписаний.
3.3. Содержание, сроки и последовательность выполнения административных процедур при осуществлении регионального государственного жилищного надзора устанавливаются административными регламентами.
3.4. В целях осуществления регионального государственного жилищного надзора инспекция в пределах установленных полномочий организует и проводит плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9-12 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
3.5. Предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами:
а) обязательных требований:
к жилым помещениям, их использованию и содержанию;
к содержанию общего имущества в многоквартирном доме;
к порядку перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение;
к порядку признания помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерацией положением;
к учету жилищного фонда;
к порядку переустройства и перепланировки жилых помещений;
к определению состава, содержанию и использованию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
к управлению многоквартирными домами;
к выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (в том числе управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищностроительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
к установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения;
к раскрытию информации в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами;
к созданию и деятельности товарищества собственников жилья либо жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, соблюдению прав и обязанностей их членов;
к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах;
к созданию и деятельности советов многоквартирных домов;
к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги, соблюдению ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги;
к обеспечению энергетической эффективности многоквартирных домов и жилых домов, их оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатации таких приборов;
к деятельности специализированных некоммерческих организаций, обеспечивающих проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
к порядку и условиям заключения договоров управления многоквартирными домами и иных договоров, обеспечивающих управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, и договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
к формированию фондов капитального ремонта;
б) других обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, установленных жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
3.6. Решения и действия (бездействие) государственных жилищных инспекторов при проведении проверок могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.7. По решению руководителя инспекции к участию в проведении проверок могут привлекаться эксперты и экспертные организации, аккредитированные в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 N 689, для проведения необходимых исследований (включая научные исследования), испытаний, экспертиз, анализа и оценки.
IV. Порядок раскрытия информации о результатах проводимых проверок соблюдения обязательных требований, об эффективности регионального государственного жилищного надзора
4.1. Инспекция размещает на официальном сайте в сети Интернет (giak.ru) следующую информацию о своей деятельности:
а) ежегодный план проведения плановых проверок (информация размещается в срок до 31 декабря года, предшествующего году проведения проверок);
б) сведения о результатах плановых и внеплановых проверок с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных (ежеквартально);
в) ежегодные доклады об осуществлении регионального государственного жилищного надзора и эффективности такого надзора (первый квартал года, следующего за отчетным периодом);
г) тексты рекомендаций и информацию, содействующие выполнению обязательных требований (по мере необходимости).
V. Порядок взаимодействия инспекции с органами муниципального жилищного контроля и органами местного самоуправления, саморегулируемыми организациями в сфере управления многоквартирными домами или иными объединениями юридических лиц независимо от организационно-правовой формы или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, а также с объединениями (ассоциациями, союзами) товариществ собственников жилья, жилищных, жилищностроительных и иных специализированных потребительских кооперативов
5.1. Взаимодействие инспекции с органами местного самоуправления осуществляется при реализации их полномочий, установленных частью 1.1 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В случае обращения в адрес инспекции собственников помещений в многоквартирном доме, председателя совета многоквартирного дома, органов управления товарищества собственников жилья, либо органов управления жилищного кооператива, либо органов управления иного специализированного потребительского кооператива по факту невыполнения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, с целью организации проверки в соответствии с частью 1.1 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации инспекция направляет указанное обращение на рассмотрение в орган местного самоуправления.
Орган местного самоуправления организует проведение в пятидневный срок внеплановой проверки деятельности управляющей организации на основании указанного обращения.
В случае если по результатам проверки выявлены факты невыполнения управляющей организацией условий договора управления многоквартирным домом, орган местного самоуправления не позднее чем через пятнадцать дней со дня соответствующего обращения созывает собрание собственников помещений в данном доме для решения вопросов о расторжении договора с такой управляющей организацией и о выборе новой управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
5.2. Инспекция и органы муниципального жилищного контроля при организации и проведении проверок осуществляют взаимодействие по вопросам контроля:
технического состояния и использования муниципального жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в составе которых находятся помещения муниципального жилищного фонда, своевременного выполнения работ по его содержанию и ремонту;
соблюдения правил пользования нанимателями и членами их семей муниципальными жилыми помещениями, использования жилого помещения по целевому назначению;
соблюдения правил предоставления коммунальных услуг пользователям помещений в многоквартирном доме, в составе которых находятся помещения муниципального жилищного фонда;
наличия в многоквартирных домах, имеющих помещения муниципального жилищного фонда, приборов учета энергетических и водных ресурсов, соблюдения обязательных требований энергетической эффективности.
5.3. Взаимодействие инспекции с органами муниципального жилищного контроля осуществляется в следующих формах:
1) информирование о нормативных правовых актах и методических документах по вопросам организации и осуществления регионального государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля;
2) информирование о ежегодных планах проверок и внеочередных проверках;
3) информирование о результатах проводимых проверок, состоянии соблюдения обязательных требований, установленных федеральными законами, законами Алтайского края в области жилищных отношений, муниципальными правовыми актами, и об эффективности регионального государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля;
4) планирование и проведение совместных плановых проверок, обследований и иных контрольно-надзорных мероприятий;
5) подготовка предложений о совершенствовании законодательства Российской Федерации в части организации и осуществления регионального государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля;
6) принятие административного регламента взаимодействия инспекции и органов муниципального жилищного контроля при осуществлении регионального государственного жилищного надзора, административного регламента взаимодействия органа муниципального жилищного контроля и инспекции при осуществлении муниципального жилищного контроля;
7) повышение квалификации специалистов, осуществляющих региональный государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль;
8) обмен информационными базами данных;
9) создание совместных координационных и совещательных органов с привлечением к их работе экспертов, экспертных организаций, в том числе для разработки методических документов по вопросам организации и осуществления регионального государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля;
10) проведение для юридических лиц и граждан совместных информационно-консультационных мероприятий, посвященных соблюдению обязательных требований и порядку осуществления регионального государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля.
5.4. Принципами взаимодействия инспекции и органов муниципального жилищного контроля являются:
соблюдение прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан;
проведение проверок в строгом соответствии с компетенцией органов муниципального жилищного контроля и органа регионального государственного жилищного надзора;
независимость и самостоятельность должностных лиц органов муниципального жилищного контроля, государственных жилищных инспекторов при реализации их полномочий.
5.5. Задачами взаимодействия инспекции и органов муниципального жилищного контроля являются:
укрепление законности и правопорядка;
соблюдение гарантий защиты прав граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального жилищного контроля и регионального государственного жилищного надзора;
повышение эффективности регионального государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля.
5.6. Инспекция осуществляет взаимодействие с саморегулируемыми организациями в сфере управления многоквартирными домами, иными объединениями юридических лиц независимо от организационно-правовой формы, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, объединениями (ассоциациями, союзами) товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных и иных специализированных потребительских кооперативов путем участия в совместных совещаниях, в работе "круглых столов", в конференциях с целью обмена информацией, выработки единого подхода к совершенствованию правоприменительной практики в сфере жилищного законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Алтайского края от 19 февраля 2014 г. N 64 "Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Алтайского края"
Текст постановления опубликован в газете "Алтайская правда" от 27 февраля 2014 г. N 47
Постановлением Правительства Алтайского края от 29 сентября 2021 г. N 370 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2022 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Алтайского края от 10 октября 2019 г. N 383
Изменения вступают в силу с 11 октября 2019 г.
Постановление Правительства Алтайского края от 31 мая 2019 г. N 198
Изменения вступают в силу с 3 июня 2019 г.
Постановление Правительства Алтайского края от 28 сентября 2018 г. N 373
Изменения вступают в силу с 28 сентября 2018 г. Абзацы второй, седьмой, двенадцатый пункта 1 названного постановления распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 г.
Постановление Правительства Алтайского края от 6 июля 2018 г. N 264
Изменения вступают в силу с 9 июля 2018 г.
Постановление Правительства Алтайского края от 2 марта 2018 г. N 78
Изменения вступают в силу с 6 марта 2018 г.
Постановление Администрации Алтайского края от 14 августа 2015 г. N 332
Постановление Администрации Алтайского края от 9 февраля 2015 г. N 32
Постановление Администрации Алтайского края от 1 октября 2014 г. N 443